Поль мориа биография личная жизнь дети
Поль Мориа (1925-2006) – французский дирижёр и аранжировщик. Один из немногих современных композиторов, который сумел объединить в музыке разные стили. Его творчество ценят и любят уже несколько поколений людей. И каждый раз, когда звучит его музыка, мир становится чуточку добрее и лучше.
Детство
Поль появился на свет 4 марта 1925 года во французском городе Марселе.
Мальчику было три года, когда он впервые дотронулся до клавиш музыкального инструмента. Он увидел фортепиано, подошёл к нему и стал наигрывать мелодию. Вечером, когда пришёл отец, мама сказала ему: «Наш Поль умеет играть». Папа сначала не поверил, и тогда малыш сыграл для него пьесу, которую недавно услышал по радио. Конечно, он играл несовершенно, но мелодию передал верно.
С того момента отец стал учить Поля музыке. С каждым новым днём он видел, что фортепиано для ребёнка не какая-то забава, а серьёзное увлечение. Сам папа работал на почте, профессионалом в музыке не был, а увлекался ею на любительском уровне, играл на рояле, гитаре и арфе. Но обладал удивительным талантом педагога, ему удалось, не заставляя и не принуждая, привить сыну желание обучаться музыке. Он учил его сам, при этом умело распределял количество усилий, которые ребёнок должен был прикладывать к занятиям. Отец проводил обучение в виде игры, именно поэтому мальчик легко и быстро схватывал многие серьёзные вещи.
Их занятия продолжались шесть лет. Папа знакомил сына с эстрадным миром, учил его любить классическую музыку. Под присмотром отца юный Поль даже несколько месяцев выступал в варьете.
Музыкальное образование
Когда сыну исполнилось десять лет, отец понял, что ребёнок уже достаточно многое умеет, и принял решение отдать его для дальнейшего обучения в консерваторию в Марселе. Там мальчик проучился четыре года и окончил заведение с отличием по классу фортепиано.
Как признавался позднее Поль Мориа, к четырнадцати годам у него сформировалась одна-единственная мечта – быть профессиональным пианистом. Она имела все шансы сбыться, если бы не случай, круто изменивший судьбу музыканта. Под конец обучения в марсельской консерватории один приятель силой затащил Поля в студенческий джазовый клуб на концерт. Услышав игру студентов, Поль даже не обратил внимания на то, хорошо или плохо они это делают. Он был сразу наповал сражён ритмами новой музыки, которой раньше почти не слышал.
В скором времени он уже сам пришёл в этот клуб с просьбой принять его в джазовый оркестр. Но здесь молодого человека разочаровали, для джаза требовалась специальная подготовка, а Полю не хватало классического образования в музыке. Он принял решение продолжать учёбу.
С родителями планировали, что Поль поедет в Париж и там, в консерватории, завершит музыкальное образование. Но началась война, Париж оккупировали немцы. Отец не захотел, чтобы Поль уезжал, и юноша остался в Марселе, который не был под оккупацией.
Творчество
Поль начал выступать как пианист классического плана. А уже в семнадцатилетнем возрасте стал создателем своего первого оркестра, который довольно быстро приобрёл постоянных слушателей во французских мюзик-холлах и кабаре в период Второй мировой войны. Один участник в коллективе был младше Поля, а остальные годились ему не только в отцы, но и в деды. С первых же выступлений стал проявляться характерный для оркестра Мориа стиль, позволявший отличать его от сотен подобных, – в их музыке смешивались классика с джазом.
В 1957 году оркестр распался, так как Поль переехал в Париж, где начал сотрудничать в качестве аккомпаниатора и аранжировщика со звукозаписывающей компанией «Barclay». Среди тех, с кем ему довелось работать, знаменитые на весь мир французские певцы Шарль Азнавур, Лени Эскюдеро, Далида, Лео Ферре, Морис Шевалье.
В 1962 году в сотрудничестве с известным французским дирижёром и композитором Франком Пурселем Мориа создал свой первый хит, завоевавший международное признание, – «Chariot» (композиция имеет английское название – «I will follow him»).
В 1964-1965 годах Поль работал в кинематографе. Вместе с французским аранжировщиком и композитором Раймоном Лефевром было написано музыкальное сопровождение к комедиям «Жандарм из Сен-Тропе» и «Жандарм в Нью-Йорке» (с участием Луи де Фюнеса).
В 1966 году Мориа начал сотрудничать с замечательной французской певицей Мирей Матье. С поэтом Андре Паскалем они написали для неё хит «Mon credo». Всего Поль сочинил для Мирей около пятидесяти песен.
Оркестр
Путь к славе у Поля Мориа не был усыпан розами. Ему было уже под сорок лет, а главная мечта о своём оркестре так и не сбылась. В то время во Франции вошли в моду английские и американские бит-группы, которые подобно грибам после дождя то появлялись, то исчезали. Большие оркестры вниманием со стороны зрителей не пользовались. В какой-то момент Поль даже отчаялся и подумал, что уже никогда не сможет со своими «устаревшими, сентиментальными вкусами» обратить на себя внимание. Даже друзья стали советовать ему, пересмотреть свои принципы. Но Мориа предпочёл оставаться собой.
В 1965 году он создал свой знаменитый на весь мир гранд-оркестр. Поль уже давно определил для себя, что хочет быть только дирижёром. Ведь пианист лишь аккомпанирует кому-то, а дирижёр – это самый независимый человек в музыкальном мире. Продюсеры уже почти списали Поля Мориа со счетов, как вдруг неожиданно для многих популярность его оркестра стремительно поползла вверх. Зрители буквально повалили на концерты коллектива, чья музыка не зависела от капризов моды и становилась живительным глотком настоящего искусства.
Поль всегда хотел предельной точности во всём – в соблюдении темпа, в настройке инструмента, в качестве звука. Он был большой перфекционист в музыке, превосходно разбирался не только в джазе и классике, но и в поп- и фолк-музыке. От джаза его коллектив очень быстро перешёл к эстраде, выступал с инструментальными версиями популярных мелодий (Поль делал для них новые аранжировки). Также Мориа обрабатывал классическую музыку и писал собственные композиции.
В 1968 году Поль создал оркестровую версию песни, принимавшей участие в международном музыкальном конкурсе «Евровидение-1967», – «Love is Blue». Вскоре эта композиция поднялась на верхние строчки хит-парадов США, а затем покорила и многие другие страны.
С 1969 года оркестр начал активную гастрольную деятельность, их тепло встречали в США, Южной Корее, Канаде, Бразилии и странах Латинской Америки. Особенно любили оркестр Поля в Японии, там коллектив давал до пятидесяти концертов в год.
В Советском Союзе оркестровая музыка Мориа звучала с экранов телевизоров и радио:
- в передаче «В мире животных»;
- в прогнозе погоды информационной программы «Время»;
- в мультфильме «Ну, погоди!»;
- в «Кинопанораме».
Состав оркестра очень часто менялся, кто-то работал в нём несколько лет, а некоторые уходили через две недели. За коллективом прочно закрепилась репутация интернационального оркестра. Так оно и было, музыка объединяла людей самых разных национальностей. При этом Поль был твёрдо уверен, что у каждого народа есть свой музыкальный инструмент, поэтому в его оркестре мексиканцы играли на трубах, бразильцы на гитарах. Он говорил, что если б представилась возможность пригласить в коллектив русских музыкантов, то обязательно взял бы виолончелистов, скрипачей и ксилофонистов.
В 1997 году оркестр записал свой последний альбом «Romantic».
В 2000 году Поль принял решение, что дальше оркестр продолжит свой путь под руководством нового дирижёра – Жиля Гамбюса. Это был ученик Мориа. Гамбюс окончил консерваторию, в 1976 году дебютировал в оркестре как клавишник и аранжировщик, побывал с коллективом во всех значимых мировых турне и аккомпанировал великой французской певице Далиде в её многочисленных гастролях. Оркестр был для Поля огромной частью его жизни, и, конечно же, ему было небезразлично, как он будет звучать дальше. Именно поэтому Мориа доверил своё детище Жилю Гамбюсу.
В 2005 году Поль Мориа передал руководство оркестром французскому дирижёру и аранжировщику Жан Жаку Жюстафре.
Поездки в Советский Союз
Впервые Поль побывал в Советском Союзе в 1967 году вместе с оркестром «Олимпия» и певицей Мирей Матье в качестве её аккомпаниатора. Это был уникальный случай для страны советов, так как первый раз за долгие годы в неё открылись двери для иностранцев.
Прибытие оказалось не очень весёлым. Сразу музыканты испытали разочарование, как и все, кто впервые приезжал с Запада в Москву. Аэропорт не шёл ни в какое сравнение с парижским, из Госконцерта делегацию никто не встречал, пришлось отстоять огромную очередь к пункту проверки паспортов. А потом их повезли в гостиницу «Советская» на автобусе, который, наверное, остался со времён революции, так в нём трясло.
Поль уже успел составить собственное, не совсем приятное мнение о Советском Союзе. Но вскоре это впечатление сгладили русская водка, чёрная икра и осетрина на гриле. Гастроли проходили в Москве, Ленинграде и Казани. Окончательно растопило сердце музыканта знакомство с советскими слушателями. Он видел, какой неподдельный интерес вызывает у них французская эстрада. А ещё Полю безумно понравились питерские белые ночи, такого уникального явления он никогда не видел.
Поль Мориа полюбил русскую народную музыку за её красоту, мелодичность и богатство. Он сделал аранжировки для двенадцати русских народных записей и песен, которые вышли на пластинке под названием «Россия вечная».
Второй приезд Поля Мориа в СССР состоялся спустя одиннадцать лет, зимой 1978 года он гастролировал со своим оркестром и дал семь концертов в столице.
Поль влюбился в зимнюю Москву с её строгими, вычерченными линиями проспектов, ажурностью площадей, припорошенными снегом церковными куполами и старинными зданиями. Он называл Москву удивительно красивой сказкой. Музыкант мечтал в следующем гастрольном туре проехать по другим российским городам. Но очередные гастроли состоялись лишь в 2002 году, а дирижировал оркестром уже Жиль Гамбюс.
Увлечения, хобби
Поль родился и вырос в Марселе, на берегу Средиземного моря, поэтому, как и все южане, он обожал играть в петанк (это национальный вид спорта в Провансе, заключается в поочерёдном бросании металлических шаров игроками двух команд). Ему нравилось играть с друзьями летом, когда тепло и можно было после поединка отправиться пить освежающий пастис (популярный французский алкогольный напиток на основе аниса).
А ещё Поль очень любил купаться в море, играть в теннис и шахматы. Зимой ему нравилось ходить в кино, на концерты, слушать классическую музыку. Но самым любимым занятием Поля Мориа было чтение. Он мог по несколько раз перечитывать своих любимых авторов – Бальзака, Лафонтена, Флобера.
В молодости Поля очень увлекал джаз, а в старости он слушал только классическую музыку Баха, Майера, Моцарта, Берлиоза, Бетховена. Из русских композиторов особенно ценил Чайковского и Стравинского. Любил музыку в исполнении французских певцов Жака Бреля, Барбары, Жоржа Брассенса, Сержа Генсбура. Среди американских исполнителей ему нравились Э. Фицджеральд и Ф. Синатра. Его любимым дирижёром всегда был восприимчивый Пьер Болез, которого Поль называл интеллектуалом до кончиков ногтей.
Среди современных композиторов отдавал предпочтение французу Морису Равелю и венгру Белле Бартоку. На отдельное и самое высокое место Поль ставил Пола Маккартни и Мишеля Леграна, их композиции всегда отличались свежестью и новизной, неповторимостью и яркостью, он мог узнавать мелодии этих талантливых музыкантов среди тысячи.
Личная жизнь
Долгие годы график работы музыканта делился на два полугодия. Шесть месяцев он с оркестром работал в Париже, они разучивали новые песни, записывали. Другие шесть месяцев коллектив находился в гастрольных турах. Но с таким режимом работы в семье у Поля Мориа трудностей никогда не возникало, так как детей не было, а жена Ирэн ездила вместе с ним.
Поль уверен, их счастливый брак с Ирэн держался так долго благодаря тому, что они абсолютно разные люди. Ирэн по профессии учитель, работу свою очень любила и в любую минуту не прочь была вернуться в школу. Но кто бы тогда сопровождал любимого мужа в гастрольных поездках? В начале семейной жизни Поль упросил Ирэн оставить школу, чтобы у них была возможность всегда быть вместе. Женщина пожертвовала своей карьерой ради супруга и их семейного счастья.
Поль Мориа скончался 3 ноября 2006 года. Его похоронили на юге Франции в городке Перпиньяне.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 5 апреля 2020;
проверки требуют 7 правок.
У этого термина существуют и другие значения, см. Мориа.
Поль Мориа́ (фр. Paul Mauriat; 4 марта 1925, Марсель — 3 ноября 2006, Перпиньян) — французский композитор, аранжировщик и дирижёр.
Биография[править | править код]
Поль Мориа родился 4 марта 1925 года в Марселе в семье почтового служащего.
Начал заниматься музыкой в четыре года.
Окончил марсельскую консерваторию по классу фортепиано. Увлекался джазом и популярной музыкой. В семнадцать лет создал свой первый оркестр.
В 1957 году Мориа переехал в Париж и приступил к работе на звукозаписывающей компании Barclay как аранжировщик и аккомпаниатор. С 1959 по 1964 год сотрудничал со звукозаписывающим лейблом Bel-Air. В разное время работал с Шарлем Азнавуром (совместно создано более 120 песен), Далидой, Морисом Шевалье, Лео Ферре, Лени Эскюдеро и многими другими эстрадными исполнителями.
В 1962 году Мориа сочинил свой первый международный хит — «Chariot», получивший позже английское название «I Will Follow Him[en]». Это была его совместная работа с известным французским композитором и дирижёром Франком Пурселем.
В 1965 году, совместно с Раймоном Лефевром, он сочинил музыку к кинокомедии с участием Луи де Фюнеса «Жандарм в Нью-Йорке».
В том же 1965 году Мориа создал свой гранд-оркестр («Оркестр Поля Мориа»), с которым долгие годы записывал инструментальные версии популярных песен, делал обработки классической музыки.
И в том же году началось его сотрудничество со звукозаписывающим лейблом Philips, которое продлилось 28 лет.
В 1966 году Мориа стал музыкальным директором Мирей Матьё. Совместно с поэтом Андре Паскалем он создал её главный хит «Mon credo»; за несколько лет сотрудничества записал с Мирей Матьё около пятидесяти песен. В 1967 году во время визита Мирей Матьё в СССР на борту крейсера «Аврора» в Ленинграде создал песню «Quand fera-t-il jour, camarade?»[1], также вошедшую в репертуар певицы.
В 1968 году его оркестровая версия песни-участницы конкурса «Евровидение-1967» «L’amour est bleu» (в дальнейшем — «Love is Blue») возглавила хит-парады США, а затем многих других стран. Начиная с 1969 года оркестр Поля Мориа проводил концертные туры в США и Канаде, Японии и Южной Корее, Бразилии и других странах Латинской Америки.
Поль Мориа стал феноменом в Японии, устраивая до пятидесяти концертов ежегодно. В 1977 году Мориа дал два аншлаговых концерта подряд за один день на арене «Ниппон Будокан» в Токио[2].
В 1994 году он подписал контракт с японской звукозаписывающей компанией Pony Canyon, в сотрудничестве с которой были записаны его наиболее известные композиции.
Последний альбом оркестра — «Romantic» — был записан в 1997 году. В 1998 году Поль Мориа завершил свою активную концертную деятельность. Новым дирижёром оркестра стал пианист Жиль Гамбюс, проработавший в оркестре долгие годы.
В 2005 году Поль Мориа доверил свой оркестр коллеге-музыканту Жан-Жаку Жюстафре, с которым оркестр совершил гастрольный тур в Японию.[источник не указан 419 дней]
Поль Мориа скончался 3 ноября 2006 года в возрасте 81 года в своём доме в Перпиньяне, на юге Франции. Прах Поля Мориа похоронен на Южном кладбище Перпиньян в колумбарии.
Судьба оркестра[править | править код]
После смерти Поля Мориа Жан-Жак Жюстафре три года упрашивал вдову Поля Мориа Ирен дать ему разрешение организовать концерты памяти композитора. В конце концов согласившись, Ирен Мориа предложила Жюстафре назвать оркестр его именем и более не спрашивать у неё разрешений. Таким образом в 2009 году появился «Гранд-оркестр под управлением Жан-Жака Жюстафре». В 2009 году на мемориальных гастролях в Японии в составе нового оркестра приняли участие музыканты, работавшие с Полем Мориа последние два десятилетия. В 2010—2012 годах оркестр Ж. Ж. Жюстафре дал большое турне в России с программой «Посвящение Полю Мориа» (англ. Tribute to Paul Mauriat), а также концерты в столицах Украины и Белоруссии, странах Балтии. Хотя репертуар, исполнительская манера и звучание гранд-оркестра Жан-Жака Жюстафре иные по сравнению с оркестром Поля Мориа, рекламные кампании устроителей гастролей проходили под маркой легендарного оркестра Поля Мориа, который перестал существовать в связи со смертью композитора в 2006 году. На этот счёт мадам Ирен Мориа неоднократно выступала с официальным заявлением для поклонников и прессы[3][4].
Поль Мориа и Россия[править | править код]
Этот раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону, возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов. |
В 1965 году Мориа записал пластинку с двенадцатью русскими мелодиями Russie de toujours (с фр. — «Вечная Россия»), переизданную во многих странах на компакт-диске под названием The Russian album (с англ. — «Русский альбом»).
В Москву Поль Мориа приезжал трижды — в 1967 году как аккомпаниатор Мирей Матьё, в 1978 и 1983 году — уже с гастролями своего оркестра. В 2002 году оркестр вновь дал концерты, но уже с новым дирижёром — Жилем Гамбюсом (Gilles Gambus).
В СССР музыка в исполнении оркестра Поля Мориа часто звучала на радио и телевидении[5]. В телевизионной передаче «В мире животных» в исполнении оркестра звучала композиция Ариэля Рамиреса «Alouette»[6] (с фр. — «Жаворонок»; оригинальное название — «La peregrinación», в переводе с фр. — «Паломничество»), в «Кинопанораме» — композиция Патрисии Карли (фр.)русск. «Pardonne-moi ce caprice d’enfant»[7] (с фр. — «Прости мне этот детский каприз»), несколько композиций были использованы в прогнозе погоды, которым завершалась информационная программа «Время» («Yesterday», «Abrazame», «Toccata», «Un étranger sur la terre»). С середины 1970-х годов по лицензии миллионными тиражами были изданы четыре его виниловые пластинки.
После встречи с бардом Сергеем Никитиным в 1978 году Мориа создал инструментальную версию его (совместно с Виктором Берковским) песни «Под музыку Вивальди»[8][9].
Дискография[править | править код]
Синглы[править | править код]
- 1967 — «Puppet on a String»
- 1968 — «L’amour est bleu» (англ. «Love Is Blue»)
- 1968 — «Love in Every Room»
- 1968 — «San Francisco»
- 1969 — «Chitty Chitty Bang Bang»
- 1969 — «Hey Jude»
- 1970, январь — «Je T’aime Moi Non Plus»
- 1970, сентябрь — «Gone Is Love»
- 1972 — «Apres Toi (Come What May)»
- 1972 — «Taka Takata»
Альбомы[править | править код]
- Paris by Night (1961)
- Plays Standards (1963)
- Paul Mauriat Joue pour les Enfants (1963)
- Album No. 1 (1965)
- Russie De Toujours (1965)
- Album No. 2 (1965)
- Album No. 3 (1966)
- Prestige de Paris (1966)
- Album No. 4 (1966)
- Bang, Bang (1966)
- More Mauriat (1967)
- Mauriat Magic (1967)
- Album No. 5 (1967)
- Noëls (1967)
- Album No. 6 (1967)
- Blooming Hits (1967, «Филипс»)
- Love Is Blue (1968)
- Viva Mauriat (1968)
- Mauriat Slows (1968)
- Rain and Tears (1968)
- Cent Mille Chansons (1968)
- Rhythm and Blues (1968)
- Doing My Thing (1969)
- Je T’aime … Moi Non Plus (1969)
- Un Jour, Un Enfant (1969)
- Vole, Vole, Farandole (1969)
- Prevailing Airs (1969)
- Paul Mauriat Joue Chopin (1970)
- C’est La Vie … Lily (1970)
- Gone Is Love (1970)
- Comme J’ai Toujours Envie D’aimer (1970)
- Paloma Embriagada (1970)
- Un Banc, Un Arbre, Une Rue (1971)
- Mamy Blue (1971)
- Penelope (1971)
- El Condor Pasa (1971)
- Tombe La Neige (1971)
- Apres Toi (1972)
- L’Avventura (1972)
- Last Summer Day (1972)
- Paul Mauriat Joue Les Beatles (1972)
- Le Lac Majeur (1972)
- Forever and Ever (1973)
- Nous Irons à Vérone (1973)
- Last Tango In Paris (1973)
- Good bye, My Love, Good bye (1973)
- White Christmas (1973)
- Viens ce Soir (1974)
- Retalhos de Cetim (1974)
- Je Pense à Toi (1974)
- Le Premier Pas (1974)
- I Won’t Last a Day Without You (1974)
- Have You Never Been Mellow? (1974)
- L’Été Indien (1975)
- Entre Dos Aguas (1975)
- The Best of Paul Mauriat — 10 лет с «Филипс» (1975)
- From Souvenirs to Souvenirs (1975)
- Lili Marlene (1975)
- Stereo Spectacular (1975)
- Love Sounds Journey (1976)
- Michelle (1976)
- Love Is Still Blue (1976)
- Il Était une Fois… Nous Deux (1976)
- Chanson D’amour (1977)
- C’est La Vie (1977)
- Hymne à l’Amour (1977)
- Brasil Exclusivamente (1977)
- L’Oiseau et l’Enfant (1977)
- Overseas Call (1978)
- Dans les Yeux d’Émilie (1978)
- Brasil Exclusivamente Vol.2 (1978)
- Too Much Heaven (1979)
- Nous (1979)
- Copacabana (1979)
- Aerosong (1980)
- Chromatic (1980)
- Brasil Exclusivamente Vol.3 (1980)
- Reality (1981)
- Roma dalla Finestra (1981)
- Pour Le Plaisir (1981)
- Je n’Pourrais Jamais t’Oublier (1981)
- Tout Pour Le Musique (1982)
- Magic (1982)
- I Love Breeze (1982)
- Descendant Of The Dragon (1982)
- Love with Many Phases (1982, Гонконг)
- Wild Spring (1983)
- Summer Has Flown (1983)
- Olive Tree (1984)
- Piano Ballade (1984)
- The Seven Seas (1984)
- Chromatic (1984)
- Transparence (1985)
- The Best of Paul Mauriat 2 — 20 лет с «Филипс» (1985)
- Classics In The Air (1985)
- Windy (1986)
- Classics In The Air 2 (1986)
- Song For Taipei (1986)
- Classics In The Air 3 (1987)
- Nagekidori (1987)
- Best Of France (1988)
- The Paul Mauriat Story (1988)
- Serenade (1989)
- Iberia (1989)
- Remember (1990)
- You Don’t Know Me (1990)
- Gold Concert (1990)
- Retrospective (1991)
- Nostal Jazz (1991)
- Emotions (1993)
- The Color Of The Lovers (1994)
- Now And Then (1994)
- Soundtracks (1995)
- Quartet For Kobe (1995)
- Escapades (1996)
- Cri D’amour (1996)
- 30th Anniversary Concert (1996)
- Romantic (1997)
- Sayonara Concert (1998)
- I Will Follow Him (2000)
- All The Best (2003, Китай)
- Blooming Hits (2006)
- Paul Mauriat Boxsets Vol 3 & 4 (2007, Япония)
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- Многоязычный сайт о Поле Мориа
- Сайт, посвященный творчеству Поля Мориа
- Оркестр Поля Мориа на YouTube