Сергей жилин биография личная жизнь
В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Жилин; Жилин, Сергей.
Сергей Жилин | |
---|---|
Полное имя | Жилин Сергей Сергеевич |
Дата рождения | 23 октября 1966 (53 года) |
Место рождения | Москва, РСФСР, СССР |
Страна | СССР Россия |
Профессии | пианист, дирижёр, аранжировщик, композитор, музыкальный педагог |
Инструменты | фортепиано |
Жанры | джаз |
Коллективы | “Фонограф-Джаз-Трио”, “Фонограф-Симфо-Джаз”. |
Награды | |
Медиафайлы на Викискладе |
Сергей Сергеевич Жилин (23 октября 1966 года, Москва, РСФСР, СССР) — российский пианист, дирижёр, бэнд-лидер, аранжировщик, композитор и педагог. Народный артист Российской Федерации (2019)[1][2], артист Москонцерта[3].
Руководитель музыкальных коллективов, объединённых общим названием «Фонограф»: «Фонограф-Джаз-Трио», «Фонограф-Джаз-Квартет», «Фонограф-Джаз-Квинтет», «Фонограф-Джаз-Секстет», «Фонограф-Дикси-Бэнд», «Фонограф-Джаз-Бэнд», «Фонограф-Биг-Бэнд», «Фонограф-Симфо-Джаз».
Творческая биография[править | править код]
Учился в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории, откуда был отчислен. Окончил ПТУ по специальности «электромонтажник по оборудованию летательных аппаратов». По специальности не работал, а начал заниматься джазом.
В 1982 году он пришёл поступать в студию музыкальной импровизации, которая располагалась при ДК «Москворечье». На отборочном конкурсе Сергей исполнял составленную из классических произведений программу. К концу первого курса сложился фортепианный дуэт — Сергей Жилин и Михаил Стефанюк. Играли регтаймы Скотта Джоплина и собственные обработки традиционных стандартов для двух роялей.
Рождение «Фонографа»[править | править код]
Первое появление «Фонографа» на сцене в составе традиционного диксиленда состоялось весной 1983 года на джазовом фестивале в студии при ДК «Москворечье». Позже на одном из очередных фестивалей студии состоялось знакомство с Юрием Саульским, который в 1986 году пригласил «Фонограф» для участия в Московском джазовом фестивале. Затем было выступление на фестивале «Московская осень», который ежегодно устраивал Союз композиторов. Уже с первых шагов на своем творческом пути коллектив молодых музыкантов успешно завоевывал любовь и интерес публики.
В 1992 году на эстрадном конкурсе в Ялте Сергей познакомился с художественным руководителем и главным дирижёром Президентского оркестра РФ Павлом Овсянниковым. Молодой музыкант заинтересовал Овсянникова высоким уровнем игры, умением работать с любым музыкальным материалом, способностью быстро и качественно делать аранжировки. Павел Борисович стал приглашать пианиста на выступления и гастроли со своим оркестром. Так в 1994 году состоялось совместное выступление Сергея Жилина (рояль) и бывшего президента США Билла Клинтона (саксофон). Вместе они исполнили «Summertime» и «My Funny Valentine». Клинтон поблагодарил своего музыкального партнёра, а госсекретарь США Уоррен Кристофер поинтересовался, «откуда у парня американская грусть». Сергей ответил, что просто любит джаз. Совместный джем имел огромный успех, а Клинтон тогда сказал, что для него было «большой честью играть с лучшим джазовым пианистом России». С тех пор к Сергею Жилину прочно прикрепился титул «пианиста, который играл джаз с американским президентом». Потом было выступление на приёме, который устроил мэр Москвы в честь Лайзы Минелли, знакомство с Томом Джонсом, многочисленные выступления с самыми яркими российскими звёздами…
К 1995 году «Фонограф» оформился в целую организацию — «Культурный центр „Фонограф“». Спустя некоторое время была создана студия звукозаписи, в которой по сей день записываются и музыкальные коллективы «Фонографа», и многие известные российские артисты.
Концертная деятельность[править | править код]
Первый большой сольный концерт «Фонографа» состоялся в 1995 году в Центральном доме кинематографистов под эгидой Московской джазовой ассоциации. Он был записан телевидением и показан на Первом канале в цикле «Джаз по четвергам».
В 1996 году в Доме композиторов состоялся юбилейный концерт Сергея Жилина «30 — это много или мало…», в том же зале, в котором 20 лет назад впервые на «взрослую» сцену вышел ученик Центральной музыкальной школы при Московской консерватории Сережа Жилин. В качестве гостей были приглашены коллеги по цеху. Позже вышла в свет пластинка с самыми яркими моментами концерта, которых было очень много.
Ещё одна из наиболее запомнившихся программ того времени — концерт памяти Эллы Фицджеральд в Театре эстрады.
В 1996—1997 годах в театре «Школа современной пьесы» прошёл цикл концертов под названием «Фонограф-Джаз-Театр». Это были не совсем обычные сольные концерты: туда приглашали единомышленников, влюбленных в джаз друзей и коллег. С каждым гостем музыканты «Фонографа» играли одну-две совместные композиции. Эта идея нашла своё логическое завершение в программе, которую «Фонограф» представил в Театре эстрады в апреле 1997 года. И название концерта было очень точным — «Мы хотим быть разными». Русский фольклор, блюз, поп-музыка, эстрадный танец, художественное чтение и, конечно, джаз — все это, как в калейдоскопе, было представлено на сцене в тот вечер.
В 1997 году состоялся ещё один знаковый для Сергея Жилина и «Фонограф-Джаз-Бэнда» концерт в Театре эстрады — «В созвездии Оскара Питерсона». Организатор и вдохновитель программы, Жилин собрал на одной сцене ведущих джазовых пианистов страны — в концерте участвовали Игорь Бриль, Даниил Крамер, Андрей Разин. Это был блестящий парад солистов и мастеров импровизации.
1999 год в свою очередь запомнился концертом «Фонограф-Джаз-Квартета» «Посвящение Оскару Питерсону» в Концертном зале им. П. И. Чайковского.
В 2001 году на фестивале «Джаз над Волгой» в Ярославле музыканты «Фонографа» познакомились с джазменами из Барлингтона (США). Американцы пригласили коллег на свой джазовый фестиваль. В США «Фонограф-Джаз-Квартет» приняли очень хорошо, и вместо запланированных четырёх концертов коллектив отыграл целых шесть. В том же году «Фонограф-Джаз-Квартет» участвовал в фестивалях российского искусства во Франции и Италии.
Следующий год ознаменовался для музыкантов выступлением на самом большой и престижном европейском джазовом фестивале в Монтрё (Швейцария) — там в июле 2002 года у «Фонограф-Джаз-Квартета» состоялись 4 аншлаговых концерта.
В 2002—2003 годах «Фонограф» играл роль аккомпанирующего оркестра в мюзикле «Чикаго» в Московском театре эстрады. Именно в этом проекте Сергей Сергеевич Жилин впервые встал за дирижёрский пульт. Специально для «Чикаго» был создан оркестр, два десятка виртуозов которого впоследствии составили основу «Фонограф-Биг-Бэнда». Первый концерт нового коллектива состоялся в 2003 году в Театре эстрады в рамках международного фестиваля «Триумф джаза».
В мае 2007 года Сергей Жилин выступил музыкальным руководителем и главным дирижёром концертной версии рок-оперы «Парфюмер» с участием оркестра «Фонограф-Симфо-Джаз». А уже осенью он взял на себя роль продюсера и художественного руководителя концерта в Театре эстрады, посвященного памяти Юрия Сергеевича Саульского и 55-летию его творческой деятельности. В ноябре в театре «Золотое кольцо» состоялась премьера совместной концертной программы Алексея Иващенко и оркестра «Фонограф-Симфо-Джаз» «Игра по новым правилам». Впоследствии эта программа была ещё не раз показана на крупных концертных площадках Москвы.
В 2013 году оркестру «Фонограф» исполнилось 30 лет, и этот юбилей коллектив отпраздновал 23 октября на главной сцене страны, в Государственном Кремлёвском дворце, при участии звёзд российской эстрады[4].
«Фонограф» сейчас[править | править код]
Если начать перечислять все фестивали и концерты с участием Сергея Жилина — список будет весьма впечатляющим: гастроли по России и за рубежом, многочисленные фестивали в России, джазовый абонемент в Твери, абонементы в театре «Золотое кольцо» и Московском международном Доме музыки, международные фестивали в Германии, Турции, Индии, Австрии.
Сергей Жилин не только активно концертирует и гастролирует, но и записывает пластинки: на сегодняшний день в его активе более 20 релизов на различных носителях. Это не только концертные записи, но и студийные работы, где Сергей Жилин реализует себя в различных составах: от сольных импровизаций и фортепианных дуэтов до джэм-сейшнов с коллегами по джазу, блюзовыми и рок-музыкантами.
В 2005 году Сергею Жилину было присвоено звание «Заслуженный артист Российской Федерации».
27.12.2019 Сергею Жилину было присвоено звание «Народный артист Российской Федерации»[5].
«Фонограф» и ТВ[править | править код]
В 2005 году в истории «Фонографа» началась «телевизионная эра».
Первой работой на телевидении стал проект «Хазанов против НТВ» («Фонограф-Джаз-Бэнд»).
Далее были «Танцы со звёздами» на телеканале «Россия» (2006—2009), в этом проекте Сергей Жилин выступил как музыкальный руководитель и главный дирижёр. Задача перед оркестром стояла непростая — надо было исполнить множество произведений разных жанров и стилей. Главная же сложность состояла в том, что к исполнению предлагалась не традиционная танцевальная музыка, а известные песни, которые нужно было обработать и аранжировать в новой танцевальной стилистике, но коллектив справился с поставленной задачей на «отлично».
Отдельного внимания заслуживает работа оркестра «Фонограф-Симфо-Джаз» в музыкальных шоу Первого канала.
В 2006 году в эфир вышел проект «Две звезды», мгновенно ставший одним из самых ярких событий телевизионного сезона. Сергей Жилин вновь взял на себя обязанности музыкального руководителя и главного дирижёра. Здесь сроки были ещё более жесткими, чем в «Танцах»: оркестру необходимо было подготовить музыкальный материал сразу к пяти-шести программам. В результате оркестр обеспечивал живой звук на площадке на протяжении всех 5 сезонов. В четвёртом сезоне проекта (2012) Сергей Жилин впервые примерил на себя роль вокалиста: их дуэт с Анжеликой Варум занял третье место по итогам голосования жюри.
В 2008 году симфоджазовый состав «Фонографа» участвовал в съёмках телешоу «Можешь? Спой!». С 2009 по 2016 год оркестр аккомпанировал звёздам российской эстрады в программе «ДОстояние РЕспублики».
В 2012 году главный телеканал страны выпустил на экраны музыкальное шоу «Голос». На протяжении восьми сезонов живым музыкальным сопровождением проекта выступает оркестр «Фонограф-Симфо-Джаз» под управлением Сергея Жилина. «Голос» принципиально отличается от всех традиционных вокальных конкурсов на отечественном телевидении в первую очередь исключительно живым звучанием — все номера записывают с одного дубля, за которым стоят многочасовые репетиции с «Фонографом».
В 2014 году зрители увидели первый сезон шоу «Голос. Дети», рейтинг которого не отстает от «взрослого» проекта. Живой звук на съёмочной площадке обеспечивает оркестр «Фонограф-Джаз-Бэнд».
Коллективы и программы «Фонографа»[править | править код]
- Сольная программа Сергея Жилина
- «Фортепианный дуэт» — «Джаз на двоих»
- «Фонограф-Джаз-Трио» — «Чайковский in Jazz»
- «Фонограф-Джаз-Квартет» — «Посвящение Оскару Питерсону»; «Упоение джазом» (с солисткой)
- «Фонограф-Джаз-Квинтет» — «Мамбо-джаз»
- «Фонограф-Джаз-Секстет» — «Jazz & Rock, Rock & Jazz», «Pop-Jazz»
- «Фонограф-Дикси-Бэнд» — «Мир Диксиленда»
- «Фонограф-Джаз-Бэнд» — «James Bond Dance», «Во имя любви» (посвящение группе «Earth, Wind & Fire»)
- «Фонограф-Биг-Бэнд» — «Упоение джазом»
- «Фонограф-Симфо-Джаз» — «Легендарные мелодии XX века», «Игра по новым правилам»
- Эстрадно-симфонический оркестр — «Чёрный кот» и другие хиты разных лет”
Дискография[править | править код]
- 1997 год — «30 — это много или мало…» («Фонограф-Джаз-Бэнд»)
- 1998 год — «Мы хотим быть разными». Концерт в Театре эстрады («Фонограф-Джаз-Бэнд») (VHS)
- 1999 год — Концерт в Большом зале Центрального дома кинематографистов 5 мая 1995 года («Фонограф-Джаз-Трио» и «Фонограф-Джаз-Бэнд»)
- 1999 год — «Посвящение Оскару Питерсону» («Фонограф-Джаз-Квартет»)
- 2001 год — Джазовое шоу «В созвездии Питерсона». Концерт в Театре эстрады 4 декабря 1997 года («Фонограф-Джаз-Трио» и «Фонограф-Джаз-Бэнд») (VHS)
- 2001 год — Концерт в Государственном концертном зале им. П. И. Чайковского 23 октября 1999 года («Фонограф-Джаз-Квартет») (VHS)
- 2002 год — «35 и 5». Концерт в «Ле клубе» 23 октября 2001 года («Фонограф-Джаз-Бэнд») (VHS)
- 2002 год — Концерт в «Ле клубе» 29 марта 2002 года («Фонограф-Джаз-Бэнд»)
- 2003 год — «Соло в четыре руки». Борис Фрумкин и Сергей Жилин
- 2004 год — «Упоение джазом». Концерт в Театре эстрады 23 октября 2003 года («Фонограф-Биг-Бэнд» и «Фонограф-Джаз-Бэнд») (DVD)
- 2005 год — «Чайковский in Jazz. Времена года — 2005». («Фонограф-Джаз-Трио»)
- 2007 год — «Mambo-Jazz». («Фонограф-Джаз-Квартет»)
- 2008 год — «Легендарные мелодии XX века». («Фонограф-Симфо-Джаз») (2CD)
- 2008 год — «Черный кот» и другие хиты прошлых лет”. Концерт, посвящённый 55-летию творческой деятельности Ю. С. Саульского (DVD)
- 2009 год — «Чайковский in Jazz. New» («Фонограф-Джаз-Трио»)
- 2011 год — «Во имя любви». Посвящение группе «Earth, Wind & Fire» («Фонограф-Джаз-Бэнд»)
Награды и звания[править | править код]
- Народный артист Российской Федерации (27 декабря 2019 года) — за большие заслуги в области культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность[6].
- Заслуженный артист Российской Федерации (21 декабря 2005 года) — за заслуги в области искусства[7].
Интересные факты[править | править код]
- К 1995 году музыка в исполнении «Фонографа» начала широко звучать по радио и телевидению, и вскоре Сергей Жилин сам стал ведущим авторской музыкальной передачи на радиостанции «Юность»: «Радиоклуб „Фонограф“ выходил еженедельно на протяжении почти трёх лет».
- Имя Сергея Жилина внесено в джазовую энциклопедию «Джаз. XX век».
- Группа компаний «Фонограф» — это несколько разных, дополняющих друг друга бизнес-направлений: Event, Light & Sound, Records, Jazz Band.
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- Большая энциклопедия джаза
- Энциклопедия KM.ru
- JazzPeople
- Джаз.ru
- JazzMap
- Официальный сайт группы компаний «Фонограф»
- Россия, Культура
Биография
Сергей Жилин известен как талантливый дирижер и композитор, остроумный собеседник и виртуозный пианист. Музыкант выступал на дне рождения Владимира Путина, а экс-президент США Билл Клинтон считает его лучшим джазовым исполнителем. Его «Фонограф-симфоджаз» — своеобразный символ телевизионных вокальных конкурсов и концертов звезд эстрады, предпочитающих непринужденное общение со зрителем.
Детство и юность
Сергей родился 23 октября 1966 года в Москве. Ему не исполнилось и 3 лет, когда бабушка, педагог по фортепиано и скрипке, решила, что у внука будут если не творческая биография, то хотя бы хорошие познания в музыке. Ребенок сидел за инструментом по четыре, а иногда и по шесть часов в день.
При этом Жилин ходил в школу для одаренных детей при консерватории, где «стал чемпионом по количеству двоек за короткий промежуток времени». И все потому, что разрывался между театральной студией, авиамоделизмом, футболом, гонками на велосипеде и игрой в двух вокально-инструментальных ансамблях.
Учиться в военно-музыкальном училище Сергей отказался, когда понял, что с увлечениями придется порвать. Парня перевели в общеобразовательную школу, но и там он не удержался. После 8-го класса Жилин поступил в ПТУ на электромонтажника по оборудованию летательных аппаратов, где занимался любимым делом. Даже в армии он служил в ансамбле песни и пляски, бегал в самоволку, чтобы репетировать.
Позднее Сергей получил диплом магистра искусств Международной академии наук в Сан-Марино. А из бывших одноклассников так никто всерьез музыкой и не проникся, не говоря уже о собственном оркестре. Через 35 лет директор ЦМШ попросил Жилина дать новому поколению учеников мастер-класс. А на концерте, посвященном юбилею заведения, oн закрывал праздничную программу.
В детстве и юношестве Сергею нравились композиторы-романтики Рахманинов, Лист, Григ. И вдруг появилось новое увлечение — джаз, что немало расстроило бабушку. «Виной» этому стала пластинка «Ленинградского диксиленда», заслушанная до дыр.
Музыка
В 1982 году молодой человек пришел поступать в студию музыкальной импровизации, а к концу 1-го курса сложился фортепианный дуэт — Сергей Жилин и Михаил Стефанюк. Друзья играли регтаймы Скотта Джоплина и собственные обработки. Так родился «Фонограф».
Дебют коллектива состоялся весной следующего года на джазовом фестивале. Немного позже Сергей познакомился с композитором Юрием Саульским. Он и пригласил «Фонограф» на Московский джазовый фестиваль. С первых шагов музыканты завоевали любовь публики.
Затем на совместные гастроли Жилина позвал художественный руководитель и главный дирижер Президентского оркестра Российской Федерации Павел Овсянников. Сопровождение юбилейного концерта команде доверил Раймонд Паулс. Впервые за пределы России возглавляемая Сергеем команда выехала вместе с Валентином Юдашкиным.
Сейчас пианист говорит, что резкого взлета в карьере не было.
«Если рассматривать на моём примере, была планомерная работа. И чем более востребованным я становлюсь, тем больше приходится работать. Взлётов не бывает, не стоит на них рассчитывать. На что точно нужно рассчитывать, так это на свои силы и свою работу».
К 1995 году проект Сергея Жилина оформился в организацию Культурный центр «Фонограф», объединяющий под своей крышей «Джаз-трио», «Джаз-квинтет», «Джаз-секстет» и «Дикси-бенд».
Основу «Биг-бенда» составляют музыканты, игравшие в русской версии мюзикла «Чикаго». В «Джаз-квартете» звучит голос Аллы Сидоровой, которую критики считают самым ярким и неподражаемым в российском джазе.
Сергей Жилин и Елена Малышева
«Джаз-бенд» ориентирован на модное электронное звучание, драйв в сочетании с легкостью. «Симфоджаз» создан специально для презентации альбома с произведениями Петра Чайковского в джазовой обработке. Так положено начало возрождению эстрадной музыки классическими симфоническими оркестрами.
Следом появилась детская школа эстрадно-джазового искусства и студия звукозаписи, в которой по сей день записываются популярные российские артисты. Жилин сам создает аранжировки, выступает в качестве дирижера. В дискографии артиста десятки пластинок.
С 2002-го для «Фонографа» началась телевизионная эра. Коллектив аккомпанировал участникам конкурсов «Танцы со звездами» и «Голос» (включая проекты для детей и людей старшего возраста), шоу «Можешь? Спой!» и «ДОстояние РЕспублики». В «Двух звездах» Сергей попробовал себя как певец, получив поддержку Анжелики Варум.
Личная жизнь
Личная жизнь Сергея Жилина закрыта от посторонних глаз. По неподтвержденным слухам, у дирижера было два брака. В первом родился сын, вторая жена недолго работала в «Фонографе». Есть ли у музыканта сегодня спутница, неизвестно. О семье и об отношениях он не распространяется.
Дома у мэтра, вопреки ожиданиям, нет инструментов. Вместо пианино — множество телевизоров, так хозяину удобнее. Студию, в которой проходит до 90 % времени, Сергей покидает ради спорта. Он владеет желтым поясом по карате, ходит в тренажерный зал. Кроме этого, коллекционирует галстуки, в коллекции уже свыше 300 штук.
Сергей Жилин в 2019 году
Жилин — мужчина высокого роста в 196 см, что периодически приводит в смятение близкого друга Дмитрия Нагиева. Ведущий шоу «Голос» каждый раз просит пианиста сесть, чтобы не бросалась в глаза разница в «параметрах».
У «Фонографа» разработан официальный сайт, открыта группа во «ВКонтакте». На этих ресурсах поклонники могут обнаружить интересующую информацию. Там представлены афиши, программы туров, интервью и фото.
Сергей Жилин сейчас
Друзья прозвали Сергея Супержилиным, имея в виду трудоспособность и умение не только творить, но и управлять. За десятки лет, в течение которых существует «Фонограф», ни федеральные, ни местные власти не оказывали поддержку. Административные, педагогические, организаторские вопросы тоже приходится решать Жилину.
Сергей Жилин и Дина Гарипова
В 2019 году «Фонограф-симфоджаз» представил обновленную программу «Легендарные мелодии ХХ века». Выступления знаменитого коллектива состоялись на самой престижной площадке страны — в Государственном Кремлевском дворце. В числе участников концерта — Полина Гагарина, Леонид Агутин, победители и финалисты проекта «Голос» Дина Гарипова, Данила Плужников, Настя Рогинская.
Вместе с «Джаз-квартетом» Сергей выступает с «Посвящением Оскару Питерсену», своему любимому пианисту. Еще одна программа под названием «На бис!» — у «Фонограф-джаз-бенд». Это своеобразный экскурс в мир самбы, блюза, latin jazz и прочих стилей, присущих культуре Северной и Южной Америки.
Дискография
- 1997 — «30 — это много или мало…»
- 1998 — «Мы хотим быть разными». (Концерт в Театре эстрады)
- 2002 — «35 и 5». (Концерт в «Ле клубе» 23 октября 2001 года)
- 2003 — «Соло в четыре руки. Борис Фрумкин и Сергей Жилин»
- 2004 — «Упоение джазом». (Концерт в Театре эстрады 23 октября 2003 года)
- 2005 — «Чайковский in Jazz. Времена года — 2005».
- 2007 — «Mambo-Jazz»
- 2008 — «Черный кот» и другие хиты прошлых лет». (Концерт, посвящённый 55-летию творческой деятельности Ю. С. Саульского)
- 2009 — «Чайковский in Jazz. New»
- 2011 — «Во имя любви»
- 2014 — «Чайковский в джазе»