Поэт апухтин биография личная жизнь
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Апухтин.
Алексе́й Никола́евич Апу́хтин (15 (27) ноября 1840, Болхов, Орловская губерния — 17 (29) августа 1893, Санкт-Петербург) — русский поэт, редактор, правовед, чиновник.
Биография[править | править код]
Родился в небогатой дворянской семье, в которой позже появились на свет три его брата — Николай (1842—1878), Афиноген (1849—1908) и Владимир (1851—1927)[3]. Детство прошло в родовом имении отца (Николая Фёдоровича) — деревне Павлодар. Мать — Мария Андреевна Желябужская (1821—1859), была его первой учительницей и пробудила в нём любовь к поэзии. По мироощущению был близок М. Ю. Лермонтову. Был весьма мнителен, легко раним, «поэт милостью Божией», вместе с тем имел репутацию шутника, остроумного и блестящего импровизатора. Его монологи в стихах, романсы, альбомные посвящения, пародии, эпиграммы и экспромты входили в репертуар модных чтецов-декламаторов. Некоторые произведения Алексея Николаевича положены на музыку П. И. Чайковским («Ночи безумные», «День ли царит» и др.), А. С. Аренским («Разбитая ваза»).
В 1859 году окончил Императорское училище правоведения, где подружился с П. И. Чайковским. В этом престижном заведении Апухтин был самым блестящим учеником в классе и имел только отличные оценки по всем предметам, также был одним из редакторов журнала «Училищный вестник». В том же году, 23 апреля, умерла его мать, смерть которой стала для Апухтина настоящим ударом. Её памяти поэт посвятил несколько стихотворений («Какое горе ждёт меня?», «Ни веселья, ни сладких мечтаний», «Ещё свежа твоя могила»).
По окончании училища служил в министерстве юстиции (в одном департаменте с Чайковским), службой не увлекался, вёл жизнь «золотой молодёжи». В 1862 году Апухтин, Чайковский и ряд других правоведов попали в гомосексуальный скандал в ресторане «Шотан» и были «ославлены на весь город».
С 1862 года жил в родовом имении в Орловской губернии, в 1863—1865 годах числился старшим чиновником особых поручений при губернаторе. Затем в Петербурге служил чиновником министерства внутренних дел, несколько раз выезжал за границу по служебным надобностям.
Уже в 1870-х годах у него началось болезненное ожирение, которое в последние десять лет его жизни особенно прогрессировало. За два года до смерти, заболев также водянкой[4], практически весь остаток своих дней провёл дома, будучи малоподвижен.
Могила Апухтина на Литераторских мостках в Санкт-Петербурге.
Скончался 17 (29) августа 1893 года в Санкт-Петербурге и похоронен на Никольском кладбище. В 1956 году прах и памятник перенесли на Литераторские мостки Волковского кладбища[5].
Алексей Апухтин в 1860 году
Апухтин и Пётр Чайковский[править | править код]
Апухтин был гомосексуалом, и отчасти на этой почве у него сложились очень тесные отношения с П. И. Чайковским[6]. В семье Чайковского считали, что именно Апухтин «развратил» Петрушу в тринадцатилетнем возрасте (сам Апухтин к тому моменту уже был любовником классного наставника Шильдер-Шульднера)[7].
В 1863 году Чайковский гостил у Апухтина в имении Павлодар Козельского уезда Калужской губернии, в 1865 году жил у него в петербургской квартире. В 1866 году они совершили совместное путешествие на Валаам. В свою очередь, приезжая в Москву, Апухтин останавливался у Чайковского. Алексей Николаевич посвятил композитору стихотворения «К отъезду музыканта-друга» (1880-е годы) и «Послание» (1857). Последнее было задумано как ответ на письмо Чайковского, отправленное без обратного адреса. К Чайковскому обращено и написанное в 1856 году стихотворение «Дорóгой».
В декабре 1877 года Апухтин также посвятил П. И. Чайковскому следующее стихотворение:
П. Чайковскому
Ты помнишь, как, забившись в «музыкальной»,
Забыв училище и мир,
Мечтали мы о славе идеальной…
Искусство было наш кумир,
И жизнь для нас была обвеяна мечтами.
Увы, прошли года, и с ужасом в груди
Мы сознаём, что всё уже за нами,
Что холод смерти впереди.
Мечты твои сбылись. Презрев тропой избитой,
Ты новый путь себе настойчиво пробил,
Ты с бою славу взял и жадно пил
Из этой чаши ядовитой.
О, знаю, знаю я, как жёстко и давно
Тебе за это мстил какой-то рок суровый
И сколько в твой венец лавровый
Колючих терний вплетено.
Но туча разошлась. Душе твоей послушны,
Воскресли звуки дней былых,
И злобы лепет малодушный
Пред ними замер и затих.
А я, кончая путь «непризнанным» поэтом,
Горжусь, что угадал я искру Божества
В тебе, тогда мерцавшую едва,
Горящую теперь таким могучим светом.
По поводу этого стихотворения Чайковский писал своему брату Анатолию из Сан-Ремо 21 декабря 1877 года: «Получил сегодня письмо от Лёли с чудным стихотворением, заставившим меня пролить много слёз».[8]
Получив известие о кончине поэта, Чайковский в письме к своему племяннику В. Л. Давыдову писал: «В ту минуту, как я пишу это, Лёлю Апухтина отпевают!!! Хоть и не неожиданна его смерть, а всё жутко и больно. Когда-то это был мой ближайший приятель».[9]
Всего Чайковский написал шесть романсов на стихи Апухтина:
- «Кто идёт» (1860, не сохранился)
- «Забыть так скоро» (1870)
- «Он так меня любил» (1875)
- «Ни отзыва, ни слова, ни привета» (1875)
- «День ли царит» (1880)
- «Ночи безумные» (1886)
Романс «Ночи безумные»[править | править код]
«Ночи безумные» являются классическим образцом русского романса.
Ночи безумные, ночи бессонные,
Речи несвязные, взоры усталые…
Ночи, последним огнём озарённые,
Осени мёртвой цветы запоздалые!
Пусть даже время рукой беспощадною
Мне указало, что было в вас ложного,
Всё же лечу я к вам памятью жадною,
В прошлом ответа ищу невозможного…
Вкрадчивым шёпотом вы заглушаете
Звуки дневные, несносные, шумные…
В тихую ночь вы мой сон отгоняете,
Ночи бессонные, ночи безумные!
Творчество[править | править код]
Памятный знак Алексею Апухтину в г. Болхове Орловской области
1854 — первые юношеские стихотворные опыты Апухтина («Эпаминонд», «Подражание арабскому») появились в «Русском Инвалиде» (1854—1855).
1858—1861 — стихотворения Алексея Николаевича («Деревенские очерки» и др.) печатаются в «Современнике», затем его поэтическая деятельность прерывается на семь лет, но с 1868 года в рукописных экземплярах появляется ряд стихотворений («Ниобея», «Реквием», «Год в монастыре», «Ночи безумные», «Моление о чаше», «Старая любовь» и др.).
1860—1862 — публиковался в журналах демократического толка («Гудок»), куда часто давал пародии и эпиграммы под псевдонимом Сысой Сысоев.
1865 — выступил в Орле с двумя лекциями о жизни и творчестве А. С. Пушкина, что обозначило окончательное удаление Апухтина от какой бы то ни было политической борьбы.
1872 — в «Гражданине» без подписи напечатано его стихотворение «Недостроенный памятник».
1884 — Апухтин стал помещать свои произведения в «Вестнике Европы», «Русской мысли» и «Северном Вестнике». К этому времени относятся поэмы («Письмо», «Старая цыганка», «С курьерским поездом») и лучшие его лирические произведения («Венеция», «В убогом рубище» и др.), многие из которых были положены на музыку.
1886 — вышел первый сборник стихотворений Апухтина.
1890 — в «Вестнике Европы» опубликовано стихотворение «Сумасшедший». Часть стихотворения со слов «Да, васильки, васильки…» была положена на музыку Н. В. Киршбаумом и легла в основу широко известной русской народной песни.
В последние годы жизни Апухтиным были написаны повести «Дневник Павлика Дольского» и «Архив графини Д.», фантастический рассказ «Между жизнью и смертью», драматическая сцена «Князь Таврический». Все эти произведения вышли в свет уже после его смерти.
Его прозу высоко ценили современники. Император Александр II был в восторге от «Архива графини Д.»: после чтения, состоявшегося в доме принца П. Г. Ольденбургского, он заявил, что её нужно тотчас опубликовать, что это лучшая сатира на великосветские нравы. [источник не указан 2322 дня]
Высоко оценивали прозу Апухтина Михаил Булгаков. П. С. Попов в письме Булгакову 22 октября 1939 года писал:
Я занялся Апухтиным как прозаиком, поэзия его меня не пленяет. Зато проза — остаётся неоценённой. При своей жизни А. ничего не опубликовал из прозы; зато славился чтением собственных произведений <…> Издатели пронюхали успех Апухтина <…> Но Апухтин молчал и никаких шагов к изданию не предпринимал[10].
В том же письме Попов привёл устный рассказ о том, что Апухтин не исполнил воли императора, считая неэтичным публикацию своих произведений, в которых изображены были (в ироническом свете) его добрые знакомые, отчего впал в немилость. Здесь же он отметил, что предмет неудавшегося личного романа Апухтина была в то время ещё жива: ей было свыше 80 лет и жила она в Ленинграде.
Апухтин любил пошутить над собственной внешностью: известна рассказанная им история про маленькую девочку, которая, войдя в комнату и увидев Апухтина, спросила: «Мама, это человек или нарочно?»[11]
Адреса[править | править код]
- Санкт-Петербург:
- 1860-е годы — доходный дом Мальцевой (Караванная улица, 18)
- 1893 год — дом Эбелинга (Миллионная улица, 26)
См. также[править | править код]
- Лазаревская, Елизавета Валериановна
Издания[править | править код]
- Сочинения, 4 изд., т. 1—2, [Биография. Очерк М. Чайковского], Спб. 1895;
- Стихотворения. [Вступ. ст., подгот. текста, прим. Л. Афонина], Орёл, 1959;
- Стихотворения, Л., 1961;
- Апухтин А. Н. Песни моей Отчизны: Стихотворения. Проза. Тула, 1985.
Примечания[править | править код]
- ↑ 1 2 Краткая литературная энциклопедия — М.: Советская энциклопедия, 1962. — Т. 1.
- ↑ Энциклопедический словарь / под ред. И. Е. Андреевский, К. К. Арсеньев, Ф. Ф. Петрушевский — СПб.: Брокгауз — Ефрон, 1907.
- ↑ По материалам РГИА
- ↑ М. В. Отрадин, Апухтин Алексей Николаевич, 1991.
- ↑ Могила А. Н. Апухтина на Волковском кладбище (недоступная ссылка). Дата обращения: 26 апреля 2012. Архивировано 7 декабря 2013 года.
- ↑ И. Кон. Любовь небесного цвета: Научно-исторический взгляд на однополую любовь. — СПб.: Продолжение жизни, 2001. — Глава 9. Был ли гомосексуализм на святой Руси? Архивировано 18 августа 2012 года., Simon Karlinsky (March 2, 2004), Russian literature Архивировано 4 сентября 2006 года., glbtq.com, Retrieved January 2006.
- ↑ Н.Берберова. Чайковский
- ↑ Чайковский П. И., Полное собрание сочинений, М., 1961, Т.6. С.321-322.
- ↑ Чайковский П. И., Письма к близким, М., 1955. С.548.
- ↑ «Когда я вскоре буду умирать…» Переписка М. А. Булгакова с П. С. Поповым. — М.: Эксмо, 2003. — 272 с. — С.227—228
- ↑ Русская литературная жизнь в анекдотах и потешных преданиях XVIII-XIX веков. Саратов: ИИЦ АО «Заволжье». 1993
Литература[править | править код]
- Апухтин, Алексей Николаевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Арсеньев К. К. «Критические этюды»;
- Венгеров С. А. «Крит.-биографический Словарь»;
- Коробка, в «Русской мысли» (1898, № 6);
- Скабичевский, в «Русской мысли» (1895, № 5);
- M. Протопопов, в «Русском богатстве» (1896, № 2);
- Бороздин, «А. Н. Апухтин» (СПб., 1895).
Ссылки[править | править код]
- А. Н. Апухтин стихи и проза. Полное собрание
- Апухтин Алексей стихи в Антологии русской поэзии
- Апухтин на Стихии
- Апухтин Алексей Николаевич — собрание стихов
- Апухтин Алексей Николаевич в Российской Литературной Сети
- Апухтин А. Н. Собрание стихотворений на stroki.net
- Сборник русской поэзии «Лирикон» — Апухтин А. Н.
- Фотография могилы Аптухина Алексея Николаевича
Алексей Николаевич Апухтин – поэт-лирик, эпигон «светского» стиля, один из поздних представителей дворянства в русской литературе. Прославился стихами о любви, многие из которых положены на музыку.
Детство и отрочество
Алексей Николаевич родился 15 (27 по н. с.) ноября 1840 (по другим данным 1841) года в небогатой дворянской семье. Место рождения – г. Болхов Орловской губернии. Отец будущего поэта, Николай Фёдорович, был отставным майором, мать, Мария Андреевна, в девичестве Желябужская – домохозяйкой. Детские годы мальчик провёл в отцовском родовом имении – деревне Павлодар, где получил превосходное домашнее образование. Первой учительницей юного Алексея стала мать, которая привила ему любовь к поэзии. Хотя в семье было ещё трое сыновей, Мария Андреевна питала к своему первенцу особую нежность, всячески баловала его и ни в чем не отказывала.
Несмотря на скромное материальное положение Апухтины изыскали возможность определить старшего сына в одно из лучших учебных заведений страны – в Петербургское училище правоведения. На новое место юноша прибыл в 1852 году. Надежды родителей оправдались: Алексей зарекомендовал себя как способный ученик (лучший в классе), имел отличные оценки по всем дисциплинам, был одним из редакторов журнала «Училищный вестник». Учителя не скупились на похвалы для талантливого подопечного. Покровитель заведения, герцог Ольденбургский, нещадно коверкая фамилию воспитанника заявлял: «Если в лицее был Пушкин, то у нас есть Апущин.»
В училище Апухтин подружился с П. И. Чайковским. Друзья сидели за одной партой, подолгу разговаривали обо всем на свете, делились планами на будущее и вместе бегали курить. Леля (юношеское прозвище поэта), будучи ближайшим другом, заметно повлиял на литературные вкусы и убеждения будущего композитора. Помимо задушевных бесед и пагубного пристрастия к табаку приятелей связывала тайна интимного характера (имеются в виду гомосекуальные наклонности), о которой некоторые биографы прошлого века старались не упоминать.
Ночи бессонные…
Литературный дебют А. Н. Апухтина состоялся в 1854 году: по ходатайству тогдашнего директора училища Языкова журнал «Русский инвалид» разместил стихотворение 14-летнего поэта «Эпаминонд», посвященное памяти героя Севастополя адмирала В. А. Корнилова. Спустя год на страницах того же издания публикуется новое стихотворение А. Н. Апухтина – «Подражание Арабскому».
В 1859 году, блестяще окончив Императорское училище правоведения с золотой медалью, Алексей Николаевич устраивается в министерство юстиции, в один департамент с П. И. Чайковским. В том же году, омраченным для него кончиной матери, Апухтин становится полноправным членом литературного сообщества, разместив в «Современнике» под заголовком «Деревенские очерки» ряд стихотворений, о которых весьма лестно отзывались И. С. Тургенев, А. А. Фет и Н. А. Некрасов.
Службой в министерстве поэт почти не интересуется. Сутками напролет он прожигает жизнь в компании Чайковского, его сёстры Александры и других представителей «золотой молодёжи». К своему творчеству Апухтин относится легко и непринужденно, стихи рождаются у него сами собой. В 1860 году поэт под псевдонимом Сысой Сысоев выступает в журналах демократического толка с едкими эпиграммами и пародиями.
Вскоре в литературной деятельности Алексея Николаевича наступает кризис. В 1862 году он оставляет службу и отправляется в орловскую деревню для службы чиновником особых поручений при местном генерал-губернаторе.
Возвращение в Петербург
В 1864 году Апухтин возвращается в Петербург, но с выходом на литературную «…арену, загроможденную подлостями, доносами и …семинаристами…» не торопится. Номинально причисленный к министерству внутренних дел поэт вновь предается радостям светской жизни, тщательно оберегая себя от всяческого рода потрясений. Его, великолепного чтеца и декламатора, остряка и весельчака охотно принимают в лучших домах столицы. Вечера Апухтин проводит за карточной игрой в английском клубе, иногда выезжает по делам службы заграницу.
После семилетнего перерыва, в 1868 году, в рукописных экземплярах появляется ряд стихотворных произведений Алексея Николаевича («Ниобея», «Реквием», «Год в монастыре», «Старая любовь», «Моление о чаше», «Ночи безумные»). В 1872 году на страницах «Гражданина» без подписи печатается апухтинское стихотворение «Недостроенный памятник». С 1884 года поэт размещает свои произведения в «Русской мысли», «Вестнике Европы», «Северном вестнике».
В 1886 году выходит долгожданный сборник сочинений А. Н. Апухтина «Стихотворения», имевший большой успех у широкой читательской публики. Поэзии Алексея Николаевича не свойственны политическая окраска и злободневность, будто поэта не интересует то, что выходит за его личные рамки. Стихи Апухтина пронизаны тихим томлением, тоской о разбитой любви, меланхолическими настроениями стареющего скептика. Иногда поэт обращается к историческим и патриотическим темам, но лирика его особенно сильна.
Личная жизнь
В браке Апухтин никогда не состоял и детей не имел. Остроумный импровизатор и шутник, женоподобный завсегдатай светских салонов, он вел сибаритский образ жизни убеждённого холостяка. С женщинами был обходителен и любезен, но не более того. За внешним лоском скрывается совсем другая, потаенная жизнь Алексея Николаевича: он является ярко выраженным гомосексуалом. Во время обучения в Императорском училище правоведения начинающий поэт уже состоял в любовной связи со своим классным наставником Шильдер-Шульднером). Здесь же завязались и его отношения с П. И. Чайковским. О наклонностях выпускников престижного образовательного заведения было хорошо известно в обществе. Уже после окончания училища поэт и композитор, а также несколько их друзей-правоведов оказались вовлечены в громкий гомосексуальный скандал и были ославлены «буграми» (гомосексуалистами) на весь Петербург.
Тёплые чувства к композитору Апухтин хранил всю жизнь. В 1864 году Чайковский гостил в павлодарском имении поэта, в 1865 году жил на петербургской квартире Алексея Николаевича. В 1866 году друзья совершили совместное путешествие в Валаам. Бывая в Москве, поэт неизменно останавливался у Чайковского. Петру Ильичу посвящены стихотворения «К отъезду музыканта-друга», «Дорогой», «Послание», «П. И. Чайковскому». Чайковский в свою очередь написал 6 романсов на стихи Апухтина: «Кто идёт» (утрачен), «Забыть так скоро», «Он так меня любил», «Ни отзыва, ни слова, ни привела», «День ли царит», «Ночи безумные». Некоторые произведения поэта положены на музыку другими композиторами.
Последние годы жизни
К концу жизни Апухтин становится затворником. Болезни совсем одолели его. Начавшееся ещё в 70– х годах болезненные ожирение за 10 лет успело достичь колоссальных размеров и по словам поэта довело его «до настоящего убожества». При людях Алексей Николаевич не стесняется иронизировать над своей тучной фигурой, но наедине с самим собой тяжело страдает по поводу несовершенства собственной внешности.
За 2 года до смерти Апухтин заболел водянкой и вовсе перестал выходить на улицу, предпочитая проводить большую часть времени лёжа на диване. Даже по дому он теперь передвигается с великим трудом. Все чаще поэта терзают неудовлетворенность и осознание приближающейся смерти. Материальные затруднения только усугубляют неважное самочувствие Алексея Николаевича. Чтобы хоть как-то свести концы с концами, Апухтин занимается переводами, иногда прибегает к займам. Уже на исходе жизни поэт неожиданно для всех решает попробовать себя в прозе. Произведения «Дневник Павлика Дольского», «Архив графини Д.», «Между жизнью и смертью» «Князь Таврический», высоко оцененные современниками, были опубликованы уже после смерти автора.
17 августа (29 по н. с.), в возрасте 53 лет, Алексей Апухтин скончался. Его похоронили в Санкт-Петербурге, на Никольском кладбище. П. И. Чайковский на церемонии прощания не присутствовал, хотя тяжело воспринял известие о кончине друга юности. В письме к своему племяннику Л. В. Давыдову композитор делился своими переживаниями: «В ту минуту, как я пишу это, Лелю Апухтина отпевают!!! Хоть и не неожиданна его смерть, а все жутко и больно. Когда-то это был мой ближайший приятель…».
В 1956 году останки поэта были перезахоронены на Литераторских мостках Волховского кладбища.