Серова артистка биография личная жизнь фото
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 апреля 2019;
проверки требуют 15 правок.
В Википедии есть статьи о других людях с фамилиями Половикова и Серова.
Валенти́на Васи́льевна Серо́ва (урождённая Половикова; 23 декабря 1917[1] (по другим данным 10 февраля 1919[2]) — 11 декабря 1975) — советская актриса театра и кино. Заслуженная артистка РСФСР (1946). Лауреат Сталинской премии второй степени (1947).
Биография[править | править код]
Валентина Серова родилась в Харькове официально 23 декабря 1917, фактически 10 февраля 1919 года. Мать — актриса Клавдия Половикова, урождённая Диденко; отец — Василий Половиков (Половык, 1893—1966), инженер-гидролог, был репрессирован. До школы Валентина воспитывалась в семье деда и бабки на хуторе Посуньки у города Валки. Когда ей исполнилось 6 лет, они с матерью переехали в Москву. В десять лет девочка вышла на сцену студии Малого театра в спектакле «Настанет время» по драме Р. Роллана. Ее дебютом была роль мальчика по имени Давид — сына главной героини спектакля, которую играла мать Серовой. Впоследствии Валентина училась у нее актерской профессии в Центральном техникуме театрального искусства в 1933—1934 годах. Так как в техникум принимали только с 16 лет, Валентина подчистила метрику, исправив день рождения на 23 декабря 1917 года. С тех пор именно эта дата стала считаться официальным днем рождения Валентины Серовой.
Профессиональную карьеру начала на подмостках Центрального ТРАМа (ныне Ленком), где работала с 1933 по 1941 год, 1943—1950, 1959—1964. Первая роль в этом театре — Любовь Гордеевна в пьесе Островского «Бедность не порок». Дебют в кино — роль Груни Корнаковой в детстве («Груня Корнакова», 1934 г.), однако впоследствии этот эпизод в фильм не вошёл.
11 мая 1938 года Валентина Половикова вышла замуж за прославленного лётчика-испытателя, героя гражданской войны в Испании Анатолия Серова. Однако их совместная жизнь продлилась недолго: 11 мая 1939 года при совершении учебно-тренировочных полётов Анатолий Серов разбился вместе с известной советской лётчицей Полиной Осипенко. В сентябре того же года Серова родила сына, которого в честь погибшего отца назвали Анатолием.
Вторым мужем актрисы стал писатель Константин Симонов. Однако совместная жизнь пары не заладилась. Константин, у которого не складывались отношения с Анатолием Серовым, сыном актрисы от первого брака, настоял на отправке мальчика в интернат за Урал, хотя родственники погибшего Анатолия Серова просили отдать Толика им. Жизнь Анатолия Серова сложилась трагично: он попал в колонию и вернулся в Москву тяжёлым алкоголиком, после чего вскоре умер в 36-летнем возрасте.
Однако это случилось гораздо позднее. А в конце 1930-х — в 1940-е Валентина Серова была одной из самых популярных актрис Советского Союза. Если в своём первом вышедшем на экран фильме «Строгий юноша» А. Роома она ещё фигурирует как Валентина Половикова[3] — юная актриса с тёмными волосами, то четыре года спустя, в 1939-м, в «Девушке с характером» К. Юдина она уже блондинка Валентина Серова и исполняет главную роль. Следующий фильм Юдина «Сердца четырёх» с Серовой и Целиковской, играющими двух сестёр, был снят в 1940 году, премьера в Доме кино состоялась в мае 1941-го, но из-за войны на экраны кинотеатров он вышел только в начале 1945-го. Во время войны Валентина Серова сыграла главную женскую роль в фильме «Жди меня» по пьесе Симонова. Съёмки проходили в Алма-Ате, куда эвакуировали Ленфильм и Мосфильм. В Москве она в тот период стала актрисой театра драмы под руководством Н. М. Горчакова. Помимо съёмок в кино, до войны, а также в первые послевоенные годы Серова была ведущей актрисой театра им. Ленинского комсомола, где исполняла роли в таких спектаклях, как «Зыковы», «Как закалялась сталь», «Парень из нашего города», «Под каштанами Праги», «Так и будет», «Сирано де Бержерак», «Русский вопрос» и других.
В 1950 году у Симонова и Серовой родилась дочь Маша. В 1957 году супруги расстались.
Ещё в конце 1940-х актриса стала злоупотреблять алкоголем, что негативно сказалось как на её браке с Симоновым, так и на работе в театре. После рождения дочери она не стала возвращаться в театр им. Ленинского комсомола, а устроилась в Малый театр, чему поспособствовал Константин Симонов. Традиции этой труппы во многом отличались от того, к чему привыкла Серова в театре им. Ленинского комсомола. Найти своё место в академическом театре с традиционно классическим репертуаром ей было нелегко. Валентине Васильевне дали только одну роль — актрисы Коринкиной в пьесе «Без вины виноватые». Однако в один из вечеров она не явилась на спектакль, её срочно заменила другая актриса, и в театре разразился скандал. Через некоторое время эту историю разбирал товарищеский суд, и в результате Серовой пришлось уйти из Малого. Она перешла в Театр имени Моссовета, где отслужила около семи лет и была довольно плотно занята в репертуаре, хотя практически не получала заметных ролей. Одной из её удач в тот период стала роль Лидии в спектакле «Сомов и другие» по Горькому. Эту роль Валентина Васильевна играла в очередь с Любовью Орловой. Один или два раза во время болезни Орловой она заменяла её в спектакле «Лиззи Маккей». Из театра им. Моссовета Серова ушла так же, как и из Малого: во время гастролей в Ленинграде она вместе с одним из коллег злоупотребила алкоголем, что стало впоследствии предметом разбирательства в коллективе. В связи с тем, что этот инцидент был уже не первым, актрисе предложили уволиться. Через некоторое время ей удалось вернуться в театр им. Ленинского комсомола, на сцену которого она выходила в 1960-е, исполняя уже возрастные роли. Последним местом работы Серовой стал Театр-студия киноактёра, где она девять лет играла одну роль — Марию Николаевну в спектакле «Русские люди» по пьесе Симонова.
В кино после «Бессмертного гарнизона» у Серовой были только две небольшие роли — в фильмах «Кремлёвские куранты» 1970 года и «Дети Ванюшина» 1973-го. В 1967 году она снималась в картине Самсона Самсонова «Арена», но от роли при монтаже осталось несколько кадров.
Дочь Марию Симонову воспитывала мать актрисы Клавдия Половикова, которая по решению суда не разрешала Серовой видеться с дочерью[4].
Валентина Серова была найдена мёртвой в своей разворованной московской квартире. Смерть произошла при невыясненных обстоятельствах в ночь с 11 на 12 декабря 1975 года. Единственным сообщением в прессе о смерти актрисы было маленькое извещение на последней странице «Вечерней Москвы». Симонов прислал к гробу 58 роз. Похоронена на 25-м участке Головинского кладбища рядом с отцом, Василием Васильевичем Половиковым.
Легенда[править | править код]
Существует легенда, будто бы Валентина Серова была любовницей маршала Рокоссовского. Якобы об этом доложили Сталину и спросили — «Что с ними теперь делать будем?». Сталин вынул изо рта трубку, чуть подумал и сказал: «Что будем, что будем… Завидовать будем!»
Признание и награды[править | править код]
- Заслуженная артистка РСФСР (1946)
- Сталинская премия второй степени (1947) — за исполнение роли жены М. И. Глинки в фильме «Глинка» (1946)
- орден «Знак Почёта» (15.02.1948)
Фильмография[править | править код]
Валентина Серова в фильме
«Девушка с характером». 1938 год
- 1935 — Строгий юноша — Лиза
- 1939 — Девушка с характером — Катя Иванова
- 1940 — Весенний поток — Надя Кулагина
- 1941 — Сердца четырех — Галина Сергеевна Мурашова
- 1943 — Жди меня — Лиза Ермолова
- 1946 — Глинка — Мария Петровна Иванова (Глинка)
- 1950 — Заговор обречённых — Кира Рейчел
- 1956 — Бессмертный гарнизон — Мария Николаевна
- 1967 — Арена — жена клоуна
- 1970 — Кремлевские куранты — Забелина
- 1973 — Дети Ванюшина — Кукарникова
Семья[править | править код]
Мужья и дети:
- Валентин Поляков, актёр московского Театра рабочей молодёжи (ТРАМ)[5].
- Анатолий Серов (1910—1939)
- Сын — Анатолий Серов (1939—1974)
- Константин Симонов (1915—1979)
- Дочь — Мария Симонова (род. 1950)
- Внук – Алексей Фофлин (род. 1972), работает режиссёром на Пятом канале, живёт в Санкт-Петербурге.
- Дочь — Мария Симонова (род. 1950)
Образ в культуре[править | править код]
- Константин Симонов посвятил Серовой лирический сборник «С тобой и без тебя», вышедший в годы войны и пользовавшийся большой популярностью. Позднее, после развода, он убрал имя актрисы из переизданий. Лишь над знаменитым «Жди меня…» остались две буквы «В. С.»
- По мотивам биографии Серовой был снят телесериал «Звезда эпохи», где роль Серовой (в сериале — Седовой) сыграла Марина Александрова.
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- Интервью Марии Симоновой, 2007 год
- Валентина Серова: Биография в изложении Ф. Раззакова «Биографии, мемуары, истории»
Биография
Валентина Серова была одной из самых популярных актрис Советского союза конца 30-х-начала 40-х годов. Когда на экраны вышел фильм «Девушка с характером», зрители брали кинотеатры штурмом. Валентина Васильевна выбирала и мужей себе под стать – не менее знаменитых. Эту женщину стоит благодарить за рождение трогательного стихотворения «Жди меня», дающее силы миллионам мужчин во время сражений на полях Великой Отечественной.
Детство и юность
Валя родилась в украинской семье в Харькове. Отца Василия Половикова, инженера-гидролога, репрессировали. Мама Клавдия Половикова была актрисой, на воспитание дочери не хватало времени, поэтому Валентина росла у бабушки с дедушкой.
Когда девочке исполнилось 6 лет, она вместе с мамой отправилась в столицу России. Клавдия Михайловна устроилась в один из московских театров. Валя познакомилась с очаровательной атмосферой театральной жизни и влюбилась в актерскую профессию. Однажды ей даже доверили воплотить на сцене образ мальчика Давида в спектакле «Настанет время» с мамой в главной роли.
Валентина Серова в молодости
В биографии Валентины Серовой значатся два года рождения – 1917-й и 1919-й. Дело в том, что юная Валя собралась постигать азы актерского мастерства в Центральном техникуме театрального искусства, но не проходила по возрасту. В учебное заведение принимали исключительно с 16 лет, пришлось немного подправить информацию в свидетельстве о рождении.
Карьеру Валентина Васильевна начала с театральной сцены, входила в состав труппы сегодняшнего Ленкома (раньше этот храм Мельпомены именовался как Центральный ТРАМ).
Фильмы
Серова дебютировала в картине «Груня Корнакова» (1934), где перевоплотилась в главную героиню в юности. Но зритель так и не увидел девушку на экранах, эпизод с ее участием вырезали. Затем она появилась в драме «Строгий юноша», которую снял в 1936 году Абрам Роом. Ей отвели второстепенную роль Лизы, в титрах еще была прописана как Половикова, а на пленке блистала яркой брюнеткой. Широкой публике лента была представлена лишь к середине 70-х годов, а до этого пылилась на полке с вердиктом «грубейшие отклонения от стиля социалистического реализма».
Валентина Серова в фильме «Девушка с характером»
Восхождение на вершину славы и зрительской любви Валентины Васильевны началось с фильма «Девушка с характером». Молодой симпатичной актрисе постановщик Константин Юдин преподнес главную роль отважной Кати Ивановой, работницы зверосовхоза. Валентина предстала перед зрителем белокурой миловидной красоткой. У актрисы появилась армия поклонников, мужская половина восхищенно вздыхала, женская – пыталась подражать.
Спустя год Константин Юдин вновь позвал Валентину Серову на съемочную площадку своего нового фильма «Сердца четырех». В легкой, водевильной комедии она разделила пьедестал двух главных героинь с Людмилой Целиковской – девушки играют сестер Мурашовых, строгую Галину и ветреную Шурочку.
Валентина Серова в фильме «Сердца четырех»
Примечательно, что эта художественная работа тоже попала на экраны кинотеатров не сразу после производства, теперь уже по вине разгоревшейся войны с фашистами. Показывать столь легкомысленную ленту в тяжелые для страны времена посчитали кощунством. Премьера состоялась накануне победы, в начале 1945-го, и добавила бонусов в копилку успехов Валентины Васильевны.
Валентина Серова в фильме «Весенний поток»
Серова украсила неподражаемой игрой и обаянием фильм Владимира Юренева «Весенний поток» (1941). Здесь актриса перевоплотилась в воспитанницу детского дома, которая, став учительницей, возвращается в родную школу и ставит на путь истинный самого безнадежного подопечного.
Затем в карьере Валентины Серовой потянулась череда работ на военную тематику. Самой яркой картиной с ее участием, тронувшей зрителей до глубины души, стала постановка Александра Столпера «Жди меня». Режиссер взял за основу одноименную пьесу Константина Симонова. Актриса примерила образ Лизы Ермоловой, вопреки здравому смыслу не желающей верить в гибель мужа на войне и верно дождавшейся его возвращения.
Валентина Серова в фильме «Жди меня»
В 50-х и 60-х годах Серову стали редко приглашать в кино. Список картин пополнялся медленно – звезда экранов не могла справиться с пережитыми трагедиями и пристрастилась к алкоголю. Лента о защитниках Брестской крепости «Бессмертный гарнизон» стала последней серьезной работой. После женщина получила три небольшие роли – в драме «Арена» (1967), «Кремлевские куранты» (1970) и «Дети Ванюшина» (1973).
Личная жизнь
Личная жизнь Валентины Серовой сложилась трагично. В 1938 году девушка вышла замуж за Анатолия Серова, легендарного летчика, прославленного героя гражданской войны в Испании. Счастье молодой семьи длилось недолго, через год пилот разбился на учениях. Вместе с ним погибла известная летчица Полина Осипенко.
Валентина Серова и Анатолий Серов
Валентина Васильевна была уже беременная, спустя несколько месяцев после страшной трагедии родила сына, который получил имя в честь отца. Анатолий Серов-младший в молодости побывал в колонии, а когда вернулся на родину, начал сильно пить. Мужчина умер в 36 лет.
Второго мужа актрисы тоже знала вся страна. Звезда советских экранов стала супругой и музой писателя Константина Симонова. Но и этот брак оказался несчастным. Напряжение в паре появилось после того, как муж настоял, чтобы сына Серовой отправили в интернат – общий язык отчим и пасынок не находили.
Валентина Серова и Константин Симонов
В 1941 году Симонов, попав случайно с фронта в Москву и сидя на даче у Льва Кассиля, на одном дыхании написал стихотворение «Жди меня», ставшее гимном женской верности. Константин Михайлович посвящал супруге пьесы и сборники стихов.
В конце войны поползли слухи, что любимая женщина изменяет с военачальником Константином Рокоссовским. Это тоже увеличило трещину в союзе Симонова и Серовой. Отношения разрушала и пагубная привычка актрисы: после смерти первого мужа Валентина Васильевна начала крепко выпивать.
Валентина Серова и Константин Рокоссовский
Однако, несмотря ни на что, брак продержался 15 лет. В 1950 году родилась дочь Мария, которая выросла у матери актрисы. Клавдия Половикова отсудила все права у Серовой на наследницу. Валентине приходилось унижаться, в письмах просить о редких встречах с дочерью.
В 1957 году Константин Симонов и Валентина Серова расстались. Подруга и коллега по цеху Римма Маркова вспоминала, что после разрыва с мужем женщина начала еще больше пить, в итоге ни один театр не желал с ней сотрудничать. Дочь Маша, живя у бабушки, тоже мечтала вернуться к матери, что и сделала, как только ей исполнилось 18 лет. Но жить рядом с сильно пьющим человеком так и не смогла.
Смерть
Валентину Серову обнаружили мертвой в собственной квартире ночью 12 декабря 1975 года. Жилье было полностью разграблено, впрочем, это никого не удивило – актриса часто принимала маргинальных гостей, с которыми выпивала. Сама умерла Валентина Васильевна, или ей помогли, так и осталось тайной.
Валентина Серова в последние годы
Звезду, ярко блиставшую на экранах 30-х годов, хоронили скромно. О смерти узнали только читатели газеты «Вечерняя Москва» из мизерного, незаметного некролога. Константин Симонов после развода не общался с бывшей супругой, но в день похорон прислал букет роз. Валентина Серова покоится в Москве на Головинском кладбище.
Фильмография
- 1935 — «Строгий юноша»
- 1937 — «Граница на замке»
- 1939 — «Девушка с характером»
- 1941 — «Сердца четырех»
- 1941 — «Весенний поток»
- 1943 — «Жди меня»
- 1946 — «Глинка»
- 1950 — «Заговор обреченных»
- 1956 — «Бессмертный гарнизон»
- 1967 — «Арена»
- 1970 — «Кремлевские куранты»
- 1973 — «Дети Ванюшина»
Валентина Серова стала известна, когда снялась в комедиях «Девушка с характером» и «Сердца четырех». В театре она играла в драмах Максима Горького и Эдмона Ростана. За роль в историческом фильме «Глинка» Серовой вручили Сталинскую премию. А военная картина с ее участием «Бессмертный гарнизон» была удостоена почетных дипломов Венецианского кинофестиваля. Муж актрисы, поэт Константин Симонов, посвятил ей свое знаменитое стихотворение «Жди меня, и я вернусь…».
Актриса с детства: «мальчишечьи» роли Валентины Серовой
Валентина Серова. Фотография: kino-teatr.ru
Валентина Серова в гримерке. Фотография: kino-teatr.ru
Валентина Серова. Фотография: mega-stars.ru
Валентина Серова (в девичестве Половикова) родилась в Харькове, в семье актрисы Клавдии Диденко и инженера-гидролога Василия Половикова. Вскоре после рождения дочери мать отправилась в Москву, чтобы учиться в школе Малого театра. Валентина Серова жила в это время у бабушки и дедушки по отцовской линии, на хуторе недалеко от Харькова. К началу 1920-х годов брак родителей распался, и Клавдия Половикова с дочерью и сестрами окончательно перебралась в Москву. Там она служила в Студии Малого театра, затем переименованной в Новый театр.
Валентина Половикова впервые вышла на сцену студии в девять лет. Дебютной для нее стала роль шестилетнего мальчика Давида в драме Ромена Роллана «Настанет время». В том же, 1928 году Валентина Половикова сыграла сына Эсфири в пьесе Якова Гордина «За океаном». Годом позднее ей досталась еще одна «мальчишечья» роль — слуги в спектакле «Кин, или Беспутство и гений» Александра Дюма — отца.
В 1933 году Валентина Половикова поступила в Центральный техникум театрального искусства, а уже на следующий год ее приняли в Театр рабочей молодежи (ТРАМ, ныне — театр «Ленком»). В ТРАМе Половиковой сразу стали доверять крупные роли. В 1934 году она сыграла Франци в пьесе Александры Бруштейн «Продолжение следует», в 1935-м — Любовь Гордеевну в комедии Александра Островского «Бедность не порок». Еще через год Серовой досталась эпизодическая роль комсомолки Лизы в кинодраме Абрама Роома «Строгий юноша». Однако фильм сочли слишком «буржуазным» и запретили к показу.
Брак с Анатолием Серовым
Валентина Серова в роли Кати Ивановой в художественном фильме Константина Юдина «Девушка с характером» (1939)
Валентина Серова с первым мужем Анатолием Серовым. 1930-е. Фотография: wikipedia.org
Валентина Серова с сыном Анатолием. Фотография: wellnesso.ru
3 мая 1938 года Валентина Половикова была в гостях у летчика Анатолия Ляпидевского, где познакомилась с его коллегой Анатолием Серовым. Это имя было тогда у всех на устах: Серов недавно вернулся из Испании, где участвовал в Гражданской войне. За военные заслуги летчик в 27 лет получил звание полковника, весной 1938-го стал Героем Советского Союза.
Предложение руки и сердца последовало на третий день знакомства, а уже 11 мая Серов и Половикова поженились. Анатолия Серова назначили начальником Главной летной инспекции Военно-воздушных сил Красной армии. Супругам предоставили пятикомнатную квартиру в Лубянском проезде.
В 1938 году ТРАМ переименовали в Московский театр имени Ленинского комсомола. Главным режиссером был назначен Иван Берсенев, который пригласил в труппу актеров МХАТа — Софью Гиацинтову, Серафиму Бирман, Аркадия Вовси. Серова играла Машу в пушкинском «Дубровском» и Тоню Туманову в спектакле по роману Николая Островского «Как закалялась сталь». В спектакле «Зыковы», который поставила Серафима Бирман, были заняты лучшие артисты. Серова в этой пьесе исполнила роль Павлы.
20 марта 1939 года прошла премьера фильма Константина Юдина «Девушка с характером». В комедии об освоении Дальнего Востока и борьбе с бюрократами Валентина Серова сыграла главную роль. Этот образ вскоре сделал ее знаменитой на всю страну.
Серова в кино — это «социальный типаж», в ее лице, повадке, облике было то, что мечтал увидеть зритель. Она создала новый социальный тип молодой, очаровательной, влекущей к себе задорной советской девушки. У Серовой было красивое, выразительное лицо, были юмор, естественность… Тогда на кинематографическом небосклоне царили Любовь Орлова и Марина Ладынина. Серова по праву встала рядом с ними.
11 мая 1939 года, ровно через год после свадьбы, комбриг Анатолий Серов проводил тренировочный полет на самолете УТИ-4. Вторым пилотом была Полина Осипенко — участница легендарного «женского» перелета из Москвы на Дальний Восток. Случилась авария, и оба летчика погибли на месте. Осипенко был 31 год, Серову — 29. Прах героев захоронили в Кремлевской стене, одну из погребальных урн по Красной площади нес сам Иосиф Сталин. Спустя четыре месяца у Валентины Серовой родился сын, которого она назвала в честь покойного мужа Анатолием.
«Жди меня, и я вернусь»
Валентина Серова со вторым мужем Константином Симоновым на фронте. Фотография: kulturologia.ru
Валентина Серова (слева) в роли учительницы Надежды Кулагиной и Ирина Федотова в роли Вари Одинцовой в художественном фильме Владимира Юренева «Весенний поток» (1940)
Валентина Серова в роли Лизы Ермоловой и Лев Свердлин в роли Миши Вайнштейна в художественном фильме Бориса Иванова и Александра Столпера «Жди меня» (1943)
В 1940 году Валентина Серова снялась сразу в двух картинах: «Весенний поток» и «Сердца четырех». В обеих она исполнила главные роли — сельской учительницы Надежды Кулагиной и математика Галины Мурашовой. Фильм о перевоспитании трудного подростка «Весенний поток» сразу вышел на экраны. А премьера летней комедии «Сердца четырех» состоялась лишь в 1945 году.
В театре Серова играла Роксану в спектакле «Сирано де Бержерак» и Катю в пьесе начинающего писателя Константина Симонова «История одной любви». Вскоре Симонов начал ухаживать за актрисой. Почти всю его предвоенную лирику и стихи о любви военных лет он посвящал Серовой. В июле 1941-го на даче у друга Льва Кассиля в Переделкине поэт написал стихотворение с посвящением «В. С.»:
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Во время Великой Отечественной войны Симонов служил военным корреспондентом. В командировках он читал «Жди меня» бойцам и коллегам. 9 декабря 1941 года автор прочел стихотворение в радиоэфире, а спустя месяц его напечатали в газете «Правда». В 1975 году Симонов рассказывал в интервью на ташкентском радио: «Самые разные люди десятки раз при свете керосиновой коптилки или ручного фонаря переписывали на клочке бумаги стихотворение «Жди меня», которое, как мне раньше казалось, я написал только для одного человека».
В 1942 году вышел сборник стихов Симонова, в котором был опубликован цикл «С тобой и без тебя». Перед этим лирическим дневником стояло посвящение: «Валентине Васильевне Серовой». А в 1943 году в Алма-Ате, куда были эвакуированы киностудии «Мосфильм» и «Ленфильм», вышла картина «Жди меня». Сценарий к фильму написал Симонов, взяв за основу собственное стихотворение. Главную роль сыграла Валентина Серова. Ее героиня Лиза Ермолова была женой летчика, как когда-то и сама актриса. Но в кино по сюжету муж героини остался жив.
В том же году Валентина Серова и Константин Симонов поженились. Всю войну они вместе ездили на фронт в составе концертных бригад.
Последние годы жизни Валентины Серовой
Второй муж Валентины Серовой, поэт, журналист и военный корреспондент Константин Симонов за работой в годы Великой Отечественной войны. Фотография: Георгий Петрусов / Мультимедиа Арт Музей, Москва
Валентина Серова в роли Джесси в спектакле «Русский вопрос». 1940-е. Государственный театр «Ленком», Москва. Фотография: семейный архив Лары Симоновой / russiainphoto.ru
Валентина Серова. 1940-е. Фотография: семейный архив Лары Симоновой / russiainphoto.ru
В «Ленкоме» одну за другой ставили пьесы Константина Симонова. Главные женские роли в них были написаны для Валентины Серовой. В драме 1944 года «Так и будет» актриса сыграла главную героиню — Ольгу, дочь архитектора, которая влюбилась в офицера. Во второй части пьесы действие происходило в будущем, а Великая Отечественная война была показана как далекое воспоминание.
Пьеса «Под каштанами Праги» рассказывала о жизни чешской семьи в последние дни войны. Здесь Серова играла юную Божену Прохазку, полюбившую русского солдата. В спектакле 1946 года «Русский вопрос» актрисе досталась роль американки Джесси — «человека не только несчастного, но и растленного капиталистическим миром», как описывали этого персонажа советские критики.
Константин Симонов — на тот момент уже секретарь Союза писателей и главный редактор журнала «Новый мир» — путешествовал по миру как посланник культуры Советского Союза. Иногда Серова ездила с ним.
В 1946 году Валентина Серова снялась в фильме Лео Арнштама «Глинка» в роли жены композитора. Ее матушку, Луизу Карловну, сыграла Клавдия Половикова: так мать и дочь в первый и последний раз оказались на экране вместе. Фильм «Глинка» был представлен на первом Каннском кинофестивале, а годом позже получил Сталинскую премию.
В 1950 году Серова перешла из «Ленкома» в Малый театр, а с 1951-го работала в Театре им. Моссовета. Там она играла Лидию в спектакле «Сомов и другие» по произведению Максима Горького.
В 1956 году жюри Венецианского кинофестиваля присудило диплом за высокое режиссерское мастерство фильму «Бессмертный гарнизон». Сценарий картины о защитниках Брестской крепости написал Константин Симонов. Валентина Серова сыграла жену начальника гарнизона, Марию Батурину. Эта роль оказалась ее последней значительной работой.
С 1964 года до конца жизни Валентина Серова входила в труппу Театра киноактера. За это время она сыграла всего девять театральных ролей. В кино после «Бессмертного гарнизона» ее трижды приглашали на эпизодические роли, одну из которых при монтаже вырезали. Ее последней работой стал образ генеральши Кукарниковой в фильме 1973 года «Дети Ванюшина». 11 декабря 1975 года Валентины Серовой не стало.