Серж лама биография личная жизнь
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 июня 2020; проверки требует 1 правка.
Перейти к навигации
Перейти к поиску
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Лама.
Серж Лама (фр. Serge Lama, настоящее имя Серж Шовье, фр. Serge Chauvier, 11 февраля 1943, Бордо, Франция) — французский певец.
Его наиболее известная песня — Je suis malade («Я болен»). В 1971 году представлял Францию на Евровидении с песней Un jardin sur la terre («Сад на земле»), которая заняла 10-е место.
Дискография[править | править код]
- 1964 : L’humanité
- 1964 : Bel Air
- 1965 : La voix de son maitre
- 1966 : 4 chansons d’Emile Stern et de Serge Lama
- 1966 : La voix de son maître
- 1967 : La voix son maître
- 1968 : D’Aventures en aventures
- 1970 : Et puis on s’aperçoit
- 1971 : Superman
- 1973 : Je suis malade
- 1974 : Chez moi
- 1974 : Live à l’Olympia
- 1975 : La vie Lilas
- 1977 : L’enfant au piano
- 1978 : Enfadolescence
- 1979 : Lama chante Brel
- 1980 : Souvenirs…Attention…Danger
- 1981 : Lama Père et fils
- 1982 : De Bonaparte à Napoléon
- 1984 : Napoléon
- 1986 : Portraits de femmes
- 1987 : Je t’aime
- 1988 : Live au Casino de Paris
- 1989 : A la vie, à l ‘amour
- 1992 : Amald’me
- 1994 : Lama
- 1996 : L’ami
- 1999 : Serge Lama
- 2001 : Feuilles à feuilles
- 2003 : Plurielles
- 2005 : Accordéonissi-mots
Ссылки[править | править код]
- Serge Lama — официальный веб-сайт
- https://www.instagram.com/sergelama.officiel/
- Рассказ-лекция о Серже Лама в Живом Журнале (автор — Наталия Меерович)
Единственный сын в семье, Серж Шовье (Serge Chauvier), родился в Бордо, в четверг, 11 февраля 1943 года. Его отец Жорж Шовье (Georges Chauvier) был певцом (баритон), а мать – Жоржетт Понсо ( Georgette Ponceaut) домохозяйкой. Родившись в Обюссоне, отец Сержа, переехал в Бордо в возрасте 20 лет, где работал в труппе большого театра. На афишах в Бордо отца Сержа называли «Прекрасным принцем шансона». С юных лет Серж Лама вращался в театральных кругах, что и оставило отпечаток на всей его дальнейшей жизни.
В 12 лет Серж пишет свою первую песню «La ballade du poète». В 13 лет, в 1956 году Серж поступает в лицей (Lycée Michelet de Vanves). В это время он пишет свои первые тексты, которые станут известны значительно позже («Le bouffon du roi»). В 15-16 лет Серж входит в состав труппы любительского театра, образованного его учителем английского языка.
По воспоминаниям товарищей, Серж не был красавцем: долговязый, тощий, как гвоздь, неряшливый, но зато был весёлым и верным парнем. Он был клоуном класса, что передразнивает учителей, чтоб рассмешить девчонок, был надёжным товарищем, которому можно было доверить все свои сердечные тайны. В 1961 году в 18 лет Серж покидает родительский дом и для него начинается период подработок. Он работает в разных местах, предлагает краткие очерки о преступности среди несовершеннолетних, работает в банках и т.д. В сентябре 1962 года Серж поступает на военную службу. Служит сначала во Франции, затем на французской базе в Сахаре. В декабре 1963 года он возвращается к гражданской жизни. Некоторое время после возвращения домой, Серж проводит в «Petit Conservatoire de la Chanson». Там он встречает Жаки Баяра (Jackie Bayard) пианиста, который напишет музыку к текстам двадцати песен Лама.
Сценический псевдоним «Лама» Серж решил взять себе ещё в 14 лет, так как собственная фамилия «Шовье» не устраивала его по звучанию. Тогда он мечтал о том, что его «Лама» когда-нибудь будет начертано на фронтоне концертного зала «Олимпия». В 21 год Серж знакомится с Лилиан Бенелли пианисткой из кабаре. Несмотря на то, что Лилиан старше Сержа на 10 лет, между ними разгорается любовь с первого взгляда. Вскоре Серж начинает работать в «Bobino». Там за кулисами, во время репетиции на него обращает внимание Эдди Маруани (Eddy Marouani). Великий импресарио назвал Лама «истинным сыном Эдит Пиаф и Мориса Шевалье». Маруани сразу начинает работать с Сержем. После «Бобино» Лама работает в нескольких кабаре на правом берегу* 21 ноября 1964 года Серж впервые выступает на телевидении. 20 мая 1965 года выходит первая пластинка с песнями Лама («Ils viendront», «Clara», «Fais ta valise», «Le jugement dernier»). Летом 1965 года певец успешно гастролирует.
Трагедия разыгралась 12 августа 1965 года. На выезде из города Экс-ан-Прованс ( Aix-en-Provence) автомобиль, в котором находился Серж Лама, управляемый Жан-Клодом Масиасом (Jean-Claude Macias) братом Энрико Масиаса, врезался в дерево. В катастрофе погибли Лилиан Бенелли и Жан-Клод Масиас, Серж был доставлен в больницу Экс-ан-Прованса в критическом состоянии. У него была сломана челюсть, сломаны рёбра, правая нога, левая нога была парализована, разорвана селезёнка. Одним словом, за исключением рук и головы всё было переломано. Серж лежал без движения полтора года. Врачи утверждали, что он никогда больше не сможет ходить. Несмотря ни на что, Серж Лама начал реабилитацию. Миллиметр за миллиметром он учился вновь ходить в 24 года. Больницу певец покинул на костылях. Лечащий врач не мог поверить в это чудо. Находясь в больнице, Серж продолжает писать свои песни. В 1966 году различные исполнители продолжают записывать песни на тексты Сержа Лама. В этом же году певец женится на Дейзи Браун, пресс-секретаре звукозаписывающей студии, с которой сотрудничал Лама.
В июне 1967 года Серж записывает песню, которая приносит ему первый большой успех «Les ballons rouges» («Красные шары»). В 1968 году он пишет песни уже для таких звёзд, как Жульет Греко (Juliette Gréco) и Мари Лафоре (Marie Laforêt). В июле 1969 года Серж Лама с песней «Une île» («Остров») выигрывает первый приз «Rose d’or d’Antibes», однако песня не находит своего места на радио. 1970 и 71 годы автор работает над созданием новых песен. В 1971 году Серж расстаётся с Дейзи Браун. 8 мая 1972 года официально регистрируется «Клуб друзей Сержа Лама». 12 февраля 1973 года в концертном зале «Олимпия» с ошеломительным успехом проходит представление, посвящённое Сержу Лама «Серж Лама — 30 лет и один день». «Олимпия» была переполнена. Публика не расходилась всю ночь, заставляя вновь и вновь повторять полюбившиеся песни. Успех был грандиозным. После праздника Серж в течение десяти дней выступал в «Олимпии». Для певца наступили звёздные годы.
1977 год отмечен множеством выступлений Лама во Дворце конгрессов, которые собирают до 180 000 поклонников артиста. В это же время Серж выступает в качестве автора песен к фильмам, например «Le dernier baiser» («Последний поцелуй»). В 1978 году Певец записывает сразу 25 новых песен. 11 октября выходит его двойной альбом «Enfadolescence». В 1979 году артист во Дворце конгрессов даёт семьдесят представлений, 300 000 зрителей. Лама попадает в книгу рекордов по посещаемости зрителями его концертов.
Почти десять лет в дороге. По 250 гала-концертов в год! Певец чувствует необходимость передышки и в начале 80-х годов обращается к жанру музыкальной комедии. Первой постановкой был «Наполеон», песни для которого были написаны в течение двух месяцев. «Наполеон» успешно шёл в течение трёх лет. Далее следует перерыв в карьере певца в шесть с половиной лет. В 1984 году погибает отец Сержа в автомобильной катастрофе, а мать попадает в кому. В 1989 году Серж Лама возвращается на сцену и сразу записывает двойной альбом «В жизни любви», который включает в себя 21 новую песню. 1990 год отмечен выступлением Лама в театральных, сценических постановках, с которыми певец гастролирует по Европе. В течение 90-х годов артист продолжает писать песни, записывать альбомы, заниматься концертной деятельностью. Для него открыты двери всех самых значительных концертных залов и площадок Европы и Америки. В марте 1996 года Лама покоряет Канаду. Туры по Квебеку проходят с полным аншлагом.
В 2003 году выходит альбом «Pluri-elles», в котором Серж собирает новых женщин -исполнительниц таких как Лара Фабиан (Lara Fabian), Изабель Буле (Isabelle Boulet), Линда Леме (Lynda Lemay), Ани Жирардо (Annie Girardot), и других. Также в этом альбоме присутствует виртуальный дуэт с Далидой (Dalida). С 2004 года Серж Лама идёт по пути минимализма. Он выступает только в сопровождении аккордеона (аккордеонист Серджио Томасси) или трио: аккордеон, гитара, перкуссия. Вообще, Серж Лама считает аккордеон совершенно самодостаточным инструментом, способным передать все краски симфонического оркестра. В 2009-2011 годах артист совершает большое турне по Европе, США и Канаде, которое завершилось в декабре 2011 года после выступления в концертном зале «Олимпия» в Париже. Во Франции Серж Лама имеет такую же популярность, как и Шарль Азнавур.
По материалам сайта ©
Перевел Шагурин Юрий
Цитата сообщения Dmitry_Shvarts
Serge Lama. “Je suis malade”
Серж Лама (фр. Serge Lama, настоящее имя Серж Шовье, фр. Serge Chauvier) — французский певец. Его наиболее известная песня — Je suis malade.
Серж родился 11 февраля 1943 г. в семье оперного баритона Жоржа Шавье. Когда ему исполнилось 7 лет, семья переехала в Париж, где глава семьи поступил на службу в «Theatre des Capucines». Отец часто брал с собой в театр маленького Сержа, возможно поэтому, мальчик рано стал сочинять собственные стихи и песни. В школе увлечением Сержа становится драмкружок. Окончив школу и отслужив в армии, Серж поступает в Парижскую консерваторию, одновременно выступает в кабаре «L’Ecluse». В 1964 г. он записывает свой первый сингл и вскоре получает приглашение выступать в концерте Жоржа Брассенса. Осенью 1965 г. происходит событие, которое едва не поставило крест на карьере Сержа, – он попадает в автоаварию и на долгие 18 месяцев оказывается парализованным. Но Серж не сдаётся, он уверен в выздоровлении, а немного оправившись от болезни, пробует записывать свои синглы.
В 68-м году Серж, под псевдонимом Лама, записывает свой первый альбом, получивший приз Академии Шарля Кро, а два года спустя артист записывает второй свой альбом и выступает на конкурсе «Евровидения». В 70-х годах Лама выпускает 6 альбомов, в одном из которых, – знаменитая, проникновенная песня, его тоска по утраченной любви, – «Je suis malade» (Я болен). Ежегодно певец даёт сольные концерты во Дворце Конгрессов в Париже, побив все мыслимые рекорды – в 1977 г. на его выступления пришли 300 тысяч человек. Вместе с дирижёром Лораном Маазелем, он выпускает диск «Lama-Maazel. Le monde symphonique de Serge Lama», записанный с Кливлендским симфоническим оркестром. В октябре того же года вышел очередной сольный диск певца “Souvenirs, attention, danger”. Одной из самых интересных работ того периода стал диск, записанный совместно с отцом Лама, Жоржем Шавье и названный «Lama, le père et le fils» (Лама, отец и сын), за релизом которого, последовали гастроли по Франции.
В соавторстве с И.Жильбером и Ж.Росни, Лама создаёт мюзикл о жизни Наполеона, который с большим успехом идёт на сцене театра Мариньи ежедневно, в течение трех лет. В 1986 г. Серж Лама выпускает диск «Portraits de femmes», который посвятил памяти родителей, погибших в автокатастрофе. В 90-е артист вернулся к своей первой страсти – к театру, сыграв главные роли в нескольких пьесах, в том числе, в нашумевшем спектакле «La Facture». Снимается он и на телевидении. Серж Лама по-прежнему много выступает и записывает новые диски. Артист сотрудничает и с другими музыкантами, являясь автором песен для Изабель Обрэ, Мари Лафорэ, Жюльет Греко, Наны Мускури и Николь Круасилль.
Но вернёмся к Je suis malade
Первая исполнительница песни — легендарная Далида(Иоланда Джильотти), памятник которой стоит на Монмартре в Париже, а память живет в сердцах миллионов.
Пел ее также сам Серж Лама (одноименный альбом 1973 года)
И дуэтом с Dalida
А в 1995 году впервые на французской сцене, при большой поддержке автора, « Je suis malade” исполнила Лара Фабиан.
Эта песня и сценический дуэт с Сержем ознаменует ее возвращение из Канады во Францию, что показательно
В 2007 Лара Фабиан откроет свой единственный в том году концерт в Москве, именно этой песней и первый куплет произнесет на русском: «Я больше не курю, я больше не мечтаю, У меня больше нет прошлого, Без тебя я грязна, без тебя я не красива, как сирота на тротуаре…»
Конечно эта песня, своим сюжетом обязывает на некоторую откровенность, такое поется изо всех сил (желательно, из последних).
До сих пор многие спорят, кто же все-таки более достойно справился с задачей. О Серже Ламе, как правило, в спорах не упоминается. Речь идет о двух итальянках — Далиде и Ларе. Для Далиды эта песня как бы то ли случайно, то ли потому что писалась для нее перекликается с ее жизнью, которая так и закончилась — с таблетками и виски, в тревожном сне 54-х летней женщины, усталой, одинокой, которой жизнь дала так многое и так многое отняла.
У Лары Фабиан за плечами куда меньше потерь, да и вредных привычек не наблюдается, но сам Серж Лама неоднократно признавался ей в любви, говоря, что так исполнить Je suis malade, как она? не мог бы никто. Она открыла новые грани этой песни, как в плане вокала, так и в плане душевного эксгибиционизма (когда упала на сцену Олимпии в 2003 в своей концертной программе En toute intime).
Так, кто имеет право исполнять Je suis malade… Наверное, правильный ответ: «каждый». Как писал Хэмингуей: «жизнь ломает каждого, но сильный только крепчает на изломе». И вот где-то на этом самом изломе каждый человек может с полным правом напеть пару строчек этой бессмертной композиции.
Je ne reve plus Je n’ai plus envie Je suis malade Je suis malade Comme a un rocher Je bois toutes les nuits Je suis malade Je suis malade Cet amour me tue Je suis malade Je suis malade | Я больше не мечтаю, Я больше не желаю Я больна, Я больна, Как к скале, Я больна, абсолютно больна, Эта любовь убьет меня, если так продолжится… Я больна, абсолютно больна |
Ne me quitte pas
terkat
Аристид Брюан – Жюльетт Греко – Мулуджи – Серж Реджани – Жорж Брассенс – Жак Брель – Лео Ферре (1) – Лео Ферре (2) – Лео Ферре (3) – Жан Ферра – Борис Виан – Ги Беар – Шарль Азнавур – Барбара – Клод Нугаро – Серж Лама – Мирей Матье – Серж Генсбур
Serge Lama (р. 1943)
Будущий Серж Лама родился 11 февраля 1943 года в семье Жоржа Шовье – оперного певца в Grand Théâtre de Bordeaux. Когда Сержу было 7 лет, семья переехала в Париж. Прекрасный баритон Шовье высоко ценился в Бордо, но в столице удача не захотела ему улыбнуться. Ему пришлось не только петь в оперетте, но и довольствоваться вторыми ролями. А в какой-то момент вообще оставить сцену, чтобы содержать семью. Пока этого не случилось, мальчик был счастлив – он мог днями и ночами болтаться за кулисами, дышать воздухом сцены. «Мой отец пел в театре Капуцинов, казавшемся мне захудалым и потрепанным. Он дублировал Жоржа Гетари в оперетте «La Route fleurie», находился на излете карьеры, с трудом зарабатывал на жизнь. А напротив театра, по другую сторону бульвара – там стояло здание только-только открывшегося зала «Олимпия». Там сияло золото, там царил экстаз, там пели певцы нашей мечты.»
Слушайте дети, я расскажу вам сказочку, она важна для понимания жизненного пути Сержа Лама. Одиннадцатилетний мальчик, проходя с отцом мимо здания прославленного мюзик-холла «Олимпия», видит имя певца Эдди Константина, высвеченное огромными красными буквами на фасаде. И произносит: «Здесь я буду петь, когда вырасту!..»
В 12 лет Серж пишет свою первую песню, в 14 придумывает сценический псевдоним «Серж Лама». А некоторые из песен, написанные в 13 лет, настолько хороши, что он будет их исполнять «когда вырастет». Затем мелкие подработки, военная служба в Алжире (которому он обязан одним из хитов), в 1964 году встреча с пианистом Жаки Баяром, который напишет музыку к его первым двадцати текстам.
Выступая в кабаре «L’Ecluse» в первой части концерта Барбары, Серж влюбляется в ее пианистку, Лилиан Бенелли. (И да – для тех, у кого хорошая память – на этом месте начинает звучать тревожная музыка…)
К маю 1965 году в карьере молодого певца числятся 2 сорокопятки, успешные выступления в концертных залах, появление на телевидении. Карьера набирает ход.
…Катастрофа случилась 12 августа 1965 года, во время гастролей по стране. Возле Экс-ан-Прованса автомобиль, в котором находился Серж Лама, врезается в дерево. Водитель – Жан-Клод Гренассья (режиссер гастролей и брат Энрико Масиаса) – и Лилиан, невеста Сержа, погибают на месте. Помните песню «Маленькая кантата», посвященную Барбарой памяти Лилиан Бенелли? Ну вот…
Серж Лама доставлен в больницу Экс-ан-Прованса в критическом состоянии, у него переломано все – челюсть, ребра, обе ноги. Полтора года без движения, четырнадцать операций. Врачи утверждают, что пострадавший в такой аварии никогда не сможет ходить. В 1966 году певица Режин посылает к нему в больницу молодого пианиста Ива Жильбера. Успех сватовства превосходит все ожидания: Ив Жильбер станет одним из двух персональных композиторов Сержа Лама и долгие годы будет сопровождать его на сцене в качестве аккомпаниатора.
Находясь в больнице, Лама записывает еще два миньона.
И несмотря ни на что, после долгой и мучительной реабилитации, на глазах изумленных врачей покидает больницу на костылях.
В 1967 году Серж Лама возвращается к артистической жизни и записывает песню, которая приносит ему первый большой успех. «Les ballons rouges» становится классикой его репертуара и одной из визитных карточек. Гордый пройденным путем и построенной своими руками карьерой, Лама часто возвращался к воспоминаниям детства. Сейчас вы поймете, к чему были те сказочки про честолюбивого мальчика. По ссылке ниже – два варианта перевода: подстрочник и стихотворный перевод авторства simona_miller.
Les Ballons rouges (1967) Красные шары
Paroles: Serge Lama. Musique: Yves Gilbert
Первый студийный альбом (1968 год) называется по песне «D’aventures en aventures».
Это одна из нескольких песен, посвященных Лама памяти Лилиан Бенелли. Еще одну можно послушать здесь. Исполнение, которое я здесь даю, не самое лучшее – но ценно тем, что здесь Лама еще совсем молоденький, и его классический имидж еще не сложился
D’aventures en aventures (1968) От приключения к приключению
Paroles: Serge Lama. Musique: Yves Gilbert
В 70-х Лама становится одним из самых популярных певцов Франции. Водоворот концертов, турне, записанных дисков – головокружительная карьера, сопровождаемая рекордными цифрами в разных комбинациях. До 250 гала-концертов в год! В 1979 году семьдесят представлений во Дворце конгрессов с полным аншлагом, 300 000 зрителей (и запись в книге рекордов Гиннеса по посещаемости концертов). В 1971 – второй крупный успех с песней Superman. Это перевод песни группы «The Kinks» (у них она называется «Apeman»). Вы только не думайте, что она мне очень нравится – а для портрета певца необходима. Спасибо хоть, что не без юмора. Superman (1971) Супермен
Paroles: R. Douglas Davies, Serge Lama. Musique: R. Douglas Davies
А вот очень красивая песня, ее я, пожалуй, переведу. К тому же очень ностальгическая для меня… помните гибкую голубую советскую пластинку? Там эту песню пела Катрин Соваж. Что это за остров, кстати? Святая Елена? Корсика? Любимая женщина (в переносном смысле)? Простор для размышлений имеется. Une île (1969) Остров
Paroles: Serge Lama. Musique: Yves Gilbert
Не за горами и первый золотой диск «Je suis malade», который тоже побивает все рекорды по количеству проданных экземпляров. И серия триумфальных выступлений на сцене «Олимпии», после которых сомнений уже ни у кого не остается — публика прочно зачислила певца в разряд «суперзвезд».
Главная песня альбома – не первая, написанная с Алис Дона, но первая, прославившая этот творческий дуэт. Je suis malade (1973) Я болен
Paroles: Serge Lama. Musique: Alice Dona
Про второго (после Ива Жильбера) персонального композитора Сержа Лама надо рассказывать отдельно.
Алис Дона начала выступать со своими песнями (к которым сама писала музыку) в 1963 году. За два года записала 11 миньонов, успела выступить в Олимпии и Бобино в концертах известных певцов. Еще немного – и она сама могла стать звездой эстрады… но в 1967 году внезапно ушла со сцены. Одни считают, что это было связано с рождением ребенка, другие – что ей, как и многим, не удалось пробиться сквозь так называемую «волну йе-йе» (рассказ о которой впереди). Так или иначе – но с тех пор она решила посвятить себя композиторству. Алис Дона писала для Джо Дассена, Мирей Матье, Энрико Масиаса, Сержа Реджани, Далиды, Режин, Клода Франсуа и многих других. Но более всего – для Сержа Лама. Это был невероятно успешный альянс: ее музыка и его тексты кажутся просто созданными друг для друга. Вот так, например:
Уже на волне успешной композиторской деятельности, Алис Дона снова начала записывать сольные альбомы, основала и успешно вела эстрадную школу «Studios Alice Dona». В общем, исключительно достойная дама.
Получив широкую известность и признание у публики, Серж Лама не удостоился большой любви со стороны критиков. Процитирую несколько образцов интереса ради. «Наряду с действительно хорошими песнями этот автор обладает свойством писать вещи, находящиеся на грани пошлости, особенно когда он отождествляет себя, как он любит, с различными тарзанами, суперменами и наполеонами» («Cent ans de chanson française»). Про суперменов мы слышали, про наполеонов тоже (не раз, и услышим еще), тарзаны также имеют место быть.
Еще? Пожалуйста: «Серж Лама не является новатором, он продолжает традицию народно-реалистической авторской песни. Лама со страстью и неистовством поет о несчастной любви, мужской дружбе и счастливых рогоносцах. У него всегда хватает ловкости скрыть довольно белые нитки, которыми шито его вдохновение. Необыкновенная легкость, с которой он пишет, позволяет ему не слишком заниматься нюансировкой текстов, и тем не менее, его слова достигают цели – больше, правда, через нутро, нежели через голову» (Pascal Sevran, «Le Music hall francais: De Mayol a Julien Clerc»).
Вопреки заявленному в «Красных шарах» («не обращал внимания на то, что думают другие»), Лама все-таки страдал от недостатка любви критиков, считал их несправедливыми и жаловался о том публично. А мы будем считать, что народная любовь важнее, и вернемся к пластинке 1973 года, на которой много всего хорошего. Вот, например, очень трогательная песня. Супермен-тарзан умеет и так…
L’Enfant d’un autre (1973) Чужой ребенок
Paroles: Serge Lama. Musique: Alice Dona
На мое счастье, очень многие хиты Лама переведены на русский (пока только над одним мне пришлось поработать). Продолжу вносить свою скромную лепту. Эта песня из менее известных, и тематика далека от привычной, но хороша… пожалуй, моя любимая. Красивая мелодия, и строфа с тройной рифмой, которая будто качает нас на волнах, ну и исполнение, как всегда – тепло, страстно, проникновенно. Les ports de l’Atlantique (1975) Порты Атлантики
Paroles: Serge Lama. Musique: Yves Gilbert
Правда, вы заметили у Лама нечто, напоминающее Бреля? Нет, не в текстах (хотя и здесь встречается), а в голосе и манере пения – просто очень. В свое время с этими двумя певцами сложилась ситуация, до странности напоминающая историю с Эдит Пиаф и Мирей Матье (о которой – в следующей главе). Сначала бросив сцену, а затем вообще уйдя из жизни, Жак Брель оставил зияющую дыру во французском мюзик-холле, и грех было не попытаться занять это место. Еще при жизни Бреля Лама пел его песни, и вообще неслабо подражал (взять хотя бы «D’aventures en aventures»). Вплоть до того, что Брель не преминул саркастически заметить, из глубины своих Маркизских островов: «Скажите Лама, чтоб перестал кашлять – я бросил курить».
После смерти Бреля Лама издал альбом «Лама поет Бреля» (1979). Доходы от пластинки были переданы в Фонд исследований рака.
Совершенно особенные отношения у Сержа были с родителями. Он не раз упоминал об этом в песнях и рассказывал в интервью. «Зимой 1954 года в моей жизни произошла первая катастрофа, от которой я так и не сумел оправиться. Отец, на которого я так любил смотреть каждый день – как он гримируется перед спектаклем в театре Капуцинов – внезапно решил завязать с ремеслом. Подталкиваемый матерью, он пошел в коммивояжеры, зарабатывая продажей пива по различным бистро. Впервые в жизни он не занимался своим делом – тем самым ремеслом, которым хотел заниматься я. Он сделался другим человеком, он ушел из моей мечты.» Лама сердился за это на мать, боялся и остерегался женщин (тех, что убивают мечту), и первое время вообще слыл женоненавистиком (снова Брель?). Я позволю себе вернуться немного назад, к золотому диску – этот хит не совсем по теме, но близко. Все остальное – характерный почерк Лама: успешная карьера, несчастная любовь – с силой, страстью и пафосом.
Les Glycines (1973) Глицинии
Paroles: Serge Lama. Musique: Alice Dona
В 1981 году Лама преподносит любимому отцу трогательный подарок – записывает с ним совместный альбом с последующим турне: «Лама отец и сын».
Пройдет всего три года – и Жорж Шовье погибнет в автомобильной катастрофе… Да, вот так судьба преследовала Сержа Лама – если не с бритвою в руке сумасшедший, то за рулем автомобиля… Одна из песен альбома:
Lama père et fils Non mon fils n’aura pas d… by vieuxsnock
Помните, я обещала еще Наполеонов? Сейчас. В 1982 году Лама пишет музыкальную комедию, посвященную своему кумиру. Композитор – верный Ив Жильбер, исполнитель главной роли – Серж Лама. Внешнее сходство Лама с Наполеоном не заметить трудно, оно бросается в глаза. Но кроме внешнего, есть же что-то общее и в биографии, и в характере – недаром эта любовь. Эпопея Napoléon-Lama продолжается 7 лет: с 1982 по 1989 год. И снова рекордные цифры: продано более миллиона билетов. Ну а критики – они такие критики: вроде и похваливают, а так и норовят вставить шпильку.
Отличную рецензию с описанием этого действа я неожиданно нашла прямо по-русски, на сайте Александра Радашкевича: Наполеон Бонапарт “Суперстар”, или сотвори себе кумира. Выпишу из нее самое интересное. Прежде всего, вот какие на ровном месте открываются неожиданные связи с Россией. Сюжет: Хозяин бродячей труппы Сергей Ламатозов (русификация имени С. Лама), получив разрешение на постановку пьесы из жизни Наполеона, распределяет роли и начинает рассказывать своим актёрам историю «маленького капрала». Сергей Ламатозов, надо же! В калейдоскопическом хороводе перед зрителем проносятся картинки детства, капитан Бонапарт под Тулоном, Бонапарт – бригадный генерал, подавление роялистского восстания, Бонапарт – командующий армией, скоропостижная женитьба на Жозефине Богарне, Наполеон в Египте, неверность Жозефины, Наполеон – первый консул и т.д. – до самой Святой Елены. Всё известно каждому в зале, всё передано в комедийном ключе, обильно пересыпано каламбурами, пародиями, намёками на сегодняшнюю политику. Несмотря на прекрасную постановку, великолепные костюмы, высокий профессионализм актёров, спектакль оставляет впечатление фарса на хрестоматийную тему с диссонирующими по тону лирическими песнями, в которых высказывается меланхоличная, по убеждению Лама, ранимая, почти романтическая душа его героя. Песни эти мелодичны, разнообразны, и исполняет их Серж Лама со свойственной ему проникновенностью, баритональной хрипотцой, – неповторимо и обаятельно.
И впечатления: Лама по-своему отразил патетическую зачарованность – служебную или искреннюю – Гёте, Жерико, Цедлица, Давида, Гюго, Бетховена, Гудона, Гейне, Лермонтова, Цветаевой и многих других, загипнотизированных единоборством тщедушного офицера с неодолимым роком и внёсших посильную лепту в неумирающую наполеономанию. Избери Лама какой-то частный эпизод этой феерической биографии (скажем, роман с графиней-полькой), всё вышло бы куда менее претенциозно. Но какой же Наполеон без фанфар национализма? И вот над волнами финального хора, над «бездыханным» императором французов, почти левитановским голосом перечисляются его заслуги перед отечеством: Гражданский кодекс, мосты, дороги, каналы… Ни слова о миллионах убитых и искалеченных, о разорённых и сожжённых городах, о варварских конюшнях в кремлёвских соборах. Наполеон встаёт над живыми и мёртвыми, над добром и злом в канонической позе: правая рука за обшлагом, левая – за спиной.
Давайте послушаем вот это про «Гражданский кодекс, мосты, дороги, каналы…». Речь идет о самой известной, финальной песне спектакля:
Comme toujours (1982) Как всегда
Paroles: Serge Lama. Musique: Yves Gilbert
Серж Лама красиво и с достоинством стареет. Ну или напротив, не стареет – это уж как захочешь сформулировать. Он концертирует вовсю, полон сил и творческих планов.
Давайте послушаем позднего Лама, относительно недавнюю песню, 2012 года. Неожиданно актуальную именно на сегодняшний день.
Des éclairs et des révolvers (2012) Молнии и оружие
Paroles: Serge Lama. Musique: Sergio Tomassi
Зако