Рерберг оператор личная жизнь дети
Как говорится, кино снимают не только в кадре, но еще и за кадром. Ведь то, что мы видим на экране, лишь вершина айсберга. А на съемочной площадке точно также кипит жизнь — творческий процесс, оживленные споры, ссоры, интриги и, конечно, романы.
Валерий Тодоровский в своем сериале «Оттепель» очень хорошо показал не только жизнь кинематографистов, но и богему того времени во всей своей красе так, что еще долго проводили параллели и не утихали споры, кого же именно из звезд 50-х изобразил у себя в картине режиссер.
Главный герой «Оттепели»
— своеобразный оператор, мастер своего дела, Виктор Хрусталев (в
исполнении Евгения Цыганова). Многие считали прототипами героя и
Александра Княжинского, и отца режиссера Петра Тодоровского, который
также начинал свою карьеру за камерой.
Но большинство увидело в нем черты гениального, но в то же время и скандального оператора Георгия Рерберга. Давайте о нем и поговорим…
Георгий Рерберг. Фото: архивы киностудийЕвгений Цыганов в сериале «Оттепель» (2013)
Рерберг окончил операторский факультет во ВГИК, поэтому можно сказать, что сразу окунулся в мир московской богемы и «золотой молодежи» того времени. Ведь чаще всего именно это учебное заведение предпочитали дети советской творческой элиты.
Да и у него самого происхождение было очень интересное — аристократ со шведско-датскими корнями, в роду известные архитекторы, музыканты, художники. Он и сам в юности рисовал. Правда, большинство работ уничтожил. Такой был сложный характер, перфекционизм во всем.
Кстати, о характере его слагали легенды! В одном лишь сходились те, кто с ним работал, Рерберг — гений! Андрей Кочаловский как-то сказал о нем (источник статья Сергея Соловьева, kinoart.ru):
Это же дикий, не всегда трезвый мустанг. Будешь его объезжать — сомнет, раздавит, вышвырнет из седла.
Да и называли его по-разному. Как в том самом фильме: Георгий Иванович, он же Гоша, он же Гога, он же, со слов Тарковского, «нечеловеческое чудище».
И с Кончаловским, и с Тарковским Рерберг плотно сотрудничал в те годы. На съемках фильма «Солярис» между режиссером и оператором разгорелся большой конфликт. По официальной версии это были разногласия в творческом процессе, но впоследствии выяснилось, что была еще одна причина — жена Тарковского Лариса Кизилова. Нет, у Рерберга не было с ней романа. Она просто не получила роль, которую сыграла в фильме Алиса Фрейндлих, и обвинила во всем оператора. Якобы он сделал неудачные пробы.
Два гения совместную работу прекратили. Собственно, как говорили многие, потерял в этом во всем только советский кинематограф.
Георгий Рерберг и Андрей Тарковский. Фото: 1tv.ru
Конечно, женщины любят плохих парней, а потому романов у Рерберга было много. Причем, с самыми красивыми женщинами страны!
Известно о его отношениях с красавицей Марианной Вертинской, в которых проявился весь его бурный нрав — он ее ревновал, устраивал сцены, сопровождал на съемки.
А один раз даже спас от гибели. На съемках у нее от софита вспыхнуло и загорелось платье, Рерберг вовремя сбил пламя. Но терпеть его было невыносимо, они разошлись. А Вертинская потом встречалась с его извечным соперником оператором Александром Княжинским.
Марианна Вертинская. Фото: kino-teatr.ru
Но Рерберг долго один
никогда не был. К нему ушла от Владимира Басова Валентина Титова, с
которой они прожили 20 лет в браке. Ушла, конечно, «из огня да в
полымя».
Но он сразу
предупреждал, что будет пить, скандалить и изменять. Тем не менее,
Титова смогла впервые в его жизни создать вокруг него атмосферу семьи и
заботы, за что он всегда был ей благодарен.
И все-таки они развелись.
Георгий Рерберг и Валентина Титова. Фото: kino-teatr.ru
Одним из последних увлечений любвеобильного оператора называют молоденькую студентку Ренату Литвинову, которая говорит сейчас в интервью, что в том, кем она стала, во многим обязана именно его подсказкам. Скорее всего, это были платонические отношения.
Умер Георгий Рерберг в 1999 году от разрыва сердца. К тому времени он уже был очень одинок.
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Рерберг.
Георгий Иванович Ре́рберг (28 сентября 1937, Москва — 25 июля 1999[1], Москва) — советский и российский кинооператор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1980), народный артист РСФСР (1988). Имел репутацию соавтора режиссёров в построении художественной реальности.
Биография[править | править код]
Род Рербергов имеет шведские корни. Отцом Георгия был художник И. Ф. Рерберг (1892—1957), матерью — виолончелистка Галина Козолупова, дочь народного артиста С. М. Козолупова.
В 1960 году окончил операторский факультет ВГИКа (мастерская Бориса Волчека). Работал на киностудии «Мосфильм».
Дебютная работа в 1965 — фильм «Первый учитель». Уже в этом чёрно-белом фильме выявились его творческие особенности: строгость изобразительного решения, композиционная чёткость, документальность стиля[2].
В 1967 году снял чёрно-белый фильм «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж». Однако в прокат фильм вышел только 20 лет спустя. В 1989 году за работу в этом фильме Г. Рерберг номинировался на премию «Ника» за лучшую операторскую работу, а в 1990 году в числе создателей фильма был награждён Государственной премией РСФСР имени братьев Васильевых.
В цветном кино проявился его талант пейзажиста и портретиста. В фильме «Дядя Ваня» сопоставление чёрно-белых и цветных кадров приобретает драматический характер. Этот приём получил развитие в «Зеркале», где ирреальность и конкретность снов передаётся в чёрно-белых сценах, а в цветных — красота и одухотворённость мира детства, драматизм его утраты. Различные операторские приёмы (репортажная съёмка, рапид, внутрикадровое движение камеры, высококонтрастное освещение) реализуют замысел, создают образную структуру фильма.
Во время съёмок «Сталкера» между Рербергом и режиссёром А. Тарковским сложилась конфликтная ситуация из-за испорченной плёнки «Кодак», на которую снимали фильм[3]. По требованию режиссёра Рерберг был отстранён от съёмок, практически весь фильм был переснят заново оператором А. Княжинским. Об этом конфликте рассказывает документальная лента Игоря Майбороды «Рерберг и Тарковский. Обратная сторона „Сталкера“» (2008)[4].
На Венецианском кинофестивале 1981 года Рерберг удостоен Специального упоминания жюри за свою работу в фильме «Звездопад» режиссёра Игоря Таланкина[5].
В 1977—1984 годах читал курс лекций по операторскому мастерству на Высших курсах сценаристов и режиссёров[6][7][8].
В 1990-е годы всё меньше снимал кино, сосредоточившись на рекламе для телевидения. Снял большинство роликов цикла «Всемирная история, Банк Империал»[9].
Был женат на актрисе Валентине Титовой, которая во время съёмок фильма «Отец Сергий» ушла к нему от своего мужа, режиссёра Владимира Басова[10].
Скончался от разрыва сердца. Похоронен на Введенском кладбище рядом с отцом и матерью (19 уч.).
Фильмография[править | править код]
- 1965 — Первый учитель (реж. Андрей Кончаловский)
- 1966 — История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж (реж. Андрей Кончаловский)
- 1969 — Дворянское гнездо (реж. Андрей Кончаловский)
- 1969 — Золотые ворота (реж. Юлия Солнцева)
- 1970 — Дядя Ваня (реж. Андрей Кончаловский)
- 1970 — Пёс, сметана и труба (реж. Ирина Елисеева)
- 1970 — Обыкновенная история (реж. Галина Волчек)
- 1971 — Ехали в трамвае Ильф и Петров (реж. Виктор Титов)
- 1972 — Дирижирует Евгений Мравинский (документальный)
- 1973 — Иркутская история (реж. Борис Ниренбург, Евгений Симонов)
- 1974 — Зеркало (реж. Андрей Тарковский)
- 1975 — Здравствуйте, я ваша тётя! (реж. Виктор Титов)
- 1975 — Лес (реж. Инесса Селезнёва, Игорь Ильинский)
- 1976 — Мелодии белой ночи (реж. Сергей Соловьёв)
- 1977 — 12 стульев (реж. Марк Захаров)
- 1978 — Безымянная звезда — сорежиссёр (с Михаилом Козаковым) и оператор-постановщик (снял своё имя из титров)
- 1978 — Отец Сергий (реж. Игорь Таланкин)
- 1980 — Адам женится на Еве (реж. Виктор Титов)
- 1981 — Звездопад (реж. Игорь Таланкин)
- 1981 — Золотые рыбки (короткометражный в киноальманахе «Полоса везения»)
- 1982 — Вновь я посетил… (реж. Александр Прошкин) — Смоктуновский читает стихи Пушкина
- 1983 — Любовь Орлова (документальный, реж. Григорий Александров, Елена Михайлова)
- 1983 — Время отдыха с субботы до понедельника (реж. Игорь Таланкин)
- 1984 — Иона, или Художник за работой (короткометражный, реж. Александр Кайдановский)
- 1984 — Беседы с Мравинским (документальный)
- 1985 — Испытатель (короткометражный, реж. Иван Дыховичный)
- 1985 — Маскарад (фильм-балет, реж. Феликс Слидовкер)
- 1986 — Плюмбум, или Опасная игра (реж. Вадим Абдрашитов)
- 1989 — Две истории Альфреда Шнитке (музыкальный фильм, реж. Святослав Чекин, Наталья Павлова-Арбенина)
- 1990 — Я сюда больше никогда не вернусь (реж. Ролан Быков)
- 1991 — Лосев (реж. Виктор Косаковский)
- 1993 — Октябрь (реж. Абдеррахман Сиссако
- 1996 — Прибытие поезда, новелла «Дорога» (реж. Владимир Хотиненко)
- 1997 — Олег Каган. Жизнь после жизни (реж. Андрей Хржановский)
- 1999 — Катерина Ивановна (реж. Валерий Зеленский, Светлана Врагова)
Награды и номинации[править | править код]
- 1979 год — Всесоюзный кинофестиваль — Приз за изобразительное решение фильма (фильм «Отец Сергий»).
- 1981 год — Венецианский кинофестиваль — Специальное упоминания жюри (фильм «Звездопад»)[5].
- 1989 год — номинация на премию «Ника» за лучшую операторскую работу (фильм «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж»)
- 1990 год — Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (фильм «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж»)[11].
Отзывы[править | править код]
«Его дебютный фильм „Первый учитель“ — совершеннейшее откровение по форме, по стилистике (…) Бесспорное по художественным достоинствам, совершенное по цвету, композиции произведение „Дворянское гнездо“. Это чудо световых ситуаций, мастерского использования рисующего и рефлексного света». — Вадим Юсов[11]
«О фильме „Зеркало“ написано много, но восхищение от этого не становится меньше. Восхищает всё: драматургически точное световое решение пространства в интерьерах и декорациях, природа в состоянии солнечного, пасмурного, грозового дня и ночи, переданная на экране с предельной выразительностью, портреты героев в различных световых состояниях». — Вадим Юсов[11]
Примечания[править | править код]
Литература[править | править код]
- Кино. Энциклопедический словарь / Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др. — М.: Советская энциклопедия, 1987. — С. 352. — 640 с. — 100 000 экз.
Ссылки[править | править код]
- Георгий Рерберг. «Если чувства не воспитаны, толку не будет». Последняя беседа. «Киноведческие записки», №48 (2000). Дата обращения 17 февраля 2013.
- Острова. Георгий Рерберг. ТВ «Культура». Дата обращения 17 февраля 2013. Архивировано 26 февраля 2013 года.
- Всего одна жизнь. Рерберг в воспоминаниях кинематографистов (рус.) // Искусство кино : журнал. — 2000. — № 8.
Их секс-тайны намного скандальнее, чем у Виктора Хрусталёва из «Оттепели»
* Гога Рерберг сражал окружающих наповал огромным членом
* Тарковский бил оператора головой о стену за то, что тот хотел показать его дочери порнуху
* Последней любовью прототипа героя Цыганова в «Оттепели» стала Рената Литвинова
В новогодние каникулы в эфир Первого канала (освежив на редкость скучное телеменю) ворвался повторный показ сериала «Оттепель». История о жизни советских кинематографистов 60-х годов ожидаемо возглавила рейтинги. А на минувшей неделе в гостях у программы «Кино в деталях» на СТС побывал мегапопулярный актер Евгений ЦЫГАНОВ, сыгравший в «Оттепели» главную роль – оператора Виктора Хрусталева. Женя выразил мнение многих, что режиссеру Валерию ТОДОРОВСКОМУ удалось воссоздать истории сразу нескольких культовых персонажей советского кинематографа и при этом никого не обидеть.
Знатоки кино уверены: в персонаже Хрусталеве переплетены и узнаваемы судьбы сразу нескольких легендарных операторов – Вадима Юсова, Александра Княжинского, Павла Лебешева и Петра Тодоровского, знаменитого отца режиссера «Оттепели», который начинал карьеру именно за камерой и памяти которого посвящена лента. Но главным прообразом Хрусталева, конечно, стал оператор от Бога Георгий Рерберг. Такой же немногословный, харизматичный, любвеобильный, никогда не расстающийся с сигареткой, как герой Цыганова.
– Когда я учился в Московской киношколе, Рерберг приходил к нам преподавать, – поделился Евгений с Федором Бондарчуком в передаче «Кино в деталях». – Ему ставили коробку из-под пленки, в которую он целый день стряхивал пепел.
И вот спустя много лет Цыганову и его коллегам, чтобы показать нравы богемы 50-летней давности, точно так же приходилось в кадре смолить одну цигарку за другой.
Про брутального Хрусталёва герои «Оттепели» отзывались хлёстко: характер – дерьмо, сам – гад и сволочь, но при этом безоговорочно признавали его кинематографический талант |
Ревнивец грозил ножом
Актрису Марианну Вертинскую с Рербергом и его коллегой Княжинским связывает личная история. Старшая дочь великого шансонье была музой и возлюбленной одного, а потом другого.
– Я очень полюбила «Оттепель», – призналась мне Марианна Александровна. – У Жени Цыганова потрясающе получилось передать дух той эпохи. Да и другие человеческие типажи, характеры в ленте невероятным образом перекликаются с 60-ми годами. Я, например, разглядела в Викторе Хрусталеве больше черт оператора Саши Княжинского, хотя многие говорят, что больше он на Рерберга похож. Но мне показалось, что по скупости в выражении своих эмоций это все-таки больше Александр…
С Княжинским Вертинская познакомилась в 1965 году на съемках детской сказки «Город мастеров». Она играла прекрасную леди Веронику, он стоял за камерой.
В очередной раз наводя фокус на обворожительную актрису, будто сошедшую с полотна Боттичелли, Александр поймал себя на мысли, что теряет голову. Юная богиня, получившая первые уроки любви от Андрона Кончаловского и оттачивавшая мастерство сводить с ума мужчин с женатым Андреем Тарковским, ответила оператору взаимностью.
Их страсти хватило на два года, но расстались Вертинская и Княжинский друзьями. Спустя четверть века Александр пригласил Марианну сняться в эпизоде, как потом оказалось, проходного фильма «Женщина у моря». Зато в кадр уже немолодая актриса, доверившись мастерству бывшего любовника, согласилась войти полностью обнаженной!
Знаменитые шестидесятники: Геннадий ШПАЛИКОВ (как и Костя Паршин из сериала, покончил с собой), Наталья РЯЗАНЦЕВА (его первая жена) и Александр КНЯЖИНСКИЙ |
К тому моменту за плечами у Марианны остались еще несколько потрясающих романов, в том числе с оператором-донжуаном Гогой Рербергом.
– Георгия в самом деле очень любили женщины, – делится Вертинская. – Такие интересные, красивые и талантливые люди всегда привлекают внимание.
Большим минусом для Марианны оказалось то, что великолепный Гоша оказался очень ревнивым. Неизменно следовал за любимой на съемки под предлогом проверить камеру и свет. Хотя для него и в самом деле было важно, насколько хорошо и гармонично его музу снимет кто-нибудь другой.
На картине «Капитан Немо» он спас Вертинскую от гибели. Она случайно задела фатой раскаленный софит. Одежда на актрисе моментально вспыхнула. Но Рерберг сориентировался и смог сбить пламя.
Пётр ТОДОРОВСКИЙ начинал кинокарьеру за камерой, сняв такие хиты, как «Весна на Заречной улице» и «Два Фёдора» |
Вот только разговаривал вспыльчивый и тоталитарный Георгий в приказном тоне и легко мог поднять на женщину руку. А уж когда узнал, что Марианна втайне от него начала встречаться с Борисом Хмельницким, грозился убить или себя, или ее, бегая по московским улицам с ножом для рубки мяса.
Сложный характер не раз играл против Рерберга. В киномире многие наслышаны о его конфликте с Тарковским, закончившимся взаимными оскорблениями и практически рукопашной. Самолюбивые творцы, которые в паре гениально сняли «Зеркало», так и не смогли вместе работать над «Сталкером». По официальной версии – из-за творческих разногласий.
По иронии судьбы, когда столкнулись амбиции этих двух бывших любовников Марианны Вертинской, им на помощь пришел третий ее кавалер – Княжинский, который заново переснял то, над чем начинал работать Рерберг. Кстати, основной причиной пикировок Тарковского и Рерберга вполне могла быть исполнительница главной роли в «Зеркале» Маргарита Терехова. Молоденькая Рита нравилась обоим.
Марианну ВЕРТИНСКУЮ хотели все мужчины в СССР |
– Да, ее перехватил у отца замечательный оператор Рерберг, – несколько лет назад призналась в интервью «Экспресс газете» Ольга Тарковская, приемная дочь режиссера. А следом выдала не менее скандальное откровение про нашего героя-оператора: – Помню, как-то мы с Рербергом ехали в машине и он предложил мне посмотреть «клубничку» – видимо, порнуху. Когда я рассказала об этом папе, он стал орать на Рерберга и даже бил его головой о стенку.
На съемках «Зеркала» ТАРКОВСКИЙ увлёкся Маргаритой ТЕРЕХОВОЙ |
Одинокий гений умер от разрыва сердца
– Лично я не была знакома с Рербергом, о его любвеобильности и магическом влиянии на женщин могу судить по мемуарам, – пожимает плечами одна из сценаристок «Оттепели» Алена Званцова. – В кино всегда работало много брутальных и привлекательных людей. Наш Хрусталев, образ которого соткан из различных фантазий авторов, получился героем со множеством достоинств и недостатков…
Как бы там ни было, после расставания с Вертинской Рерберг серьезно увлекся актрисой Валентиной Титовой, которая до этого была женой Владимира Басова. Валя и Гога познакомились на съемках фильма «Отец Сергий», а позже сблизились и поженились.
– В течение десяти лет Рерберг сидел без работы, перебиваясь случайными заработками. Все это время я его кормила, лелеяла, воспитывала, не переставая при этом бесконечно уважать, – призналась в интервью Титова. – Он предупредил, что в отношениях с женщинами его, как правило, хватает на пару месяцев. Я в ответ осмелилась предположить, что наш случай – исключение из правил… В итоге мы прожили вместе более 20 лет… Гуляка, забулдыга – все что угодно можно было о нем сказать, но его заботу, его нежность я чувствовала постоянно…
РЕРБЕРГ не готов был идти на компромиссы ни в творчестве, ни в жизни |
Режиссер и сценарист Александр Александров незадолго до смерти выдвинул в интервью нашему обозревателю Борису Кудрявову собственную версию – почему Рерберга так любили дамы:
– Думаете, случайно, что ли, красавица актриса Валя Титова сбежала к Гоше от прославленного Басова? – размышлял Александров. – Из-за чудовищного, невероятной длины члена! Приехал Рерберг как-то ко мне домой. Звонок. Открываю дверь. Стоит в дупелину пьяный Гога со спущенными штанами и вертит членом, как змеем. И тот аж до ягодиц достает! Таким коронным номером Гога демонстрировал свою мужскую силу. Я был в ужасе от увиденного. Мы вместе тогда снимали картину «Утоли моя печали». На которой после этого случая и расстались…
Рербергу удавалось сражать барышень наповал даже на исходе жизни. Оказывается, перед его чарами не устояла даже 17-летняя Рената Литвинова. Увидев ее – тогда еще полненькую и с нелепой прической – на показе курсовой работы Ивана Дыховичного, Георгий Иванович принялся трогательно и очень романтично ухаживать за девушкой и убедил ее найти собственный стиль.
– Если дарил цветы, то это было двадцать букетов – самых изысканных, которые он расставлял в вазах вокруг меня! – вспоминала однажды Литвинова.
По словам Ренаты, она стала очевидцем самого последнего трагического периода жизни оператора:
– Мы с компанией зашли к нему, он был совсем один… Отчаянно одинок… Просил не уходить, не оставлять его… Через день меня охватило нехорошее предчувствие, и я стала звонить ему, но его телефон не отвечал… В конце концов было принято решение сломать дверь в квартиру Рерберга. Там его нашли мертвым. Как сказали врачи, он умер от разрыва сердца…
Георгий прожил с Валентиной ТИТОВОЙ больше 20 лет |
Бурные вечеринки
– Сейчас многие пытаются распределить операторов, прототипов нашего Хрусталева, по их каким-то характеристикам, – говорит сценарист Алена Званцова. – Мол, Рерберг-красавец был несказанно любим женщинами. Вспоминая, что Лебешев прекрасно готовил, все кивают на «знаменитые хрусталевские щи» в сериале. Юсов еще чем-то знаменит. При этом забывают, что это были одержимые своей работой люди, большие мастера своего дела. Наш Хрусталев – талантливый оператор, это он взял от них, вместе взятых. Хотя, когда в первой серии герой Цыганова снимает сцену и его камера стоит под поездом, это реальная история о Петре Тодоровском.
Правда, Тодоровский взял за смертельно опасную работу бутылку водки, а герой Цыганова в «Оттепели» потребовал целый ящик коньяка. Такой же «Москвич», на котором гоняет оператор Виктор из сериала, был у Тодоровского-старшего. А еще он мог день напролет просидеть в приемной у начальства, чтобы обратить внимание на заинтересовавший его сценарий.
Рената – мечта художника |
По словам Миры Тодоровской, вдовы Петра Ефимовича (мамы режиссера Валерия Тодоровского), ее сын с детства видел мир кино и Марьяну, возлюбленную Хрусталева, в какой-то мере списал с нее.
– Я так одевалась в молодости, как героиня Ани Чиповской, – улыбается Мира Григорьевна. – Обожала носить такую же красную юбку с белым кружевным подъюбочником… Сюжет «Оттепели» Валера сам придумал и сделал его похожим на нашу жизнь. И выпивали многие, и любовные истории бурные случались. И Петр Ефимович выпивал и с женщинами романы до меня крутил, но потом остепенился. Валера с пеленок наблюдал за нашими бурными вечеринками и все это перенес на экран.