Остроумова в бане фото
Любишь кино? Подпишись!
Здравствуйте, уважаемые гости и подписчики моего канала!
Сегодня немного нетипичный выпуск. Обычно я рассказываю в них о том или ином герое советского кинематографа. А в этом выпуске я бы хотел поговорить о замечательном фильме «…А зори здесь тихие», а точнее о его закулисье!
Вспомним замечательные моменты, ну и конечно же посмотрим за снимками за кадром съемок. Многие я попытался восстановить их, и увеличил качество. Что получилось – судить вам!
Если подобные выпуск вам понравился – прошу поставить палец вверх и написать комментарий! Тогда я сделаю выпуск постоянной рубрикой!
Приятного прочтения!
Отреставрированный кадр со съемок фильма «…А зори здесь тихие», сделанный мной специально для читателей канала в Я.Дзен
Думаю многие из вас помнят, что снял эту, так называемую, лирическую трагедию, Станислав Ростоцкий, в которой он показал суровые и трагичные военные будни.
Сам режиссер, что такое война знал не по рассказам предков. Ведь он родился в 1922 году, а значит Великую Отечественную войну он встретил, как и многие из мужчин тех лет – в окопе, защищая свою Родину, где получил тяжёлое ранение, вернувшись на гражданку инвалидом.
Сам фильм режиссер посвятил медсестре, которая и спасла будущего автора фильма, вынеся того из окопа с ранением.
Станислав Ростоцкий на съемках фильма «…А зори здесь тихие», восстановленная фотография сделанная мной специально для читателей канала в Я.Дзен
Героя старшину Васкова было суждено сыграть замечательному актёру Андрею Мартынову. Причем играл он персонажа старше себя на 6 лет – ему было 26, против 32 лет старшины. Вдобавок ко всему -это был дебют.
Для того, чтобы казаться старше, герой отрастил усы, а его говор был придуман режиссером, который всегда был со своими актерами на короткой ноге.
Он, несмотря ни на что, все тяжелые съемки проходил вместе с актерами и актрисами. Даже сцену с болотом, чем вызывал настоящий восторг среди девушек. Они слушались его беспрекословно.
Отреставрированный кадр со съемок фильма «…А зори здесь тихие», сделанный мной специально для читателей канала в Я.Дзен
В съемочной группе не только режиссер прошел войну, были и другие, кто вел бои с противником. Именно эта группа и утверждала каждую из пяти актрис, которые должны были сыграть девушек-зенитчиц в фильме.
Девушкам достаточно крепко досталось на съемках – они были весьма тяжелыми. Не обошлось и без обмороков, из-за крайне реалистичного грима в сценах с гибелью персонажей.
Отреставрированный кадр со съемок фильма «…А зори здесь тихие», сделанный мной специально для читателей канала в Я.Дзен
Съемки натуры были проведены в мае 1971 года, шли они в Карелии, там же режиссер проводил отбор девушек. В итоге после финала кастинга из пяти девушек, хороший опыт в съемках имела лишь Ольга Остроумова.
Остальные девушки либо не имели ролей вовсе, либо снялись в нескольких эпизодах.
Отреставрированный кадр со съемок фильма «…А зори здесь тихие», сделанный мной специально для читателей канала в Я.Дзен
Помните эпизод, когда Лиза тонула в болоте – сейчас наверное в это трудно поверить, а тогда актриса Елена Драпеко играла эту сцену без дублёра.
И после нескольких дублей актриса чуть в самом деле не осталась в том настоящем болоте навсегда – актрису наскоро вытащили силами съемочной группы. Зато теперь в эти болота экскурсии водят, поговаривают…
Отреставрированный кадр со съемок фильма «…А зори здесь тихие», сделанный мной специально для читателей канала в Я.Дзен.
Режиссер Станислав Ростоцкий и актер Андрей Мартынов
Но больше всего снимали далеко не эти сцены, как вспоминает потом актриса Елена Драпеко. Большое собрание потребовалось на то, чтобы решить как снимать сцену в бане.
Был построен специальный павильон. В котором могли находиться только режиссер и оператор. Ну и актрисы естественно – никаких посторонних лиц, все строго. Репитиции проводились в купальниках.
Больше всего экранного времени в этой сцене досталось самой опытной актрисе – Ольге Остроумовой, она была в кадре одна порядка 16 секунд!
Актриса Ольга Остроумова в роли Жени Комельковой, Отреставрированный кадр со съемок «…А зори здесь тихие», специально для читателей канала в Я.Дзен
Естественно данная сцена не прошла незамеченной мимо машины цензуры в советской время и её настоятельно рекомендовали вырезать. Однако режиссер грудью лег и отстоял сцену.
А вот сцену, где девушки-зенитчицы загорают без всего на брезенте пришлось вырезать????
Режиссер Станислав Ростоцкий на съемках фильма «…А зори здесь тихие» восстановленная фотография, специально для Я.Дзен
Да и в целом,после съемок, ход картине долго не могли дать. А председатель Госкино А.Романов в то время прямым текстом сказал режиссеру:
Неужели вы думаете, что мы когда-нибудь выпустим этот фильм на экран?
, чем сильно удивил режиссера, ведь он ни сном ни духом не понимал, в чем его обвиняют. Так про шло три месяца, после которых выяснилось, что нужно внести некоторые правки.
Однако не успел режиссер их сделать, как что-то «на верхах» изменилось и картине дали добро. И даже более чем. Её рекомендовали на отправку в Венецию, на местный кинофестиваль.
И фильм был принят просто великолепно! Его отметили памятным призом и номинировали на «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке! Но в итоге победить не удалось.
Но как бы то ни было фильм навсегда останется одним из лучших мировых фильмов о Великой Отечественной войне.
Исполнительницы ролей фильма «…А зори здесь тихие» Елена Драпеко и Людмила Зайцева c режиссером Станиславом Ростоцким, восстановленная мной фотография специально для читателей канала в Я.Дзен
Автор фото: Иосиф Будневич
Благодарю за внимание и палец вверх!
Нужно ли снимать ремейки? Наверное, да. Время идёт, в кинематографе появляются новые технологии, новые спецэффекты. Новое поколение зрителей хочет смотреть новые фильмы. Но что из этого получилось? Давайте посмотрим.
★ Сержант Кирьянова
Смотрю на две фотографии. Два кадра из фильма. На них две актрисы, сыгравшие в фильмах пом.ком.взвода сержанта Кирьянову. Той Кирьяновой, которая на фото слева, я верю. Верю, что воевала в Финскую, верю, что награждена орденом. А той Кирьяновой, которая справа не верю! Вот и всё, без лишних слов и критических замечаний.
Кадры из фильмов. Актрисы Людмила Зайцева и Екатерина Вилкова
Сравнивать всех девушек-зенитчиц первого и второго отделения третьего взвода пятой роты отдельного зенитно-пулемётного батальона не будем. Посмотрим лишь на тех пятерых, которые отправятся вместе со старшиной Федотом Васковым на перехват немецкого десанта.
★ Рита Осянина
Помните её по фильму? Её муж был пограничником. Это она часто ночами навещала своего ребёнка и маму в соседней деревне. Серьёзная девушка. Младший сержант. Это она сбила немецкий самолёт, не одна конечно, а вместе с другими зенитчицами. Это она уничтожила в воздухе лётчика, выпрыгнувшего с парашютом. А потом отказалась от награды.
Слева актриса Ирина Шевчук, сыгравшая роль младшего сержанта Риты Осяниной в фильме режиссёра Станислава Ростоцкого. Фильм 1972 года.
Фотоколлаж. Ирина Шевчук и Анастасия Микульчина
Справа на фотографии актриса Анастасия Микульчина. В фильме режиссёра Рената Давлетьярова она также сыграла роль Риты Осяниной.
И Ирина Шевчук и Анастасия Микульчина великолепно справились со своими ролями. А в новом фильме именно игра Анастасии Микульчиной мне пришлась по душе. Остальные не впечатлили.
★ Лиза Бричкина
Слева актриса и депутат Государственной Думы Елена Драпеко. Она исполнила роль Лизы Бричкиной в фильме режиссёра Станислава Ростоцкого. Фильм 1972 года.
Не знаю, какой из Елены Драпеко депутат, но свою роль в фильме она отыграла на пять с плюсом!
Фотоколлаж. Кадры из фильма. Актрисы Елена Драпеко и Софья Лебедева
Справа на фото актриса Софья Лебедева. Она исполнила роль Лизы Бричкиной в фильме 2015 года. Режиссёр фильма Ренат Давлетьяров.
Вологодская, она сразу приглянулась Федоту Васкову. И он ей тоже понравился. Да так понравился, что девчата стали подтрунивать над ней. В советском фильме у девушки деревенский диалект, как и у Федота. Это сближает их в глазах зрителя. В новом фильме такой диалект иногда прорывается у Лизы Бричкиной, но только иногда.
Речь Васкова не похожа на речь деревенского жителя, которого изобразили в первом фильме. Вроде мелочь. Может создатели фильма и не хотели этого показывать зрителю. Но теряется тот особенный шарм и харизма, которые присутствуют у Федота в фильме Ростоцкого.
★ Женя Комелькова
Не знаю, как вам, друзья, но мне новая Женя Комелькова, роль которой исполнила актриса Малахова, не понравилась совсем. Тут даже и сравнивать нечего. И поёт не так, и песни не те, и финальная сцена слабовата. Не цепляет она меня-зрителя. Ольга Остроумова превосходит Малахову во всём.
Фотоколлаж. Ольга Остроумова и Женя Малахова
В фильме режиссёра Станислава Ростоцкого Комелькова выделялась прежде всего своей красотой. Помните, как в бане подруги назвали её русалкой? В Ольге Остроумовой я русалку вижу. В Малаховой, как не приглядывался, русалку не увидел. Это я ещё мягко выразился.
Я не буду сравнивать все эпизоды фильмов. И искать в фильмах то, чего не было в одноимённой повести Бориса Васильева. Но лично мне сразу бросился в глаза ещё один момент.
Георгий Мартынюк и Максим Дрозд в роли Лужина
В старом советском фильме Женька познакомилась с женатым майором. И он был намного моложе, чем женатый подполковник в новом фильме. Если в старом фильме пара очень хорошо смотрелась, то в новом фильме седеющий офицер ей в отцы годился. Этому дяде давно пора быть генералом, а не подполковником.
Кадр из фильма
Видимо на постановку нового фильма сказались и реалии нового времени. Уж больно смахивает подполковник на современного “папика”.
★ Галя Четвертак
В целом обе актрисы со своими ролями справились.
Актрисы Екатерина Маркова и Кристина Асмус
★ Соня Гурвич
На мой взгляд Соня Гурвич из старого фильма намного женственнее и изящнее, чем новая Соня. Казалось бы, какая разница? Солдат и солдат. Но я понимаю так — в первом фильме режиссёр Станислав Ростоцкий хотел показать именно это: хрупкие девичьи плечи, и все тяготы войны, которые на эти плечи обрушились. А у режиссёра Рената Давлетьярова в фильме 2015 года я вижу лишь женщин-солдат. Конечно же это лишь моё мнение.
Актрисы Ирина Долганова и Агния Кузнецова
Небольшое заключение
Если бы я никогда не смотрел старый советский фильм “А зори здесь тихие”, то новым фильмом я был бы доволен. Скажу больше, новый фильм “А зори здесь тихие” даже превосходит по качеству большинство серых и никчёмных современных фильмов о Великой Отечественной войне. Повёл бы я своего сына на этот фильм? Да. В фильме есть место и подвигу, и патриотизму.
Кадры из фильмов. Актёры Пётр Фёдоров и Андрей Мартынов
Но дело в том, что старый фильм я смотрел, и смотрел много раз. И по моему мнению он совершенен! В финале фильма Станислава Ростоцкого у меня и ком в горле часто стоит, и слёзы на глазах почти всегда наворачивались. А новый фильм 2015 года посмотрел и “ни в одном глазу”.
Такое ощущение, что новый фильм снимали не по повести Бориса Васильева, и даже не по старому фильму. А по каким то военным комиксам. Картинки правильные есть, действие есть, а души в фильме нет. Поглядел, и забыл. Даже лица новых девушек-зенитчиц я на следующий день не вспомнил. На этом всё. Приятного вам просмотра и хорошего настроения!
PS. Почему-то звёзды на пилотках девушек в старом фильме намного ярче и краснее таких же звёздочек в фильме новом. Случайно это или нет, решайте сами.
Небольшое обновление. Написал про китайский фильм “А зори здесь тихие”
Таким актрисам, как Ольга Остроумова, надо кланяться в ноги и благодарить за то, что они сохранили в себе ту настоящую русскость, утрачиваемую нами сегодня
Фото: Олег ЗОЛОТО
21 сентября Ольга Остроумова отмечает юбилей. Не просто актриса и даже не просто жена Валентина Гафта. Мы помним ее, золотоволосую красавицу Женьку Комелькову из культового фильма Ростоцкого “А зори здесь тихие”. Знаменитый кадр в бане. Обнаженная Остроумова появляется в дверях.
– Русалка ты, Женька, – говорят восхищенные подруги.
Сами-то они прикрылись шайками и лейками. Ей пришлось сложнее. Пройти в чем была по всей советской бане и советским экранам… В день юбилея многие СМИ наверняка назовут ее “секс-символом”. Но это будет пошло, мелко и избито. Все так, как совершенно не подходит к Ольге, девочке из оренбуржья, из исконно русской семьи, в которой на много поколений обозначилась линия священников.
“Она принадлежит поколению с прививкой благородства, носителям настоящего русского характера. Таким актрисам надо кланяться в ноги и благодарить за то, что они сохранили в себе ту настоящую русскость, утрачиваемую нами сегодня”, – справедливо заметил критик Валентин Курбатов.
Строгая, но внимательная в беседе, мудрая, не злословящая относительно “террариума единомышленников” (как называют знающие люди театральный коллектив). Спрашиваешь, как будете отмечать юбилей – огорчается.
Мы помним ее, золотоволосую красавицу Женьку Комелькову из культового фильма Ростоцкого “А зори здесь тихие”. Знаменитый кадр в бане. Обнаженная Остроумова появляется в дверях
– Ну почему сегодня всех интересует, как ты живешь, какая у тебя квартира, что ты ешь, как ты ешь? В театре Моссовета я в день рождения играю “Римскую комедию”. Потом будут у меня и стол, и гости…Но не это важно. Правда, не это.
Спрашиваешь: а что тогда? Отвечает:
– А знаете, я поняла, как важно уметь радоваться маленьким вещам. Не ждать чего-то сверхъестественного, а любить то, что есть. Солнце взошло — это уже чудо. Живы любимые — это чудо. Если уметь радоваться, тогда от беды и от случайности, несчастья не упадешь. Выстоишь.
И вдруг, услышав вопрос о природе оптимизма, знаменитого остроумовского оптимизма, о котором знают все, кто хотя бы чуть-чуть знаком с ней – снова грустнеет. “Оптимизм мой, мусечка, на исходе. Совсем мало его осталось.Почему? Время такое. Какое? Идиотское.”
Кадр из фильма “Доживем до понедельника”
Странно слышать.
Очевидно, есть тому причины. И уход любимого режиссера Павла Хомского. И неопределенность в театре Моссовета, где долгое время служит актриса. И страх за судьбу русского психологического театра. Не раз, не раз (правда, не называя фамилий) она говорила, как не любит режиссерские выкрутасы, когда режиссер выпячивает себя, ради эпатажа, а не ради идеи… А может, разница во времени сказалась. Наш звонок пришелся, когда в Благовещенске стояла поздняя ночь.
– Я прилетела на фестиваль “Амурская осень” и, к моему удивлению, день рождения стали отмечать здесь. Это было приятно и неожиданно, – сказала она.
При полном аншлаге актриса провела творческий вечер. И даже пела любимую “Летят утки”. “Как-то с возрастом становишься ближе к людям, к народной песне”.
Она и сама такая: настоящая, народная. Не стесняется признаться:
“Ужасно боюсь этих всяких вечеров. Легче спектакль сыграть. Я там защищена режиссером, актером, костюмом… А здесь – как голая…”
Ей чужда публичность, повышенное внимание. Она часто говорит: “по мне – лучше бы меня просто не замечали” и приводит в пример Вертинского, мазавшего лицо белилами и добившегося полной неузнаваемости вне сцены. Потому, наверное, лучшей работой считает не Женьку в “Зорях”, а, например, рвущую душу Анфису из спектакля “Вдовий пароход” или Василисы из “Василия и Василисы”, по рассказу Валентина Распутина.
Сцену, в которой Василиса, ловко орудуя ухватом обезвреживает пьяницу-мужа, пригвоздив его к полу, крутят на экранах ТВ часто.
А вот сам фильм – жемчужина нашего кинематографа – прошел в восьмидесятые тихо и незаметно. Лента поднимает популярную нынче проблему домашнего насилия. Но дает немодный сегодня ответ. Правозащитники бы взвыли.
Кто видел – понимает: Остроумова совершила подвиг. Совсем молодая – едва за тридцать – сыграла всю жизнь русской женщины. От 17 до семидесяти лет. И не просто сыграла, потому что игры в фильме и не было. Раскрыла невероятной силы русский характер. Сложный, непонятный, настоящий, да еще воплощенный Распутиным. Чтобы понять русскую женщину, японская переводчица Распутина приняла христианство… Стоит ли сомневаться; роль удалась Остроумовой по праву происхождения и той самой прививки, о которой говорил Курбатов.
Когда-то, как вспоминает Остроумова, история Василисы не давала покоя.
– Я ложилась спать – и мне снились сны про Василису. Я готовила еду – и думала о Василисе. И в итоге поняла. Простить, даже самый чудовищный проступок – всегда выше, чем не простить.
Почти библейская история о прощении удивительным образом аукнулась в жизни самой Остроумовой, когда ей пришлось прощать мужа. Не за домашнее насилие, а за измену.
Критик Лев Аннинский сказал: у нашего поколения “спасенышей”, детей, родившихся в войну и послевоенные годы – особое ощущение судьбы. Ты не понимаешь умом, но чувствуешь ее руку, чувствуешь, что так надо.
Кадр из фильма “Варвары”
Можно себе представить, как ошарашила родителей, когда из Куйбышева, (куда переехала семья), без связей, знакомств и перспектив, отправилась поступать в ГИТИС. Долгое время она и сама не понимала до конца смысл поступка. Сомнений прибавляло и то, что голос не соответствует внешности (слишком высокий, чтобы исправить несоответствие, актриса даже начала курить). Но даже после успеха – “Доживем до понедельника” и “А зори здесь тихие” – продолжала сомневаться.
Всякий раз вздрагивала и удивлялась, когда ее, уже сыгравшую в знаменитых лентах, узнавали на улицах. “Неужели меня знают”.
Рассеять сомнение помогла поэзия.
Уже на излете Советского Союза актрисе предложили прочесть со сцены Кремлевского дворца съездов стихотворение.
– Что-то менялось. Обычно актеры читали стихи советских авторов, которых выбирали за них. Читали под фонограмму. Видимо, руководство боялось, вдруг скажут что-то не то… А мне сказали: “читайте, что угодно”. Я поняла: Цветаеву.
Так вершится справедливость.
Именно тогда она, может быть, впервые поняла, что все было не зря. Поняла, зачем выбрала эту профессию.
– Читая Цветаеву, я почувствовала себя колесиком в нескончаемой жизни русской культуры. Ее стихи прозвучали моими связками в Кремле, в первый раз…
Слышно, как улыбается в трубку. Кстати, она до сих пор считает книгу – лучшим подарком.
– Папа очень любил читать и на свою скромную учительскую зарплату собрал замечательную библиотеку. А в конце жизни – сам смастерил, переплел четыре экземпляра книги, автобиографии и раздал детям. Эту папину книгу я очень берегу.
Призналась, что писать автобиографию не торопится. Время еще не пришло. Пока – предпочитает читать мемуарную литературу. Недавно, к примеру, открыла для себя мемуары актера Анатолия Адоскина.
Когда-то в разгар русско-грузинского конфликта, по ее инициативе в театре поставили пьесу “Я, бабушка, Илико и Илларион, в которой Остроумова сыграла бабушку Ольгу. В одном из интервью заметила: играть красавиц надоело. Хочу сыграть “мощную старуху”.
Кажется, сын,Михаил Левитин, решил исполнить это желание.
– В театре Моссовета будем играть спектакль по роману Грэма Грина “Путешествие с тетушкой”. Я – тетушка. репетиции вот-вот начнутся. Но больше, пожалуй ничего не скажу. Сами все увидите. Есть ли, что еще пожелать себе? Конечно, есть. Хочу учиться новому, хочу быть понятой, постоянно играть. И еще – чтобы был мир. Я надеюсь. Я верю, что жизнь -это великое , неостановимое чудо.
ДОСЛОВНО
Михаил Левитин, сын Ольги Остроумовой:
«Дорогая мама, не могу даже передать, что ты значишь для всех нас»
Я сейчас говорю и за твоих детей, и за внуков, которых, нашими стараниями, у тебя все больше, и за Валентина Гафта, конечно. Желаю тебе счастья, спокойствия, хотя нет, спокойствия не получится. Просто постарайся перестать все за всех делать. И чтобы ты поняла, что не все в твоих силах. Тогда ты, может быть, станешь счастливее и веселее. Я тебя очень люблю. Тебя все любят.
Кстати, пользуясь случаем приглашаю 9 октября на мамин творческий вечер в театре Маяковского он называется “Юбилей поневоле”. Приходите, а какие цветы маме дарить – я не знаю. Она у нас сторонится торжеств.