Пикассо биография личная жизнь
Биография
Пабло Пикассо – испанский живописец, основоположник кубизма, по опросу издания Тhe Times 2009 года самый известный художник XX столетия.
Родился будущий гений 25 октября 1881 года в Андалузии, в селенье Малага. Отец Хосе Руис занимался живописью. Своим творчеством Руис не прославился, поэтому вынужден был устроиться на работу в местный музей изобразительного искусства смотрителем. Мать Мария Пикассо Лопес принадлежала к зажиточному роду владельцев плантаций винограда, но с детства испытала на себе, что такое нужда, так как отец бросил семью и переехал в Америку.
Пабло Пикассо в детстве
Когда у Хосе и Марии появился первенец, его окрестили именем Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Криспин Криспиньяно де ла Сантисима Тринидад Руис и Пикассо, в котором по традиции были указаны почитаемые предки и католические святые. После рождения Пабло в семье появилось еще две девочки – Долорес и Кончита, которых мать любила меньше обожаемого сына.
Мальчик был очень красив и талантлив. В 7 лет он уже начал помогать отцу в написании полотен. В 13 лет Хосе позволил сыну завершить объемную часть работы и был очень удивлен мастерством Пабло. После этого случая все свои художественные принадлежности отец отдал мальчику, а сам перестал писать.
Учеба
В этом же году юноша поступает в Академию художеств в город Барселону. Пабло не без труда удалось убедить преподавательский состав вуза в своей профессиональной состоятельности. Через три года учебы, набравшись опыта, юный студент переводится в Мадрид в престижную академию «Сан Фернандо», где на протяжении полугода изучает технику работы испанских художников Диего Веласкеса, Франсиско Гойи и Эль Греко. Здесь Пикассо создает картины «Первое причастие», «Автопортрет», «Портрет матери».
Юному живописцу не удалось в силу своенравного характера и вольного образа жизни удержаться в стенах учебного заведения, поэтому, бросив учебу, Пабло пускается в свободное плавание. Его близким другом к тому времени становится такой же строптивый американский студент Карлес Касагемас, с которым Пабло неоднократно посещает Париж.
Первые поездки друзья посвящали изучению живописи Делакруа, Тулуз Лотрека, Ван Гога, Гогена, а также древних финикийских, египетских фресок, японских гравюр. Молодые люди завели знакомство не только с представителями богемы, но и с богатыми коллекционерами.
Творчество
Впервые Пабло начинает подписывать собственные картины псевдонимом Пикассо, девичьей фамилией своей матери. В 1901 году случается трагедия, которая наложила отпечаток на творчество художника: его друг Карлес заканчивает свою жизнь самоубийством из-за несчастной любви. В память об этом событии Пабло создает ряд картин, которые принято относить к первому «Голубому периоду».
Обилие синих и серых цветов на картинах объясняется не только подавленным состоянием юноши, но и отсутствием денежных средств на масляную краску других оттенков. Пикассо пишет работы «Портрет Хайме Сабартеса», «Свидание», «Трагедия», «Старый еврей с мальчиком». Все картины пронизаны ощущением тревоги, уныния, страха и тоски. Техника письма становится угловатой, рваной, перспектива заменяется жесткими контурами плоских фигур.
Картина Пабло Пикассо «Свидание»
В 1904 году, несмотря на отсутствие финансов, Пабло Пикассо решается на переезд в столицу Франции, где его ждут новые впечатления и события. Перемена места жительства дала толчок второму периоду творчества художника, который принято называть «Розовым». Во многом на жизнерадостность картин и их сюжетный ряд повлияло место, где жил Пабло Пикассо.
В основании Монмартрского холма стоял цирк Медрано, артисты которого и служили натурой для произведений молодого художника. За два года была написана целая серия картин «Актер», «Сидящая обнаженная», «Женщина в рубашке», «Акробаты. Мать и сын», «Семейство комедиантов». В 1905 году появилось самое значительное полотно этого периода «Девочка на шаре». Через 8 лет картину приобрел российский меценат И. А. Морозов, который и привез ее в Россию. В 1948 году «Девочка на шаре» была выставлена в музее им. А. С. Пушкина, где и находится до сих пор.
Картины Пабло Пикассо «Девочка на шаре» и «Женщина в рубашке»
Художник постепенно отходит от изображения натуры как таковой, в его творчестве появляются модернистские мотивы с использованием чистых геометрических форм, из которых составляется структура изображаемого объекта. Пикассо интуитивно подошел к новому направлению, когда создавал портрет своей поклонницы и меценатки Гертруды Стайн.
В 28 лет Пикассо пишет картину «Авиньонские девицы», которая и стала предшественницей произведений, написанных в стиле кубизма. Портретный ансамбль, на котором были изображены обнаженные красавицы, был встречен большим потоком критики, но Пабло Пикассо продолжил развитие найденного направления.
Картина в стиле кубизм Пабло Пикассо «Авиньонские девицы»
Начиная с 1908 года появляются полотна «Бидон и миски», «Три женщины», «Женщина с веером», «Портрет Амбруаза Воллара», «Завод в Хорта де Сан Хуан», «Портрет Фернанды Оливье», «Портрет Канвейлера», «Натюрморт с плетеным стулом», «Бутылка перно», «Скрипка и гитара». Новые работы характеризуются постепенным усилением плакатности изображений, приближением к абстракционизму. Наконец, Пабло Пикассо, несмотря на скандальность, начинает хорошо зарабатывать: картины, написанные в новом стиле, приносят прибыль.
В 1917 году Пабло Пикассо предоставилась возможность сотрудничества с «Русскими сезонами» Сергея Дягилева. Жан Кокто предложил мэтру балета кандидатуру испанского художника в качестве создателя эскизов к декорациям и костюмам новых постановок. Для работы на время Пикассо перебрался в Рим, где познакомился с первой супругой Ольгой Хохловой, русской танцовщицей, дочерью эмигрировавшего офицера.
Ольга Хохлова и Сергей Дягилев
Светлый период жизни отразился и на творчестве художника – на время Пикассо отходит от кубизма, и создает ряд полотен в духе классического реализма. Это прежде всего «Портрет Ольги в кресле», «Купальщицы», «Женщины, бегущие по пляжу», «Детский портрет Поля Пикассо».
Сюрреализм
Пресытившись жизнью состоятельного буржуа, Пабло Пикассо возвращается к прежнему богемному существованию. Переломный момент ознаменовался написанием в 1925 году первой картины в сюрреалистической манере «Танец». Искаженные фигуры танцующих, общее ощущение болезненности надолго поселились в творчестве художника.
Картина Пабло Пикассо «Девушка перед зеркалом»
Неудовлетворенность личной жизнью отразилась в женоненавистнических картинах Пикасо «Зеркало», «Девушка перед зеркалом». В 30-е годы Пабло увлекся созданием скульптур. Появляются работы «Лежащая женщина», «Мужчина с букетом». Одним из экспериментов художника становится создание иллюстраций в виде гравюр к произведениям Овидия и Аристофана.
Военный период
В годы испанской революции и войны Пабло Пикассо находится в Париже. Художник в 1937 году создает полотно «Герника» в черно-белых тонах по заказу правительства Испании для Всемирной выставки в Париже. Небольшой городок на севере Испании был полностью стерт с лица земли весной 1937 года немецкой авиацией. Народная трагедия нашла отражение в собирательных образах погибшего воина, скорбящей матери, разрубленных на части людей. Символом войны у Пикассо становится изображение быка Минотавра с большими безразличными глазами. С 1992 года полотно хранится в музее Мадрида.
Картина Пабло Пикассо «Герника»
В конце 30-х годов появляются картины «Ночная рыбалка на Антибах», «Плачущая женщина». Во время войны Пикассо не эмигрировал из оккупированного немцами Парижа. Даже в стесненных бытовых условиях художник продолжал работать. В его картинах «Натюрморт с бычьим черепом», «Утренняя серенада», «Бойня» и скульптуре «Человек с ягненком» появляются темы смерти и войны.
Послевоенное время
Радость жизни вновь поселяется в картинах мастера, созданных в послевоенный период. Красочность палитры и светлые образы нашли свое воплощение в цикле жизнеутверждающих панно, которые Пикассо создавал для частной коллекции в содружестве с художниками Паломой и Клодом Уже.
Картина Пабло Пикассо «Голубь мира»
Излюбленной тематикой этого периода для Пикассо становится древнегреческая мифология. Она находит воплощение не только в живописных полотнах мастера, но и в керамике, которой увлекся Пикассо. В 1949 году для Всемирного Конгресса сторонников мира художник пишет полотно «Голубь мира». Создает мастер и вариации в стиле кубизма на темы живописцев прошлого – Веласкеса, Гойи, Мане.
Личная жизнь
С молодых лет Пикассо был постоянно в кого-то влюблен. В юности подругами и музами начинающего художника становились натурщицы и танцовщицы. Первую любовь молодой Пабло Пикассо испытал, учась в Барселоне. Девушку звали Росита дель Оро, она работала в кабаре. В Мадриде художник познакомился с Фернандо, которая на несколько лет стала его верной подругой. В Париже судьба свела молодого человека с миниатюрной Марсель Умбер, которую все называли Евой, но скоропостижная смерть девушки разлучила влюбленных.
Пабло Пикассо и Марсель Умбер
Работая в Риме с русской балетной труппой, Пабло Пикассо женится на Ольге Хохловой. Молодожены обвенчались в русском храме на окраине Парижа, а затем переехали в особняк на берегу моря. Приданое девушки, а также доходы от продажи работ Пикассо позволяли семье вести жизнь зажиточных буржуа. Через три года после свадьбы у Ольги и Пабло рождается первенец, сын Пауло.
Пабло Пикассо и Ольга Хохлова
Вскоре Пикассо пресыщается хорошей жизнью и вновь становится свободным художником. Он поселяется отдельно от жены и начинает встречаться с молодой девушкой Мари-Терез Вальтер. От внебрачного союза в 1935 году на свет появляется дочь Майя, которую Пикассо так и не признал.
Во время войны очередной музой мастера становится югославская подданная, фотограф Дора Маар, которая своим творчеством подтолкнула художника на поиски новых форм и содержания. Дора осталась в истории как владелица большой коллекции картин Пикассо, которые она сохранила до конца своей жизни. Известны также ее фото полотна «Герника», на которых поэтапно изображен весь путь создания картины.
Пабло Пикассо с Франсуазой Жило
После войны художник знакомится с Франсуазой Жило, которая внесла в его творчество ноту радости. На свет появляются дети – сын Клод и дочь Палома. Но в начале 60-х годов Жаклин уходит от мастера из-за его постоянных измен. Последней музой и второй официальной женой 80-летнего художника становится обычная продавщица Жаклин Рок, которая боготворила Пабло и оказывала большое влияние на его круг общения. После смерти Пикассо, спустя 13 лет, Жаклин не выдержала разлуки и покончила жизнь самоубийством.
Смерть
В 60-е годы Пикассо полностью отдает всего себя созданию женских портретов. В качестве натурщицы художнику позирует его последняя жена Жаклин Рок. К концу жизни Пабло Пикассо обладал уже мультимиллионным состоянием и несколькими личными замками.
Памятник Пабло Пикассо
За три года до смерти гения в Барселоне был открыт музей его имени, а через 12 лет после его смерти – музей в Париже. За свою долгую творческую биографию Пикассо создал 80 тысяч полотен, более 1000 скульптур, коллажи, рисунки, эстампы.
8 апреля 1973 года на фоне воспаления легких сердце 92-летнего гения остановилось.
Картины
- «Первое причастие», 1895—1896 гг.
- «Девочка на шаре», 1905 г.
- «Сидящий на красной скамье Арлекин», 1905 г.
- «Девушка в сорочке», 1905 г.
- «Семейство комедиантов», 1905 г.
- «Портрет Гертруды Стайн», 1906 г.
- «Авиньонские девицы», 1907 г.
- «Молодая дама», 1909 г.
- «Мать и ребенок», 1922 г.
- «Герника», 1937 г.
- «Плачущая женщина», 1937 г.
- «Франсуаза, Клод и Палома», 1951 г.
- «Мужчина и женщина с букетом», 1970 г.
- «Объятия», 1970 г.
- «Двое», 1973 г
Мир наслышан о многочисленных любовных романах всеми признанного гения ХХ века великого и незабвенного Пабло Пикассо и о его потомках, унаследовавших многомиллиардное состояние художника. Кто они, дети и внуки Пикассо, как сложились их судьбы и далеко ли упали яблочки от породившей их яблоньки. Кому удалось выйти из тени гениального предка и стать успешным, а кто так и остался лишь отпрыском великого Пикассо.
Арт-расследование личной жизни гения
Пабло Пикассо.
“Величайший гений, дьявол во плоти, жестокосердный садист, всеядный деспот”… – это все о нем — «великом и ужасном» Пабло Пикассо, самой крупнейшей фигуре в мировой истории искусства прошлого века. “Его безжалостный талант перемалывал все: вещественный хлам, идеи друзей, случайные мысли, влюбленных женщин… Он создавал вокруг себя хаос и был беспорядочен в связях… Влюблялся неистово, со всей мощью испанского темперамента и в каждой своей избраннице видел богиню”… Но, увы, это молниеносное увлечение также быстро заканчивалось, как и начиналось. Каждую новую избранницу он в первую очередь ценил как источник вдохновения. И как только очередная Муза становилась художнику безразличной, он беспощадно оставлял ее за бортом своей жизни.
>> КУЛЬТУРОЛОГИЯ: Интересное о культуре, искусстве и жизни <<
Женщины, родившие Пикассо детей.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Семь главных женщин Пабло Пикассо в реальности и на портретах художника.
Всего лишь двум «богиням» Пикассо достался статус официальной жены. А еще две, будучи в длительных с художником отношениях и родивших ему детей, заслужили почетное право считаться неофициальными женами. В итоге многочисленных романов и не столь многочисленных браков Пикассо стал отцом четверых признанных им детей.
«Древо потомков» Пабло Пикассо.
Пауло – первенец художника
Семья Пикассо. Антибы, 1924 год.
Первенец у Пикассо родился в 1921 году от брака с русской балериной Ольгой Хохловой. Новоиспеченному отцу в то время стукнуло уже сорок, малыша назвали Пауло, Полем — на французский манер.
«Пауло рисует» (1923). Автор: Пабло Пикассо.
И что совсем не удивительно, мальчишку отчаянно баловали. Сам Пикассо, казалось, остепенился, созрел для роли главы семейства. Его желание угождать женщине подарившей ему сына было настоль велико, что он начал даже приобщаться к буржуазному бытовому укладу и поменял свою живописную манеру кубизма на реалистическую живопись.
Пауло на ослике. (1923). Автор: Пабло Пикассо.
К тому же он так увлекся идеей отцовства, что очень часто стал изображать своего сынишку в разных образах. Однако, постепенно образовавшаяся пропасть между Пабло и Ольгой неумолимо отдаляла их друг от друга и даже малыш уже был не в силах их сблизить. Художник фактически прекратил все отношения с Хохловой через пять лет после рождения сына, хотя официально она считалась его женой до самой своей смерти.
«Пауло в костюме Арлекина с цветами». (1923). Автор: Пабло Пикассо.
Он делал вид, что помогает сыну и жене. На самом же деле эта помощь была в виде небольших подачек. Хотя если бы Ольга была по настойчивей и добилась бы развода то, от имущества мужа она бы получила половину. А сыну же впоследствии досталась роль персонального шофера отца, на которого за весьма умеренное жалованье длительное время он работал.
«Сын художника в костюме Арлекина (Портрет Пауло)». Автор: Пабло Пикассо.
И Пабло совершенно перестала интересовать жизнь своего повзрослевшего сына, он считал, что тот не оправдал его надежд. «Никчемное создание! Анархист! Отродье белогварейки!», — не сильно то подбирал выражения Пикассо, говоря о своем уже взрослом наследнике.
Пабло Пикассо и его сын Пауло. 1929.
… А Пауло плыл по течению пагубных пристрастий, все дальше отдаляясь от реалий жизни. Алкоголь и наркотики сделали свое дело — первенец Пикассо прожил дольше своего отца всего на пару лет, так и не успев воспользоваться злополучным наследством…
>> КУЛЬТУРОЛОГИЯ: Интересное о культуре, искусстве и жизни <<
Отпрыски Пауло – внуки Пикассо
Пауло, сочетавшись первым браком с Эмильенной Лотт, сделал именитого художника дедом. Первый внук был назван в честь деда – Пабло, Паблито (1949), внучку назвали Мариной (1950). Был и второй внук от второго брака – Бернар (1959).
Судьба первого внука сложилась трагически. В 24-летнем возрасте, в день смерти деда, он будучи в состоянии аффекта, принял смертельную дозу химического вещества. Врачи были бессильны чем-либо помочь парню, хотя и боролись за его жизнь около трех месяцев. А все вышло из-за того, что Жаклин Рок, вдова Пикассо, не пустила Паблито в дом и не позволила присутствовать на похоронах деда.
Марина с портретом бабушки Ольги Хохловой.
Внучка Марина спустя годы напишет книгу «Пикассо: мой дед». Мемуары эти будут наполнены горечью и обвинениями, раскаяниями и обидой. И прозвучат они конечно же в адрес Пабло: «Прямо или косвенно, он тоже несет ответственность за гибель моего брата. Дед имел огромную власть над моей семьей, и по его милости мы двадцать лет прожили в нищете».
В 25 летнем возрасте внучка Пикассо унаследовала 10 000 его работ. Напрашивается вопрос – принесло ли оно ей благо? «Я получила наследство без любви»,- как-то заявила она публично. Видимо поэтому все время и старалась избавиться от горькой памяти. Много картин гениального деда уже продано, планируется продать и все остальное, что связано с памятью об именитом родственнике, а вырученные деньги откладывала своим детям в качестве наследства. А их у нее ни много ни мало – пятеро. Кроме двоих собственных, эта удивительная женщина воспитала троих, усыновленных во Вьетнаме.
Марина – внучка Пикассо.
А когда-то, живя в бедности рядом с богатым дедом, она зарабатывала на жизнь тем, что ухаживала за детьми, отстающими в развитии. Позже, став наследницей, занялась благотворительностью: в средине 90-х построила во Вьетнаме детскую больницу и целую деревеньку для сирот, немало средств вырученных за картины деда, отдавала в детские благотворительные фонды. Марина Пикассо утверждает, что, распродавая свою коллекцию, надеется «отпустить прошлое».
Бернар Пикассо – третий внук художника
Бернар Руис-Пикассо.
Бернар нынче с супругой является руководителем фонда искусств, который предоставляет доступ к архивным документам и картинам, унаследованным от Пабло Пикассо. А так же он входит в состав руководства музея Пикассо, который они основали совместно с матерью, второй женой Пауло, в Малаге в 2003 году.
Вторая дочь живописца – Майя и ее трое детей
Пабло Пикассо, «Портрет дочери Майи», 1939.
Вторым ребенком Пикассо стала дочь, рожденная в 1935 году Мари-Терезой Вальтер, музой и любовницей Пикассо в 1929 — 1937 годах. По документам Пабло фигурировал в качестве крестного отца малышки, которую назвали Майей.
Портрет Майи с куклой. Автор: Пабло Пикассо.
Пикассо не жил со своей музой и их общим ребенком. Он, будучи увлеченным творчеством и чередой новых романов, художник виделся с дочерью дважды в неделю. А с тех пор, как ей исполнилось двадцать, и эти нечастые встречи прекратились. Впрочем, трезвомыслящая дочь не питала больших ожиданий и строила свою жизнь вполне самостоятельно. Ее мать на почве любви и ревности к Пикассо покончила жизнь самоубийством.
Пикассо с дочерью Майей, ок. 1944. Автор: Пабло Пикассо.
«Удивительно, как при двух сумасшедших родителях я выросла нормальной!»,– говорила Майя Видмайер-Пикассо.
Пабло Пикассо и Майя, август 1952
Майя Видмайер-Пикассо.
Нынче 80-летняя Майя с мужем проживает в Париже на набережной Вольтера. Их дети — Оливье, Ришар и Диана, — являются продолжателями династии Пикассо. Все они по образованию юристы.
Дети Майи Видмайер-Пикассо, внуки Пикассо.
Оливье Видмайер-Пикассо (род. 1961) является консультантом в «Администрации наследия Пикассо», где представляет интересы наследников мастера, защищает авторские права и преследует подделки. Так как Пикассо стал самым экспонируемым живописцем в мире, а его произведения бьют все рекорды по числу подделок и краж.
Ришар Видмайер-Пикассо (род. 1966) испробовал себя в различных сферах — и в юриспруденции, и в искусстве, занимался и ресторанным бизнесом.
Диана Видмайер-Пикассо (род. 1974), оставив практику юриста, реализовала себя как искусствовед. Сейчас работает как куратор и организатор экспозиций, дает консультации арт-дилерам и коллекционерам.
Сын Клод и дочь Палома Пикассо
Семейный рисунок.
1943 год в жизни маэстро ознаменовался тем, что в жизнь Пикассо пришла новая любовь. Это была молодая художница Франсуаза Жило — умная, красивая, яркая, энергичная. Франсуаза родила художнику двоих детей, но отношения, длившиеся около десяти лет, так не были узаконены. Из тех соображений, что Пикассо упорно не хотел расторгать брак с Ольгой Хохловой, дабы согласно контракту, не потерять половину своего состояния.
Портрет Клода. Автор: Пабло Пикассо.
Сын Клод родился в 1947 году, дочь Палома — в 1949-м. Сынишка был вылитый отец: темноглазый, коренастый, короткопалый, такой же вспыльчивый. А дочь пошла в красавицу-мать. Десять лет они прожили одной семьей, пока в один день Франсуаза не узнала об изменах своего возлюбленного. Забрав детей, женщина перебралась жить в Америку, где и реализовалась как художница и писательница.
Франсуаза с детьми. Автор: Пабло Пикассо.
Семейный альбом (1943-1954)
Клод за мольбертом.
Клод с отцом.
Пикассо с Франсуазой, Майей, Клодом, Паломой на отдыхе.
В мастерской отца.
Пикассо с детьми.
Пикассо с Клодом и Паломой.
Пикассо с детьми и внуками.
Клод и Палома Пикассо. Париж, 25 января 1966.
Клод в весьма юном возрасте впервые заявил о себе в кинематографе Нью-Йорка. Некоторое время работал ассистентом режиссера и посещал актерскую школу. Самостоятельно снимал документальные фильмы, разрабатывал дизайн текстильных изделий по мотивам работ своего отца. В течение последних десятилетий состоял в Ассоциации по защите авторских прав художников Франции.
>> КУЛЬТУРОЛОГИЯ: Интересное о культуре, искусстве и жизни <<
Сейчас Клоду за 70, он женат, имеет двоих сыновей, живет в Женеве. Он основателен и рассудителен, обладает талантом прекрасного менеджера — только ему недоверчивый клан потомков мог поручить руководство «Администрацией наследия».
Палома Пикассо.
Последним ребенком художника была дочь Палома, в которой достаточно широко раскрылись генетические задатки отца. Она унаследовала и творческую жилку, и предприимчивость, и эксцентричность, и массивный фамильный нос.
Палома Пикассо, 1980.
И в чем только она себя не искала: и в живописи, и в ювелирном деле, и в дизайне аксессуаров. Справедливости ради нужно отметить, что первые попытки на поприще от-кутюр имели весомый успех, и к 1971 году Палома уже была востребованным дизайнером. Ее художественный вкус от природы привлекал внимание различных производителей- ювелиров. Она также проектировала сумки и обувь, создавала модели из меха.
К слову эта эксцентричная особа умудрилась сняться даже в главной роли скандального эротического фильма. А затем построила свою собственную деловую империю. Парфюмерный бренд «Paloma Picasso» вышел на мировой рынок. Здесь также сказалась наследственность – дед Паломы по материнской линии был парфюмером!
Палома Пикассо.
У Паломы было три брака. Она и сейчас весма энергична и успевает управлять бизнесом «имени себя», сотрудничает с «Tiffani», популяризирует творчество своей матери, художницы Франсуазы Жило, чьи работы в Европе мало известны.
И что ни говори, масштабы личности гениального модерниста таковы, что в ее тени совсем непросто самореализоваться и закрепить за собой личное имя. Хотя Паломе Пикассо это все же удалось.
Последняя дочь художника.
И в заключение хотелось бы заметить, что между детьми и внуками Пикассо нет тех близких родственных отношений, позволивших бы объединиться в большую крепкую семью. Всех их держит вместе лишь общность интересов, центром которых остается личность и творчество их гениального предка. Истинные отношения между отпрысками художника ярко характеризует фраза одного из них: «Невозможно поверить в то, что у нас один и тот же отец»…
>> КУЛЬТУРОЛОГИЯ: Интересное о культуре, искусстве и жизни <<
Каким бы сердцеедом и губителем женских душ не считали Пикассо, были и ему присущи светлые и романтические чувства. Сильветт Давид, оставившая свой след на целой серии его полотен, до сих пор с теплом вспоминает о времени проведенном с гениальным художником.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/080718/39540/?fbclid=IwAR32rdFlDlvq39zpikhwZQCPuTEme1ORH6PFOQ3wO-i-bZ9_9Sd0mTs0q8o