Ольга пыжова актриса личная жизнь
Ольга Ивановна Пыжова
Ольга Ивановна Пыжова. Родилась 18 (30) ноября 1894 года в Москве – умерла 7 ноября 1972 года в Москве. Советская актриса театра и кино, педагог, режиссер. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1947). Заслуженный деятель искусств Таджикской ССР (1949). Лауреат Сталинской премии третьей степени (1950).
Ольга Пыжова родилась 18 (30) ноября 1894 года в Москве.
Ольга обучалась в Институте благородых девиц. Окончила бухгалтерские курсы.
После смети отца семья переехала в Петербург, где проживали сестры ее матери, в т.ч. писательница Е. Султанова.
С 17 лет начала работать – служила в семенной конторе, затем была чтицей в богатой семье. Работала в банке и архивном отделе Сената.
Впервые на сцену вышла благодаря своей тете Е. Султановой, которая устроила так, чтобы Ольга участвовала наряду с профессиональными артистами в благотворительном спектакле «Белая лилия» Вл. Соловьева (постановка Н.В. Петрова, известен под псевдонимом Коля Петерс). Актерство увлекло Пыжову.
В апреле 1914 года во время петербургских гастролей МХТ она добилась встречи с Владимиром Ивановичем Немировичем-Данченко. Просмотрев Ольгу, Немирович-Данченко пригласил ее на экзамены в Москву. И спустя полтора месяца, обойдя двухсот претендентов, Пыжова была принята в Первую студию МХТ.
В Первой студии МХТ играла в спектаклях: «Потоп» Ю. Бергера – Лицци; «Двенадцатая ночь» – Виола и Себастьян; «Балладина» Ю. Словацкого – Гоплана (пост. Р. Болеславского); «Архангел Михаил» Н. Бромлей – Люсиль; «Вишнёвый сад» – Варя; «Хозяйка гостиницы» Гольдони – Мирандолина (спектакль прошел с успехом во Франции и Америке, но в Москве не был сыгран); «Синяя птица» – Фея Бирюлина; «Где тонко, там и рвется» И. Тургенева – гувернантка Бьенэмэ.
Ольга Пыжова в юности
Во время учебы в 1916-1917 годах сыграла свои первые роли в кино – «Среди дельцов» (Лика), «Слепые и ослеплённые» (Ольга Морская), «Победители и побеждённые» (Балли).
По окончании студии МХТ стала актрисой этого театра (с 1924 года – МХАТ 2-й), среди ее работ на сцене того театра: «История лейтенанта Ергунова» И. Тургенева (пост. Е. Краснопольской) – Колибри; «Диалоги» А. Шницлера; «В 1825 году» Н. Векстерн – Варенька; «Король Квадратной республики» Н. Бромлей – Катарина Хель; «Евграф – искатель приключений» А. Файко – Краевич.
В 1928 году из-за конфликта с М. Чеховым вместе с некоторыми актерами (так называемой “группой Дикого”) перешла в Театр Революции, где проработала до 1934 года, среди ее работ: «Человек с портфелем» А. Файко – Ксения Треверн; «Инга» А. Глебова – Вероника; «Личная жизнь» В. Соловьева – парторг Лена; «Ромео и Джульетта» В. Шекспира – Кормилица.
В 1928-1938 годах играла в Театре им. Вл. Маяковского.
В конце 1930-х сотрудничала с Московским государственным театром для детей (Третий детский театр): «Сказка» М. Светлова (пост. О. Пыжовой, Б. Бибикова); «Двадцать лет спустя» М. Светлова (пост. О. Пыжовой, Б. Бибикова).
Играла на сцене Театра Моссовета: «Нашествие» Леонова – Таланова, мать Федора (пост. О. Пыжовой, Б. Бибикова).
Ольга Пыжова в молодости
В 1948-1950 годах – художественный руководитель Московского Центрального детского театра. На сцене Центрального детского театра в 1948-1949 годах совместно с Борисом Бибиковым поставила спектакли «Снежная королева», «Её друзья», «Я хочу домой!».
Широкую известность получила после роли Хариты Игнатьевны Огудаловой в фильме 1936 года «Бесприданница» режиссера Якова Протазанова по знаменитой пьесе А.Н. Островского.
Ольга Пыжова в фильме “Бесприданница”
Позже изредка появлялась на экране, играя небольшие роли. Ольгу Пыжову можно видеть в фильмах «Белеет парус одинокий» (мадам Стороженко), «Алёша Птицын вырабатывает характер» (Ольга Александровна Птицына), «Она Вас любит» (провожающая, которая говорит герою Георгия Вицина “Молодой человек, она Вас любит! Любит!”).
Ольга Пыжова в фильме “Белеет парус одинокий”
Ольга Пыжова в фильме “Алёша Птицын вырабатывает характер”
Ольга Пыжова в фильме “Она Вас любит”
Поэт-имажинист, теоретик искусства, прозаик и драматург Анатолий Мариенгоф говорил о Пыжовой: “Ольгу Ивановну Пыжову я бы тоже отнёс к ряду некрасивых красавиц. Разноцветные глаза этой актрисы Художественного театра воспел в своём рассказе один из «Серапионовых братьев». Язычок у Пыжовой был тонкий и острый, как лезвие бритвы, которая почему-то называется безопасной. А о пыжовском нраве следовало бы сказать приблизительно те же слова, что сказал Пушкин о комедии Бомарше: Откупори шампанского бутылку / Иль перечти «Женитьбу Фигаро»”.
В годы войны работала в театре имени Моссовета в Алма-Ате, ставила спектакли в Казахском театре драмы имени М. Ауэзова.
В 1950 году ей была присуждена Сталинская премия третьей степени за постановку спектакля «Я хочу домой» С.В. Михалкова в ЦДТ (совместно с Б.В. Бибиковым).
В 1945 году оставила окончательно сцену, так и не сыграв свою последнюю роль – Аркадиной в «Чайке» на сцене Театра им. Моссовета. Причина – тяжелая болезнь, из-за которой актрисе грозила слепота.
Основным призванием Ольги Пыжовой стала педагогика. Она преподавала актёрское мастерство в студии Евг. Вахтангова, театре-студии имени Ермоловой, с 1924 года сосредоточилась на ГИТИСе.
В 1939 году Ольга Пыжова первой из советских актрис получила звание профессора по кафедре актёрского мастерства.
С 1942 года преподавала во ВГИКе.
В 1949 году вместе с мужем Борисом Бибиковым возглавила актёрскую мастерскую.
Ольга Пыжова внесла огромный вклад в воспитание нескольких поколений кинематографистов. Среди её учеников: Нонна Мордюкова, Майя Булгакова, Вячеслав Тихонов, Надежда Румянцева, Светлана Дружинина, Леонид Куравлёв, Софико Чиаурели, Тамара Носова, Любовь Соколова, Тамара Сёмина, Руфина Нифонтова.
Многие годы руководила национальными студиями при ГИТИСе (Каракалпакской, Узбекской, Татарской, Таджикской, Лезгинской, Туркменской, Молдавской). Её ученики составили ядро трупп многих республиканских театров.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1947), Татарской АССР (1949) и Таджикской ССР (1964).
Ольга Ивановна Пыжова умерла 7 ноября 1972 года. Похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 1).
Могила Ольги Пыжовой
Личная жизнь Ольги Пыжовой:
Муж – Борис Владимирович Бибиков (1900-1986), советский актёр театра и кино, театральный режиссёр, театральный педагог, лауреат Сталинской премии третьей степени.
Дочь – Ольга Васильевна Пыжова, писательница и драматург. По слухам, родила дочь от Василия Качалова, с которым Ольга Пыжова состояла в отношениях до Бориса Бибикова. При участии дочери Ольгой Ивановной написана книга «Призвание», которая была издана в 1974 году.
Ольга Пыжова и Борис Бибиков
Фильмография Ольги Пыжовой:
1916 – Среди дельцов – Лика
1916 – Слепые и ослеплённые – Ольга Морская
1917 – Победители и побеждённые – Балли
1936 – Бесприданница – Харита Игнатьевна Огудалова
1937 – Белеет парус одинокий – мадам Стороженко
1953 – Алёша Птицын вырабатывает характер – Ольга Александровна Птицына, бабушка Алёши
1956 – Она Вас любит – провожающая на станции (нет в титрах)
Она была настоящей иконой советского кинематографа и блистательной звездой театральной сцены. Кроме этих качеств, великая актриса Ольга Пыжова была еще и прекрасным педагогом, выпустила целую плеяду талантливых лицедеев и режиссеров. Помимо этого, зритель ценил ее за умение ставить спектакли и пьесы. Ольга Пыжова, как никто другой, была востребована в профессии, но, к сожалению, вынуждена была заблаговременно покинуть театральную сцену. Каким же был ее творческий путь? Рассмотрим этот вопрос подробнее.
Годы детства и юности
Ольга Пыжова, биография, личная жизнь которой будут интересны в первую очередь почитателям ее таланта, родилась 29 октября 1894 года в Москве. Училась в Институте благородных девиц.
Спустя некоторое время будущая актриса окончила бухгалтерские курсы, поэтому поступила на работу в семенную контору. Довелось ей быть и чтицей в богатой семье. После смерти отца она вместе с матерью переезжает в город на Неве, поближе к родственникам. Молодая Ольга Пыжова в Северной столице устраивается работать сначала в банковское учреждение, а затем ее принимают в качестве сотрудницы в архив Сената. В юные годы у нее проснулся интерес к великому искусству. Однажды она даже по протекции родной тети Е. Султановой приняла участие в благотворительном спектакле «Белая лилия» (реж. Н. В. Петров). Вскоре в город на Неве приехал с гастролями МХТ, представления которого произвели на девушку неизгладимое впечатление: она была покорена театром раз и навсегда. Ольга действовала решительно: она хотела поговорить с самим Немировичем-Данченко, и ей это удалось. Маэстро понравилась юная наивность девушки, и он пригласил ее на сдачу экзамена. На подготовку Пыжовой отводилось всего полтора месяца.
Учеба в МХТ
Примечателен тот факт, что из двухсот претендентов на актерство экзамен провалили практически все, за исключением двух абитуриентов.
Одним из них оказалась Ольга Пыжова. Ее приняли в первую студию МХТ. Девушка была прилежной студенткой, поэтому по окончании курса была зачислена в труппу местного театра.
Начало карьеры в МХТ
Грани своего таланта начинающая актриса Ольга Пыжова стала демонстрировать незамедлительно. Режиссеры с удовольствием пробовали ее на роли, но их почему-то не было много. Так, молодая лицедейка предстала перед зрителями в образах барышни на балу у Фамусова («Горе от ума»), гувернантки в спектакле «Где тонко, там и рвется», Феи в постановке «Синяя птица». Впоследствии Ольга Пыжова умело комбинировала работу в разных студиях МХТ. В первой она запомнилась по ролям Виолы в «Двенадцатой ночи», куртизанки Лицци в «Потопе». Успешной работой оказался водевиль «Спичка», где актриса лицедействовала на одной сцене с именитыми Михаилом Чеховым и Софьей Гиацинтовой. Во второй студии Пыжова филигранно перевоплощалась в образ Колибри (спектакль «История лейтенанта Ергунова). Даже сам Константин Станиславский, пораженный удивительным талантом и необычностью художественной натуры актрисы, не раздумывая, утвердил ее на роль Мирандолины («Хозяйка гостиницы»). Именно этот спектакль фигурировал в репертуаре зарубежных гастролей.
В Америке актриса Ольга Пыжова, биография которой содержит немало примечательных и интересных фактов, мастерски перевоплотилась в Варвару («Вишневый сад»).
МХАТ-2
После заграничных туров Пыжова решает постоянно работать в первой студии МХТ, который спустя некоторое время переименовали в МХАТ-2. Ольга сразу же запомнилась зрителю по роли красавицы Дины Краевич в «Евграфе – искателе приключений» (1926). Однако через некоторое время в храме Мельпомены вспыхнул творческий конфликт, и Пыжова вместе с частью актерской труппы была вынуждена покинуть театр.
Театр революции
Именно сюда пришла работать после МХАТ-2 Ольга. На сцене Театра революции лицедейка сыграет целый ряд блистательных ролей, к числу которых относятся: Лена в «Личной жизни», Глафира в «Голгофе», Ксения в «Человеке с портфелем», Кикси в «Улице радости». К сожалению, вскоре ей пришлось покинуть большую сцену, поскольку у актрисы резко ухудшилось зрение, и слепота начала прогрессировать.
Возможно, поэтому она не раскрыла в полной мере свой актерский потенциал на съемочной площадке. Тем не менее ей все-таки удалось сыграть несколько заметных ролей в кино: Огудалову («Бесприданница», 1937), бабушку Олю («Алеша Птицын вырабатывает характер», 1953).
Режиссерские работы
Однако, несмотря ни на какие тяготы и невзгоды, Пыжова Ольга (актриса) не собиралась оставаться вне творческой профессии. В 20-е годы она приступила к режиссерской деятельности. А пик ее карьеры в этом качестве пришелся уже на 30-е. Вместе с мужем она ставила спектакли в 3-м Московском театре для детей. Зрители просто обожали ее работы: «Проделки Скапена» Мольера (1937), «Сказка» (1939), «Двадцать лет спустя» (1940).
В годы Отечественной войны Пыжова продолжала оттачивать режиссерское мастерство даже в эвакуации. В Казахстане она поставила великолепный спектакль «Укрощение строптивой» (1943). В соавторстве с Б. Бибиковым и Ю. Завадским режиссировала постановку «Нашествие» (1943).
После войны она продолжает работу в выбранном направлении и вместе с супругом в 1949 году ставит спектакль «Я хочу домой!» Михалкова, который удостаивается престижной награды – Государственной премии СССР.
Преподавательская работа
Ольга Пыжова прославилась еще и как талантливый наставник. Еще в 1939 году ей присвоили почетное звание профессора.
Актриса учила начинающих лицедеев в ГИТИСе, студии Вахтангова, Театре-студии им. М. Н. Ермоловой, ВГИКе.
Личная жизнь
Актриса была замужем за великим Борисом Бибиковым. Они были счастливейшей парой. Вместе смогли поставить целый ряд интереснейших и занимательных спектаклей. Ольга Пыжова и Борис Бибиков воспитали целое поколение талантливых лицедеев, среди которых Леонид Куравлев, Светлана Дружинина, Любовь Соколова, Тамара Семина, Нонна Мордюкова и многие другие.
Умерла Ольга Пыжова 8 ноября 1972 года. Похоронена на Новодевичьем кладбище столицы.
Маститый преподаватель рыдал, когда от него уезжала любимая женщина
С актерской мастерской педагогов-супругов Бориса БИБИКОВА и Ольги ПЫЖОВОЙ во ВГИКе конкурировала только мастерская Сергея ГЕРАСИМОВА и Тамары МАКАРОВОЙ. Их учениками были десятки будущих звезд кино и театра. После смерти жены 78-летний Борис Владимирович неожиданно женился на молодой аспирантке Малике ДЖУРАБЕКОВОЙ. Обменяв элитную московскую квартиру, Бибиков уехал на родину супруги – в Душанбе. «Экспресс газета» разыскала вдову профессора, которая через 30 лет после его смерти впервые согласилась рассказать, на кого из учеников обижался профессор и как он прожил последние годы.
Борис Владимирович воспитал целую плеяду замечательных актёров. Фото с сайта nashkurs.ucoz.ru
– Профессор Борис Бибиков в фильме своего ученика Евгения Ташкова «Приходите завтра…» сыграл самого себя, – были уверены его ученики Тамара Семина, Любовь Соколова, Нонна Мордюкова, Вячеслав Тихонов, Леонид Куравлев. Для них для всех стало огромной неожиданностью, когда мэтр решил покинуть столицу и уехать с Маликой Джурабековой в Таджикистан.
– У него были сложные отношения с дочерью бывшей супруги Ольги Пыжовой – Ольгой Васильевной, поэтому он не мог оставаться жить с ней, – объяснила 71-летняя Малика Джурабекова. – Ольга – не родная дочь Бибикова. Насколько мне известно, Ольга Пыжова состояла до Бибикова в отношениях с народным артистом СССР Василием Качаловым, собаке которого Сергей Есенин посвятил знаменитые строки: «Дай, Джим, на счастье лапу мне». Качалов славился разгульной жизнью, и даже брак с актрисой Ниной Литовцевой не стал для него помехой. Дочь Пыжовой носила фамилию матери, но по отчеству она – Васильевна. Красивая, высокая дама со своими взглядами на жизнь, которые не разделял Борис Владимирович. Всякий раз, когда я заводила с ним разговор о приемной дочери, он отвечал одно: «Не говорите мне о ней. Вы же знаете, что я ее больше двух минут вынести не могу».
Надо сказать, что и у Ольги Ивановны с дочерью сложились сложные отношения. Она училась на театроведческом факультете, вела полубогемный образ жизни. Спустя годы выпустила книгу об Ольге Ивановне – «Призвание».
Малика ДЖУРАБЕКОВА в юности и в наши дни. Фото: Ok.ru
Слепой считал шаги
– Правда, что Пыжова попросила вас позаботиться о Борисе Владимировиче?
– В 1972 году я приехала 28-летней выпускницей ВГИКа поступать в аспирантуру. Ольга Ивановна в это время лежала в кремлевской больнице, и я пришла вместе с профессором ее навестить. Впервые увидела любимого педагога в кресле-каталке. Ольга Ивановна вдруг стала маленькой, с короткими волосами. Я же навсегда запомнила ее с шикарной копной на голове, в газовом платочке, привезенном из-за границы. От нее всегда пахло любимыми французскими духами – корсиканским жасмином.
Ольга ПЫЖОВА стала первой женой профессора БИБИКОВА
Шикарная женщина. А в больнице она походила на воробушка в больших роговых очках. Когда я увидела ее в таком виде, я была так потрясена, что и сегодня слезы наворачиваются на глаза… Мы приблизились к пруду, где она по привычке кормила хлебушком лебедей. И тогда она, взяв мою руку, почему-то сказала: «Маличиш, а в тебе есть перчик! Прошу, не оставляй Борю одного. У него никого нет». Мне было страшно это слышать, потому что я не понимала, как это так – нет родных… Через три месяца она умерла.
– Бибиков и Пыжова как педагоги для вас много значили?
– Они дали мне второе рождение Я была их любимой ученицей в таджикской студии. Всего они выпустили 39 (!) национальных студий. Как ленинская стипендиатка, я все экзамены сдавала экстерном. Помогала ребятам-таджикам, ведь они не знали русского языка, а я под предлогом перевода правильно отвечала за них на экзаменах… Борис Владимирович и Ольга Ивановна часто приглашали нас, студентов, репетировать у них дома. Всегда сажали за большой круглый стол, накрытый скатертью и сервированный серебряной посудой. Таким образом они показывали нам, как надо себя вести в обществе. Наши ребята из кишлаков даже не знали, как пользоваться столовыми приборами. Помню, известный сегодня в Таджикистане актер Махмадали Махмадиев в бульоне яйцо стал ложкой давить, а оно выскочило и укатилось под холодильник. Вошла Наташа, домработница, видит, как он ищет яйцо, и говорит: «Что это ты яйца свои не бережешь?»
– Где вы жили в Москве, когда учились в аспирантуре?– Приехала из Душанбе с сыном, думала, что буду жить в общежитии. Но Борис Владимирович предложил остановиться у него. Я ему говорю: «Вы же детей ненавидите!» Но он меня переубедил: «Потерплю! Вы же его в садик отдадите, а два дня я выдержу». Своих детей у него не было – только приемная дочь, и, когда я его об этом спрашивала, он улыбался: «Я, когда гляжу на младенца, думаю, какое счастье, что это не мой!» Но моего сына он полюбил. Мальчик начал в три года читать, а у Бориса Владимировича имелась огромная библиотека. Он сына через книги полюбил. Сам водил мальчика в садик, хотя Борис Владимирович был на тот момент слепым, но считал шаги. (Позднее доктора частично вернули ему зрение.) Когда я с сыном хотела вернуться в Душанбе, чтобы там продолжить писать диссертацию, профессор зарыдал: «Маличиш, на кого вы меня оставляете?» Он сначала мне говорил, что хочет отдать квартиру государству и поселиться в доме ветеранов кино. Но был слишком гордым человеком, чтобы жить на полном пансионе.
Брак МОРДЮКОВОЙ и ТИХОНОВА очень удивил их педагога
Дочь забрала посуду
– Неужели среди огромного количества учеников не нашлось того, кто бы предложил ему помощь?
– Саша Новосадов, Люба Соколова и Женя Ташков отговаривали его от переезда: «Кто из Москвы уезжает в дыру? Здесь все-таки Ольга Ивановна похоронена!» На что профессор ответил: «Кто из вас ко мне придет на могилу? А там Маличиш навестит».
– Почему он так считал?
– Может, история с памятником Ольге Ивановне тому причиной. Когда она умерла, я заказала постамент по макету скульптора Сергея Вахтангова. Камень нашли, а памятника все не было. Борис Владимирович боялся, что умрет, а монумент так и не поставят. Он тогда упрекал учеников: «Славке Тихонову или Нонне Мордюковой ведь стоит только показаться, и все сразу сделают!» Но те ничего не сделали. Обиделся Бибиков тогда смертельно. Мне пришлось ехать в гранитную мастерскую и давать взятку. Как сейчас помню, 250 рублей директору и две бутылки бригадиру. Дело сразу сдвинулось с мертвой точки. Я ухаживала за могилой Ольги Ивановны, пока там была.
Гибель САВИНОВОЙ потрясла её учителя
– Как приняла дочь Пыжовой решение отчима обменять шикарную столичную квартиру на жилье в Душанбе?
– Когда нужно было переезжать в Таджикистан, он пригласил адвоката. Оказалось, для оформления документов требовалось свидетельство о браке. Адвокат тогда посоветовал нам сходить в загс. Так и сделали. Потом Борис Владимирович пригласил Ольгу Васильевну домой и сказал: «Мы сейчас уйдем, а ты можешь забрать все, что хочешь». Интересно, что при всех заслугах Пыжовой и Бибикова у них в доме ничего ценного не имелось. Единственное – 6 тысяч книг и «александрийский» диван. Ольга забрала посуду. Помню, как она тогда высокомерно посмотрела на меня, но воспитание не позволяло ей вести себя грубо. И с отчимом при всей сложности их отношений она при общении держалась корректно. И обмен квартиры на Фрунзенской набережной возле Министерства обороны на двухэтажный коттедж с садиком в Душанбе скандалов не вызвал.
– А что сказали на родине, узнав о вашем неравном браке?
– Ему 78 лет, мне 31. В Таджикистане, а приехали мы в 1976 году, меня приняли «мордой об стол». Как это так?! Вышла замуж за русского, да еще за богатого старика! У меня бывали по этому поводу очень горькие минуты. Только спустя годы мне удалось доказать, что я не меркантильна. Однажды на каком-то мероприятии я призналась: «Быть женой такого человека, как профессор Бибиков, – это счастье, но мне его не довелось испытать». Помню, одна из местных актрис меня поддержала: «Малика, ты молодец! Тебе все завидуют – думают, ты стала миллионершей. Но не обращай на пересуды внимания».
– Чем муж занимался в Душанбе?– Я стала преподавать в Государственном институте искусств на актерском факультете, а Борис Владимирович помогал мне как консультант. Мы выпустили с ним курс, поставили несколько спектаклей.
Умер за столом
– Малика, а студенты приезжали в гости к профессору?
– Леня Куравлев и Люба Соколова часто навещали Бориса Владимировича. Помню, Люба приехала в Душанбе на кинофестиваль. Нам же привезла огромный ящик из-под телевизора с продуктами со словами: «Я думала, тут война, прифронтовой город и вы голодаете». Мы эти продукты два года съесть не могли.
– Что Борис Владимирович говорил о своих студентах?
– Любимицей была Катя Савинова. Когда пришло известие о ее самоубийстве, профессор заплакал. Считал, что, имея такие голосовые данные и театральный талант, она не раскрылась до конца. Любил Нонну Мордюкову, был удивлен, когда она вышла замуж за Тихонова. Считал, что они не подходят друг другу. О Тихонове он говорил всегда как о холодном человеке.
В фильме «Она вас любит» ПЫЖОВА сыграла с ВИЦИНЫМ…
– Почему вы не снимались в кино и почти не играли в театре?
– Пророческими для меня оказались слова Ольги Ивановны: «Малика, ты в театре играть не будешь. Потому что ты не умеешь терпеть». Тем самым она объяснила мне, почему сама ушла из Театра Станиславского.
– Борис Владимирович принимал политику КПСС?– Коммунистов он не любил. Говорил: «Татаро-монгольское нашествие было 300 лет, а эти просидят не меньше 500». А я была членом партии. Просила: «Борис Владимирович, хоть при мне не говорите эти вещи». Когда в институте он заводил такой разговор, парторг, его же аспирантка, сразу вставала: «Давайте я выйду, а вы продолжите».
– Как Бибиков завещал его похоронить?
– Он не хотел лежать рядом с Ольгой Ивановной. Объяснял так: «Мы оба – крещеные, но не венчаны, нельзя лежать вместе». Умер он в день поминок Ольги Ивановны. Попросил: «Маличиш, стопочку мне дадите?» Я отварила курицу, нарезала помидорчики и пошла за рюмкой. Прихожу, а он мертвый. В одной руке куриная ножка, в другой – салфетка. Так, тихо сидя за столом, и умер. Похоронила его на кладбище в Душанбе. На могилу заказала белый мраморный памятник с надписью: «Учителю от учеников».
…а в сериале «Майор Вихрь» БИБИКОВ (справа) снялся со СТРЖЕЛЬЧИКОМ
– Как сложилась ваша судьба после его ухода из жизни?
– Меня обуял ужас, так жутко мне стало оставаться в доме одной. Через несколько лет я встретила одного полковника. Начитавшись романов, мне казалось, что военные – это честные мужчины в белых перчатках. Хотя особых чувств у меня не было, я надеялась на его поддержку. Но он оказался не тем человеком, и через пять месяцев мы расстались… Вскоре в Душанбе началась гражданская война, и я, забрав только завещанные профессором книги, уехала в Париж, к сыну. Сейчас занимаюсь внуками. Не скрою, мне тяжело. Когда ты не знаешь языка и переезжаешь в чужую страну в весьма зрелом возрасте – это нелегко. Отправляясь во Францию, я нашла человека, которого попросила ухаживать за могилой профессора.
Татьяна Конюхова: Малика – ужасная женщина!
– Когда умерла Пыжова, профессор Бибиков обратился ко мне, чтобы я помогла с памятником, – вспоминает актриса Татьяна Конюхова. – Нужен был белый мрамор, который скульпторы долго искали. Я поехала на фабрику, где делали надгробие. Камень нашли, но требовалась еще бронза для букв. Через какое-то время звонит Малика и требует отдать ей документы. В итоге меня даже не пригласили на открытие монумента. Она захватила московскую квартиру и бесценную библиотеку мужа, а его самого увезла на таджикскую жару. Малика – ужасная женщина!
Татьяна КОНЮХОВА уговорила ректора ВГИКа оставить её на второй год, чтобы попасть к набравшим курс Борису БИБИКОВУ и Ольге ПЫЖОВОЙ
Мне рассказывал актер Геннадий Юхтин, что Бибиков жил в Душанбе на чердаке. Да, у него сложились непростые отношения с дочерью Ольгой. Я только недавно узнала семейные предания, от кого она родилась. Все на курсе считали отцом великого Качалова, тем более что она носила его отчество. Но тот, оказывается, только дал девочке свое имя.
В институте громко шушукались о романе Валентины БЕРЕЗУЦКОЙ с профессором
Знаю, что Борис Бибиков был по-настоящему привязан к первой жене – Ольге Пыжовой, однако это не мешало заводить ему романы на стороне. Ходили, например, настойчивые слухи о его близких отношениях со своей студенткой, будущей заслуженной артисткой России Валентиной Березуцкой («Тишина», «Стряпуха». – Ред.). Она, как собачонка, наскакивала на него. Но, по-моему, он был влюблен в яркую и темпераментную Изольду Извицкую («Сорок первый». – Ред.), но у той была своя бурная жизнь. Валечка не решилась связать жизнь со зрелым мужчиной, а Малика в отличие от нее вышла за Бибикова по расчету.
Актриса Марина Лобышева-Ганчук («Хорошо сидим!». – Ред.) летала к профессору в Таджикистан и рассказывала, как он был одинок. Марина даже хотела его забрать в Москву и просила нас, выпускников, помочь. Но каждый был занят своей жизнью…
– Я помню, как профессор поделился, что уезжает в Таджикистан, – рассказала актриса Валентина Березуцкая. – Он тогда сказал: «Меня Малика подбивает». Понятно, что она московскую квартиру в сто квадратных метров могла и на дворец поменять, а не только в Париж уехать. Один из навещавших Биба выпускников мне рассказывал, как он одиноко сидел в саду возле дома в Душанбе, а она в это время в дом ухажера приводила. Я очень хотела навестить Бориса Владимировича, но жутко боялась летать.