Осетинская биография личная жизнь
Полина Олеговна Осетинская (род. 11 декабря 1975, Москва) — советская и российская пианистка. Лауреат молодёжной премии «Триумф».
Биография[править | править код]
Полина Осетинская родилась в Москве 11 декабря 1975 года в семье кинематографиста Олега Осетинского[1]. Играть на фортепиано начала в возрасте пяти лет. В 6 лет уже впервые выступила на сцене. В 1982 году поступила в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории им. П. И. Чайковского. Зимой 1983 года дала первый сольный концерт в Москве. В восемь лет в Вильнюсе исполнила Концерт ре минор И. С. Баха с Камерным оркестром Литвы под управлением Саулюса Сондецкиса. В 1987 году, когда Полине было 11 лет, состоялся её дебют в Большом зале Московской консерватории. Она сыграла в БЗК Концерт № 23 ля-мажор Моцарта с Камерным оркестром под управлением Георгия Ветвицкого.
Полина продолжила музыкальное образование в школе-лицее в Санкт-Петербурге, где её педагогом была Марина Вениаминовна Вольф[2]. В 1998 году Осетинская экстерном окончила Санкт-Петербургскую консерваторию. В 2000 году окончила ассистентуру-стажировку в МГК имени П. И. Чайковского у профессора Веры Васильевны Горностаевой.
Концертная деятельность[править | править код]
Дает гастрольные концерты в России и за рубежом. Выступает с сольными концертами, а также с ведущими российскими и зарубежными оркестрами. Любит играть в ансамбле, участвует в различных музыкальных проектах совместно с другими музыкантами. Представляет публике нестандартные программы, в которые, наряду с классическими произведениями, часто включает сочинения современных композиторов поставангардного направления: Сильвестрова, Десятникова, Пярта, Мартынова, Карманова, Пелециса и других.
Принимает участие во многих престижных музыкальных фестивалях: Du Wallonie (Брюссель)[3], Mainly Mozart Festival (Сан-Диего,Калифорния), «Декабрьские вечера» (Москва), «Crescendo»[4], «Звёзды на Байкале» (Иркутск), Дягилевский фестиваль (Пермь), «Лики современного пианизма»
[5] и «Звезды белых ночей»[6] (Санкт-Петербург).
На Дягилевском фестивале и других сценических площадках Осетинская представила несколько интересных музыкальных проектов с разными музыкантами: со скрипачом Максимом Венгеровым, с пианистом Алексеем Гориболем, с композитором и пианистом Антоном Батаговым, с артисткой театра и кино Ксенией Раппопорт.
Осетинская выступала с такими дирижерами как Туган Сохиев, Александр Сладковский, Василий Синайский , Теодор Курентзис, Саулюс Сондецкис, Томас Зандерлинг, Дмитрий Ситковецкий. Записи пианистки выпущены на многих лейблах — Sony Music, Naxos, Bel Air, Quartz и др.
Общественная деятельность[править | править код]
Cоздала и возглавила «Центр по поддержке профессионального здоровья музыкантов Полины Осетинской»[7], который помогает музыкантам и людям творческих профессий в решении проблем, связанных с особенностями профессии, такими, например, как переигранные руки, мышечные зажимы, боязнь выйти на сцену, вегетативный стресс и многих других[8].
Полина Осетинская занимается благотворительной деятельностью. Является попечителем Фонда «Кислород»[9], который помогает больным муковисцидозом.
Библиография[править | править код]
Полина Осетинская написала автобиографическую книгу «Прощай, грусть», которая стала бестселлером.[10]. В книге автор рассказывает о необычных обстоятельствах своего детства, о своем трудном становлении как музыканта.
Дискография[править | править код]
- Polina Osetinskaya, piano. Nino Rota. Leonid Desyatnikov. Label: Quartz, 2015
- Polina Osetinskaya, piano — Lullabies. Quartz, 2015
- Polina Osetinskaya, piano — Pyotr Tchaikovsky: The Seasons; Children’s Album. Melodiya, 2017
- Полина Осетинская: Рахманинов. Прокофьев. АО «Мелодия», 2000
- Polina Osetinskaya plays Dmitri Shostakovich. Antrop – ATR 05289, CD, 2005
- Polina Osetinskaya. Johann Nepomuk Hummel. John Field. Piano Concertos. Bel Air Music, 2001
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- Официальный сайт Полины Осетинской
- Полина Осетинская. Официальная страница ВКонтакте
- Ирэна Орлова. Интервью с Полиной Осетинской, www.classicalmusicnews.ru, 09.05.2018
- Дмитрий Целикин. Интервью с Полиной Осетинской, Петербургский авангард, 30.11.2015
- «Я была и осталась одиночкой». Радио Свобода, 28.10.2017
Полина Осетинская |
---|
В июле 2019 года Полина Осетинская впервые выступила на Зальцбургском фестивале. Вместе со скрипачом Максимом Венгеровым она исполнила Моцарта, Шуберта, Энеску и Равеля. Через два месяца, в сентябре, Полина вышла на сцену Карнеги-холла с музыкальным спектаклем «Неизвестный друг», а уже в феврале она вновь вернется туда — снова в дуэте с Венгеровым.
Первый большой концерт Полины случился в зале Вильнюсской консерватории. Шестилетняя девочка в скромном дачном наряде, бодро исполнившая Романс Моцарта и прелюдии Скрябина, вызвала у публики и профессоров живой интерес и нескрываемую симпатию. Этот день стал точкой отсчета ее музыкальной биографии.
Первым учителем Полины стал отец, он занимался с дочерью по собственной методике. Полина также брала уроки у Анаиды Сумбатян (педагог Владимира Ашкенази), Сергея Дижура и Александра Мндоянца. Позже наставницами Полины стали два выдающихся педагога: Марина Вениаминовна Вольф в Санкт-Петербурге и Вера Васильевна Горностаева в Москве; обе они в свою очередь были ученицами Генриха Нейгауза. Благодарная ученица трепетно чтит память своих учителей; в декабре 2019 года выйдет книга-воспоминание о Марине Вениаминовне, идейным вдохновителем которой, как и одним из авторов, стала Полина Осетинская.
Путешествия из Петербурга в Москву и обратно, в буквальном и переносном смысле, Полина совершает всю жизнь. Она училась в Центральной музыкальной школе в Москве — затем в школе-десятилетке и консерватории в Петербурге — стажировалась в Московской консерватории; она дает концерты в двух городах и стала любимицей и московской, и петербургской публики. Нередко из Москвы в Петербург и обратно Полина путешествует вместе со своим другом Алексеем Гориболем. В одном из интервью пианист в шутку предложил присвоить им обоим звание «почетные граждане города Бологое» — города, находящегося ровно посредине между двумя столицами.
Полина крайне внимательно относится к составлению программ своих выступлений — здесь нет места случайным соседствам. В альбоме «Бах — Скарлатти», записанном в 2019 году на студии «Мелодия», пианистку интересовали отношения немецкого и итальянского, а в альбоме «Колыбельные» — эволюция колыбельных песен за последние двести лет. Полина играет классиков (Вольфганга Амадея Моцарта, Фредерика Шопена, Сергея Рахманинова) и современников (Валентина Сильвестрова, Леонида Десятникова, Владимира Мартынова, Георга Пелециса и Павла Карманова).
Помимо сольных программ пианистка участвует в проектах с представителями самых разных творческих профессий. В проекте «Черт, солдат и скрипка» по мотивам «Сказки о солдате» Игоря Стравинского ее партнерами стали Владимир Познер, Андрей Макаревич и Дмитрий Ситковецкий, в спектакле «Неизвестный друг» по рассказу Ивана Бунина — Ксения Раппопорт, в «Совместных действиях» — Людмила Улицкая.
Весной и летом Полину можно встретить на Дягилевском фестивале в Перми и на «Звездах белых ночей» в Петербурге, зимой — на «Ликах современного пианизма». Ее с восторгом принимает фестивальная публика Европы и Америки. Карнеги-холл, венский Мюзикферайн, лондонский Барбикан, римский Театро Арджентина, залы Москвы, Санкт-Петербурга, Варшавы — список известнейших площадок мира, в которых играла пианистка, растет с каждым годом. В сезоне 2019/2020, помимо дебюта в Карнеги-холле, она впервые сыграет в Эльбской Филармонии в Гамбурге.
Полина сотрудничает со многими знаменитыми дирижерами — с Теодором Курентзисом она исполняла Рахманинова, с Андреем Борейко — Шопена, с Александром Сладковским — Шумана. Пианистка выступала c оркестром MusicAeterna, симфоническим оркестром Мариинского театра, государственным симфоническим оркестром Республики Татарстан, заслуженным коллективом России академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии, государственным академическим симфоническим оркестром имени Е.Ф.Светланова и Токийским филармоническим оркестром. Ее записи выходят на лейблах Sony Music, Naxos, Bel Air, Quartz, Мелодия.
В 2001 году Полине была вручена молодежная премия «Триумф» — премия, отмечающая достижения и прорывы в области литературы и искусства.В разные годы лауреатами премии становились Рената Литвинова, Иван Вырыпаев, Земфира, Кирилл Серебренников.
В 2008 году вышла книга «Прощай, грусть», в которой Полина пишет о своем детстве. Поклонники приняли книгу с восторгом, они нашли в ней «музыку, Петербург, хороших умных людей, лица и имена, порождающие у человека 1980-х воспоминания, ассоциации, мысли, даже запахи…». Десять лет спустя читатели все еще живо обсуждают книгу и ждут продолжения.
В 2016 году Полина создала и возглавила «Центр по поддержке профессионального здоровья музыкантов Полины Осетинской», который помогает музыкантам и артистам справляться с профессиональными проблемами.
Среди ангажементов Полины Осетинской на сезон 2019/2020 — гастроли в США и Израиле, концерты в Вене, Минске, Киеве и городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Перми, Екатеринбурге, Владимире, Курске.
Одна из самых одаренных исполнительниц современности Осетинская Полина предстала перед многими ценителями классической музыки иначе после издания своей автобиографической книги «Прощай, грусть!». Это очень личная книга, которая раскрыла тайны биографии Полины и более подробно рассказала о методах воспитания ее отца Осетинского Олега.
Детство
Родители Полины развелись, когда она была еще совсем маленькой, по обоюдному решению ее оставили с отцом. Олег Осетинский в детстве получил травму руки и не мог играть на фортепиано, поэтому он решил вырастить дочь великой пианисткой. В своем воспитании он использовал достаточно жестокие методы, часто бил и унижал дочь. В 13 лет Осетинская Полина взбунтовалась и заявила о методах отца на всю страну. Тогда общественность и узнала, каким тяжелым было детство советского вундеркинда, именно так часто называли Полину.
В 6 лет она дала свой первый концерт для широкой публики в Вильнюсе. Сейчас, спустя много лет, великая пианистка утверждает, что в ее первых выступлениях было множество ошибок, которые прощали и списывали на возраст. Тем не менее московскую квартиру Осетинских часто посещали знаменитости мирового масштаба, например, Джордж Сорос или Сьюзен Эйзенхауэр. Сам Олег Осетинский называл свою методику «Дубль-стресс». Он достаточно сильно нагружал свою дочь, и к 8 годам Полина имела в своем репертуаре более 30 часов произведений, которые она могла сыграть наизусть.
Побег
К подростковому возрасту Полина не выдержала давление со стороны отца. Регулярные побои привели к тому, что она на всю страну заявила о его методах на программе «600 секунд», которую вел Александр Невзоров. После этого события Осетинская Полина стала жить с матерью в Ленинграде. Там она начала профессиональное обучение сначала в музыкальной школе при консерватории, затем окончила экстерном консерваторию, а завершила обучение в аспирантуре в Москве.
Фортепианная музыка осталась главной составляющей жизни Полины благодаря выдающемуся педагогу Марине Вульф. Именно она помогла девочке преодолеть все ужасы детства и снова сесть за рояль. Первое время Полина выступала с классом своего преподавателя. Она была рада, что больше никто не давит на нее, но понимала, что все прежние заслуги могут забыться, если не совершенствовать себя. Этим она занимается и по сей день.
Отношения с отцом
После скандала, который был связан с бегством Полины, Олег Осетинский женился, и в браке у него подрастают четверо детей. Как он воспитывает их сейчас, неизвестно. В 2007 году откровенная книга Полины наделала много шума. В ней пианистка рассказала о самых страшных тайнах своего детства, например, о том, что отец насиловал девочек, которых приводили к нему для обучения музыке.
Со стороны отца после выхода в свет автобиографии Полины полетели угрозы и оскорбления. Он часто угрожал подать в суд на дочь. Называл ее неблагодарной и всячески пытался вновь подавить ее волю, но ничего не вышло. Совсем недавно отец и дочь примирились, Осетинская Полина искренне простила старого родителя.
Семья
Став взрослой, Полина Осетинская, биография которой трагична и интересна, продолжает поддерживать связь с мамой. Они вместе занимаются воспитанием троих детей Полины. Девушка была в браке с Игорем Порошиным, спортивным журналистом. Однако сейчас пара рассталась. О причинах Полина говорить не любит.
Пользователи сети Интернет в конце 2015 года активно обсуждали слухи о побоях, которые Игорь наносил Полине. Многие считают, что женщина, семья которой в детстве и так перенесла множество потрясений, не допустила бы к себе такого отношения. Между тем сейчас пара не живет вместе, но знаменитая пианистка во всех интервью называет Игоря хорошим отцом.
Дети
Воспитать троих детей нелегко. Это знает каждый родитель, но Полине Олеговне удается сочетать в себе качества хорошей мамы и знаменитой исполнительницы. Частично с воспитанием ей помогает мама и няня. Между тем Полина Осетинская, дети которой уже тяготеют к музыке, четко выполняет свои обязанности матери. Она часто читает им книги, занимается с ними, но самое главное – Полина их искренне любит.
Из негативного опыта детства Полина вынесла главное – она никогда не навязывает детям своего мнения. Она не заставляет их ничего делать, а только лишь поддерживает в начинаниях. Между тем обе дочки Полины сейчас играют на рояле, а сын пытается дирижировать.
Творческие планы
В настоящее время Полина стремится удивлять своих слушателей. Она любит нестандартные концепции концертов и интересные площадки. К подготовке программы она подходит творчески и старается делать только то, что ей по душе. Она не стремится превращать себя в коммерческий продукт, поэтому ее нельзя встретить на телеэкранах или на рекламных плакатах.
Журналисты очень часто спрашивают пианистку, что будет, если фортепианная музыка перестанет пользоваться спросом? Полина уверяет, что всегда найдет своего слушателя. Если этого не случится, то у нее заготовлен запасной вариант – она станет писателем. Ближе всего ей жанр любовного романа, но пока смысла садиться за стол у исполнительницы нет. Она делает очень интересные программы, привлекающие слушателей.
В настоящее время Полина Осетинская, личная жизнь которой полна трагических моментов, занимается благотворительностью – она является попечителем фонда «Кислород», который помогает детям с муковисцидозом. В нашей стране этому заболеванию уделяется слишком мало внимания, поэтому дети редко доживают даже до совершеннолетия.
Самая знаменитая девочка-вундеркинд, кумир 1980-х Полина Осетинская начала играть на рояле в 5 лет. С 6-ти юная пианистка собирала огромные залы, гастролировала по стране. В СССР она была чуть ли не самым знаменитым ребенком. Сейчас Полина – талантливая профессиональная пианистка, мама троих детей. В интервью порталу Материнство.ру Полина Осетинская рассказала о своем материнстве, о том, как подружиться с подростком, стоит ли принуждать детей к занятиям музыкой и как поддержать детей на выбранном ими пути.
– Полина, скажите, какое ваше самое первое воспоминание из детства?
Я помню себя с 2-х лет, когда меня оставили родители одну в темной комнате, видимо, следуя советам Спока. Продвинутые родители поколения наших мам и пап считали, что ребенку надо обязательно давать выплакаться, прореветься. Вот меня и оставили в темной комнате. Выключили свет, закрыли дверь. И я там орала. Это я очень хорошо помню. Как светила полоска света из-под двери. Как меня оставили совершенно одну, наедине со страхом и отчаянием, самые близкие люди. Так что я довольно рано поняла, что человек остается один на один с собой почти во все моменты жизни.
– А какое ваше самое светлое воспоминание из детства?
Затрудняюсь ответить на этот вопрос. Может быть, это были какие-то визиты к друзьям, может быть, это были какие-то поездки – Вильнюс, море, Коктебель. Такого яркого счастливого воспоминания из детства у меня нет.
– Я хочу ориентировать нашу беседу, в первую очередь, на детей и материнство. Наш сайт – для будущих и уже состоявшихся родителей. Поэтому я хотела бы поговорить с вами об этом. У вас трое детей, да?
Да, но тут нужно уточнить. Когда я вышла замуж, у моего мужа был ребенок от первого брака. Мама девочки погибла в автокатастрофе. Таким образом, с 3-х лет я воспитывала ее как родную дочь. Потом у нас родились двое общих детей – сын и дочь. В прошлом году мы развелись. Сейчас моя старшая дочь живет с отцом. А младшие дети живут со мной.
– Вы сейчас поддерживаете отношения со старшей дочкой?
Да, конечно! Я стараюсь ее забирать каждые или через выходные, согласно договоренностям. Правда, это не всегда получается, к сожалению. Сейчас она учится в очень крутой школе, где много домашних заданий. Она делает уроки почти круглосуточно.
– Как она восприняла вас, когда вы появились в ее жизни? Вам было легко найти к девочке подход, заслужить ее доверие, подружиться с ней?
Не буду лукавить, это было непросто. Особенно в нашей щекотливой ситуации, когда ты понимаешь, что должен частично возместить ребенку потерю самого близкого человека. Это психологически очень сложно. И мне не всегда было просто, учитывая, что на тот момент у меня совсем не было опыта. Я плохо знала детей близко, плохо понимала их нужды. Но со временем мы смогли построить очень близкие дружеские отношения. Я считаю ее своим ребенком, она называет меня мамой.
«Всегда важно повторять ребенку, что ты его любишь»
– Между вашими детьми не было ревности, борьбы за внимание мамы?
Конечно, была! Она и есть всегда, причем между всеми тремя. Сейчас девочки уже существуют в некой коалиции. Младшего сына они обожают, но играть с ним, конечно, в силу возраста им не очень интересно. Часто Саша, средняя дочь, жалуется, что я ее люблю меньше, чем младшего сына. Почему, она спрашивает, ты иногда с ним ласково обращаешься, а со мной не очень? Я отвечаю, – потому что я жду и надеюсь, что ты больше понимаешь и воспринимаешь, чем он! Потому что сын для меня еще совсем малыш. А ты для меня уже в некотором роде взрослый человек, поэтому я жду от тебя большего уровня самосознания.
У нас бывают какие-то недопонимания. Но я всегда стараюсь объяснить, что если мне не нравятся какие-то поступки детей или их высказывания, то это не имеет никакого отношения к ним самим. Всегда важно повторять ребенку, что ты его любишь, всегда, безотносительно чего бы то ни было. Что вам не нравятся только какие-то конкретные поступки. Потому что дети часто воспринимают недовольство родителей буквально. Любой ваш негатив они всегда воспринимают на свой счет, близко к сердцу.
– Ваша средняя дочь занимается музыкой?
Она занималась музыкой в прошлом году, но в этом году занятия пришлось отменить – уж слишком «через силу» это у нее шло. Я подумываю о том, чтобы их возобновить, потому что у нее вновь возник к этому интерес. Наверное, надо это сделать.
– Начать заниматься музыкой было ее желанием или вашим?
– В прошлом году это было исключительно мое желание. Потом она решительно воспротивилась этому, и я была вынуждена уступить. И в этом году это желание к ней вернулось. Я не знаю, насколько ее хватит. Потому что если заниматься – то заниматься надо серьезно, а не спустя рукава. Хватит ли у нее на это сил и желания? Посмотрим… Вообще она замечательно рисует, и я бы развивала ее в этом направлении.
– Полина, хотелось бы узнать ваше мнение, как мамы и как профессионального музыканта. Если у ребенка виден явный музыкальный талант, но при этом не хватает усидчивости, организованности, должен ли родитель как-то надавить на ребенка? Может быть, даже заставить?
Надавить надо, дисциплина и строгость нужна. Потому что таких детей, которые будут сами добровольно заниматься по 5 часов в день – практически нет, их единицы. Если в семье есть нормальная иерархия, мне кажется, в этом нет проблемы. Если все проходит без насилия. Если родитель может придумать мотивацию, какую-то систему поощрений. Главное – заинтересовать ребенка, найти ключик к нему. Конечно, дело и в самом педагоге. Бывают, что дети ТАК любят педагога, что занимаются сами добросовестно часами, чтобы не расстраивать любимого учителя.
– Вы со своей дочкой музыкой сами не занимаетесь?
Нет. Я считаю, что это вредно для психики и ребенка, и мамы. Учитель – это авторитет. Мама – это другое существо, которое должно любить ребенка, заботиться о нем, а не «строить». Мне кажется, в отношениях учитель-ученик должна быть некая дистанция, которой нет в отношениях мама-ребенок.
– Ваши дети ходят на ваши концерты?
Да, конечно. После рождения детей я стала делать детские программы. И даже младший сын стал ходить. Недавно был такой удивительный концерт, на котором были все трое детей, бабушки с двух сторон. Все мои дети сидели в ложе, хлопали громче всех и кричали «Браво!» Я очень переживала, что они будут баловаться, болтать, мешать другим. Но они вели себя идеально, мне было очень приятно.
«Часто мне приходится идти на сделку с совестью, покупать прощение детей»
– Как ваши дети относятся к вашей профессии? Рассказывают в школе, кто у них мама? Хвастаются, гордятся?
Они хвастаются, конечно, но очень переживают мои отъезды. Тут палка о двух концах. Они пока не очень хорошо понимают, почему я должна уезжать. Потому что им нужна мама всегда, каждый день, каждый час на одном и том же месте. Так как моя работа связана с разъездами, у нас нередки случаи тяжелых расставаний, обид на то, что я уехала. Приходится, конечно, идти на сделку с совестью, привозить детям подарки. Грубо говоря, покупать их прощение. Но не могу сказать, что они от этого страшно страдают.
«В своем материнстве я пытаюсь реализовать то, что я не получила в своем детстве»
– Вы строгая мама?
Не думаю. Я часто балую своих детей. Так что, нет, скорее, нет.
Вы знаете, есть разные типы матерей. Есть такие идеальные мамы, которых, наверное, и не существует в природе, они есть только на страницах женских журналов. Они никогда не кричат, всегда совершенно спокойны. У них всегда есть для ребенка занятие, в сумочке у них всегда есть книжка с полезными развивающими заданиями. Они все успевают. Дети у них с 3-х лет умеют уже сами одеваться, чистить зубы. Сами всегда ложатся спать и немедленно засыпают. Лепят, рисуют, читают, знают кучу стихов наизусть. При этом у них всегда чисто в доме, на столе – вкусная домашняя еда из фермерских продуктов. Такие мамы водят детей на всевозможные развивающие занятия, в театры.
Я не такая. Порой очень переживаю из-за этого, но я не такая. Все, что я могу дать своим детям, – это любовь, чувство того, что я на их стороне. В своем материнстве я пытаюсь реализовать то, что не получила в своем детстве – защиту, ощущение безопасности, ощущение безусловной любви и бесконечного тепла. Но при этом мне очень сложно дается игра с ребенком. Я не всегда понимаю, как и во что с ними играть. Мне проще и приятнее почитать им книжку или сводить в какое-то интересное место. Но такие мамы, которые вовлечены в детей с утра до вечера, все успевают, и получают от этого удовольствие – предмет моей большой зависти, скажу честно.
«Это очень распространенная ошибка – зарекаться»
– Скажите, есть какой-то урок, вывод, который вы принесли из своего детства, из своих непростых отношений с отцом – в свое материнство? Какую-то установку – со своими детьми я никогда не буду… что?
Это очень распространенная ошибка – зарекаться: «Я никогда не буду со своими детьми делать так же». Я вот твердо решила, что никогда не буду своих детей заставлять заниматься музыкой или чем-бы-то-ни-было против их желания. Но иногда я замечаю в себе те негативные качества, которые мне помнятся из поведения своего отца и матери. Я часто говорю себе: я никогда не буду так поступать со своими детьми. И вдруг иногда в какой-то момент совершенно помимо твоей воли на каком-то генетическом уровне это в тебе всплывает. Ты видишь себя со стороны и ужасаешься.
В моей жизни, пожалуй, нет худших моментов, чем те, когда я замечаю в себе дурные черты от своих родителей. Это самые тяжелые для меня моменты. В такие минуты мне приходится признавать в себе право на ошибку, право на негатив. Этот негатив чаще появляется на эмоциональном уровне, когда ты не можешь себя контролировать. Когда ты устал, когда ты выбит из колеи, когда ты не выспался, когда ты болеешь, когда у тебя нет ресурса, чтобы себя контролировать. Когда у тебя нет сил посмотреть на себя со стороны. Но тем не менее, признавая это, мне кажется, я уже в этом смысле шагаю вперед в нужном направлении.
– Ваши дети общаются с бабушкой и дедушкой?
С моим отцом они виделись несколько раз, но мы не общаемся. А мама мне помогает с детьми, когда я езжу на гастроли, она с ними остается. Она дает мне возможность работать. Полноценно работать и быть при этом матерью и главой семейства довольно сложно, всегда приходится идти на компромиссы.
– Вашей старшей дочери Насте 12 лет. Она считает вас своим другом, доверяет вам она свои девичьи секреты?
Я очень стараюсь, чтобы она мне доверяла. Есть вещи, которые она рассказывает только своей сестре и подругам. Но недавно я стала также ее конфидентом. Мне эта роль очень понравилась. Поэтому я бы, конечно, хотела, чтобы мои дети со всеми своими проблемами, переживаниями приходили ко мне. Надо изобрести такую модель поведения, чтобы никогда не ранить ребенка. Не ранить отрицанием, обесцениванием его чувств, каким-то менторством. К ребенку-подростку надо очень бережно относиться. В этом возрасте он нуждается в родительском тепле и ласке ничуть не меньше, а может, даже больше, чем в младенчестве. Подросток чувствует себя совершенно голым в этом мире. Я помню это ощущение, когда ты абсолютно не способен себя адекватно воспринимать в момент этого гормонального взрыва. Понятие трезвой самооценки на эти несколько лет вообще улетучивается. Это тяжелый и опасный период, в который ребенок может наделать много глупостей, если ему не подставить плечо, не быть с ним рядом.
– У вас есть какие-то амбиции по поводу будущего ваших детей, кем бы вы хотели их видеть?
Я хотела бы их видеть счастливыми и состоявшимися людьми. В какой области – не важно.
– То есть вы поддержите любой путь, какой бы они ни выбрали?
Я могу им предложить только музыкальный путь. Это путь довольно тернистый, не сулящий большие выгоды, не могущий прокормить большую семью. Конечно, положа руку на сердце, могу сказать, – мне бы хотелось, чтобы у моих детей было музыкальное образование. Но я должна понимать, что если я их отправлю в музыку, и их амбиции и мои ожидания не оправдаются, это будет большая психотравма для них и для меня. Лучше снимать с себя часть ответственности за будущее детей, чтобы потом не иметь с этим дополнительных проблем.
– Если ваши дети выберут себе дорогу, никак не связанную с музыкой, не будет ли у вас какого-то червячка внутреннего, что они не занимаются музыкой?
У меня, возможно, будет червячок. Потому что я очень расстроена, что моя средняя дочь Саша не поступила в Гнессинскую школу. Я об этом мечтала, там потрясающий особняк, портреты знаменитых музыкантов на стенах, сама атмосфера… Мне кажется, очень важно то, что ребенок видит, в какой атмосфере он растет, какую речь он слышит, по каким коридорам ходит. Это очень важно. И у меня сидит червоточинка, что она ходит не в эту школу, а в обычную районную, к которой у меня много претензий.
– А вы не боитесь, если дочь будет заниматься музыкой, что к ней будет какое-то особое отношение – мол, дочь самой Полины Осетинской?
Боюсь, конечно! Боюсь сравнений. Если она не оправдает ожиданий в школе, конечно, не хочется, чтобы у нее за спиной был такой снисходительный шепоток. Эти сравнения, мне кажется, для девочки будут довольно тяжелыми и унизительными. Не исключено, что она в следующем году пойдет заниматься на другом инструменте. Хотя я убеждена, что ничего, кроме рояля, так не развивает мозг, моторику и интеллект.
– Какой главный подарок дало вам материнство? Вы изменились сильно, когда стали матерью?
Мне кажется, любую нормальную женщину появление детей меняет приблизительно на 180 градусов. Самый главный подарок – что они у меня есть. Это огромное счастье.