Ольга андровская личная жизнь дети
Что известно о такой артистке, как Ольга Андровская? Биография, творчество, карьера, личная жизнь актрисы – обо всем этом поговорим в представленной статье.
Ранние годы
Ольга Андровская (в девичестве Шульц) появилась на свет 21 июня 1898 года в Москве. Отец будущей актрисы, Николай, являлся успешным адвокатом. Мать, Мария Ригуле, была переселенкой из Франции, которая перебралась в Россию с целью преподавания иностранных языков.
В 1914-м Ольга Андровская, фото которой можно увидеть в статье, успешно окончила Московскую гимназию для девушек, получив золотую медаль за высокие достижения в учебе. Затем будущая актриса стала посещать медицинские курсы. В годы Первой мировой войны работала медсестрой в клинике, где занималась реабилитацией раненых солдат, что поступали с фронта.
Затем Ольга Андровская, по настоянию отца, занялась юриспруденцией. Однако профессия правозащитника не приносила девушке морального удовлетворения, хотя подобная деятельность в то время довольно неплохо оплачивалась. Параллельно наша героиня стала посещать курсы актерского мастерства, а позже начала принимать участие в любительских театральных постановках.
Актерский дебют
В 1918 году Ольга Андровская – актриса – вошла в труппу театра имени Корша. Здесь под покровительством ведущего преподавателя сценического мастерства Николая Радина началось становление ее профессиональной актерской карьеры. Молодая актриса по несколько раз в месяц появлялась на сцене, что позволило получить ей первую известность.
В 1924 году Ольга Андровская впервые ступила на сцену МХАТа. Решив наполнить актерскую труппу юными, талантливыми студентами, знаменитый постановщик Владимир Иванович Немирович-Данченко предложил актрисе сыграть роль Лизы в пьесе «Горе от ума», по мотивам произведения А. С. Грибоедова. Примечательно, что партнером молодой актрисы по спектаклю стал сам Константин Сергеевич Станиславский. Пьеса имела громкий успех. Андровская сумела органично вжиться в образ драматической героини, продемонстрировав режиссеру постановки, что способна отходить от своего привычного типажа комедийной артистки.
Развитие карьеры
Успешный дебют на сцене МХАТа способствовал появлению Ольги Андровской в целой череде спектаклей постановщика Немировича-Данченко. Молодой актрисе стали доставаться преимущественно главные роли. Однако артистка также не брезговала появляться перед аудиторией в образе второстепенных, довольно неприметных персонажей.
Хороший толчок развитию карьеры артистки дало участие в спектакле «Реклама» по мотивам одноименного произведения американского писателя Майкла Уоткинса. Именно сюжет этой пьесы в последующем лег в основу знаменитого бродвейского мюзикла «Чикаго».
После роли Рокси Харт в пьесе «Реклама» за Ольгой Андровской тут же закрепилась слава талантливой артистки комедийного амплуа. Однако, как показало время, актрисе были по плечу роли любого плана. Впрочем, многие театралы считают, что именно образ Рокси Харт послужил хорошим стартом для становления карьеры артистки.
Звездный час актрисы
Стремительное развитие театральной карьеры артистки произошло после участия в спектакле «Безумный день, или женитьба Фигаро» по произведению писателя П. Бомарше. Премьера постановки, в которой артистке досталась главная роль, состоялась в апреле 1927-го. Пьеса демонстрировалась на сцене все того же МХАТа. Постановка настолько пришлась по душе заядлым московским театралам, что ее регулярно показывали здесь вплоть до 1950 года. Естественно, неизменной исполнительницей роли центральной героини пьесы по имени Сюзанна все это время оставалась Ольга Андровская.
Участие в спектакле «Женитьба Фигаро» навсегда внесло имя актрисы в историю российского театра. Спектакль прославился благодаря новаторским идеям постановщика Константина Станиславского, ярким декорациям и шикарным костюмам, динамичным сценам, реализованным в формате карнавального представления. Однако основное внимание зрительской аудитории привлекала искрометная игра Ольги Андровской. Актриса безупречно справлялась с задачами, поставленными перед ней режиссером Станиславским. Артистка знала, что эпатажный постановщик любит актеров, способных добиваться легкости в поведении и произношении текста на сцене. Стоит заметить, что это ей удавалось делать с непринужденностью и изяществом.
Театральные работы артистки
За плечами Андровской участие в следующих театральных постановках:
- «Горе от ума»;
- «Вишневый сад»;
- «Реклама»;
- «Безумный день, или женитьба Фигаро»;
- «Унтиловск»;
- «Бронепоезд 14-69»;
- «Гроза»;
- «Любовь Яровая»;
- «Таланты и поклонники»;
- «Пиквикский клуб»;
- «Три сестры»;
- «Дни Турбиных»;
- «Идеальный муж»;
- «Школа злословия»;
- «Последние дни»;
- «Беспокойная страсть»;
- «Дворянское гнездо»;
- «Поздняя любовь»;
- «Залп Авроры»;
- «Чайка»;
- «Плоды просвещения»;
- «Возмездие»;
- «Село Степанчиково и его обитатели»;
- «Ревизор»;
- «Над Днепром»;
- «Осенний сад».
Съемки в кино
Ольга Андровская прославилась не только как талантливая театральная артистка, она также довольно успешно снималась в советском кино. Хотя фильмов на ее счету не так и много.
Впервые на широких экранах актриса появилась в киноленте «Медведь», что вышла в прокат в 1938 году. Фильм был хорошо воспринят аудиторией и получил целую массу положительных отзывов со стороны кинокритиков. Особенно зрителям пришлась по душе мастеровитая игра Андровской.
После успешного дебюта в кинематографе Ольга стала получать одно за другим предложения о съемках от авторитетных советских режиссеров. Параллельно актриса занималась обучением студентов сценическому мастерству в ГИТИСе. В 1963 году артистка удостоилась звания профессора.
Фильмография
В каких кинокартинах снялась Ольга Андровская? Фильмы с участием актрисы:
- «Медведь» (1938);
- «Человек в футляре» (1939);
- «Юбилей» (1944);
- «Школа злословия» (1952);
- «Накануне» (1959);
- «Соло для часов с боем» (1974).
Ольга Андровская: личная жизнь
В 1921 году знаменитая артистка связала жизнь с не менее известным актером Николаем Баталовым. Через несколько лет в семье появилась дочь, которую назвали Светланой.
В 1936-м супруг Ольги заболел простудой в ходе работы над съемками в кинокартине «Аэлита». Вскоре недуг перерос в туберкулез. Через год известный актер скоропостижно ушел из жизни. Актриса осталась одна с ребенком. Больше она никогда не выходила замуж.
Дочь Ольги – Светлана Андровская – пыталась повторить судьбу матери. Девушка стала театральной актрисой, а затем начала сниматься в кино. Однако громких успехов молодая артистка не добилась. В последующем Светлана вышла замуж за актера Петра Чернова и сосредоточилась на воспитании детей.
Интересные факты, последний аккорд
Последняя роль актрисы – пани Конти в “Соло для часов с боем” (1973). В спектакле она играла, будучи неизлечимо больной. Её партнёрами были представители старшего поколения МХАТа – А. Грибов, М. Яншин, М. Прудкин.
Знаменитый Алексей Баталов является племянником великой актрисы. Андровская – это псевдоним Ольги Николаевны, взятый в память о родном брате Андрее, скончавшемся от ран в 1924-м. Звания Народной артистки СССР она удостоилась в свой 50-летний юбилей. Любопытно: МХАТ и Андровская – ровесники.
Прославленная советская актриса Ольга Андровская ушла из жизни в 1975 году. В 1998-м творческая студия МХАТа организовала несколько памятных вечеров, посвященных жизни и творчеству выдающейся артистки. Мероприятия были приурочены к столетнему юбилею со дня рождения Андровской.
Напоследок стоит отметить: актерское мастерство знаменитой артистки было настолько одухотворено, что не могло вместиться в рамках драматического или комедийного жанра. Все, за что бралась Ольга Николаевна на сцене, приносило зрителю искреннюю радость и удовлетворение. Театр оставался для нее родным домом и надежной защитой от жизненных невзгод на протяжении всей жизни. Сценической деятельности актриса всецело посвящала себя до последнего вздоха.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 апреля 2020;
проверки требует 1 правка.
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Шульц.
О́льга Никола́евна Андро́вская (настоящая фамилия Шульц; 9 (21) июля 1898, Москва — 31 марта 1975, там же) — советская актриса театра и кино, педагог. Народная артистка СССР (1948). Лауреат Сталинской премии I степени (1952) и Государственной премии РСФСР им. К. С. Станиславского (1974).
Биография[править | править код]
Ранние годы[править | править код]
Ольга Шульц родилась 9 (21) июля 1898 год в Москве на улице Спиридоновке в семье Николая Михайловича Шульца — студента юридического факультета Московского университета, впоследствии адвоката русско-немецкого происхождения, — и француженки Марии Ригуле, приехавшей в Россию на заработки в качестве преподавателя французского. У неё также были два брата: Андрей и Борис[2].
В 1914 году с началом Первой мировой войны окончила с золотой медалью Московскую женскую гимназию Л. О. Вяземской и поступила на медицинские курсы. Год проработала в клинике, ухаживала за ранеными, поступающими с фронта. По настоянию отца в 1915 году поступила на Высшие женские юридические курсы В. А. Полторацкой. Во время учёбы участвовала в любительских спектаклях.
В 1918 году играла в спектакле в имении известной помещицы Наталии Козновой, и та отвела Ольгу к актрисе Малого театра Гликерии Федотовой, которая содействовала её поступлению в Театр Корша; Шульц была единственной в труппе без профессиональной подготовки (взяли «в порядке исключения»)[2]. Её наставником стал ведущий актёр театра Николай Радин. Премьеры проходили по нескольку раз в месяц, благодаря чему молодая актриса, не имевшая актёрского образования, получила первые уроки мастерства.
Первые успехи[править | править код]
В 1918—1919 годах параллельно работала в Драматической студии имени Ф. И. Шаляпина, где сыграла Флоретту в водевиле «Спичка между двух огней». Посмотрев его, руководители Второй студии МХТ Вахтанг Мчеделов и Николай Баталов зачислили её в труппу студии и одновременно в школу МХАТа, где Ольга исполнила несколько небольших ролей, наиболее заметной из которых стала роль Исабель в «Даме-невидимке» Педро Кальдерона.
В 1921 году Ольга Шульц и Николай Баталов поженились, а в 1924 году она взяла псевдоним Андровская в память о младшем брате Андрее, погибшем от ран, полученных в ходе Гражданской войны[2][3]:15.
С 1924 года Андровская служила во МХАТе. Пополняя труппу студийцами, Владимир Немирович-Данченко предложил актрисе для дебюта роль Лизы в спектакле «Горе от ума» Грибоедова, причём роль Фамусова исполнил сам Константин Станиславский, а в остальных ролях были заняты её сверстники: Клавдия Еланская (Софья), Ангелина Степанова (Софья), Юрий Завадский (Чацкий), Виктор Станицын (Молчалин). Премьера прошла успешно.
Андровская сумела отойти от привычного амплуа комедийной актрисы, на что обратил внимание Немирович-Данченко и помог ей разнообразить репертуар. Следующий большой успех пришёл с ролью Сюзанны в комедии «Безумный день, или женитьба Фигаро» Пьера Бомарше, где её партнёрами были Баталов (Фигаро) и Завадский (граф Альмавива). Премьера состоялась в апреле 1927 года. Спектакль шёл на сцене МХАТа до начала 1950-х годов, и Андровская была бессменной исполнительницей главной женской роли.
Следующим заметным этапом для актрисы стало исполнение роли Рокси Харт в спектакле по пьесе Морин Уоткинс «Реклама» (литературная основа знаменитого бродвейского мюзикла «Чикаго»). Два с половиной акта из трёх она не сходила со сцены, что во многом обеспечило успех спектакля.
Дальнейшая карьера[править | править код]
Во второй половине 1930-х годов резко ухудшилось здоровье её мужа Николая Баталова. После сильной простуды ещё в 1923 году на съёмках фильма «Аэлита» у него начал развиваться туберкулёз. В феврале 1935 года он в последний раз вышел на сцену в роли Фигаро, а 10 ноября 1937 года скончался после продолжительной болезни лёгких[2].
Больших ролей в этот период у актрисы не было. Она сыграла Смельскую в «Талантах и поклонниках» и Варвару в «Грозе» Александра Островского, с особым успехом передавала сложный характер Пановой в спектакле «Любовь Яровая» по пьесе Константина Тренёва. «Эта роль явилась одним из наиболее блестящих созданий артистки»[4]:95.
Фильм «Человек в футляре», 1939 год
В 1938 году дебютировала в кинематографе, исполнив роль помещицы Поповой в водевиле Исидора Анненского «Медведь» по Чехову. Через год вновь снялась с Михаилом Жаровым в фильме Анненского «Человек в футляре», также по рассказу Чехова, но здесь своей работой осталась недовольна.
Работала с молодёжью в Оперно-драматической студии К. С. Станиславского, исполнила роли Елены в спектакле «Дни Турбиных» по Михаилу Булгакову и леди Тизл в комедии «Школа злословия» Ричарда Шеридана, которую играла на сцене МХАТа свыше десяти лет. Специально для роли выучилась играть на арфе, а её партнер Михаил Яншин — на флейте. «Основная удача спектакля — исполнение ролей четы Тизл М. М. Яншиным и О. Н. Андровской»[4]:123.
К юбилею Пушкина МХАТ подготовил трагедию «Борис Годунов» с Андровской в роли Марины Мнишек. Спектакль был доведён до генеральной репетиции, но, несмотря на «великолепный актёрский ансамбль», выпущен не был из-за режиссёрских просчётов и неудачного оформления[4]:125.
Великая Отечественная война застала Андровскую в Минске. Начавшиеся 17 июня 1941 года гастроли МХАТа закончились уже 23 июня после того, как авиабомба попала в здание театра. По возвращении в Москву она заменила Аллу Тарасову в «Трёх сёстрах», исполнив роль Маши. В октябре 1941 года была эвакуирована вместе с театром в Саратов. В Москву вернулась в ноябре 1942 года
В 1943 году состоялись две премьеры с участием Андровской: «Последние дни», где она исполнила роль Воронцовой, и «Вишнёвый сад», где она сыграла Раневскую. В 1943 году снялась в роли Татьяны Алексеевны в короткометражном фильме «Юбилей» по мотивам Чехова.
После войны[править | править код]
В 1949 году с успехом сыграла роль богатой и коварной купчихи Лебёдкиной в «Поздней любви» по пьесе Островского.
В 1952 году спектакль «Школа злословия» с участием актрисы был экранизирован. Одновременно со съёмками готовила роль петербургской дамы Шатровой в спектакле «Залп Авроры» по пьесе Мануэля Большинцова и Михаила Чиаурели «Октябрь». Премьера состоялась в декабре 1952 года.
Период 1960-х годов не принёс Андровской творческого удовлетворения. Спектаклей с её участием шло немного («Чайка», «Над Днепром», «Бронепоезд 14—69», «Возмездие», «Ревизор»), к тому же некоторые из них были признаны неудачными и быстро сошли со сцены. Из письма к Татьяне Вечесловой от 8 марта 1960 года[5]:
Из письма к отцу от 4 января 1964 года[6]:
В 1959—1973 годах преподавала в ГИТИСе (профессор с 1963 года). Среди её учеников — Александр Аржиловский, Станислав Садальский, Михаил Филиппов, Нелли Пшённая, Ангелина Вовк, Владимир Коренев, Людмила Гарница, Лионелла Пырьева. В 1964 году выпустила курс со спектаклем «Слуга двух господ» по Карло Гольдони.
Поздние годы[править | править код]
Могила Андровской на Новодевичьем кладбище Москвы
До последних дней Андровская сохраняла творческую активность. 6 октября 1970 года состоялась премьера спектакля «Село Степанчиково и его обитатели» по Достоевскому с Андровской в роли генеральши Крахоткиной. В сентябре 1972 года она перенесла тяжёлую операцию, но почти сразу же после выхода из больницы самостоятельно начала готовить роль Турусиной в комедии Островского «На всякого мудреца довольно простоты», о которой давно мечтала. Сыграть её Андровской так и не довелось.
В 1973 году, уже будучи неизлечимо больной, с блеском сыграла роль пани Конти в прославленном спектакле «Соло для часов с боем» по пьесе Освальда Заградника в постановке Олега Ефремова[7]. В нём были заняты и другие старожилы МХАТа — Алексей Грибов, Виктор Станицын, Марк Прудкин, Михаил Яншин. Премьера состоялась 13 декабря 1973 года. Одновременно спектакль был экранизирован. Эта роль оказалась для неё последней.
Ольга Николаевна Андровская скончалась 31 марта 1975 года в Москве от рака. Похоронена на Новодевичьем кладбище (участок № 2) рядом с мужем.
Семья[править | править код]
- Муж — Николай Петрович Баталов (1899—1937), актёр театра и кино. Заслуженный артист РСФСР (1933).
- Дочь — Светлана Николаевна Баталова (1923—2011), актриса театра.
- Деверь — Владимир Петрович Баталов, (1902—1964), актёр театра и кино.
- Племянник — Алексей Владимирович Баталов (1928—2017, актёр театра и кино, кинорежиссёр. Народный артист СССР (1976).
Творчество[править | править код]
Роли в театре[править | править код]
Театр Корша (1918—1919)[править | править код]
- «Много шума из ничего» У. Шекспира — Маргарита
- «Мизантроп» Ж.-Б. Мольера — Беска
- «Смерть Дантона» Г. Бюхнера — Розалия
- «Рюи Блаз» В. Гюго — Паж
Драматическая студия им. Ф. И. Шаляпина (1918—1919)[править | править код]
- «Спичка между двух огней» Д. А. Мансфельда — Флоретта
Вторая студия МХТ (1919—1924)[править | править код]
- «Елизавета Петровна» Д. П. Смолина — Екатерина II
- «Дама-невидимка» П. Кальдерона — Исабель
МХАТ[править | править код]
Роли в кино[править | править код]
- 1938 — Медведь (короткометражный) — Елена Ивановна Попова
- 1939 — Человек в футляре — Варя
- 1944 — Юбилей — Татьяна Алексеевна
- 1952 — Школа злословия — леди Тизл
- 1959 — Накануне — Анна Васильевна Стахова
- 1974 — Соло для часов с боем (телеспектакль) — пани Конти
Озвучивание мультфильмов[править | править код]
- 1955 — Остров ошибок — Двойка
Звания и награды[править | править код]
- Заслуженная артистка РСФСР (1933)
- Народная артистка РСФСР (1938)
- Народная артистка СССР (1948) — в связи с 50-летием МХАТа
- Сталинская премия первой степени (1952) — за исполнение ролей на сцене МХАТа (вместе с К. Н. Еланской)
- Государственная премия РСФСР имени К. С. Станиславского (1974) — за высокое художественное исполнительское мастерство в спектакле «Соло для часов с боем» О. Заградника
- Три ордена Трудового Красного Знамени (03.05.1937, 1948, 20.07.1973)
- Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1946)
- Медаль «В память 800-летия Москвы» (1948)
- Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970)
Память[править | править код]
- Один из пассажирских лайнеров Дальневосточного морского пароходства носит имя Ольги Андровской.
- В 2006 году в издательстве «АСТ-Пресс Книга» вышла книга из серии «Выдающиеся мастера» об актрисе — «Ольга Андровская».
Примечания[править | править код]
Литература[править | править код]
- Андровская, Ольга Николаевна // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- Андровская О. Н. Исповедь актрисы: дневники, письма, воспоминания / ред., авт. коммент. В. А. Халиф ; под ред. Б. М. Поюровского. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2006. — 395 с. — (Выдающиеся мастера. Мемуары). — 3000 экз. — ISBN 5-462-00490-7.
- Очерки истории русского советского драматического театра. — М.: изд. АН СССР, 1960. — Т. 2. — 776 с. — 3000 экз.