Рязанов биография личная жизнь
Имя: Эльдар Рязанов ( Eldar Ryazanov )
Дата рождения: 18 ноября 1927 года
Дата смерти: 30 ноября 2015 года
Возраст: 88 лет
Место рождения: Самара
Место смерти: Москва
Деятельность: кинорежиссер, актер, драматург, писатель
Семейное положение: был женат на Эмме Абайдуллиной
Эльдар Рязанов – биография
Недавно страна простилась с любимым режиссером Эльдаром Рязановым. Его ироничные и трогательные фильмы много лет сопровождали нас, согревая душу и настраивая на романтический лад…
Многие приходят в ужас от мысли о возможной смерти, но Эльдар Рязанов, уже зная, что дни его сочтены, спокойно готовился к своему уходу. Еще шесть лет назад в книге «Грустное лицо комедии, или Наконец подведенные итоги» режиссер написал: «Это только в песнях поют: “Еще не вечер!” Уверяю вас, вечер, и довольно поздний. Пришло время закругляться, пора прекратить свою активную деятельность в кино. Я пока еще редко чувствую себя стариком. Но все-таки хватит хорохориться, пора и честь знать…»
Последние семь лет режиссер Рязанов то и дело попадал в больницы. То инфаркт, то инсульт, операция на ногах, на глазах…
– Все из-за лишнего веса, – признавался Эльдар Александрович. – А ведь я пытался худеть. Да что толку!
Из-за полноты у режиссера был и еще и деформирующий остеохондроз позвоночника – очень мучительный недуг.
– Боль в спине, суставах ног и рук – адская. Неделями не покидал отделение спинальной хирургии. Книгу не поднять, на ступеньку не встать…
Но что довело режиссера до такого состояния, почему на закате лет на его долю выпали такие страдания?
Эльдар Рязанов – биография детства
У Эльдара Александровича было тяжелое детство. Родился он в 1927 году. Отец Александр Семенович сначала служил в разведке в Китае, потом с женой Софьей (в девичестве Шустерман, но по понятным причинам в то время свои еврейские корни она не афишировала) переехал в Иран. Когда вернулся в Москву, стал начальником винного главка и на этой должности запил по-черному.
Домой иной раз в буквальном смысле приползал, а жену, которая пыталась его образумить, – бил. От такой жизни мама будущего режиссера сбежала, взяв его, трехлетнего, в охапку. Впоследствии она вышла замуж за инженера Льва Михайловича Коппа, и Эльдара воспитывал отчим.
Отца, успевшего жениться вторично и родить дочь, репрессировали и отправили в лагеря. В общей сложности он отсидел 17 лет. Спустя годы, в начале 1960-х, Александр Семенович все-таки нашел сына благодаря его фильмам. «Близкого контакта не получилось: пришел совершенно чужой, сломанный жизнью человек, – рассказывал потом Рязанов. – Жену и дочку он не нашел… Я дал ему все деньги, которые имел при себе, и он исчез на четыре года, не имея права жить в Москве. После реабилитации все-таки перебрался в столицу, а через несколько месяцев умер, и я приехал на его похороны…»
Началась Великая Отечественная война. На фронт Рязанов не попал по возрасту – был 13-летним мальчишкой. Но он навсегда запомнил пронизывающий холод и жуткий голод, который пришлось тогда пережить в эвакуации в Куйбышеве. Режиссер не мог забыть, как вместе с мальчишками искал на свалках резиновые шины, которыми топили печку, и сражался с полуметровыми крысами; как стоял в длиннющих очередях, чуть не сходя с ума от того, что нечего было есть.
– Я всю войну недоедал, поэтому потом и растолстел. Все никак не могу наесться…
А еще в эвакуации юный Эльдар пристрастился к алкоголю.
– Он притуплял чувство голода, – объяснял Рязанов. – Но однажды в 16 лет я допился до того, что чуть не умер! Врач, который меня откачал, сказал: «В этот раз повезло, но тебя смысла спасать нет. Ты ведь пить не перестанешь, значит, все равно умрешь!» Его слова так меня напугали, что 10 лет я не брал в рот спиртное вообще. Зато курить не бросал: смолил с семи лет.
– Тридцать пять годков не вынимал папиросу изо рта, – признавался Эльдар Александрович. – Так утром кашлял, что на лбу лопались сосуды!..
Эльдар Рязанов – работа в кино
Вторым разрушительным фактором был постоянный стресс. В работу над своими фильмами Рязанов уходил с головой и себя не щадил – каждой картине отдавал все свои силы и знания по максимуму.
А препятствий на пути было множество. Например, когда он снял половину своего первого фильма «Карнавальная ночь», в студии «Мосфильм» собрался худсовет – посмотреть, что же там «наваял» молодой дебютант.
– Они тогда разгромили меня полностью, – вспоминал Рязанов. – И в выражениях не стеснялись. «Какая ужасная пошлость! Жаль, что половина уже снята, -уже большой перерасход средств. Придется доснять и забыть и о фильме, и о режиссере, как о кошмарном сне». Это была проверка моего характера. Я мог обидеться на всех, плюнуть и плыть «как дерьмо по течению», но я сжал зубы и решил: «Я им покажу, как снимать комедии!»
В итоге картина стала лидером проката 1956 года. И все же забыть тот худсовет Рязанов не мог до конца своей жизни. Впрочем, и в съемочной группе «Карнавальной ночи» режиссера тоже испытали на прочность.
– Работали у меня профессионалы, и все вроде как знали, как снимать музыкальные комедии, -рассказывал Эльдар Александрович. – Не знал этого тогда только один человек – я. И вот все меня пытались учить «как надо». Однажды дело зашло слишком далеко. Пока я отошел к начальству, оператор занял мое место, скомандовал: «Мотор!» – и актеры начали играть. Устраивать истерику я не стал. Подошел, сказал: «Этот дубль в пленке не проявляем» – и попросил переснять сцену. Больше такого они себе не позволяли…
Зрителям «Карнавальная ночь» пришлась по душе, но критики все равно остались недовольны: в образе завклуба Огурцова они увидели спекуляцию на теме борьбы с бюрократизмом. Прошлись цензоры и по другим комедиям Рязанова. Так, после фильма «Берегись автомобиля» моралисты обвиняли режиссера в идеализации вора. «Служебный роман» восприняли как карикатуру на коллектив советских служащих, «Старики-разбойники» как попытку оклеветать органы правопорядка. А в «Иронии судьбы» цензоры углядели… открытую пропаганду алкоголизма.
Самая смешная история, по признанию самого Эльдара Александровича, – у музыкальной комедии «Гусарская баллада», которую он снял к 150-летию Бородинской битвы. Министр культуры Екатерина Фурцева возмутилась: почему на роль Кутузова режиссер пригласил Игоря Ильинского, при одном взгляде на которого зритель начинает смеяться? Рязанов попытался убедить строгую чиновницу, что комедия вовсе не искажает историю Отечества, а романтизирует ее. Но та все равно требовала переснять все эпизоды с Кутузовым. Смягчилась, только когда за картину заступился Алексей Аджубей, зять генсека Никиты Хрущева.
Больше всего досталось ленте «Человек ниоткуда», снятой еще в 1961 году. В ней глазами наивного дикаря была показана советская действительность, что не могло не задеть партийных идеологов страны. «В художественном и идейном отношении этот фильм явно не оттуда», -объявил на съезде КПСС Михаил Суслов, и картину на долгие годы положили на полку.
Впрочем, нервы режиссеру трепали не только на родине, но и заграницей. Когда Рязанов поехал в Рим снимать «Невероятные приключения итальянцев в России», он был в бешенстве от того, что в СССР заграничным актерам созданы все условия, а советским в Италии – наоборот. Поселили в дешевой гостинице, кроме того, чинили всевозможные препятствия во время съемок. Режиссер тогда заперся в своем скромном номере и сказал, что не выйдет оттуда, пока им не предоставят нормальные условия. Итальянцы вынуждены были согласиться. Рязанов умел добиваться своего, но лишь он один знал, скольких нервных клеток ему это стоило.
Съемки «Итальянцев» были сложными в том числе и из-за обилия сложных трюков. Это сейчас на компьютере нарисуют все, что угодно, а тогда летчик шесть раз сажал настоящий авиалайнер на шоссе!
А съемки со львом? Андрей Миронов играл буквально в полуметре от хищника. На актера Нинетто Даволи лев даже напал – к счастью, итальянец отделался царапинами. А за все эти ЧП кто отвечает? Режиссер. И так – в каждом фильме…
Эльдар Рязанов – личная жизнь
В личной жизни Эльдара Александровича кипели настоящие страсти. С первой женой Зоей Фоминой режиссер познакомился еще студентом, когда учился во ВГИКе. Вместе сняли дипломную работу, устроились на студию документальных фильмов, расписались. Через год родилась дочка Оля. Супруга поддерживала Рязанова долгих 20 лет, помогала ему в работе, делила все бытовые трудности – они прошли и через коммуналки, и через безденежье. А потом ее родной Эльдар. .. полюбил другую.
Редактор «Мосфильма» Нина Скуйбина была женщиной с трагической судьбой. За пять лет до встречи с Рязановым она похоронила мужа, режиссера Владимира Скуйбина. Того подкосила редкая болезнь – атрофия мышц. Он медленно угасал, сохраняя при этом ясное сознание и память и работая до последнего дня. И верная жена помогала ему вставать, одеваться, на съемочной площадке перелистывала для него страницы сценария и даже поворачивала мужу голову…
В 34 года Владимир скончался. Нина долгое время была в тяжелейшей депрессии, но рос сын Коля, и надо было жить для него. Она решила посвятить себя только ребенку, а о мужчинах – забыть навсегда. Но встретила Эльдара – и в ее жизнь ворвалась новая любовь. Эльдар Александрович этим чувством тоже был окрылен.
Скрыть свою связь от жены Зои было невозможно. Весь «Мосфильм» знал о романе в личной жизни режиссера Рязанова. И тогда супруга поставила ультиматум: или она с дочкой – или любовница! Эльдар пообещал порвать «порочную связь», но не смог: сердцу ведь не прикажешь. Около двух лет он метался между женщинами, пока однажды не ушел к Нине навсегда.
Вторую жену режиссер считал самой большой своей любовью. Их личная жизнь продлилась 22 года, и за это время Рязанов снял свои лучшие картины: «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Служебный роман», «Вокзал для двоих», «Жестокий романс». Скуйбина всегда была рядом с мужем – именно с ней он обсуждал идеи, сценарии, актеров.
А потом пришла беда. Врачи обнаружили у Нины рак. Причем в таком запущенном состоянии, что шансов на излечение не было. Ей сделали операцию, но это не помогло. Тогда Рязанов, пытаясь спасти жену, повез ее в Германию, однако и там врачи оказались бессильны перед страшным недугом. Супруги вернулись в Москву. Нина ужасно страдала от болей. Однажды, по словам друга семьи режиссера Василия Катаняна, Нина достала лекарство, чтобы прекратить свои мучения. Простилась с мужем и сыном Колей и вечером сделала себе укол…
Потеря жены в 1994 году стала страшным ударом для Эльдара Александровича.
– У нас с Ниной была трудная, но счастливая любовь, – рассказывал режиссер. – Когда ее на стало, мне казалось – жизнь кончена.
От одиночества и тоски ему хотелось выть. Снова сильно болело сердце. Но Рязанову дало силы жить… новое большое чувство!
С Эммой Абайдуллиной Рязанов познакомился давно, еще в 1987 году, когда она, журналистка, брала у него интервью.
– Она мне была симпатична и я ей, наверное, тоже. Но мы просто дружили.
Однако после смерти Нины все изменилось, и судьба свела их вместе. Это была поздняя и нежная любовь двух одиноких сердец в личной жизни Эльдара Рязанова.
– Конечно, никто не ожидал, что я выкину такой фортель – сразу женюсь на другой, – объяснял Рязанов. – Но Эмма меня просто спасла. Она подарила мне новую жизнь.
Это не мешало режиссеру в своем кабинете и на даче оставить портреты Нины, и Эмма отнеслась к этому с пониманием. Поженились они в 1995 году. На долю Эммы выпала самая тяжелая доля – ухаживать за больным мужем.
– Мы с ней как лошади, которые вместе кладут головы одна на холку другой. Если бы не Эмма, то, может, и не стоило бы мне жить! -признавался Эльдар Александрович. – Но по счастью она рядом – благородное сердце, замечательная женщина, родной, ненаглядный друг. Куда бы ни забрасывала меня судьба, Эмма ездила со мной. И оттого, что мы вдвоем, мы еще живы. Она как бы в шутку говорит мне: «Держись за меня!», – а я вроде с юмором, а на самом деле серьезно отвечаю: «Только за тебя и держусь…»
Эльдар Рязанов – Болезнь и смерть
За последние пять лет биография Рязанова – это мучительная борьба со смертью: Эмма много раз вырывала мужа из костлявых рук смерти, но все неизбежно шло к трагическому финалу. Он устал бороться за жизнь.
– Все, мне пора. Я больше не буду снимать фильмы. Я стар и болен. И это – самое гадкое, что происходит с человеком, если его душа все еще молода. Ну ее, такую жизнь! – говорил мастер.
В ноябре прошлого года Рязанов снова попал в НИИ имени Бурденко с ишемическим инсультом и частичной парализацией левой половины головного мозга. Он лежал, не в состоянии даже говорить, мог только закрывать и открывать глаза. Выжил. Поправился. Выписали домой. А в сентябре этого года угодил в реанимацию уже с инфарктом. Опять обманул смерть – в ноябре даже отметил 88-й день рождения в кругу близких, но пророчески заметил:
– Это последнее наше совместное фото!
Через два дня режиссер снова попал в реанимацию. Истрепанное инфарктами сердце нормально работать уже не могло – в легких скопилась жидкость. Врачи сделали прокол, однако это не спасло -в ночь на понедельник 30 ноября сердце Эльдара Рязанова перестало биться.
Через два дня режиссер снова попал в реанимацию. Истрепанное инфарктами сердце нормально работать уже не могло – в легких скопилась жидкость. Врачи сделали прокол, однако это не спасло -в ночь на понедельник 30 ноября сердце Эльдара Рязанова перестало биться.
Автор биографии: Евгений Строков
Эльдар Рязанов — биография
Фильмы режиссера Эльдара Рязанова — душевные и ироничные, трогательные и простые. Они уже много лет сопровождают по жизни несколько поколений зрителей, они согревают душу и наполняют ее романтикой. Уже стало хорошей традицией провожать уходящий год вместе с «Иронией судьбы» или «Карнавальной ночью». Жаль, что больше такого кино не снимают, жаль, что режиссер уже покинул этот мир. Он прожил длинную и достойную жизнь, и ушел в 88, оставив после себя огромное наследие. Многие боятся смерти, Рязанов относился к этому философски, и воспринимал это как должное.
Эльдар Рязанов один из самых известных отечественных режиссеров. Прославился своими незабываемыми комедиями – «Ирония судьбы, или С легким паром», «Карнавальная ночь», «Служебный роман», «Гараж».
Детство и юность
Родился Эльдар Рязанов 18 ноября 1927 года в Самаре. Папа Александр Рязанов и мама Софья Рязанова(Шустерман) были работниками советского торгового представительства в Иране, поэтому первые три года своей жизни Эльдар провел в Тегеране. Родители еще до рождения сына решили назвать его Эльдаром, что в персидском языке звучит, как владеющий миром. Может именно это имя помогло ему впоследствии действительно владеть любовью миллионной зрительской аудитории.
На фото Эльдар Рязанов в детстве
В 1930-м семья переехала в Москву, отца назначили руководителем в винный главк. У них была огромная квартира в центре столицы и достаточно обеспеченная жизнь. Отец вскоре пристрастился к алкоголю, бросил семью, женился второй раз, и даже успел снова стать отцом. В 1938-м за ним пришли, дали пять лет лагерей, но он решился на побег. Его поймали, и добавили еще 12 лет. Он пробыл в лагерях семнадцать лет, и смог разыскать Эльдара только в 60-х. Александр пришел к сыну попросить денег, Эльдар отдал все, что у него было, и отец снова пропал на несколько лет – ему нельзя было находиться в столице. Через несколько месяцев его не стало, Эльдар ездил к нему на похороны.
После того, как семья развалилась, мама вышла замуж за инженера Льва Коппа, вдовца с ребенком. Он принял Эльдара как родного, и относился к нему со всей душой.
Родители особо не занимались воспитанием сына, вкус сигарет он узнал примерно в восемь лет, и с тех пор не бросил эту вредную привычку. Он любил гонять голубей и часто пропадал во дворе с такими же мальчишками.
Мама научила сына всегда говорить правду, и привила любовь к чтению. Он читал классику и приключения, и даже собирался после школы в мореходное училище в Одессе. Рязанов даже послал туда запрос, но ответа не получил.
В годы войны семья эвакуировалась в Куйбышев, и этот период стал самым тяжелым в жизни мальчика. Он всю жизнь помнил этот жуткий холод и голод, бесконечные очереди за продуктами и полуобморочное состояние. Поэтому, когда отменили карточки на продукты, и появилась возможность лучше питаться, он ел, не переставая, и вскоре стал сильно прибавлять в весе.
Эльдар Рязанов в молодости
Не получив ответ из Одессы, Рязанов решил не терять времени, и ради интереса попробовать пройти в театральный. Он не думал, что из этой затеи что-то выйдет, ведь у сына врага народа и еврейки перспектив было немного. Однако после завершения всех экзаменов, он с удивлением нашел свою фамилию в числе студентов режиссерского факультета ВГИКа. Его наставником стал Григорий Козинцев, который уже в те годы был известным режиссером.
Поначалу учеба совершенно не заинтересовала Эльдара, ему ведь только недавно исполнилось 16. После второго курса Козинцев даже пригрозил ему отчислением, по причине молодости, на что Рязанов ответил, что при поступлении он был моложе на два года, и тогда ему никто не сказал, что он не проходит по годам.
Одним из педагогов курса был Сергей Эйзенштейн, который сразу рассмотрел в Эльдаре большие способности. Именно благодаря ему из Рязанова получился отличный режиссер. Диплом с отличием Эльдар получил в 1950-м, и снял свою дипломную картину «Они учатся в Москве».
Фильмы
Первые пять лет своей биографии Эльдар Рязанов посвятил документальному кино. За эти годы он много путешествовал, побывал на Дальнем Востоке, Камчатке и Сахалине. Героями его фильмов были самые простые люди – оленеводы, рыбаки, пограничники, ловцы крабов. Он набрался колоссального опыта.
Кадр из фильма Эльдара Рязанова «Весенние голоса»
В 1955-м Рязанов начал работать на «Мосфильме», где и создал свою первую картину «Весенние голоса». Фильм очень понравился режиссеру Ивану Пырьеву, и он настоятельно рекомендовал Рязанову начать снимать комедии, и даже предложил обратить внимание на «Карнавальную ночь», сценарий к которой написали Ласкин и Полякова.
Нельзя сказать, что Рязанов с большим воодушевлением принял совет известного режиссера, но решил попробовать. Жанр был незнакомый, работа продвигалась с большим трудом, но после выхода картины стало понятно – комедии ему под силу. После выхода ленты Эльдар мгновенно стал известным режиссером.
Картина заняла лидирующие позиции в прокате, и принесла Рязанову первые в его жизни награды.
Таким же успехом пользовалась и следующая лента Рязанова – «Девушка без адреса», которую пришли посмотреть 36,5 миллионов зрителей. Популярность режиссера росла с каждым новым проектом.
В 60-е годы у Эльдара сформировалась особая манера создания кино. Его ленты получили название лирических трагикомедий. В те годы режиссер создал и свою постоянную группу, которая участвовала во всех его проектах. Сценарии к его фильмам принадлежали Эмилю Брагинскому, музыкальное сопровождение создавал Андрей Петров, обязанности оператора лежали на плечах Владимира Нахабцева. Ну и конечно же актерский состав, в который входили известные советские артисты.
Эльдар Рязанов во время съемок
В 1966-м режиссер снял одну из самых лучших своих комедий — «Берегись автомобиля», которая была очень тепло встречена зрителями. Рязанов стал соавтором сценария к этому фильму.
В 60-70-е годы Эльдар Рязанов плодотворно работал, выпуская каждый год по несколько новых работ. Самыми значимыми проектами того времени стали «Старики-разбойники», «Зигзаг удачи», «Невероятные приключения итальянцев в России».
В первый день 1976 года на экраны вышла лента, которая стала бессменным атрибутом Нового года – комедия «Ирония судьбы, или С легким паром!». В следующем году вся творческая группа была удостоена Госпремии СССР.
В 1977-м на экраны страны вышла лента «Служебный роман», ставшая одним из самых успешных проектов Рязанова. Спустя год авторы этого фильма были награждены Государственной премией РСФСР им.братьев Васильевых. После этого была целая череда картин, которые стали настоящими хитами, и пользуются успехом у зрителя и в настоящее время – «Вокзал для двоих», «Гараж», «Жестокий романс».
Эльдар Рязанов в фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»
В 80-е режиссер отошел от своего амплуа, и снял серьезное кино – «Дорогая Елена Сергеевна» и «Забытая мелодия для флейты». В это же время выходит и документальный проект режиссера – «Четыре встречи с Владимиром Высоцким», посвященный пятидесятилетию барда.
В 1991-м Эльдар Рязанов выпустил картину «Небеса обетованные», которая немного отличалась по стилю от предыдущих его работ. Но от этого она совершенно не утратила свою ценность, наоборот, подчеркнула многогранность таланта мастера. В таком же стиле вышли и «Тихие омуты» и «Старые клячи».
Эльдар Рязанов засветился практически в каждом своем проекте, в небольших эпизодах. Это как автограф великого художника на своем холсте.
Личная жизнь
В личной жизни Эльдара Рязанова было три официальных брака. Первый раз он женился на Зое Фоминой, своей однокурснице, с которой он потом вместе снимал картины. В 1951 году у них родилась дочь Ольга, которая получила диплом МГУ по профессии филология и киноведение.
Эльдар Рязанов и Нина Скуйбина
Второй женой режиссера стала Нина Скуйбина, редактор киностудии «Мосфильм». Она умерла в молодом возрасте от неизлечимого недуга.
Эльдар Рязанов и его жена Эмма Абайдуллина
Третий раз Эльдар Рязанов женился на Эмме Абайдуллиной, которая работала редактором на «Мосфильме». Этот брак длился до самой смерти великого режиссера.
Смерть
Здоровье Эльдара Рязанова резко пошатнулось осенью 2015 года, хотя до этого на протяжении семи лет он часто проходил лечение в разных клиниках Москвы. 29 ноября стало известно, что его подключили к дыхательному аппарату, а 30 ноября 2015-го Рязанова не стало. Причиной смерти названа сердечная недостаточность, и доктора оказались не в силах ему помочь.
Похороны Эльдара Рязанова
Местом упокоения Эльдара Рязанова стало Новодевичье кладбище.
Режиссерская фильмография
- 1950 Они учатся в Москве
- 1954 Остров Сахалин
- 1956 Карнавальная ночь
- 1957 Девушка без адреса
- 1961 Человек ниоткуда
- 1968 Зигзаг удачи
- 1971 Старики-разбойники
- 1975 Ирония судьбы, или С лёгким паром!
- 1977 Служебный роман
- 1979 Гараж
- 1984 Жестокий романс
- 1988 Дорогая Елена Сергеевна
- 1993 Предсказание
- 1996 Привет, дуралеи!
- 2000 Старые клячи
- 2003 Ключ от спальни
- 2006 Андерсен. Жизнь без любви
- 2007 Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя
- 2007 Ирония судьбы. Продолжение
Фильмография актера
- 1957 Цель его жизни
- 1965 Дайте жалобную книгу
- 1970 Один час с Козинцевым, или Семь мнений
- 1971 Старики-разбойники
- 1975 Ирония судьбы, или С лёгким паром!
- 1996 Привет, дуралеи!
- 2000 Старые клячи
- 2007 Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя
- 2007 Ирония судьбы. Продолжение
Ссылки
- Персональный сайт
- Полная фильмография
- Интервью Эльдара Рязанова на Эхо Москвы
- Страница в Википедии
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.