Пушкин детство и юность фото
Прошлым летом исполнилось 220 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. В преддверии юбилея Государственный музей А.С. Пушкина показало редкое по размерам и качеству собрание портретов классика русской литературы. Проект был подготовлен совместно с Всероссийским музеем А.С. Пушкина при участии двух десятков федеральных и региональных музеев и библиотек.
В экспозиции — 300 произведений в различных жанрах: живопись, скульптура, графика, мелкая пластика, изделия народных промыслов, наивная пушкиниана.
Саша Пушкин, три года
Первый портрет Пушкина был написан в Москве. Некоторое время автором этой миниатюры маслом на металле считался неизвестный крепостной. Позднее изображение было приписано офицеру и художнику-любителю Ксавье де Местру, вхожему в дом Пушкиных.
Ксавье де Местр. Портрет А.С. Пушкина. 1801–1802 годы. Государственный музей А.С. Пушкина
Уроженец французской Савойи де Местр был принят на русскую службу Багратионом в 1799-м, в год рождения Пушкина. Его военная карьера в России началась со знаменитого Швейцарского похода Суворова. Вскоре после возвращения в Россию Суворов умер, и без поддержки полководца де Местру пришлось нелегко. В первые годы XIX века он вместе с семьей осел в Москве, подрабатывая уроками рисования. В это время он создал этот детский портрет будущего поэта и портрет его матери Надежды Осиповны.
Позднее де Местр вернулся в армию, в Отечественную войну дослужился до чина генерал-майора и стал первым директором Морского музеума (сейчас — Центральный военно-морской музей в Санкт-Петербурге).
Подросток Александр
Первый книжный портрет Пушкина увидел свет в августе 1822 года, когда в Петербурге вышло первое издание его поэмы «Кавказский пленник». Хотя автору к тому моменту исполнилось 23 года, в книгу попал его мальчишеский портрет времен учебы в лицее. Современники видели в этой композиции аллюзию на широко известный тогда портрет Байрона кисти Ричарда Весталла. Английский поэт-лорд на нем так же задумчиво подпирал подбородок.
Изображение юного Пушкина сопровождалось пояснением:
«Издатели присовокупляют портрет автора, в молодости с него рисованный. Они думают, что приятно сохранить юные черты поэта, которого первые произведения ознаменованы даром необыкновенным».
Е. Гейтман. Портрет А.С. Пушкина. 1822 год. Государственный музей А.С. Пушкина
Никто не поинтересовался мнением поэта об идее опубликовать в книге лицейский портрет — сам он в то время пребывал в кишиневской ссылке. Получив готовую книгу, Пушкин отметил работу гравера, однако расстроился, что его изобразили юнцом, и распорядился убрать портрет из следующего издания поэмы.
Сложно отрицать ценность работы, благодаря которой до нас дошел облик Пушкина-лицеиста, каким его видели современники. Версию для книги мастерски выполнил известный гравер Егор Гейтман. Споры по поводу изображения, которое он использовал в качестве образца, не утихали долгие годы. Считается, что в основе лежит также представленный на выставке акварельный портрет, сделанный с натуры Сергеем Чириковым — гувернером, воспитателем и учителем рисования Царскосельского лицея. А скопированный с него рисунок, по которому работал Гейтман, приписывают Карлу Брюллову. Этот набросок не сохранился.
С. Чириков. Портрет А.С. Пушкина. Середина 1810-х годов. Всероссийский музей А.С. Пушкина
Это первая часть материала, продолжение следует.
Текст был подготовлен редакцией МОСГОРТУРа и впервые опубликован на портале Mos.ru.
Не забывайте подписываться на наш канал и группы в Facebook и ВКонтакте, чтобы всегда быть в курсе лучших событий в московских музеях!
Где родился
Родился Александр Сергеевич Пушкин 6 июня 1799 года. Небогатая дворянская семья будущего поэта проживала в Москве. Период детства в биографии Александра считается с 1799 года по 1811 год.
Как проходило детство Пушкина
В семье Пушкиных было трое детей: Ольга, Александр и Лев.
Отношение родителей было слегка отстраненным, дети не получали от них нежности и ласки. Близкие отношения связывали поэта с сестрой Ольгой. Отец, хоть и редко уделял время сыну, но старался обеспечить всестороннее образование.
Воспитание
Основным языком в семье был французский. В библиотеке Пушкиных было множество книг французских классиков. Дядя Александра, Василий Львович, был известным в определенных кругах поэтом. Он старался прививать племяннику любовь к книгам и стихам. В окружении будущего поэта было много писателей и творческих личностей.
Воспитание не отличалось регулярным подходом. Гувернеры постоянно менялись, большинство из них были французами. Русскому же языку Александр обучался у бабушки и няни Арины Родионовны. Кроме того Пушкин изучал английский и немецкий языки. Священник А. И. Беликов — литератор и переводчик — был одним из немногих русских учителей.
Летние месяцы у бабушки
С 1805 года на протяжении пяти лет маленького Сашу на летние месяцы привозили к бабушке в подмосковную усадьбу Захарово. В деревне он знакомился с народным бытом, обычаями и традициями. В 1811 году усадьба была продана другим владельцам. Александр сохранил теплые воспоминания об этом месте и в 1816 году посвятил Захарово стихотворение «К Юдину».
Бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, отзывалась о внуке как об умном и начитанном мальчике, но не желающем учиться. По её мнению, он был склонен к крайностям, не придерживался золотой середины. Его или сложно было склонить к играм, или, наоборот, было не успокоить. Мария Алексеевна учила Александра письму и русской грамоте, была его первым учителем и с любовью и вниманием относилась к внуку. Пушкин посвятил бабушке несколько теплых произведений.
Отношение Пушкина к литературе и чтению
В детстве Саша не любил подвижные игры, его больше привлекала роль наблюдателя. Более активным он стал после 7 лет. Его увлекало проводить время за чтением книг. Любимым занятием было зачитывание комедийных произведений по ролям.
Благодаря своей феноменальной памяти, Пушкин знал практически наизусть всю библиотеку отца. Гостями в семье Пушкиных были В. А. Жуковский, Д. В. Фонвизин, Н. М. Карамзин. Слушая их литературные произведения, в Александре формировалась потребность в собственном творчестве.
Первые пробы пера
В 9 лет Пушкин начал пробовать писать на французском языке. В 10 лет его привлек басенный жанр. Под влиянием «Генриады» Вольтера Пушкин сочиняет свою поэму с комедийным уклоном «Толиада», в которой описывает войну между карликами и карлицами. Произведение попало на глаза гувернеру, который его высмеял. Раздосадованный Александр сжег своё первое внушительное по объему творение. Однако, весь текст он помнил наизусть. Учебе Пушкин предпочитал написание эпиграмм в адрес своих гувернеров.
Советы по стихосложению поэту давал дядя, Василий Львович, который заметил талант племянника и развивал его.
Юность в Царскосельском лицее
Лицей в Царском Селе (Петербург) при дворце императора Александра I был задуман как привилегированное учебное заведение. Благодаря связям отца, Пушкину было обеспечено поступление.
12 августа 1811 года Александр сдал экзамен и был зачислен в ученики. 19 октября была проведена церемония открытия лицея, в стенах которого должны были обучаться 30 учеников.
Время обучения Пушкина в лицее приходится на годы войны с Наполеоном. Военный дух, проходящие через Царское Село войска порождали либеральные настроения в среде лицеистов. Политические взгляды Александра во многом сформировались под влиянием дружбы с Чаадаевым, который нес службу в гусарском полку. Первое из своих политических стихотворений Пушкин посвятил Чаадаеву.
В лицейский период получили развитие поэтические таланты Александра. Во внутренних соревнованиях между лицеистами он почти всегда одерживал победу.
Любимыми поэтами Пушкина были Вольтер и Батюшков. На творчестве поэта отразилось влияние Жуковского и Вяземского, с которыми он общался в Царском Селе.
Первое общественное признание Пушкин получил в 15 лет после публикации в «Вестнике Европы» стихотворения «К другу стихотворцу». Его талант высоко оценил деятель и поэт Державин, которому Пушкин зачитал «Воспоминания о Царском Селе». Это стихотворение впоследствии было опубликовано в журнале «Российский музеум».
В лицейский период Александр посещал и поддерживал идеи литературного кружка «Арзамас», который существовал с 1815 по 1817 годы.
Лицейское творчество поэта характеризуется наличием подражания, штампов. Однако, прослеживаются задатки своего стиля и литературного пути.
9 июня 1817 года Пушкин выпустился из лицея, зачитав на экзамене написанное им стихотворение «Безверие». После окончания лицея Александра зачислили в Коллегию иностранных дел, где он получил статус чиновника десятого класса. Однако молодого человека больше привлекала литературная деятельность.
Как детство отразилось на творчестве будущего поэта
Большую роль в творчестве поэта сыграла его няня, Арина Родионовна. Она рассказывала ему пословицы, поговорки и сказки, которые впоследствии легли в основу таких произведений, как «Лукоморье», «Сказка о царе Салтане». Няня послужила прототипом для некоторых литературных героев Пушкина. Описывая няню Татьяны в «Евгении Онегине», поэт наделил её чертами близкого ему человека.
Особенность становления поэтического таланта Александра Сергеевича кроется в двойственном воспитании:
- Семья Пушкиных была вхожа в литературные столичные круги. Его с детства окружали творческие личности. С ранних лет проявилась тяга к чтению, которая вылилась в любовь к французскому языку и литературе. Именно она определяла первый кругозор юного Саши. Вольтеровские взгляды нашли отражение в душе поэта.
- Влияние няни и бабушки Марии Алексеевны было направлено на привитие интереса к родному языку и народу, его истории. Бабушка была дочерью Ганнибала, арапа Петра Великого. Её рассказы впечатляли мальчика, вызывали любопытство к событиям того исторического периода. Впоследствии Пушкин изучил множество архивных документов и воспроизвел исторические факты в романе «Арап Петра Великого».
Даже в период молодости (1820-е годы) Пушкин вспоминает в поэтических строках времена своего детства. Семья, детские годы и окружение сформировало неповторимый стиль и направленность поэзии Пушкина.
Известнейший поэт всех времен А.С. Пушкин родился 26 мая 1799 года в Москве. Любовь к творчеству передалась по наследству от старшего брата отца Василия Львовича Пушкина. Одно время он был весьма успешным и почитаемым писателем. Отец тоже любил иногда почитать свои стихи перед близкими друзьями. Чтобы понять, что именно закладывалось в самом первом периоде становления великого поэта, необходимо обратить внимание на особенности и привычки его семьи и окружения. Период детства в биографии Пушкина с 1799 по 1811 года довольно малоизвестен.
Мама, Надежда Осиповна была любимым и желанным ребенком у Марии Алексеевны. Отношения с супругом, дедом Александра Сергеевича, Осипом были весьма натянутыми. Он подделал бумаги, чтобы жениться повторно и отобрать дочь, что ему и удалось. Но, в возрасте трех лет, дочь была возвращена матери. Исходя из этого, Марья Алексеевна берегла и баловала Надежду Осиповну как могла. Выросла она прекрасно воспитанной красавицей. Брак между ней и Сергеем Львовичем был заключен по взаимной любви и симпатии. Современники Александра Сергеевича говорили: «Пушкины жили весело и открыто».
Отец Александра был очень мягким, даже слабохарактерным человеком. Он не умел бороться с неурядицами. Зато Сергей Львович много времени уделял образованию детей и приобщению к культуре. Это выражалось подбором достаточно большого количества учителей и гувернеров. Сам отец достаточно редко что-то читал своим детям или чему-то обучал. Как писал сам поэт о своем отце: «Отец мой никогда не был жесток». Если обобщить взаимоотношения Александра Сергеевича с родителями, то можно сказать словами Анненкова: «Характер ребенка Александра так мало был похож на то, что они могли ожидать от своего семейства».
Детство Александра Сергеевича Пушкина проходило вместе с любимой сестрой Ольгой, которая была на год его старше. До поступления в Лицей все они проживали в Москве. Основным другом и старшим помощникам детей была няня Арина Родионовна. Изначально она была приставлена к Ольге, а у Александра была другая – Улиана.
В самом раннем детстве Александр никак не проявлял своего таланта. Внешне он тоже не отличался манерами и приятным видом, скорее наоборот, был неуклюж и тучен. Не любил прогулки, ему по нраву было больше сидеть дома и наблюдать за рукоделием своей бабушки. Но, достигнув возраста семи лет, будущий поэт стал более резв и подвижен во всех отношениях. К учебе тоже не проявлял особого рвения. Любил только чтение. Основным занятием мальчика было зачитывать по ролям комедии. Представление обычно демонстрировалось сестре Ольге.
Попытки писать были начаты еще в 9 лет. Сначала на французском языке, так как гувернеры были французами и главной направленностью своих уроков считали обучению именно этому языку. Русскому же языку обучали бабушка Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна. Бабушка, несмотря на сложную и тяжелую жизнь, сохранила мягкость, так необходимую женщине. И не только сохранила, а сумела передать своим внукам. Няня же была образом, вобравшим все основные черты русской женщины. Она знала бесчисленное количество сказок, поговорок и пословиц. Возможно, именно теплота няни и воспитала в Пушкине душевную чуткость. Эти женщины привносили ощущение русской самобытности в жизнь мальчика, что потом отразилось на творчестве поэта. В 10 же лет пытался писать басни. Прочтя «Генриаду» Вольтера, Пушкин написал комическую поэму «Толиада». Главной мыслью была война между карлами и карлицами. Одна из гувернанток отдала тетрадь учителю, мотивируя это тем, что занимаясь «таким вздором», Александр не знает основных уроков. Гувернер Шендель прочел несколько строк произведения и рассмеялся, чем оскорбил чувства будущего поэта. Александр, находясь во власти чувств, сжег свое творение. Невзирая на это, ребенок помнил все дословно. Что свидетельствует о его потрясающей памяти. Даже на уроках он повторял все сказанное сестрой, не готовясь к предмету самому.
Интересный факт из детства Пушкина: несмотря на то, что он произошел из дворянской семьи, связь с народом была очень тесна. Благодаря этому, детство поэта было наполнено истинно русским крестьянским духом. Позже это найдет отражение в его творчестве.
«Имеет более блистательные, чем основательные дарования, более пылкий, нежели глубокий ум. Замысловат и остроумен, но крайне неприлежен. Способен только к тем предметам, которые требуют малого напряжения, а потому успехи его невелики, особливо по части логики» – вот какие отзывы писали лицейские учителя о «зерцале русской поэзии» и основателе русского литературного языка 13-летнем лицеисте Пушкине.
Своенравный мальчишка, лентяй и драчун. Вопреки приглаженной и «причесанной биографии» «идола» русской литературы Пушкин-поэт и Пушкин-реальный человек – это будто два разных персонажа. Пушкин – Моцарт нашей поэзии. Гениально одаренный «плохой мальчик». Взглянем на него беспристрастным взором с высоты фактов и малоизвестных свидетельств современников.
Безрадостное детство
Радостного детства у Пушкина и не было. Мать не любила его. Светская кокетка, взбалмошная и властная к Александру относилась деспотически. Часто не разговаривала с ним месяцами, а однажды, заметив, что мальчик частенько трет ладошки одна об другую, чтобы отучить его от этого, на день завязала ему руки за спиной и не давала есть. Ее раздражала неповоротливость пухлого малыша, и она заставляла его бесконечно играть и прыгать. Когда ребенок уставал, то убегал от нее и прятался в бельевой корзине.
Эгоистичный, двуличный и напыщенный отец Пушкина вообще не интересовался детьми и не проявлял к ним никаких чувств. Попав по протекции дяди, который очень жалел мальчика, в элитный лицей, маленький Саша в отличие от своих сверстников вздохнул с облегчением и домой никогда не рвался. Нет ни одного стихотворения Пушкина, посвященного матери или отцу.
Лень и рыдание над арифметикой
Учился он откровенно плохо. Над четырьмя действиями арифметики часами рыдал. Преподаватели отзывались о нем как о ленивом ученике, неспособном к умственному напряжению. Именно в лицее, вырвавшись от деспотичных родителей, он начал держаться с начальством независимо и вызывающе. На него бесконечно строчили жалобы надзиратели учебного заведения: «16 числа оскорбительно шутил с Мясоедовым насчет 4-го департамента, 18 числа толкал Пущина и Мясоедова, говоря, что если они будут жаловаться, то сами останутся виноватыми, ибо я, говорит, вывертеться сумею». Впоследствии уже в Петербурге, будучи болезненно обидчив, Пушкин по любому поводу будет вызывать на дуэль и врагов, и друзей.
Пылкость африканской природы
Учась на старших курсах, Пушкин сводит знакомство с офицерами гусарского полка, где служит герой войны 1812 года, философ и вольнодумец Чаадаев. Его влияние на Пушкина оказалось более значительным, чем вся учеба в лицее. Чаадаев был гусар и кроме вольнодумных и прогрессивных мыслей познакомил Пушкина с неумеренными попойками и публичными домами Царского Села. Завсегдатаем проституток Александр Сергеевич будет до конца своих дней.
Даже в школьные годы Пушкин уже пользовался успехом у женщин. Чрезвычайно некрасивый и, как многие отмечали, даже уродливый, но хорошо и изящно сложенный, он выработал свою тактику словесного блеска и неудержимого напора. О его быстрой нервной возбудимости и особом эротизме рассказывали все его знакомые. «Пушкин любил приносить жертвы Бахусу и Венере», – писал С. Комовский, лицейский друг поэта. – Волочился за хорошенькими актрисами гр. Толстого, в нем проявлялись вся пылкость и сладострастие африканской природы. Пушкин был до того женолюбив, что, будучи еще 15 или 16 лет, от одного прикосновения к руке танцующей во время лицейских балов взор его пылал, и он пыхтел и сопел, как ретивый конь».
К 19 годам Пушкин уже несколько раз переболел венерическими заболеваниями, а поэма «Руслан и Людмила» была закончена именно тогда, когда доктора лечили его ртутными препаратами, обрили наголо и запретили выходить из дома. «Венера пригвоздила Пушкина к постели и поэме», – писал Н. Тургенев Вяземскому.
Многие годы воспоминания лицейского одноклассника Пушкина барона (а впоследствии графа) М. Корфа не печатались. Его воспоминания и оценки, жесткого и слишком «правильного» человека, почти нигде не цитировались. Друзья и собутыльники были к поэту более снисходительны.
Но Корф был на стороне здравого смысла, и вот что он писал о Пушкине: «В лицее он превосходил всех чувственностью, а после предался распутствам всех родов, проводя дни и ночи в непрерывной цепи вакханалий и оргий. Должно дивиться, как и здоровье и талант его выдержали такой образ жизни, с которым сопрягались и частые гнусные болезни, низводившие его часто на край могилы. У него господствовали только две стихии – удовлетворение чувственным страстям и поэзия. И в обоих он ушел далеко. В нем не было ни внешней, ни внутренней религии, ни высших нравственных чувств, и он полагал даже какое-то хвастовство в отъявленном цинизме по этой части: злые насмешки над всеми религиозными верованиями и обрядами, над уважением к родителям, над родственными привязанностями – это было ему нипочем. Вечно без копейки, вечно в долгах, без порядочного фрака, с беспрестанными историями, с частыми дуэлями, в близком знакомстве со всеми трактирщиками, непотребными домами и прелестницами петербургскими Пушкин представлял тип самого грязного разврата».
Источник