Петр фоменко биография личная жизнь
Биография
Петр Фоменко появился на свет в Москве 13 июля 1932 года. Он рос разносторонним ребенком. Так, на протяжении всего своего детства юный Петя увлекался различными видами спорта: то теннисом, то футболом, то традиционным хоккеем на льду, то хоккеем с мячом. Кроме того, Петр Наумович с ранних лет играл на скрипке и успешно прошел обучение в музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных. Как отмечается в различных источниках, за привитие ребенку любви к искусству в семье Фоменко отвечала мать: она же познакомила сына с театром.
Петр Фоменко | Unpictures
Петр горячо полюбил театральные подмостки и вознамерился стать актером. Впрочем, после окончания школы он продолжил идти по пути получения музыкального образования, закончив Музыкальное училище имени Ипполитова-Иванова по классу скрипки. Но продолжать в том же духе будущий прославленный режиссер не хотел: его, все сильнее с каждым годом, манил театр.
Петр Фоменко | ForumDaily
Фоменко даже поступил на актерское отделение Школы-студии МХАТ, где приобрел славу «одаренного изгоя». Его прогрессивный взгляд на театральное искусство был чужд консервативным преподавателям, что нередко становилось причиной конфликтов и споров. И на третьем курсе Петра Наумовича все-таки отчислили с формулировкой «за хулиганство».
Петр Фоменко в молодости
Не отчаявшись из-за неудачи во МХАТе, Фоменко поступил в ГИТИС, на режиссерский факультет. Параллельно с этим он учился на заочном отделении филологического факультета МГПИ им. Ленина. Примечательно, что именно в МГПИ Петр Наумович познакомился с такими выдающимися артистами, как Юрий Визбор, Юрий Коваль, Юлий Клим. Впоследствии именно с ними Фоменко организовывал свои первые «капустные» постановки.
Неудачное начало карьеры
Окончив ГИТИС, режиссер получил работу в театре Маяковского. Впрочем, и тут его не поджидал оглушительный успех: спектакли Фоменко также шли вразрез с общепринятым взглядом на то, как стоит организовывать театральные постановки в Советском Союзе. Спектакль режиссера под названием «Смерть Тарелкина» подвергся запрету после того, как был показан всего пятьдесят раз. А постановка «Новая Мистерия-Буфф» и вовсе не была допущена к показу советским зрителям.
Петр Фоменко | Помни всегда
Постепенно Петр Наумович получил нелестное прозвище «осквернителя русской классики» и на несколько лет остался без серьезной работы. Иногда он выступал в роли помощника режиссера на телевидении, иногда ставил небольшие спектакли в провинциальных театрах. На протяжении небольшого промежутка времени Фоменко даже работал по своей второй специальности – филологом.
Дальнейшая карьера
Отчаявшись найти работу в родных краях, режиссер решил попытать счастье в Грузии. Там ему действительно нашлось, чем заняться: около двух лет Фоменко проработал в Тбилисском театре Грибоедова. В начале 70-х Петр Наумович вернулся в РСФСР и устроился в Ленинградский Театр Комедии. Под его режиссурой были поставлены такие спектакли, как «Родственники», «Измена», «Мизантроп» и другие. Именно ему известная актриса Ольга Антонова отчасти обязана своим умением воплощать очень разных, не похожих друг на друга персонажей.
Петр Фоменко | Buro 24/7
Но и из этого театра Фоменко, по сути, выгнали, сославшись на идеологические причины. Спустя некоторое время режиссер вернулся в Москву и снова устроился на работу в Московский академический театр им. Маяковского, а затем – в Государственный академический театр им. Вахтангова. «Без вины виноватые», «Пиковая дама» и другие спектакли стали основой его новой работы.
Петр Фоменко | Alphoto
Не меньшее значение имела преподавательская работа, которой Петр Наумович занялся в ГИТИСе. Сначала он имел статус одного из педагогов, трудящихся в студии Оскара Ремеза, однако вскоре был удостоен звания профессора и смог набрать свой собственный курс подопечных. В общей сложности режиссер преподавал порядка двух десятков лет. Из-под его крыла вышли такие артисты, как Марина Глуховская, Сергей Пускепалис, Галина Тюнина, Полина Агуреева, Илья Любимов, Андрей Казаков, Евгений Цыганов и многие другие.
Петр Фоменко | Русский репортер
Постепенно «накопилось» настолько много «фоменок», что с помощью этих артистов можно было ставить полноценные спектакли. В 1993 году в столице был основан Московский театр «Мастерская Петра Фоменко», основу труппы которого и составили выпускники ГИТИС, обучавшиеся у Петра Наумовича.
На сегодняшний день в работе театра задействовано уже несколько поколений «фоменок», а цитаты уроков одаренного педагога для артистов превратились в заповеди. «Волки и овцы», «Три сестры», «Семейное счастие», «Таня-Таня», «Сказка Арденнского леса» – вот лишь несколько из поставленных театром спектаклей.
Петр Фоменко | Online TV
В 2000 году режиссер даже поработал в качестве преподавателя в Парижской консерватории. За огромный вклад в развитие театра Петр Фоменко был награжден большим количеством отечественных и зарубежных наград: французским орденом искусств и литературы, премиями «Чайка» и «Триумф», наградами «Хрустальный Турандот» и «Золотая Маска», званиями Заслуженного деятеля культуры Польши и Народного артиста России. А в 2015 году был снят десятисерийный документальный фильм «Легкое дыхание», посвященный творческому пути режиссера.
Работа в кино
Хотя главным делом всей жизни Петра Фоменко был театр, он оставил свой след и в истории кинематографа. Так, вместе с Борисом Вахтином он написал сценарий для фильма «На всю оставшуюся жизнь», который сам же и срежиссировал, а также исполнил для него песню (компанию Фоменко составила Таисия Калинченко).
Петр Фоменко в фильме “Джентльмены из Конгресса” | Кино-Театр
Также он выступил режиссером на съемках фильмов «Поездки на старом автомобиле», «Почти смешная история». Кроме того, Петр Наумович сам сыграл небольшие роли в фильмах «Джентльмены из Конгресса», «Черный монах», «Поездки на старом автомобиле».
Личная жизнь
Петр Фоменко был человеком творческим и темпераментным, и его женщины лучшее тому доказательство. Их, горячо любимых, в жизни режиссера было три: первая жена Лали Бадридзе, вторая супруга Майя Тупикова и любовница Аудроне Гирдзияускайте. К слову, именно последняя подарила Петру Наумовичу то, без чего немыслима семья: сына Андрюса.
Майя Тупикова, вдова режиссера | Кино-Театр
Хотя родители и не были официально женаты, Фоменко признал своего сына и старался помогать ему и его матери. Другие дети режиссеру судьбой уготованы не были.
Петр Наумович умер в августе 2012 года в Москве, причина смерти – сердечный приступ. Режиссера, чьи фото навек вошли в анналы театральной истории, похоронили на московском Ваганьковском кладбище.
Биография Петра Фоменко
Петр Фоменко – это прославленный режиссер и театральный педагог, чей многолетний труд сформировал сам стиль и образ российского театра. Среди его учеников было множество звезд современного искусства.
Среди его театральных постановок – бессчетное множество шедевров. Именно поэтому в настоящее время Петра Фоменко, называют классиком российской сцены. Человеком, который стал образцом для многих десятков последователей.
Ранние годы, детство и семья Петра Фоменко
Пётр Фоменко появился на свет 13 июля 1932 года в городе Москва. В детстве он был самым обычным парнем, а потому, как и многие его сверстники, увлекался спортом.
В разные годы он занимался футболом, теннисом, хоккеем с мячом и традиционным хоккеем с шайбой. Некоторое время спустя в числе его увлечений появились также музыка и театр. Как отмечается в ряде источников, любовь к искусству парню привила мать.
Еще в детском возрасте наш сегодняшний герой окончил музыкально-педагогический институт имени Гнесиных, а затем еще и училище Ипполитова-Иванова (класс скрипки). Некоторое время Петр Фоменко думал о том, что в будущем станет музыкантом, однако впоследствии все-таки поступил в театральный ВУЗ – в Школу-студию МХАТ. Именно поэтому в своих более поздних интервью наш сегодняшний герой неоднократно признавался, что в театр его привела музыка.
Однако поступить в МХАТ, как известно, это еще полдела. И ярким примером тому является сам прославленный режиссер. Будучи ярким, живым и креативным, Петр Фоменко никогда не хотел развиваться в канве скупого и консервативного советского искусства. Его считали «одаренным изгоем», а потому он постоянно пребывал в немилости у местных педагогов.
Именно поэтому уже на третьем курсе Петра Фоменко отчислили, подыскав для этого какой-то сомнительный предлог.
После этого наш сегодняшний герой поступил на филологический факультет МГПИ имени Ленина, где стал учиться на заочном отделении. В период учебы он сдружился со многими известными деятелями советский неформатной сцены. Он режиссировал «капустники» для Юрия Визбора, ставил некоторые музыкальные спектакли для Юрия Коваля. Некоторое время спустя он едва самостоятельно не поставил пушкинского «Каменного гостя». Однако данный проект так и остался на стадии репетиций.
Моцарт и Сальери. Пародия «Петр Фоменко»
После окончания МГПИ Петр Фоменко снова взялся за учебу и поступил на режиссерский факультет ГИТИСа. Именно здесь в 1958-м году он поставил свой первый спектакль.
Карьера Петра Фоменко: режиссер и педагог
После окончания ГИТИСа Петр Фоменко стал работать в театре Маяковского, однако и в этот раз мир «советского партийного искусства» крайне негативно принял молодого режиссера. Его постановка «Смерть Тарелкина» была запрещена после пятидесяти показов.
Его спектакль «Новая Мистерия-Буфф» и вовсе был не допущен к показу. В довершение всего в один прекрасный момент театральные критики Страны советов нарекли режиссера «осквернителем русской классики», после чего Петр Фоменко надолго остался без работы.
После этого наш сегодняшний герой долгое время жил случайными заработками. Он ставил представления в провинциальных театрах, иногда помогал режиссерам на телевидении. Некоторое время Петр Наумович даже работал филологом. Однако впоследствии талантливый «неформатный» режиссер все-таки нашел для себя подходящее место в мире театрального искусства.
Петр Фоменко: «Хорошее отношение к лошадям»
Оставив Россию, Петр Фоменко отправился в Грузию, где в течение двух лет проработал в Тбилисском театре Грибоедова. В 1972-м году он вновь вернулся в РСФСР, где стал трудиться в качестве режиссера Ленинградского Театра Комедии. Пять лет спустя наш сегодняшний герой стал главным режиссером данного театра, однако, несмотря на это, уже в 1981-м году вновь-таки был вынужден уйти из-за очередного «идеологического конфликта».
В том же году Петр Фоменко вернулся в Москву, где некоторое время спустя нашел работу в том самом Театре Маяковского. В 1989-м году режиссер перешел в Театр Вахтангова.
Параллельно с этим (начиная с 1981-го года) Петр Наумович преподавал в родном для себя ГИТИСе. Поначалу он работал лишь в качестве одного из педагогов студии Оскара Ремеза. Однако уже в 1992-м году получил звание профессора, а вместе с ним и право набрать свой собственный курс.
С тех пор в качестве преподавателя Петр Фоменко работал около двадцати лет. В разные годы его учениками были Сергей Пускепалис, Полина Агуреева, Миндаугас Карбаускис, Галина Тюнина, Марина Глуховская, и многие другие прославленные деятели театра.
В 2000-м году наш сегодняшний герой также работал педагогом в Парижской консерватории.
Параллельно с педагогической деятельностью, Петр Фоменко продолжал работать в качестве режиссера. С 1993-го года он работал в качестве руководителя Московского театра «Мастерская Петр Фоменко», а также ставил спектакли в других театрах. В разное время режиссером было поставлено порядка шестидесяти спектаклей в Москве, Тбилиси, Париже, Вроцлаве, Санкт-Петербурге и Зальцбурге.
За свой выдающийся вклад в развитие театрального искусства наш сегодняшний герой получил огромное множество различных премий как в России, так и в странах Европы. Так, в частности, в личной коллекции мастера есть «Золотая Маска», «Хрустальный Турандот», премии «Триумф» и «Чайка», французский орден искусств и литературы, а также звание Народного артиста России и Заслуженного деятеля культуры Польши.
Его путь в искусстве был прерван лишь смертью. Великий мастер умер в результате сердечного приступа девятого августа 2012-го года. Ныне могила Петра Наумовича находится на Ваганьковском кладбище.
Личная жизнь Петра Фоменко
В жизни режиссера было три брака. Первой его супругой была грузинка Лали Бадридзе, которая работала художником-постановщиком в тбилисском театре. После этого наш сегодняшний герой долгое время состоял в любовных отношениях с литовской писательницей Аудроне Гирдзияускайте, которая фактически была его гражданской женой. В рамках этого союза на свет появился внебрачный сын Петра Фоменко – Андрис.
Последней супругой режиссера была актриса Майя Тупикова. С ней Петр Наумович прожил до конца своих дней.
Петр Фоменко
Петр Наумович Фоменко. Родился 13 июля 1932 года в Москве – умер 9 августа 2012 года в Москве. Советский и российский режиссер, сценарист, актер, театральный деятель, педагог. Художественный руководитель Московского театра «Мастерская Петра Фоменко». Заслуженный деятель культуры Польши (1979). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1987). Народный артист Российской Федерации (1993).
Петр Фоменко родился 13 июля 1932 года в Москве.
Отец – Наум Осипович Элинсон, военный музыкант, работал заместителем инспектора военных оркестров, когда в 1936 году при Московской государственной консерватории был создан военный факультет, стал его первым начальником.
Мать – Александра Петровна Фоменко, сотрудник Министерства внешней торговли, прекрасно знала русскую и зарубежную поэзию, хорошо разбиралась в классической музыке.
Родители Петра вместе практически не жили. Наум Осипович изредка их навещал.
С ранних лет Петр занимался музыкой, учился по классу скрипки. Окончил училище Ипполитова-Иванова и музыкально-педагогический институт им. Гнесиных. И позже, когда стал режиссером, он создавал спектакли, где музыка была неотъемлемой частью.
Поскольку мать была постоянно занята по работе, о Петре заботилась няня – девушка Варя из Белоруссии. Она присматривала за ним почти с самого его рождения. Варя была абсолютно неграмотной – вместо подписи ставила крестик, но по-житейски очень мудрой.
Окончил московскую школу № 9. Увлекался футболом, играл во дворе с будущим знаменитый футболистом Анатолием Ильиным. Также играл в теннис, хоккей с мячом и в хоккей с шайбой.
Поступил в Школу-студию МХАТ, где быстро стал для консервативных преподавателей-академиков средоточием всего, что «глубоко противопоказано великой школе русского театра». С одарённым «изгоем», несмотря ни на что, продолжал заниматься Б. И. Вершилов (ученик Е. Б. Вахтангова). Тем не менее, Фоменко был отчислен «за хулиганство» с третьего курса в 1953 году.
Его хулиганство заключалось в следующем. Учебное заведение регулярно посещала Книппер-Чехова, и всякий раз ее принимали очень торжественно. Однажды Петю и его друга Сашу Косолапова секретарь деканата попросила подежурить у телефона, а сама отлучилась. И в эти самые минуты позвонили от Книппер-Чеховой – попросили перенести назначенную на завтра встречу. Тогда вместе с другом Александром Косолаповым они решили всех разыграть. Косолапов переоделся в Книппер-Чехову, а Фоменко изображал сопровождающего. На крыльце собралась толпа преподавателей и студентов во главе с ректором Вениамином Захаровичем Радомысленским. Петр выскочил из машины, открыл дверцу и со всей галантностью помог «Ольге Леонардовне» покинуть авто. К высокой гостье тут же подлетели представители руководства вуза: стали прикладываться к ручке, говорить, как безмерно рады видеть. Подмена быстро открылась, и на экстренном заседании ректората встал вопрос об отчислении участников розыгрыша. Не замеченному прежде в крупных безобразиях Косолапову удалось удержаться, а Фоменко выставили с формулировкой «за хулиганство».
Забрав документы, он поступил сразу в два института – на режиссерский факультет ГИТИСа и на заочное отделение МГПИ (на филфаке его взяли на четвертый курс). В пединституте Петр оказался в очень талантливой компании Кима, Визбора, Ряшенцева, Коваля. Вместе с ними создавал знаменитые капустники и даже пытался ставить пушкинского «Каменного гостя».
Петр Фоменко в молодости
Параллельно учился на режиссёрском факультете ГИТИСа (курс Н. М. Горчакова; среди педагогов А. А. Гончаров, Н. В. Петров), который окончил в 1961 году. Первый спектакль поставил в 1958 году.
В Театре на Малой Бронной поставил спектакли: «Беспокойное наследство» К. Я. Финна; «Один год» по Ю. П. Герману; «Как вам это понравится» У. Шекспира.
Поставленный Петром Фоменко в 1966 году в Театре им. Маяковского спектакль «Смерть Тарелкина» был запрещён после пятидесяти показов.
Театральной легендой стал спектакль «Новая Мистерия-Буфф» в Театре им. Ленсовета (1967), не допущенный до премьеры. Об этом спектакле Фоменко рассказывал: «После первого же просмотра в театре им. Ленсовета ко мне подошли два замечательных ленинградских критика, И. И. Шнейдерман и Р. М. Беньяш, и сказали: “Молодой человек, у вас много вещей с собой? Возьмите вещи и уезжайте”. Вещей было немного, но я не послушался, и спектакль сдавали ещё четыре раза. Игорь Петрович Владимиров похудел в эти дни, побледнел, потому что это всё ему, конечно, было тяжело… Потом пришёл Н. П. Акимов как главный эксперт… Он сказал: “Я не люблю Маяковского, но то, что я увидел, – это не Маяковский“. С последней шестой сдачи выгнали всех зрителей, проверяли, нет ли людей под креслами».
В это время Пётр Фоменко жил без постоянной работы, перебиваясь случайными заработками на телевидении, в провинциальных театрах, драмкружках и даже частной практикой филолога. К этому же периоду относится работа в студенческой театральной студии МГУ на Ленинских горах, где он после постановки спектаклей «Вечер Михаила Светлова» и «Татьянин день» приступил к репетициям «Носорогов» Ионеско, но репетиции были прекращены по распоряжению МГК КПСС.
Не найдя работы в Москве, он уехал в Тбилиси, где два сезона работал в Тбилисском театре им. Грибоедова.
С 1972 по 1981 годы работал в Ленинградском Театре Комедии (с 1977 главный режиссёр), откуда ушёл после давно назревшего идеологического конфликта с обкомом КПСС под руководством Г.В. Романова.
Постановки Петра Фоменко в Ленинградском театре комедии:
- 1972 – «Этот милый старый дом» А. Н. Арбузова;
- 1973 – «Троянской войны не будет» Ж. Жироду;
- 1974 – «Старый Новый год» М. М. Рощина;
- 1974 – «Родственники» Э. В. Брагинского и Э. А. Рязанова;
- 1975 – «Мизантроп» Мольера;
- 1975 – «Муза» Г. М. Никитина;
- 1978 – «Лес» А. Н. Островского;
- 1978 – «Пассаж в пассаже» С. В. Михалкова по Ф. М. Достоевскому;
- 1978 – «Опасно для жизни» А. Антохина.;
- 1979 – «Свадьба. Юбилей» по А. П. Чехову;
- 1979 – «Добро, ладно, хорошо» В. И. Белова;
- 1980 – «Измена» Л. Г. Зорина;
- 1980 – «Тёркин-Тёркин» А. Т. Твардовского;
- 1981 – «Сказка Арденского леса» Ю. Ч. Кима по мотивам пьесы У. Шекспира «Как вам это понравится».
Он возвращается в Москву. С 1982 года – режиссёр в Театре имени В. В. Маяковского, с 1989 года – в Театре имени Е. Б. Вахтангова.
Постановки Петра Фоменко в театре имени Владимира Маяковского: «Смерть Тарелкина» А. В. Сухово-Кобылина; «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого.
Постановки Петра Фоменко в театре имени Е. Вахтангова: «Дело» А. В. Сухово-Кобылина; «Государь ты наш, батюшка» по «Детоубийце» Ф. Горенштейна; «Без вины виноватые» А. Н. Островского; «Пиковая дама» А. С. Пушкина; «Воскрешение, или Чудо святого Антония» М. Метерлинка.
С 1981 года начинает преподавать в ГИТИСе по приглашению своего учителя, Андрея Александровича Гончарова (поначалу как педагог в мастерской О. Я. Ремеза).
Постановки Петра Фоменко в Мастерской в ГИТИСе: «Борис Годунов» А. С. Пушкина; «Игроки» Н. В. Гоголя (совместно с Р. А. Сиротой); «Пиковая дама» А. С. Пушкина; «Волки и овцы» А. Н. Островского.
В 1985 году как режиссер снял фильм «Поездки на старом автомобиле» с Людмилой Максаковой в главной роли (режиссера Зои Павловны). В картине он и сам сыграл одну из ролей – Петю (актёр народного театра в роли помещика Чубукова в постановке Зои Павловны).
Петр Фоменко в фильме “Поездки на старом автомобиле”
Появлялся на экране и в других лентах.
Петр Фоменко в фильме-спектакле “Джентльмены из Конгресса”
В 1992 году получает звание профессора РАТИ.
В 1993 году основал Московский театр «Мастерская П. Н. Фоменко». В 1997 году постановлением правительства Москвы «Мастерской П. Фоменко» было передано помещение бывшего кинотеатра «Киев» на Кутузовском проспекте. Это были два маленьких зала, которые вмещали не более 100 зрителей. Запись на некоторые спектакли шла на полгода вперёд, потому что всех вместить не могли.
В 2005 году при поддержке правительства Москвы и банка ВТБ началось строительство нового здания театра. К январю 2008 года театр перебрался в новое помещение на набережной Тараса Шевченко. Новое многоуровневое здание театра размещается на высоком склоне Москвы-реки. На крыше здания располагаются газон и цветник. Здание облицовано натуральным камнем с использованием алюминиевых и стальных панелей. Внутреннюю обстановку театра оборудовали по требованиям самого Петра Фоменко. В театре две сценические площадки и два зала, рассчитанные на 450 и 150 мест. Большой зал – это классический театр с ложами, партером и амфитеатром. Трансформируемая авансцена позволяет устроить оркестровую яму или увеличить её глубину настолько, что действие спектакля может разворачиваться непосредственно в зале. В двухъярусном помещении малого зала установлен комплекс подъемно-спусковых механизмов и трансформируемые щиты, с помощью которых можно не только изменить габариты и пропорции зала, но и раскрыть его во внешнее пространство – на набережную и панораму Москвы-Сити.
Постановки Петра Фоменко в Московском театре «Мастерская Петра Фоменко»:
- 1996 – «Таня-Таня» О. Мухиной;
- 1996 – «Свадьба» А. П. Чехова;
- 1998 – «Чичиков. Мёртвые души, том второй», фантазия на тему позднего Н. В. Гоголя;
- 2000 – «Одна абсолютно счастливая деревня», по Б. Б. Вахтину;
- 2000 – «Семейное счастие» Л. Н. Толстого;
- 2001 – «Безумная из Шайо» Ж. Жироду;
- 2001 – «Война и мир. Начало романа. Сцены» Л. Н. Толстого;
- 2002 – «Египетские ночи», по произведениям А. С. Пушкина и В. Я. Брюсова;
- 2004 – «Он был титулярный советник» по «Запискам сумасшедшего» Н. В. Гоголя (мизансцены);
- 2004 – «Три сестры» А. П. Чехова;
- 2006 – «Прости нас, Жан-Батист» по «Мещанину во дворянстве» Ж.-Б. Мольера («соучастник-оппонент»);
- 2006 – «Как жаль» по пьесе «Любовная отповедь сидящему в кресле мужчине» Г. Гарсиа Маркеса;
- 2008 – «Бесприданница» А. Н. Островского;
- 2008 – «Сказка Арденского леса» Ю. Ч. Кима по канве пьесы У. Шекспира «Как вам это понравится»;
- 2009 – «Триптих» А. С. Пушкина по «Графу Нулину», «Каменному гостю» и «Сценам из Фауста»;
- 2012 – «Театральный роман (Записки покойника)» М. А. Булгакова. Совместно с К. А. Пироговым.
В 2000 году преподавал в Парижской консерватории, затем ставил спектакли в Комеди Франсез (2003), а в 2005 году на Чеховском фестивале в Москве был показан спектакль поставленный Фоменко на актёров труппы Comédie-Française «Лес» Островского.
В 2001 году выпустил последний курс студентов. В 2003 году оставил кафедру режиссуры в РАТИ (ГИТИС) и ушёл из официальной театральной педагогики, которой отдал более двадцати лет жизни.
Среди учеников Фоменко – режиссёры Сергей Женовач, Иван Поповски, Олег Рыбкин, Елена Невежина, Владимир Епифанцев, Миндаугас Карбаускис, Сергей Пускепалис, Алексей Бураго, Николай Дручек; актёры Игорь Угольников, Галина Тюнина, сёстры Полина и Ксения Кутеповы, Мадлен Джабраилова, Полина Агуреева, Тагир Рахимов, Андрей Казаков, Кирилл Пирогов, Илья Любимов, Евгений Цыганов, Инга Оболдина.
Умер 9 августа 2012 года в Москве. Похоронен 13 августа на Ваганьковском кладбище Москвы.
Личная жизнь Петра Фоменко:
Дважды был женат.
Первая жена – Лали Бадридзе, художник-постановщик.
Вторая жена – Майя Тупикова, актриса.
Они познакомились в Крыму в середине 1960-х. Майя Тупикова вспоминала: “Мои коллеги по Ленинградскому театру комедии Инна Родионова, работавшая в литературной части, и актриса Маша Пантелеева позвали меня в свою компанию: «С хозяйкой уже договорились – она сдает нам замечательную терраску». В то утро, как обычно, мы отправились на пляж. Загораем, и вдруг мои девчонки вскакивают и с криками «Петя! Петя приехал!» – уносятся прочь. Я ошалело смотрю им вслед и вижу вдали двух молодых людей – высокого поджарого блондина и коренастого крепыша, тело которого покрыто белым мехом – русая «поросль» выгорела на солнце. «Ну и кто этот блондин?» – думаю я и иду к морю. Когда, наплававшись, возвращаюсь, девчонки с сияющими глазами говорят: – Представляешь, кто здесь?! Фоменко!”… В Москву они уже ехали вместе. На момент их знакомства у Тупиковой был 10-летний сын Андрей от брака с Леонидом Шапиро.
Около десяти лет жили в гражданском браке, потом оформили официальный. В браке у Фоменко и Тупиковой детей не было.
“Если говорить о годах нашей совместной жизни, то расклад был такой: загоревшись новой постановкой, на протяжении всей работы Петя к спиртному почти не прикасался, а вот оставшись не у дел, очень даже мог позволить. Случалось, из гостей тащила его на себе”, – рассказывала Тупикова.
Майя Тупикова – жена Петра Фоменко
У Фоменко остался внебрачный сын Андрюс, рождённый литовской писательницей и театральным критиком Аудроне Гирдзияускайте. С ней Фоменко познакомился во время учебы в ГИТИСе, где девушка-литовка получала профессию театроведа. Случился роман, Аудроне забеременела. Петр усыновил ребенка, однако жениться и переезжать в Прибалтику не захотел.
Сын Андрюс стал художником.
Аудроне Гирдзияускайте – мать сына Петра Фоменко
Фильмография Петра Фоменко:
1982 – Джентльмены из Конгресса (фильм-спектакль) – Сол Фицморис, член комиссии по ассигнованиям конгресса США
1985 – Поездки на старом автомобиле – Петя
1988 – Чёрный монах – Песоцкий Егор Семенович, отец Татьяны
1991 – Николай Акимов (документальный)
1998 – Чтобы помнили. Алексей Эйбоженко (документальный)
2007 – Фома. Поцелуй через стекло (документальный)
Озвучивание Петра Фоменко:
1990 – Повести Белкина. Гробовщик (фильм-спектакль) – авторский текст (нет в титрах)
Вокал Петра Фоменко:
1975 – На всю оставшуюся жизнь – в дуэте с Т.Калиниченко “На всю оставшуюся жизнь” (музыка – Вениамин Баснер, слова – Б.Вахтин и П.Фоменко)
Режиссерские работы Петра Фоменко:
1971 – Семейное счастье (фильм-спектакль)
1973 – Детство. Отрочество. Юность (фильм-спектакль)
1975 – На всю оставшуюся жизнь
1976 – Король Матиуш Первый (фильм-спектакль)
1977 – Почти смешная история
1981 – Повести Белкина. Выстрел (фильм-спектакль)
1981 – Любовь Яровая (фильм-спектакль)
1983 – Этот милый старый дом (фильм-спектакль)
1984 – Повести Белкина. Метель (фильм-спектакль)
1985 – Поездки на старом автомобиле
1988 – Пиковая дама (фильм-спектакль)
1990 – Повести Белкина. Гробовщик (фильм-спектакль)
1994 – Без вины виноватые (фильм-спектакль)
2001 – Таня-Таня (фильм-спектакль)
2003 – Одна абсолютно счастливая деревня (фильм-спектакль)
2004 – Волки и овцы (фильм-спектакль)
2012 – Триптих (фильм-спектакль)
2012 – Театральный роман. Записки покойника (фильм-спектакль)
2013 – Пиковая дама (фильм-спектакль)
Сценарии Петра Фоменко:
1973 – Детство. Отрочество. Юность (фильм-спектакль)
1984 – Повести Белкина. Метель (фильм-спектакль)
Библиография Петра Фоменко:
1983 – Приближаясь к Толстому
2003 – Он воспитал наш пламень…
Награды и звания Петра Фоменко:
– Золотая медаль имени А. Д. Попова (1978) – за спектакль «Любовь Яровая» К. А. Тренёва;
– Заслуженный деятель культуры Польши (1979);
– Заслуженный деятель искусств РСФСР (1987) – за заслуги в области советского театрального искусства;
– Народный артист Российской Федерации (1993);
– Международная театральная премия имени К. С. Станиславского (1993);
– премия фестиваля «Московские сезоны», (сезон 1992-1993), за спектакль «Без вины виноватые»;
– приз московской критики «Гвоздь сезона», (сезон 1992-1993), за спектакль «Без вины виноватые»;
– Государственная премия Российской Федерации (1994) – за спектакль «Без вины виноватые» А. Н. Островского;
– Государственная премия Российской Федерации (1997) – за создание театра «Мастерская П. Фоменко»;
– Государственная премия Российской Федерации (2001) – за спектакли «Одна абсолютно счастливая деревня», «Семейное счастие», «Война и мир. Начало романа. Сцены»;
– премия «Золотая маска» (1995, за спектакль «Великолепный рогоносец»; 2002, за спектакль «Война и мир. Начало романа»; 2006, за спектакль «Три сестры»);
– премия Станиславского (сезон 1995-1996, за спектакль «Пиковая дама»; сезон 1999-2000, за спектакль «Одна абсолютно счастливая деревня»);
– премия «Хрустальная Турандот» (1993) – за спектакли «Без вины виноватые» и «Волки и овцы» А. Н. Островского; 1996, за спектакль «Пиковая дама» А. С. Пушкина;
– премия имени Георгия Товстоногова (2001) – за выдающийся вклад в развитие театрального искусства;
– премия «Триумф» (2001);
– премия «Чайка» (2002), в почётной номинации «Патриарх»;
– премия Председателя Союза театральных деятелей Российской Федерации (сезон 2002-2003);
– премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства (2003) – за выдающийся творческий и научный вклад в художественную культуру России;
– орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1996);
– орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (2003);
– орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (2007);
– орден искусств и литературы (Франция) (2005);
– Почётная грамота Правительства Москвы (2002) – за большие творческие достижения в развитии театрального искусства и в связи с 70-летием со дня рождения;
– зрительская премия «ЖЖивой театр» (2009) в номинации «Режиссура: мэтры» за спектакль «Бесприданница» по А. Н. Островскому;
– зрительская премия «ЖЖивой театр» (2010) в номинации «Режиссура: мэтры» за спектакль «Триптих» по А. С. Пушкину.
последнее обновление информации: 06.11.2020