Паваротти биография личная жизнь
Биография
Лучано Паваротти – выдающийся оперный певец второй половины XX столетия. Лучано родился 12 октября 1935 года в итальянском городе Модена. Отец Фернандо Паваротти работал пекарем, но пение было его слабостью. Фернандо не стал профессиональным певцом лишь потому, что испытывал страх перед сценой. Мать Лучано Адель Вентури работала на табачной фабрике. В 1943 году с приходом в город фашистов семья перебралась на загородную ферму. Родители вместе с детьми увлеклись сельским хозяйством.
Тенор Лучано Паваротти
Маленький Лучано с ранних лет занимался музыкой. Первые концерты перед соседями и родственниками малыш начал давать уже в 4 года. Позднее вместе с отцом Лучано пел в церковном хоре. Дома мальчик постоянно прослушивал пластинки оперных певцов из коллекции отца, а в 12 лет впервые попал в оперный театр, где услышал выступление тенора Бенджамина Джили. Еще учась в школе Schola Magistrale, юноша взял несколько уроков вокала у профессора Донди и его жены.
Лучано Паваротти в детстве
Помимо пения Лучано занимался футболом и даже всерьез думал о карьере вратаря. Но после получения диплома о среднем образовании мать убедила сына выучиться на педагога. После получения профессионального образования Лучано Паваротти проработал в школе преподавателем начальных классов два года. В это же время Лучано начал брать уроки у Арриго Пола, а через два года – у Эттори Кампогаллиани. После принятия окончательного решения начать вокальную карьеру, Паваротти ушел из школы.
Музыка
В 1960 году Лучано после ларингита получил профессиональное заболевание – утолщение связок, которое привело к потере голоса. Паваротти, испытав фиаско на сцене во время концерта в Ферраре, решил покинуть музыку, но через год утолщение исчезло, а голос тенора приобрел новые краски и глубину.
В 1961 году Лучано побеждает на Международном вокальном конкурсе. Первую премию присудили сразу двум певцам: Лучано Паваротти и Дмитрию Набокову. Молодые вокалисты получили партии в опере «Богема» Пуччини в театре Реджио Эмилия. В 1963 году состоялся дебют Паваротти в Венской опере и Лондонском «Ковент-Гардене».
Лучано Паваротти в молодости
Успех к Лучано Паваротти пришел после исполнения партии Тонио в опере Доницетти «Дочь полка», с которой тенор выступил вначале в Лондонском королевском театре «Ковент-Гарден», а затем в итальянской «Ла Скала» и американской «Метрополитен-опера». Паваротти поставил своеобразный рекорд: спел подряд 9 высоких нот «до» на полной мощности голоса в арии Тонио с безупречной легкостью.
Лучано Паваротти
Сенсационное выступление навсегда изменило творческую биографию Паваротти. С новой звездой оперного небосклона заключил контракт импресарио Герберт Бреслин, который занялся продвижением тенора в лучших театрах мира. С 1972 года, помимо выступления в спектаклях, Паваротти начинает гастролировать с сольными концертами, в которые входят классические оперные арии, итальянские песни и концоны.
Лучано Паваротти в театре
Помимо партий лирического тенора Эльвино в «Сомнамбуле» и Артуро «Пуританах» Беллини, Эдгардо в «Лючии ди Ламмермур» Доницетти, Альфреда в «Травиате» и Герцога Мантуанского в «Риголетто» Верди, Лучано Паваротти осваивает и драматические роли Риккардо в «Бале-маскараде» Верди, Каварадосси в «Тоске» Пуччини, Манрико в «Трубадуре» и Радамеса «Аиде» Верди. Итальянский певец часто появляется с выступлениями на телевидении, участвует на фестивале «Арена ди Верона», делает записи известных оперных арий и популярных песен «Памяти Карузо», «О, sole mio!».
В начале 80-х годов Лучано Паваротти основывает международный конкурс вокалистов The Pavarotti International Voice Competition. В разные годы с победителями соревнования звезда сцены отправляется в гастрольные туры по Америке и Китаю, где вместе с молодыми дарованиями певец исполняет фрагменты из опер «Богемы», «Любовного напитка» и «Бала-маскарада». Помимо концертной деятельности Паваротти сотрудничает с Венской оперой и театром «Ла Скала».
Три тенора: Лучано Паваротти, Хосе Каррерас и Пласидо Доминго
Выступление Лучано в опере «Аида» сопровождается каждый раз долгими овациями и многократными поднятиями занавеса. Но не обходилось и без провалов: в 1992 году в спектакле «Дона Карлоса» Франко Дзеффирелли, который был поставлен в «Ла Скала», публика освистала Паваротти за исполнение роли. Сам тенор признавал собственную вину и больше в этом театре не выступал.
Пласидо Доминго, Лучано Паваротти, Хосе Каррерас
Новый виток международного признания итальянского тенора произошел в 1990 году, когда компания ВВС сделала заставкой трансляции Чемпионата мира по футболу арию «Nessun Dorma» в исполнении Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррераса. Видео для клипа было снято в римских императорских банях Каракаллах. Тираж распроданных записей стал самым большим за всю историю музыки, что зафиксировано в книге рекордов Гиннесса. Проект «Три тенора» оказался настолько успешным, что певцы выступали еще на открытии трех последующих Чемпионатов мира по футболу.
Лучано Паваротти популяризировал оперу. Его сольные концерты собирали до полумиллиона зрителей, которые приходили послушать тенора в живую в Центральном парке Нью-Йорка, в Лондонском Гайд-парке, на Марсовом поле в Париже. В 1992 году Паваротти создает программу «Паваротти и друзья», в которой участвуют помимо оперных певцом звезды эстрады Элтон Джон, Стинг, Брайан Адамс, Андреа Бочелли, Лайонел Ричи, Джеймс Браун, Селин Дион, Шерил Кроу. В 1998 году Лучано Паваротти получает премию «Легенда Грэмми».
Личная жизнь
Еще учась в школе, Лучано познакомился со своей будущей женой Адуа Верони, которая также увлекалась пением. Вместе с Лучано девушка пошла работать учителем в сельскую школу. Молодые люди смогли пожениться в 1961 году, как только Паваротти начал самостоятельно зарабатывать на оперной сцене. В 1962 году у пары родилась дочь Лоренца, в 1964 году – Кристина, в 1967 году – Джулиана.
Лучано Паваротти и Адуа Верони
Брак с Адуа продержался 40 лет, но постоянные измены Лучиано вынудили супругу подать на развод. Паваротти за время музыкальной карьеры встречался с многими певицами. Наиболее известным романом 80-х годов была его связь с ученицей Мадлен Рени. Но в 60 лет тенор встретил девушку, которая подарила Лучано вторую жизнь.
Лучано Паваротти и Николетта Монтовани
Молодую особу звали Николетта Монтовани, она была на 36 лет младше маэстро. В 2000 году, после развода с первой женой, Паваротти делает предложение Николетте и строит для новой семьи просторный особняк. В 2003 году у пары родились близнецы – сын Рикардо и дочь Элис, но новорожденный мальчик вскоре умирает. Паваротти отдает все силы на воспитание маленькой дочки.
Смерть
В 2004 году Лучано ставят неутешительный диагноз – рак поджелудочной железы. Артист, взвесив все возможности, решается на проведение последнего прощального тура по 40 городам мира. В 2005 году выходит диск певца Тhe best, в который вошли лучшие номера, когда-либо исполненные Паваротти. Последнее выступление великого тенора состоялось 10 февраля 2006 году на туринской Олимпиаде, после чего Паваротти лег в больницу на операцию по удалению ракового образования.
Похороны Лучано Паваротти
Состояние Лучано улучшилось, но в августе 2007 года певец перенес пневмонию. Вернувшись домой в Мадену, артист скончался 6 сентября 2007 года. Смерть маэстро не могла оставить равнодушными его поклонников. В течение трех дней, пока гроб с телом Лучано Паваротти стоял в соборе родного города, круглосуточно шли люди, чтобы проститься с кумиром.
Дискография
- The Essential Pavarotti – 1990
- Pavarotti & friends – 1992
- Dein ist mein ganzes Herz – 1994
- Pavarotti & friends 2 – 1995
- The Three Tenors: Paris – 1998
- Christmas with Pavarotti – 1999
- The Three Tenors Christmas – 2000
- Donizetti Arias – 2001
- Neapolitan and Italian Popular Songs – 2001
Лучано Паваротти (1935-2007) — итальянский оперный певец, меценат, участник проекта «Три тенора». Он стал первым в мире тенором, исполнившим безупречно все девять высоких нот «до» в арии Quel destin. За это его прозвали королем. Более 40 лет артист провел на сцене, с 1966 он был солистом легендарного театра «Ла Скала».
Также он регулярно давал мастер-классы в консерваториях по всему миру. Даже те люди, которые не увлекаются оперой, слышали хотя бы одно из произведений этого легендарного музыканта. Сольные концерты Паваротти собирали до 500 тысяч зрителей. Он всю жизнь помогал юным талантам, а также сотрудничал с организацией «Красный крест».
Семья и детство
Будущий король появился на свет 12 октября 1935 в итальянском городе Модена. Его отец Фернандо был пекарем, но все свободное время он посвящал пению. Именно он привил сыну любовь к музыке с раннего детства. По вечерам они слушали пластинки с записями известных исполнителей — Энрико Карузо, Тото Скипа и Беньямино Джильи. Фернандо и сам мог стать профессиональным певцом, но помешал страх сцены вкупе со сложным характером.
Своих любимых мужчин во всём поддерживала мать Лучано, Адель Вентури. Она работала на фабрике сигарет. Семья жила небогато, но впоследствии тенор с теплом вспоминал свое детство. Ему нравилось проводить время с родителями и сестренкой Габриэллой. Уже в четыре года он давал свои первые концерты перед семьей и друзьями.
Паваротти был единственным маленьким мальчиком в доме из 15 квартир, поэтому регулярно привлекал внимание соседей. Он часто залезал на кухонный стол и во весь голос исполнял арии из опер. Некоторым нравилось его пение, но чаще соседи были уставшими и просили прекратить шум. В школьные годы Лучано начал посещать хор, позже его отдали на курсы вокала к профессору Донди.
В жизни мальчика были и другие увлечения. Он обожал играть в футбол и даже подумывал стать вратарем. Паваротти был капитаном юношеской команды города, умело вдохновлял игроков и настраивал на победу. Сверстники любили юношу за жизнерадостный и сильный характер.
Переезд и смена интересов
В 1943 из-за войны семье пришлось переехать в деревню. Там они жили в небольшой комнатке, ежедневно трудились на ферме. Несмотря на ранние подъемы и обилие работы, Лучано получал удовольствие от новой жизни. В 12 лет он впервые посетил выступление Беньямино Джильи в оперном театре. Подросток был впечатлен до такой степени, что все остальные увлечения отошли на задний план.
После окончания школы Schola Magistrale Паваротти все еще думал о том, чтобы сделать спортивную карьеру. Но мать убедила его, что преподавателем быть солиднее и интереснее. В результате юноша стал обучать детей музыке. Работа ему не нравилась, иногда приходилось кричать на буйных школьников, срывая голос. Но именно два года в школе помогли Лучано понять, что он хочет заниматься только пением.
В 1954 г. музыкант уходит из учебного заведения. Он начинает выступать в хоре «Корала Росси» вместе с отцом. Фернандо не был впечатлен талантами своего сына, поэтому советовал ему получить «серьезную» профессию. В итоге мужчины семьи Паваротти договорились о том, что отец будет помогать сыну материально до 30 лет. После этого Лучано должен будет сам себя обеспечивать любыми способами. В 1955 хор, в котором он выступал, занял первое место на конкурсе в Уэльсе.
Музыкальная карьера
Однажды Арриго Пол случайно попал на выступление тенора. Он был впечатлен его голосом и слухом, поэтому согласился бесплатно позаниматься с юным дарованием. Спустя некоторое время Арриго навсегда переезжает в Японию. Лучано уходит к другому известному преподавателю, Эттори Кампогаллиани. Он умудрялся брать лучшее у всех вокалистов, сохраняя собственную оригинальную манеру исполнения.
До 1961 года Паваротти обучался вокалу, постоянно совершенствовал свои навыки. Параллельно с этим он работал в сфере страхования, дал несколько бесплатных концертов в маленьких городах. В 1961 г. он выиграл международный конкурс в Театре Реджо Эмилии, а потом стал солистом в опере «Богема» Джакомо Пуччини.
Но вскоре после этого певец заболел ларингитом. Результатом болезни стало утолщение связок, приведшее к потере голоса. На концерте в Ферраре музыкант не смог исполнить свою партию и твердо решил покинуть пение. Но уже через два года он полностью оправился от провала, а утолщение удивительным образом рассосалось. После болезни голос тенора стал еще более глубоким и проникновенным. Именно это привело его к успеху.
В 1963 состоялся первый сольный концерт Паваротти в Ирландии. Через два года в Майами он знакомится с Джоан Сазерленд, заменяя другого известного тенора. Певица была восхищена тембром и манерой исполнения певца, она предложила ему совместный тур. За два месяца коллеги объездили 40 городов с концертами.
В 1968 музыкант выступил в нью-йоркской опере Metropolitan. Зрители так аплодировали ему, что занавес пришлось поднимать 160 раз. Этот момент запечатлен в Книге рекордов Гиннеса. После ошеломительного выступления, которое навеки закрепило за певцом прозвище «Король», он заключает контракт с Гербертом Бреслином.
Невероятный успех
С 1972 года Лучано регулярно ездит на гастроли с сольными концертами, хотя и не забывает об опере. В его репертуаре были итальянские песни и концоны, многочисленные классические арии. Выступления Паваротти часто показывали по телевидению, он стал медийной личностью. В 1974 артист впервые посетил Москву.
В 1980 состоялась постановка «Риголетто» в нью-йоркском парке. Ее транслировали для 200 тысяч слушателей по всему миру. Через несколько месяцев тенор решил основать международный конкурс вокалистов. Победители получали возможность спеть дуэтом со звездой в Филадельфии, Пекине и Модене. Также они совместно ездили на гастроли по Китаю и Америке, исполняя фрагменты из известных опер.
В 1984 музыкант выступал перед принцессой Дианой, после этого между ними завязалась дружба. Лучано очень тяжело переживал смерть своей подруги, даже отказался петь на ее похоронах.
В 1990 он получил известность среди почитателей поп-культуры благодаря компании BBC. Ее представители сделали заставкой трансляции мирового чемпионата выступление Паваротти с арией Nessun Dorma. Во время финального матча состоялось совместное выступление «трех теноров» — Лучано, Пласидо Доминго и Хосе Каррераса. Запись была продана миллионными тиражами, она побила все рекорды.
На следующих трех чемпионатах певцы снова выступили вместе. В общей сложности коллектив существовал 15 лет. За это время музыкантам удалось популяризовать оперу, запустить своеобразный ренессанс этого жанра. Теноры позволили себе сделать современную обработку для классики. Их часто критиковали, но именно новые аранжировки заставили людей снова слушать оперную музыку.
В 1992 состоялось последнее оперное выступление Паваротти. Зрители и критики раскритиковали его пение в спектакле «Дон Карлос», больше музыкант не появлялся в театре. Он уделял много времени своему новому проекту «Паваротти и друзья». До 2005 артист ездил по миру с известнейшими коллегами — Стингом, Селин Дион, Брайаном Адамсом, Андреа Бочелли, Лайонелом Ричи и другими музыкантами. Вырученные от концертов деньги отправлялись на благотворительность. В 1998 певец получил награду «Легенда Грэмми».
Личная жизнь
Свою первую жену тенор встретил еще в 1955. Он с первого взгляда полюбил начинающую оперную певицу Адуа Вероне, в 1961 они поженились. Именно эта женщина заставила Лучано всерьез задуматься о карьере в опере. В 1962 у них родилась дочь Лоренца, позже появились на свет еще две девочки — Кристина и Джулиана.
Паваротти не смог стать примерным отцом и супругом. О рождении дочерей он узнавал по телефону, а знаменательные даты пропускал из-за вечеринок с коллегами. Женщина терпела всё, разумно распоряжаясь доходами мужа. Он, в свою очередь, регулярно просил у нее прощения с помощью дорогих подарков.
В числе любовниц Лучано были многие известные певицы. Дольше всего продлился роман с его ученицей Мадлен Рени. Чтобы жена не препятствовала их связи, он презентовал ей браслет стоимостью в 250 тысяч долларов. Отношения с Мадлен длились семь лет, но потом она неожиданно обвенчалась с другим мужчиной. Тенор долго страдал, он даже пытался выброситься из окна.
Нередко Паваротти заводил романы с секретаршами. Последней из них стала Николетта Мантовани, которой было всего 27 лет. На тот момент певец был старше избранницы на 34 года, но это не помешало их чувствам. Именно из-за Николетты Лучано решил развестись с женой в 1996 году. Только через 6 лет им удалось закончить этот процесс, после этого тенор сразу же женился на Мантовани.
В 2002 закончилась постройка особняка для новой семьи, но в то же время началась полоса неудач. Сначала погибли родители Лучано, потом у его супруги диагностировали рассеянный склероз. Через год она родила двух близнецов, Рикардо и Элис. Мальчик умер сразу же.
В 2004 Паваротти отправился в прощальный тур. В зале нью-йоркской Metropolitan Opera был аншлаг. Зрители провожали оперного певца овациями в течение 11 минут. Финальное выступление артиста состоялось через два года в Турине, он открывал Олимпийские игры.
В 2006 году у музыканта диагностировали злокачественную опухоль поджелудочной железы. Ее удалили, однако уже в августе 2007 Лучано вернулся в больницу. Две недели он провел в стационаре с высокой температурой и подозрением на пневмонию. Шестого сентября тенор умер у себя дома. Его похоронили в семейном склепе Паваротти.
Запрос «Паваротти» перенаправляется сюда; см. также другие значения.
Луча́но Паваро́тти (итал. Luciano Pavarotti; 12 октября 1935, Модена — 6 сентября 2007, Модена) — итальянский оперный певец (тенор), один из самых выдающихся оперных певцов второй половины XX века.
Отмечают, что благодаря своему вокальному мастерству, характерной лёгкости звукоизвлечения, сочетающимся «с высокой индивидуальностью, излучающей тепло и жизнерадостность», Паваротти стал «одной из „суперзвёзд“ оперной сцены 20 столетия». Его популярности способствовали также частые появления в прессе и трансляции выступлений певца по телевидению.
Лучано Паваротти вошёл в поп-культуру после исполнения арии Nessun Dorma на церемонии открытия мирового кубка ФИФА в 1990 году в Италии. В этот же период начинается сотрудничество Паваротти с Пласидо Доминго и Хосе Каррерасом в проекте «Три тенора» — цикле концертов трёх артистов, призванных донести оперный репертуар до широкой аудитории. В дальнейшем «Три тенора» продолжали совместные выступления в течение 15 лет, имея большой коммерческий успех. Кроме того, певец поддерживал дружеские отношения со многими поп- и рок-исполнителями, и неоднократно участвовал с ними в совместных концертах, которые носили название «Паваротти и друзья». При этом Паваротти постоянно поддерживал свой статус в мире оперы, оставаясь академическим певцом.
Паваротти уделял большое внимание благотворительной деятельности, он был отмечен наградами за работу по сбору денежных средств для беженцев и Красного Креста.
Биография[править | править код]
Детство и годы обучения[править | править код]
Лучано Паваротти родился на окраине города Модена на севере Италии в семье Фернандо Паваротти — пекаря и певца, и Адель Вентури — рабочей на фабрике по производству сигар. Несмотря на то что семья имела мало денег, певец всегда отзывался с любовью о своём детстве. Четверо членов семьи жили в двухкомнатном жилище. Вторая мировая война вынудила семью уйти из города в 1943 году. В течение последующего года они снимали одну комнату на ферме в соседней деревне, где Паваротти заинтересовался фермерством.
Ранние музыкальные пристрастия Паваротти заключались в записях его отца, большинство из которых включали популярных теноров тех времён — Энрико Карузо, Беньямино Джильи, Джованни Мартинелли и Тито Скипа. Когда Лучано было около девяти лет, он начал петь со своим отцом в небольшом местном церковном хоре. Также в период молодости он провёл несколько уроков с профессором Донди и его женой, однако не придавал им большого значения.
После окончания школы Schola Magistrale Паваротти столкнулся с необходимостью выбора профессии. Увлекаясь футболом, он подумывал о спорте, хотел быть вратарём, но мать убедила его стать учителем. Впоследствии он преподавал в начальной школе два года, но в конце концов интерес к музыке взял верх. Осознавая весь риск, отец с неохотой согласился содержать Лучано до 30 лет, после которых, если ему не повезёт с карьерой певца, он будет зарабатывать себе на пропитание сам, теми способами, которыми сможет.
Паваротти начал серьёзное обучение в 1954 году в возрасте 19 лет с тенором Арриго Пола в Модене, который, зная о бедности семьи, предложил давать уроки без оплаты. Занимаясь с этим педагогом, Паваротти узнал, что у него абсолютный слух. Примерно в это время Паваротти познакомился с Адуа Верони, которая также была оперной певицей. Лучано и Адуа поженились в 1961 году. Когда через два с половиной года Пола уехал в Японию, Паваротти стал учеником Эттори Кампогаллиани, который также учил подругу детства Паваротти, в дальнейшем также успешную певицу, сопрано Миреллу Френи. Во время обучения Паваротти работал сначала учителем в начальной школе, затем страховым агентом.
Первые шесть лет обучения не привели ни к чему большему, чем нескольким бесплатным сольным концертам в маленьких городах. Когда на голосовых связках образовалось утолщение (складка), что вызвало «ужасный» концерт в Ферраре, Паваротти решил закончить петь. Однако впоследствии утолщение не только исчезло, но, как певец говорил в автобиографии, «всё, что я выучил, пришло вместе с моим натуральным голосом, чтобы сделать звук таким, какого я так тяжело добивался».
Карьера[править | править код]
1960—1980[править | править код]
Творческая карьера Паваротти началась в 1961 году с победы на Международном конкурсе вокалистов, которую он разделил с обладателем баса Дмитрием Набоковым. В том же году вместе с Набоковым он дебютировал в Театре Реджио Эмилия, исполнив партию Рудольфа в «Богеме» Дж. Пуччини. Эту же партию он исполнил в 1963 году в Венской опере и лондонском «Ковент-Гардене».
Дебют Паваротти в США состоялся в оперном театре Майами в феврале 1965 года, когда он спел Эдгара в «Лючии ди Ламмермур» Гаэтано Доницетти вместе с Сазерленд. Тенор, который должен был петь в тот вечер, заболел и не имел дублёра. Так как Сазерленд была с ним в туре, она рекомендовала молодого Паваротти, хорошо знакомого с ролью.
В последующие годы он пел в «Ковент-Гарден» партии Эльвино в «Сомнамбуле» Беллини, Альфреда в «Травиате» Верди, Герцога Мантуанского в вердиевском «Риголетто». Партия Тонио в опере «Дочь полка» Доницетти, спетая в 1966 году, принесла Паваротти международную известность. После этого его стали называть «королём верхнего до». В том же году Паваротти дебютировал в миланском «Ла Скала», где исполнил партию Тибальда в «Капулетти и Монтекки» Беллини. Со временем певец стал обращаться к драматическим ролям: Каварадосси в «Тоске» Пуччини, Риккардо в «Бале-маскараде», Манрико в «Трубадуре», Радамес в «Аиде» Верди, Калаф в «Турандот».
С 1971 года Паваротти регулярно выступал на фестивале «Арена ди Верона», участвовал в концертах. Гастролировал с «Ла Скала» в Москве (1974). Среди записей партии в десяти операх Верди, пяти операх Пуччини; партии Канио в «Паяцах» (дирижёр Риккардо Мути, Philips), Энцо в одной из наиболее удачных записей «Джоконды» Понкьелли (дирижёр Бруно Бартолетти, Philips) и другие.
1980—1990[править | править код]
В начале 1980-х годов Паваротти основывает международный конкурс молодых исполнителей (англ. The Pavarotti International Voice Competition). С победителями первого конкурса 1982 году он исполнил отдельные фрагменты «Богемы» и «Любовного напитка». Второй конкурс состоялся в 1986 году и с его победителями Паваротти тоже исполняет отдельные фрагменты «Богемы» и «Бала-маскарада» (итал. «Un ballo in maschera»). На празднование 25-летия своей карьеры Паваротти приглашает победителей этого конкурса в Италию, где они исполняли «Богему» в его родном городе Модене, а также в Генуе. Этот тур был продолжен в столице Китая — Пекине, где Паваротти впервые выступил перед 10-тысячной аудиторией, подарив слушателям все знаменитые «До» второй октавы, а публика, в свою очередь, аплодировала стоя. С победителями третьего конкурса 1989 года он исполняет «Любовный напиток» и «Бал-маскарад». Победители пятого конкурса сопровождали певца на его гастролях в Филадельфии 1997 года.
В середине 1980-х годов Паваротти возвращается к сотрудничеству с Венской государственной оперой и Ла Скала. В Вене Паваротти исполняет Рудольфо из «Богемы» дуэтом с Миреллой Френи в роли Мими; Неморино — в «Любовном напитке»; Радамеса в «Аиде»; Рудольфо в «Луизе Миллер» ; Густаво в «Бале-маскараде»; в последний раз Паваротти выступает в Венской опере в 1996 году в «Андреа Шенье» (фр. «Andrea Chénier»).
В 1985 году на сцене Ла Скала Паваротти, Мария Кьяра и Лука Ронкони (итал. Luca Ronconi) под руководством Маазеля исполнили «Аиду». Ария «Celeste Aida» в его исполнении была встречена двухминутными овациями. 24 февраля 1988 года в Берлине Паваротти устанавливает новый рекорд Книги Гиннесса: в Дойче Опера после исполнения «Любовного напитка» зрители вызывали артиста на поклоны 165 раз[1]. В этот год тенор снова поёт в «Богеме» с Миреллой Френи в доме Оперы Сан-Франциско. В 1992 году Паваротти в последний раз появляется на сцене Ла Скала в новой постановке «Дона Карлоса» Франко Дзеффирелли. Это выступление было негативно оценено критиками и частью зрителей, после чего Паваротти в Ла Скала больше не выступал.
Новую волну мировой славы Паваротти принесло исполнение арии «Nessun Dorma» из оперы Джакомо Пуччини «Турандот» в 1990 году. Компания ВВС сделала её темой своих трансляций Чемпионата мира по футболу в Италии. Эта ария стала такой же популярной, как поп-хит, и стала визитной картой исполнителя. Во время финала чемпионата «Три тенора» исполнили арию «Nessun Dorma» на территории древних бань Каракаллы в Риме, и копий этой записи было продано больше, чем копий какой-либо другой мелодии за всю историю музыки, что также зафиксировано в Книге рекордов Гиннесса. Так Паваротти вынес оперу на улицу к людям. В 1991 году он сольно выступил в лондонском Гайд-парке, где собрал 150-тысячную аудиторию; в июне 1993 года в Центральном парке Нью-Йорка великого тенора собралось послушать более 500 тысяч человек, и более миллиона зрителей смотрели трансляцию по телевидению. В сентябре того же года состоялся открытый концерт на Марсовом поле в Париже для более чем 300 тысяч слушателей. По традиции концерты «трёх теноров» также состоялись и на следующих чемпионатах мира по футболу в Лос-Анджелесе (1994), в Париже (1998) и Йокогаме (2002).
Одновременно с популярностью в профессиональных кругах шоу-бизнеса росла слава Паваротти как «Короля отмен». Будучи непостоянной артистической натурой, Лучано Паваротти мог отменить своё выступление в последний момент, причиняя тем самым значительные убытки концерт-холлам и домам оперы.
В 1998 году Паваротти был награждён премией «Легенда Грэмми», которой награждали всего 15 раз с момента основания (1990 г.).
Введён в Зал славы журнала Gramophone[2].
Музыкальная деятельность[править | править код]
Лучано Паваротти был одним из самых популярных у публики и признаваемых критикой оперных теноров XX столетия.
На свои сольные концерты Паваротти собирал сотни тысяч слушателей. 500 тысяч зрителей слушали его концерт в Центральном парке Нью-Йорка — такую аудиторию не собирал ни один из популярных исполнителей[3]. С 1992 года Паваротти участвовал в благотворительных концертах «Паваротти и друзья». Благотворительный проект получил колоссальную известность благодаря участию рок-музыкантов Брайана Мэя и Роджера Тейлора (Queen), Стинга, Элтона Джона, Боно и Эджа (U2), Эрика Клептона, Джона Бон Джови, Брайана Адамса, Би Би Кинга, Селин Дион, группы Cranberries, известных итальянских исполнителей, которые вместе с Паваротти и оркестром пели свои лучшие песни. Работать в этом проекте почитали за честь многие поп- и рок-музыканты. Альбомы, записанные проектом «Паваротти и друзья», стали сенсацией на рынке популярной музыки.
Многие любители критиковали Паваротти за подобные эксперименты, заставляющие воспринимать серьёзную музыку как развлечение, и во многих крупных театрах ходило выражение: «Оперу загубили три человека и все три — теноры». К проекту «3 тенора» можно, конечно, относиться по-разному, но не стоит забывать, что это была благотворительная акция, посвящённая выздоровлению Хосе Каррераса, и именно благодаря «трём тенорам» Паваротти и Доминго — давние враги помирились и стали выступать вместе в серьёзных «настоящих» спектаклях, таких, как «Плащ» Пуччини и «Паяцы» Леонкавалло в «Метрополитен Опера» в один вечер. Лучано Паваротти — легенда. Он произвёл оперную революцию, и даже его самые непримиримые критики не будут спорить, что его имя навсегда останется синонимом красоты человеческого голоса.
Завершение карьеры и смерть[править | править код]
В 2004 году Лучано Паваротти простился со зрителями. Он в последний раз вышел на сцену «Метрополитен-опера» в роли Марио Каварадосси в опере Пуччини «Тоска». Перед спектаклем он официально объявил о том, что покидает оперную сцену. В «Метрополитен-опере» был аншлаг — несмотря на то, что временами голос Паваротти звучал слабее, чем обычно, зал проводил его 11-минутной овацией. Последнее выступление Паваротти состоялось 10 февраля 2006 года в Турине, на церемонии открытия XX Зимних Олимпийских игр: он исполнил Nessun dorma из оперы Пуччини «Турандот»[4].
Лучано Паваротти скончался в 5 утра 6 сентября 2007 года, не дожив немногим более месяца до своего 72-летия, от рака поджелудочной железы, в своём доме в Модене.
8 сентября 2007 года прошли прощание и похороны маэстро. Лучано Паваротти был похоронен на кладбище Монтале Рангоне (Montale Rangone) под Моденой, в семейном склепе, рядом с родителями и мертворождённым сыном.
Личная жизнь[править | править код]
В первом браке с Адуа Верони (1961—2000) у Паваротти родилось три дочери: Лоренца, Кристина и Джулиана. Во втором браке с Николеттой Мантовани (2003—2007) родилась дочь Аличе, чей брат-близнец появился на свет мёртвым.
Репертуар[править | править код]
Винченцо Беллини
Арриго Бойто
- «Мефистофель[en]» (Фауст)
Джузеппе Верди
Умберто Джордано
- «Андре Шенье» (Андре Шенье)
Гаэтано Доницетти
Руджеро Леонкавалло
- «Паяцы» (Канио)
Пьетро Масканьи
- «Сельская честь» (Туридду)
- «Друг Фриц» (Фриц Кобус)
Жюль Массне
- «Манон» (де Грие)
Вольфганг Амадей Моцарт
- «Идоменей, царь Критский» (Идамант, Идоменей)
Амилькаре Понкьелли
- «Джоконда» (Энцо Гримальдо)
Джакомо Пуччини
Джоаккино Россини
- «Вильгельм Телль» (Арнольд Мельхталь)
Рихард Штраус
- «Кавалер розы» (Итальянский певец)
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- Лучано Паваротти на Belcanto.ru
- Официальный сайт Lucianopavarotti
- Лучано Паваротти