Принц альберт и королева виктория фото
24 мая 1819 года родилась будущая королева Виктория, которой суждено было править Великобританией целых 63 года, семь месяцев и два дня. Вспоминаем ее удивительную историю любви с принцем Альбертом – ее единственным мужем, преданность к которому она хранила вплоть до самой своей смерти.
Реконструкция свадебного фото Королевы Виктории и Принца Альберта
10 февраля 1840 года в Лондоне состоялась Королевская свадьба века, которая была знаменательна сразу по нескольким причинам. Замуж выходила юная Королева Виктория. По любви, за не равного себе. И в белоснежном платье. Ничего удивительного, если не учитывать статус, эпоху и традиции того времени.
Она родилась в начале пятого утра 24 мая 1819 года, а спустя всего три месяца на свет появился человек, предназначенный Виктории самим провидением – Альберт Саксен-Кобург-Готский. По случайному стечению обстоятельств, и те и другие роды принимала одна и та же повитуха. Похоже, жизнь Виктории вообще была полна случайностей, каждая из которых всякий раз оказывалась судьбоносной.
Виктория была рождена «на заказ». Ее отец никогда не был монархом, будучи лишь одним из 15 детей короля Великобритании Георга III и пятым в очереди на трон. Но так случилось, что при таком многочисленном потомстве, у Георга было лишь две законных внучки. Первая – принцесса Шарлотта, умерла в родах в возрасте 21 года (ребенок родился мертвым). Второй оказалась Виктория, родившаяся два года спустя этого печального события, поставившего под угрозу существование королевской династии. Брак ее отца, Эдуарда Августа, герцога Кентского, и матери, Виктории Саксен-Кобург-Заальфельдской был поспешным и имел одну цель: родить дитя, способное продолжить королевский род. Судьба девочки была предрешена.
Виктория Саксен-Кобург-Заальфельдская
Король Вильгельм IV
Прежде чем оказаться на троне, Виктории предстояло пройти немало испытаний. Сама будущая королева детские годы описывала как «довольно тоскливые», и это было мягко сказано. Вынужденная воспитываться деспотичной матерью, юные годы она провела вдали от света, который, по мнению Виктории-старшей, был средоточием разврата. Единственной радостью девочки стали часы, проведённые с верным другом, спаниелем Дэшем, хотя даже на игры с любимой собакой ей отводилось катастрофически мало времени: с утра до ночи Виктория проводила за книгами, изучала несколько иностранных языков и без передышки занималась с нанятыми учителями. Строгая мать так же ввела в обиход несколько правил, которые теперь нам могут показаться абсурдными: Виктории полагалось до замужества спать с матерью в одной комнате, не разрешалось разговаривать с незнакомыми людьми, а так же плакать на публике (последнее, к слову, не помешало бы и многим современным девушкам). Помимо прочих абсурдных запретов и условий юная Виктория обязана была путешествовать по Англии – мать готовила её к роли королевы, будто бы забыв, что действующий правитель Англии, дядя Виктории, король Вильгельм всё ещё жив и даже относительно здоров, невзирая на бурную молодость. Народ принимал юную принцессу с восторгом, так что поездки её делались практически бесконечными – в холод, дождь, снег или солнцепёк Виктория тряслась в неудобной карете, преодолевая десятки километров, страдая от лихорадки, пневмонии и прочих заболеваний, на которые мать предпочитала не обращать никакого внимания. Мучения будущей королевы продлились до 1837-го года, до смерти бездетного Вильгельма IV.
Юная Виктория
Юная Виктория
20 июня 1837 года в пять часов утра восемнадцатилетнюю принцессу разбудила мать и сообщила, что ее желают видеть первый камергер Англии и Архиепископ Кентерберийский. Как только Виктория вошла в большой зал, первый камергер опустился на колени. Сомнений не оставалось – король умер, а Виктории предстоит занять его место. Прежде чем приступить к своим непосредственным обязанностям, новая правительница Великобритании распорядилась вынести свою кровать из материнской спальни: наступила долгожданная свобода!
Две встречи и одна любовь
Альберт Саксен-Кобург-Готский
Королева Виктория
Впервые они встретились в Англии за год до вступления Виктории на трон. Уже тогда очередной дядя Виктории, ставший королём Бельгии, лелеял мечту ещё сильнее скрепить семейные узы, поженив племянника Альберта Саксен-Кобург-Готского и… племянницу. Впрочем, в те времена подобные браки близкородственными не считались, а были в порядке вещей, так что дело было только за молодой королевой, которая замуж совсем не спешила, а первая встреча с Альбертом вообще не произвела на неё никакого впечатления. Более того, в письмах к заботливому дяде Виктория небрежно называла потенциального мужа «деликатным желудком» и даже «инвалидом», утверждая, что «сама идея замужества ей противна». Но что вы еще хотели от девушки, которой едва минуло 17 лет?
Альберт же нашёл кузину добродушной, но не более того. И действительно, красотой Виктория не отличалась, недоброжелатели злорадствовали: верхняя губка королевы была значительно меньше нижней и потому та была вынуждена часто держать рот приоткрытым, что считалось серьёзным недостатком. Виктория к своей внешности относилась с иронией. В ее дневнике историки нашли, к примеру, и такую запись: «Мы, однако, довольно невысоки для королевы».
Свадебный портрет Королевы Виктории и принца Альберта, 1840 г. (фотографий с самой свадьбы не было, а снимки Виктории и Альберта, которые сохранились в фотобанках – это реконструкция)
Свадебный наряд Королевы Виктории, сыгравший решающую роль в моде на белое платье (фото сделано во время фотосессии, реконструировавшей свадьбу Виктории и Альберта, по желанию Королевы)
Всё изменила вторая встреча. 10 октября 1839 года Альберт с братом Эрнестом прибыли погостить в Виндзор, и все привычное существование королевы вкупе с радикальными взглядами на семейную жизнь рухнуло, как карточный домик: юность взяла своё, королева влюбилась. Виктория теперь иначе смотрела на Альберта. В своём дневнике она отмечала внешние достоинства жениха: «изысканный нос», «изящные усы и маленькие, едва заметные бакенбарды», «прекрасную фигуру, широкую в плечах и тонкую в талии». На следующий же день после судьбоносной встречи Виктория приняла Альберта наедине и… сделала своему избраннику предложение. Такого поворота никто не ожидал, впрочем, упрямиться будущий муж королевы не стал, и 10 февраля 1840 года они поженились.
На своей свадьбе, позже названной «главной свадьбой XIX века», Королева, вопреки традициям, появилась в белоснежном платье, украшенном такими же белыми лепестками цветов апельсина, и со шлейфом длиной в 5 метров. На голове Виктории был венок и белоснежная фата. Фотографии ее одеяния мгновенно попали в прессу, дав старт триумфальному шествию белого цвета в свадебной моде. Сейчас трудно поверить в то, что и белое платье невесты, и фата, и бутоньерка жениха, и даже классический свадебный торт – это не дань вековым традициям предков, а выдумка юной и влюбленной английской королевы Виктории, в одночасье ставшее классикой и примером, обязательным для подражания.
Принц-консорт Альберт
Королева Виктория
Королева была страстно влюблена, видя в Альберте не только выгодную партию, которая была в те времена скорее правилом, нежели исключением, но и любовь всей своей жизни. Виктория оказалась одной из тех немногих счастливиц, которым удалось выйти замуж не только по велению долга. После первой брачной ночи Королева вновь обратилась к своему дневнику: «Я НИКОГДА, НИКОГДА не проводила такого вечера! МОЙ ДОРОГОЙ, ДОРОГОЙ, ДОРОГОЙ Альберт… его большая любовь и привязанность дали мне чувство небесной любви и счастья, которое я никогда не надеялась почувствовать раньше! Он заключил меня в свои объятья, и мы целовали друг друга снова и снова! Его красота, его сладость и мягкость – как я могу когда-нибудь быть действительно благодарна за такого Мужа!… Это был самый счастливый день в моей жизни!»
Был ли Альберт так же очарован своей супругой, как и она им? Об этом, вот уже которое столетие, ожесточённо спорят историки всего мира. Учитывая то, что женское общество Альберта приводило в уныние, а влюблённые дамы скорее пугали, чем притягивали, пылким любовником он никогда не был. Скорее всего, молодым мужем руководило в первую очередь чувство долга, однако искренней привязанности Альберта к Виктории тоже отрицать нельзя. По крайней мере, друзьям он писал сообщения о семейной жизни весьма сдержанные, упоминая лишь, что молодой супругой вполне доволен.
Супруги принц-консорт Альберт и королева Виктория
Вряд ли принц лицемерил. Этой черты не было в его характере. Некоторые считают, что в ответ на безграничную преданность молодой кузины он, естественно, испытывал чувства нежности и благодарности, но всепоглощающая ответная страсть его миновала. Хотя Виктория ему очень нравилась, в сложившемся необычном положении его больше интересовали собственные ощущения. А здесь было над чем задуматься.
Конечно, Альберт, не имеющий к Британскому трону ровным счётом никакого отношения, предполагал, что роль во дворце ему будет отведена самая незначительная, но не мог и вообразить всех трудностей, с которыми ему предстояло столкнуться, став мужем королевы. Несмотря на великолепное воспитание и образование, до политики новоявленный принц допущен не был, светское окружение не воспринимало Альберта всерьёз, и даже в семейной жизни, которая, как и прежде, была расписана по часам, он вынужден был подчиняться властной жене (впрочем, такое положение вещей даже устраивало Альберта).
В отличие от супруга, Виктория высоким интеллектом не обладала и к самообразованию не стремилась, часто полагаясь на мнение советников, и куда больше была увлечена мужем. Невзирая на то, что о маниакальной педантичности принца-консорта при дворе ходили настоящие страшилки, отношения супругов стали эталоном едва ли не образцовой семьи. Ни измен, ни скандалов, ни даже малейших порочащих супружескую добродетель слухов. Существует даже своего рода байка, повествующая о единственном за всю совместную жизнь конфликте. Ссора разгорелась из-за болезни дочери. Супруги заспорили, какое лечение лучше. Первой вспылила мать. В слезах она выбежала из комнаты. Альберт сел за стол и написал ей послание, предупреждая, что гибель ребенка будет на ее совести, если она станет упорствовать в своих рекомендациях. Виктория уступила.
Семейная фотография королевы Виктории с мужем и 9-ю детьми
Уже через год замужней жизни Виктория родила первенца – девочку, которую по традиции назвали Викторией, а затем мальчика, ему предстояло стать королем Эдуардом VII и основателем Саксен-Кобургской династии, которая во время Первой мировой войны, дабы не раздражать соотечественников немецким звучанием, была переименована в династию Виндзоров. В общей сложности самоотверженная королева родила своему мужу девятерых детей. Только за это Викторию можно считать героиней, особенно учитывая то, что Её Величество ненавидела быть беременной, с отвращением относилась к кормлению грудью, а новорожденных считала уродливыми существами.
Со временем, преодолев пренебрежение королевского окружения, Альберт стал единственным и незаменимым советником королевы. Поднимаясь с постели до восхода солнца, он принимался за работу: писал письма, составлял ответы на запросы министров. И когда Виктория присоединялась к нему, ей оставалось только подписывать подготовленные им бумаги. Она замечала, что Альберт с каждым днем все больше интересуется политикой и государственными делами и прекрасно во всем разбирается. «Я же, – вновь писала она в личном дневнике, – теряю интерес к делам. Мы, женщины, не созданы для правления, если б мы были честны сами с собой, то отказались бы от мужских занятий… С каждым днем я все больше убеждаюсь, что женщины не должны брать на себя правление Королевством».
Принц-консорт Альберт и королева Виктория
Благодаря ему Виктория пересмотрела взгляд на некоторые вещи, которые прежде казались ей недопустимыми. Так, например, она перестала бояться пользоваться железной дорогой, а также согласилась принимать в своей резиденции гостей, чьё общество утомляло её. Но ради мужа Виктория была готова поступиться своими интересами. С годами осмелевший Альберт стал практически неофициальным правителем Англии. «Милый ангел», как называла его жена, мягко, но уверенно отстранил супругу от дел, позволив ей заниматься тем, что ей действительно нравилось – детьми и домом.
Но, как известно, безоблачное счастье не может длиться вечно. В 1861-м году Альберт занемог. Однако, Виктория, похоже, уверенная в бессмертии своего кумира, хвори значения не предала и опомнилась лишь, когда придворные медики вынесли неутешительный вердикт – Альберт умирает. Её Альберт, её любовь, ангел, свет, смысл жизни скончался, успев произнести лишь «моя дорогая жена». Жизнь оборвалась. И для него, и для нее…
Вдовствующая королева Виктория
Вдовствующая королева Виктория
Отныне всё изменилось. Королева, лишившись верного спутника, затворилась в четырёх стенах, перестала принимать участие в публичных церемониях, да и вообще редко показывалась из своей спальни, где всё сохранилось так же, как было при муже: его любимые цветы в вазах, горячий чай, любимые книги. Каждый вечер слугам было приказано класть на супружескую постель свежую пижаму для Альберта, будто бы он мог вернуться с минуты на минуту. Слухи множились, поговаривали, будто правительница медленно, но верно сходит с ума, увлеклась спиритическими сеансами и часами разговаривает с покойным. Министры негодовали: королева должна оставаться королевой, вне зависимости от жизненных обстоятельств. Впрочем, Виктории до сплетен было мало дела, ей казалось, что жизнь потеряла всякий смысл. Единственным развлечением для неё стало возведение монументов умершему супругу, более того, в дворцовом парке Виктория возвела грандиозный мавзолей, который сохранился до сих пор, именно там и похоронен Альберт.
Вдовствующая Королева Виктория
Спустя время, Королева Виктория всё-таки взяла себя в руки. Она вернулась к делам и снова была полна решимости править твердой рукой. Она записала в дневнике, что не позволит никому диктовать, как ей поступать.
Позже в окружении королевы появился некто мистер Джон Браун, о близких отношениях Виктории с которым ходили легенды. На самом же деле, связь так и осталась недоказанной – до конца своих дней королева Великобритании оставалась преданной своему «ангелу», боясь нарушить его покой даже после смерти.
Виктория пережила своего единственного возлюбленного на сорок лет и скончалась 22 января 1901 года. По собственному завещанию похоронена правительница была возле мужа, в белом платье и свадебной вуали, той самой, в которой когда-то много лет назад она вышла замуж за лучшего из мужчин, своего Альберта, своего ангела.
Текст:
Саша Баринова·23 мая 2020
Хорошо известно, что у королевы Виктории было несколько траурных реликвий после смерти принца Альберта. Среди них были мраморный бюст, слепки обеих рук, а также посмертные фотографии.
Менее известно, что королева одну из этих фотографий покрасила вручную и обрамила вечнозеленым венком, чтобы повесить над кроватью, где бы она ни ложилась спать. Этот портрет Виктория любила в отличие от маски смерти принца Альберта, изготовленной Уильямом Тедом Младшим. На нее королева Виктория отказалась даже взглянуть после изготовления.
Стэнли Вайнтрауб предполагает, что королева не хотела видеть маску смерти из уважения к принцу, который был против подобной практики после смерти. Но этот аргумент не учитывает тот факт, что королева всегда держала гипсовый слепок рук принца на своей тумбочке.
Более того, маска смерти принца стала основой для нескольких памятников, которые Виктория лично поручила сделать. Ее использовали для изготовления мраморной статуи принца, которая была помещена в Королевский Мавзолей возле Фрогмор Хауса, и для мраморного бюста Альберта, созданного Теидом.
Возможно, причиной того, что королева Виктория не хотела видеть маску смерти мужа, было то, что она демонстрировала бы ей образ принца Альберта, страдающего от болезни. Королева предпочла окружить себя идеализированными изображениями, которые вызывали воспоминания о живом принце.
Однако посмертное фото принца Альберта всегда висело у нее над кроватью.
Посмертная фотография имеет свои корни в давней традиции посмертных портретов. Для семей среднего и высшего класса было принято заказывать картину умершего любимого человека. Изобретение фотографии сделало посмертный портрет доступным для большинства классов. Хотя в Британии эта традиция не была столь же популярна, как в Америке, тем не менее, посмертная фотография рассматривалась англичанами викторианской эпохи, как важный способ сохранить память об умерших близких.
Что примечательно, умерший изображался таким образом, что создавало иллюзию того, что он (или она) все еще жив. Тело размещалось в повседневной позе и в домашней обстановке. Взрослые мужчины изображались в креслах в их воскресной одежде, с открытыми глазами, словно они просто отдыхали после напряженного рабочего дня. Детей и подростков часто держал один из родителей или окружали братья и сестры, чтобы сделать фотографию похожей на семейный портрет.
Посмертная фотография матери с ее умершей дочерью
Посмертная фотография ребенка, мать которого держит его на руках, но прикрыта полотном, чтобы создавалось впечатление, что ребенок на фото один
Фотография умершего ребенка. Цвет на щеках и глазах был добавлен после того, как была сделана фотография, чтобы он выглядел живым
В некоторых случаях, как и в случае с принцем Альбертом, принималось решение сделать снимок покойного, лежащего в постели. Фотограф придавал телу «вид спящего, как будто он не спал ночь».
Если рассмотреть фотографию принца Альберта, мы обнаружим, что фотограф постарался создать иллюзию того, что принц все еще жив. Хотя венок над его головой служит напоминанием о том, что человек на фотографии умер, символический смысл, который придавали венку викторианцы, отрицает такое простое трактование.
Посмертная фотография принца Альберта в 1861 году
Для людей викторианской эпохи круглая форма венков символизирует вечность, а их цветы и листья – жизнь и обновление. Таким образом, похоронный венок обещает «воскресение и вечную жизнь».
При внимательном рассмотрении фотографии заметно, что под подбородком Альберта – кусок ткани, которую было принято завязывать, чтобы предотвратить открытие рта. Фотограф же попытался создать иллюзию того, что эта ткань является продолжением постельного белья. Само наличие этой повязки указывает на то, что снимок был сделан, вероятно, в течение 6-12 часов после смерти принца Альберта.
Видимо, королева Виктория хотела, чтобы фотография была сделана до того, как смерть изменит внешний вид ее покойного мужа. В результате получилась фотография человека, который выглядит мирно спящим и не проявляет никаких признаков продолжительной борьбы с болезнью.
Читайте также: Император Александр II и королева Виктория
В этом фотография отличается от маски смерти, в которой проявляются признаки страдания. Фотография в некотором смысле “украсила” тело принца, она показывала королеве Виктории образ ее мужа без воспоминаний об его болезни и смерти, в отличие от маски смерти.
Все о жизни королевских семей мира читайте на сайте ♕Жизнь по-королевски. А пообщаться с единомышленниками теперь можно на форуме ♕Жизнь по-королевски.