Петр тодоровский биография личная жизнь дети фото
Биография
Петр Ефимович Тодоровский – советский и российский режиссер, сценарист и композитор, лауреат Венецианского кинофестиваля. Самыми популярными работами мэтра кинематографа являются «Городской романс», «Любимая женщина механика Гаврилова», «Военно-полевой роман», «Интердевочка» и «Анкор, еще анкор».
Детство и юность
26 августа 1925 года у Ефима Тодоровского и его жены родился сын, которого назвали Петром. Семейство проживало в городе Бобринце (Кировоградская область Украины). Во время Второй мировой войны родители будущего режиссера перебрались в Сталинград, где Петр и его отец некоторое время трудились разгрузчиками угля на местной электростанции.
Петр Тодоровский
После смещения линии фронта на восток семья Тодоровского вновь переехала, на этот раз в деревню Песчаный Мар (Саратовская область). В 1943 году Петр стал курсантом Саратовского военного училища, а уже год спустя в качестве командира минометного взвода отправился в Беларусь, где впоследствии участвовал в ряде боевых операций. В составе Красной армии Петр дошел до Эльбы, но после полученного во время боя ранения был отправлен за линию фронта.
Петр Тодоровский в молодости
После окончания Второй мировой Тодоровский непродолжительное время служил офицером в Костромском гарнизоне, а после демобилизации пошел трудиться на завод стеклотары, где проработал полгода. В 1949 году будущий режиссер поступил на операторский факультет московского ВГИКа. Учебное заведение Петр окончил в 1954 году, после чего на протяжении 10 лет работал на Одесской киностудии.
Фильмы
Режиссерским дебютом Петра Тодоровского стал фильм «Верность» (1964 год), после чего он снял картины «Фокусник» (1967 год), «Городской романс» (1969 год), «Своя земля» (1973 год), «Последняя жертва» (1975 год) и «В день праздника» (1978 год).
Режиссер Петр Тодоровский
В 1970 году Тодоровский дебютировал как актер, сыграв одну из главных ролей в фильме Марлена Хуциева «Был месяц май». За основу сценария был взят рассказ Григория Бакланова «Почем фунт лиха». Особенностью киноленты было полное отсутствие игрового фона. Благодаря этой хитрости грань между главными и второстепенными героями стиралась, и зритель мог захватить все аспекты межличностных отношений героев, не оставив никого без внимания.
Петр Тодоровский в фильме «Был месяц май»
В 80-ых Тодоровский выпустил в свет картины, ставшие классикой отечественного кинематографа. 8 марта 1982 года состоялась премьера фильма «Любимая женщина механика Гаврилова». День для премьеры был выбран неслучайно: картина, ориентированная преимущественно на женский пол, рассказывала о выстраданном, хрупком женском счастье. Прекрасно исполнившая главную роль Людмила Гурченко рассказывала, что в работе над фильмом ей нравилось, что ее персонажа не нужно обыгрывать словами, мимикой и жестами. Его необходимо было чувствовать.
Людмила Гурченко в фильме «Любимая женщина механика Гаврилова»
В 1983 году на большие экраны вышла драма «Военно-полевой роман». Фильм, повествующий о первой любви и ее отголосках в жизни главного героя, собрал призы на фестивалях в Жданове, Берлине, Киеве и Праге, а также стал лауреатом «Оскара» в номинации «Лучший иностранный фильм» (1984 год).
Наталья Андрейченко в фильме Петра Тодоровского «Военно-полевой роман»
Кинолента «По главной улице с оркестром» (1986 год) давала зрителю возможность увидеть незримый для глаза процесс выбора. Главный герой фильма в один прекрасный день осознал, что ходить по кругу, циклично выполняя одни и те же действия, он больше не хочет. Уже немолодой бунтарь увольняется с работы и уходит от жены, доказывая, что человек вне зависимости от возраста, семейного и социального положения в любой момент может начать жизнь с чистого листа.
Елена Яковлева в фильме Петра Тодоровского «Интердевочка»
Звездный путь одной из самых ярких актрис современности Елены Яковлевой начался после выхода в 1989 году на перестроечные экраны фильма Тодоровского «Интердевочка». В ленте, разрушившей закостенелый стереотип о том, что в СССР секса нет, рассказывалась история обычной ничем на первый взгляд не примечательной девушки Тани Зайцевой, которая днем работала медсестрой, а вечером превращалась в ночную бабочку.
Петр Тодоровский и актерский состав фильма «Анкор, еще анкор!»
Последующие кинокартины Тодоровского – «Анкор, еще анкор!», «Какая чудная игра» и «Ретро втроем» – также пришлись по нраву зрителям. По биографической повести Петра «Вспоминай, не вспоминай» был снят сериал «Курсанты», который вышел на большие экраны в 2004 году. В середине 2000-х фильмография кинематографиста пополнилась работами «Риорита», «Последний забой», «Тиски» и «Стиляга».
Личная жизнь
Первой супругой именитого деятеля культуры была актриса Надежда Чередниченко. На момент знакомства Петр был никому не известным оператором, а Надежда – артисткой, которую узнавали на улице. Роман развивался стремительно. Через месяц после знакомства молодые люди расписались. Как вспоминает сам режиссер, супружеская жизнь не приносила ему счастье. Молодой студент, который только начинал покорять кинематографический олимп, с самого начала чувствовал себя некомфортно в этих отношениях.
Петр Тодоровский и Надежда Чередниченко
На фоне барышни, у которой, помимо квартиры на Котельнической набережной, машины и дачи в Сухуми, за плечами имелось два брака с людьми, по социальному статусу превосходившими его, Тодоровский просто терялся. В итоге стремление к самореализации взяло верх над желанием построить семью. Союз просуществовал полтора года. Официально пара развелась в 1961 году, сумев сохранить дружеские отношения.
Петр Тодоровский с женой Мирой
Со второй супругой Мирой Григорьевной Петр познакомился в 1962 году. Избранница кинематографиста училась в институте инженеров морского флота и танцевала в студенческом ансамбле, в репертуаре которого была популярнейшая в то время песня Тодоровского «Где ты, где ты, друг любимый мой?». Именно на сцене приехавший на съемки в Одессу Петр и увидел Миру, которая покорила его с первого взгляда. Несмотря на то что привлекательному мужчине выказывали симпатию многие, Тодоровский остановился на прелестной танцовщице, которая впоследствии стала продюсером всех его фильмов.
Петр Тодоровский с женой и сыном
Молодые люди расписались в 1962 году. Организатором свадьбы, проходившей в Ленинграде, стал близкий друг Тодоровского – поэт Григорий Поженян. Семейная жизнь супругов никогда не была рутинной. По темпу она более походила на творческий круговорот безумия. Петр, будучи человеком харизматичным и умным, как магнит притягивал к себе талантливых, идейных людей. Двери их квартиры были открыты и днем и ночью. Частыми гостями в доме были Булат Окуджава, Александр Володин, Василий Шукшин и даже Владимир Высоцкий.
Рождение в мае 1962 года сына Валерия Тодоровского нисколько не остудило пыл жадного до идей Петра. Мира неоднократно рассказывала журналистам, как непросто ей было убаюкать постоянно плачущего Валеру, который, слыша хоровое распевание песен и звонкий смех, доносящийся с кухни, никак не мог успокоиться. Несмотря на периодически возникающие трудности, супруги были счастливы. Стоит отметить, что Петр являлся не единственным добытчиком в семье. Мира также вносила весомый вклад в пополнение совместного бюджета. Жена сценариста ткала, вязала и вышивала, продавая поделки и получая за работу неплохие деньги.
Петр Тодоровский с семьей
Художественный промысел – не единственное занятие, приносившее выручку. После рождения ребенка супруга именитого режиссера начала втягиваться в индустрию кинематографа. Инженерное образование поспособствовало вовлечению деятельной барышни в сферу кино. Известно, что Мира писала сценарии для студии «Киевнаучфильм». Первой работой, где она дебютировала в качестве продюсера, стала картина Тодоровского «Интердевочка». Мира стала для Тодоровского и музой, и другом, и женой, и коллегой. Только смерть Петра поставила точку в их полувековой истории любви.
Смерть
В последние годы жизни Петр часто давал интервью. Именитый деятель искусств появлялся в телепередачах «В гостях у Дмитрия Гордона» и «Линия жизни», героями которой в разное время становились Гарик Сукачев, Борис Клюев, Никита Богословский и Виталий Вульф, а также снялся в авторской программе Дмитрия Диброва «Антропология».
Петр Тодоровский в последние годы
Также на канале «Россия-Культура» с промежутком в пару дней вышел цикл передач под названием «Монолог в четырех частях». В них режиссер без прикрас рассказал всю подноготную своей жизни. Кинематографист вспомнил и войну, и людей, которые были рядом в этот непростой как для страны, так и для него период, и встречу на Эльбе и, конечно же, не обошел стороной свой творческий путь.
Могила Петра Тодоровского
В апреле 2013 года Петр Тодоровский перенес сердечный приступ, после которого так и не оправился. Легенда российского кинематографа умер 24 мая этого же года. На момент смерти режиссеру было 88 лет. Прощание с деятелем искусств прошло 28 мая в зале Дома кино. Создатель фильма «Интердевочка» похоронен на Новодевичьем кладбище.
Фильмография
- 1962 — Никогда
- 1965 — Верность
- 1967 — Фокусник
- 1970 — Городской романс
- 1973 — Своя земля
- 1976 — Последняя жертва
- 1978 — В день праздника
- 1981 — Любимая женщина механика Гаврилова
- 1983 — Военно-полевой роман
- 1986 — По главной улице с оркестром
- 1989 — Интердевочка
- 1992 — Анкор, ещё анкор!
- 1995 — Какая чудная игра
- 1997 — Ретро втроём
- 2001 — Жизнь забавами полна
- 2003 — В созвездии Быка
- 2008 — Риорита
Петр Ефимович Тодоровский
Петр Ефимович Тодоровский. Родился 26 августа 1925 года в Бобринце (Зиновьевский округ, УССР, ныне Кировоградская область) – умер 24 мая 2013 года в Москве. Советский и российский кинорежиссер, кинооператор, сценарист, актер, композитор. Заслуженный деятель искусств Украинской ССР (1967). Народный артист РСФСР. Номинант на премию «Оскар» (1985).
Петр Тодоровский родился 26 августа 1925 года в городке Бобринец (Зиновьевский округ, УССР, ныне Кировоградская область Украины) в еврейской семье.
Отец – Ефим Гильевич Тодоровский.
Мать – Розалия Цалевна Островская.
В Бобринце окончил 9 классов средней школы.
После начала Великой Отечественной войны вместе с родителями эвакуировался в Сталинград, где работал с отцом разгрузчиком угля на электростанции. В ноябре 1941 года семья перебралась в колхоз Песчаный Мар Новоузенского района Саратовской области, где он работал около двух лет.
С апреля 1943 года – в рядах Красной армии. Он вспоминал: “Война – это моя молодость, это самые яркие впечатления, которые остались. Я попал на фронт в 1944-м. А в 1943-м пошел в Саратовское военно-пехотное училище. Оно было шестимесячным. Один взвод из всего училища послали пилить дрова для Приволжского военного округа. А в училище три тысячи курсантов. И мы целый месяц на острове пилим деревья, а когда возвращаемся – ни одного человека. Все училище по тревоге подняли – и на Курскую дугу. Там была мясорубка. Больше никого я не встретил потом. А мы спаслись…”.
Летом 1943-го стал курсантом Саратовского военно-пехотного училища, с августа 1944 года – командир миномётного взвода во 2-м батальоне 93-го стрелкового полка 76 сд, входившей в состав 125 ск 47-й армии 1-го Белорусского фронта. На фронте вступил в ряды ВКП(б).
Принимал участие в освобождении Варшавы, Быдгоща, Щецина и взятии Берлина. Закончил войну лейтенантом у Шёнхаузена на Эльбе. Был ранен, контужен. Награждён орденами Отечественной войны І и ІІ степеней, медалями.
Петр Тодоровский в молодости
Именно на фронте у него и появилась мечта снимать кино. Он рассказывал: “Дело было в Германии. Мы шли после тяжелых боев, грязные, уставшие, легко раненные тоже среди нас. И я увидел кинооператора, он снимал проходящих ребят. И подумал, что эти лица сохранятся. И еще подумал, что, если останусь живым, попытаюсь стать кинооператором. Хотя совершенно не был подготовлен. До войны только-только начал заниматься фотографией. Девять классов школы, училище, армия. Десятый класс оканчивал после войны”.
После войны до 1949 года служил в военном гарнизоне Песочное под Костромой. После увольнения в запас работал на заводе стеклотары и одновременно получил аттестат зрелости.
В 1949 году поступил и в 1954 году окончил операторский факультет ВГИКа , мастерская Б.И. Волчека.
Дебютировал в качестве кинооператора в фильме «Молдавские напевы» (1955) на Кишинёвской киностудии хроникальных и документальных фильмов, где также работал оператором хроники для киножурнала «Советская Молдавия» (1954-1955).
С 1955 года около десяти лет работал оператором на Одесской киностудии.
В 1956 году был оператором знаменитого фильма «Весна на Заречной улице», снятого режиссёрами Феликсом Миронером и Марленом Хуциевым.
Сыграл несколько ролей как актер. Самая известная – старший лейтенант Владимир Яковенко в военной драме «Был месяц май».
Петр Тодоровский в фильме “Был месяц май”
Самоучкой пришёл в режиссуру, чтобы снимать свое кино. В нем открылись многие дарования: драматурга, композитора, и, главное, режиссёра.
Свой первый фильм – психологическую социальную драму «Никогда» – представил в 1962 году вместе с режиссёром Владимиром Дьяченко. Далее были ленты «Верность», «Фокусник», «Городской романс», «Своя земля», «Последняя жертва», «В день праздника», «Любимая женщина механика Гаврилова».
По-настоящему всемирное признание пришло к нему в 1983 году, когда он поставил свою легендарную картину «Военно-полевой роман», выдвинутую на премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».
В 1989 году представил другой свой легендарный фильм – «Интердевочка» по одноимённой повести Владимира Кунина. Первая отечественная лента о представительницах древнейшей профессии. Картина стала одной из самых популярных фильмов времён перестройки и лидером советского проката 1989 года.
Петр Тодоровский и Елена Яковлева на съемках фильма “Интердевочка”
В 1990-е снял ленты «Анкор, ещё анкор!», «Какая чудная игра», «Ретро втроём».
В 2000-е поставил фильмы «Жизнь забавами полна», «В созвездии Быка», «Риорита».
В 2004 году по мотивам автобиографической повести Петра Тодоровского «Вспоминай – не вспоминай. (Лучшие годы нашей жизни)» был снят телевизионный сериал «Курсанты» режиссёра А. Кавуна, впервые в истории российского телевидения номинированный на премию «Emmy International».
Петр Тодоровский был блестящим гитаристом, несмотря на то, что плохо слышал на одно ухо. Выступал как композитор и автор песен к ряду фильмов. Иногда аккомпанировал Владимиру Высоцкому при записях его песен.
Смерть Петра Тодоровского
Петр Тодоровский страдал ишемической болезнью сердца, и она постоянно давала о себе знать. В 2013 году проблемы со здоровьем у него начались 5 апреля, когда режиссер почувствовал себя неважно. В больнице города Троицка, рядом с которым жила семья Тодоровского, врачи установили: у режиссера – стенокардия, обусловленная атеросклерозом сосудов. Назначили терапию. После лечения Петр Ефимович почувствовал себя лучше и отправился домой. Но через пару недель развилась пневмония, поднялась температура, что спровоцировало новый приступ. Родные решили, что лучше, чтобы Тодоровский подлечился в Бакулевке, тем более что директор Центра сердечно-сосудистой хирургии Лео Бокерия – его старый друг. По словам вдовы Миры Григорьевны, Петр Ефимович тогда пришел в себя, но состояние его резко ухудшилось 24 мая с утра. Тодоровского перевели в реанимацию, но спасти не смогли – развилась острая сердечная недостаточность.
Умер 24 мая 2013 года в московской больнице от острой сердечной недостаточности.
“Перед смертью он не произносил никаких завещаний потомкам – это не в его характере. Он жил, любил, работал, думал, создавал”, – рассказывала его вдова Мира Григорьевна.
Прощание с режиссёром прошло 28 мая в Большом зале Дома кино. Похоронен на Новодевичьем кладбище (10 уч).
Актриса Инна Чурикова отмечала: «Он нашел меня, а я нашла его, просто я была в него влюблена как в человека и как в режиссера, для меня это были светлые минуты, когда я снималась в «Военно-полевом романе». Он удивительный – прошел войну, он знает жизнь и цену жизни. Знал… А режиссер он удивительный, чувствующий правду, любящий человека, знающий человека. У Петра самая светлая и нежная душа, и он был мне очень близок – мы с ним существовали на одной волне. Работать с ним было очень легко. Он не носился с собой, он не был важным».
Актриса Елена Яковлева говорила: «А он всегда был моим любимым режиссером. И мне безумно нравился его «Военно-полевой роман», после которого я мечтала сняться у Тодоровского хотя бы раз в жизни в любой роли… Мне повезло – я стала талисманом Петра Ефимовича. В каждой картине он находил для меня пусть малюсенькую роль. Жизнь прожита… И сейчас, оценивая ее, я могу сказать, что самое счастливое, что со мной случилось в кино, – это Тодоровский. Так было приятно и талантливо с ним работать. И боже мой, как его все любили, как его все боготворили… «Интердевочка» снималась в сложное время. Постоянно чего-то не хватало: то пленки, то еще чего-то. Но на съемочной площадке все пытались сделать так, чтобы Петр Ефимович не расстроился. Тодоровский – такой большой человек, такой многогранный, такой талантливый…».
Петр Тодоровский
Рост Петра Тодоровского: 168 сантиметров.
Личная жизнь Петра Тодоровского:
Дважды был женат.
Первая жена – актриса Надежда Чередниченко. Брак распался в 1961 году.
Петр Тодоровский и Надежда Чередниченко
Вторая жена – Мира Григорьевна Тодоровская (род. 30 июля 1933 года), продюсер. Были женаты с 1962 года.
В браке 8 мая 1962 года родился сын Валерий Тодоровский, режиссёр.
Внук – Пётр Валерьевич Тодоровский (1986 г.р.), журналист, режиссёр.
Петр Тодоровский с женой Мирой и сыном Валерием
Фильмография Петра Тодоровского:
1970 – Был месяц май – Владимир Яковенко, старший лейтенант
1977 – Трясина – эпизод
1984 – Мои современники (документальный)
1996 – Жизнь замечательных людей. Зиновий Гердт. Зяма. (документальный)
2000 – Чтобы помнили. Олег Борисов (документальный)
2003 – Кино, которое было. Марлен. Прощание с шестидесятыми (документальный)
2004 – Курсанты – местный житель
2005 – Как уходили кумиры. Зиновий Гердт (документальный)
2005 – Как уходили кумиры. Нинель Мышкова (документальный)
2006 – Правдивая история киномузыки (документальный)
2006 – Арбатский романс (документальный)
2006 – Карнавальная ночь-2, или 50 лет спустя – эпизод
2007 – Фильм про фильм. Весна на Заречной улице. Неоконченный рассказ… (документальный)
2009 – Монолог в четырёх частях. Пётр Тодоровский (документальный)
2010 – Ингеборга Дапкунайте. Без комплексов и вредных привычек (документальный)
2011 – Три жизни Евгения Евстигнеева (документальный)
2011 – Олег Митяев. “Фантазии завтрашнего дня” (документальный)
2011 – Елена Яковлева. ИнтерЛеночка (документальный)
Режиссерские работы Петра Тодоровского:
1962 – Никогда
1965 – Верность
1967 – Фокусник
1970 – Городской романс
1973 – Своя земля
1975 – Последняя жертва
1978 – В день праздника
1981 – Любимая женщина механика Гаврилова
1983 – Военно-полевой роман
1986 – По главной улице с оркестром
1989 – Интердевочка
1992 – Анкор, ещё анкор
1995 – Какая чудная игра
1998 – Ретро втроём
2001 – Жизнь забавами полна
2003 – В созвездии быка
2008 – Риорита
Сценарии Петра Тодоровского:
1965 – Верность
1970 – Городской романс
1975 – Последняя жертва
1978 – В день праздника
1983 – Военно-полевой роман
1986 – По главной улице с оркестром
1989 – Интердевочка
1992 – Анкор, ещё анкор
1995 – Какая чудная игра
1998 – Ретро втроём
2001 – Жизнь забавами полна
2003 – Личная жизнь официальных людей
2003 – В созвездии быка
2008 – Риорита
2015 – В далёком сорок пятом… Встречи на Эльбе
Операторские работы Петра Тодоровского:
1955 – Молдавские напевы (Melodii moldoveneşti)
1956 – Весна на Заречной улице
1956 – Моя дочь
1958 – Два Фёдора
1959 – Жажда
1962 – Никогда
Работы Петра Тодоровского как композитора:
1960 – Сильнее урагана – песня “Чужие волны плещут у руля…” (слова – Г.Поженян)
1965 – Над нами Южный крест – автор музыки к песне на стихи Г.Поженяна
1983 – Военно-полевой роман
1986 – По главной улице с оркестром
1992 – Анкор, ещё анкор
1995 – Какая чудная игра
1999 – Пришельцам новым (документальный)
2001 – Праздник
2001 – Жизнь забавами полна
2003 – Личная жизнь официальных людей
2003 – В созвездии быка
2008 – Риорита
2009 – Монолог в четырёх частях. Пётр Тодоровский (документальный)
2015 – В далёком сорок пятом… Встречи на Эльбе
Вокал Петра Тодоровского в кино:
1965 – Рабочий посёлок – текст песни Г.Шпаликова (нет в титрах)
1974 – Вылет задерживается
2001 – Жизнь забавами полна – песня “Нужно чтоб кто-то кого-то любил…”
Призы и награды Петра Тодоровского:
– Два ордена Отечественной войны I степени (1945, 1985 гг.);
– Орден Отечественной войны II степени (1945 г.);
– Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени – за выдающийся вклад в развитие отечественного кинематографа и многолетнюю творческую деятельность (31 декабря 2005);
– Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (26 августа 2000) – за большой личный вклад в развитие киноискусства;
– Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени – за заслуги перед государством и успехи, достигнутые в труде, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами (11 августа 1995);
– Лауреат премии «Золотой Овен» (1995, за гуманизм творчества);
– Лауреат Государственной премии РФ (1996, за фильмы «Военно-полевой роман», «Анкор, ещё Анкор!» и «Какая чудная игра»);
– Премия II-го Всесоюзного кинофестиваля за фильм «Верность» (Киев, 1966 год);
– Премия «Опера-прима» за лучшую первую режиссерскую работу, фильм «Верность» (МКФ в Венеции, 1965 год).