Оскар строк биография личная жизнь

Оскар строк биография личная жизнь thumbnail

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Строк.

Оскар Давидович Строк (латыш. Oskars Stroks, 6 [18] января 1893, Динабург, Витебская губерния, Российская империя — 22 июня 1975, Рига, Латвийская ССР, СССР) — латвийский, российский и советский композитор. Выдающийся мелодист, прозванный «королём танго».

Биография[править | править код]

Семья и происхождение[править | править код]

Оскар Строк родился в Динабурге Витебской губернии (ныне Даугавпилс, Латвия) в музыкальной еврейской семье и был младшим из восьмерых детей. Отец композитора — Давид Маркович Строк (1840—1920) — был армейским музыкантом, затем руководил клезмерской капеллой в Двинске, играл на нескольких инструментах (флейта, кларнет, фортепиано).[1][2] Отец и мать будущего композитора (Хава Строк, родом из Екабпилса) поселились в Динабурге в конце 1860-х годов.

  • Старший брат — Авсей Давидович Строк (англ. Awsay Strok; 1 января 1877 — 1 июля 1956) — американский импресарио, в том числе занимался организацией гастролей Фёдора Шаляпина, Сергея Прокофьева, Миши Эльмана, Ефрема Цимбалиста, Артура Рубинштейна, главным образом в странах Юго-Восточной Азии.
  • Другой брат — Лев Давидович Строк (1888—1957, известный как англ. Leo Strockoff — Лео Строкофф) — американский скрипач, композитор и поэт-песенник, ученик Эжена Изаи.
  • Племянник (сын сестры Строка Берты Давидовны Дубянской, 1870—1942) — Александр Маркович Дубянский (1900—1920) — пианист, выпускник Петербургской консерватории, ученик А. К. Глазунова и Ф. М. Блуменфельда, профессор и директор Киевской консерватории.
  • Другой племянник (сын его сестры Лизы, 1871—?) — Евгений Антопольский (1901—?) — скрипач-вундеркинд, выпускник Парижской консерватории, ученик Жака Тибо[3].
  • Жена — Луиза Эдуардовна Строк (в девичестве Шуслер; 23 ноября 1891 — 1 августа 1964)
    • Дочь — Вера Оскаровна Шишкина (в девичестве Строк; 17 августа 1919 — 23 апреля 2012), была замужем за артистом оперетты Владимиром Шишкиным (1919—1986).
      • Внук — Юрий Владимирович Шишкин (5 января 1944).
    • Сын — Евгений Оскарович Строк (4 февраля 1926 — 4 октября 1989).
      • Внучка — Татьяна Евгеньевна Строк (20 апреля 1956).

Творческий путь[править | править код]

Учился в Санкт-Петербургской консерватории по классу фортепиано Николая Дубасова и работал как аккомпаниатор на эстраде и в кинематографе. Ему приходилось аккомпанировать на концертах многим звёздам эстрады, в частности, выдающейся певице Надежде Плевицкой.

Основные годы жизни и творчества Строка прошли в Риге, где он долго выступал с регулярными концертами в известном ресторане-дансинг-кабаре «Альгамбра» (заведение принадлежало предпринимателю Георгу Берзиньшу), где и началось его творческое становление, а также в кафе-ресторане «Отто Шварц», известного по всей Латвии своими легендарными кондитерским изделиями. Позже Строк жил также в Париже (1925), Берлине (1931), Харбине (приезжал в гости к брату Авсею), Алма-Ате (1941—1945), Риге (1945—1975), Москве. Автор песен на стихи современных поэтов на идише, в том числе шлягера «Виаhин зол их гейн». Выступал аккомпаниатором исполнителей еврейской песни, в том числе семилетнего рижского певца Миши Александровича (впоследствии синагогального кантора и известного советского эстрадного исполнителя).

Во время Второй мировой войны, находясь в составе фронтовых концертных бригад действующей армии, он создал множество патриотических песен (среди которых — «Мы победим», «Фронтовой шофёр»). В эти военные годы были у Оскара Строка и совместные гастроли с Клавдией Шульженко. Выступал как композитор, солист и аккомпаниатор, принял участие в конкурсе на создание Государственного Гимна СССР и в работе над музыкой к кинофильму «Котовский». В этом фильме Строк снялся в эпизодической роли аккомпаниатора в белогвардейском кабаке[4].

После войны лёгкая и танцевальная музыка западного образца оказывается под запретом. Оскара Строка — автора свыше трёхсот танго и других музыкальных произведений, исполняемых лучшими оркестрами многих стран мира, — в 1948 г. исключают из Союза композиторов Латвии, посчитав его музыку безыдейной. В Советском Союзе новые пластинки с записями его песен и инструментальных композиций начинают выходить лишь в начале 1970-х гг.

В 2008 году Оскар Строк был восстановлен в Союзе композиторов Латвии.

Оскар Строк написал такие известные танго, как «Чёрные глаза», «Скажите, почему», «Лунная рапсодия». Многие его песни исполнял Пётр Лещенко.

22 июня 1975 года к Оскару Давыдовичу Строку приехала скорая. Он, как всегда, шутил, играл для врача на рояле, подписал на память пластинку. А через несколько минут умер…

Похоронили композитора на еврейском кладбище Шмерли в Риге, под музыку его танго «Спи, моё бедное сердце». На памятнике выгравирована мелодия (нотная запись?) танго «Ах, эти чёрные глаза».

В 2012 году на мотивы мелодий Оскара Строка Рижский русский театр им. М. Чехова поставил спектакль «Танго между строк», посвящённый композитору (драматург Алексей Щербаков).

6 января 2013 г., к 120-летию Оскара Строка, в Риге (на здании по улице Тербатас, дом 50) была открыта памятная мемориальная доска на латышском и английском языках (автор Янис Струпулис) — в этом доме О. Строк проживал в 1945—1975 гг. В церемонии открытия участвовал композитор Раймонд Паулс.

В 2019 году в Риге вышла монография на латышском языке (Oskars Stroks Tango karaļa mantojums — Оскар Строк. Наследие короля танго), посвященная биографии и творческому наследию Оскара Строка. Автор монографии — музыковед Янис Кудиньш (Jānis Kudiņš).[5] В книге детально освещен жизненный путь и творческая деятельность Оскара Строка, также дана характеристика легенде о короле танго в контексте культуры в прошлом и в нашы дни.

Дополнительная информация[править | править код]

  • Раймонд Паулс посвятил Оскару Строку песню на стихи М. И. Танича — «Король сочиняет танго».
  • Также Раймонд Паулс учился у Оскара Строка и часто бывал в его доме.

Произведения[править | править код]

Существует легенда, что за всю свою творческую жизнь Строк написал более 300 танго. Эту легенду придумал сам Строк (настоящее число написанных им танго — 44)[6].

Читайте также:  Николай васильевич гоголь биография личная жизнь

Танго

  • «Чёрные глаза» (1928; слова Александра Перфильева)[7]
  • «Былое увлечение» (слова Оскара Строка)[8]
  • «Голубые глаза» (слова О.Строка)[9]
  • «Звёздное счастье» (слова Анатолия Горохова)[10]
  • «Когда весна опять придет» (слова О.Строка)[11]
  • «Лунная рапсодия» (слова Наума Лабковского)

    Автограф Оскара Строка 4 декабря 1973 года

    [12]

  • «Моё последнее танго» (слова А.Перфильева)[13]
  • «Мусенька» или «O mia cara» (слова О.Строка)[14]
  • «Не вспоминай» (слова О.Строка)[15]
  • «Не упрекай» (слова О.Строка)[16]
  • «О, как мне сладко» (слова О.Строка)[17]
  • «Ты всё грустишь о чёрных глазах» (Ответ на «Чёрные глаза») (слова О.Строка)
  • «Скажите, почему?» (слова О.Строка)[18]
  • «Спи, моё бедное сердце» (слова О.Строка и Е. Альтшулера)[19]
  • «У моря» (слова Оскара Строка)
  • «О Марианна»

Фокстроты

  • «Весна» (слова Оскара Строка)[20]
  • «Катя» (слова О.Строка)[21]
  • «Не покидай!» (слова Оскара Строка)[22]
  • «Синяя рапсодия» («Голубая рапсодия») (слова О.Строка)[23]
  • «Яша-коммивояжёр» (слова Оскара Строка)[24]

Прочие песни

  • «Бэллочка» (слова Петра Лещенко)[25]
  • «Воспоминание» (слова Оскара Строка)[26]
  • «Голубое письмо» (слова Игоря Северянина)
  • «Машенька» (слова Оскара Строка)[27]
  • «Полли, я люблю тебя» (слова Оскара Строка)[28]
  • «Цыганочка моя» (слова В. Берковича)
  • «В разлуке» (слова Григория Бейлина)

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • Сергей Кузнецов. Даугавпилс заново открывает имя Оскара Строка // «Латгалес Лайкс» 23.03.2007
  • Людмила Вессель. Композитор, ставший королём // Газета «СейЧас»
  • Король сочиняет танго
  • Оскар Строк

Библиография (книги, очерки, статьи)[править | править код]

  • Гиммерверт А. А. Оскар Строк — король и подданный. — Нижний Новгород: Деком, 2006.
  • Драгилёв Д. Лабиринты русского танго. — СПб.: Алетейя, 2008. — 168 с. — ISBN 978-5-91419-021-4
  • Дименштейн И. «Король танго» Оскар Строк, рижанин // 6 октября 2007 («Вести сегодня» № 231) (недоступная ссылка).
  • Марина Михайлец. Кто такой Оскар Строк?
  • Kudiņš, J. Oskars Stroks. Tango karaļa mantojums. Rīga: Zinātne, 2019, 415. lpp.

Источник

(1892-1975) латвийский композитор

Творческая судьба Оскара Давидовича Строка представляет собой настоящий парадокс, какие даже в нашей богатой подобными событиями истории случаются нечасто.

Этот блистательный композитор половину своей жизни провел в безвестности, хотя написал более тысячи танго, романсов и фокстротов. Европейцы называли его королем танго, а дома, в Советском Союзе, Оскара Строка заживо похоронили. Министр культуры СССР Е. Фурцева была даже уверена, что композитор, написавший все самые известные танго, «жил в прошлом веке и вообще не в Советском Союзе». Однако Оскар Строк жил и работал именно в XX веке, хотя об этом мало кто знал.

Он родился в латвийском городе Динабурге (ныне Даугавпилс) в небогатой еврейской семье. Свой первый романс одаренный мальчик написал в 12 лет, а уже в 14-летнем возрасте закончил Петербургскую консерваторию.

В буржуазной Латвии его танго, вальсы и фокстроты охотно исполняли известные в прошлом певцы Петр Лещенко, Александр Баянов, Константин Сокольский. В СССР произведения Строка включали в свой репертуар оркестр Леонида Утесова, джазовые коллективы Якова Скоморовского и Александра Цфасмана. Позже романсы Оскара Строка пели Изабелла Юрьева, Клавдия Шульженко, Иосиф Кобзон.

Композитор и сам исполнял свои произведения. Он много гастролировал и к концу двадцатых годов накопил достаточно средств, чтобы открыть собственное дело. Он организовал частное издательство в Риге и стал выпускать еженедельный литературный журнал «Новая нива», позже открыл ресторан. Однако талантливый музыкант оказался плохим бизнесменом. Скоро его коммерческое предприятие прогорело. Спасаясь от кредиторов и налоговой инспекции, Строк вместе с женой, дочерью и сыном бежал в Германию.

Там он тоже был знаменит, но, несмотря на это, ему все-таки пришлось посидеть в долговой тюрьме, хотя и не без пользы. Композитор продолжал сочинять музыку даже там и написал одно из своих знаменитых танго «Мусенька родная».

Освободившись из тюрьмы, Оскар Строк снова оказался в опасности. В это время к власти в Германии пришли нацисты, которые начали истреблять евреев. Композитору с семьей снова пришлось спасаться бегством. Он вернулся в Латвию, где уже установилась советская власть. На какое-то время жизнь короля танго наладилась: новая власть списала ему все прежние долги, и он смог спокойно заниматься музыкой. Но так продолжалось недолго. Началась война, Латвия была оккупирована фашистами, и Строк опять вынужден был бежать. Он с семьей поехал в Москву. Чтобы не оставаться без дела, композитор разыскал в эшелоне среди беженцев других музыкантов и создал вместе с ними капеллу на колесах. Там же в поезде, Оскар Строк написал песню «Мы победим!», которой потом начинал и заканчивал все свои концерты.

После войны композитор с женой и сыном вернулся в Ригу, а его дочь Вера осталась жить в Москве. С тех пор знаменитый автор танго и «пропал без вести», хотя его музыка продолжала звучать во многих концертах, расходилась по всей стране и за рубежом в записях.

Строк продолжал сочинять музыку. Он написал все самые знаменитые танго: «Черные глаза», «Синяя рапсодия», «Скажите, почему», сотни других, романсов и фокстротов, которые распевала и под которые танцевала вся страна, но самого композитора как будто не существовало. Его имя старательно вычеркивалось из всех репертуаров, и музыканты, которые отваживались исполнять строковские танго и романсы на концертах, вынуждены были делать это, не упоминая имени автора.

Положение Оскара Давидовича Строка еще больше осложнилось после 1948 года, когда вышло известное постановление ЦК КПСС о композиторах-«формалистах» Н. Мясковском, Дмитрие Шостаковиче и Сергее Прокофьеве. Оно коснулось и Строка. Теперь ему не разрешали записывать пластинки, не выплачивали авторские гонорары за произведения, которые он никогда не прекращал писать. Однако совсем запретить его музыку уже было невозможно. Люди все равно знали и любили ее, хотя даже не подозревали, кто ее сочинил. Очевидно, музыку Оскара Строка любили и чиновники, поскольку время от времени она все-таки появлялась в официально разрешенных записях. Так, в начале 60-х годов вышел двойной альбом «Знаменитые танго мира», куда вошло его танго «Черные глаза», правда, без упоминания имени композитора.

В те годы редкий пленум ЦК Компартии Латвии, где рассматривались вопросы культуры и искусства, обходился без того, чтобы творчество Строка не подвергалось очередной критике. Власти считали его музыку «образчиком упаднического буржуазного искусства». Конечно, на фоне победных фанфар и бодрых прославлений социализма произведения Оскара Строка выглядели несовременно.

Однако если в Латвии композитора хотя и осуждали, но все-таки помнили о его существовании, то в остальном Советском Союзе его просто «похоронили».

Известность неожиданно вернулась к композитору в 1970 году. Тогда на московском телевидении несколько недель подряд в конце передачи «После полуночи» звучало прекрасное танго в исполнении японского певца Еити Сугавары. Ведущий передачи поэт-песенник Анатолий Горохов, автор шлягера «Королева красоты» и песни из телесериала «Следствие ведут знатоки», нисколько не сомневался в том, что и само танго тоже зарубежного происхождения. Однако люди, знакомые с творчеством Строка, узнали его музыку и позвонили в Ригу.

Каково же было изумление Горохова, когда в Москву приехал автор, живой классик, написавший множество изумительных произведений! Поэт и композитор подружились и написали в соавторстве специально для Юрия Гуляева танго «Звездное счастье». А в 1972 году впервые за все послевоенные годы фирма «Мелодия» выпустила пластинку с музыкой Оскара Строка.

Последние годы жизни композитор прожил в огромной коммунальной квартире, где у него была своя комната, а рядом с кроватью стоял арендованный рояль. Он работал до конца жизни и свое последнее танго сыграл в 1975 году.

Со слов внучки Оскара Строка, Тани стало известно, что буквально за час до смерти он сидел за инструментом и играл врачу Скорой помощи, а когда приехала кардиологическая бригада, успел подписать свою пластинку на память врачу-кардиологу. Когда к нему подключили датчики для кардиограммы, Строк попросил сына подать ему папку с отобранными для второй послевоенной пластинки произведениями, положил ее себе на грудь и сказал: «Я все сделал, дальше делай ты». После этого он умер.

Вторая послевоенная пластинка Оскара Давидовича Строка вышла через два года после его смерти. В 1995 году бывший рижский филиал фирмы «Мелодия» выпустил небольшим тиражом две коллекционные кассеты короля танго, где собраны архивные записи членов его семьи.

Источник

Эксперт + Философ

9820

13 подписчиков

Спросить

7 ноября 2019

Буржуазная культура обладает особой привлекательностью. И в поэтических, и в музыкальных произведениях этого жанра присутствует интимный оттенок. Оскар Строк сочинял танго и фокстроты для двоих, однако эти танцы полюбились миллионам.

Музыка способна объединять, пусть на короткий срок, людей разных национальностей и политических предпочтений. В современных справочниках Оскар Давидович Строк представлен как латышский, русский и советский композитор. Подобной презентации в истории найти трудно. Знаменитый композитор и аккомпаниатор появился на свет 6 января 1893 года в многодетной семье. Мальчик был младшим из восьми детей в доме. Родители на тот момент проживали в небольшом городке Динабург, на территории Витебской губернии Российской империи.    

Отец композитора руководил армейским оркестром. Мать занималась домашним хозяйством и воспитанием детей. Ребенок рос окруженный заботой и любовью. В родительском доме стояло пианино, на котором дети учились играть под присмотром матушки. Оскар с раннего возраста демонстрировал уникальные музыкальные способности. Уже в 12 лет он не только отлично играл на пианино, но и сочинил свой первый романс. Отец с большим трудом добился разрешения перебраться в Санкт-Петербург, чтобы сын мог получить музыкальное образование в консерватории по классу фортепьяно.

Будучи студентом Оскар Давидович работал аккомпаниатором в кинематографе и на эстраде. Завершив обучение, молодой музыкант переехал на постоянное место жительства в Ригу. Здесь он регулярно выступал с концертами. Писал новые мелодии и песни на слова известных поэтов. В 20-х годах часто выезжал с гастролями в Польшу и Германию. На заработанные деньги начал выпускать еженедельный журнал «Новая нива» и даже открыл ресторан. Однако коммерческие проекты оказались убыточными, и композитор попал в долговую тюрьму. Чтобы не терять времени попусту, в застенках Строк написал популярное в дальнейшем танго «Мусенька родная».

Перед войной в Латвии установилась советская власть. Композитору разрешили работать, чем он и занимался. Когда началась война, семья Строков эвакуировалась в Москву. Оскар Давидович организовал музыкальный коллектив, с которым выступал перед бойцами Красной Армии. Специально для таких выступлений он написал песню «Мы победим!», которую исполнял в завершении концертов. После победы композитор с супругой вернулся в Ригу, где продолжил свое музыкальное творчество.  

На протяжении многих лет музыка Оскара Строка оказалась невостребованной в Советском Союзе. По всему миру его мелодии звучали без малейшего ограничения. И только в 70-х годах стали появляться пластинки с записями маэстро.

Личная жизнь великого композитора сложилась благополучно. Он вступил в брак с Луизой Эдуардовной Шуслер в далеком 1918 году. Муж и жена вырастили сына и дочь. Оскар Строк скончался от сердечной недостаточности в июне 1975 года.

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Источник

1.

Оскар Давидович Строк – латвийский, российский и советский композитор, выдающийся мелодист, прозванный ещё при жизни «королём танго».

Оскар Строк родился 6 января 1893 в Динабурге (Российская империя; ныне Латвия).

В семье было восемь детей. Отец будущего композитора тоже был музыкантом — играл в оркестре местного театра. Стремясь дать детям хорошее образование, Давид Строк добился разрешения покинуть еврейскую черту оседлости, в которую входил Двинск, и переехать в Петербург. Там Оскар поступил в консерваторию по классу фортепиано, где стал самым юным абитуриентом: ему исполнилось всего 13 лет. Ну как можно не принять подростка, на счету которого уже были десятки собственных сочинений.

Учась в Петербургской консерватории он работал как аккомпаниатор на эстраде и в кинематографе. Он аккомпанировал на концертах многим звёздам эстрады.

2.

«Мне не было еще четырнадцати лет, когда я набрался храбрости и решил показать свои песни первой звезде дореволюционной эстрады Анастасии Вяльцевой. Она была кумиром публики, однако эта добродушная полная женщина встретила меня приветливо, закормила конфетами и, что самое главное, благосклонно отнеслась к моему творчеству», – вспоминал Строк.

Оскар Строк занимался издательским делом в Риге и Париже. Но издательства не приносят дохода. Тогда Строк открывает в Риге кабачок «Барберина» на Бривибас, недалеко от Александро–Невской церкви. Все вроде продумано, кроме одного — в радиусе 500 метров от храмов запрещена торговля алкоголем. Не успев открыться, ресторан обречен. Вскоре «Барберину» закрывают, а владельца за долги упекают в тюрьму. Другой бы застрелился, а Строк не унывает. В тюрьме он сочиняет танго «Банкрот».

3.

В те годы сочинительством он занимался попутно, не рассчитывал, что на эти деньги можно жить. Вышло наоборот. Слава короля танго приходит к нему в 1930–е. «Черные глаза», «Скажите, почему», «Синяя рапсодия» быстро становятся шлягерами. Пластинки с песнями Строка выпускают крупнейшие студии грамзаписи Европы. А в Риге их первый исполнитель Константин Тарасович Сокольский, друг композитора. Аккомпанирует Сокольскому сам автор.

В 1930–е он познакомился с Шаляпиным:. «Приехав как–то в Ригу, Шаляпин разыскал меня, пригласил в гостиницу «Метрополь» и после угощения, лукаво посмотрев, начал, аккомпанируя себе на рояле, напевать мои песни. Он понимал, как приятно мне, что он, великий русский артист, знает мои скромные произведения. Потом он попросил сыграть что–либо из моих инструментальных вещей, известных тогда по записям на пластинках английского хора», – вспоминал Строк.

Строк был блестящим аккомпаниатором. Один пример: в 1920–е в Ригу приехала на гастроли известная исполнительница русских романсов Надежда Плевицкая. Ей представили десятки аккомпаниаторов, но выбрала она Оскара Строка. Позднее они много гастролировали.

4.

Слава пришла, а денег по–прежнему не хватало. Точнее — они не задерживались надолго. Строк любил красиво жить. Званые вечера, женщины, рулетка, бега съедают львиную долю гонораров. Еще в середине 1930–х композитор, которого приглашали выступать не только в Европу, но и в Японию, ютился с семьей в двухкомнатной коммуналке на окраине Риги.

Наконец он обрел семейную пристань — с русской женой. Кстати, сам композитор, еврей по происхождению, по духу был скорее русским. Не случайно и дочь — Валю Строк — он отдал в рижскую русскую гимназию. Для довоенной еврейской общины Риги это было нонсенсом. Но останься он летом 1941 года в Риге, это не спасло бы его от Румбулы, где в ноябре и декабре 1941 года было расстреляно более 25 тысяч евреев.

Семья композитора уехала на одном из последних эшелонов, уходивших на Восток. На несколько лет родным городом Строков становится Алма–Ата. Правда, не для самого Оскара Давидовича. В составе фронтовых концертных бригад он едет в войска. Часто гастролирует вместе с Клавдией Шульженко.

5.

После войны легкая и танцевальная музыка западного образца оказывается под запретом. Оскара Строка — автора свыше трёхсот танго и других музыкальных произведений, исполняемых лучшими оркестрами многих стран мира, исключают из Союза композиторов Латвии, посчитав его музыку безыдейной. В Советском Союзе новые пластинки с записями его песен и инструментальных композиций начинают выходить лишь в начале 70-х годов.

Последние годы жизни композитор прожил в огромной коммунальной квартире, где у него была своя комната, а рядом с кроватью стоял арендованный рояль. Он работал до конца жизни и свое последнее танго сыграл в 1975 году.

22 июня 1975 года к Оскару Давыдовичу Строку приехала «скорая». Он, как всегда, шутил, играл для врача на рояле, подписал на память пластинку. А через несколько минут умер.

Слушайте эти танго:

Танго «Скажите почему?»

Танго «О эти чёрные глаза»

Танго «Моё последнее танго»

Танго «Голубые глаза»

Танго «Весеннее танго»

Танго «Ожидание»

=================================================

ПОДПИШИТЕСЬ НА КАНАЛ и поставьте статье ЛАЙК!

=================================================

Наши популярные материалы на тему музыки:

Кто не слышал знаменитую «Чаттануга Чу-Чу». 5 историй.

Лучшие песни знаменитой группы «Modern Talking». 5 историй.

Лучшие песни знаменитой группы «Boney M». 5 историй.

Песня на все времена «Семь сорок». 5 фактов.

Песня на все времена «Oh! Darling», история создания. 5 фактов.

Какие песни Адриано Челентано считаются лучшими. 5 песен.

Источник

Читайте также:  Мария казакова биография личная жизнь фото