Ольга остроумова в бане
У талантливой советской актрисы Ольги Остроумовой достаточно много интересных ролей. Но любимицей миллионов она стала в конце 60-х, после премьеры картины «Доживем до понедельника».
Покорила же своей красотой актриса в военной драме «А зори здесь тихие». Далее невероятный успех ждал Остроумову после выхода на экраны художественного фильма «Любовь земная», где её партнером был замечательный актер и режиссер Евгений Матвеев.
Ольга Остроумова (фотореставрация – vkuspo.info)
21 сентября Ольге Михайловне исполнилось 73 года. Она по-прежнему прекрасно выглядит, служит в родном театре имени Моссовета. А также снимается в детективе «Глаза в глаза», который пока находится в производстве.
Остроумова любима поклонниками, и конечно своим блистательным мужем Валентином Гафтом. Совсем недавно, 2 сентября, он отметил юбилей – 85 лет. Супруги вместе почти четверть века. Но к своему счастью шли долго. И их путь был достаточно тернистым.
Покорение столицы и любовь
Покорять столицу Остроумова приехала из Оренбургской области в 1966-м году. Родители, узнав, что их дочь хочет стать артисткой, не были в восторге. Никто из близких не принадлежал к миру искусства. Да и сама Ольга даже не принимала участия в художественной самодеятельности.
Несмотря на это, поступила в ГИТИС с первого раза. А вскоре выскочила замуж за веселого и задиристого сокурсника Бориса Аннабердыева. Так что, когда Остроумова играла роль школьницы в мелодраме «Доживем до понедельника», в её паспорте стоял штамп о браке.
Кадр из фильма “Доживем до понедельника”, 1968 год
Правда, после распределения Борис уехал в Ашхабад, и это сыграло определенную роль в их отношениях. Вскоре Ольга заметила, что совершенно не скучает по своему избраннику.
Судьбоносная встреча
А потом была судьбоносная встреча с Михаилом Левитиным. Остроумову пригласили в Московский ТЮЗ, где и начался их роман.
На тот момент режиссер тоже был не свободен. По воспоминаниям Остроумовой: “Он был очень магнетическим человеком. И имел какую-то сверхъестественную власть надо мной. Как-то мы уехали в Ленинград, и провели там прекрасное время. Когда же вернулись в Москву, поклялись, что все расскажем своим половинкам”.
Олга Остроумова с Михаилом Левитиным и детьми. Источник: stuki-druki.com
Ольга буквально «с порога» призналась Борису, что у неё есть другой мужчина. Смелости же Левитину на такой же шаг не хватило. Прошло достаточно много времени, прежде чем он рассказал все жене.
В 1973-м году Михаил и Ольга расписались, а через пару лет у них родилась дочь. В 1983-м году актриса подарила супругу наследника. По её словам, родить двоих детей решила совершенно осознанно. Думала, что сумеет со всем справиться, совместить работу и семейные заботы. Была уверена – она семижильная.
Предательство и развод
И все же, когда на свет появился меленький Миша, Остроумова поняла – надо чем-то жертвовать. И это «чем-то», стало любимое дело. Хотя по-другому и быть не могло. На первое место актриса всегда ставила семью.
Михаил же ничем не хотел жертвовать. Ко всему прочему заводил романы на стороне. Об этом Ольге тут-же докладывали «доброжелатели». С каждым годом боль накапливалась. А вот любовь не прошла, а вдребезги разбилась об измены.
Ольга Остроумова в фильме “Варвары”, 1979 год
Не выдержав предательства, Остроумова предложила мужу уйти из дома. А он в ответ: «Давай подадим в суд и все разрушим…». И они разрушили. После всех неприятных событий актриса была в депрессии. Вспоминала: “Моя любовь – разбилась. Было такое отчаяние, что жизнь потеряла смысл… дети остановили”.
Но в какой-то момент Ольга Михайловна по-настоящему испугалась и запаниковала. Она переживала, что не справится сама, не сможет поставить их на ноги. Зарплата была небольшая, а оставлять маленьких детей одних и идти на подработку не могла.
Ольга Остроумова и Евгений Матвеев в фильме “Варвары”, 1974 год
На поклон к мужу Остроумова не пошла. Решила, что во лжи больше жить не будет. Иначе просто умрет. Вот как сама говорила актриса: «Я поняла: либо останусь человеком и личностью, либо буду растоптана». (источник информации: https://www.eg.ru/culture/34639/).
Счастливый третий брак
Третьим супругом Ольги Михайловны стал Валентин Гафт. Визуально актеры знали друг друга. Но поближе познакомились на съемках комедии Эльдара Рязанова «Гараж». Гафт сразу оценил по достоинству Остроумову, но зная, что она замужем, не стал предпринимать решительных действий.
Ольга Остроумова и Валентин Гафт в фильме “Гараж”, 1979 год
В середине 90-х Ольгу Михайловну пригласили на вечер в честь праздника 8 Марта. Уточнив у организаторов, кто там будет, и услышав: «Гафт», согласилась. Практически такой же диалог был и у Валентина Иосифовича.
Приятным сюрпризом для Гафта было то, что праздничный концерт состоялся в Сокольниках. Именно там прошли детство и юность актера. Когда все закончилось Валентин Иосифович предложил Остроумовой прогуляться по его родному району. Тогда же актриса узнала, что Гафт недавно развелся с женой Аллой, и его семейная жизнь, как, впрочем, и её, лежит “в руинах”.
Их встречи начались чаще. А потом Гафт пропал на целых четыре месяца. Ольга недоумевала, почему это произошло. Звонок в её доме раздался также неожиданно, как и исчезновение актера. Она подняла трубку и услышала взволнованный голос Валентина: «В общем… Я не могу без Вас».
Ольга Остроумова и Валентин Гафт. Источник: kino-teatr.ru
Вот так закончился четырехмесячный антракт, и начался второй акт, который привел к свадьбе и счастливой семейной жизни. Конечно, их жизнь нельзя назвать безоблачной и спокойной. Но уважение, доверие и любовь помогают этим прекрасным людям преодолевать любые препятствия. Спасибо, что дочитали статью, пишите комментарии. Мы благодарны за лайк. Подписаться просто – жмите желтую кнопку.
Таким актрисам, как Ольга Остроумова, надо кланяться в ноги и благодарить за то, что они сохранили в себе ту настоящую русскость, утрачиваемую нами сегодня
Фото: Олег ЗОЛОТО
21 сентября Ольга Остроумова отмечает юбилей. Не просто актриса и даже не просто жена Валентина Гафта. Мы помним ее, золотоволосую красавицу Женьку Комелькову из культового фильма Ростоцкого “А зори здесь тихие”. Знаменитый кадр в бане. Обнаженная Остроумова появляется в дверях.
– Русалка ты, Женька, – говорят восхищенные подруги.
Сами-то они прикрылись шайками и лейками. Ей пришлось сложнее. Пройти в чем была по всей советской бане и советским экранам… В день юбилея многие СМИ наверняка назовут ее “секс-символом”. Но это будет пошло, мелко и избито. Все так, как совершенно не подходит к Ольге, девочке из оренбуржья, из исконно русской семьи, в которой на много поколений обозначилась линия священников.
“Она принадлежит поколению с прививкой благородства, носителям настоящего русского характера. Таким актрисам надо кланяться в ноги и благодарить за то, что они сохранили в себе ту настоящую русскость, утрачиваемую нами сегодня”, – справедливо заметил критик Валентин Курбатов.
Строгая, но внимательная в беседе, мудрая, не злословящая относительно “террариума единомышленников” (как называют знающие люди театральный коллектив). Спрашиваешь, как будете отмечать юбилей – огорчается.
Мы помним ее, золотоволосую красавицу Женьку Комелькову из культового фильма Ростоцкого “А зори здесь тихие”. Знаменитый кадр в бане. Обнаженная Остроумова появляется в дверях
– Ну почему сегодня всех интересует, как ты живешь, какая у тебя квартира, что ты ешь, как ты ешь? В театре Моссовета я в день рождения играю “Римскую комедию”. Потом будут у меня и стол, и гости…Но не это важно. Правда, не это.
Спрашиваешь: а что тогда? Отвечает:
– А знаете, я поняла, как важно уметь радоваться маленьким вещам. Не ждать чего-то сверхъестественного, а любить то, что есть. Солнце взошло — это уже чудо. Живы любимые — это чудо. Если уметь радоваться, тогда от беды и от случайности, несчастья не упадешь. Выстоишь.
И вдруг, услышав вопрос о природе оптимизма, знаменитого остроумовского оптимизма, о котором знают все, кто хотя бы чуть-чуть знаком с ней – снова грустнеет. “Оптимизм мой, мусечка, на исходе. Совсем мало его осталось.Почему? Время такое. Какое? Идиотское.”
Кадр из фильма “Доживем до понедельника”
Странно слышать.
Очевидно, есть тому причины. И уход любимого режиссера Павла Хомского. И неопределенность в театре Моссовета, где долгое время служит актриса. И страх за судьбу русского психологического театра. Не раз, не раз (правда, не называя фамилий) она говорила, как не любит режиссерские выкрутасы, когда режиссер выпячивает себя, ради эпатажа, а не ради идеи… А может, разница во времени сказалась. Наш звонок пришелся, когда в Благовещенске стояла поздняя ночь.
– Я прилетела на фестиваль “Амурская осень” и, к моему удивлению, день рождения стали отмечать здесь. Это было приятно и неожиданно, – сказала она.
При полном аншлаге актриса провела творческий вечер. И даже пела любимую “Летят утки”. “Как-то с возрастом становишься ближе к людям, к народной песне”.
Она и сама такая: настоящая, народная. Не стесняется признаться:
“Ужасно боюсь этих всяких вечеров. Легче спектакль сыграть. Я там защищена режиссером, актером, костюмом… А здесь – как голая…”
Ей чужда публичность, повышенное внимание. Она часто говорит: “по мне – лучше бы меня просто не замечали” и приводит в пример Вертинского, мазавшего лицо белилами и добившегося полной неузнаваемости вне сцены. Потому, наверное, лучшей работой считает не Женьку в “Зорях”, а, например, рвущую душу Анфису из спектакля “Вдовий пароход” или Василисы из “Василия и Василисы”, по рассказу Валентина Распутина.
Сцену, в которой Василиса, ловко орудуя ухватом обезвреживает пьяницу-мужа, пригвоздив его к полу, крутят на экранах ТВ часто.
А вот сам фильм – жемчужина нашего кинематографа – прошел в восьмидесятые тихо и незаметно. Лента поднимает популярную нынче проблему домашнего насилия. Но дает немодный сегодня ответ. Правозащитники бы взвыли.
Кто видел – понимает: Остроумова совершила подвиг. Совсем молодая – едва за тридцать – сыграла всю жизнь русской женщины. От 17 до семидесяти лет. И не просто сыграла, потому что игры в фильме и не было. Раскрыла невероятной силы русский характер. Сложный, непонятный, настоящий, да еще воплощенный Распутиным. Чтобы понять русскую женщину, японская переводчица Распутина приняла христианство… Стоит ли сомневаться; роль удалась Остроумовой по праву происхождения и той самой прививки, о которой говорил Курбатов.
Когда-то, как вспоминает Остроумова, история Василисы не давала покоя.
– Я ложилась спать – и мне снились сны про Василису. Я готовила еду – и думала о Василисе. И в итоге поняла. Простить, даже самый чудовищный проступок – всегда выше, чем не простить.
Почти библейская история о прощении удивительным образом аукнулась в жизни самой Остроумовой, когда ей пришлось прощать мужа. Не за домашнее насилие, а за измену.
Критик Лев Аннинский сказал: у нашего поколения “спасенышей”, детей, родившихся в войну и послевоенные годы – особое ощущение судьбы. Ты не понимаешь умом, но чувствуешь ее руку, чувствуешь, что так надо.
Кадр из фильма “Варвары”
Можно себе представить, как ошарашила родителей, когда из Куйбышева, (куда переехала семья), без связей, знакомств и перспектив, отправилась поступать в ГИТИС. Долгое время она и сама не понимала до конца смысл поступка. Сомнений прибавляло и то, что голос не соответствует внешности (слишком высокий, чтобы исправить несоответствие, актриса даже начала курить). Но даже после успеха – “Доживем до понедельника” и “А зори здесь тихие” – продолжала сомневаться.
Всякий раз вздрагивала и удивлялась, когда ее, уже сыгравшую в знаменитых лентах, узнавали на улицах. “Неужели меня знают”.
Рассеять сомнение помогла поэзия.
Уже на излете Советского Союза актрисе предложили прочесть со сцены Кремлевского дворца съездов стихотворение.
– Что-то менялось. Обычно актеры читали стихи советских авторов, которых выбирали за них. Читали под фонограмму. Видимо, руководство боялось, вдруг скажут что-то не то… А мне сказали: “читайте, что угодно”. Я поняла: Цветаеву.
Так вершится справедливость.
Именно тогда она, может быть, впервые поняла, что все было не зря. Поняла, зачем выбрала эту профессию.
– Читая Цветаеву, я почувствовала себя колесиком в нескончаемой жизни русской культуры. Ее стихи прозвучали моими связками в Кремле, в первый раз…
Слышно, как улыбается в трубку. Кстати, она до сих пор считает книгу – лучшим подарком.
– Папа очень любил читать и на свою скромную учительскую зарплату собрал замечательную библиотеку. А в конце жизни – сам смастерил, переплел четыре экземпляра книги, автобиографии и раздал детям. Эту папину книгу я очень берегу.
Призналась, что писать автобиографию не торопится. Время еще не пришло. Пока – предпочитает читать мемуарную литературу. Недавно, к примеру, открыла для себя мемуары актера Анатолия Адоскина.
Когда-то в разгар русско-грузинского конфликта, по ее инициативе в театре поставили пьесу “Я, бабушка, Илико и Илларион, в которой Остроумова сыграла бабушку Ольгу. В одном из интервью заметила: играть красавиц надоело. Хочу сыграть “мощную старуху”.
Кажется, сын,Михаил Левитин, решил исполнить это желание.
– В театре Моссовета будем играть спектакль по роману Грэма Грина “Путешествие с тетушкой”. Я – тетушка. репетиции вот-вот начнутся. Но больше, пожалуй ничего не скажу. Сами все увидите. Есть ли, что еще пожелать себе? Конечно, есть. Хочу учиться новому, хочу быть понятой, постоянно играть. И еще – чтобы был мир. Я надеюсь. Я верю, что жизнь -это великое , неостановимое чудо.
ДОСЛОВНО
Михаил Левитин, сын Ольги Остроумовой:
«Дорогая мама, не могу даже передать, что ты значишь для всех нас»
Я сейчас говорю и за твоих детей, и за внуков, которых, нашими стараниями, у тебя все больше, и за Валентина Гафта, конечно. Желаю тебе счастья, спокойствия, хотя нет, спокойствия не получится. Просто постарайся перестать все за всех делать. И чтобы ты поняла, что не все в твоих силах. Тогда ты, может быть, станешь счастливее и веселее. Я тебя очень люблю. Тебя все любят.
Кстати, пользуясь случаем приглашаю 9 октября на мамин творческий вечер в театре Маяковского он называется “Юбилей поневоле”. Приходите, а какие цветы маме дарить – я не знаю. Она у нас сторонится торжеств.
Продолжаю рассказ о знаменитых актрисах – признанных красавицах советского кино. Сегодня – о той, которой ничего не нужно доказывать. Ее работы – те самые крупицы, из которых и состоит Золотой фонд нашего кино. Она по сей день востребована в профессии.
Ольга Остроумова
Ольга Остроумова. Коллаж (кадры для иллюстрации, источник: kinopoisk.ru)
Год рождения – 1947
Место рождения – Бугуруслан
Родители – отец работал учителем, мать – домохозяйка
Замужем (третий брак), супруг – актер Валентин Гафт (первый брак – сокурсник Борис Аннабердыев , второй– режисер Михаил Левитин)
Дети от второго брака – дочь Ольга Левитина (актриса) и сын Михаил Левитин (режиссер, продюсер).
Ольга Остроумова признается, что не очень верит, когда ее называют красавицей. Не думаю, что это кокетство. Воспитание в семье, где дед был священником, папа учителем, а мама справлялась не только с хозяйством, но и с четырьмя детьми, наверняка способствовало формированию личной скромности.
О том, что в семье детей уважали, говорит тот факт, что решение Ольги стать актрисой приняли без возражений. В 1966 году она приехала в Москву и поступила в ГИТИС.
Успех в кино пришел к Остроумовой с первой же роли.Конечно, ведь картина “Доживем до понедельника” (1968) Станислава Ростоцкого и сегодня интересна. А тогда это было просто новое слово в понимании того, каким должно быть воспитание в школе, да и не только. Роль Риты Черкасовой – первой красавицы класса, принесла Остроумовой известность не только среди зрителей, но и режиссеров.
Ольга Остроумова в фильме “Доживем до понедельника”. Скриншот кадра для иллюстрации
Особо значимой ролью, в которой красота и талант актрисы соединились в какую-то невероятную силу, стала Женя Комелькова в картине “…А зори здесь тихие” (1972). Эту роль Остроумовой снова доверил Станислав Ростоцкий, по сути ее “крестный отец” в кинематографе (смотрите фото в карусельке).
Ольга Остроумова в фильме “…А зори здесь тихие”. Скриншот кадра для иллюстрации
Ольга Остроумова в фильме “…А зори здесь тихие”. Скриншот кадра для иллюстрации
Ольга Остроумова в фильме “…А зори здесь тихие”. Скриншот кадра для иллюстрации
После этой картины девочки-актрисы стали настоящими звездами советского кино. Ольга Остроумова с юмором относится к этому статусу. И действительно, атрибутов “звездной” жизни у многих популярных красавиц в то время не было. Разве что сама популярность. В передаче “Кумиры” (2005) с Остроумовой рассказывается, что проблемой было даже найти соответствующий наряд, когда нужно было ехать с картиной “…А зори здесь тихие” на Венецианский кинофестиваль.
Женя Комелькова – одна из самых ярких ролей Остроумовой. Но есть и другие интересные, неожиданные, разные образы, которые она создала. На хороших режиссеров и фильмы ей везло. Вернее, режиссеры ценили потенциал актрисы и доверяли ей замечательные, сложные роли (смотрите фото в карусельке).
Ольга Остроумова в фильме “Любовь земная”. Скриншот кадра для иллюстрации
Ольга Остроумова в фильме “Любовь земная”. Скриншот кадра для иллюстрации
Ольга Остроумова в фильме “Любовь земная”. Скриншот кадра для иллюстрации
Ольга Остроумова в фильме “Любовь земная”. Скриншот кадра для иллюстрации
Драматическая роль Мани Поливановой, собирающей “горькую ягоду” своей любви, в эпопее “Любовь Земная” (1975) и “Судьба” (1977). Ироничная профессорская дочка в рязановском “Гараже” (1979). Красавица Женя, скрывающая за бравадой мечту о женском счастье в фильме “Не было печали” (1983).
У Остроумовой много ролей, где ее красота вообще не определяет образ. Она, например снялась в одном из первых российских триллеров (и нужно отметить, не уступающим по сюжету и актерскому составу современным). В “Змеином источнике” (1997) ее героиня – властная, жесткая и похотливая директриса провинциальной школы. Актрисе удается почти весь фильм удерживать на себе внимание как на потенциальном маньяке.
Ольга Остроумова в фильме “Василий и Василиса”. Коллаж (скриншот кадров для иллюстрации)
В фильме “Василий и Василиса” (1981) Остроумова потрясающе сыграла вроде бы рядовую жизненную историю супружеских отношений “от любви до ненависти”. У актрисы получился глубокий, неоднозначный образ Василисы. За время картины жалеешь, восхищаешься Василисой, удивляешься, а иногда и сердишься на героиню.
Отдельно хочется сказать о “сериальной истории” Остроумовой. И здесь интересные роли в достойных, а порой этапных для российского кино, телесериалах: “Женщины, которым повезло” (1989), “По ту сторону волков” (2002), “Бедная Настя” (2003-2004), “Не родись красивой” (2005-2006).
Ольга Остроумова в фильме “Ван Гоги” (2018). Кадр для иллюстрации, источник: kinopoisk.ru
По сей день актриса активно работает, снимаясь в фильмах и сериалах, выступая на сцене театра Моссовета. Один из спектаклей текущего репертуара Остроумовой – “Путешествие с тетушкой”. Режиссер – Михаил Левитин младший, сын актрисы.
Ольга Остроумова и Михаил Левитин младший в декорациях спектакля “Путешествие с тетушкой”. Коллаж (скриншоты кадров для иллюстрации)
Дочь – Ольга Левитина, актриса Московского Театра «Эрмитаж», иногда снимается в кино и сериалах.
Ольга Остроумова и Ольга Левитина. Фото для иллюстрации, источник: infodays.ru
Ольга Остроумова признается, что очень любит внуков, даже когда от них устает. Как говорит актриса: “Они мне очень нравятся, поэтому я их люблю”.
Актриса счастлива в третьем браке. Нынешний супруг, Валентин Гафт говорит, что с Ольгой, которую он называет “божьим человеком”, сам за прожитые годы стал лучше.
Ольга Остроумова и Валентин Гафт. Фото для иллюстрации, источник: kino-teatr.ru
Бывший супруг Ольги Остроумовой – Михаил Левитин, тоже отзывается о бывшей жене как хорошем и настоящем человеке. В программе Татьяны Устиновой “Мой герой”(2019) Остроумова поделилась своими мыслями о том, как важно, чтобы в человека были вложены духовные принципы. Она призналась, что ее воспитывают героини, которых она играет. И так было всегда.
Действительно, Ольга Остроумова – не только красивая и талантливая актриса, но духовно богатая личность. Ей есть чем делиться со зрителем. И в этом, мне кажется, секрет ее профессионального мастерства и человеческого обаяния.
Спасибо за внимание, друзья! За лайки отдельное спасибо!
Читайте на канале другие обзоры и рассказы о замечательных актерах по ссылкам:
Обожаемые красавицы советского кино. Что есть красота?
Облачный атлас. “И каждый проступок, как и каждое доброе дело, рождают новое будущее”
Подписывайтесь на канал, будем обмениваться впечатлениями. Мне интересно ваше мнение!
#кино #советские актрисы #советское кино #российское кино #обзоры фильмов