Отчество петросяна

Отчество петросяна thumbnail

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 января 2020;
проверки требуют 19 правок.

В Википедии есть статьи о других людях с фамилиями Петросян и Петросянц.

Евге́ний Вага́нович Петрося́н (настоящая фамилия Петрося́нц; род. 16 сентября 1945, Баку, АзССР, СССР) — советский и российский артист эстрады, писатель-юморист и телеведущий. Народный артист РСФСР (1991)[1][2][3].

Биография

Ранние годы

Внешние медиафайлы

Родился в семье преподавателя математики Азербайджанского педагогического института, армянина Вагана Межлумовича (Мироновича) Петросянца (1903—1962) и домохозяйки (по образованию — инженер-химик), еврейки Беллы Григорьевны (1910—1967)[4][5][6][7].

В 7 лет нарисовал акварелью икону Казанской Божией Матери, хотя родители были атеистами. Мечтал о карьере артиста с детства, впервые вышел на сцену в 12 лет[8][аффилированный источник?].

Со школьных лет начал участвовать в самодеятельности — в бакинских клубах и домах культуры, с ним в самодеятельности был и Муслим Магомаев[4]. Читал басни, стихи, фельетоны, играл сценки, участвовал в агитбригаде, играл в народных театрах, вёл концерты в сольном и парном конферансе и прочее. После окончания средней школы в 1961 году приехал в Москву, мечтая стать актёром. Окончил Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства, где его учителями и наставниками были Рина Зелёная и Алексей Алексеев. С 1962 года, в 17-летнем возрасте, начал работать на профессиональной сцене[1].

Работа на эстраде

В жанре конферанса Петросян работал с 1962 года (под псевдонимом Евгений Петров первые 2 года) по 1974 год, с 1964 по 1969 — работал конферансье в оркестре Л. О. Утесова, с 1969 по 1989 год служил в Москонцерте[9].
В 1970 году был удостоен звания Лауреата на IV Всесоюзном конкурсе артистов эстрады.

В 1973 году Евгений Петросян вместе с Л. Шимеловым и А. Писаренко подготовили программу «Трое вышли на эстраду». В Московском театре эстрады артистом были поставлены такие спектакли, как: «Монологи» (1975, авторы Г. Минников, Л. Измайлов, А. Хайт); «Доброе слово и кошке приятно» (1980, автор А. Хайт); «Как поживаете?» (1986, авторы М. Задорнов, А. Хайт, А. Левин); «Инвентаризация-89» (1988, авторы М. Задорнов, А. Хайт, С. Кондратьев, Л. Французов и др.)[1]; «Дураки мы все» (1991, авторы А. Хайт, Г. Териков, В. Коклюшкин и др.); «Бенефис», «30 лет на эстраде», «Страна Лимония, деревня Петросяния» (1995, авторы М. Задорнов, С. Кондратьев, Л. Французов); «Когда финансы поют романсы» (1997, авторы М. Задорнов, Л. Французов, Л. Измайлов, Г. Териков, Н. Коростелева, А. Новиченко и др.). В 1999 году состоялась премьера нового спектакля «Семейные радости» (авторы М. Задорнов, Н. Коростелева, Л. Натапов, А. Цапик, Л. Французов, Г. Териков, Г. Бугаев и др.).

В этих представлениях артист выступает не только как главный исполнитель монологов, но и как режиссёр-постановщик. Спектакли имели большой зрительский успех и были высоко оценены прессой. Петросяну удаётся расширить жанровые рамки традиционного театра миниатюр, где использовались, как правило, только монологи, фельетоны, сценки и моносценки. Артист использовал и музыкальные пародии, и веселые жанровые песенки, и эстрадную клоунаду, и синхробуффонаду, и всевозможные интермедии, где актёры действовали от собственного лица, нередко подшучивая над главным артистом.

В 1979 году образован Театр эстрадных миниатюр Петросяна. При театре Петросян создал Центр эстрадной юмористики, где собраны уникальные материалы по истории эстрады XIX—XX веков: журналы, афиши, фото и другое.

В 1985 году окончил отделение режиссёров эстрады ГИТИСа. В этом же году был удостоен звания Заслуженный артист РСФСР. С 1988 года является ведущим артистом и художественным руководителем «Московского концертного ансамбля эстрадных миниатюр»[1]. В 1991 году удостоен звания «Народный артист РСФСР». В 1995 году указом президента Российской Федерации награждён орденом Почёта — за заслуги перед государством и многолетнюю плодотворную деятельность в области искусства и культуры.

Согласно опросу ВЦИОМ, опубликованному 1 апреля 2019 года, Евгений Петросян занял второе место среди любимых россиянами юмористов, уступив первенство Михаилу Задорнову[10].

Общественная позиция

На президентских выборах 2018 года являлся доверенным лицом кандидата в президенты России Владимира Путина[11]. Причиной, по словам артиста, было желание выразить свою гражданскую позицию. По мнению Петросяна, при Путине динамика развития страны «стала убедительно положительной по многим параметрам», несмотря на «угрозу» со стороны Запада и большое количество «несправедливости, злобы, фальши, провокаций, неправды, хамства» в адрес России[12].

Личная жизнь

  • Первая жена умерла, когда их дочь Викторина была маленькой[13][14].
    • Дочь — Викторина Евгеньевна Петросян (род. 11 ноября 1968) — окончила исторический факультет МГУ, работала организатором выставок, искусствовед, продюсер кино и телевидения, производит с мужем эксклюзивные игрушки из стекла «Mark Andreas Collection», живёт на Манхэттене в Нью-Йорке, основательница компании «Vi-Ko Продакшн», продюсер цикла документальных фильмов: Бродвей. История в лицах и танцах[15].
      • Внуки — Андрей и Марк[16]
        • Правнук (род. 2020)[16]
  • Вторая жена — Анна Ивановна Козловская (1938—2007), дочь оперного певца Ивана Козловского. Брак длился полтора года[17].
  • Третья жена — Людмила, искусствовед из Ленинграда.
  • Четвёртая жена — Елена Григорьевна Степаненко (род. 8 апреля 1953) — артистка эстрады, юмористка, Заслуженная артистка РФ (1995), женаты с 1985 по 2018 год (познакомились в 1979 году), в 2018 году Елена Степаненко подала на развод, брак расторгнут Хамовническим судом Москвы 16 ноября 2018 года[18].
  • Пятая жена — Татьяна Брухунова (род. 1989) — помощник юмориста и его директор. Расписались в декабре 2019 года[19].
    • По сообщениям СМИ у Петросяна и Бурхуновой родился сын от сурогатной матери 13 марта 2020 года в Дубаях, Петросян эти новости не комментирует[20][16][21].

Критика

Юмор Евгения Петросяна и его телепроектов неоднократно критиковался в прессе за низкопробность и пошлость, а сам исполнитель назывался «королём юмористических ремейков и рассказчиком старых анекдотов»[22][23].
Критические очерки о посещении концертов Петросяна публиковали обозреватели «Новой газеты»[24], журнала «GQ»[25] и интернет-издания Lenta.ru[26].
Евгений Петросян получил известность в Интернете и стал своеобразным интернет-мемом ввиду спорного с точки зрения многих людей качества его юмора. В повседневный обиход в той или иной мере вошли неологизмы «петросянить»[27][28] в значении «несмешно шутить» и «петросянство» или «петросянщина»[29] в значении «несмешной юмор»[30], а сама фамилия «Петросян» стала именем нарицательным и иногда употребляется в значении «плохой шутник»[31].

Петросян и его телепроекты, после многих лет бессменной трансляции по телевидению — когда создавалось впечатление, что «показывают только Петросяна и его сподвижников» — неизменно становился мишенью насмешек т. н. «волны нового юмора» — над ним и его юмором смеялись КВН, Камеди клаб, Большая разница, ОСП-студия и другие.
Петросяну посвятили песни Максим Леонидов («Петросенко и Степанян») и Андрей Макаревич («Рассмеши меня, Петросян»).
В лице Петросяна, по мнению журналиста «Комсомольской правды» Павла Садкова, новое поколение смеялось над своими родителями, над их представлениями о мире и о смешном[32]. Неоднократно в прессе 2000-х годов возникала тема «Петросян ворует шутки из Интернета», на что сам Петросян отвечал обычно, что его шутки просто слишком быстро попадают в Интернет, а критика организована врагами[32].
По словам генерального директора телекомпании «Дождь» Натальи Синдеевой, однажды Петросян был номинирован на шуточную антипремию «Серебряная калоша», но незадолго до её вручения Михаил Задорнов лично приехал к Синдеевой и уговорил её не присуждать премию Петросяну, подчеркнув, что это может привести к инфаркту последнего[33].

16 октября 2005 года на Славянской площади был устроен пикет против некоторых телепередач с участием Евгения Петросяна. Участники протеста требовали заменить «Аншлаг» и «Смехопанораму» другими передачами. «Из-за отсутствия выбора многие люди просто не догадываются, что есть юмор другого качества» — говорили они. В это самое время артист давал концерт в честь своего шестидесятилетия в зале «Россия»[34].
Сам Евгений Петросян об акции в интервью «Комсомольской правде» сказал: «< … >непонятно, куда они призывают меня уйти? На тот свет? Не дождетесь! Я прекрасно знаю, что пикет организовали мои враги»[35].
Накануне, 14 октября 2005 года в Казани состоялась «акция» имени Петросяна — несколько сотен молодых людей, представившихся как организация «Всероссийский общественный комитет по исследованию и сохранению творческого наследия Е. В. Петросяна», прошли по центральным улицам города с транспарантами «Петросян — не робот», «Петросяна — в Президенты!», «Петросян — это наше всё» и «Руки прочь от Петросяна»[35]. Акция завершилась выступлением певца Дельфина, и в дальнейшем выяснилось, что акция была придумана директором казанского ночного клуба с целью привлечь публику на концерт[36].

Читайте также:  Жена филиппа киркорова татьяна пушина видео

22 октября 2009 года Петросян пригласил на круглый стол известных блогеров-тысячников ЖЖ: cybervantuz, kommari, neoguru, _nikolya_ и др. Приглашённый также известный блогер exler (Алексей Экслер) на встречу прийти категорически отказался, так как тема встречи — «Современный юмор», а Петросян, по мнению Экслера, «к юмору не имеет ни малейшего отношения»[37].
В ответ на частые претензии, что он якобы заимствует шутки из Интернета, Петросян ответил, что на самом деле его шутки слишком быстро попадают в сеть и поэтому создаётся обратное впечатление[38]. Свою популярность в Интернете Петросян объяснил тем, что телезрителей «перекормили» его концертами. Иной раз его выступления могут идти на нескольких каналах одновременно. После встречи многие блогеры (например, Ольга Табунщикова, Олег Козырев и др.) в своих дневниках признались, что «открыли для себя другого Петросяна — значительно глубже и тоньше себя телевизионного»[31][39].

Работы

Участие в телепрограммах

  • «Голубые огоньки» (в 1964 году вёл в прямом эфире)
  • «Вечера юмора» (в начале 1970-х годов вместе с известной тележурналисткой Татьяной Коршиловой Петросян придумал и вёл в концертном зале «Останкино» передачи, которые явились предтечей телепередачи «Вокруг смеха»)
  • «Артлото» (с 1973 по 1976 годы был ведущим популярной телепередачи)
  • «Утренняя почта» (участвовал в 1975−1985)
  • «Аншлаг» (1987−2000)

Сольные и авторские передачи

  • «С различных точек зрения» (1985)
  • «Приглашение на вечер Петросяна» (1988)
  • «Ангажемент Петросяна»
  • «Операция Петросян» (1991)
  • «Антология Петросяна» (1991−1993)
  • «Смехопанорама» (с 1994; изначально выходила еженедельно на 1-м канале Останкино, затем на ОРТ и «Первом канале», в 2004—2019 годах выходила на канале «Россия»)
  • «Евгений Петросян приглашает» (1999−2000)
  • «Кто же этот Петросян?» (2000)
  • «Шутка за шуткой» (2002−2005, автор юмористической программы на «Первом канале»)[40]
  • «Кривое зеркало» (2003−2013, с 2003 по 2004 год выходила на «Первом канале», с 2004 по 2013 год на канале «Россия»)
  • «Петросян-шоу» (с 2014)
  • «Юмор! Юмор!! Юмор!!!» (с 2016)

Концертные программы

  • 1977 — «Доброе слово и кошке приятно»;
  • 1986 — «Как поживаете?»;
  • 1988 — «Не плачь, Федя!»;
  • 1988 (1990) — «Инвентаризация»;
  • 1991 — «Дураки мы все»;
  • 1995 — «Страна Лимония, деревня Петросяния»;
  • 1997 — «Когда финансы поют романсы»;
  • 1999 — «Семейные радости»;
  • 2001 — «Страсти-мордасти»;
  • 2011 — «Шутки в сторону»;[41].
  • 2012 — Евгений Петросян. 50 лет на эстраде;
  • 2015 — «70 лет уже не в обед»;

Программы Елены Степаненко

Автор сценария и режиссёр

  • «Бабы, вперёд!» (2001),
  • «Включайте, посмеёмся!» (2001).

Художественный руководитель

  • «Кышкин дом» (2001−2003, по заказу «НТВ»).

Библиография

Е. В. Петросян является автором следующих книг:

  • «Хочу в артисты!» — М.: «Искусство», 1994.
  • «Евгений Петросян в стране анекдотов» — М.: Изд. Центр «Маркетинг», 1994.
  • «От смешного до великого». — М.: ТЕРРА-TERRA, 1995
  • «Петросмешки». — М.: Издательство «Гранд», 1998
  • «Великая мозаика». — М.: Издательство «ЭКСМО Пресс», Издательство «ЭКСМО-МАРКЕТ», 2000
  • «Над чем смеется Петросян». — М.: Издательство «Вече». АО «Московские учебники», 2000
  • «Записные хиханьки-хаханьки». — М.: Издательство «АСТ», 2001
  • «Доктор Смех, или Записные хиханьки-хаханьки-2». — М.: Издательство «АСТ», АСТ Москва, Хранитель, 2007, 672 стр., Тираж: 7000 экз.[42]

Примечания

  1. 1 2 3 4 Петросян (Петросянц) Евгений Ваганович // Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн. 14. Пе-Пр. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. — 256 с.: ил. — С. 64. — ISBN 5-85270-206-4 (кн. 7), ISBN 5-85270-218-8.
  2. ↑ Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 4 марта 1991 г. «О присвоении почетного звания „Народный артист РСФСР“ Петросянцу (Петросяну) Е. В.»
  3. ↑ «Эстрада России. XX век». — М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2004.
  4. 1 2 Евгений Петросян: Всю жизнь я лечу за своей мечтой | Центр поддержки русско-армянских стратегических и общественных инициатив
  5. ↑ Интервью с Владимиром Винокуром (недоступная ссылка). Дата обращения 26 августа 2009. Архивировано 4 марта 2016 года.
  6. ↑ Интервью с Евгением Петросяном (недоступная ссылка). Дата обращения 26 августа 2009. Архивировано 6 марта 2012 года.
  7. ↑ Петросян Евгений Ваганович на sem40.ru (недоступная ссылка). Дата обращения 26 августа 2009. Архивировано 4 марта 2016 года.
  8. ↑ 101 факт о Е. Петросяне (недоступная ссылка). Официальный сайт. Евгений Петросян. Дата обращения 9 июня 2018. Архивировано 29 мая 2018 года.
  9. ↑ Биография. Официальный сайт. Евгений Петросян. Дата обращения 13 августа 2020.
  10. ↑ Кто смешнее шутит? Старые добрые юмористы отечественного ТВ обходят по популярности многих современных комиков / wciom.ru, 1 апреля 2019
  11. ↑ ЦИК озвучил дополнительный список доверенных лиц Путина. Из уральских регионов — Максим Фадеев и лидер «Уральских пельменей» «URA.ru», 22.01.2018
  12. Михаил Карпов. «Юмор — дело серьезное». Евгений Петросян о Путине, войне и хамстве Запада. Lenta.ru (16 февраля 2018). Дата обращения 12 марта 2019.
  13. Лидия Гронская. Памятные встречи.
  14. ↑ Трудная судьба дочери Петросяна :: Шоу-бизнес :: Дни.ру
  15. ↑ https://www.anews.com/p/95465874-navsegda-ostavila-rossiyu-chem-zanimaetsya-edinstvennaya-doch-petrosyana/
  16. 1 2 3 Евгений Петросян стал прадедушкой
  17. ↑ Умерла жена Евгения Петросяна | Обозреватель
  18. ↑ Суд расторг брак между Степаненко и Петросяном // ТАСС, 16 ноября 2018 года
  19. ↑ «Уже не любовница, а жена»: 74-летний Евгений Петросян все-таки женился на своей 30-летней помощнице / Комсомольская правда, 9 декабря 2019
  20. ↑ У Евгения Петросяна и Татьяны Брухуновой родился ребенок
  21. ↑ У Петросяна и его 31-летней помощницы родился ребенок
  22. Людмила Троицкая. Че кидаешься от меня? Прижмись! Это я только с виду бабушка // Бульвар Гордона : газета. — 2005. — 22 февраля (№ 8 (487)).
  23. Ольга Лебедева. Петросян рассказал, откуда берет шутки. Самара: «Комсомольская правда» (19 апреля 2006). — «уже несколько лет … работает специальный отдел по сбору юмористического фольклора … Самые смешные шутки Петросян … пробует на гастролях в регионах … самые удачные попадают в «Кривое зеркало» и другие … программы … многие услышанные на концерте юмориста приколы в Интернете уже есть». Дата обращения 22 августа 2012.
  24. Надежда Прусенкова. Выключатель мозга. Корреспондент «Новой» посмотрел на Евгения Петросяна без помощи телевизора. Новая газета (2 марта 2006). Дата обращения 12 марта 2019.
  25. Иван Давыдов. Погружение в бездну, или полная петросянизация. GQ (31 января 2013). Дата обращения 12 марта 2019.
  26. Михаил Карпов. Смеяться грешно. Кто надрывает животы на концертах Петросяна: беспощадный репортаж из преисподней. Lenta.ru (6 декабря 2017). Дата обращения 12 марта 2019.
  27. ↑ Николай Валуев: «Буду петросянить между заседаниями думы» (недоступная ссылка). Медиакорсеть (5 августа 2012). Дата обращения 18 августа 2012. Архивировано 4 февраля 2013 года.
  28. ↑ Петросянить — Яндекс: 14 тыс. ответов
  29. ↑ Петросянство — Яндекс: Нашлось 10 тыс. ответов
  30. ↑ Кабаре Веселый песец раскрывает главную тайну. Регион Киев Медиа (24 июля 2012). — Интервью. — «Зато появились шоумены… Идет словесный поток ни о чём, это петросянщина. Махровая». Дата обращения 22 августа 2012. Архивировано 16 октября 2012 года.
  31. 1 2 “Вести.net”: блогеры открыли для себя другого Петросяна. Вести.Ру. ВГТРК (23 октября 2009). Дата обращения 13 августа 2020.
  32. 1 2 Павел Садков. Евгений Петросян много шутил, но проиграл Интернету (16 сентября 2010). — «Евгений Петросян был застигнут на сломе эпох – советской и несоветской – и оказался символом старого и отжившего. В лице Петросяна новое поколение смеялось над своими родителями, над их представлениями о мире и о смешном.». Дата обращения 22 августа 2012.
  33. Олег Кашин. Наталья Синдеева: «Снятие стихотворения, которое может лично обидеть симпатичного мне человека, — это тоже мои ценности». Афиша Daily. ООО «Компания Афиша» (апрель 2011). — Интервью. Дата обращения 5 декабря 2018.
  34. ↑ В Москве прошла акция протеста против программ Евгения Петросяна. Дата обращения 19 марта 2009.
  35. 1 2 Евгений Петросян шагает по стране: акции в защиту и против (ФОТО) (недоступная ссылка). Студенческая правда (15 октября 2005). Дата обращения 22 августа 2012. Архивировано 16 октября 2012 года.
  36. А. Калугин. Петросян шагает по стране (недоступная ссылка). Студенческая правда (28 октября 2005). Дата обращения 22 августа 2012. Архивировано 16 октября 2012 года.
  37. ↑ Российских блоггеров пригласили на встречу с Петросяном. Korrespondent.net (20 октября 2009). Дата обращения 13 августа 2020.
  38. ↑ Петросян рассказал блогерам-тысячникам, почему его возненавидели люди — bigmir)net
  39. Юрий Васильев. Человеку и Петросяну. Радио «Свобода» (23 октября 2009). Дата обращения 18 марта 2019.
  40. ↑ НА СУРОВЫХ БЕРЕГАХ ГЛАМУРА — Общество — Новая Газета
  41. ↑ ПРЕМЬЕРА! Концерт Евгения Петросяна и Елены Степаненко «Шутки в сторону»
  42. ↑ OZON.ru — Книги | Доктор Смех, или Записные хиханьки-хаханьки-2 | Евгений Петросян | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-17-040247-2, 978-5-9713-4884-9, 978-5-9762-1672-3
Читайте также:  Юлия зубкова похлебенина зубкова

Ссылки

  • e-petrosyan.ru — официальный сайт Евгений Ваганович Петросян
  • Евгений Петросян на сайте Союза юмористов
  • Официальный YouTube-канал Евгения Петросяна
  • Евгений Петросян в программе «Без антракта», 1999 на YouTube
  • Юморист Евгений Петросян о стендапе, рэпе и Comedy Club. Вечерний Ургант. 17.04.2019 — YouTube

Источник

Отчество петросяна

ПЕТРОСЯН Евгений Ваганович (род. 16.09.1945, г. Баку) — народный артист РФ (1991). После окончания средней школы (1961), приехал в Москву, мечтая стать артистом. Окончив ВТМЭИ (Всероссийскую Творческую Мастерскую Эстрадного Искусства, где учителями Петросяна были Рина Зеленая и Алексей Алексеев), в качестве конферансье в 1962 г. вел составленную из выступлений выпускников Мастерской программу «В жизни раз бывает восемнадцать лет», открывавшую второй сезон в Московском театре эстрады.Сразу же обратил на себя внимание и зрителей, и театральной общественности, и прессы. Газета «Правда» 26 сентября 1962 г. писала: «Конферансье Евгений Петров, (первые два года Петросян выступал под псевдонимом Евгений Петров – прим. редактора) очень искренно играющего школьника, впервые вышедшего на сцену, обрадованного и взволнованного этим»… Газета «Литература и жизнь», 5 октября 1962 г.: «Приятное впечатление оставляет конферансье Е. Петров. Контакт, который удается установить молодому артисту со зрительным залом, свидетельствует о его больших способностях».

«Московская правда», 6 октября 1962 г.: «…конферансье Е. Петров… обаятелен, естественен, остроумен. …играет он… — веселого, чуть хитроватого паренька, страшно довольного тем, что ему удалось выйти на сцену и вести концерт».

«Вечерний Ленинград», февраль 1963 г., автор Евгений Гершуни: «Совсем юный конферансье Петров… чем-то напоминает только что начинавшего выступать Аркадия Райкина»…

«Ленинградская правда», 9 марта 1963 г.: «Евгений Петров – самый молодой эстрадный конферансье. Шутки его свежи, насыщены юмором»…

В 1962 году Е. Петросян получил приглашение в Московскую эстраду (ВГКО). «Вечерняя Москва», 12 августа 1964 г.: (автор статьи И. Адов писал о концерте «Вы их не знаете» — прим. редактора) «Евгений Петров читал монолог, и его слушали хорошо, ибо он скромен, корректен, хоть и юношески угловат. Неделанная улыбка освещает совсем еще мальчишеское лицо… И в монологе, больше походившем на застольную беседу, звучал мягкий и добрый юмор».

Затем, с 1964 по 1969 — Петросян — конферансье в оркестре Л.О.Утесова. Он предложил великому мастеру построить спектакль на разнице их возрастов, и таким образом родилась знаменитая утесовская программа «Перелистывая страницы», где пожилой артист рассказывал своему молодому коллеге о том, какие песни он пел в разные годы и какие «шутки шутил». «Советская культура» 30 июня 1966 года отмечала: «Рядом со старейшим мастером эстрадного искусства Леонидом Утесовым стоит совсем юный конферансье… Евгений Петров. Он приковывает к себе неослабевающее внимание. Его творческий облик отмечен интересными качествами – необычайной мягкостью интонации, моментальной сменой выражений подвижного лица, умением перевоплощаться. Л. Утесов… зорко увидел в начинающем артисте черты яркой творческой одаренности. Отсутствие наигрыша и скучной назидательности, мягкий, теплый юмор, умение быть непосредственным – вот качества, которые помогли Е. Петрову сразу завоевать симпатии зрителей».

В те годы Петросян уже много гастролировал с оркестром и везде имел большой успех. Например, «Пензенская правда» тех лет писала: «Почти по-райкински на глазах у публики Е. Петросян может превратиться в благообразного старичка и шепелявым речитативом исполнить назидательные куплеты; на протяжении одной – двух минут создает образ, а точнее, маску пьяницы, хулигана, тунеядца… В своих репризах он как бы советуется со зрителями, доверительно рассказывает им о смешных историях, подмеченных в жизни».

Далее с 1969 по 1989 работал в Москонцерте (до 1974 года — как один из ведущих конферансье, затем – как исполнитель монологов и сольных эстрадных спектаклей).

В 1970 году удостоен звания Лауреата на IV Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. На этом конкурсе было трудно победить по той простой причине, что до 1970-го года всесоюзных конкурсов не было двенадцать лет, и эстрада накопила огромные силы, которые продемонстрировала в тот год. С I-ого тура выбыли Геннадий Хазанов (он стал лауреатом в 1974 году), Зиновий Высоковский и многие-многие другие. Семен Фарада получил звание дипломанта конкурса. Лауреатами в разговорном жанре стали Р. Карцев и В. Ильченко, Е. Петросян.

Петросян все время искал новые оригинальные художественные формы в жанре. В 1973 году он придумал оригинальное трио, в котором участвовали по его предложению конферансье Лев Шимелов и Альберт Писаренков. Этот необычный ансамбль, состоящий из ярких контрастных индивидуальностей, был сразу замечен зрителями в телепрограмме «Артлото» (1973 – 1975 гг.). Затем артисты на основе своего репертуара заказали сценарий одному из лучших драматургов – Аркадию Хайту. Так в 1975 году появилось представление «Трое вышли на сцену» (режиссер Борис Левинсон), которое определило целое направление сольных спектаклей нового  поколения артистов.

В декабре 1974 года, будучи одним из самых популярных и признанных в стране конферансье, Е. Петросян по собственному желанию завершил карьеру в этом качестве и окончательно перешел в параллельный юмористический жанр. И уже в 1975 году это стремление осваивать новые формы приводит актера к созданию сольной программы«Монологи» (режиссер Александр Левенбук, авторы Григорий Минников, Аркадий Хайт, Лион Измайлов).

Эта программа была началом будущего Театра эстрадных миниатюр под руководством Е. Петросяна, имеющего стабильный, многолетний успех. Появилась маленькая труппа. Состав ее с годами менялся (среди постоянных участников — Елена Степаненко). Расширяя жанровую палитру театра миниатюр, Петросян исполнял в своих спектаклях не только сценки, монологи и всевозможные интермедии, но и куплеты, песенки, пародии, синхробуффонаду, эстрадную клоунаду, музыкальную мозаику и прочее, прочее. В эстрадном спектакле «Доброе слово и кошке приятно» (1980 год, авторы А.Хайт и Л. Измайлов, режиссер А. Левенбук, художник А.Маринский, балетмейстер Ф.Иванова) уже использовались сценические костюмы, декорации, специальная музыка (автор песни А. Пугачева) и даже условный сюжет. Кроме того, впервые были расширены возможности музыкальной мозаики, которая наполнилась социально-политическим содержанием и, при этом, не столько контрастно стыкуя куплеты из разных популярных песен, как это делали раньше, сколько переделывая текст внутри куплета, придавая ему новую юмористическую окраску; таким приемом сейчас уже активно пользуются все артисты и, в том числе, участники КВН. Еще одна новая жанровая особенность спектакля «Доброе слово и кошке приятно»: в интермедиях актеры действовали от собственного лица и нередко подшучивали над главным артистом — Е. Петросяном. Таким образом, высмеивались человеческие взаимоотношения на работе, в быту, на улице и так далее.

Умение привлекать авторов, терпеливо и требовательно работать с ними обогащало искусство Петросяна свежими идеями, современными характерами, которые в интерпретации актера приобретают гротесковую, комическую, драматическую, в иных случаях трагикомическую окраску. Так родился спектакль «Как поживаете?» (1986 год, авторы М. Задорнов, А. Хайт, А. Левин, режиссеры М. Задорнов, А.Бармак, художник А.Саагянц, музыка В.Львовского и А. Гарнизова)

В 1985 г. Петросян окончил ГИТИС, отделение режиссеров эстрады и в дальнейшем практически все свои программы ставил сам.

Программы рождались одна за другой, и каждая была событием в эстрадном искусстве, потому что имели настоящий большой зрительский успех, представляя все новые и новые ноу-хау жанра. Но, самое главное – зрители находили в сольных спектаклях Петросяна созвучие с происходящими событиями в стране, с мыслями и чаяниями нашего человека. Программа «Инвентаризация», (1988 год, авторы М. Задорнов, С.Кондратьев и многие другие) была не только юмористической, но и остро сатирической, где артист «открывал» многие запрещенные в те годы темы. Спектакли «Дураки мы все…» (1991 год, авторы А.Хайт, Г.Териков, В.Коклюшкин и другие, режиссеры Е.Петросян, А.Вишневецкий), «Страна Лимония, деревня Петросяния», (1995 год, авторы М.Задорнов, С.Кондратьев, Л.Французов, режиссер Е.Петросян, художник Г.Белов, музыка А. Гарнизова), «Когда финансы поют романсы» (1997 год, авторы М. Задорнов, Л. Французов, Л.Измайлов, Г. Териков, Н.Коростелева и другие, режиссер Е. Петросян, композитор А. Гарнизов, сценография Т. Магура); «Семейные радости», (1999 год, авторы М. Задорнов, Н. Коростелева, Л.Натапов, А.Цапик, Л. Французов, Г. Териков, Г. Бугаев и другие, режиссер Е. Петросян, композитор А. Гарнизов, сценограф Г.Белов), «Страсти-мордасти» (2001 год, авторы Н. Коростелева, Л. Французов, Г. Бугаев, А. Цапик, А. Костюшин, Л. Натапов, А. Щеглов, Ю. Хвостов, М. Задорнов, А.Новиченко, А. Рас, А. Андреев, композитор — А. Гарнизов), эстрадные программы «С большим приветом!» (2004 год, авторы – В. Коклюшкин, Л. Французов, А. Щеглов, Н. Коростелева, Ю. Хвостов, А. Цапик, Г.Бугаев, Л. Пеккер, А. Рас, А. Ковалев, А. Мурай, Э. Лопата) и «Страна на подъеме» (2007 – 2008 гг., авторы — В. Коклюшкин, Л. Натапов, Л. Измайлов, Г. Териков, А. Щеглов, Н. Коростелева, Ю. Хвостов А. Цапик, Т. Ветрова)  являются теперь уже классикой жанра. Многие номера из этих спектаклей отражают исторический период нашей страны, но, и в то же время, актуально звучат и сегодня.

Читайте также:  Сергей безруков и ирина

Параллельно со спектаклями игрались многочисленные творческие вечера, бенефисы.

Гражданская позиция актера, его индивидуальность скрепляют разные по стилю и формам произведения, придают целостность (своего рода сюжетность) спектаклям, составленным из разных миниатюр.

Сотни номеров созданы артистом и его авторами за многие годы. Книга «Над чем смеется Петросян» — антология юмора артиста ярко свидетельствует о том, что юмористический жанр – это вовсе не низменное искусство, как это пытается внушить кем-то или чем-то заинтересованная пресса. Евгений Петросян – это целый мир, где царит не только безудержный радостный смех, но и сострадание, слезы, любовь, уважение к старшим и прочие нравственные человеческие ценности. Юморист, выступающий перед всей страной, а не там где-то в кулуарах какого-то отдельного учреждения или сообщества, выражает интересы народа, его идеи, его чаяния, говорит о его нуждах, его проблемах.

Чарльз Спенсер Чаплин стал великим артистом после того, как начал заступаться за «маленького» человека. Он стал его рупором, глашатаем его идей и интересов. Он вызывал к нему сострадание, при этом смеясь над всеми, и над собой в том числе. Е. Петросян всю жизнь стремится руководствоваться этими соображениями. В советские времена это был, в основном, юмор иносказания, намеков и недоговорок, в перестроечные времена, как уже раньше было сказано, артист опережал на два-три года газеты, как бы открывая для общественного звучания запретные темы: о генеральных секретарях, о компартии, о вождях и прочем – прочем… В 1992-93 годах, когда у народа возник шок от реформ, перемен, неуверенности в завтрашнем дне, артист создавал чисто юмористические номера, как бы говоря своему зрителю: «Не унывай, все будет хорошо! Жизнь все равно улыбнется тебе». В середине девяностых опять политика вышла на авансцену. Сатирическое слово было едким, конкретным. В конце девяностых артисту показалось, что политика уже всем поднадоела, все уже разобрались, что к чему, что людям не хватает душевного тепла, пришла пора разбираться в человеческих взаимоотношениях, в том числе, и семейных. Именно поэтому вышел спектакль «Семейные радости».

За многие годы работы на эстраде Е. Петросян завоевал настоящую любовь публики. Активный, умный, ироничный артист никогда не изменял своего сценического имиджа,напротив, с каждым годом все увереннее утверждал его. Незаурядная творческая энергия, талант, феноменальная трудоспособность поставили Петросяна в ряд ведущих артистов отечественной эстрады, сделав его одним из ее лидеров.

За его плечами тысячи выступлений на лучших концертных площадках страны. Работа на эстраде, на телевидении, на радио всегда производила яркое, незабываемое впечатление. Е. Петросян всегда был активным участником во всех праздничных событиях страны 70-х, 80-х и 90-х годов: многочисленных правительственных концертах, торжественно проводимых профессиональных праздниках, на открытиях концертных залов (например, Петросян – первый, кто вступил на сцену концертного зала “Россия” в Москве), в больших эстрадных концертных программах, в конкурсах артистов эстрады, где был членом жюри или председателем и прочее.

Евгений Ваганович имеет много учеников, как артистов, так и писателей. Его метод работы и многочисленные нововведения в жанр составили целую систему творческих координат, которым они следуют. В частности, в числе учеников – Елена Степаненко, для которой Петросян является не только мужем, но и режиссером, и творческим идеологом.

В конце 80-х гг., определив свою систему в жанре, его законы, особенности и правила, нюансы взаимоотношений актера и публики, Петросян понял, что должен поделиться своими знаниями с коллегами и зрителями, которые неравнодушны к этому искусству и, как пишет в своей книге артист, «хотят стать профессиональными зрителями». В итоге родилась книга «Хочу в артисты» (М., Издательство «Искусство», 1994).

Е.В. Петросян является автором следующих книг:

  • “Хочу в артисты” М., 1994
  • “Евгений Петросян. В стране анекдотов” Издательство Центр “Маркетинг”. М., 1994. (Переиздавалась много раз по 1996 год). С 1996 года — М., Издательско-Торговый Дом “Гранд”, переиздавалась еще больше.
  • «От великого до смешного». М., ТЕРРА-TERRA. 1995 г.
  • Это была первая книга – антология афоризмов, изданная в постсоветский период, свободная от идеологических канонов коммунистического общества.
  • «Петросмешки». Издательство «Гранд», М., 1998 г., 1999 г., 2000 г.
  • «Над чем смеется Петросян?» (Антология репертуара). Издательство “Вече”. АО “Московские учебники” 2000 г.
  • «Записные хиханьки-хаханьки». М., Издательство «АСТ» 2001 г.
  • «Доктор смех, или записные хиханьки-хаханьки – 2». ACT издательство Хранитель. Москва, 2007 г.

Многие годы Петросян бережно собирает реликвии юмористического искусства. При своем театре он создал Центр эстрадной юмористики, где собраны уникальные материалы по истории эстрады XIX — XX вв.: многочисленные юмористические журналы, афиши, рукописи знаменитых юмористических драматургов, аудио и видео записи артистов прошлых лет, фотоматериалы и прочее, прочее… Именно на этой базе родилась его знаменитая телепередача «Смехопанорама», где Петросян – уже эстрадовед и режиссер – рассказывает нам о своем удивительном жанре.

Телевидение. Впервые Е. Петросян появился на телевидении в 1962 году в качестве конферансье молодежной программы «В жизни раз бывает 18 лет». Его представляла популярнейшая телеведущая Валентина Леонтьева, которая позже не раз вспоминала этот факт, называя себя крестной мамой артиста. В 1964 году в прямом эфире Е. Петросян вел телепередачу «Голубой огонек». В начале 70-х гг. вместе с известной тележурналисткой Татьяной Коршиловой Петросян придумал и вел «Вечера юмора» в концертном зале Останкино, которые явились предтечей телепередачи «Вокруг смеха». Несколько лет (с 1973 по 1976 гг.) был ведущим популярной телепередачи «Артлото», участвовал в первых выпусках «Утренней почты» (1975 – 1985 гг.), в «Аншлаге» (1987 – 2000 гг.) и многих других.

У Е. Петросяна много сольных передач на телевидении, таких как: «С различных точек зрения» (1985), «Приглашение на вечер Петросяна» (1988), «Ангажемент Петросяна», «Операция Петросян» (1991), «Антология Петросяна» (1991 – 1993 гг.), «Евгений Петросян приглашает» (1999 – 2000 гг.), «Кто же этот Петросян?» (2000), «Кубок юмора» (2002 г.), еженедельная передача «Шутка за шуткой» (2000-2003), Как автор сценария и режиссер-постановщик Е. Петросян выпустил программы Елены Степаненко «Бабы, вперед!» (2001-2007 гг.), «Включайте, посмеемся!» (2001 г.), «Кривое зеркало» (2003 г.). Программа Е. Степаненко «Бабы, вперед! – 2» (2005 г) заняла вторую строчку по месту и рейтингу среди самых популярных телепередач у российской аудитории за пятилетний период (2000 — 2005 гг.)

Немного подробнее об особых телепроектах. С 1994 года на ТВ еженедельно выходит в эфир авторская телепередача Е. Петросяна «Смехопанорама», в которой широко представлены мастера разговорного жанра разных поколений, запечатлена история сатиры и юмора на отечественной эстраде. Особое внимание следует обратить на такое удивительное, не имеющее аналогов, явление, как телетеатр Пет