Олег басилашвили биография личная жизнь семья жена фото
Биография Олега Басилашвили
Олег Басилашвили – один из столпов советского и российского театра и кинематографа, великий актер современности. Его роли не спутать ни с чьими другими. Бесконечно любимый зрителем Андрей Бузыкин из «Осеннего марафона». Интеллигентный Платон Рябинин из «Вокзала для двоих». Вызывающей мистический трепет Воланд из «Мастера и Маргариты». Его голос – проникновенный, запоминающийся, всегда узнаваемый, становился «голосом за кадром» десятки раз.
Обладатель множества регалий и наград. Народный артист Советского союза. Кавалер трех орденов «За заслуги перед Отечеством». Почетный гражданин Тбилиси и Санкт-Петербурга. В 2019 году Олег Валерианович отметил 85-летний юбилей.
Детство и семья
Родившегося осенью 1934 года в Москве мальчика родители назвали Олегом. Отец, Валериан Ношреванович Басилашвили, выходец из древнего грузинского рода, находился в должности директора Московского политехникума связи имени Вадима Подбельского, хотя в юности учился в Институте народов востока, а затем перевелся на этнографический факультет университета.
Там он встретил свою будущую жену, Ирину Сергеевну Ильинскую, лингвиста, ставшую доктором филологии и автором нескольких профильных книг, в числе которых словарь языка Пушкина. Мама Олега принимала участие в попытке реформирования синтаксиса и русского правописания. Актер вспоминал позже, что к работе привлекали и его, и бабушку, с которой они вместе заполняли сотни карточек.
На их кухне собирались сотрудники Ирины Сергеевны, которые тоже этим занимались. Курили, спорили, даже кричали. Несколько лет длилась работа, причем это был добровольный энтузиазм. После выхода в свет первого тома словаря (1956 год) в «Литературной газете» его раскритиковали в пух и прах, а у мамы Олега случился первый инфаркт.
Второй том мог и не появиться, если бы не Роман Якобсон, известный лингвист, приехавший в Советский Союз и выступивший на каком-то высоком совещании. Он поздравил передовую советскую науку с двумя великими завоеваниями: запуском первого искусственного спутника Земли и выходом первого тома словаря языка Пушкина. И отношение к работе Ирины Ильинской с товарищами изменилось.
Дедушка Олега со стороны матери, Сергей Ильинский, окончил Московскую духовную семинарию, но в священники не пошел, стал архитектором, по чьему проекту возвели храм святых мучеников Адриана и Наталии в Бабушкине.
Бабушка, властная и бескомпромиссная, была замечательной хозяйкой дома и центром семьи из шести человек – самого Олега, сводного брата Жоры, которого папа забрал с собой из Грузии, собственно папы, мамы, дедушки и бабушки. Мальчик очень любил ее, несмотря на наказание мокрым полотенцем за воровство. Зато, как говорит Басилашвили, на всю жизнь он запомнил, что воровать – грех.
Бабуля Ольга Николаевна – моя вторая мать. Она была совсем молодой, когда умер ее девятилетний сын, и всю нерастраченную любовь она перенесла на меня. Она понимала меня лучше всех, повторяя, что очень уж я стеснительный, трудно мне будет.
По словам актера, когда в 1941 году отец ушел на фронт, а его семья эвакуировалась во время Великой Отечественной войны в Тбилиси, самым страшным испытанием для мальчика стал голод. У него даже открылся туберкулез, который потом как-то залечили.
В 1943 году все, кроме Жоры, который пропал без вести на войне, вернулись в Москву. Семья вернулась в родные три комнаты на Покровке. Олега отдали в третий класс столичной школы, но мальчик, которому школьные предметы давались трудно, мечтал о театре:
«Я плохо учился в школе и ни на что другое не претендовал. Математика – гроб полный. И вот возник на моем пути Художественный театр, который меня обворожил тем, что ты попадал не в театр, не в помещение, где прекрасные актеры говорили чужими голосами чужие слова. А я увидел миры. Вот этим театр отличался. Мир «Синей птицы» Метерлинка: Вот мы не нашли синюю птицу, дети, может, вы вырастете и найдете ее и поможете вашей соседке?». До сих пор я это чувствую. «Три сестры» Немировича – тоже до сих пор. И мне захотелось туда, в тот мир. Не в тот, в котором я жил, – мир контор, военкоматов, жировок. И я готов был не быть актером, а мыть полы там. Я даже думал – вот какой я был странный человек! – думал: фашисты опять нападут на Москву, вот они будут приближаться к Художественному театру, а я лягу вот там, на крыше с пулеметом и буду его защищать. Причем ни к одному из других театров у меня не было такого отношения. В них не было нравственного клея, а во МХАТе это было главное».
Его желание стать актером было в штыки воспринято отцом, считавшим актерскую профессию недостойной мужчины. Басилашвили всю сознательную жизнь подспудно старался доказать ему, что это не так. Однажды Валериан Ношреванович пришел на спектакль с участием сына и после занавеса сказал ему, что был неправ. И это было самым важным признанием правильности пути.
Юность, МХАТ, первая семья и БДТ
Вопреки запретам папы, Басилашвили подал документы в Школу-студию любимого МХАТа и поступил туда с первого раза, на курс педагога Павла Массальского. Учебу Олег вспоминал как серьезный труд, никаких особенных студенческих историй о посиделках, вечеринках, привольной жизни.
С ним вместе учились Михаил Козаков, Виктор Сергачев, Евгений Евстигнеев, ставшие впоследствии знаменитыми актерами. Была в рядах его товарищей и первая красавица курса, талантливая ленинградка Татьяна Доронина. Влюбленность и страстный роман обернулись их свадьбой на третьем курсе. По воспоминаниям педагога Ивана Тарханова, торжество отпраздновали у него на квартире, скромно, даже без свадебного платья и обручальных колец. Шел 1955 год, а молодожены – комсомольцы до мозга костей.
Через год семья уехала в Сталинград, куда распределили Олега. Татьяне предложили остаться во МХАТе, но девушка уже была знакома с подвигом жен-декабристок и отказалась, чтобы быть вместе с мужем. Увы, на тот период пришелся эпизод, который впоследствии приведет к окончательному расставанию пары. О нем написала Доронина в своих воспоминаниях.
Олега пригласили сниматься в «Невесте» и сразу на главную роль, Андрея Андреевича. Он уехал на съемки, а вскоре молодая жена приехала навестить супруга, чтобы сообщить ему серьезную новость – она ждала ребенка. И застала неприглядную картину в комнате мужа – он выпивал с актрисой Татьяной Пилецкой, тоже снимавшейся в картине.
Утром Доронина собрала вещи и отправилась на станцию. В Волгограде, после мучительных размышлений, она сделала аборт, после которого больше не могла иметь детей. А женщина-хирург сказала, что у нее была двойня – мальчик и девочка.
Доронина окунулась в работу на провинциальной сцене, семья еще была, но это уже была совсем другая семья. Спустя три года, положенных к отработке, они переехали в Ленинград, где первое время жили у родителей Дорониной. Сначала вместе поступили в Театр имени Ленинского комсомола, а затем стали работать у Георгия Товстоногова в БДТ.
В 1963 году «простая девочка из рабочей семьи», как о ней рассказывал Басилашвили, подала на развод. Талантливая и востребованная в театре, она больше не видела смысла продолжать жить с мужем под одной крышей. Их брак продлился восемь лет, за это время Олег успел сняться еще в одном фильме («Горячая душа» 1959 года), но в театре долгое время у него не ладилось. Спустя годы Басилашвили скажет о режиссере и художественном руководителе:
Главным человеком, который повлиял на мою актерскую жизнь это Георгий Александрович Товстоногов. Он коллекционировал артистов, он, как хорошему вину, давал вызреть каждому желанию прорваться и сказать свое… Так было и со мной.
Актер играл какие-то бледные маленькие роли и собирался уходить из театра. Но режиссер, словно почувствовав его настрой, попросил его этого не делать, сказав всего лишь одну фразу: «Вы мне очень нужны». После этого у Басилашвили словно открылось второе дыхание. И репетиции стали проходить по-другому, он находил в ролях такие глубины с помощью Товстоногова, о которых раньше и не догадывался.
Вскоре зритель увидел прекрасные театральные работы актера, в числе которых Хлестаков в «Ревизоре» (спектакль о страхе, как его называет Басилашвили), Серпуховский в «Истории лошади», Басов в «Дачниках». Репетируя Войницкого из «Дяди Вани», актер поражался видению каждого персонажа режиссером и эту его работу критики назвали лучшей на тот период. Сам актер считает своей лучшей работой того времени образ простого человека в пьесе Василия Шукшина «Энергичные люди».
Зрелость, кинокарьера
Одновременно с подъемом творческого потенциала в театре, у актера появились первые значимые роли в кино. Арнольд Лахновский из многосерийного «Вечного зова» (режиссеры – Владимир Краснопольский и Валерий Усков) в исполнении Басилашвили должен был быть исключительно отрицательным персонажем. Но актер в корне не соглашался с такой односторонней трактовкой образа белого офицера и смягчил некоторые, особо лживые, по его мнению, эпизоды.
Следом он снялся у Никиты Михалкова в «Рабе любви» вместе с Еленой Соловей, Родионом Нахапетовым, Александром Калягиным и у Владимира Басова в «Днях Турбиных» с Андреем Мягковым, Василием Лановым, Андреем Ростоцким.
Но поистине знаменитым на весь Советский Союз Басилашвили стал после роли Самохвалова в картине Эльдара Рязанова «Служебный роман». Артисту летели тысячи гневных писем со всех концов страны, ведь он так достоверно сыграл подлеца!
Кто знает, каким был бы фильм «Ирония судьбы или с легким паром», если бы там снялся Олег Валерьянович? На него были сшиты костюмы, сыграны несколько эпизодов. Но в это время умер его отец, а труппа театра БДТ прощалась с безвременно ушедшим Ефимом Копеляном. Артист отказался от роли, зрителю осталась «на память» лишь его фотография, которую выбросил из окна герой Андрея Мягкова.
Самыми запоминающимися для актера стали съемки у Георгия Данелия в «Осеннем марафоне». Вместе с Евгением Леоновым, Натальей Гундаревой, Галиной Волчек, Мариной Нееловой был создан потрясающий по драматизму, юмору и ироничности фильм.
Басилашвили в своей автобиографичной книге «Неужели это я?! Господи…» так описывает своего героя и значимость роли:
Бузыкин мой, Андрей Павлович, – одна из самых дорогих мне ролей. Благодаря Георгию Николаевичу, с его помощью, а подчас и при его диктате пришлось мне посмотреть на себя со стороны, заглянуть себе в душу. Нет, не о любовном треугольнике идет речь, а о своем месте в жизни, о конформизме, свойственном каждому советскому человеку, об интеллигентном неумении сказать, когда необходимо «нет!» или, в противном случае «да!», о трагедии самоуничтожения, о невозможности измениться…
Далее были еще роли в кино, которые каждый раз поражали новизной и своеобразием, присущими только Басилашвили. Например, чтобы войти в образ сыщика для съемок у Семена Арановича в «Противостоянии», актер устроился стажером в уголовный розыск и на протяжении двух лет участвовал в разработках версий, наблюдал за ведением допросов.
У Эльдара Рязанова это «добрейшей души человек» граф Мерзляев («О бедном гусаре замолвите слово»), невинно осужденный и нашедший свою любовь музыкант Платон Рябинин («Вокзал для двоих»), нелепый бомж Федор Степанович, в седьмой раз решивший жениться («Небеса обетованные»), писатель Олег Горюнов («Предсказание»).
У Карена Шахназарова Басилашвили – отец Кати («Курьер»), писатель («Город Зеро»), граф Призоров («Сны»), Прохоров («Яды, или всемирная история отравлений»).
У Владимира Бортко актер – генерал Епанчин («Идиот»), Воланд («Мастер и Маргарита»). Что касается роли Воланда, блестяще воплощенную артистом на экране, сам он интерпретирует ее так:
По-моему, это вовсе не дьявол. Это какое-то создание, человек… Да, он живет уже тысячи лет. Именно поэтому Воланд изучил и узнал людей до последнего рубчика. Он время от времени появляется…проверить теорию Создателя о том, что со временем человек должен стать лучше…Так Воланд появляется в захваченной коммунистами Москве, чтобы убедиться, как это новое классовое учение повлияло на умы людей. И понимает – люди стали еще хуже, чем были до этого…Правда, иногда в их сердца прокрадывается милосердие. Только «квартирный вопрос» – советская власть – их немного испортил. Вот и все.
После Воланда Басилашвили снялся в нескольких нашумевших сериалах – «Ликвидации» Сергея Урсуляка, «Мареве» Константина Худякова, «Вербном воскресенье» Антона Сиверса, «Соньке – Золотой Ручке» и «Хуторянине» Виктора Мережко.
Запомнили почитатели таланта Басилашвили и его Георгия в комедийной мелодраме Карена Оганесяна, Резо Гигинеишвили, Романа Прыгунова «Без границ», где актер снялся в паре с блистательной Инной Чуриковой.
Личная жизнь Олега Басилашвили
Со второй женой, журналистом Галиной Мшанской, Олег Валерианович познакомился в 1961 году в Ленинграде. На телевидении снимался телеспектакль «Кюхля», где играл Басилашвили. Галина подбирала к нему музыкальное сопровождение. У обоих был опыт неудавшихся семей, долгое время они лишь присматривались друг к другу. Стеснительный Олег не решался подойти к понравившейся женщине, пока однажды его друг Сергей Юрский не скаламбурил, что у него есть «мшансы».
Актер стал наведываться в аппаратную, стал провожать Галину до дома. Любовь словно окрылила его, и когда из Москвы приехал отец, то заявил, глядя на экран телевизора, где появилась Мшанская, что собирается жениться именно на этой девушке и сейчас привезет ее знакомить с папой. Он на самом деле приехал на телевидение и остановился лишь потому, что любимая работала в прямом эфире. В тот период Басилашвили был еще не слишком востребованным и в театре и в кино и долго сомневался, что такая блестящая молодая женщина могла выбрать именно его. Но свадьба состоялась.
Супруги живут вместе в любви и уважении более пятидесяти лет. Галина Евгеньевна – шеф-редактор Санкт-Петербургского отделения ВГТРК. Их старшая дочь Ольга окончила экономический факультет театрального института, работает на телевидении. Младшая, Ксения, стала журналистом и работает на радиостанции «Эхо Москвы». К большой радости Олега Валериановича, старшая дочь подарила ему внучку Маринику (2009 г.р), а младшая внука Тимофея (2013 г.р).
Олег Басилашвили сейчас
Актер, «питерский москвич», живет в квартире на улице Бородинской и по-прежнему работает в БДТ, участвуя в спектаклях «Дядюшкин сон», «Лето одного года» и «Палачи». Премьера последнего состоялась в день 85-летия Олега Валериановича и была создана специально для этой даты.
В 2019 году на экраны вышел драматичный сериал «Не ждали», где Басилашвили как всегда блестяще сыграл роль главного героя, пожилого музыканта Кеши. Местный чиновник хочет отнять особняк старика, ради чего обманом кладет Иннокентия в психбольницу.
Сам народный артист СССР, всенародно любимый актер, подводя промежуточные итоги, так говорит о своей жизни и творческой карьере:
Благодарен за все: и за свою семью, которую очень люблю, и за ту жизнь, которую я прожил в БДТ. За моих друзей, которых многих уже нет в живых. И не только за артистов – за рабочих, гримеров. Все они мои друзья, в равной степени создатели наших спектаклей, моих ролей. Так что я за все благодарен.
Биография
Пожалуй, нет ни одного любителя советских фильмов, кто не знал бы Олега Басилашвили. Потрясающий актер воплотил образы, навеки запечатленные в истории кино. Это и Юрий Самохвалов из культового «Служебного романа», и Платон Рябинин из «Вокзала для двоих» Эльдара Рязанова, и, конечно, Воланд в «Мастере и Маргарите». А его служение на протяжении 60 лет в Большом драматическом театре — пример невероятной преданности профессии.
Детство и юность
Актер родился в 1934 году в Москве. Отец Валериан Ношреванович, грузин по национальности, директорствовал в политехникуме связи. Мама Ирина Сергеевна Ильинская — филолог, автор учебников по русскому языку. Главой семьи была бабушка Ольга Николаевна, женщина властная и сильная. Она влияла на воспитание внуков, в том числе и с помощью умеренных телесных наказаний.
Великая Отечественная война лишила Олега старшего брата Георгия. Капитан Басилашвили получил тяжелое ранение и умер в госпитале в Смоленской области. До 2017 года родственники считали его пропавшим без вести, пока актер не обратился за помощью к военному журналисту и в архивы. Вот только деревни, где шли бои, уже не существует. Не сохранилось и кладбище.
Олег Басилашвили в молодости и сейчас
В интервью артист рассказывал, что не испытывал от учебы радости, так как школьная система его угнетала. Мальчику плохо давались точные науки. Кроме того, еще в 10-м классе юный Басилашвили прослыл неблагонадежным, когда написал о произведении «Золотой теленок», запрещенном тогда в СССР, хвалебный отзыв. Уроки рисования в художественной академии тоже закончились трагикомичным эпизодом: Олега обвинили в подражании постимпрессионизму и выгнали.
Однако желание прикоснуться к миру искусства было сильнее, чем идеологические ограничения. Юноша обожал Художественный театр, ходил на каждый спектакль, участвовал в самодеятельности. В итоге рискнул подать заявление в Школу-студию МХАТ и поступил с первого раза. В числе одногруппников — Михаил Козаков, Владимир Любимов, Евгений Евстигнеев.
Фильмы
Не будет преувеличением сказать, что у Басилашвили счастливая творческая биография. В молодости он не отличался выдающимися внешними данными, за исключением высокого роста (181 см), играл преимущественно в эпизодах. Первой карьеру начала делать жена Татьяна Доронина. Олегу же пришлось ждать внимания режиссеров 10 лет. Все изменилось после ролей ученого-неудачника в пьесе «Еще раз про любовь» и короля Людовика XIV в булгаковском «Мольере».
Затем в его фильмографии появились картины, узнаваемые с первых минут и составляющие золотой фонд кинематографа, а рядом на съемочной площадке — знаменитые постановщики и звездные партнеры.
Актер снимался у Георгия Данелии, Эльдара Рязанова, Виктора Мережко, Александра Адабашьяна и Владимира Бортко. Сотрудничеством с ним могут похвастаться Анна Ковальчук, Сергей Безруков, Анатолий Руденко, Анна Чиповская и еще не один десяток представителей так называемого поколения миллениума.
Нынешняя молодежь и их родители наслаждаются «Служебным романом» с Алисой Фрейндлих и Андреем Мягковым, «Осенним марафоном» с Мариной Нееловой и Евгением Леоновым, «Вокзалом для двоих» с Людмилой Гурченко и Никитой Михалковым. И во всех этих картинах у Басилашвили главные роли.
В новом веке опыт мэтра тоже востребован. «Ликвидация», «Азазель», «Бандитский Петербург», «Вербное воскресенье» — в каждом фильме Олег Валерианович демонстрирует широту амплуа, глубину проработки образа. Его герои, если надо, доброжелательны и коварны, с чувством юмора и отрешены от мира, тверды в убеждениях и гибки в своем приспособленчестве.
Чтобы прочувствовать состояние персонажа, Басилашвили готов и в психиатрическую клинику наведаться, как это произошло с драмой «Не ждали».
В 2013-м труппа БДТ имени Товстоногова прочила актеру должность художественного руководителя, после того как прежний, Темур Чхеидзе, уехал в Тбилиси. Но Олег Валерианович по состоянию здоровья отказался. Принципиальность, честность, отношение мэтра сцены к делу проявилось в другой ипостаси — он избирался депутатом РСФСР, баллотировался в Государственную думу. Eму предлагали пост министра культуры, но эта самая культура перевесила политику.
Сейчас точка зрения Басилашвили по поводу происходящего в стране отличается от мнения большинства. Недаром в отличие от ряда коллег, попавших в «черные списки» украинских властей, имя народного артиста СССР внесено в списки «белые». Там значатся граждане, «которые не побоялись встать на сторону правды, справедливости и простой человеческой совести», пояснило Министерство культуры Украины.
По словам Владимира Бортко, противоположные взгляды не мешают Олегу Валериановичу находить точки соприкосновения с людьми, потому что понимание плохого и хорошего в искусстве одинаково независимо от иных предпочтений.
Личная жизнь
Счастье в личной жизни актер нашел не сразу. Первая супруга — сокурсница и коллега по сцене Татьяна Доронина. Молодые люди сыграли свадьбу, будучи студентами Школы-студии МХАТ, и прожили вместе 8 лет. Когда чувства охладели, мирно, без взаимных обид развелись, оставшись друзьями.
Доронина потом напишет книгу «Дневник актрисы», в которой расскажет о нерожденных двойняшках — мальчике и девочке.
Со второй женой Галиной Мшанской Олег вырастил двоих детей. На момент знакомства журналистка только-только рассталась с первым мужем. Басилашвили увидел ее во время прямого эфира, когда с другом Павлом Луспекаевым отдыхал за просмотром телевизора.
Два года они жили в гражданском браке, а затем расписались, в 2011-м отметили золотую свадьбу. Дочери Ольга и Ксения пошли по стопам матери. Старшая, взявшая фамилию Мшанская, по образованию экономист, работает на петербургском телевидении.
Ксения год проучилась на актерском факультете, потом перешла на филологический. Причем поступила как Ильинская, чтобы никто не догадался о родстве со знаменитостью. Младшая представительница семьи замужем за сотрудником корпорации «Роснано», трудится на радио и воспитывает сына Тимофея и дочь Маринику, внуков Басилашвили.
По словам Галины, ee супруг — домосед, свободное время предпочитает проводить на даче на Финском заливе.
Олег Басилашвили сейчас
В 2019-м Олег Валерианович отпраздновал 85-летие. В социальных сетях он не зарегистрирован. Однако пользователи «Инстаграма» опубликовали кадры из любимых картин с участием артиста, фотографии снабдили восторженными отзывами и добрыми пожеланиями.
Пышные торжества по случаю юбилеев Басилашвили перестал проводить в 60 лет. Лучшим подарком себе и зрителю он считает новую постановку или фильм. К этому дню вышла на экраны та самая социальная драма «Не ждали», роль в которой прописана специально для актера.
Олег Басилашвили в шоу “Вечерний Ургант”
В театре тоже премьера — спектакль «Палачи» об исполнителе смертных приговоров, оставшемся без работы, поскольку в стране отменили казни. Шесть лет Олег выбирал пьесу, а руководство БДТ терпеливо ждало, пока отыщется материал, в котором ведущему артисту будет комфортно. Рядом с мэтром дебютировал представитель молодого поколения труппы Алексей Фурманов.
Зритель может увидеть Басилашвили и в постановках «Лето одного года» и «Дядюшкин сон».
Фильмография
- 1964 – «Гранатовый браслет»
- 1966 – «Старшая сестра»
- 1977 – «Служебный роман»
- 1982 – «Вокзал для двоих»
- 1983 – «Вечный зов»
- 1991 – «Небеса обетованные»
- 1999 – «Что сказал покойник»
- 2002 – «Азазель»
- 2005 – «Мастер и Маргарита»
- 2007 – «Ликвидация»
- 2009 – «Вербное воскресенье»
- 2013 – «Хуторянин»
- 2019 – «Не ждали»