Петрушевская биография личная жизнь
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 мая 2020; проверки требуют 7 правок.
Людми́ла Стефа́новна Петруше́вская (род. 26 мая 1938, Москва) — русский прозаик и поэтесса, драматург, сценарист, переводчица, исполнительница разных музыкальных направлений.
Биография[править | править код]
Родилась 26 мая 1938 года в Москве в семье служащего. Отец — Стефан Антонович Петрушевский, философ, занимался проблемами марксистско-ленинской этики и научного атеизма; мать — Валентина Николаевна Яковлева[5].
Внучка лингвиста Н. Ф. Яковлева, создателя письменностей для ряда народов СССР[6].
Правнучка Ильи Сергеевича Вегера (1865—1948), революционера, члена РСДРП с 1898 года. Внучатая племянница советских государственных деятелей Е. И. Вегера и В. И. Вегера[7][8].
В военное время жила у родственников, а также в детском доме под Уфой.
После войны вернулась в Москву, окончила факультет журналистики МГУ. Работала корреспондентом московских газет, сотрудницей издательств, с 1972 года — редактором на Центральной студии телевидения.
Петрушевская рано начала сочинять стихи, писать сценарии для студенческих вечеров, всерьёз не задумываясь о писательской деятельности.
Первые же пьесы были замечены самодеятельными театрами: пьеса «Уроки музыки» (1973) была поставлена в 1979 году Р. Виктюком в театре-студии ДК «Москворечье», а также В. Голиковым в театре-студии ЛГУ и почти сразу запрещена (напечатана лишь в 1983 году).
Постановка «Чинзано» была осуществлена театром «Гаудеамус» во Львове. Профессиональные театры начали ставить пьесы Петрушевской в 1980-е годы: одноактная пьеса «Любовь» в Театре на Таганке, «Квартира Коломбины» в «Современнике», «Московский хор» во МХАТе. Долгое время писательнице приходилось работать «в стол» — редакции не могли публиковать рассказы и пьесы о «теневых сторонах жизни». Не прекращала работы, создавая пьесы-шутки («Анданте», «Квартира Коломбины»), пьесы-диалоги («Стакан воды», «Изолированный бокс»), пьесу-монолог («Песни XX века», давшую название сборнику её драматургических произведений).
Проза Петрушевской продолжает её драматургию в тематическом плане и в использовании художественных приёмов. Её произведения представляют собой своеобразную энциклопедию женской жизни от юности до старости:
- «Приключения Веры»,
- «История Клариссы»,
- «Дочь Ксени»,
- «Страна»,
- «Кто ответит?»,
- «Мистика»,
- «Гигиена»
- и многие другие.
В 1990 году был написан цикл «Песни восточных славян». В 1992 г. опубликована повесть «Время ночь[en]», часто называемая вершиной творчества Петрушевской. Пишет сказки как для взрослых, так и для детей:
- «Жил-был будильник»,
- «Ну, мама, ну!» — «Сказки, рассказанные детям» (1993);
- «Маленькая волшебница»,
- «Кукольный роман» (1996).
Людмила Петрушевская живёт и работает в Москве.
Творчество[править | править код]
Библиография[править | править код]
Собрание сочинений в пяти томах. — М.: АСТ; Харьков: Фолио. 1996.
Романы и повести
- 1992 — Время ночь.
- 2004 — Номер Один, или В садах других возможностей. — М.: Эксмо. — 335 с. — ISBN 5-699-05993-8.
- 2017 — Нас украли. История преступлений. — М.: Эксмо. — ISBN 978-5-04-090046-6
Пьесы[править | править код]
- 1973 (напечатана в 1983) — «Уроки музыки».
- «Любовь».
- «Квартира Коломбины».
- 2007 — Квартира Коломбины: сборник пьес. — СПб.: Амфора. — 415 с. — ISBN 978-5-367-00411-3.
пьесы: «Три девушки в голубом». «Квартира Коломбины». «Тёмная комната». «Опять двадцать пять».
- 2007 — Московский хор: сборник пьес. — СПб.: Амфора. — 448 с. — ISBN 978-5-367-00509-7.
пьесы: «Московский хор». «Еду в сад». «Сырая нога, или Встреча друзей». «Певец певица». «Бифем». «Два окошка». «Чемодан чепухи, или Быстро хорошо не бывает». «Золотая богиня».
- Сборник «Песни XX века»
пьесы: «Песни XX века», «Что делать!», «Мужская зона», «Сцены из отравления Моцарта», «Аве Мария, мамочка».
Сказки[править | править код]
- Дикие Животные сказки. — Москва: Эксмо.
- Морские помойные рассказы.
- Жил-был Трр.
- Город света. — СПб: Амфора.
- 1984 — Пуськи Бятые.
- 1991 — Лечение Василия. — Москва.
- 1996 — Настоящие сказки. — Москва: Вагриус.
- 1996 — Сказка об азбуке.
- 2008 — Книга принцесс. — М.: Росмэн-Пресс. — 208 с. — ISBN 978-5-353-03090-4.
- 2008 — Загадочные сказки. Стихи(хи) Пограничные сказки про котят. Поэмы. — СПб: Амфора. — 291 с. — ISBN 978-5-367-00820-3.
- Сказка с тяжелым концом.
Сборники рассказов и повестей[править | править код]
- Бессмертная любовь.— М.: Московский рабочий, 1988, тир. 30 000, обложка.
- Бал последнего человека. — М.: Локид, 1996. 26 000 экз.
- 2008 — Пограничные сказки про котят. — СПб.: Амфора. — 296 с. — ISBN 978-5-367-00820-3.
- 2008 — Чёрная бабочка. — СПб.: Амфора. — 304 с. — ISBN 978-5-367-00753-4.
- 2009 — Два царства. — СПб.: Амфора. — 400 с. — ISBN 978-5-367-00940-8.
- 2009 — Истории из моей собственной жизни. — СПб.: Амфора. — 568 с. — ISBN 978-5-367-01016-9.
- 2016 — Санаториум. Повести, рассказы, сказки, пьесы. — Москва: АСТ. — 413 с. — ISBN 978-5-17-095595-4.
- 2019 — Нагайна, или Изменённое время.
Переводы[править | править код]
- Веслав Мысливский. Голый сад // Современные польские повести / Сост.: В. Хорев. — М.: Художественная литература, 1986. С. 510—638.
- Генрик Сенкевич. Потоп. Главы XVI-XXIV.
- Натюрморт с усами // сборник польских юмористических рассказов и миниатюр. — М.: Молодая гвардия, 1973 (отдельные рассказы).
Дискография[править | править код]
- 2010 — сольный альбом «Не привыкай к дождю» (в виде приложения к журналу «Сноб»)
- 2012 — сольный альбом «Сны о любви» (в виде приложения к журналу «Сноб»)
Фильмография[править | править код]
Сценарии[править | править код]
По сценариям Людмилы Петрушевской был поставлены фильмы и мультфильмы:
Год | Название | Примечания | |
---|---|---|---|
1974 | мф | «Лечение Василия» Весёлая карусель № 6 | Сценарист |
1976 | мф | «Лямзи-тыри-бонди, злой волшебник», реж. М. Новогрудская. | Сценарист |
1976 | мф | «От тебя одни слёзы» реж. Владимир Самсонов | Сценарист |
1978 | мф | «Краденое солнце», реж. Натан Лернер | Сценарист |
1979 | мф | «Сказка сказок», реж. Юрий Норштейн. | Сценарист |
1981 | мф | «Шинель», реж. Юрий Норштейн. | Сценарист |
1984 | мф | «Заячий хвостик», реж. В. Курчевский. | Сценарист |
1987 | мф | «Все непонятливые» реж. Натан Лернер | Сценарист |
1988 | мф | «Кот, который умел петь», реж. Натан Лернер. | Сценарист |
1997 | мф | «Пуськи бятые» выпуск мультсериала «Сказки новой России» — реж. Роберт Саакянц? | Сценарист |
1997 | ф | «Любовь», реж. Владимир Мирзоев | Сценарист |
2000 | ф | «Свидание» | Сценарист |
2008 | мф | «Поросёнок Пётр» | Сценарист |
2012 | мф | «Куда идут животные» (из альманаха «Весёлая карусель №34») | Сценарист, исполнитель песни |
2016 короткометражный фильм “Кому это нужно” реж. Владимир Непевный
Поросёнок Пётр[править | править код]
В 2002 году Петрушевская создала три книги про поросёнка Петра:
- «Поросёнок Пётр и машина»,
- «Поросёнок Пётр и магазин»,
- «Поросёнок Пётр едет в гости».
В 2008 году был снят одноименный мультфильм[9].
В 2010 году пользователь по имени Lein записал песню «Поросенок Петр съе…», а пользователь Артем Чижиков подобрал на нее видеоряд из мультфильма. Этот клип стал популярным интернет-мемом[10] об эмиграции.
Произведение «Peter Pig and His Airplane Trip» писательницы Betty Howe, изданное в 1943 году, похоже рядом деталей (в частности, цветом аэроплана на обложке и именем главного героя) на книги Петрушевской[11].
Разное[править | править код]
Существуют противоречивые свидетельства, послужил ли профиль Петрушевской прототипом заглавного персонажа мультфильма Ю. Норштейна «Ёжик в тумане». С одной стороны, этот эпизод прямо описан в книге Петрушевской[12]. С другой стороны, сам Норштейн описывал процесс появления ёжика иначе[13].
1 февраля 2009 г. на 25-летии рок-группы «Звуки Му»
Общественная позиция[править | править код]
В 1996 году была среди деятелей культуры и науки, призвавших российские власти остановить войну в Чечне и перейти к переговорному процессу[14].
В сентябре 2020 года подписала письмо в поддержку протестных акций в Белоруссии[15].
Семья[править | править код]
Вдова, покойный муж — директор Галереи на Солянке Борис Павлов.
Трое детей:
- Кирилл Харатьян (род. 29 августа 1964) — журналист. Работал заместителем шеф-редактора в издательском доме «Коммерсантъ», заместителем главного редактора газеты «Московские новости». С 2005 г. — заместитель главного редактора газеты «Ведомости».
- Фёдор Павлов-Андреевич (род. 14 апреля 1976) — журналист, телеведущий, продюсер, художник[16].
- Наталья Павлова (род. 1982)— музыкант, основательница московской фанк-группы C.L.O.N.E.
Премии и награды[править | править код]
- Лауреат Пушкинской премии фонда Тёпфера (1991)
- Лауреат премий журналов:
- «Новый мир» (1995)
- «Октябрь» (1993, 1996, 2000)
- «Знамя» (1996)
- «Звезда» (1999)
- Лауреат премии «Триумф» (2002)
- Лауреат государственной премии России (2002)[17]
- Лауреат Бунинской премии (2008)[18]
- Литературная премия им. Н. В. Гоголя в номинации «Шинель» за лучшее прозаическое произведение : «Маленькая девочка из Метрополя», (2008)
- Людмила Петрушевская получила Всемирную премию фэнтези — World Fantasy Award (WFA) — за лучший сборник рассказов, опубликованный в 2009 году. Сборник Петрушевской «Жила-была женщина, которая хотела убить соседского ребёнка: Страшные рассказы» (There Once Lived a Woman Who Tried To Kill Her Neighbor’s Baby) разделил премию с книгой избранных новелл американского писателя Джина Вулфа)[19].
См. также[править | править код]
- «Пуськи бятые»
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- Людмила Петрушевская в библиотеке Максима Мошкова
- Людмила Петрушевская в «Журнальном зале»
- Людмила Петрушевская — Энциклопедия отечественного кино
- Информация о писательнице на сайте Кино-Театр.ру. — 27.02.2010.
- Творчество Людмилы Петрушевской на сайте The Electronic Literary Database
- Людмила Петрушевская (Библиотека Альдебаран)
- Людмила Петрушевская в библиотеке А.Белоусенко
- Людмила Петрушевская на проекте «Сноб»
Людмила Петрушевская — биография
Людмила Петрушевская – известная поэтесса и прозаик, драматург, сценарист, переводчик. Отлично поет, причем в самых разных музыкальных направлениях.
Людмила Петрушевская сумела найти свою нишу в литературном творчестве. И именно ей – неприглядной, бездонной и абсолютно далекой от коммерции, она посвятила свою жизнь. Она ни разу не предала свой выбор, смогла не только не растерять своих читателей, но и заинтересовать всех, кто хоть раз взял в руки ее книгу. Она ищет свой жанр на протяжении всей жизни, причем, не только в литературе, но и в музыке, и объяснить ее феномен можно только одним – невероятной артистичностью. Она прожила удивительную жизнь, насыщенную разными событиями, как хорошими, так и плохими, но ни разу не спасовала перед трудностями, научилась стойко преодолевать все удары судьбы.
Детство
Родилась Людмила Петрушевская в Москве 26 мая 1938 года, в семье двух студентов. Отца звали Стефан Петрушевский, он по образованию философ, изучал научный атеизм и марксистско-ленинскую этику, получил степень доктора философии. Мама – Валентина Яковлева работала в должности редактора. Детство девочки пришлось на годы войны, поэтому было полуголодным и полным лишений. Она попала в эвакуацию, переезжала от одних родственников к другим, оказалась в детском доме в Уфе. Как потом вспоминала сама писательница, ей приходилось воровать селедочные головы из помойного ведра соседей, чтобы утолить голод. С мамой девочка встретилась, когда ей было девять лет, а до этого находилась под опекой деда Николая Яковлева, известного лингвиста-кавказоведа. Он активно боролся с неграмотностью, но, тем не менее, внучку читать не учил. Он придерживался теории марризма, и после того, как его теорию разгромил Сталин, начал страдать от психической болезни.
Людмила Петрушевская в детстве
В самом начале 20-го века Петрушевские завели традицию – устраивали домашние спектакли. Людочка даже не думала, что когда-то будет литератором, она собиралась связать свою жизнь со сценой, мечтала стать оперной певицей. Ее отдали в вокальную студию, но звездой оперы она так и не стала.
В 1941-м Люда, ее бабушка и дедушка по материнской линии были эвакуированы в Куйбышев. Среди нехитрого скарба, взятого в дорогу, были четыре книги, в том числе сборник стихов Владимира Маяковского и учебник по истории ВКП(б).
Так как читать ее не учили, девочка просто листала газеты, и именно по ним выучила азбуку. Когда начала читать, то делала это тайком от деда, учила стихи наизусть, и выдавала целые цитаты. Бабушка рассказала ей, что когда-то нравилась поэту Маяковскому, он даже хотел на ней жениться, но она ответила взаимностью лингвисту Яковлеву.
Людмила Петрушевская в молодости
После победы Людмила снова оказалась в Москве, окончила школу и стала студенткой МГУ им.Ломоносова. Она выбрала журналистику. Ее трудовая биография началась с работы в должности корреспондента в издательстве, потом продолжилась на Всесоюзном радио, где ей доверили вести программу «Последние известия».
В 34 года Людмила стала редактором Центрального ТВ, в ее обязанности входило составление отзывов о программах на тему экономики и политики, как, к примеру, «Шаги пятилетки». Однако на Петрушевскую начали жаловаться, поэтому спустя год она ушла с телевидения, и больше ни разу не пыталась найти себе работу.
Литература
Писать Людмила начала еще в студенческие годы. Тогда это были сценарии, по которым проходили творческие вечера в вузе и шуточные стишки. Однако заниматься всерьез литераторством она и не думала. Ее первый рассказ под названием «Через поля» был напечатан только в 1972 году, в ленинградском журнале «Аврора». Потом был долгий перерыв, и следующее свое произведение она напечатала во второй половине 80-х.
Но литературное творчество талантливого прозаика было по достоинству оценено режиссерами небольших театров. В 1979-м, в Доме культуры «Москворечье» режиссер Роман Виктюк поставил спектакль под названием «Уроки музыки», по одноименной пьесе, написанной шестью годами ранее. После премьерного показа известный режиссер Эфрос отметил, что работа отменная, и добавил, что, к сожалению, советская цензура никогда ее не пропустит. Слишком правдивыми и радикальными были мысли автора, чтобы их демонстрировать зрителю. Интуиция Анатолия Эфроса не подвела, пьесу действительно запретили, а артистов театральной труппы просто разогнали.
Спустя некоторое время студенты Львовского политеха создали театр, на сцене которого поставили «Чинзано». А вот на сцене профессиональных театров произведения Петрушевской начали ставить только к середине 80-х. Первым решился БДТ с Юрием Любимовым, в его репертуаре появилась постановка «Любовь», потом «Современник» поставил «Квартиру Коломбины».
Людмила продолжала плодотворно работать, она писала массу пьес, рассказов, стихов, но все они отправлялись в стол. Их не публиковали, потому что там была неприкрытая правда о жизни простого народа в стране Советов, а это очень не нравилось ее руководству.
Петрушевская писала в самых разных жанрах. К примеру, книга «Пуськи бятые» напоминала невинный детский лепет, а «Истории из моей собственной жизни» представляли собой роман-автобиографию. Жесткость и неприглядность реализма писательница показывает в своей книге «Время ночь». В «Нас украли» сюжет строится не на подмене детишек, как может показаться сразу, это итог размышлений о том, что «наверху» есть кто-то, создающий правила, которым вынуждены подчиняться «низы». В 2018-м эта книга была выдвинута на литературную премию «НОС». В «Богине парка» автор собрала новеллы о любви, мистические и юмористические рассказы, триллеры.
В 90-х годах прошлого века Петрушевская начала писать для детей. Так появились книги «Волшебные очки», «Сказка о часах», «Анна и Мария», «Матушка-капуста». Они были написаны в самых разных жанрах, от легенды до пародии, но писала она их с реальной жизни.
В 2007-м, в одном из издательств Санкт-Петербурга вышел сборник, получивший название «Московский хор». В него вошли пьесы «Бифем», «Сырая нога, или Встреча друзей», и много других. Через год, в 2008-м, выпустили цикл мультипликационных фильмов о поросенке Пете.
Людмила Петрушевскаяс детьми
Критики часто спорят о том, чьим профилем наделен ежик в мультфильме «Ежик в тумане». Если хорошо присмотреться, то видно, что у этого мультяшного героя и Людмилы Петрушевской есть много общего. Сама писательница тоже подчеркивала это сходство в своих произведениях, но создатель мультфильма Юрий Норштейн придерживается другого мнения.
Личная жизнь
Писательница была замужем два раза. Первым ее супругом стал Евгений Харатьян, которому она в августе 1964 года родила сына Кирилла. Первенец писательницы выбрал журналистскую стезю, работал в должности заместителя шефа-редактора издательского дома «Коммерсантъ», потом перешел главным редактором газеты «Московские новости», а с 2005 года стал замом главного редактора издания «Ведомости».
Людмила Петрушевскаяс и Борис Павлов
Первый супруг писательницы трагически погиб, и вскоре в личной жизни Петрушевской появился Борис Павлов, руководитель Галереи на Солянке. В этом браке в апреле 1976 года родился сын Федор, тоже ставший журналистом, и дочь Наталья, 1982 года рождения. Дочь – музыкант, основала московскую фанк-группу C.L.O.N.E.
В 2009-м супруг Петрушевской умер.
Людмила Петрушевская сегодня
В настоящее время Людмила Стефановна сотрудничает со Студией ручного труда, где работает над созданием анимационных лент. Она написала произведения «»Улисс: ехали-приехали», «Беседы К.Иванова». Помимо этого, Петрушевская увлеклась живописью, она пишет картины, реализует их, а средства от продажи передает в детские дома. Ее можно встретить в «Кабаре одного автора», где писательница поет хиты 20-го века, читает собственные стихи и записывает свои альбомы.
В 2019 году в репертуаре нескольких московских театров появились спектакли по произведениям Петрушевской. В театре им. Маяковского представили постановку под названием «Московский хор», а в «Школе современной пьесы» Константина Богомолова поставили пьесу «ГАЗБУ».
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.
Биография
Людмилу Петрушевскую нельзя назвать рядовым писателем, ее произведения затрагивают тайные струны и в детских, и во взрослых душах. Это человек с удивительной судьбой, всю жизнь живший вопреки, не сдаваясь и не пасуя перед очередным поворотом судьбы. Долгое время произведения Людмила Стефановна писала в стол, поскольку они не проходили советскую цензуру. А на пике карьеры женщина открыла в себе талант мультипликатора и музыканта.
Детство и юность
Людмила Стефановна Петрушевская родилась в 1938 году под зодиакальным знаком Близнеца в Москве в молодой студенческой семье. Стефан Петрушевский стал доктором философии, а его жена работала редактором. Во время войны Людмила попала в детский дом в Уфе, а позднее воспитывалась дедом.
Писательница Людмила Петрушевская
Николай Феофанович Яковлев, лингвист-кавказовед, участник борьбы с неграмотностью, настаивал на том, чтоб маленькую внучку не учили читать. Ярый сторонник марризма тяжело переживал разгром этой теории Иосифом Сталиным и, по неофициальным сведениям, на нервной почве заработал психическую болезнь.
Еще в начале ХХ столетия в семье Петрушевских зародилась традиция домашних театральных постановок. Сама Людмила в детстве и не мечтала о карьере литератора, а грезила о сцене и хотела выступать в опере. Писательница занималась в вокальной студии, но стать оперной дивой было не суждено.
Людмила Петрушевская в детстве
В 1941 году Людмила с дедушкой и бабушкой экстренно эвакуировались из Москвы в Куйбышев, с собой семья прихватила только 4 книги, среди которых были стихотворения Маяковского и учебник истории Всесоюзной коммунистической партии (большевиков).
Девочка с любопытством разглядывала газеты, по которым и выучила буквы. Потом уже тайком читала, учила наизусть и даже цитировала книги. Бабушка Валентина часто рассказывала внучке, что в молодости сам Владимир Маяковский оказывал ей знаки внимания и хотел взять в жены, но она выбрала лингвиста Яковлева.
Людмила Петрушевская
Когда закончилась война, Людмила вернулась в Москву и поступила в Московский государственный университет имени Ломоносова изучать журналистику. По окончании вуза устроилась корреспондентом в издательство, а затем перешла на Всесоюзное радио, где вела передачу «Последние известия».
В 34 года Петрушевская заняла должность редактора на Центральном телевидении, писала отзывы о серьезных экономико-политических передачах вроде «Шаги пятилетки». Но вскоре на Людмилу стали писать жалобы, через год она уволилась и больше не предпринимала попыток устроиться на работу.
Литература
Еще на журфаке МГУ Петрушевская писала шуточные стихи и сценарии для студенческих творческих вечеров, но о карьере литератора не думала и тогда. Только в 1972 году в Санкт-Петербургском литературно-художественном и общественно-политическом журнале «Аврора» впервые опубликовали коротенький лирический рассказ «Через поля». Следующая публикация Людмилы датируется только второй половиной 1980-х годов.
Книга Людмилы Петрушевской «Странствия по поводу смерти»
Зато творчество Петрушевской по достоинству оценили небольшие театры. В 1979 году Роман Виктюк на сцене Дома культуры «Москворечье» поставил пьесу «Уроки музыки», написанную еще в 1973-м. После премьеры режиссер Анатолий Эфрос похвалил работу, но отметил, что эта пьеса никогда не пройдет советскую цензуру, столь радикальны и правдивы мысли, высказанные автором. И Эфрос оказался прав: «Уроки» запретили и даже разогнали театральную труппу.
Позднее во Львове театр, созданный студентами местного политеха, поставил «Чинзано». На профессиональной сцене произведения Людмилы Стефановны появились только в 1980-х годах: сначала московский драматический театр Юрия Любимова «Таганка» поставил спектакль «Любовь», затем в «Современнике» сыграли «Квартиру Коломбины».
Книга Людмилы Петрушевской «Подарок принцессе. Рождественские истории»
Петрушевская продолжала писать рассказы, пьесы и стихи, но они все еще не публиковались, поскольку отражали нежелательные для правительства страны стороны жизни народа Советского Союза.
Нельзя сказать, что она придерживается одного-единственного жанра. Например, «Пуськи бятые» — это подражание неразборчивому детскому лепету, «Истории из моей собственной жизни» — автобиографический роман.
Книга Людмилы Петрушевской «Нас украли»
«Время ночь» — жесткий и неприглядный реализм, «Нас украли» — отнюдь не детектив о подмене детей, как кажется на первый взгляд, а своеобразное наблюдение за тем, как кто-то «наверху» придумывает нелепые правила, по которым вынуждены жить «низы». Книга в 2018 году вошла в шорт-лист литературной премии «НОС». «Богиня парка» и вовсе сборник новелл о любви, смешных и мистических рассказов и даже триллеров.
В 1990-е в библиографии Людмилы появились сказки для разных возрастных групп. «Сказка о часах», «Волшебные очки», «Матушка-капуста», «Анна и Мария» — это смесь легенды, анекдота, отсылок к произведениям других авторов, фольклора и пародии. Но что бы она ни писала, источником вдохновения, как сказала Петрушевская в интервью Владимиру Познеру, всегда выступала реальная жизнь.
«Познер» – Гость Людмила Петрушевская
В 2007 году в Санкт-Петербурге вышел сборник «Московский хор», включивший в себя такие пьесы, как «Сырая нога, или Встреча друзей», «Бифем» и другие. Год спустя состоялась премьера цикла мультфильмов для детей, главным героем которых стал поросенок Петя.
Интeресным фактом в биографии Петрушевской стал спор о том, не ее ли профиль использован в изображении знаменитого ежика из мультфильма «Ежик в тумане». И действительно, если внимательно посмотреть на фото писательницы, обнаруживаются общие черты. Да и сама Людмила Стефановна упоминала об этом в своих произведениях, хотя мультипликатор Юрий Борисович Норштейн озвучивал другую версию создания героя.
Личная жизнь
В браке с Евгением Харатьяном у писательницы родился сын Кирилл. После трагической смерти мужа Людмила связала личную жизнь с Борисом Павловым, который руководил Галереей на Солянке.
Людмила Петрушевская с детьми / Музей современного искусства
В этой семье появились сын Федор и дочь Наталья. Сыновья стали журналистами, а дочь выбрала музыку. В 2009 году Петрушевская овдовела.
Людмила Петрушевская сейчас
Сейчас писательница создает рисованные анимационные ленты в Студии ручного труда. Из-под пера Петрушевской вышли «Беседы К. Иванова», «Улисс: ехали-приехали». Кроме того, Людмила Стефановна пишет картины и продает их, а вырученные деньги передает детским домам. В «Кабаре одного автора» она исполняет знаменитые песни ХХ века, читает стихи собственного сочинения и даже записывает сольные альбомы.
Людмила Петрушевская сейчас
В 2019-м столичные театры вновь обратились к творчеству Петрушевской. Театр имени Маяковского поставил спектакль «Московский хор», Константин Богомолов для «Школы современной пьесы» выбрал произведение «ГАЗБУ».
Цитаты
- «Что касается участия молодежи в акциях протеста, то я как мама, бабушка и прабабушка не хотела бы видеть, как избивают моих детишек. Власти не понимают, что такими методами они воспитывают поколение, которое может смести с лица земли все, что эта власть культивирует. Растят себе врагов. Не дай нам Бог увидеть русский бунт».
- «Быть женщиной в 30 лет и в 80 лет — для меня самой — одинаково».
- «Я не работаю в общепринятом смысле слова — то есть встал утром, сел писать. Когда меня настигает текст, я его записываю. А где я пишу и когда, значения не имеет. Всегда надо иметь бумагу и ручку. Я считаю, что это дело нам шлют».
Библиография
- 1989 – «Три девушки в голубом»
- 1995 – «Тайна дома»
- 2001 – « Время Ночь Мост Ватерлоо»
- 2001 – «Чемодан чепухи»
- 2002 – «…Как цветок на заре»
- 2002 – «Где я была»
- 2002 – «Случай в Сокольниках»
- 2002 – «Приключения поросёнка Петра Черное пальто»
- 2003 – «Невинные глаза»
- 2003 – «Незрелые ягоды крыжовника»
- 2005 – «Город Света: волшебные истории»
- 2006 – «Маленькая девочка из “Метрополя”»
- 2006 – «Пуськи бятые»
- 2006 – «Квартира Коломбины»
- 2008 – «Черная бабочка»
- 2012 – «От первого лица. Разговоры о прошлом и теперешнем»