Ольга остроумова 2017
Автор:
22 сентября 2017 10:42
В честь юбилея народной артистки вспоминаем ее самые яркие появления на экране и рассказываем о творческих планах актрисы
Ольга Остроумова — не просто актриса и даже не просто жена Валентина Гафта. Мы помним ее как золотоволосую красавицу Женьку Комелькову из культового фильма Станислава Ростоцкого «А зори здесь тихие». В день юбилея многие СМИ наверняка назовут ее секс-символом. Но это определение ей, конечно, совершенно не подходит. Как справедливо заметил критик Валентин Курбатов, «она принадлежит поколению с прививкой благородства, носителям настоящего русского характера. Таким актрисам надо кланяться в ноги и благодарить за то, что они сохранили в себе ту настоящую русскость, утрачиваемую нами сегодня».
Строгая, но внимательная в беседе, мудрая, не злословящая относительно «террариума единомышленников» (как называют знающие люди театральный коллектив). Спрашиваешь, как будете отмечать юбилей, — огорчается.
Ну почему сегодня всех интересует, как ты живешь, какая у тебя квартира, что ты ешь, как ты ешь? В Театре Моссовета я в день рождения играю «Римскую комедию». Потом будут у меня и стол, и гости… Но не это важно. Правда, не это.
На вопрос: «А что тогда?» — отвечает:
— Я поняла, как важно уметь радоваться маленьким вещам. Не ждать чего-то сверхъестественного, а любить то, что есть. Солнце взошло — это уже чудо. Живы любимые — это чудо. Если уметь радоваться, тогда от беды и от случайности, несчастья не упадешь. Выстоишь.
И вдруг, услышав вопрос о природе знаменитого остроумовского оптимизма, о котором знают все, кто хотя бы чуть-чуть знаком с ней, — снова грустнеет: «Оптимизм мой, мусечка, на исходе. Совсем мало его осталось. Почему? Время такое. Какое? Идиотское».
Странно слышать. Очевидно, есть тому причины. И уход любимого режиссера Павла Хомского. И неопределенность в Театре Моссовета, где долгое время служит актриса. И страх за судьбу русского психологического театра. Не раз (правда, не называя фамилий) она говорила, как не любит режиссерские выкрутасы, когда режиссер выпячивает себя ради эпатажа, а не ради идеи.
Сейчас актриса находится в Благовещенске, где проходит фестиваль кино и театра «Амурская осень». При полном аншлаге актриса провела творческий вечер. И даже пела любимую «Летят утки»: «Как-то с возрастом становишься ближе к людям, к народной песне».
Она и сама такая: настоящая, народная. Не стесняется признаться:
Ужасно боюсь этих всяких вечеров. Легче спектакль сыграть. Я там защищена режиссером, актером, костюмом… А здесь — как голая…
Ей чужда публичность, повышенное внимание. Она часто говорит: «По мне — лучше бы меня просто не замечали» — и приводит в пример Вертинского, мазавшего лицо белилами и добившегося полной неузнаваемости вне сцены. Потому, наверное, лучшей работой считает не Женьку в «Зорях…», а, например, рвущую душу Анфису из спектакля «Вдовий пароход» или Василису из «Василия и Василисы» по рассказу Валентина Распутина.
Сцену, в которой Василиса, ловко орудуя ухватом, обезвреживает пьяницу-мужа, пригвоздив его к полу, крутят на экранах ТВ часто. А вот сам фильм — жемчужина нашего кинематографа — прошел в 80-е тихо и незаметно. Лента поднимает популярную нынче проблему домашнего насилия, но дает немодный сегодня ответ. Правозащитники бы взвыли.
Источник:
Кто видел — понимает: Остроумова совершила подвиг. Совсем молодая — едва за 30 — сыграла всю жизнь русской женщины от 17 до 70 лет. И не просто сыграла, потому что игры в фильме и не было, а раскрыла невероятной силы русский характер: сложный, непонятный, настоящий, да еще воплощенный Распутиным. Чтобы понять русскую женщину, японская переводчица Распутина приняла христианство… Стоит ли сомневаться — роль удалась Остроумовой по праву происхождения и той самой прививки, о которой говорил Курбатов.
Когда-то, как вспоминает Остроумова, история Василисы не давала покоя.
Я ложилась спать, и мне снились сны про Василису. Я готовила еду и думала о Василисе. И в итоге поняла. Простить даже самый чудовищный проступок — всегда выше, чем не простить.
Критик Лев Аннинский сказал: «У нашего поколения “спасенышей”, детей, родившихся в войну и послевоенные годы, — особое ощущение судьбы. Ты не понимаешь умом, но чувствуешь ее руку, чувствуешь, что так надо».
Можно себе представить, как она ошарашила родителей, когда из Куйбышева (куда переехала семья), без связей, знакомств и перспектив отправилась поступать в ГИТИС. Долгое время она и сама не понимала до конца смысл поступка. Сомнений прибавляло и то, что голос не соответствует внешности (слишком высокий, и, чтобы исправить несоответствие, актриса даже начала курить). Но даже после успеха в «Доживем до понедельника» и «А зори здесь тихие» продолжала сомневаться. Всякий раз вздрагивала и удивлялась, когда ее, уже сыгравшую в знаменитых лентах, узнавали на улицах: «Неужели меня знают?»
В одном из интервью Остроумова как-то заметила:
Источник:
Ссылки по теме:
Понравился пост? Поддержи Фишки, нажми:
Российская актриса театра и кино Ольга Михайловна Остроумова родилась 21 сентября 1947 года в городе Бугуруслане Оренбургской области.
В 1970 году окончила ГИТИС (мастерская Варвары Вронской).
В 1970-1973 году она была актрисой Московского театра юного зрителя. Остроумова играла в спектаклях “Мужчина семнадцати лет” (Варя), “Поздняя любовь” (Лебядкина), “Тень” (Юлия Джули).
В 1973-1983 годах Остроумова играла в Драматическом театре на Малой Бронной, где была занята в постановках “Варвары” (Лидия), “Волки и овцы” (Глафира), “Лунин, или смерть Жака” (Она), “Веранда в лесу” (Лида), “Лето и дым” (Роза Гонсалес).
В 1977 году была занята в спектакле “Здравствуйте, господин де Мопассан” в театре “Эрмитаж”.
С 1983 года Ольга Остроумова работает в театре имени Моссовета. Актриса играла в спектаклях “Живой труп” (Елизавета Протасова), “Вдовий пароход” (Анфиса), “Орнифль, или Сквозной ветерок” (Ариана), “Завтрак с неизвестными” (Маша), “У врат царства” (Элина Карено), “Мадам Бовари” (Эмма Бовари), “Вишневый сад” (Раневская), “Учитель танцев” (Фелисьяна), “Не будите мадам” (Роза), “Белая гвардия” (Елена Тальберг), “Я, бабушка, Илико и Илларион” (Бабушка) и др.
В текущем репертуаре театра Остроумова занята в спектакле “Римская комедия”, где исполняет роль Мессалины.
В планах театра — постановка спектакля “Путешествие с тетушкой” по мотивам одноименного романа Грэма Грина с Ольгой Остроумовой в главной роли. Режиссером-постановщиком выступит сын актрисы — Михаил Левитин-младший.
В кино Остроумова дебютировала в 1968 году в роли Риты Черкасовой в фильме режиссера Станислава Ростоцкого “Доживем до понедельника”.
Популярность ей принесла роль Жени Комельковой в картине Ростоцкого “А зори здесь тихие” (1972).
Большой успех сопутствовал актрисе в фильме-дилогии “Любовь земная” (1975) и “Судьба” (1978), снятой Евгением Матвеевым. За исполнение одной из главных ролей она была удостоена Золотой медали имени Александра Довженко и Государственной премии СССР.
Творческой удачей в кино Ольга Остроумова считает роль Василисы в фильме “Василий и Василиса” (1981).
Актриса снималась в картинах “Гараж” (1979), “Мелочи жизни” (1980), “Тихие троечники” (1980), “Сестра моя Люся” (1985), “Прощальные гастроли” (1992), “Не валяй дурака” (1997), “Змеиный источник” (1997) и др.
В 2000-х годах она сыграла роли в картинах и сериалах “По ту сторону волков” (2002), “Дни ангела” (2003), “Желанная” (2003), “Бедная Настя” (2003-2004), “Не родись красивой” (2005-2006), “Большие девочки” (2006), “Капитанские дети” (2006), “Одна ночь любви” (2008), “Адмиралъ” (2009), “Ефросинья” (2012), “Бульварное Кольцо” (2013), “Папа для Софии” (2014) и др.
Одна из последних ее работ в кино — роль в фильме своего сына Михаила Левитина-младшего “Подлец” (2015).
Ольга Остроумова — народная артистка РФ (1993).
Лауреат Государственной премии СССР (1979), удостоена золотой медали имени Александра Довженко (1978).
Награждена орденами Почета (1998) и “За заслуги перед Отечеством” IV степени (2008).
В 2017 году она была удостоена Российской национальной актерской премии имени Андрея Миронова “Фигаро”.
Первым мужем актрисы был сокурсник по ГИТИСу Борис Аннабердыев, ставший впоследствии режиссером-кинодокументалистом “Туркменфильма”. Вторым мужем Ольги Остроумовой стал театральный режиссер и писатель Михаил Левитин, с которым артистка прожила 20 лет. В 1996 году она вышла замуж за известного актера Валентина Гафта.
От второго брака у Ольги Остроумовой двое детей — дочь Ольга и сын Михаил. Ольга Левитина — заслуженная артистка РФ, играет в театре “Эрмитаж”, Михаил Левитин-младший — режиссер театра “Эрмитаж”.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Ольга Остроумова стала звездой мгновенно, сыграв при этом далеко не главную роль. Осенью 1968 года на экраны страны вышел фильм «Доживем до понедельника». Тогда все старшеклассники, и не только, влюбились в актрису, сыгравшую роль Риты Черкасовой. Это был кинодебют студентки ГИТИСа Ольги Остроумовой.
Прекрасную дебютантку заметил и Валентин Гафт, восходящая звезда Театра на Малой Бронной. В нашем фильме Валентин Гафт расскажет, как воспринял молодую артистку и как развивался их роман. История их любви начинается именно с того момента…
Загадка Остроумовой в том, что, несмотря на любовь и признание зрителей, на множество наград, звездой она себя не считает и не хочет ею быть. Остроумова: «Я в жизни хочу быть человеком из публики. Правда. И когда были на фестивале в Венеции, там была ретроспектива Чаплина, и я тоже сидела на ступеньках в этом дворце кино с каким-то итальянским мальчишкой, и мы хлопали друг другу по коленям от счастья — и все». Она никогда не бегала за ролями, не обзванивала режиссеров. Она отказывалась от многих предложений, чтобы «сохранить свое актерское лицо», а также — и прежде всего — ради семьи, ради детей. И все-таки роли находили ее. Да еще какие!
К 1975 году Ольга Остроумова уже снялась в фильме «А зори здесь тихие» в роли Жени Комельковой и получила всеобщее признание. А в 1979 году на съемках фильма «Гараж» Эльдара Рязанова Остроумовой довелось работать в окружении звезд первой величины советского кино: Лия Ахеджакова, Ия Саввина, Светлана Немоляева и, конечно же, Валентин Гафт. Остроумова вспоминает, что они с Игорем Костолевским скромно прятались на съемочной площадке за чучелом бегемота. Молодым актерам (как они сами себя оценивали) Гафт к тому времени уже казался звездой самой первой из первых величин, сияющей на другом небосводе. Никакой искры между ним и актрисой тогда не пробежало. Валентин Гафт: «Мы не общались… Ни по роли, ни вообще».
К тому же Остроумова была замужем. А семья в ее системе ценностей всегда оставалась святой нерушимой твердыней. Как оказалось, и в его системе ценностей. Валентин Гафт: «Они были счастливы. Я ничего там не разбивал. Куда мне?»
В последнее время Остроумова почти не дает интервью. Но для нас сделала исключение и пригласила в гости. Мы встретились с Валентином Гафтом, ее третьим мужем. Хозяйка дома показала нам редкие фотографии из семейного архива. Он пополнялся благодаря папе будущей актрисы. Он был не только мастером на все руки, но и фотографом-любителем. Ольга Остроумова: «У меня папа был… настоящий мужчина. Понимаете? Все умел делать руками!»
Ольга Остроумова родилась и выросла в маленьком городе Бугуруслане, в Оренбургской области. «Мы жили в удивительной атмосфере доброты, внимания, ласки, — вспоминала Остроумова. — Эти воспоминания — чай на веранде, духовой оркестр, обязательные совместные завтраки, обеды, ужины за большим семейным столом — не раз согревали душу в трудную минуту». Дедушка был священником в третьем поколении. Его арестовали и сослали в лагеря на девять лет, а семья попала в разряд «неблагонадежных». Отовсюду, где поселялись Остроумовы, им предписывали обыкновенно выехать в 24 часа. Правда, это было задолго до рождения Ольги. Но даже такой поворот судьбы не изменил царившую в семье атмосферу добра – только больше сплотил. Понятие семьи стало главным в системе ценностей Ольги. Став актрисой и покорив зрителей красотой и талантом, она, тем не менее, не зазналась. В душе Ольга так и осталась простой девочкой, внучкой священника, дочерью школьного учителя физики и регента церковного хора.
У Остроумовой были прекрасные отношения с мужем — Михаилом Левитиным, режиссером театра «Эрмитаж». В семье росли дети, Ольга и Михаил. Парадокс: именно отношение к семейным ценностям, которое актриса вынесла из своих детских лет и которое хранила всю жизнь, привело к разводу с Левитиным. Инициатором стала Ольга Михайловна. «За безудержное стремление мужа к свободе» — так, в конце концов, я сформулировала официальную причину нашего развода. Судья не поняла, попросила уточнить. Я пояснила: «Он слишком любит свободу и все время мне декларирует, что он свободный человек, ему не нужна семья», — из интервью Ольги Остроумовой. Она действительно не принимала полутонов в человеческих отношениях.
Ольга смирилась с тем, что остается одна. Прошли годы после съемок «Гаража», в ее жизни снова появился Валентин Гафт. Теперь уже не на съемочной площадке. Валентин Иосифович в нашем фильме, рассказывая об их с Ольгой любви, читает свои стихи. Он известен своими язвительными эпиграммами, но на Ольгу Михайловну он никогда таких эпиграмм не писал. Для любимой женщины — только приятное.
Из своей семьи Остроумова вынесла еще один принцип: всепрощение. И если когда-то она слышать не хотела о своем бывшем муже Михаиле Левитине, то теперь она простила его. «Время притушило страсти, и сегодня мы существуем как одно семейство, в котором есть место для обоих атлантов — и для Валентина Иосифовича, и для Михаила Захаровича», — рассказывает дочь Остроумовой Ольга.
Дочь Остроумовой служит в театре «Эрмитаж» у отца, а отец Михаил напоминает сыну Михаилу, что он, кажется, давно не забегал к дедушке, Валентину Иосифовичу, поговорить с ним, справиться о здоровье. А сам Валентин Иосифович Гафт без ума от внуков и внучек. В нашем фильме мы впервые покажем Ольгу Остроумову с внуками.
Сын Остроумовой Михаил стал режиссером и недавно снял свой первый фильм, в котором занята вся семья: Ольга Остроумова и Ольга Левитина, ее дочь, а также Валентин Гафт. Фильм еще не вышел на экраны кинотеатров, но мы впервые покажем фрагменты.
Ольга Михайловна с безудержным энтузиазмом откликается на проблемы актеров, нуждающихся в помощи, и находит также время для того, чтобы участвовать в жюри Фестиваля театра малых городов России, который проходит под эгидой Театра наций и его руководителя Евгения Миронова.
Дочь Остроумовой говорит, что если бы ее мама не была актрисой, она была бы прорабом. Ольга Михайловна действительно идеальная хозяйка: может и утюг починить, и электрику, следит за порядком и всегда заботится о домашних. Эта черта характера у Ольги в маму. В заботах о детях, о Гафте, которого она в шутку называет своим самым трудным ребенком, Остроумова проводит огромное количество времени и тратит много сил. Причем делает это все молча, без суеты. А театр служит ей местом отдыха. Потому что именно там она может дать выход своим эмоциям. Именно на сцене зрители видят настоящую Остроумову, такую, какая она в душе. Возможно, в этом и есть секрет ее успеха и залог популярности.
Ольга Остроумова стала известной актрисой еще студенткой, сыграв в фильме “Доживем до понедельника”. Роль Жени Комельковой в легендарной картине “А зори здесь тихие” сделала ее звездой советского кино. Правда, несмотря на любовь и признание зрителей, звездой Ольга Михайловна себя не считает.
Биография
Российская актриса театра и кино Ольга Михайловна Остроумова родилась и выросла в маленьком городе Бугуруслане, в Оренбургской области. Ее дедушка был священником в третьем поколении. “Из-за того, что дедушка был священником, родителям пришлось нелегко. Маму с папой считали неблагонадежными. Их отовсюду могли выслать. И высылали. Например, они приезжают в Магнитогорск, устраиваются на работу. Спустя какое-то время приходят сотрудники органов и говорят, чтобы они уезжали, на сборы дают сутки”, – рассказывала Ольга Михайловна. Вспоминая свое детство, актриса говорит, что, несмотря на все трудности, семья жила “в удивительной атмосфере доброты, внимания, ласки. Эти воспоминания – чай на веранде, духовой оркестр, обязательные совместные завтраки, обеды, ужины за большим семейным столом – не раз согревали душу в трудную минуту”.
Желание стать артисткой пришло к Ольге в 10 лет. Именно тогда вместе с мамой и сестрами она попала на спектакль, в котором играла подруга матери. В душе девочки навсегда осталось то чувство невероятного праздника и необычайного волнения, которое она испытала тогда.
Планы дочери выучиться на актрису родители восприняли с большим удивлением, но возражать не стали. По окончании школы в 1966 году Ольга Остроумова отправилась в Москву и поступила в ГИТИС.
Театр
В 1970 году Ольга Остроумова стала актрисой Московского театра юного зрителя. Она играла в спектаклях “Мужчина семнадцати лет” (Варя), “Поздняя любовь” (Лебядкина), “Тень” (Юлия Джули).
В 1973-1983 годах она служила в Драматическом театре на Малой Бронной, где была занята в постановках “Варвары” (Лидия), “Волки и овцы” (Глафира), “Лунин, или смерть Жака” (Она), “Веранда в лесу” (Лида), “Лето и дым” (Роза Гонсалес).
В 1977 году была занята в спектакле “Здравствуйте, господин де Мопассан” в театре “Эрмитаж”.
С 1983 года Ольга Остроумова работает в театре имени Моссовета. Актриса играла в спектаклях “Живой труп” (Елизавета Протасова), “Вдовий пароход” (Анфиса), “Орнифль, или Сквозной ветерок” (Ариана), “Завтрак с неизвестными” (Маша), “У врат царства” (Элина Карено), “Мадам Бовари” (Эмма Бовари), “Вишневый сад” (Раневская), “Учитель танцев” (Фелисьяна), “Не будите мадам” (Роза), “Белая гвардия” (Елена Тальберг), “Я, бабушка, Илико и Илларион” (Бабушка) и др.
В текущем репертуаре театра Остроумова занята в спектакле “Римская комедия”, где исполняет роль Мессалины. Кроме того исполняет главную роль в постановке “Путешествие с тетушкой” по мотивам одноименного романа Грэма Грина. Режиссером-постановщиком стал сын актрисы – Михаил Левитин-младший.
Ольга Михайловна – член жюри Фестиваля театра малых городов России, который проходит под эгидой Театра наций и его руководителя Евгения Миронова.
Кино
В кино Ольга Михайловна дебютировала в 1968 году в роли Риты Черкасовой в фильме режиссера Станислава Ростоцкого “Доживем до понедельника”. Актриса сыграла самую красивую девушку в классе. Роль была не главная, но на молодую актрису обратили внимание и полюбили.
На пик успеха Ольгу Остроумову вынесла роль Жени Камельковой в драматическом военном фильме “А зори здесь тихие”. Это было в 1972 году.
Большой успех сопутствовал актрисе в фильме-дилогии “Любовь земная” (1975) и “Судьба” (1978), снятой Евгением Матвеевым. За исполнение одной из главных ролей она была удостоена Золотой медали имени Александра Довженко и Государственной премии СССР.
Творческой удачей в кино Ольга Остроумова считает роль Василисы в фильме “Василий и Василиса” (1981).
Актриса снималась в картинах “Гараж” (1979), “Мелочи жизни” (1980), “Тихие троечники” (1980), “Сестра моя Люся” (1985), “Очень верная жена” (1992), “Прощальные гастроли” (1992), “Не валяй дурака” (1997), “Змеиный источник” (1997) и др.
В 2000-х годах она сыграла роли в картинах и сериалах “По ту сторону волков” (2002), “Дни ангела” (2003), “Желанная” (2003), “Бедная Настя” (2004), “Не родись красивой” (2005-2006), “Большие девочки” (2006), “Капитанские дети” (2006), “Одна ночь любви” (2008), “Адмиралъ” (2009), “Морпехи”(2011), “Ефросинья” (2012), “Бульварное Кольцо” (2013), “Папа для Софии” (2014) и др.
Одна из последних ее работ в кино – роль в фильме своего сына Михаила Левитина-младшего “Подлец” (2015).
Личная жизнь
Первым мужем актрисы был сокурсник по ГИТИСу Борис Аннабердыев, ставший впоследствии режиссером-кинодокументалистом “Туркменфильма”. Вторым мужем Ольги Остроумовой стал театральный режиссер и писатель Михаил Левитин, с которым артистка прожила 20 лет. От этого брака у Ольги Остроумовой двое детей – дочь Ольга и сын Михаил. Ольга Левитина – заслуженная артистка России, играет в театре “Эрмитаж”. Сын Михаил Левитин-младший – режиссер.
В 1996 году она вышла замуж за известного актера Валентина Гафта. Вместе они уже больше двадцати лет. “Он великолепный артист, талантливейший человек”, – говорит Остроумова о муже Валентине Гафте.
Дочь Ольги утверждает, что если бы ее мама не была актрисой, она была бы прорабом. Ольга Михайловна действительно идеальная хозяйка: может и утюг починить, и электрику, следит за порядком и всегда заботится о домашних.
Звания и награды
- Народная артистка РФ (1993).
- Лауреат Государственной премии СССР (1979)
- Награждена золотой медалью имени Александра Довженко (1978).
- Награждена орденами Почета (1998) и “За заслуги перед Отечеством” IV степени (2008).
- В 2017 году она была удостоена Российской национальной актерской премии имени Андрея Миронова “Фигаро”.
- Награждена орденом Дружбы (2019)
По материалам сайтов: КиноПоиск, телеканала “Россия”, StarAndStar.ru, Кино-театр.ру, Википедия, РИА “Новости”, сайт театра Моссовета.
Фильмография: Актриса
- Подлец (2015)
- Папа для Софии (2014)
- Ефросинья. Таежная любовь (2012), сериал
- Морпехи (2011), сериал
- Адмиралъ (2009), сериал
- Серебряный век (2008)
- Одна ночь любви (2008)
- Карнавальная ночь-2, или 50 лет спустя (2007)
- Капитанские дети (2006), сериал
- Большие девочки (2006), сериал
- Не родись красивой (2005), сериал
- Я тебя люблю (2004), сериал
- Карусель (2004), сериал
- Женщины в игре без правил (2004), сериал
- Бедная Настя (2004), сериал
- Зачем тебе алиби? (2003), сериал
- Желанная (2003), сериал
- По ту сторону волков (2002), сериал
- Не валяй дурака… (1998)
- Змеиный источник (1997)
- Уснувший пассажир (1994)
- Очень верная жена (1992)
- Прощальные гастроли (1992)
- Очарованный странник (1990)
- Женщины, которым повезло (1989)
- Чаша терпения (1989)
- Башня (1987)
- Дни и годы Николая Батыгина (1987)
- Филер (1987)
- Время сыновей (1986)
- Я сделал все, что мог (1986)
- Сестра моя Люся (1985)
- Безумный день инженера Баркасова (1983)
- Не было печали (1982)
- Василий и Василиса (1981)
- Гараж (1979)
- Похищение “Савойи” (1979)
- Судьба (1977)
- Хомут для маркиза (1977)
- Мартин Иден (1976)
- “Сто грамм” для храбрости (1976)
- Любовь земная (1975)
- А зори здесь тихие (1972)
- Город первой любви (1970)
- Море в огне (1970)
- Доживем до понедельника (1968)