Нуриев биография личная жизнь

Нуриев биография личная жизнь thumbnail

Биография

Рудольф Нуреев – легендарный артист балета, который был востребован и на советской сцене, и за границей. Он считается самым знаменитым танцовщиком XX века, а техника Рудольфа и его прыжок – хрестоматийными. После парижских гастролей в 1961 году отказался возвращаться в Советский Союз, попросил политического убежища и стал одним из самых знаменитых беженцев в отечественной истории. После окончания танцевальной карьеры Нуреев пробовал себя и как хореограф, и как киноактер, а в последние годы был дирижером Парижской оперы.

Детство и юность

Несмотря на то, что в биографии Рудольфа Нуреева родным городом указан Иркутск, на самом деле он родился в поезде, который следовал во Владивосток, а на железнодорожной станции недалеко от Иркутска было только зафиксировано появление малыша на свет. Рудольф стал младшим ребенком в семье политрука Красной армии Хамета Фазлеевича, татарина по национальности, и его жены Фариды Аглиулловны. У звезды балета было три старшие сестры: Роза, Розида и Лидия.

Рудольф Нуреев в детстве и его мама Фарида Аглиулловна

Военное детство Нуреева прошло в эвакуации в Уфе. Уже с 5 лет мальчик начал проявляться интерес к танцу. Отец, вернувшийся с войны в звании майора, оказался недоволен выбором сына. Хамет поначалу старался привить Рудольфу любовь к мужским увлечениям – рыбалке и охоте, но мальчик проявлял к хобби отца равнодушие.

Тогда Нурееву-старшему приходилось доставать ремень. Наказания не отвадили Рудика от хореографии, и уже с 11 лет он выходил на сцену в числе участников ансамбля народного танца при Доме культуры. В 15 лет юноша уже начал пробовать свои силы в кордебалете Уфимского оперного театра, а через год стал полноправным членом труппы.

Рудольф Нуреев в молодости

В 1955 году, в 17 лет, Рудольф Нуреев отправляется в Ленинград, чтобы продолжить образование в хореографическом училище. Но он не учел, что в это учебное заведение принимают детей с 12 лет, поэтому по возрасту он сильно отставал от своих однокурсников, не находил с другими учениками общего языка и подвергался насмешкам. Из-за подобного отношения Нуреев не смог жить в общежитии, поэтому откликнулся на любезное приглашение своего наставника Александра Пушкина и поселился в его семье.

Хореографическое училище Рудольф окончил в 1958 году и сразу получил приглашение войти в труппу Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова, которое ему сделали по настоятельной просьбе прима-балерины Наталии Дудинской.

Балет

Первой партией, которую Рудольф Нуреев исполнил на профессиональном уровне, была роль Фрондосо в балете «Лауренсия». Позднее танцовщик участвовал в VII Всемирном фестивале молодежи и студентов в Вене, где был награжден золотой медалью. За 3 года Рудольф стал важным звеном в труппе, на него возлагались большие надежды. Он ездил на гастроли с театром в Болгарию, Восточную Германию и Египет, поэтому Нурееву без проблем выдали французскую визу, и он отправился выступать в Парижской опере.

Рудольф Нуреев в балете «Жизель»

Но после нескольких выступлений пришло требование КГБ снять молодого артиста балета со спектаклей и отправить назад в СССР. По официальной версии, тот «нарушил режим нахождения за границей». Но очевидцы считают, что в органах узнали о нетрадиционной ориентации Нуреева. Танцор решил не подчиняться, запросил во Франции политическое убежище и стал самым знаменитым «невозвращенцем» в истории Советского Союза, а на родине его ожидало тюремное заключение.

Побег танцовщика произвел эффект разорвавшейся бомбы, так как еще 2 месяца назад Советский Союз праздновал победу после первого полета человека в космос. Артист навсегда был внесен в списки предателей родины. Впрочем, через много лет, в 1985 году, ему позволили на трое суток въехать в страну, чтобы побывать на похоронах матери. При этом все люди, знавшие артиста в молодости, были предупреждены о строгом запрете общения с ним.

Рудольф Нуреев возле Парижского оперного театра

Ранее Нуреев совершал попытки связаться с родными, но был беспомощен перед «железным занавесом». Артист балета нашел выход. По его просьбе королева одного арабского государства, которая совершала визит в СССР, сумела включить в своей маршрут посещение Уфы. Здесь она передала письмо от Рудольфа его матери и выразила перед ней свое восхищение талантом сына. Этот интересный факт из жизни Нуреева впоследствии стал известен его поклонникам.

Во Франции Рудольф примкнул к труппе «Балет маркиза де Куэваса», но через полгода был вынужден покинуть страну, так как в политическом убежище ему было отказано. Зато навстречу талантливому артисту пошла Великобритания: Нуреев переезжает в Лондон и вместе с балериной Марго Фонтейн на сцене Королевского балета Ковент Гарден создает дуэт, до сих пор считающийся эталонным.

Рудольф Нуреев – «Лебединое озеро»

Позднее танцовщик стал премьером Венской оперы, вследствие чего получил австрийское гражданство. Но он не ограничивался выступлениями в одной конкретной стране. Нуреев работал очень усердно: в 60-е он давал по 200 спектаклей в год, а к 1975-му стал выходить на сцену более чем 300 раз, то есть почти ежедневно.

Слава танцовщика была оглушительной, на Западе он блистал не только на лучших балетных сценах, но и стал частью поп-культуры. Его фото и интервью регулярно попадали на обложки и страницы глянцевых изданий. Нуреев дружил с Элизабет Тейлор, принцессой Дианой, а Жаклин Кеннеди лично помогала танцору создавать интерьер его квартиры в Нью-Йорке. Рудольф не упускал возможности показать свое чувство юмора: он стал героем одного выпуска кукольного «Маппет-шоу», где состоялось его выступление со свинкой мисс Пигги под музыку из «Лебединого озера».

Рудольф Нуреев

Благодаря своей трудоспособности и известности Нуреев стал самым богатым артистом балета, накопив состояние в $ 80 млн. Список его недвижимости пополнялся с каждым годом: ему принадлежали роскошные апартаменты в Париже, Нью-Йорке, Лондоне, поместья в США, во Франции, Италии. Нуреев даже приобрел небольшой архипелаг, на одном из островов которого построил виллу с балетным классом и бассейном. Сделать это было непросто, так как на архипелаге отсутствовали пресная вода и электричество.

Читайте также:  Галина веневитинова биография личная жизнь

Фильмы и музыка

Еще в Советском Союзе Нуреев впервые снялся в фильме «Души исполненный полет», посвященном Всесоюзному смотру хореографических училищ. Позднее он был главным действующим лицом ряда фильмов-балетов, например, «Ромео и Джульетта», «Я — танцовщик», «Юноша и смерть». Но есть в биографии Рудольфа и две роли в художественном кинематографе. Он сыграл Рудольфа Валентино в биографической драме «Валентино» и Даниэля Джелина в мелодраме «На виду», где сотрудничал с юной Настасьей Кински.

Рудольф Нуреев в роли Рудольфа Валентино (кадр из фильма «Валентино»)Рудольф Нуреев в роли Рудольфа Валентино (кадр из фильма «Валентино»)

Также легенда балета известен как балетмейстер, сделавший собственные варианты классических спектаклей «Щелкунчик», «Дон Кихот», «Золушка», «Спящая красавица», «Лебединое озеро». Кроме того, Нуреев поставил оригинальные балеты «Танкреди» и «Манфред».

Когда в 80-х годах Рудольф возглавлял труппу парижской Гранд-опера, он стал продвигать все больше молодых исполнителей, часто игнорируя иерархию солистов, ведущих солистов и премьеров, что оказалось новаторством в мировой практике. В последние годы жизни мужчина уже не мог танцевать, но не захотел расставаться с театром и начал дирижировать оркестром. Причем в этом качестве даже был специально приглашен в Россию и на сцене Татарского оперного театра в Казани дирижировал балетами «Ромео и Джульетта» и «Щелкунчик».

Личная жизнь

Личная жизнь Рудольфа Нуреева оказалась связана с мужчинами: артист балета был открытым геем. Хотя некоторые его знакомые утверждают, что в юности у него были и романы с девушками. Сам танцор признавал, что дважды мог стать отцом, но его избранницы по разным причинам прерывали беременность.

Рудольф Нуреев и Марго ФонтейнРудольф Нуреев и Марго Фонтейн / Eric Koch, Википедия

Также Рудольфу приписывают романтические отношения с его партнершей, великой балериной Марго Фонтейн, которая была старше на 15 лет. Впрочем, сами танцовщики называли эту связь исключительно духовной и дружеской.

Когда балерина умирала от рака, Нуреев оплачивал все ее медицинские счета и однажды сказал, что если бы мог в свое время сделать Марго своей женой, то жизнь обоих сложилась бы удачнее. Впрочем, эти слова скорее говорят не о старом романе, а о нежелании расставаться с жизнью – Рудольф знал, что и сам умирает.

Embed from Getty ImagesРудольф Нуреев и Эрик Брун

В разное время у Нуреева, по слухам, были любовные отношения с такими звездами, как рок-музыканты Фредди Меркьюри и Мик Джаггер, модельер Ив Сен-Лоран и певец Элтон Джон. Но главной любовью в личной жизни Рудольфа оставался датский танцовщик Эрик Брун. Мужчины были вместе на протяжении 25 лет, вплоть до смерти Эрика в 1986 году. Отношения между ними складывались непросто, ведь по темпераменту русский и датчанин оказались чуть полными противоположностями.

Смерть

Еще в 1983-м в крови Рудольфа Нуреева был обнаружен вирус иммунодефицита. Болезнь развивалась, и через 10 лет, 6 января 1993 года, в пригороде Парижа великий танцовщик скончался от СПИДа.

Могила Рудольфа НурееваМогила Рудольфа Нуреева / Википедия

По его требованию тело было захоронено на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, а могила накрыта цветным персидским ковром.

Память

Несмотря на то, что артист балета отказался от гражданства СССР, на родине поклонники поняли его решение и продолжали ценить творчество Рудольфа. После кончины Нуреева его имя было присвоено Башкирскому хореографическому колледжу, улице в Уфе, а также открыт музей. Кроме того, в столице Татарстана проводится ежегодный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуреева, а в ноябре 2018 года в Казани был открыт памятник.

Памятник Рудольфу Нурееву в Казани

После смерти мэтра его персона получила вторую жизнь в искусстве. В память о нем были созданы документальные ленты «Рудольф Нуреев. Мятежный демон», «Рудольф Нуреев. Остров его мечты», в театре Романа Виктюка поставлен спектакль «Нездешний сад. Рудольф Нуреев», а в театре Сергея Янковского – постановка «Прыжок в свободу», в которой участвуют Илзе Лиепа и артисты балета.

Рэйф Файнс и Олег Ивенко (кадр из фильма «Белая ворона»)Рэйф Файнс и Олег Ивенко (кадр из фильма «Нуреев. Белый ворон»)

В 2018 году состоялась премьера драмы «Нуреев. Белый ворон» британского актера и режиссера Рэйфа Файнса, в которой сыграли артисты балета Олег Ивенко, Сергей Полунин, российские актеры Алексей Морозов, Чулпан Хаматова, Равшана Куркова, Анастасия Меськова. В 2019 году кинолента была представлена в российском прокате.

Источник

Биография Рудольфа Нуриева

Рудольф Хаметович Нуриев – блистательный артист балета, внесший неоценимый вклад в мировую культуру. Его виртуозные выступления – темперамент, особая пластика, эротизм, экспрессия, динамика, неистовый прыжок – сводили с ума поклонников и становились знаковыми событиями в истории искусства.

Воспитанник ленинградского балета был «невозвращенцем», «изменником родины», обладателем сложного характера, мультимиллионером, владельцем шикарных квартир, островов, предметов старины, объектом любви тысяч женщин, предпочитавшим в постели мужчин.

В 1964 в Венской опере после «Лебединого озера» его вызывали на сцену на бис 89 раз. Рекорд по сей день не побит.

Детство и юность

Родители будущего гения танца происходили из бедных крестьян. В крови Рудольфа есть татарские и башкирские корни. Мама, Фарида, была родом из Казанской губернии, отец, Хамет, – из Уфимской. Он сумел окончить медресе (мусульманскую церковную школу), вступил в партию, стал политруком и по роду деятельности часто переезжал из одной воинской части в другую.

В 1938 Хамет служил в Маньчжурии и вызвал беременную супругу с тремя дочерьми к себе. Долгожданный сын появился на свет 17 марта, в пути до нового места жительства, когда поезд проезжал мимо озера Байкал. Через полтора года, в связи с новым назначением главы семейства, Нуреевы (фамилия танцора первоначально писалась именно через Е) перебрались в Москву.

С началом войны отец ушел на фронт, а дети с матерью оказались в эвакуации в пригороде Уфы. Тогда Рудику пришлось узнать, что такое голод, холод и нищета. Они ютились вместе с двумя другими семьями в двенадцатиметровой комнатке.

Читайте также:  Мария киселева биография личная жизнь

Рудольф рос серьезным, чувствительным ребенком, любил слушать с сестрами по радио музыку, сидеть на пригорке возле железной дороги и смотреть на стремительно проносящиеся поезда. Летом, чтобы помочь матери, он продавал свежую холодную питьевую воду из бидончика, да старые газеты.

В 5 лет в жизни мальчика произошло знаковое событие, предопределившее его судьбу. Мама сводила его с сестрами в Уфимский оперный театр на балет «Журавлиная песнь». Увиденное стало для ребенка настоящим потрясением. Он пришел в восторг от атмосферы праздника, красивых хрустальных люстр, сверкавших при свете ламп, золотистого занавеса, представших в ярких нарядах артистов. С этого момента у него появилась мечта – танцевать.

Рудольф начал посещать занятия в детском фольклорном ансамбле, с удовольствием осваивать азы хореографического искусства, участвовать в концертах в госпиталях, близлежащих селах, на предприятиях. Все соседи и знакомые наперебой его хвалили и уверяли Фариду в таланте сына. Но вернувшийся с фронта отец считал увлечение танцем недостойным мужчины и хотел, чтобы сын стал инженером или врачом. Посмеивались над Рудиком и одноклассники, особенно когда он приходил на занятия в вещах старших сестер. Но вопреки воле отца и издевкам сверстников он продолжал заниматься балетом.

Когда мальчику исполнилось 11 лет, его педагогом стала бывшая участница знаменитой труппы Дягилева, Анна Удальцова, обратившая внимание на способности и поразительную целеустремленность молчаливого бедно одетого парнишки. Он не только усиленно занимался танцами, но и много читал (Хемингуэя, Драйзера, Золя), усердно учил французский язык, играл на фортепиано. В 15 лет он уже с успехом выступал на сцене уфимской оперы, а в 17 – отправился в город на Неве, чтобы поступить в хореографическое училище и развивать свой талант. Его приняли, несмотря на не совсем подходящий возраст, заверив, что его ждет либо блестящее будущее, либо большое разочарование.

Почти сразу новоиспеченный ученик оказался на грани отчисления из-за внезапно возникших неприязненных отношений с наставником, задевавшим его творческие побуждения. Тогда Нуриев показал свой характер и решился на достаточно дерзкий поступок – подал заявление о смене педагога. И ему пошли навстречу – перевели в старший класс Александра Ивановича Пушкина. С ним он отлично сработался и впоследствии практически жил в его семье – юноше было сложно ужиться в общежитии с 12-летними сокурсниками, считавшими его деревенщиной и великовозрастным невеждой. Но опытный педагог по достоинству оценил усердие, музыкальность и потенциал нового воспитанника.

Творческий путь

В 1958 Рудольф Нуриев окончил обучение и начал работать в одном из ведущих балетных коллективов страны – театре им. Кирова (ныне Мариинский). Его приглашали и на сцену Большого, но он отказался покидать Северную столицу.

Дебютировал талантливый выпускник в балете «Лауренсия» в партии отважного Фрондосо. За последующие три года он исполнил 14 партий в спектаклях «Баядерка», «Дон Кихот», «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и пр., завоевав сердца многочисленных поклонников высоким мастерством – мягким прыжком ночного хищника, стремительным вращением, драматической игрой, емкостью танца, оригинальным прочтением каждой партии.

В 1959, несмотря на независимый характер, Нуриева взяли на гастроли в Вену – австрийцы настояли на его прибытии в составе труппы. Спустя два года очередной выезд за границу стал поворотным в судьбе танцовщика. Кировский балет тогда приехал на гастроли в Париж, после чего должен был отправиться в Лондон.

В столице моды танцор, уже на первом выступлении покоривший парижскую общественность своим талантом и не терпевший ограничений, нарушил советские правила пребывания за границей. Так, взамен покорного проведения вечеров в гостинице под присмотром сотрудников КГБ он позволял себе выходить без их сопровождения в город, общаться с иностранцами, пропадать с новыми знакомыми в кафе. По другой версии, Нуриеву дали понять, что в КГБ знают о его гомосексуальности, а в уголовном кодексе тех лет была статья за мужеложство. Так или иначе, в Париже Рудольф совершил потрясающий по смелости и дерзости прыжок в свободу.

Нуриев знал, что за проступки его вернут в СССР, а дома вместе с лишением звания солиста и заграничных командировок его ждет крах артистического будущего, и принял решение не возвращаться на родину. Когда под ложным предлогом – концерт в Кремле – Нуриева вызвали в аэропорт и попытались препроводить в самолет, летевший в Советский Союз, его подруга-француженка, вызвавшаяся проводить танцора, шепнула ему на ухо: «Видишь двух полицейских? Подойди к ним и скажи, что хочешь остаться. Они ждут». Сотрудники госбезопасности попытались помешать диалогу Нуриева и полицейских, но гений балета в буквальном смысле выпрыгнул к ногам стражей порядка и прошептал: «Я хочу остаться». Возвращать танцора на самолет силой на глазах у европейской общественности не решились.

В СССР Рудольфа признали изменником родины и заочно приговорили к 7 годам заключения на «строгаче» с конфискацией имущества. Еще долгое время Кремль вставлял танцору палки в колеса, но безуспешно. В следующий раз Нуриев побывал на родине в 1987 году, чтобы навестить умирающую мать. До этого его не пускали в СССР. Отец к тому времени уже давно был мёртв от рака лёгких, болезни, которой всю жизнь боялся и Рудольф.

Работа на Западе

Европейская жизнь гениального танцовщика в Европе была ознаменована невероятно плодотворной творческой деятельностью. Вначале он примкнул к балетной труппе «Балет маркиза де Куэваса», затем переехал в Данию, где познакомился с влиятельной учительницей танца Королевской датской Балетной школы, эмигранткой Верой Волковой и известным танцовщиком Эриком Бруном, ставшим его близким другом и любовью всей жизни.

Тогда же в его жизнь вошла Марго Фонтейн. Прославленная английская прима-балерина позвонила Нуриеву и пригласила станцевать на ее бенефисе в Лондоне. Вскоре руководство Королевского театра в Ковент-Гардене предложило им танцевать «Жизель» вместе. Вначале 42-летняя звезда опасалась, что будет выглядеть смешно рядом с 24-летним молодым человеком, но все же согласилась. Выступление имело грандиозный успех – их вызывали на поклоны 23 раза в течение 45 минут. А после того, как Марго вручила партнеру розу из своего букета, а он упал на одно колено, осыпая поцелуями ее руку, публика и вовсе обезумела от невероятных художественных впечатлений.

Читайте также:  Стинг биография личная жизнь

В 1962 Рудольф подписал контракт с Королевским театром и вплоть до 1970 года солировал вместе с Фонтейн на всех известных площадках мира, привнеся в выступления чувственный пыл, экспрессию, поражая динамикой, яркостью, сексуальностью, значимостью на сцене – когда он выходил, других танцоров уже не видели. Его притягательность многим казалась просто магической. Чтобы попасть на спектакль с их участием в США, люди по трое суток дежурили у касс «Метрополитен-Опера».

В 1963 танцовщик дебютировал в кино, снявшись вместе с незабвенной Марго в Лондоне в ленте «Вечер с Королевским балетом» в роли раба и исполнив па-де-де из балета «Корсар». Спустя год состоялось триумфальное выступление дуэта в «Лебедином озере» в Венской опере. Вскоре он стал ведущим солистом этой труппы и получил австрийское гражданство.

1966 поклонники танцора могли увидеть Нуриева в экранизации балета «Юноша и смерть». В тот же период он попробовал себя в качестве хореографа – поставил «Танкред» по мотивам пьесы Шекспира. Впоследствии он ставил спектакли в Шведском Королевском балете, в оперном театре Вены, в «Ла Скала», в «Американ балле тиэтр», создавал свои редакции классической «Жизели», «Раймонды», «Спящей красавицы».

В 1972 Нуриев снялся в главной роли в картине «Я – танцовщик», выступив также её продюсером. В 1973 – представил на суд зрителей фильм-балет «Дон Кихот», где являлся исполнителем партии Басилио, сопродюсером и режиссером. Эта работа была признана одной из наиболее удачных интерпретаций романа Мигеля де Сервантеса.

Через год появился проект «Нуреев и Друзья». В его рамках неукротимый чудо-танцовщик выступал чрезвычайно интенсивно, ежегодно участвуя в неимоверном количестве балетов – до трех сотен. В 1976 в театре «Лондонский Колизей» стартовал «Нуреевский фестиваль». Полтора месяца в ходе мероприятия он выступал каждый вечер с новой программой. В том же году он снялся в драме британского режиссера Кена Расселла «Валентино». В 1977 в его постановке состоялась премьера «Ромео и Джульетты» в лондонском Колизее, спустя два года – «Манфреда» в парижском Дворце спорта.

В 1983 в жизни звезды мирового балета произошло важное событие – он возглавил балетную труппу Гранд-Опера. На этой должности он оставался в течение шести лет. Тогда же у него был диагностирован ВИЧ. В 1987 ему позволили приехать на 72 часа в Уфу, чтобы проститься с матерью. Она умерла через 3 месяца после их встречи.

Несмотря на ухудшение физического состояния, артист продолжал напряженно работать. Свой полувековой юбилей он отметил большим гала-концертом в Нью-Йорке. В 1989 его пригласили в Северную столицу. В свой приезд он дважды выступил на сцене родного театра. Публика рукоплескала, но болезнь уже не позволяла ему блистать, как прежде.

Личная жизнь Рудольфа Нуриева

Идеалом и любовью легендарного танцовщика стал Эрик Брун. Они были близки в течение четверти века, до самой смерти датчанина в 1986 году в возрасте 57 лет от рака легких.

Артисту приписывали также романы с многими известными людьми – с Фредди Меркьюри, с Элтоном Джоном, с Жаном Маре, с Ив Сен-Лораном. Неизвестно, какая доля правды в этих слухах.

Он был владельцем целого ряда элитной недвижимости в Европе и США, и даже островов в Средиземном море. Состояние танцора оценивалось в 80 миллионов долларов. Заработал их он не одними танцами – при всем его мастерстве, это было невозможно. У Нуриева было чутье инвестора, и он вкладывал свои баснословные гонорары в бизнес-проекты, не гнушался мошенничать с налогами. Но даже став долларовым миллионером, он продолжал танцевать с былой отдачей.

Величайший талант сочетался у непревзойденного танцора с несносным характером и скупостью. Он не сдерживался в непечатных выражениях с коллегами, грубил журналистам, ссорился с администраторами. Нуриев принципиально не носил с собой наличность, так что в злачных местах за него платили друзья.

Но в то же время он отличался невероятным трудолюбием и профессиональной дисциплиной: репетировал часами, даже после выматывающих выступлений, не обращая внимание на травмы, танцевал через боль. Он жил в бешеном темпе: за два дня мог побывать в пяти странах, оставлял на сон по 4-5 часов в сутки.

Смерть

Осенью 1984 года Нуриев пожаловался лечащему врачу на плохое самочувствие. Анализы не показали никаких отклонений, однако это вполне объяснимо – всего 3 года прошло с открытия СПИДа, который в то время позиционировался как «рак для геев» (какое-то время считалось, что только гомосексуалы могут заболеть СПИДом). Однако врач заподозрил неладное и отправил Рудольфа к специалистам, занимавшимся исследованиями ВИЧ. Новые анализы показали положительный результат. Причем, как утверждали врачи, Нуриев получил ВИЧ еще в конце 70-х.

Последние годы один из самых ярких танцовщиков мира уже не мог выступать, но нашел для себя новый вид творчества – дирижирование, поражая профессионалов своей преданностью театру, трудолюбием и уникальными способностями.

В 1992 на премьере балета «Баядерка», поставленном им же в Парижской опере, Нуриеву была вручена высшая награда страны – орден Почетного легиона. Церемония стала прощанием великого артиста со сценой и с жизнью, что для него было одним и тем же. В январе следующего года его не стало.

Память

Имя выдающегося соотечественника носят в Уфе хореографический колледж, ежегодный фестиваль балетного искусства, одна из улиц города. В 2018 в Казани появился памятник артисту.

В 2019 году в России состоялась премьера фильма Рэйфа Файнса «Рудольф Нуреев: Белый ворон». Лента рассказывала историю знаменитого «прыжка в свободу», а образ Рудольфа на экранах воплотил его соотечественник Олег Ивенко.

Источник