Сергей пестов биография личная жизнь семья жена дети
Сергей Александрович Пестов родился 1 декабря 1975 года в семье служащих. Отец Сергея, Александр Николаевич, молодым летчиком гражданской авиации, уехал на заработки на Северный Полюс. Мама работала врачом. Там, на крайнем Севере в маленьком поселке Тикси и родился будущий поэт и композитор. У Сергея интересная и насыщенная судьба. Судьба настоящего мужчины. Суровые северные условия воспитали в нем упорство и твердый характер. В будущем это сказалось на выборе его профессии. Он, как и его два деда выбрал военное дело. В школе, как и все его сверстники-мальчишки, его увлекали двор и драки. В 1985 году отец Сергея переводится на Дальний Восток. И вся семья перебирается жить во Владивосток. Здесь Сергей идёт в четвертый класс и всерьез увлекается кикбоксингом и игрой на гитаре. Тренировки в спортзале дисциплинируют, а изучение аккордов вырабатывают большее терпение. В 15 лет, воодушевленный творчеством Владимира Высоцкого и Александра Розенбаума, Сергей пробует писать свои первые стихи. Но тогда это было еще далеко от поэзии. Зато гитара и перчатки всегда находились с ним. В будущем, именно занятия спортом помогают Сергею преодолеть суровые испытания выбранной им профессии. Доступная часть биографии Сергея гласит: проходил службу в составе Группы войск в республике Таджикистан, в должности командира группы специальной разведки. Именно там, в Таджикистане, после выполнения боевых задач, Сергей начинает писать свои первые песни, посвященные боевым товарищам. Именно реальность жизни в последующем становится основной темой его поэтического творчества. Сергей умеет находить к своим песням очень точные и иногда даже ироничные слова, сохраняя при этом серьезное философское содержание текста в выбранной теме. Глубина смысла его песен позволяет совершенно разным людям почувствовать что-то своё, личное. Сам же Сергей обладает мощным темпераментом и огромной энергией. Он является президентом Владивостокской Федерации Русского Боевого Искусства. «Поэзия, это тоже бой – говорит Сергей – но в отличие от войны, здесь нет раненых. Ты либо жив, как поэт, либо ты мертв». За время своей творческой деятельности он написал более 100 песен. Как говорит сам Сергей: «Если взять всю мою деятельность, чем я занимаюсь по работе, и сопоставить по времени занятости с моим творчеством, то творчество займет больше времени. Оно всегда рядом со мной». Сергей очень скрупулёзно относится к качеству своих произведений. «Я ищу. Никогда не привязываюсь, к какому либо конкретному жанру. Для меня важное в аранжировке – точно передать настроение заданной темы и поддержать эмоцию слов. А что это будет, джаз, рок или шансон не так уж важно. Меня больше волнует качество передаваемого звука в первую очередь». Сергей, человек православный. И считает, что всё данное ему – от Бога. «Если Бог дал мне такую возможность писать, то я считаю это нужно делать качественно. И в текстах, и в музыке, и в исполнении. Без Бога в душе человеку ничего хорошего сделать не удастся. Поэтому я всегда работаю над собой. Это касается и моих произведений. Делать то, что тебе дано от Бога не качественно, это халтура и не уважение к самому себе. Если моя душа молчит, я никогда не возьмусь за перо » – говорит Сергей.
Сергей продолжает писать новые песни. Главную задачу, которую он ставит перед собой – не забирать время слушателя впустую.
Однако, когда Сергей только готовил к выпуску свой первый альбом. Материал попал в руки интернет- пиратов. И 15 июля 2013 года был «издан» рабочий материал под броским названием «Я живой». Как рассказал сам Сергей, песни которые были опубликованы на пиратских сайтах предназначены для разных по тематике альбомов и никак не могут дополнять друг друга. К появлению этого «альбома» в интернете ни Андрей, ни его команда не имеют никакого отношения. Автором- исполнителем всех песен , исключительным правообладателем является Сергей Пестов. Что не сложно доказать в суде.
Кроме того Сергей является участником боевых действий на территории Республики Таджикистан, Президент Владивостокской Федерации Русского Боевого Искусства, член Клуба Ветеранов Госбезопасности, автор методики подготовки бойцов спецподразделений при действиях в скоротечном огневом контакте и рукопашному бою.
2014 год.
При копировании текстов и фотографий с сайта «Информационный портал шансона» ссылка на russianshanson.info обязательна.
Сергей Пестов – автор-исполнитель потрясающей энергетики. Когда первый раз его услышал – аж сердце ёкнуло: неужели наконец-то появился певец, принявший эстафетную палочку от Игоря Талькова? Последователей по русской тематике – пруд пруди, хоть есть и неплохие варианты, а вот уровня Игоря Владимировича ещё не было.
Может быть, и рано раздавать такие авансы, но вот песня «Я хочу жить в России», как сейчас принято говорить, разорвала интернет. Равнодушных нет: одни клип хвалят, а ненавистники России заходятся в злобе.
Трудно определить стиль, в котором работает Пестов, – явление, в целом, как и Тальков, чуждое нашей эстраде. Это и не шансон, и не попса, и не рок, и не бардовская песня в чистом виде, а некий синтез. Лично у меня уже несколько дней в голове звучит его «Марафон» – до того запоминающаяся мелодия, причём таких композиций у него много. Например, «Я защищаю дом» – о защитниках Донбасса, или «Домой!» – о возвращении из дальних странствий. Очень часто герой песен Сергея – сильный человек, оказавшийся на грани жизни и смерти, преодолевающий серьёзные препятствия. Как и сам автор – человек непростой и интересной судьбы.
Сегодня в гостях у «Русского Дома» – автор-исполнитель Сергей Александрович ПЕСТОВ.
– Сергей, приветствую вас в студии «Русского Дома»!
– Спасибо. С «Русским Домом» я знаком не понаслышке. Журнал, который ещё в далекие 90-е выписывал мой друг, – представьте себе, в далёком городе Артёме Приморского края. В то нелёгкое время для нашей страны – конец 90-х годов – он был как глоток чистого воздуха. В нём мы искали подтверждение своих мыслей, что Родина и память живы. И находили. Я уверен, что многие патриоты знают о вашем журнале.
– Расскажите для начала о себе…
– Родился 1 декабря 1975 года в семье служащих. Отец, Александр Николаевич, был лётчиком гражданской авиации, уехал на заработки на Северный полюс. Мама работала врачом. В 1985 году отец перевёлся на Дальний Восток – в город Артём Приморского края. Там я пошёл в четвёртый класс и увлёкся кикбоксингом и игрой на гитаре. Военную службу проходил в составе группы войск в республике Таджикистан, в должности командира группы специальной разведки.
– А когда начали писать песни?
– Там, в Таджикистане. В 2000 году была написана первая песня, которую я назвал «Диалог со смертью». Так получилось, что, когда мы вернулись с задания, мои бойцы заснули, а я долго не мог уснуть и смотрел на скалы. К рассвету написал песню. И до сих пор на концертах её исполняю. Практически все мои первые песни были посвящены военной службе и первыми слушателями стали мои сослуживцы. Это уже после увольнения я начал писать о мирной жизни. Работая тренером по прикладному разделу боевого самбо, записывал песни в профессиональной студии. Стал делать аранжировки, разбираться в качестве передаваемого звука.
– Сергей, вот откровенно: молодой человек без музыкального образования в далёкой-далёкой российской глубинке вдруг решает всё оставить, рвануть в Москву, покорять российскую эстраду… Это как?
– А не было цели что-то покорять. Я просто однажды понял, что надо делать выбор. Или идти на сцену, или забыть о ней раз и навсегда. Первое перевесило.
– Но ведь войти в столичный шоу-бизнес человеку без крутых связей и больших денег просто невозможно. Как вы решились на это?
– А у нас разные цели с тем столичным шоу-бизнесом, о котором вы говорите. Мы в разных плоскостях с ним работаем. Я ведь ничего не придумываю. Пишу и исполняю то, о чём думаю. Ко мне идут слушать, а не развлекаться. Пока я интересен своим слушателям, а они приходят на мои концерты, я буду выходить на сцену. И столичный шоу-бизнес мне в этом не помеха. Ну не показывают меня на Первом канале. Нет меня в телевизоре. Не собираю я «Олимпийский». Но собираю другие залы. И иду к тем, кому я нужен, кому интересно моё творчество. А вода камень точит.
– И всё же поменять место жительства, переехать в столицу, в неизвестность – для этого, наверное, должна была быть высокая мотивация?
– Самая высокая мотивация для многих мужчин – это возраст. Я понял, что если не сейчас, то никогда. Скажу откровенно, было много сомнений, но, слава Богу, я их преодолел. Так получалось, что, как только я начинал думать о том, чтобы задвинуть творчество на второй план, происходило чудо. Когда я решил прекратить записывать песни в студийной версии, находясь в Петербурге, меня узнал первый встреченный мной человек из жителей пятимиллионного города. Причём не спортсмен, не военный, а дама с собачкой. Когда я решил не выходить на сцену как артист, находясь во Владивостоке, в местном ресторане, куда я заехал в час ночи выпить чашку кофе после тренировки, открылась дверь и зашёл… Александр Яковлевич Розенбаум. Оказывается, в этот вечер он давал концерт во Владивостоке, а после концерта решил подкрепиться… Вот после таких знаков я зарядил обойму в гитару и переехал в Москву.
– А какой из ваших концертов был самым запоминающимся?
– Каждый дорог по-своему… Но надолго в сердце останется незапланированный концерт в российском посольстве в Кабуле (Афганистан). Я туда прилетел поддержать своего друга, с которым служил в Таджикистане. Исполнить свои песни, так сказать, в узком кругу. В итоге я дал четырёхчасовой концерт в Мраморном зале российского посольства. Зрительный зал был переполнен, приехали практически все офицеры миссии. И вот ради этих глаз, которые я видел со сцены, я готов лететь на край света. Конечно, свою роль сыграли расстояние и долгое время отсутствия вообще всего, что связано с домом. Но люди, которые ежедневно с риском для жизни выполняют задачи нашей Родины за её пределами, смотрят по-другому. Они слушают по-другому. Это дорогого стоит. Это не сравнится ни с одним телеканалом, ни с одним «Олимпийским».
– Какова история песни «Я хочу жить в России»?
– Это Сочи, Олимпиада. Внутреннее переживание за наших спортсменов. Я возвращался с тренировки домой и уже наполовину её написал. Приехав домой, мне осталось только доработать штрихи.
– В клипе этой песни вы снялись вместе с нашими звёздами ММА (смешанных единоборств) – Джеффом Монсоном и Алексеем Олейником. Как вам удалось их привлечь?
– Изначально была другая идея съёмок этого клипа, и мы даже уже начали его снимать. Но во время командировок в Москву мне удалось познакомиться с Алексеем Олейником в его бойцовском клубе. А уже он познакомил меня с Джеффом Монсоном.
– Монсон к тому времени уже получил российское гражданство?
– Как раз готовился получать. Джефф мне показался человеком очень прямым и искренним, любящим Россию. Несмотря на свою медийность, в обычной жизни он ведёт себя очень достойно, со всеми приветлив и прост в общении. Его увлекает наша история, наш менталитет. И меня не могло не радовать, что боец изъявил желание стать гражданином России.
Похожая история с получением российского паспорта и у Алексея Олейника. Алексей долгое время выступал как украинский спортсмен. И только к концу 2014 года получил российское гражданство. Это и натолкнуло снять клип с участием именно этих спортсменов. Мы до сих пор поддерживаем хорошие дружеские отношения. К слову будет сказано, Алексей до сих пор выступает в самой престижной спортивной организации по ММА – UFC и находится по рейтингу в первой десятке бойцов мира тяжёлой весовой категории.
– Что для вас самое главное в песне?
– В первую очередь текст. Я пишу песни не для того, чтобы под них танцевали. Для танцев слова не нужны. Для меня в песне главное – смысл. Русские народные песни и русские романсы всегда этим славились. На них детей воспитывали. А сегодня на чём воспитывают? Стань известным через вирусное видео и можешь не учиться. Вы понимаете? Отбивают у молодёжи желание получать образование. От этого мы теряем культуру речи, правописания. Сегодня моден лозунг не «Я умею», не «Я создал», а «Я везде». Это создаёт востребованность в обществе и подписчиков в «Инстаграме». Навязывается культ тела. А если за телом забывается душа, то это не делает тело интересным надолго. Но тело постоянно раскручивают и зарабатывают на этом деньги. Это целая индустрия оболванивания – от интернета до телевидения. Причём ведь нет ни одного отечественного проекта. Всё, что сегодня показывают по телевидению, – это копирка западных передач. Убивают артиста как автора. Автор не нужен. Делай так, как уже сделано, и ничего придумывать не надо. Схема отработана, она приносит доход. Но это не мой путь. Я подолгу работаю над песней и уделяю много времени каждому написанному слову. В каждой песне стараюсь обнажить душу, суть вопроса, который я поднимаю. Долго работаю над звукозаписью живых инструментов. Только сейчас, спустя 18 лет работы в студии, я понимаю, как должна звучать песня, чтобы её хотелось слушать.
– В одном из своих интервью вы признались, что в вашей жизни было два самых важных момента – когда вы поняли, что Бог есть, и когда осознали себя русским. Вы не можете вспомнить, как это было?
– То, что на свете есть Бог, – я почувствовал в детстве. Моего младшего брата сбила машина. Он лежал в коме и не мог прийти в себя. Вот тогда, не зная текстов молитв, я стал молиться Богу своими словами, и брат выжил. С тех пор я уверовал. И с тех пор я неоднократно убеждался в том, что Бог есть, в том числе и во время военных действий. Осознание того, что я русский, пришло ко мне в старших классах школы через изучение и переосмысление нашей истории. Когда понял, что Россия как империя начиналась не с Советского Союза. Я открыл для себя другую Россию. Листая биографии людей, живших до нас и отдавших жизни свои за Отечество наше, кровь в жилах стыла.
– А что для вас значит – быть русским?
– Это значит осознавать связь со своим народом и ответственность перед теми, кто был до нас, и теми, кто есть сейчас, и теми, кто будет после. Вот это триединство и даёт понимание ответственности. Кто не помнит прошлое и не думает о будущем, этой ответственности не имеет.
– Ответственности в чём?
– В своих поступках. У нас одна проблема – поступков мало. Говорить и спорить научились все. Советовать и критиковать тоже научились. Не научились – делать.
– Патриотизм в последнее десятилетие стал в тренде, а в 90-е это было слово ругательное…
– В то время я служил Родине и прочувствовал это на себе. Меня выгоняли из автобуса, когда я ехал на службу в военной форме. Жалованье офицерскому составу не выплачивали по полгода. Я имел право по предъявлению удостоверения на безплатный проезд. Тем не менее меня кондуктор вытолкнула из автобуса. В те же годы я создал в Артёме детский военно-патриотический клуб «Русский витязь». Это был первый клуб подобного рода в нашем городе. За то, что мы готовили подростков к армии, пресса нас обвиняла в фашизме, а власти замучили проверками. В это же самое время шла война в Чечне. Там гибли молодые парни. От незнания и неумения гибли. А у нас – ярлыки, проверки…
– На вашей страничке в соцсети «ВКонтакте» под одним из видеоклипов на русскую тематику я прочитал комментарий, в котором некто призывал вас организовать и возглавить национально-освободительное движение…
– На что я ему ответил, что я автор-исполнитель, а не автор-истребитель. Каждый должен заниматься своим делом. Мне самому многое не нравится из того, что происходит в стране, и я это выражаю в своих песнях. Я через песню разговариваю со слушателем. А революции никогда ни к чему хорошему не приводили. Если сегодня и нужна революция, то только в своём сознании. Порядок нужно наводить у себя в голове. На своём рабочем месте. У себя дома. Тогда, глядишь, и соседу понравится такой порядок, захочет у себя такой же навести. Примером своим нужно менять ситуацию в стране. Как говорил преподобный Серафим Саровский: спасись сам, и тысячи вокруг спасутся.
Полагаю, что Русский дом так и должен строиться – на личном примере и взаимовыручке, как это было у наших предков. Мой дед, военный лётчик, оставил нам альбом с генеалогическим древом нашего рода. Я знаю всех своих предков со времён Петра Первого. Большинство из них – военные. Мой отец, хоть и гражданский лётчик, но в своё время воевал в Египте. Дед служил на Кубе. Прадед воевал в Великую Отечественную. Я – в Таджикистане.
У каждого – свой фронт. Каждый на своём месте. И тогда будет порядок в нашем общем Русском доме.
Беседовал Андрей Викторович ПОЛЫНСКИЙ
«Милость Божия и залоги спасения
распространяются не только на праведника, но и
на весь дом – его семью и детей», –
писал в одной из глав многотомного труда
«Пути к совершенной радости»
известный ученый и духовный писатель
Николай Евграфович
Пестов. Эти слова, во многом,
оказались правдивы и для него самого.
Его семья – и в годы репрессий, и
в Великую Отечественную, и
при послевоенном строе – жила насыщенной
духовной жизнью, не потерпев значительных
притеснений от гонителей
Православия. Господь сохранил
ее как нетронутый островок среди
социалистической действительности – и из
этого семени впоследствии выросло
целое древо. Дочь, зять и внуки Николая
Евграфовича всецело
посвятили себя Церкви –
основа этого служения была заложена в
старой московской квартире
Пестовых горячими молитвами их деда
и отца. Его долгая земная жизнь тем более
примечательна, что содержит в себе опыт
неудачного первого брака, долгой
нравственной смуты, последующего
раскаяния и изменения своей жизни ради Христа.
Это изменение было подлинным, и Господь
благословил рабу Своему такой же
подлинный семейный союз,
просуществовавший на земле более
пятидесяти лет и, несомненно, перешедший в
Вечность.
Николай Пестов был последним, десятым ребенком
у своего отца и вырос в большой,
типичной в отношении уклада и нравов
дореволюционной семье. Его колыбелью была
среда нижегородских мещан: в ней ценилась
домовитость и соблюдались религиозные обряды, но
вникать в их суть и молиться по-настоящему
детей, зачастую никто не учил. О религиозных
вопросах Николай задумался всерьез только
в юности и, прочитав популярную в те
годы книгу Ренана «Жизнь Иисуса», решил,
что будет атеистом. Эти убеждения не изменились ни в
армии – когда он в качестве офицера
участвовал в Первой
мировой войне, – ни в последующие
годы его «комиссарства» –
сотрудничества с властью
большевиков. В этот же период он
связывает свою судьбу с дочерью
присяжного поверенного Руфиной Дьячковой,
типичной эмансипированной женщиной того
времени. Молодых объединяли весьма
«свободные» взгляды и склонность к
лидерству: в гостиной Дьячковых читалась
и обсуждалась запрещенная литература и строились планы
относительно светлого будущего России. Во
время гражданской войны Руфина,
охваченная идеей, отправилась с Николаем на
фронт, где, научившись управлять
автомобилем и орудовать шашкой, сражалась
наравне с мужчинами. Однако победа Красной
Армии соединилась в ее судьбе с драмой в
личной, семейной жизни: в 1921 году супруги
расстались. О причинах этого Николай
Евграфович никогда и никому не
говорил. И более никогда в жизни не
встречался со своей первой женой.
Нравственная жизнь молодого офицера
оставляла желать лучшего: для описания ее он
употребляет в дневнике выражение
«карамазовская грязь». Однако душа
его все равно оставалась живой. И
Господь обратил ее к себе через духовное
потрясение, в один миг преобразившее
человеческую жизнь: в ночь на первое
марта 1921 года комиссар Пестов увидел
во сне Христа – и неожиданно для себя поклонился
Ему до земли. «Полное смятение всех
чувств… – написал он об этом в
своем дневнике. – И сжигающая сознание
огненная мысль – “ведь я грешник,
нераскаянный грешник, и кругом меня грязь, порок и
кровь…” <…> В ту ночь
Господь вошел в мое сердце…»
Николай оставляет службу в армии и переезжает
в Москву, где становится членом еще
разрешенного тогда Христианского студенческого кружка.
Участие в нем помогает ему осмыслить столь
неожиданно возникшую веру, привести
в соответствие с ней все
свое существование. Исполнение
евангельских заповедей становится для
Пестова-христианина началом и основой
жизни.
Сообщество единомышленников было для Николая
Евграфовича большой поддержкой среди
окружающей смуты. Ничем не примечательные на первый
взгляд, но духовно близкие отношения
связывали его тогда с девушкой Зоей
– «душой» этой общности,
отдававшей все свободное
время организации христианских бесед и встреч.
Они оба учились в МВТУ (ныне МГТУ
им. Н.Э. Баумана), и Николай помогал Зое в учебе и
деятельности в кружке. Основой их
отношений была общая жизненная цель – служение
Христу, и «объяснение», столь сложное порой для
молодых людей, свершилось просто. Оно было
воплощено всего в одной фразе, которую
Пестов прочел на самодельной закладке,
подаренной ему в день именин: «Пойдем за
Ним».
Спустя полгода молодые обвенчались – уже тогда
хорошо представляя себе цель и трудности своей
последующей жизни. На свадьбе
подвыпивший отец невесты стал громко
кричать молодоженам: «Горько!». У
христиан-кружковцев это было не принято, и
жених с невестой попросту не ответили на
призыв. «Что же вы, дочка, не целуетесь?
– спросила мать. – Видно, не
веселой будет ваша жизнь». «А я,
мама, не для веселья вышла замуж», –
ответила девушка. И вряд ли кто-то,
кроме мужа, мог понять тогда, отчего же она так
счастлива…
Через несколько лет после свадьбы супруги получили
квартиру, которая в годы повсеместно
закрытых храмов стала в прямом смысле
слова
Коля, Сережа и Наташа Пестовы |
Церковью»: там
появлялись священники, совершались
тайные богослужения, находили утешение в
исповеди осиротевшие без духовных
отцов прихожане. Такие собрания были очень
опасны, и Зоя Вениаминовна жила в
постоянной тревоге за мужа: уведут,
заберут. Но Господь хранил. С этой
обстановкой, потаенной, но насыщенной
христианской жизни связаны самые ранние, яркие
воспоминания детей Пестовых –
Николая, Сережи и Наташи.
«Как мать, так и отец боролись за наши души, угождая
Богу: мама делала необычайно много добра несчастным,
бедным людям, а отец не разгибал колен и усердно клал
поклоны, вымаливая у Бога спасение не только
своей душе, но и спасение детских душ,
вверенных ему Господом, –
вспоминала много лет спустя дочь Николая
Евграфовича, Наталья Николаевна
Соколова. – <…> Мама научила нас
молиться от души и своими словами. Когда папа
болел или задерживался на работе, мама
вставала с нами и горячо
выпрашивала у Бога благополучие нашему
семейству. Для меня это был пример настоящей
искренней молитвы. Мы повторяли за матерью
простые, понятные слова, обращенные к Богу:
“Господи, дай папе нашему
здоровье!”. Поклон. “Господи,
сохрани нашу семью от беды!”. Поклон. Или:
“Господи, прости нас, прими за все наше
благодарение».
Кратковременным, но нелегким потрясением для
супругов, испытанием их твердости в
выборе пути стал арест Зои Вениаминовны.
За ней пришли ночью – и забрали по подозрению
в незаконной переписке. Это было недоразумением, но
могло означать все что угодно: лагеря, тюрьму,
расстрел. Собрав вещи в дорогу, супруги
сняли со стены икону, и мать благословила ей спящих
детей. Прощаясь, муж и жена поклонились друг другу
в ноги – в этом мгновенном
поступке, не требующем слов, отразилось и их
отношение друг к другу, и христианское смирение, и
упование на встречу в жизни
вечной. Однако увидеться им предстояло
совсем скоро – в жизни земной. Спустя
некоторое время женщина была освобождена.
О месяцах в тюрьме она рассказывала
детям как о важном испытании, за которое стоит
горячо благодарить Творца. В серьезных,
опасных ситуациях нередко оказывался и глава
семьи. И тоже благодарил Бога, говоря: «Считаю,
что только по молитвам моих детей, жены и
духовного отца я в то время не был
арестован и остался жив».
Несмотря на большую научную работу и духовную
потребность в уединенных часах молитвы,
Николай Евграфович уделял
воспитанию дочери и сыновей значительное
время. Он читал и объяснял ребятам
евангельские притчи, играл с ними на даче в
волейбол и теннис, учил плавать, водил
на каток, сам сочинял детские игры. Коля, Наташа и Сережа
были его постоянными собеседниками, они всегда имели
доступ в кабинет отца и засыпали порой на его
коленях. Эти часы, в которые ничто не
отвлекало их друг от друга, оказывали
неоценимое влияние на развитие детской души.
«Через ласку отца я познала Божественную
Любовь – бесконечную, терпеливую,
нежную, заботливую, – пишет его дочь Наталья. – Мои
чувства к отцу с годами перешли в
чувства к Богу: чувство полного
доверия, чувство счастья – быть
вместе с Любимым; чувство надежды,
что все уладится, все будет хорошо;
чувство покоя и умиротворения души,
находящейся в сильных и могучих руках
Любимого».
Аскетическое, покаянное настроение Николая
Евграфовича накладывало отпечаток
на все, что происходило в доме. Взрослые
беседовали в основном на религиозные
темы, практически не ходили в гости, за столом
никогда не бывало вина и не
существовало таких понятий как тост или рюмка.
Зоя Вениаминовна
сочувствовала мужу во всем,
но тяготилась порой этим «вечным постом»,
в некоторых случаях доходило и до обиды. Разногласия
переживались непросто, но именно они позволяли
еще яснее ощутить силу душевного и духовного
родства – неотъемлемого утешения семьи, где
все молятся друг за друга. «Мы с Сережей очень
остро чувствовали, когда дух мира
покидал семью, – вспоминает Наталья
Пестова. – <…> Скандалов при
нас не было, но папа замыкался в себе, был грустный,
просил у мамы без конца прощения, а она отмахивалась
и плакала. Что происходило между ними — мы не
понимали. С возрастом мы стали догадываться,
что отец стремился к святости, а его аскетическая
жизнь была не под силу его супруге. Но тогда причина ссор
не доходила до нашего разума, мы плакали и требовали
мира. Это горе было причиной, научившей меня
молиться о мире в семье жарко, настойчиво и
неотступно. И до чего же было радостно, когда я
видела, что Господь услышал мою
молитву».
Супруги Пестовы прожили долгий век и
отпраздновали в 1973 году золотую
свадьбу – пятьдесят лет совместной
жизни. Не дожил до этой даты их старший сын Николай,
погибший в Отечественную войну.
Душевные силы слабеющей здоровьем четы были
почти целиком отданы воспитанию внуков
– у дочери, матушки Наталии, родилось в
счастливом браке пятеро детей. «Они
утерли с наших глаз последние слезы», –
говорила Зоя Вениаминовна. В
последние годы жизни, на пенсии, и она, и ее муж особенно
ярко, отчетливо жили духом апостольства:
Николай Евграфович копировал и
распространял духовную литературу, писал
собственные богословские труды, с особой
тщательностью вел духовный дневник. Зоя
Вениаминовна подводила итог своей
жизни немного иначе: совесть постоянно побуждала ее
проповедовать слово Божие, что она и
делала, не жалея себя. Супруга, мать и бабушка
словно вернулась в юность, в годы
существования Христианск
ческого кружка, и посвящала
все свободное время христианскому
просвещению. Нередко ей приходилось пояснять
пришедшим на службу людям содержание богослужения,
смысл того, что читают или поют. Эти разговоры со
случайными встречными продолжались порой и за
стенами храма. Так случилось и за несколько дней до ее
кончины. После службы, прямо на улице, в
Сокольниках, она долго рассказывала что-то
заинтересовавшимся студенткам.
Простудилась, получила воспаление легких и
умерла.
Николай Евграфович провожал
супругу в вечную жизнь горячей слезной
молитвой. Больше года он практически
непрерывно читал каноны и акафисты о упокоении ее
души – отрешившись от жизни и не замечая
времени. Господь давал ему силы через
Святое Причастие, которое он принимал каждое
воскресенье. В отличие от жены, отошедшей
в мир иной без мук, писатель и ученый тяжело страдал
от предсмертных болезней, но переносил их в терпении
и молитве. Он скончался девяностолетним
старцем, в ночь на 14 января 1982 года,
в праздник святого Василия
Великого, которого очень чтил. «Помоги
мне одеться и ехать в церковь»,- были его
последние, обращенные к дочери, слова.
Над гробом Николая Пестова было немало сказано
о его высокой христианской и гражданской жизни, о
заслугах ученого, о плодотворном писательском труде.
Но самым глубоким доказательством благого
Промысла Божия была, пожалуй, его личная судьба
– путь веры, пройденный вместе с
близкими. Суть этого пути и его «ненапрасность»
наиболее ярко характеризуют слова матушки Наталии
Соколовой (Пестовой): «О чем
молился мой отец – это знает один Бог. Но если я
оглянусь на мои прожитые семьдесят лет, то могу сказать
одно: они прошли под покровом
Всевышнего».