Писатель леонид бородин биография личная жизнь и семья

Писатель, поэт и прозаик. Публицист. Лауреат Премии имени Александра Солженицына.

Леонид Бородин родился 14 апреля 1938 года в городе Иркутск. Учился в школе милиции в городе Елабуга. Затем, проходил обучение на историческом факультете Иркутского Государственного Университета. В 1956 году исключен из состава ВЛКСМ и университета за участие в неофициальной студенческой студии «Свободное слово».

     Трудовую деятельность начал в качестве рабочего путевой бригады Кругобайкальской железной дороге. Далее, работал бурильщиком на Братской ГЭС и проходчиком рудника.

     В 1962 году, успешно окончил историко-филологический факультет Улан-Удэнского педагогического института. Непосредственно по окончании ВУЗа, работал директором средней школы на станции Гусиное Озеро, Бурятия.

     Педагогическую деятельность продолжил в Ленинградской области, куда переехал в 1965 году. Являлся директором школы в деревне Серебрянка. В том же году, вступил в образовавшуюся в Ленинграде подпольную антисоветскую организацию «Всероссийский социал-христианский союз освобождения народа», программа которой, по словам Бородина, заключалась в трех основных лозунгах – христианизация политики, христианизация экономики и христианизация культуры. В начале 1967 года, вышеуказанную организацию раскрыл Комитет Государственной Безопасности по доносу, а почти все участники подверглись аресту.

     В апреле 1968 года, в числе прочих соратников Бородина осудили Ленинградским областным судом по статье 70 УК РСФСР «антисоветская агитация и пропаганда» на 6 лет политических лагерей строгого режима. Срок отбывал в лагере ЖХ 385/11 в Мордовии, а в октябре 1970 года, этапирован во Владимирскую тюрьму, в связи с требованием лагерного начальства за проявляемую строптивость. Освобожден в феврале 1973 года по отбытии полного срока.

     Находясь в заключении, Леонид Иванович приступил к написанию стихов, а после освобождения обратился к прозе. Произведения Бородина распространялись через самиздат, откуда попадали на Запад и печатались в журналах «Грани» и «Посев». Сотрудничал с самиздатским журналом «Вече». Издавался в национально-православном журнале «Московский сборник». В апреле 1975 года «Московский сборник» прекратил существование. В начале «восьмидесятых» годов Бородин занимался в основном литературным трудом.

     Во второй раз, Леонида Бородина арестовали 13 мая 1982 года по обвинению в «антисоветской агитации и пропаганде – рецидивист» – за публикации на Западе и в самиздате персональных литературных произведений, в связи с чем, писателя приговорили к максимально возможному по данной статье сроку – 10 годам политлагерей особого режима и 5 годам после лагерной ссылки.

     Срок отбывал в исправительно-трудовой колонии в Пермской области – политическая зона Пермь-1936. Освобожден досрочно летом 1987 года после решения Политбюро ЦК КПСС об освобождении советских политзаключенных, согласившихся подать прошение о помиловании. Бородин данное прошение писать отказался, но все равно оказался на свободе. В общей сложности провел в советских тюрьмах и лагерях более 11 лет.

     В 1990 году, по приглашению главного редактора Владимира Крупина, Бородин начал работать в редакции литературно-публицистического журнала «Москва». С 1992 по 2008 год, занимал пост главного редактора журнала, а с сентября 2008 года – возглавлял данное издание. В 2010 году, Леонид Иванович вернулся на должность главного редактора журнала. Параллельно преподавал в Литературном институте имени Горького.

     Являлся лауреатом различных премий, в числе которых Всероссийская Пушкинская премия «Капитанская дочка», за повесть «Царица Смуты», Литературная премия «Умное сердце» имени Андрея Платонова и Премия Александра Солженицына – «за творчество, в котором испытания российской жизни переданы с редкой нравственной чистотой и чувством трагизма; за последовательное мужество в поисках правды».

     Скончался 24 ноября 2011 года в результате обширного инфаркта. Похоронен на новом кладбище поселка Реммаш Сергиево-Посадского района Московской области.

Награды и премии Леонида Бородина

Литературная премия «Умное сердце» имени Андрея Платонова

Премия Александра Солженицына – «за творчество, в котором испытания российской жизни переданы с редкой нравственной чистотой и чувством трагизма; за последовательное мужество в поисках правды».

Всероссийская Пушкинская премия «Капитанская дочка», за повесть «Царица Смуты»

Большая литературная премия России Союза писателей России за книгу воспоминаний «Без выбора»

Литературная премия «Ясная Поляна» за книгу «Год чуда и печали»

Орден преподобного Сергия Радонежского III степени

Книги и экранизации произведений Леонида Бородина

Повесть странного времени. – Frankfurt/M., 1978

Год чуда и печали. – Frankfurt/M., 1981

Третья правда. – Frankfurt/M., 1981

Расставание. – Frankfurt/M., 1984

Ловушка для Адама. Повести. – СПб., 1994

Без выбора. Автобиографическое повествование. – 2003

Посещение. – 2003

Царица смуты (Повесть о Марине Мнишек)

Собрание сочинений М.: Изд-во журнала «Москва»,

Экранизации

1991 – Последний бункер. Фильм Вадима Ильенко, экранизация повести «Перед судом»

Семья Леонида Бородина

Отец – Шеметас Феликс Казимирович, литовец, краснодеревщик. Расстрелян в 1938 году

Мать – Валентина Иосифовна Бородина, учительница

Отчим – Бородин Иван Захарович, директор школы

24.11.2011

Источник

Дата рождения: 4 апреля 1939 года
Место рождения: Иркутск, СССР
Дата смерти: 24 ноября 2011 года
Место смерти: Москва, Россия

Леонид Иванович Бородин – советский и российский писатель, диссидент.

Леонид Бородин был рожден в апреле 1939 в Иркутске. Его отец Феликс Казимирович Шеметас был литвцем, краснодеревщиком, расстрелян в 1938. Мать Валентина Иосифовна работалв в школе. После смерти мужа повторно вышла замуж за директора школы Ивана Захаровича Бородина, который дал мальчику отчество и фамилию.

В Елабуге Леонид обучался в школе милиции, потом стал студентом исторического факультета Иркутского университета. В 1956 был исключен из ВЛКСМ и университета за участие в студии Свободное слово. После этого работал на железной дороге, бурильщиком, проходчиком рудника.

В 1958 поступил на заочное отделение историко-филологического факультета Улан-Удэнского педагогического института, закончил в 1962. После работал в Бурятии директором средней школы.

В 1965 стал жить в Ленинграде работал директором школы в Лужском районе. Тогда же вступил в социал-христианскую организацию, а в 1967 был арестован на 6 лет. В заключении стал писать произведения, которые пользовались успехом, и в 1969 даже получил свою первую премию Свобода от французского пен-клуба за Повесть странного времени.

Выйдя из тюрьмы, стал помощником составителя поездов на станции Очаково в Москве, потом замещал директора во Владимирской санитарно-эпидемиологической станции. Тогда же публикует первые рассказы и повести в журнале Посев. В 1978 вышел рассказ Вариант о политическом террористе, в том же году – Правила игры о тюрьме в 1979 – повесть Третья правда, в 1982 – роман Расставании о диссиденте-конформисте.

Читайте также:  Солистка группы город 312 биография личная жизнь дети

В 1982 был вновь осужден за антисоветскую деятельность, в 1988 его досрочно освободили. Тогда же его начали публиковать, удастаивать нескольких премий, включая награды от журналов Юность и Наш современник. В 1992 стал главным редактором журнала Москва.

В 1994 написал роман Ловушка для Адама – под влиянием произведений Достоевского. Следующая повесть Год чуда и печали была написана о природе. В 1996 выпустил историческую повесть о Марине Мнишек, проводя параллели России периода Смутного времени и тогдашней. В ноябре 2011 скончался от инфаркта в Москве, похоронен в Сергиевом Посаде.

Достижения Леонида Бородина:

• Премии Солженицына, Большая литературная, Ясная поляна, имени Платонова, Всероссийская пушкинская Капитанская дочка
• Орден преподобного Сергия Радонежского

Даты из биографии Леонида Бородина:

Апрель 1939 – рождение
1965 – окончание школы при МВД
1957 – исключен из Иркутского государственного университета
1962 – окончание педагогического института в Улан-Удэ
1965 – вступление в социал-христианскую организацию
1967-1973 – тюремное заключение, начало карьеры писателя
1969 – первая премия за Повесть странного времени
1982-1988 – повторное заключение
1992 – главный редактор журнала Москва
1996 – роман о Марине Мнишек
Сентябрь 2008-2010 – генеральный директор журнала Москва
Ноябрь 2011 – смерть

Интересные факты Леонида Бородина:

• В 2005 был включен в список членов Общественной палаты по назначению президента
• Преподавал в институте имени Горького
• Первый срок заключения отбывал в Мордовии и Владимирской области, второй – в Пермской области

Источник

Страна: Россия
Родился: 14 апреля 1938 г.
Умер: 25 ноября 2011 г.

​Леонид Иванович Бородин — русский писатель, поэт, публицист, обладатель ряда литературных премий.

Родился в 1938 году в Иркутске в семье учителей. Родители: отец – Феликс Казимирович Шеметас, учитель, арестован в 1939 году, приговорен к 10 годам лишения свободы; мать – Валентина Иосифовна Бородина, учительница. Отчим – Иван Захарович Бородин, директор школы.

Учился в школе милиции в Елабуге, на историческом факультете Иркутского университета. В 1956 году был исключён из ВЛКСМ и университета за участие в неофициальной студенческой студии «Свободное слово». Трудился рабочим путевой бригады на Кругобайкальской дороге, бурильщиком на Братской ГЭС, проходчиком рудника в Норильске. В 1958 году поступил на историко-филологический факультет Улан-Удэнского пединститута, который закончил в 1962 году. Работал директором средней школы на станции Гусиное Озеро в Бурятии. В 1965 году уехал в Ленинград. Был директором школы в деревне Серебрянка Лужского района Ленинградской области.

В 1965 году вступил во «Всероссийский социал-христианский союз освобождения народа» (ВСХСОН), программа которого, по словам самого Бородина, заключалась в трёх основных лозунгах — христианизация политики, христианизация экономики и христианизация культуры. После разгрома этой организации был осуждён Ленинградским областным судом по статье 70 УК РСФСР («Антисоветская агитация и пропаганда») и находился в заключении с 1967 по 1973 годы. Срок наказания отбывал в исправительно-трудовой колонии ЖХ 38511 в Мордовии, с 1970 года — во Владимирской тюрьме, куда был переведен по требованию лагерного начальства. Освобожден в феврале 1973 года после полного отбытия срока.

В заключении начал писать стихи, после освобождения обратился к прозе. Его тексты через самиздат попали на Запад и печатались в журналах «Грани» и «Посев».

В 1978 году во франкфуртском издательстве «Посев» вышла первая книга Бородина — сборник рассказов «Повесть странного времени». Затем были написаны и изданы за границей «Год чуда и печали», «Третья правда», «Расставание» — сначала на русском языке, а затем в переводах на английский, французский, итальянский, немецкий языки. Также Бородин сотрудничал с самиздатским журналом «Вече», после прекращения его выхода издавал национально-православный журнал «Московский сборник», который был закрыт в апреле 1975 года после конфискации третьего выпуска.

13 мая 1982 года за публикации на Западе и в самиздате был повторно арестован и приговорён как «рецидивист» к десяти годам заключения и пяти годам ссылки. В соответствующем сообщении ТАСС указывалось, что Бородин «в течение многих лет вел незаконную деятельность… хранил и распространял работы, содержащие клевету на советский государственный и общественный строй, переправлял на Запад по нелегальным каналам собственные клеветнические произведения, которые публиковались в издательстве НТС „Посев“ и незаконно ввозились назад в СССР для распространения». Отбывал срок в исправительно-трудовой колонии в Пермской области (политическая зона «Пермь-36»); освобождён в 1987 году после решения Политбюро ЦК КПСС об освобождении (помиловании) осужденных по статьям 70 и 190-1 Уголовного кодекса; писать прошение о помиловании отказался.

В 1990 году по приглашению бывшего тогда главным редактором Владимира Крупина Бородин начал работать в редакции литературно-публицистического журнала «Москва»; с 1992 по 2008 гг. — был главным редактором журнала, с сентября 2008 года — его генеральным директором, с 2010 года вновь — главным редактором. В 2005 году был включен в список членов Общественной палаты по назначению президента (созыв 2006—2008 гг.). Преподавал в Литературном институте.

Скончался от обширного инфаркта. Похоронен на кладбище г. Сергиев Посад (в последние годы жизни Л. Бородин проживал на даче в деревне близ этого города).

Фантастическое в творчестве автора.

В творчестве Бородина нашлось место и произведениям, имеющим фантастическую составляющую. В рассказе «Реку переплыть» главный герой, просто переплыв реку, попадает в не такое уж давнее военное прошлое; а в рассказе «Посещение» основой духовных терзаний парня, пришедшего к священнику, является его явно нетривиальное дарование.

© По материалам сети Интернет

Примечание к биографии:

Награды:

  • Всероссийская Пушкинская премия «Капитанская дочка» (за повесть «Царица Смуты», 1996)
  • Литературная премия «Умное сердце» имени Андрея Платонова (1997)
  • Премия Александра Солженицына (2002; «за творчество, в котором испытания российской жизни переданы с редкой нравственной чистотой и чувством трагизма; за последовательное мужество в поисках правды»)
    Читайте также:  Саид нигматуллин биография личная жизнь
  • «Большая литературная премия России» Союза писателей России (2004) за книгу воспоминаний «Без выбора»
  • Литературная премия «Ясная Поляна» (2007) за книгу «Год чуда и печали»
  • Награды Русской православной церкви: Орден преподобного Сергия Радонежского III степени (2002).
  • Источник

    24.11.2011. – Скончался писатель Леонид Иванович Бородин

    “Третья правда” – это Первая Правда Христа

    Леонид Иванович БородинЛеонид Иванович Бородин (14.4.1938–24.11.2011) родился в Иркутске семье учителей. Фамилия Бородин – от отчима. Родной отец был прибалтом, репрессированным в СССР. В 1956 г. учился в школе милиции в Елабуге, которую бросил, затем на историческом факультете Иркутского университета. После первого семестра в 1957 г. был исключен из комсомола и университета за инакомыслие. Работал в угольных шахтах Норильска, строителем Братской ГЭС. В 1962 г. окончил заочное отделение педагогического института в Улан-Удэ. Работал директором средней школы на станции Гусиное Озеро (Бурятия), затем в деревне Серебрянка Ленинградской области.

    В 1965 г. Бородин вступил в подпольную антисоветскую организацию “Всероссийский социал-христианский союз освобождения народа” (ВСХСОН), что стало переломной вехой в его жизни. ВСХСОН был создан в Ленинграде в феврале 1964 г. и до его разгрома в феврале 1967 г. насчитывал 28 членов и 30 кандидатов в разных городах СССР. ВСХСОН ставил целью свержение власти КПСС и построение социал-христианского строя на основе русских православных традиций. Программа ВСХСОН, отрицавшая как коммунизм, так и западную либеральную демократию, содержит много ценных идей, не устаревших по сей день. В основном организация занималась изучением эмигрантской философской литературы и вербовкой членов; была раскрыта в результате предательства. Руководители были приговорены к длительным срокам заключения. Бородину как рядовому члену дали 6 лет.

    Часть срока Бородин отбыл во Владимірской тюрьме, переведенный туда из лагеря за участие в борьбе политзаключенных. В заключении Бородин начал писать стихи, после освобождения (18 февраля 1973 г.) обратился к публицистике и прозе. Свои лагерные впечатления выразил в повести “Правила игры” (“Грани”. 1986, № 140). Его тексты распространялись в Самиздате, в частности публиковались в патриотическом журнале “Вече” В.Н. Осипова; после его разгрома Бородин стал издавать свой национально-православный журнал “Московский сборник”. Однако в апреле 1975 г. третий выпуск был конфискован и журнал был удушен чекистами.

    Из Самиздата работы Бородина передавались в эмиграцию и регулярно печатались в издательстве “Посев” (Франкфурт-на-Майне) – как в журналах (“Грани”, “Посев”), так и в виде книг, которые также переводились на иностранные языки. Первой такой книгой стал сборник рассказов “Повесть странного времени” (1978), затем вышла повесть-сказка “Год чуда и печали” (1981, в австралийском филиале издательства), “Третья правда” (1981), перед самой перестройкой – “Расставание” (1984) . Последняя книга была опубликована (сначала в журнале “Грани”), когда автор уже снова был в заключении…

    13 мая 1982 г. Леонид Иванович был (при правлении Андропова) повторно арестован. Обвинение было предъявлено по ст. 70 ч. 2 УК РСФСР (“антисоветская агитация и пропаганда”, рецидив). ТАСС сообщил, что Бородин«в течение многих лет вел незаконную деятельность… хранил и распространял работы, содержащие клевету на советский государственный и общественный строй, переправлял на Запад по нелегальным каналам собственные клеветнические произведения, которые публиковались в издательстве НТС “Посев” и незаконно ввозились назад в СССР для распространения».

    С 16 по 19 мая 1983 г. в Москве проходил “суд”. В защиту Бородина выступили член-корреспондент Академии наук СССР И.Р. Шафаревич, писатель Г.Н. Владимов, известный патриотический деятель В.Н. Осипов, однако их заявления на суде не были оглашены. Перед зданием суда стояли друзья и иностранные журналисты. Приговор своей жестокостью удивил всех: 10 лет заключения и 5 лет ссылки.

    Это были попытки нового генсека Андропова “закрутить гайки” и расправиться со всем оппозиционным движением, причем, как свидетельствовал тогда даже писатель-еврей Г. Владимов, «главным объектом гонений становится так называемая “Русская партия” – круг людей разных профессий, не одних лишь гуманитариев, но ярче, наглядней всего представленный именно литераторами, писателями-“деревенщиками”… они действительно много сделали. Они хотели пробудить память России, вернуть ей ее историю, они боролись за восстановление духовных ценностей, во многом способствовали пробуждению религиозного сознания… они очень дружны: скажем, в проблеме охраны природы, сейчас – против новомодной идеи переброски вод северных рек на юг. … “Русская партия” проросла в различные слои общества… Среди военных – в основном, старшего офицерства: майоров, подполковников, полковников, – есть люди смело мыслящие, которые понимают необходимость исполнения своих национальных задач, угнетены тем, что нет сейчас в России руководящей национальной идеи».

    Владимов охарактеризовал и самого Леонида Ивановича: «В Леониде Бородине я вижу удивительное единство человека и писателя, благородного человека и честного, безкомпромиссного писателя. Бывает часто, что писатель непохож на свои книги, говоришь с ним – как будто с другим человеком, не с тем, кого читал. В Бородине я сразу узнал автора его книг – романтичного, простодушного и в то же время пытливого и твердого в своих убеждениях. Он даже гебистам сумел внушить уважение к себе – что, впрочем, не помешало им, а может быть, и сподобило отвалить ему “на всю катушку”. Сильного противника – не жалеют! Он, и правда, способен внушить к себе уважение буквально с первого взгляда… интересное, волевое лицо, этакий капитан дальнего плавания, во всем облике что-то капитанское. Когда такой на мостике стоит – можно в кубрике спать спокойно, ничего с кораблем не случится. … Это очень серьезный, глубокий человек, с обширными знаниями в истории, в социологии. Помнится, говорили с ним о Второй мiровой войне, о ее последствиях для России, – оказалось, он бездну мемуаров перечитал, и наших, и немецких генералов. В более отдаленные времена, в XIX век, я уже не решался пускаться – там наш диалог прекращался, оставался только его монолог».

    Русская эмиграция и НТС в частности (ему принадлежал “Посев”), всегда пыталась создать преследуемым в СССР людям хоть какую-то защиту гласностью. Имя Бородина (наряду с Осиповым и Огурцовым) у нас всегда стояло на первом плане. По инициативе НТС такие политзаключенные объявлялись членами ПЕН-клуба (в этом очень помог глава французского ПЕН-клуба внук российского премьер-министра П.А. Столыпина Дмитрий Столыпин, отец которого, Аркадий Петрович, входил в руководство НТС и в редакцию “Посева”). Почти одновременно со вторым арестом Бородину была присуждена французским ПЕН-клубом литературная “Премия Свободы” – за мужество.

    Читайте также:  Павел трубинер биография личная жизнь дети

    В те годы в русской эмиграции были и другие издательские центры, например, экуменически-православное издательство ИМКА-Пресс в Париже, с которым в эмиграции сотрудничал А.И. Солженицын. Однако Бородин оставался верен “махрово-антикоммунистическому” “Посеву”, что, вероятно, усугубило суровость приговора. Печатаясь в этом издательстве НТС и в общем разделяя его социал-христианскую идеологию (родственную ВСХСОН), Бородин, однако, довольно скептически относился к “революционной” стратегии НТС, верно отмечая в этом «эффект нетерпения»: нежелание понять, что «Россия обречена не на [революционное] “событие”, а на “процесс”» (Бородин Л. К русской эмиграции // Вече. Мюнхен. 1984. № 15).

    Леонид Иванович был освобождён из заключения в 1987 г. с сильно подорванным здоровьем – и оно стало для него серьезной проблемой на всю дальнейшую жизнь. Однако к общественно-политической деятельности несколько охладел (хотя в 1995 г. принял участие во встрече у А.В. Руцкого для создания Социал-Патриотического Движения “Держава”), главным в его жизни стала литература. В 1992–2008 гг. он главный редактор литературно-публицистического журнала “Москва”, с сентября 2008 – его генеральный директор. Под руководством Бородина журнал стал флагманом русской православно-патриотической литературы и публицистики, уделяя основное внимание проблемам культуры, идеологии, государственности. О постсоветском государстве РФ приведем его слова: «Если и помнит российская история времена более тяжкие, то более лукавые – едва ли».

    В эти годы Леонид Иванович опубликовал художественные произведения: “Женщина и море” (1988), “Божеполье” (1993), “Ловушка для Адама” (1994), “Царица смуты” (1996, историческая повесть о Марине Мнишек), “Без выбора” (2003, автобиографическое повествование), “Посещение” (2003). В основу всего творчества Леонида Ивановича Бородина положены проблемы конфликта нравственности и безнравственности в современном мiре. Обнажая эту проблематику еще в годы советской эпохи, писатель внес немалый вклад в освобождение нашего народа от богоборческого марксистского режима.

    Разумеется, не все противники коммунистического строя были одновременно и патриотами-созидателями. Например, в статье о Бородине В.Н. Осипов напоминает, что у писателя-диссидента Александра Зиновьева есть книга “Зияющие высоты”, описывающая СССР как “Ибанию” и живших в ней “ибанцев” – злобных, порочных по природе ублюдков, ненавидящих все человечество. Впоследствии этот критик “ибанцев” заявил, что все противники советского режима «метили в коммунизм, а попали в Россию». Бородин категорически отвергает подобную чушь: «Кто куда метил, тот туда и попадал»

    + + +

    Работая в “Посеве”, я, конечно, имел самое непосредственное отношение к изданию и распространению книг Бородина, писал о них рецензии, говорил о них в публичных выступлениях, всегда имел их в багажнике автомобиля для раздачи советским туристам, артистам, шоферам “Совтрансавто” (база их ночлега была недалеко от “Посева”). И, как уже сказано, фигура Бородина была, образно говоря, в “святцах” нашего круга эмиграции.

    Поэтому я с большим вдохновением отправился на первую встречу с Леонидом Ивановичем, было это где-то в конце 1980-х гг. (или в начале 1990-х?) в Мюнхене, куда он приехал, чтобы консультировать кинематографистов на съемках фильма по его байкальской повести-сказке “Год чуда и печали”. Предварительно Бородин побывал во франкфуртском “Посеве”, где в чем-то не нашел общего языка с директором и был этим разочарован. К тому времени я уже ушел из “Посева”, но, видимо, оставался в глазах Леонида Ивановича энтээсовцем, которого ему в “Посеве” рекомендовали как переводчика. К тому же это был первый выезд Бородина на Запад, и Леонид Иванович чувствовал себя не в своей тарелке, был как-то похож на настороженного, необщительного зэка. В общем, откровенного общения тогда не получилось, хотя я сказал, что полностью разделяю его мнение об “эффекте нетерпения” в НТС, что именно поэтому мне там стало скучно и я решил помогать “Русской партии” как независимый журналист.

    Уже в Москве при его редакторстве в одноименном журнале, были более серьезные, дружественные встречи и беседы. Журнал опубликовал немало моих работ, в том числе первый журнальный вариант книги “Кто наследник Российского престола?” (1996, № 4). Затем издательство журнала “Москва” согласилось стать генеральным распространителем книг моего издательства “Русская идея” – несмотря на некоторые разногласия в церковном вопросе (я оставался прихожанином РПЦЗ с соответствующим отношением к политике МП). Так же и в “еврейском вопросе” позиция Леонида Ивановича была несколько своеобразна: он предпочитал видеть в этом только социально-политическое явление со всеми его негативными для России последствиями, без привлечения религиозного уровня и темы антихриста. Как и Солженицын.

    В разговорах и публикациях на такие темы в чем-то он был вообще очень схож с прагматичным Солженицыным. И хотя Бородин опубликовал мою полемическую статью к возвращению Солженицына, скорее в “русском вопросе” он был согласен с его критериями. В 2002 г. Бородину была присуждена литературная премия Александра Солженицына «за творчество, в котором испытания российской жизни переданы с редкой нравственной чистотой и чувством трагизма; за последовательное мужество в поисках правды». Эта оценка творчества Леонида Ивановича Бородина совершенно справедлива.

    Земная жизнь нам дана как испытание для подготовки к вхождению в Царствие Божие. Раб Божий Леонид достойно направил свой жизненный путь на поиск именно такой русской “третьей правды” между советским и западным вариантами царства антихриста – которая раскрывается как Первая Правда Христа.

    М.Н.

    См. также:
    М. Назаров. Жестокий приговор Леониду Бородину (“Посев”. 1983. № 6)
    М. Назаров. О суде над Леонидом Бородиным (“Посев”. 1983. № 7)
    Статья В.Н. Осипова о Л.И. Бородине

    ПС. При написании этой статьи пытался воспользоваться биографическими статьями о Л.И. Бородине в интернете, однако практически везде присутствует много разночтений и неточностей, особенно в библиографии его работ. Часть из них выявил и устранил благодаря своей “посевской” библиотеке. Буду благодарен за указания на другие погрешности.

    Источник