Певец козин биография личная жизнь
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Козин.
Вади́м Алексе́евич Ко́зин (1903[1]—1994) — советский эстрадный певец (лирический тенор), композитор, поэт, автор нескольких сотен песен.
Биография[править | править код]
Вадим Козин родился 21 марта (3 апреля) 1903 г. в Санкт-Петербурге, в семье петербургского купца первой гильдии Алексея Козина и цыганки из хоровой династии Ильинских-Санкиных Веры Ильинской[2]. Отец умер рано, поэтому Вадим был вынужден прервать обучение в гимназии, чтобы помогать матери и сёстрам.
Артистическую карьеру Козин начал тапёром, озвучивая немые кинофильмы. Потом начал петь. Выступал на эстраде с 1920-х. Пел в комическом хоре «Комхор» А. В. Чарова, затем начал сольные выступления, исполнял цыганские песни и романсы («Калитка», «Утро туманное», «Мой костер»), произведения русских композиторов, собственные сочинения.
Популярность Козина в крупных городах России, а особенно в Ленинграде, в 1930-х годах была фантастической. По воспоминаниям современников, за грампластинками Козина выстраивались огромные очереди. Во избежание беспорядков приходилось подключать даже конную милицию. Козин пел в основном под фортепианный аккомпанемент Давида Ашкенази, также под джаз-ансамбль В. А. Сидорова, гавайский ансамбль Бориса Бокру-Крупышева. Вдохновение его было таково, что он с гордостью вспоминал, что в каждом концерте исполнял без микрофона и усилительной техники до сорока песен.
По его собственным словам, аккомпанировал Сталину, когда тот пел русские частушки[3].
Во время Великой Отечественной войны[править | править код]
В годы Великой Отечественной войны Козин выступал с концертами в частях действующей армии. По распоряжению наркома путей сообщения ему для поездок был выделен специальный вагон. Пластинки с записями Козина попадали в особую категорию (не подлежали сдаче на переплавку). В 1941 году Козин подготовил программу, в которую вошла его патриотическая песня «Москва» («Нет, моя Москва не будет взята ими…»).
В начале декабря 1943 года Козин вместе с Морисом Шевалье, Марлен Дитрих и Изой Кремер участвовал в концерте для участников Тегеранской конференции.[источник?]
В предвоенные и военные годы у Козина было выпущено более 50 пластинок в Грампласттресте.
Осуждение[править | править код]
С 1945 года голос Козина пропал из эфира; пластинки не выпускались. Как писал в автобиографии 1959 года сам Козин, за некоторое время до ареста у него произошёл словесный конфликт с Л. П. Берией, причиной стало невыполненное обещание Берии эвакуировать родных Козина из Ленинграда, где они и погибли. Много лет спустя Козин рассказывал журналисту Ф. Чуеву, что в личной беседе Берия высказал ему претензию об отсутствии в репертуаре песни о Сталине[4]. В мае 1944 года Козин был арестован, а в феврале 1945 года осуждён Особым совещанием при НКВД СССР на 8 лет исправительно-трудовых лагерей по трём статьям УК РСФСР: 58-10, часть вторая («контрреволюционная агитация в военное время»), 152 («развратные действия в отношении несовершеннолетних») и 154а («мужеложство»)[5][6].
На самом деле был арестован за разглашение государственной тайны, которое действительно имела место. [7][неавторитетный источник?] Заключение отбывал на Колыме.
Был досрочно освобождён в 1950 году за примерное поведение и хорошую работу. В справке, выданной управлением лагерей, в графе «по какой статье осуждён» был поставлен прочерк. Посетившему Козина в 1981 году журналисту Ф. Чуеву показывал справку, в которой было написано «По делу НКВД» без указания статьи[8], и документ об освобождении «за ударную работу»[9].
Биографы певца отмечают, что срок Козин отбывал легко, к тяжёлым физическим работам не привлекался, работал в Магаданском музыкально-драматическом театре наряду с другими известными артистами-заключёнными Колымалага. От тяжёлых работ его спасла Александра Гридасова, начальник Маглага Севвостлага.
Возвращение на сцену[править | править код]
В 1950-е годы возобновил концертную деятельность сначала в Сибири, а затем и в европейской части СССР, наращивая былую популярность. Однако в 1959 году был повторно осуждён по статье 154а УК РСФСР («мужеложство») и отбывал наказание до 1961 года[10].
В 1960-х гг. появляются песни «Не стращай меня горькой судьбой» (А. Ахматова), «Лишь чёрный бархат» (Н. Гумилёв), «Не буди воспоминаний» (К. Бальмонт), «Идут белые снеги» (Е. Евтушенко).
До конца жизни жил в Магадане, оставаясь своеобразной достопримечательностью города, человеком-легендой. На полке у него стояло полное собрание сочинений Сталина, сборник «Песни о Сталине». Пел «А я люблю бульвары Магадана», собирал вырезки из газет на международные темы и по искусству, имел много кошек, одну из них звали «Плисецкая»[11].
В начале 1990-х годов в стране неожиданно проснулся интерес к забытому певцу. На центральных телеканалах вышло несколько передач, посвящённых его творчеству и таланту. На празднование 90-летнего юбилея певца в 1993 году в Магадан вылетела целая делегация известных деятелей культуры во главе с Иосифом Кобзоном. Был организован «Музыкальный салон Вадима Козина».
Скончался Вадим Алексеевич 19 декабря 1994 года в Магадане. Похоронен в Магадане на Марчеканском кладбище. За свою жизнь он создал около 300 песен, а его репертуар насчитывал свыше 3000 песен.
После его смерти музыкальный салон был преобразован в мемориальный музей-квартиру[12].
Описание голоса и творчества[править | править код]
Голос Козина — тёплый, мягкого тембра, свободно идущий наверх, подвижный и переливающийся. Напоминает голос Сергея Лемешева, однако более камерный, матовый и со специфическим носовым призвуком. Певец вспоминал, что его голос был, в принципе, поставлен от природы, поэтому учиться ему было легко и недолго, педагоги обращали внимание на точность интонации и предотвращение форсирования звука. Певец от природы был наделён не только приятным и проникновенным голосом, но и тонким музыкальным слухом и большим артистическим дарованием, сильным певческим и артистическим темпераментом, поэтому, в сущности, он был певцом-самородком, приобретшим в конце 1930-х годов большую популярность в Ленинграде и далее в СССР. Пение Козина в его лучшие годы (1930—1940-е годы) производит очень большое впечатление благодаря точнейшему интонированию, тонкому и проницательному прочувствованию материала песни, высокой музыкальной культуре и страстности исполнения. Козин — талантливый композитор-мелодист, его лучшие песни «Осень», «Любушка» неизменно популярны и в наше время, их исполняют И. Кобзон, Н. Никитский, Т. Кравцова и другие мастера эстрады. Козин — известный популяризатор цыганской таборной песенной культуры.
Дискография[править | править код]
Грампластинки
- Прощай, Мой Табор / Всегда И Везде За Тобою. 1937 — Ногинский Завод — 5597, Ногинский Завод — 5784
- Калитка / Снова Пою. 1938 — Ногинский Завод — 5796, Ногинский Завод — 6481
- Осень / Любушка. 1939 — Ногинский Завод — 9571, Ногинский Завод — 9572
- Маша / Песенка. 1939 — Апрелевский Завод — 9203, Апрелевский Завод — 9207
- Жалобно Стонет / Нищая. 1939 — Ногинский Завод — 9590, Ногинский Завод — 9591
Память[править | править код]
Мемориальный музей-квартира в Магадане[править | править код]
Единственный в России музей, созданный в память о жизни и творчестве легендарного певца.
В 1991 году, в преддверии его 90-летия, председатель магаданского горисполкома Г. Е. Дорофеев инициировал создание по соседству с квартирой певца музыкального салона, в котором он давал домашние концерты до конца своих дней, аккомпанируя себе на подаренном к 90-летию рояле «Беккер». В 1995 году глава администрации Магадана Николай Карпенко принял решение о создании мемориального музея в квартире, в которой певец жил с 1968 года, по адресу Школьный переулок, 1, кв. 9. Здесь сохранён интерьер, окружавший его много лет: пианино «Красный Октябрь», магнитофоны «Тембр», радиоприёмник с подводной лодки, мебель, предметы быта и личные вещи. Здесь Козин принимал гостей и пел для Бориса Штоколова, Олега Лундстрема, Евгения Евтушенко, артистов цыганского театра «Ромэн». Интеллектуальное и творческое наследие Вадима Козина составляют магнитные ленты, записанные певцом в домашних условиях в 60 — 70-е годы, обширная переписка и личные дневники конца 50-х — начала 90-х годов, обширная библиотека, собрание нот, афиши, страноведческая коллекции газетных публикаций, личный архив фотографий.
Сегодня мемориальную квартиру и музыкальный салон, как и при жизни Вадима Алексеевича, посещают магаданцы разных поколений, приезжие артисты и политические деятели, иностранные гости города. На концертах здесь звучат песни и романсы из репертуара певца и его современников, экспонируется коллекция живописных портретов певца, проходят литературно-музыкальные вечера и встречи участников дискуссионного клуба творческой и научной интеллигенции «Хороший разговор», работает Общественный совет под руководством мэра Магадана Владимира Печёного. Музей Вадима Козина действительно востребован местным и российским сообществом, является популярным туристическим объектом. Ежегодно его посещают около 4 тысяч человек.
Имя Козина встречается в рассказе В. Т. Шаламова «Иван Фёдорович».
В своей автобиографии «Все потерять и вновь начать с мечты» пишет о Вадиме Козине и В. И. Туманов. В частности такая деталь, свидетелем которой стал автор: « И тут происходит невероятное. Козин делает шаг вперед, почти к краю сцены, и говорит четко, с паузами между словами:
— Я приехал петь для заключенных. Поэтому прошу лагерное начальство оставить нас одних.
Зал цепенеет, не зная, как к этому отнестись. После короткого замешательства по знаку начальника лагеря офицеры и их семьи, а вслед за ними надзиратели покидают столовую».
Вадим Козин был упомянут Александром Розенбаумом в его песне «Серебристая Колыма»[13]:
На серебристой Колыме мы не скучаем по тюрьме,
Здесь слезы наши до земли не долетают,
На них здесь радуга висит, у дяди Козина спроси,
А дядя Козин в этой жизни понимает.
В 2013 году к 110-летию со дня рождения в Магадане Вадиму Козину был установлен памятник (скульптор Ю. С. Руденко) в сквере на пр-те Карла Маркса.
Петербург[править | править код]
Малая Посадская улица, д. 20 — в особняке, расположенном на участке, приобретённом в 1887 году купцом 1-й гильдии Гавриилом Васильевичем Козиным[14], родился его внук, будущий известный певец В. А. Козин. На доме установлена мемориальная доска работы заслуженного художника Грузии Роми Раквиашвили.
Примечания[править | править код]
- ↑ Информация об исполнителе на сайте «Культура регионов России» (недоступная ссылка). Дата обращения 28 августа 2013. Архивировано 5 марта 2016 года.
- ↑ Алексей Ильинский. «Цыгане. Три столетия в России»
- ↑ Феликс Чуев. 140 бесед с Молотовым. Второй после Сталина. — Москва : Родина, 2019. — С. 591. — 656 с. — ISBN 978-5-907149-23-6.
- ↑ Феликс Чуев. 140 бесед с Молотовым. Второй после Сталина. — Москва : Родина, 2019. — С. 591. — 656 с. — ISBN 978-5-907149-23-6.
- ↑ М. Крушинский «Соловей за решёткой» Российский исторический журнал «Родина» № 9/2001 (с. 88-92), 10/2001 (с. 88-93).
- ↑ Вадим Козин «Проклятое искусство» М.: Вагриус. 2005, ISBN 5-475-00085-9
- ↑ Кто писал доносы в 30-е годы. Мифы об интеллигенции. А. Фурсов. Н. Сапелкин
- ↑ Феликс Чуев. 140 бесед с Молотовым. Второй после Сталина. — Москва : Родина, 2019. — С. 590. — 656 с. — ISBN 978-5-907149-23-6.
- ↑ Феликс Чуев. 140 бесед с Молотовым. Второй после Сталина. — Москва : Родина, 2019. — С. 591. — 656 с. — ISBN 978-5-907149-23-6.
- ↑ Михаил Крушинский. Соловей за решеткой // Журнал «Родина». 2001. № 10. С. 90.
- ↑ Феликс Чуев. 140 бесед с Молотовым. Второй после Сталина. — Москва : Родина, 2019. — С. 578. — 656 с. — ISBN 978-5-907149-23-6.
- ↑ Он пел сердцем
- ↑ Текст песни Александр Розенбаум — Серебристая Колыма — перевод, слова, lyrics
- ↑ Дом, который не строил Джек, или Где в детстве жил Вадим Козин?
Литература[править | править код]
- Эд. Поляновский. Певец // Неделя №012. — 25 марта 1990.
Ссылки[править | править код]
- Виталий Диксон «Молчание на тему российского золота»
- И. Дорогой. Когда родился Вадим Козин? Липовый юбилей
- Статьи о неточностях в описанной биографии
- Песня «Осень», записанная оперным певцом Тимуром Бекбосуновым
- Русская версия — «From Stalin with Love»
- English version — «God Saves the Soviet Donkey»
- Борис Савченко. Король патефона // Литературная Россия, 2018, 23 марта
Биография
Имя Вадима Козина стоит в одном ряду с Сергеем Лемешевым и Изабеллой Юрьевой. Политик Уинстон Черчилль называл русского исполнителя романсов золотым Орфеем. Биография певца – иллюстрация непростого периода в истории страны, пережившей волны революций и войн, разрухи и репрессий. И каждый раз популярность возвращалась к Вадиму Алексеевичу с новой силой.
Детство и юность
Вадим родился весной 1903 года в Санкт-Петербурге. Отец – выходец из зажиточных купцов, учился в Париже, работал в городском отделении банка Lion Credit. В музыке не профессионал, но любил подпевать и в особенности слушать. Мать принадлежала к известному цыганскому роду Ильинских, представители которого выступали в хорах, руководили ансамблями и дирижировали оркестрами. В семье, кроме Вадима, родились, по одним источникам, шесть, по другим – четыре дочери.
Певец Вадим Козин
После революции 1917 года Козины лишились всего, даже личные вещи растащила убегавшая прислуга. Отцу пришлось идти работать в артель, мать устроилась уборщицей в Монетный двор. Козин-старший, не выдержав несправедливости, в 1924 году умер, и сын пошел подрабатывать, чтобы содержать семью.
Вадим устроился тапером в кинотеатр в Народный дом, недалеко от Петропавловской крепости, познавал кухню творческой работы, а по ночам разгружал вагоны. А петь начал случайно: не приехала артистка, и парня заставили заполнить образовавшуюся паузу. Успех молодого певца был ошеломительным.
Тогда же встал вопрос о собственном репертуаре, определиться с выбором помогли тонкий вкус Козина и советы матери. В 1931 году Вадима приняли на ставку артиста в концертное бюро Дома политпросвещения Центрального района Ленинграда. Через два года его зачисляют артистом в штат Ленгoрэстрады.
Музыка
По воспоминаниям Игоря Сдобникова, тайного поверенного певца, люди ходили толпами на концерты Козина. Несмотря на расцвет новых жанров исполнительства, публика вовсе не считала романс устаревшим, не модным. Вадим взял псевдоним «Холодный» в память об актрисе Вере Холодной. В 30-е, когда упоминание этого имени стало опасным, выходил на сцену как внук Варвары Паниной, что на деле не было правдой.
Вадим Козин на сцене
Первую песню «Бирюзовые колечки» Козин написал в 1929-м, а в 1936-м перебрался в Москву. Постоянным аккомпаниатором певца стал знаменитый Давид Ашкенази.
В 1939 году вместе с композитором и поэтессой Елизаветой Белогорской Вадим написал романс «Осень», который впоследствии стал едва ли не самым знаменитым произведением исполнителя. Не меньшей популярностью пользовались «Маша», «Прощай, мой табор», «Дружба».
Романс Вадима Козина «Осень»
Во время Великой Отечественной войны Вадим Алексеевич участвовал во фронтовых агитбригадах. Довелось Козину выступать перед участниками Тегеранской конференции, на одной площадке с Морисом Шевалье и Марлен Дитрих. Но данный факт часть биографов и культуроведов ставят под сомнение.
Козин участвовал в сборных концертах вместе с Леонидом Утесовым и Клавдией Шульженко, выбиравших современный репертуар, а Антонина Нежданова и Иван Козловский исполняли арии из опер. Однако Вадиму с легкостью удавались и сольники, на которых артист к тому же не пользовался звукоусиливающей аппаратурой.
Памятник Вадиму Козину в Магадане
Репертуар Вадима Алексеевича не укладывался в рамки «цыганского жанра». Советская власть цыган не жаловала, но голос Козина постоянно звучал по радио. Он пел и лирические песни, и русские народные. Как сказали бы сейчас, плей-лист исполнителя состоял из тысяч произведений, голос редко встречающегося тембра передавал все тонкости эмоций – тоски, страсти, нежности или удали.
Самому Козину, по собственному признанию, нравился романс «Нищая», и связано это с воспоминаниями о жизни в Петрограде. Исполняя произведение, певец каждый раз представлял бывшую дворянку, продававшую спички у Казанского собора. Когда Вадим захотел помочь ей просто так, гордая женщина не взяла денег.
Романс Вадима Козина «Нищая»
Сочиняя песни, а их из-под пера артиста вышло более 300, Козин обращал внимание на триединство музыки, текста и исполнения. Причем слова могли быть любыми, взятыми у классического автора или прочитанными в газете.
«Бывает, что один какой-то образ привлечёт внимание. И вот зазвенит в душе некая струна… Бывает, сразу песня рождается, а иногда и по семь вариантов прокрутишь, да и отложишь».
Вадим Алексеевич в интервью говорил, что слушал и отбирал для себя содержательные сочинения, а музыкальный образ складывался позднее. Отобранный текст певец запоминал, затем на пианино подбирал мелодию либо сразу записывал песню на магнитофон.
Романс Вадима Козина «Мой костер»
Козину не нравились популярные исполнители 80-90-х годов, он считал, что у тех из-за отсутствия голоса «ни черта не получится выйти на сцену Колонного зала да без микрофона исполнить под рояль». Музыкант утверждал, что представители его поколения, даже если голоса не хватало, брали артистизмом. Вадим восхищался Александром Вертинским, «одни руки чего стоили, поющие руки».
Личная жизнь
Вадим Козин был осужден два раза, после победы в 1945-м попал на Колыму. Отсидев срок, артист навсегда поселился в Магадане. Как рассказывал знаменитый советский и российский концертный директор Павел Шахнарович, распространенное мнение, что певец сидел за мужеложство, ошибочно.
«Посадили его по контрреволюционной статье. Вадим Алексеевич очень любил анекдоты. Особенно антисоветские. Но у него не хватило ума держать их в голове. Он записывал их в специальную тетрадочку».
Однажды в гостинице «Москва» тетрадку нашла горничная и доложила куда следует.
Вадим Козин в последние годы
Среди предполагаемых причин попадания Козина за решетку – отказ петь во славу Сталина и конфликт с Берией, который пообещал вывезти семью Вадима из блокадного Ленинграда, но слово не сдержал. На допросах в НКВД, вспоминал певец, ему вменяли связь с Геббельсом. Под угрозой расправы Вадим подписал все бумаги, которые подсунули следователи.
В Магадане Козин жил в маленькой однокомнатной квартире, а ведь когда-то наряду с Исааком Дунаевским считался первым богачом Советского Союза. Ни жены, ни детей – компанию артисту на излете дней составляли кот Бульдозер и кошка Чуня.
Вадим Козин и Дина Климова
По слухам, в 1983 году Вадим Алексеевич, будучи в возрасте далеко за 80, всё-таки решился сделать предложение любимой женщине, которую звали Дина Климова. Бывшая учительница и поклонница помогала Козину по хозяйству, после смерти певца стала первым директором его дома-музея.
Смерть
Популярный исполнитель романсов умер в 1994-м. Похоронен в Магадане на Марчеканском кладбище.
Произведения
- «Дружба»
- «Маша»
- «Шумит ночной Марсель»
- «Магаданский вечерок»
- «Идут белые снеги»
- «Не буди воспоминаний»
- «Песня об Ольге и Наталии»
- «Смейся, смейся громче всех»
- «Зачем было влюбляться»
- «Что вы головы повесили, соколики?»
- «Заката лучи догорали»
- «Грустное танго»