Портрет пушкина с семьей
Жизнь Пушкина во всем ее богатстве и многообразии всегда привлекала и будет привлекать к себе внимание миллионов почитателей гениального поэта. Семья Пушкина – его отец и мать, сестра и брат, жена и дети, – близкие ему люди, составляют как бы частицу его самого, многое в их судьбах обусловлено его судьбой. Портреты родных поэта, его вещи, вещи его близких – документы эпохи, документы своеобразной семейной биографии Пушкиных.
Графические и жиоееевчукписные изображения членов семьи поэта помогают изучающим жизнь и творчество Пушкина глубже понять их, проникнуть в атмосферу его повседневной жизни. Портретное творчество самого Пушкина – рисунки на полях рукописей и на листах черновых тетрадей – дополняет наши представления о его близких и помогает раскрыть иногда сложные и противоречивые отношения поэта с родными. Портреты детей Пушкина, в том числе фотографические, удивляют фамильным сходством.
Изображения, созданные профессиональными и непрофессиональными художниками, являются одновременно и ценным источником для изучения искусства портрета XIX века.
С семьей поэта тесно связана судьба сохранившихся доныне отдельных памятных вещей А. С. Пушкина. Многие предметы, окружавшие Александра Сергеевича при жизни, остались у его родных и близких. От них вещи Пушкина и предметы, связанные с памятью о нем, переходили к друзьям, знакомым и родственникам. Н. Н. Пушкина, с согласия которой некоторые вещи ее мужа передавались современникам, заботилась о судьбе их, понимая их ценность.
Портреты Сергея Львовича и Надежды Осиповны Пушкиных, Ольги Сергеевны Пушкиной-Павлищевой и Льва Сергеевича Пушкина, Натальи Николаевны Пушкиной-Ланской, Марии Александровны Пушкиной-Гартунг, Александра Александровича и Григория Александровича Пушкиных, Натальи Александровны Пушкиной-Дубельт-Меренберг, а также личные и памятные вещи Пушкина входят в число культурных сокровищ нашей страны и являются ценнейшем фондом в собрании Всесоюзного музея А. С. Пушкина в Ленинграде.
С. Л. Пушкин. Рисунок Сент-Обена. 1807
С. Л. Пушкин. Рисунок А. С. Пушкина
С. Л. Пушкин. 1810-е годы. Пастель
Н. О. Пушкина. Миниатюра Ксавье де Местра. 1800-е годы
С. Л. Пушкин. Рисунок Н. И. Фризенгоф. 1841
С. Л. Пушкин. Рисунок к. Гампельна. 1824
Н. О. Пушкина. 1820-е годы
Н. О. Пушкина. Рисунок Ксавье де Местра. 1810-е годы
О. С. Павлищева. Акварель Е. А. Плюшара. 1830-е годы
О. С. Павлищева. Рисунок. 1833
О. С. Павлищева. Акварель В. Ф. Черновой. 1844
О. С. Павлищева.Фотография. 1862
С. Павлищева кругу семьи. 1860-е голы
Л. С. Пушкин. Рисунок А. О. Орловского. 1820-е годы
Лев Сергеевич. Рисунок А. С. Пушкина. 1829
Л. С. Пушкин. Рисунок Ксавье де Местра. 1824-1825
Л. С. Пушкин. Миниатюра. 1849
Л. С. Пушкин. Шарж. 1820-1830
Л. С. Пушкин. Рисунок А. С. Пушкина. 1836
Н. Н. Пушкина. Акварель А. П. Брюллова. 1831 – 1832
Наташа Гончарова. Рисунок. 1810-е годы
Н. Н. Пушкина. Рисунок А. С. Пушкина. 1832
Н. Н. Пушкина. Акварель В. Гау. 1842
Н. Н. Пушкина. Рисунки Н. И. Фризенгоф. 1841
Н. Н. Пушкина. Рисунки Н. И. Фризенгоф. 1841
Н. Н. Пушкина. Акварель Т. Райта. 1844
Н. Н. Ланская. Акварель В. Гау. 1849
Н. Н. Пушкина. Рисунок Н. П. Ланского. 1844
Н. Н. Ланская. Портрет, приписываемый И. К. Макарову
Н. Н. Ланская. Акварель В. Гау. 1849
Н. Н. Ланская. Фотография 1850-х годов
Н. Н. Ланская. Рисунок Н. П. Ланского. 1852
Маша Пушкина. Акварель Т. Райта. 1844
Дети А. С. Пушкина. Рисунок Н. И. Фризенгоф. 1841
М. А. Пушкина. Рисунок Н. П. Ланского. 1852
М. А. Гартунг. Фотография. 1861
М. А. Гартунг. Фотография. 1863
М. А. Гартунг в группе учеников и преподавателей Московского реального училища. 1916
Александр Пушкин. Акварель Т. Райта. 1844
Александр Пушкин. Рисунок Н. П. Ланского. 1844
Александр Пушкин. Рисунок Н. П. Ланского. 1851
А. А. Пушкин. Фотография. 1860-е годы
А. А. Пушкин. Фотография. 1870-е годы
А. А. Пушкин. Фотография. 1880-е годы
А. А. Пушкин. Портрет работы Ф. Сычкова. 1898
А. А. Пушкин в Святых Горах. 1899
А. А. Пушкин. Фотография. 1900-е годы
А. А. Пушкин. Фотография. 1910-е годы
Гриша Пушкин. Рисунок Т. Райта. 1844
Григорий Пушкин. Рисунок Н. П. Ланского. 1851
Г. А. Пушкин. Фототипия. 1890-е годы
Г. А. Пушкин. Фотография. 1860-е годы
Г. А. и В. А. Пушкины. Фотография. 1880-1890
Н. А. Дубельт. Портрет работы И. К. Макарова. Конец 1850-х годов
Н. А. Пушкина. Рисунок Н. П. Ланского. 1852
Н. А. Дубельт. Фотография. 1850-е годы
Н. А. Дубельт. Фотография. 1860-е годы
Н. А. Дубельт. Фотография. 1850-е годы
Н. А. Меренберг. Фотография. 1870-е годы
Н. А. Меренберг. Фотография. 1860-е годы
Н. А. Меренберг. Фотография. 1870-е годы
Н. А. Меренберг и принц Нассауский. Фотография. 1880-е годы
Н. А. Меренберг. Фотография. 1880-е годы
Н. А. Меренберг в кругу семьи. Фотография. 1895
Н. А. Меренберг. Фотография. 1890-е годы
Письменный стол А. С. Пушкина
Чернильница с арапчонком
Конторка красного дерева
Рабочее кресло
Рабочее кресло. Рисунок Л. И. Поливанова. 1880
Настольная лампа
Нож для бумаги
Шкатулка и колокольчик
Гусиное перо Пушкина
Сабля Пушкина
Прибор рубинового стекла
Разливательная и столовая ложки
Курительная трубка
Джордж Байрон
Фридрих Шиллер
Е. А. Баратынский
В. А. Жуковский
А. А. Дельвиг
Ножницы Пушкина
Оттиск печатки перстня-талисмана и пуговица с мундира Петра I
Пресс-грифон
Сафьяновый бумажник
Трости и палка
Каминные часы
Перстень и кольцо
Серебряные часы
Золотые часы
Кошельки А. С. и Н. Н. Пушкиных
Бархатный жилет
Пресс К. К. Случевского
Ларец-подголовник
Щепки с места казни декабристов
Локон волос Пушкина
Кресло из Михайловского
Рука с перстнем-талисманом. Рисунок поэта
Как выглядит «наше всё» – поэт и писатель Александр Пушкин – знают и взрослые, и дети. Портреты Пушкина в школах имеют специально выделеннные места и гвозди.
“Портрет Пушкина”, Томас Райт, 1837. Один из последних прижизненных портретов Пушкина написал английский художник Томас Райт, подолгу живший в России. К сожалению, сегодня нам известна лишь его литографическая копия. Этот портрет Пушкина пользовался огромной популярностью. Оттиски, сделанные в 1837 г., вскоре стали чрезвычайно редки.
«Зачем твой дивный карандаш
Рисует мой арапский профиль?
Хоть ты векам его предашь,
Его освищет Мефистофель»
– так шутливо отозвался поэт на работу английского живописца Дж. Доу, к сожалению, пушкинский портрет, нарисованный Доу, не сохранился. Пушкин с юности осознавал необычность своей внешности и трудности характера.
Автопортрет в круге на заштрихованном фоне; погрудный. Предполагаемые датировки: 1817—1818 гг. или 1820 г., или 1823 г.
«Еще в Лицее в 1814 году на французском языке он написал стихотворение-шутку «Мой портрет»:
В проказах – настоящий бес,
Лицом похож на обезьяну,
Во всем повеса из повес –
Вот Пушкин, отрицать не стану!»
Современники оставили противоречивые воспоминания. Кто-то называл его внешность «смесью обезьяны с тигром», а кто-то считал поэта почти красавцем; одним запомнились его задумчивые глаза, другим — курчавые волосы. Речь поэта и его живой взгляд завораживали современников. Многие современники отмечали изменчивость его облика, способность резко преображаться в зависимости от смены настроения, от душевного состояния. Об этих качествах поэта писала в своих воспоминаниях А.П.Керн: «Он был очень неровен в обращении: то шумно весел, то грустен, то робок, то дерзок, то нескончаемо любезен, то томительно скучен, – и нельзя было угадать, в каком он будет расположении духа через минуту».
Три автопортрета рядом, в прическах и костюмах эпохи Великой Французской революции:1780-х гг. (слева) и 1790-х гг. (в середине и справа). В черновиках стихотворения «Зачем ты послан был…». 1824.
Но как быть нам? Есть графические и живописные портреты портреты, скульптура. Доля субъективности в них найдется обязательно: где больше, где меньше, но есть. Образ, художник изображает образ. Хорошо, если он создается с “натуры”, при жизни, а если уже много лет спустя, после смерти?
Посмертная маска Пушкина из собрания Государственного Исторического музея, 1837.
Попытки восстановить внешность Пушкина при помощи посмертной маски и портретов продолжаются по сей день и в научных кругах, и в творческих. Мы смотрим на картины и привыкаем к мысли, что именно так и выглядел поэт. И множатся заблуждения. А может и не страшно? Давайте разбираться!
Самой ценной частью иконографического наследия являются прижизненные изображения поэта. Именно они дают нам сегодня возможность увидеть, как выглядел поэт в разные периоды своей жизни, каким он хотел казаться и каким его запечатлели художники – профессионалы и дилетанты, русские и иностранцы.
1. “Пушкин-ребёнок”
Первый из известных портретов Александра Пушкина принадлежит французскому художнику Ксавье де Местру (1763 – 1852). Портрет «Пушкин-ребёнок» 1802-го года изображает будущего поэта ещё малышом. Портрет этот, выполненный маслом на металлической доске, светловолосый малыш лет двух-трех, золотистые кудри заметно приглажены, видимо, для портрета, большие, выпуклые серо-голубые глаза серьезны и вдумчивы, очень живой и естественный образ.
Ксавье де Местр. Пушкин-ребёнок, 1802
Интересно, что об этом портрете Пушкина-ребенка более чем 150 лет никто не знал. Его передал в Государственный музей А.С. Пушкина в Москве актер Всеволод Семенович Якут, прославившийся исполнением роли Пушкина в одноименном спектакле. Надежда Осиповна, мама поэта подарила миниатюру своей доброй знакомой, дочери известного врача Матвея Яковлевича Мудрова. Долгое время он хранился в семье наследников врача, пользовавшего семью Пушкина. Последняя наследница династии врачей Мудровых и передала актеру миниатюру.
2. “Пушкин – подросток”
В 1928 г. в Москве на толкучем рынке поэтом, переводчиком, пушкинистом Владимиром Владимировичем Русловым был приобретен у неизвестной старухи акварельный портрет мальчика Пушкина. Он был в очень плохом состоянии, и владелица ничего не могла сказать о его происхождении.
С.Г. Чириков. Портрет Пушкина, 1810
Эксперты признали его прижизненным портретом Пушкина, сделанным с натуры художником-любителем, предположительно учителем рисования и гувернёром в Царскосельском лицее С.Г. Чириковым. Юный Пушкин был светло-русым блондином. «У меня свежий цвет лица, русые волосы и кудрявая голова» — написал он в 15 лет. Волосы его немного потемнели после перенесённого в 1819 году тифа, когда пришлось остричься наголо. «В нём ничего нет негритянского», — отмечала фрейлина А.О. Смирнова-Россет.
Е. И. Гейтман. А.С. Пушкин, 1822
Е. И. Гейтман. А.С. Пушкин, 1822
Нельзя не увидеть большую схожесть этого акварельного портрета с гравюрой Егора Гейтмана (1798—1829) , приложенной к первому изданию поэмы «Кавказский пленник» 1822 г. В послесловии книги писалось: «Издатели присовокупляют портрет автора, в молодости с него рисованный». Гейтман делал гравюру с рисунка, это был не рисунок Чирикова. Пытаясь раскрыть имя художника, нарисовавшего портрет Пушкина, с которого делалась Гейтманом гравюра, некоторые исследователи не отрицали возможности участия в этом рисунке К. П. Брюллова.
3. “Вершина славы”
И.Е. Вивьен де Шатобрен (1793 – 1852). Портрет А.С.Пушкина. 1826 – нач. 1827 г.
И.Е. Вивьен де Шатобрен (1793 – 1852). Портрет А.С.Пушкина. 1826 – нач. 1827 г.
Первый портрет ( см. выше) выполнен карандашом в 1826 – начале 1827 гг. Оригинал картины находится во Всероссийском музее А. С. Пушкина. Второй – миниатюра на костяной пластине, выполненная акварелью и гуашью. Пушкин пребывал на вершине поэтической славы, после его «триумфального возвращения» из Михайловской ссылки. На портрете Пушкин изображен в счастливый период жизни – он наконец свободен от жандармского надзора, признан императором и публикой.
4. “Классика жанра” – Тропинин
«Портрет Тропинину заказал сам Пушкин тайком и поднес мне его в виде сюрприза с разными фарсами» (С.А. Соболевский из письма к М.П. Погодину 1868 г.).
В. А. Тропинин. Александр Сергеевич Пушкин, 1827
В. А. Тропинин. Александр Сергеевич Пушкин, 1827
В. А. Тропинин. Александр Сергеевич Пушкин, 1827
В. А. Тропинин. Александр Сергеевич Пушкин, 1827
Тропинин изобразил Пушкина в три четверти, в халате, сидящим возле столика. Этот портрет домашний и романтичный. Несколько парадна только белая рубаха поэта. Халат не «товарищ неги праздной», а свободная одежда свободного человека, напоминают свободную драпировку римской тоги. Руку поэта, лежащую на ворохе бумаг, украшает его любимый «мистический» перстень.
С 1889 по 1937 год истинный портрет работы Тропинина экспонировался в Третьяковской галерее, а затем и по сей день – в Царскосельском пушкинском музее. Он стал широко известен с 1860 года, когда с него были сделаны фоторепродукции, распространившиеся по всей России.
5. “Классика жанра” – Кипренский
“Быть можно дельным человеком И думать о красе ногтей: К чему бесплодно спорить с веком? Обычай деспот меж людей.” – так описывал своего Онегина Пушкин. Так можно описать и самого поэта. “Парадный” портрет Пушкина отличают длинные, холеные ногти поэта. Особенное очарование и привлекательность этого портрета ему придает тот факт, что художник всегда писал свои картины только с натуры, поэтому точности изображения можно полностью доверять.
О. А. Кипренский. Александр Сергеевич Пушкин, 1827
Заказал картину ближайший друг Пушкина, поэт Антон Дельвиг. Он же и настоял, чтобы на заднем плане появилось изображение Музы в виде небольшой античной бронзовой статуи, держащей в руках лиру. На полотне Пушкин изображен настоящим щеголем. Если не считать клетчатой подкладки плаща поэта, цветовая гамма картины достаточно сдержанная и благородная, выдержанная в мягких темных, коричневатых тонах. На их фоне лицо поэта кажется очень светлым, живым и выразительным. Может Пушкин позируя сочинял? Самому Пушкину этот портрет понравился, что он отметил в стихотворении «Кипренскому» 1827-го года. После смерти Дельвига (в январе 1831 года) Пушкин купил портрет у вдовы за 1000 рублей. В Третьяковскую галерею, где он находится и сейчас, портрет перешел из семьи старшего сына поэта в 1916 году.
6. “Суровый” Пушкин – взгляд иностранца.
Взгляд на Пушкина стороннего человека, не испытывающего священного трепета перед русским национальным гением дал нам этот портрет. Мне кажется, что это не Пушкин. Может наши глаза “забиты” стереотипами? Возможно, что в портретах Вивьена и Гиппиуса изображение поэта ближе к реальному его облику, чем в тропинино-кипренской серии.
Г. А. Гиппиус. А.С. Пушкин, 1828
Художник Густав Адольф Гиппиус (1792-1856) превосходно владел техникой литографии и выполнил серию портретов знаменитых современников, среди которых был и портрет Пушкина. Рисовал сразу на камне с натуры. Пушкин на литографии Гиппиуса лишен романтического налета и лоска. Суровый человек всматривается в даль,черты лица скульптурно четки, сухи. Взгляд пристален и тревожен.
7. “Во цвете лет…”
Соколов П.Ф. Портрет А.С. Пушкина. 1836 г.
Художник-акварелист Петр Федорович Соколов (1791–1848) создал один из самых знаменитых прижизненных портретов Пушкина. Портрет работы П. Ф. Соколова известен в оригинале, подписанном художником, и в авторской неподписной реплике с него. На акварельном портрете поэт изображен сидящим в кресле со сложенными перед собой руками, его взгляд как бы обращен «в себя», он глубоко задумался.
8. “Странный” портрет
Рисунок художника, скрывающегося за инициалами “И.Л.” (предположительно Ивана Линева), считается последним прижизненным изображением поэта, однако высказывалась и версия, что портрет был нарисован уже после гибели Александра Сергеевича по литографическому изображению. Указывают на то, что голубоглазый Пушкин предстает на нем кареглазым, а его сюртук застегнут с левой стороны, что может свидетельствовать о характерной для литографированных оттисков зеркальной путанице.
И.Л. Линёв. Портрет Пушкина,1836-1837
Есть предположение, что организовал написание этого портрета В. А. Жуковский (приблизительно в январе – марте 1836 года), пригласивший к себе на обед Пушкина и Линева. Следует подчеркнуть, что Иван Логинович Линев не был художником-профессионалом. Странный портрет. Похож – не похож? На голове залысины – поговаривают. что Пушкин потерял былое богатство своей шевелюры к 35 годам. Есть версия, что Линев рисовал картину с поэта лежащего на смертном одре: приплюснутого, с впалым подбородком, узкими и не рельефными губами. Однако это только версия.
Пушкин неплохо рисовал, он оставил множество зарисовок на полях рукописей, в текстах. Встречается множество автопортретов. Но… Это уже другая история.
Галерея автопортретов А.С. Пушкина, относящихся к разным периодам его творчества: 1 — на полях рукописи поэмы “Кавказский пленник” (инвентарный № 46, лист 6), дата рисунка — май 1821 г. в период южной ссылки, Кишинев; 2, 5, 4, 6, 11 — на полях черновой записи рукописи романа “Евгений Онегин” (инв. № 834,834,835, 834. 834), даты — май-ноябрь 1823 г. в период южной ссылки, Кишинев-Одесса; 3 — на листке с записями турецких слов (инв. № 698, первый лист обложки), тогда, же; 8 — на листке с автографом стихотворения “Н.Д. Киселеву” (инв..№ 905), 14 июня 1828г., Москва; 9 — зарисовка Пушкина в альбоме Ушаковой (инв. № 1723 ), 1827- 1830 гг., Москва; 7, 10 — два автопортрета на одном листе, на первом — так автор видел себя до ссылки, на втором — после возвращения (инв. № 715), сентябрь – октябрь 1826 г., Москва; 12 — один из последних автопортретов на черновике письма к В.А. Соллогубу (инв. № 343):, 20-28 февраля 1836 г., Петербург. Источник: https://gorbutovich.livejournal.com/66178.html
Это все, что касается прижизненных портретов Пушкина. Кроме того, известны пять зарисовок лица умершего Пушкина.
Источник: https://gorbutovich.livejournal.com/66178.html
Пушкин умер 29 января /10 февраля 1837 года в 14:45. Пушкин умер, а поколения художников старались сохранить ускользающий облик поэта, остановить мгновение.
Художники, поставив в передней мольберты, делали эскизы, наброски, запечатлевая Пушкина на смертном одре. За те 2 дня, что гроб с телом Пушкина находился в квартире на Мойке, — 30 и 31 января 1837 года, Пушкина рисовали три художника и два писателя: А.Н. Мокрицкий, Ф.А. Бруни, А.А. Козлов, В.А. Жуковский, А.И. Струговщиков.
А.Н.Мокрицкий. А.С.Пушкин на смертном одре. 29-30 января 1837 г. На обороте подложки: «Снят с натуры академиком Аполлоном Николаевичем Мокрицким вечером 30 января 1837 года и подарен им Петру Андреевичу Каратыгину». Источник: https://gorbutovich.livejournal.com/66178.html
Одним из первых пришёл Аполлон Николаевич Мокрицкий. Его рисунок, выполненный 29 января, вы видите наверху (обратите внимание: на рисунке отчётливо видны печати на дверях кабинета Александра Сергеевича).
Рисунок неизвестного художника. В некоторых источниках упоминается А.Г. Мокрицкий.
Рисунок В.А. Жуковского
«На другой день, — вспоминал Жуковский, — мы, друзья, положили его своими руками в гроб». Рисунки второго дня – поэт лежит уже в гробу.
Пушкин в гробу. Рисунок Федора Антоновича Бруни, 1837 г. Источник: https://gorbutovich.livejournal.com/66178.html
Козлов Александр Алексеевич (1818-1884). Пушкин на смертном одре. 1837. Картина Александра Козлова написана по собственному эскизу художника, сделанному 30 января 1837 года.Источник: https://gorbutovich.livejournal.com/66178.html
Еще и посмертная маска, она была снята с лица в первый день после смерти. По инициативе В. А. Жуковского в день смерти поэта была снята посмертная маска скульптором и формовщиком Полиевктом Балиным под руководством скульптора Самуила Гальберга. По снятой форме будет выполнено пятнадцать гипсовых отливов маски, которые В. А. Жуковский распределит между родными и близкими. Эти 15 копий – самые ценные.
Посмертная маска Александра Сергеевича Пушкина из Государственного исторического музея до реставрации. Источник: https://gorbutovich.livejournal.com/66178.html
Смотрите и читайте мои публикации, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал. Будет интересно!
А.Житков.