Павел луспекаев биография личная жизнь и смерть
Павел Луспекаев — биография
Павел Луспекаев – актер театра, кино, получивший всесоюзную известность благодаря роли в кинокартине «Белое солнце пустыни».
Детство и юность
Павел Луспекаев родился 20 апреля 1927 года в селе Большие Салы, расположенном на территории Северо-Кавказского края. В данное время этот населенный пункт относится к Ростовской области. Отец будущего актера, Богдасар Гукасович, происходил из нахичеванских армян. Он носил фамилию Луспекян и работал мясником. Мама, Софья Авраамовна Ковалева, была русской, донской казачкой. Горячая южная кровь, соединенная с бунтарской казачьей, не давала их сыну покоя. Павел был очень сильным, рос хулиганом и драчуном. Как-то раз в драке его ударили раскаленной кочергой по лицу, страшное оружие пропороло кожу в нескольких миллиметрах от глаза. Взрослый Павел и сам удивлялся тому, как он остался живым и не искалеченным после такой бурной молодости.
На фото Павел Луспекаев в детстве
После окончания семилетки юноша отправился получать профессию в Луганском ремесленном училище. В военное время училище эвакуировали в город Фрунзе, здесь Павел стал работать слесарем. Когда юноше исполнилось шестнадцать, он добровольцем отправился на фронт. Крепкого, сильного юношу зачислили в партизанский отряд, где он попал в разведгруппу. В составе «Опергруппы 00134» парень много раз участвовал в боевых операциях. Поначалу ему везло, но в одном из боев Павел получил тяжелое ранение. Разрывная пуля сильно повредила ему руку, раздробила локтевой сустав. Когда его привезли в Саратовский военный госпиталь, хирурги стали срочно готовить раненого к ампутации искалеченной руки.
В это время молодой партизан часто проваливался в бессознательное состояние. Голоса врачей доносились до него, как в тумане. Услышав страшный приговор, он невероятным усилием воли вышел из бессознательного состояния, не позволяя хирургу даже тронуть свою руку. Врач вынужден был пообещать спасти конечность. И доктор смог это сделать, сохранил руку Павлу. После выздоровления молодого человека откомандировали на службу в штаб партизанского движения 3-го Украинского фронта. В 1944 году его демобилизовали, он уехал жить в Ворошиловград, который сейчас называется Луганском.
Театр
Молодой человек решил поступить на службу в местный театр, он давно понимал, что у него есть сценический талант. В труппе Ворошиловградского областного русского драмтеатра бывший воин показал себя очень способным актером. Павел играл Алешу в спектакле «На дне», Людвига в постановке «Под каштанами Праги». Актер-самоучка прекрасно понимал, что ему необходимо специальное образование. Дождавшись, когда закончится война, в 1946 году он поступает в Щепкинское училище, учится в мастерской Константина Зубова. Педагог был очень доволен способностями и усердием своего студента.
Павел Луспекаев в театре
Дипломированный специалист уезжает на работу в Тбилиси, на протяжении семи лет он играет на подмостках Тбилисского государственного русского драмтеатра имени Грибоедова. Актер создал яркий образ Мартына Кандыбы в «Калиновой роще», играл Вожеватова в «Бесприданнице», Борейко в «Порт-Артуре». И это только малая часть ролей, которые довелось сыграть Павлу Борисовичу перед жителями грузинской столицы. Талантливые актеры были нужны везде – в 1957 году Павла пригласили на службу в киевский Театр русской драмы имени Леси Украинки. Инициатором приглашения стал Леонид Варпаховский. В постановке «Второе дыхание» актер перевоплощается в военного моряка Бакланова.
Через два года после переезда на Украину Кирилл Лавров посоветовал Павлу поступить на службу в БДТ. Георгий Товстоногов был рад приезду Луспекаева в северную столицу, под его руководством Павел сыграл множество значимых, ярких ролей. Все началось с роли Егора Черкуна, которую он сыграл в «Варварах». Далее была работа в «Эзопе», где Павел создал образ Агностоса, в «Пяти вечерах» он играл Тимофеева, в «Иркутской истории» — Бойцова. Ролей было много, Павел Борисович чувствовал себя невероятно счастливым и востребованным. Ленинградские театралы очень высоко ценили его игру.
Фильмы
В 1954 году актера впервые пригласили сниматься в кино. Ему досталась роль Бориса в киноленте «Они спустились с гор» Николая Санишвили. Через год Павла пригласили на съемки фильма «Тайна двух океанов», предложив ему сыграть роль лейтенанта государственной безопасности Карцева. После этого было еще несколько ролей второго плана. В 1961 году советские зрители увидели новый фильм с участием Луспекаева. Это была кинолента «Балтийское небо». Здесь Павлу довелось играть не совсем обычного по советским меркам героя. Антона Кузнецова все считают хулиганом и дебоширом. Он был курсантом военного училища, но не сумел его закончить, молодого человека исключают за недостойное поведение и пьянку.
Павел Луспекаев в фильме «Капроновые сети»
Парня отправляют на фронт, здесь он проходит суровую школу жизни. Кузнецов осознает свои ошибки, в корне меняет поведение, отношение к своим обязанностям. Антон Кузнецов погиб в боях за Родину, посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза. В картине Геннадия Полоки, Ивана Шенгелия «Капроновые сети» (1962) Луспекаеву досталась роль шофера Степана. Он успел сняться в этом фильме, однако герой Павла говорит голосом Леонида Галлиса. Во время озвучивания Павел Борисович уже лежал в больнице.
Как говорили тогда фронтовики, его догнала война. Однажды во время разведывательного рейда юный партизан сильно обморозил ноги. Чтобы не дать врагу обнаружить себя, он несколько часов лежал на снегу. Двигаться было нельзя, и с той поры обмороженные ноги сильно болели, поскольку в них было нарушено кровообращение. Павлу было 26 лет, когда доктора поставили неутешительный диагноз – атеросклероз сосудов ног. Актер перенес две операции: на носоглотке и нижних конечностях. Наиболее пострадавшие фаланги пальцев на ногах пришлось ампутировать. Весной 1965 года актера признали инвалидом, назначили ему пенсию.
Павел Луспекаев в фильме «Республика ШКИД»
В 1966 году Павла пригласил Геннадий Полоки сыграть роль КостАлМеда в «Республике ШКИД». Эта одна из главных ролей фильма, герой Луспекаева по сценарию должен был стать участником многих историй. Среди них – тайная влюбленность в преподавательницу ЭлАнЛюм, нежная привязанность к шкидовцу Саввушке. Болезнь не позволила Павлу Борисовичу завершить работу над ролью, во время съемок он опять угодил в больницу. Его положение было катастрофическим, доктора настаивали на ампутации обеих конечностей. Актер медлил с решением, ему было невыносимо тяжело навсегда расстаться с профессией. Врачи решились на компромисс – удалили пальцы ног. После операции актера стали мучить сильнейшие фантомные боли. Ему выписали обезболивающее наркотическое средство – пантопон. Но и оно плохо помогало, иногда приходилось использовать до 16 ампул в день.
Луспекаев, отказавшийся от наркотического средства, невыносимо страдал. Чтобы как-то заглушать боль, он решил использовать народное средство – подсолнечные семечки. И только личное участие в его судьбе Екатерины Фурцевой облегчило состоянии актера. Министр культуры восхищалась силой воли Павла Борисовича, продолжающего работать, несмотря на свою инвалидность. Ему доставили необходимые импортные лекарства, удобные французские протезы. Когда Луспекаев понял, что освободился от наркотической зависимости, он занялся работой над эскизами протезов.
Павел Луспекаев в фильме «Белое солнце пустыни»
Самой яркой работой Павла в кино стал образ таможенника Павла Верещагина. Это роль в фильме Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни». Актер отказывался от работы, ему все еще было трудно передвигаться, но согласился на роль при одном условии – если у него не будет дублеров. В сапоги Павла были вделаны металлические упоры, чтобы он мог ходить без палки. Первоначально роль Верещагина была незначительной, но Луспекаев так умел импровизировать, что количество сцен с его участием значительно увеличилось.
По сценарию Верещагина звали Александром, однако актер настолько вжился в образ, что вся съемочная группа стала называть таможенника Пашей. Многие фразы Верещагина сразу после выхода фильма ушли в народ, и благополучно живут в словаре россиян почти 50 лет.
Работать над ролью актеру было нелегко, ноги не выдерживали нагрузки, требовался отдых через каждые 20 минут. Супруга Павла Борисовича носила за ним маленький складной стул, чтобы он вовремя мог присесть.
Слава и всенародная любовь буквально обрушилась на этого актера, о нем писали журналы и газеты. Многие режиссеры хотели видеть его в своих фильмах. Одно из этих приглашений он принял, последней ролью Павла Борисовича стала его работа в фильме «Такая длинная, длинная дорога…». Здесь он создал образ Ивана Артамонова, отца, разыскивающего могилу погибшего на войне сына. Фильм вышел на экраны уже после смерти актера, в 1972 году. Его выход задержали из-за цензуры – герой Луспекаева в одной из сцен пил пиво и, размышляя вслух, употреблял ненормативную лексику.
Личная жизнь
Супругой Павла стала актриса Инна Кириллова, они познакомились во время учебы. Вскоре в актерской семье родилась дочь Лариса. Инна служила в БДТ, после выхода на пенсию была руководителем драмкружка Ленинградского архитектурно-строительного техникума.
Павел Луспекаев с женой Инной Кирилловой
В 1988 году Инна Александровна умерла. Лариса Павловна, закончившая истфак ЛГУ, работает в гостиничном бизнесе. У актеров двое внуков – Александр и Дарья, являющаяся сотрудником Пулковской таможни.
Причина смерти
Актер успел поработать и над созданием образа губернатора Вилли Старка в картине «Вся королевская рать». Но когда было снято около 1/3 кадров, он скончался из-за разрыва сердечной аорты. Это произошло 17 апреля 1970 года. Павлу Борисовичу на тот момент было 42 года, он только три дня не дожил до своего дня рождения.
Могила Павла Луспекаева
В картину «Вся королевская рать» взяли работать другого актера, Георгия Жжёнова. Уже готовые кадры были пересняты. Павел Луспекаев был похоронен на Северном кладбище Ленинграда. На его могиле таможенники северной столицы воздвигли памятник со словами «С поклоном от таможенников Северо-Запада».
Избранная фильмография
- 1954 — Они спустились с гор
- 1956 — Тайна двух океанов
- 1960 — Рождённые жить
- 1961 — Балтийское небо
- 1964 — Поезд милосердия
- 1965 — На одной планете
- 1966 — Долгая счастливая жизнь
- 1966 — Республика ШКИД
- 1966 — Три толстяка
- 1967 — Происшествие, которого никто не заметил
- 1969 — Белое солнце пустыни
- 1969 — Рокировка в длинную сторону
- 1970 — Зелёные цепочки
- 1972 — Такая длинная, длинная дорога…
Ссылки
- Страница в Википедии
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.
Биография
Актер Павел Луспекаев обладал неукротимым нравом и букетом вредных привычек. Но жена и коллеги прощали артисту все выходки и загулы и обожали «счастливчика Пашку» – перед его талантом, жизнелюбием и обаянием не мог устоять никто.
Детство и юность
Будущий артист родился весной 1927 года в селе Большие Салы, основанном под Ростовом в конце 18 века армянскими переселенцами из Крыма. По национальности Луспекаев – наполовину армянин: отец звезды, мясник Багдасар, родом из Нахичевани. Мать – казачка Серафима, от которой актер унаследовал высокий рост – тоже не имела отношения к искусству. В семье были и другие дети: на юношеском фото Луспекаева, помимо родителей, фигурирует его сестра.
Павлик Луспекян рос хулиганистым и как-то в подростковой драке едва не лишился глаза. Ремесленное училище, в котором парень обучался на слесаря, с началом войны эвакуировали в столицу Киргизии. В 16 лет деятельный юноша сбежал на фронт. Во время боев получил ранение в руку и обморожение ног.
Верхнюю конечность врачи Саратовского госпиталя собирались ампутировать, но вняли мольбам Павла, и случилось чудо: рука зажила. Но жестокая участь инвалида все-таки настигла Луспекаева: юношеское обморожение привело к атеросклерозу сосудов ступней, череде мучительных ампутаций и выходу артиста на пенсию в 38 лет.
Павел Луспекаев в военной форме (кадр из фильма «Тайна двух океанов»)
После выписки из госпиталя парня командировали в партизанский штаб, а затем комиссовали и зачислили в труппу драматического театра Ворошиловграда, ныне носящего имя Луспекаева. Юный артист был столь убедителен, что, несмотря на незаконченное среднее образование, его направили учиться в один из лучших московских театральных вузов. В Щепкинском училище Луспекаев обрел лучшего друга – Евгения Весника, такого же молодого ветерана войны, как он сам, и верную жену Инну Кириллову.
Фильмы
Фильмография актера невелика. Павел Борисович – преимущественно театральный артист. Весь город на Неве ходил смотреть, как Луспекаев в «Варварах» на сцене БДТ целует актрису Татьяну Доронину. Запомнилась зрителям игра артиста в «Поднятой Целине» и «Горе от ума». Он на сцене проживал жизнь каждого из персонажей: как Скалозуб искренне недоумевал, неужели можно не знать знаки отличия Преображенского полка, как Нагульнов страдал от неверности жены Лушки.
Павел Луспекаев в роли Ноздрева (кадр из фильма «Мертвые души»)
Среди наиболее заметных ролей актера на экране – помещик Ноздрев в «Мертвых Душах» и учитель Косталмед в «Республике ШКИД». Знаменитым Луспекаев стал после участия в ленте Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни». Работа над этой ролью – актерский подвиг Павла Борисовича, ведь играл артист, передвигаясь на протезах и отказавшись от костылей и дублеров. Восхищенные игрой Луспекаева, создатели фильма переименовали Верещагина в Павла и увеличили число сцен с его участием.
Павел Луспекаев – “Ваше Благородие, Госпожа Удача”
Песенка про Госпожу Удачу, исполненная Павлом, стала шлягером, лента – лидером кинопроката, а герой Луспекаева – символом неподкупного службиста. После съемок в фильме на артиста, «списанного» несколькими годами ранее на пенсию, посыпался шквал заманчивых предложений: Олег Ефремов звал Луспекаева в МХАТ, а Татьяна Лиознова – в сериал «Семнадцать мгновений весны» на роль Мюллера. Реализации планов помешала смерть звезды.
Личная жизнь
Чтобы облегчить страшные боли, преследовавшие Павла Борисовича после нескольких ампутаций, врачи прописали ему препарат «Пантопон», вызывающий привыкание. Осознав, что становится токсикоманом, Луспекаев, поклонник Бахуса и злостный курильщик, испугался и, пройдя через мучительные ломки, смог избавиться от зависимости. Большой вес актера приводил к тому, что культи ног истирались протезами в кровь. Переживания, мучения и борьбу с недугами артист фиксировал в дневнике.
Несмотря на болезни, личная жизнь Павла Луспекаева была бурной. Артист ввязывался в драки и скандалы (едва не зарезал Олега Басилашвили после замечания в ресторане, во время съемок «Белого солнца» подрался в пивной и фигурировал в кадре с настоящей раной на лице). Протрезвев, мужчина раскаивался и трогательно просил прощения.
Документальный фильм “Павел Луспекаев. Эта жестокая госпожа удача”
Многократно каялся Павел и перед супругой, которую считал святой. Уже через месяц после бракосочетания Луспекаев на неделю загулял с давней знакомой из Ростова. Потом случались романы с Аллой Ларионовой и коллегой по БДТ Татьяной Ткач, исполнившей в «Белом солнце» роль главной жены в гареме.
Инна Александровна, талантливая и красивая актриса, пожертвовала своей карьерой, посвятила жизнь любимому мужу и родила Павлу дочь Ларису. Раиса Куркина, сыгравшая жену Верещагина, многое для роли почерпнула из отношений супругов Луспекаевых.
Смерть
Павел Луспекаев скончался в Москве, за 3 дня до 43 лет. Причиной скоропостижной смерти стал разрыв сердца.
Через 5 дней страна отмечала 100-летний юбилей Владимира Ильича Ленина, и организовать панихиду по актеру в городе, носящем имя вождя революции, оказалось непросто. БДТ и Ленинградский дом актера устранились от организации траурных мероприятий. Прощание с артистом прошло на «Ленфильме».
Памятник Павлу Луспекаеву в образе Верещагина / Википедия
Луспекаева похоронили на Северном кладбище, расположенном в пригороде Северной столицы – поселке Парголово. Над могилой «неподкупного Верещагина» шефствует северо-западное таможенное управление. О биографии Луспекаева в 2005 году снят документальный фильм, памятники артисту установлены в Москве и Луганске.
Интересные факты
- С партизанской молодости Луспекаев возненавидел немецкую речь, о чем бесцеремонно сообщил через 20 лет германским коллегам на гастролях в Берлине;
- Актер часто выигрывал в лотереях. На зарубежных гастролях ходил в казино – везло Луспекаеву и там;
- На съемках «Белого солнца» артисту смастерили приметную трость, которую Павел стал считать талисманом. Вскоре после кражи палочки актер умер.
Фильмография
- 1954 — «Они спустились с гор»
- 1956 — «Тайна двух океанов»
- 1958 — «Голубая стрела»
- 1960 — «Рождённые жить»
- 1961 — «Балтийское небо»
- 1962 — «Капроновые сети»
- 1964 — «Поезд милосердия»
- 1965 — «Иду на грозу»
- 1966 — «Долгая счастливая жизнь»
- 1966 — «Республика ШКИД»
- 1966 — «Три толстяка»
- 1967 — «Происшествие, которого никто не заметил»
- 1969 — «Белое солнце пустыни»
- 1969 — «Мёртвые души»
- 1970 — «Зелёные цепочки»
Павел Луспекаев
Павел Борисович Луспекаев (урожденный Луспекян). Родился 20 апреля 1927 года в селе Большие Салы Ростовской области – умер 17 апреля 1970 года в Москве. Советский актёр театра и кино. Заслуженный артист РСФСР (1965). Лауреат Государственной премии России (1997). Исполнитель роли таможенника Верещагина в фильме «Белое солнце пустыни».
Павел Луспекаев родился 20 апреля 1927 года в селе Большие Салы Мясниковского района Северо-Кавказского края (ныне – Ростовская область).
Отец – Богдасар Гукасович Луспекян, родом из нахичеванских армян, работал мясником.
Мать – Серафима Авраамовна Ковалева, донская казачка.
Рос хулиганом, часто дрался. Однажды в драке ему ткнули раскаленной кочергой в нескольких миллиметрах от глаза. Как он сам признавал, в юности чудом остался жив. После окончания семи классов школы поступил в Луганское ремесленное училище, позднее вместе с ним эвакуировался во Фрунзе, работал слесарем.
В 1943 году шестнадцатилетним подростком ушёл добровольцем на фронт. Попал в один из партизанских отрядов, неоднократно участвовал в боевых операциях в составе партизанской разведгруппы («опергруппа 00134»).
Во время одного из боёв Луспекаева тяжело ранило в руку разрывной пулей, раздробило локтевой сустав. Его отправили в Саратовский военный госпиталь, где срочно начали готовить к ампутации руки. Усилием воли Луспекаев выплыл из беспамятства и не позволил хирургу дотронуться до своей руки, пока тот не поклялся попробовать обойтись без ампутации. Руку удалось спасти.
После выздоровления Луспекаев был определён на службу в штаб партизанского движения 3-го Украинского фронта.
Родители Павла Луспекаева
Павел Луспекаев в детстве
В 1944 году, демобилизовавшись из армии, Луспекаев переехал в Ворошиловград (ныне Луганск). Был зачислен в труппу Ворошиловградского областного русского драматического театра, среди его работ: Алёшка – «На дне» М. Горького; Людвиг – «Под каштанами Праги» К. М. Симонова.
В 1946 году поступил в Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина, курс К.А. Зубова. Проявил себя как очень талантливый актер.
С 1950 по 1957 годы играл на сцене Тбилисского государственного русского драматического театра имени А.С. Грибоедова, среди его работ: Мартын Кандыба – «Калиновая роща» А. Корнейчука; Вожеватов – «Бесприданница» А. Н. Островского; Борейко – «Порт-Артур» А. Н. Степанова; Хлестаков – «Ревизор» Н. В. Гоголя; Тригорин – «Чайка» А. П. Чехова; Алексей – «Оптимистическая трагедия» В. В. Вишневского; Шок – «В сиреневом саду» Ц. С. Солодаря; Жорж – «Битва за жизнь».
С 1957 по 1959 годы по приглашению Л. В. Варпаховского П. Луспекаев работал в киевском Театре русской драмы имени Леси Украинки, играл в спектакле «Второе дыхание» А. Крона – Военный моряк Бакланов.
В 1959 году по совету К. Ю. Лаврова приехал в Ленинград и был принят Г. А. Товстоноговым в труппу Большого драматического театра. На сцене БДТ Павел Луспекаев дебютировал в роли Егора Черкуна в «Варварах» М. Горького. Среди других работ на сцене этого театра: «Эзоп» Г. Фигейредо – Агностос; «Пять вечеров» А. М. Володина – Тимофеев; «Иркутская история» А. Арбузова – Виктор Бойцов; «Гибель эскадры» А. Е. Корнейчука – Гайдай; «Четвертый» К. М. Симонова – Бонар; «Не склонившие головы» по сценарию Н. Дугласа и Г. Смита «Скованные одной цепью» – Галлен; «Поднятая целина» по М. Шолохову – Макар Нагульнов; «Ночь перед Рождеством» по Николаю Гоголю (телеспектакль, постановка Александра Белинского) – Кум.
С В 1954 года начал сниматься в кино, сыграв Бориса в фильме «Они спустились с гор» режиссёра Н. Санишвили. В 1955 году снялся в фильме «Тайна двух океанов» (лейтенант госбезопасности Карцев) режиссёра К. Пипинашвили.
Павел Луспекаев в фильме “Тайна двух океанов”
Далее было несколько других небольших работ на экране.
В 1961-м вышел фильм с его участием «Балтийское небо». Его герой – Антон Кузнецов, дебошир, исключенный за злоупотребление спиртным из военного училища. На фронте получает боевую закалку, исправляется и геройски погибает. Посмертно ему присваивают звание Героя Советского Союза.
В 1962 году Луспекаев получил роль шофёра Степана в фильме Геннадия Полоки и Левана Шенгелия «Капроновые сети». Поскольку вскоре после окончания съёмок актёра положили в больницу, роль Луспекаева в «Капроновых сетях» озвучивал Леонид Галлис.
Болезнь актера была вызвана последствиями войны, когда в одном из разведывательных рейдов Павлу пришлось четыре часа неподвижно пролежать на снегу, и он сильно обморозил ноги. С тех пор кровообращение в ногах нарушилось, и уже в 26 лет у Луспекаева развился атеросклероз сосудов ног. Ему были сделаны две операции: сначала на носоглотке, а затем на ногах – ампутировали некоторые фаланги пальцев на ногах.
1 марта 1965 года официально вышел на пенсию по инвалидности.
В 1966 году снялся в фильме «Республика ШКИД» Г. И. Полоки в роли КостАлМеда. Первоначально предполагалось снять две серии, причём, Луспекаеву отводилась одна из главных ролей. Его герой должен был пережить массу различных историй, среди которых была и тайная любовь к преподавательнице ЭлАнЛюм, трогательная дружба со шкидовцем Савушкой. Однако болезнь помешала Луспекаеву завершить роль, она осталась буквально в нескольких кадрах. Поэтому интерес, проявленный к КостАлМеду критиками и зрителями на Всесоюзном кинофестивале, проходившем в Ленинграде в 1968 году, оказался для Луспекаева неожиданным.
Павел Луспекаев в фильме “Республика ШКИД”
В 1966 году в самый разгар съёмок в фильме «Республика ШКИД» у Луспекаева вновь обострилась болезнь. Актёра снова положили в больницу. Врачи настаивали на ампутации обеих ног до колен. Однако это поставило бы крест на Луспекаеве как на актёре. Лишь когда стало ясно, что выхода нет, а промедление грозит гибелью, Луспекаев согласился на опасный компромисс: на ампутацию пальцев ног. После этого его стала невыносимо мучить фантомная боль.
По рекомендации врачей он стал принимать сильнодействующий болеутоляющий наркотик – пантопон. Когда доза дошла до шестнадцати ампул в день, Луспекаев твёрдо решил, что от этой зависимости надо избавиться. Чтобы как-то отвлечь себя, Луспекаев попросил жену принести ему мешок подсолнечных семечек. Однако это помогло незначительно. Неделю актёр находился в полубессознательном состоянии, отказывался от пищи.
Большую помощь Луспекаеву оказала министр культуры Екатерина Фурцева. Когда до неё дошли слухи о страдающем от болей актёре-самородке, который несмотря на это снимается в кино, министр распорядилась раздобыть для Луспекаева нужные лекарства за границей, а также протезы из Франции. В своём дневнике актёр тщательно записывал часы, а потом дни, прожитые без наркотиков. Когда наконец Луспекаев ощутил, что освободился от наркотической зависимости, первое за что он взялся, – начал рисовать себе эскизы протезов.
Наиболее известной работой Луспекаева в кино стала роль таможенника Павла Верещагина в культовой картине «Белое солнце пустыни» режиссёра Владимира Мотыля. Поначалу актер отказывался от роли, но Мотыль его уговорил, приняв условие: у Луспекаева не будет дублёров. Также Луспекаев на корню отверг идею Мотыля с костылями для своего героя. Он показал режиссёру чертёж металлических упоров, которые, будучи вделаны в сапоги, позволят ему передвигаться без палки.
Съёмки фильма начались в августе 1968 года. В оригинальном сценарии роль Верещагина была незначительной, однако во время съёмки она значительно расширилась за счёт сцен, полностью построенных на импровизации. Связь между актёром и его героем была настолько сильной, что съёмочная группа начала называть Верещагина Паша (Павел), хотя по сценарию персонажа звали Александр.
Крылатыми стали целый ряд фраз Верещагина: “Я мзду не беру. Мне за державу обидно!”; “Опять ты мне эту икру поставила! Не могу я ее каждый день, проклятую, есть! Хоть бы хлеба достала!”; “Вот что, ребята, пулемета я вам не дам”; “Ты что, не слыхал про Верещагина?..Дожил! Было время, в этих краях каждая собака меня знала. Вот так держал! А щас… забыли!”.
Павел Луспекаев в фильме “Белое солнце пустыни”
После выхода картины на Луспекаева обрушилась слава и всенародная любовь: его узнавали на улице, о его актёрском таланте писали журналы и газеты.
После премьеры «Белого солнца пустыни» в марте 1970 года Луспекаеву посыпались предложения на съёмки в других картинах, однако воспользоваться ими он не смог: в апреле того же года актёр скончался во время съёмок в следующем фильме.
Лауреат Государственной премии России 1997 года за художественный фильм «Белое солнце пустыни» (посмертно).
Последняя роль Луспекаева в кино – Ивана Артамонова, человека, ищущего могилу погибшего на войне сына в картине «Такая длинная, длинная дорога…». Выход фильма задержали из-за цензуры – в первой сцене фильма герой Луспекаева пьёт пиво в Ленинграде у Таврического сада и размышляет вслух. Сцену с намёком на матерный юмор вырезали, а выход фильма на телеэкраны задержали до 1972 года, уже после его смерти.
Павел Луспекаев в фильме “Такая длинная, длинная дорога…”
Смерть Павла Луспекаева
В 1969 году во время съёмок фильма «Белое солнце пустыни» здоровье Павла Луспекаева ухудшилось. Его жена носила с собой маленький складной стул, так как актёр вынужден был отдыхать через каждые двадцать шагов. В конце 1969 года киностудия «Беларусьфильм» приступила к съёмкам художественного фильма «Вся королевская рать». На главную роль губернатора Вилли Старка был приглашён Луспекаев. Однако всю роль ему сыграть не довелось. Он скончался, когда было отснято около тридцати процентов фильма. В итоге они были пересняты с новым исполнителем – Георгием Жжёновым.
Павел Луспекаев скончался 17 апреля 1970 года от разрыва сердечной аорты в гостинице «Минск» в Москве, не дожив всего трёх дней до своего сорокатрёхлетия.
Большой драматический театр Ленинграда отказался его хоронить, сославшись на то, что актёр у них не работает. Траурные хлопоты взял на себя «Ленфильм». Актёр умер накануне столетия со дня рождения В. И. Ленина. По Союзу было объявлено всенародное празднование и траур никак не вписывался в график торжественных мероприятий. Организаторы похорон не знали, где устроить гражданскую панихиду.
Тело Луспекаева перевезли в Ленинград и похоронили на Северном кладбище.
На его могиле петербургские таможенники, которые называют Луспекаева главнейшим таможенником России, поставили памятник с надписью: «С поклоном от таможенников Северо-Запада».
Личная жизнь Павла Луспекаева:
Жена – Инна Александровна Кириллова. Познакомился с ней во время учёбы, она также была студенткой, училась на два курса старше его. Вскоре они поженились.
В браке родилась дочь Лариса.
Павел Луспекаев и жена Инна Кириллова
Супруга Павла Луспекаева Инна Кириллова до выхода на пенсию работала в БДТ, затем вела драматический кружок в Ленинградском архитектурно-строительном техникуме. Умерла в 1988 году, похоронена рядом с мужем.
Дочь Лариса окончила исторический факультет Ленинградского государственного университета. Работает в гостиничном бизнесе.
Внучка Дарья закончила петербургский филиал Российской таможенной академии, работает по специальности в Пулковской таможне.
Внук Александр окончил Санкт-Петербургский государственный политехнический университет.
Фильмография Павла Луспекаева:
1954 – Они спустились с гор (Isini chamovidnen mtidan) – Борис, сталевар
1955, 1956 – Тайна двух океанов – Карцев, лейтенант госбезопасности
1958 – Голубая стрела – начальник штаба флота
1960 – Третья, патетическая (фильм-спектакль) – Фёдор Дятлов, чекист
1960 – Рождённые жить – Вазген Арамян
1960 – Эзоп (фильм-спектакль) – Агностос, капитан стражи
1961 – Гром на улице Платанов (фильм-спектакль) – Френк Моррисон
1961 – Балтийское небо – Антон Кузнецов
1962 – Капроновые сети – Степан, шофёр грузовика
1962 – Душа зовёт (короткометражный) – Николай, сын Солянова
1964 – Человек из Стратфорда (фильм-спектакль) – Шекспир
1964 – Поезд милосердия – Лутохин, раненый
1965 – Римские рассказы (фильм-спектакль) – уличный музыкант
1965 – Обещание счастья (фильм-спектакль)
1965 – Нос (фильм-спектакль) – Полицейместер
1965 – На одной планете – матрос Маркин, Николай Григорьевич
1965 – Иду на грозу – Алексей Иванович Денисов, министр
1965 – Залп “Авроры” – толстый офицер
1966 – Три толстяка – генерал Караска
1966 – Республика ШКИД – Косталмед (Константин Апександрович Медников), преподаватель гимнастики
1966 – На диком бреге – Гладышев, командировачный, сосед Дюжева в гостинице
1966 – Долгая счастливая жизнь – Павел
1967 – Происшествие, которого никто не заметил – Тетерин
1967 – Зависть (фильм-спектакль) – Андрей Петрович Бабичев
1967 – Жизнь Матвея Кожемякина (фильм-спектакль) – Матвей Кожемякин
1969 – Рокировка в длинную сторону – Ребров
1969 – Неравный бой (фильм-спектакль) – Тихон Тимофеевич
1969 – Мёртвые души (фильм-спектакль) – Ноздрев
1969 – Завтра, третьего апреля… – завхоз Ферапонтов
1969 – Её имя – Весна – учитель
1969 – Директор – эпизод (нет в титрах)
1969 – Будет фильм! (документальный)
1969 – Белое солнце пустыни – Павел Артемьевич Верещагин, таможенник
1970 – Кандидат партии (фильм-спектакль) – Плотовщиков
1970 – Зелёные цепочки – Иван Васильевич, майор госбезопасности
1970 – Двадцать седьмой неполный (фильм-спектакль) – Голиков (Гайдар)
1970 – В прекрасном и яростном мире (фильм-спектакль)
1972 – Такая длинная, длинная дорога… – Иван Васильевич Артамонов
Озвучивание Павла Луспекаева:
1968 – Двое в пустыне
Вокал Павла Луспекаева:
1969 – Белое солнце пустыни – песня “Ваше благородие…” (слова – Булат Окуджава)
2006 – Арбатский романс (документальный) – “Ваше благородие”