Нина попова актриса театра пушкина личная жизнь
Михаил Анчаров для многих был знаковой фигурой на протяжении трех десятилетий. Он первым стал писать авторские песни, а Владимир Высоцкий называл его своим учителем. Он поставил первый советский телесериал, а песни из этого фильма давно стали народными. Он писал фантастику, которой зачитывались подростки предперестроечной эпохи. Он писал картины в особой манере, которую изучали в свое время в художественном училище имени Сурикова. Его творческую судьбу просто невозможно вместить в одно определение.
Михаил Леонидович Анчаров принадлежит к поколению, юность которого совпала с годами войны. Он родился в Москве 28 марта 1923 года. Параллельно с общеобразовательной учился некоторое время в музыкальной школе, потом – детской изостудии при ВЦСПС. Читал много, особенно поэзию, а учился, как вспоминали его одноклассники, плоховато – математику, физику не воспринимал совсем, а сочинения по литературе писал на один лист, не больше. Свою первую песню “Не шуми, океан, не пугай…”, аккомпанируя себе на семиструнной гитаре, он написал в тринадцать лет – в 1937 году. Песня была на стихи А. Грина, автора «Алых парусов». Миша даже исполнил её для литературной наследницы писателя – Клавдии Борисовны Суриковой. Клавдия Борисовна была мамой одноклассницы Миши Анчарова Наташи Суриковой. С Наташей они играли в школьном драмкружке. Их отношения обсуждала вся школа. А через год после её окончания они поженились. Это было уже в трагическом 41-ом, когда фашисты рвались к Москве. М. Анчаров тогда оставил архитектурный институт, куда поступил после школы, попросился добровольцем на фронт, но получил от военкомата направление в Военный институт иностранных языков Красной Армии. И еще он уже тогда писал песни – на стихи В. Инбер, Б. Корнилова и современных других поэтов.
Война разбросала молодоженов. Мама Анчарова, его младший брат Илья, жена Наташа с Клавдией Борисовной уехали на Алтай. А военный инъяз, в котором учился сам Михаил перевели в Узбекистан, в Фергану, потом в город Ставрополь-на-Волге – так назывался тогда нынешний Тольятти. М. Анчаров учился на восточном факультете, изучал китайский и японский языки и служил в ГРУ – Главном Разведывательном Управлении. Он неоднократно участвовал в секретных разведывательных операциях. Наиболее известное “военное приключение” Анчарова – в 1945 он входил в группу десантников, захвативших последнего императора Манчжурии Пу И. А параллельно появляются и его «менестрельные» песни. Так называл их сам Анчаров. Понятие бардовской песни тогда еще не существовало. Нынешние эксперты и знатоки утверждают, что Анчаров был первым бардом в стране. Почти всю войну он не расставался с семиструнной гитарой. Пел и сочинял песни, когда это было возможно. Они были глубоко личные, но переходили, что называется, из уст в уста. И Анчаров очень удивился, когда узнал, что его песни – так же под гитару – поют солдаты на разных фронтах.
После войны Михаил еще два года служит кадровым офицером разведки. А потом вдруг страстно увлекается рисованием. По его словам, после Победы он уже просто не мог оторваться от мольберта и мечтал стать художником. Но как? Он ведь кадровый офицер! К тому же разведчик. Кто его отпустит из армии? Нужны веские основания. А в качестве оснований у Анчаров было только одно – написанные маслом пейзажи и портреты сослуживцев-разведчиков, картины, которые и показывать-то никому нельзя. Однако упрямый Анчаров написал рапорт. И вот молоденький лейтенант предстал перед высокими военными чинами – боевыми офицерами-фронтовиками. Дальше цитата из воспоминаний Михаила Анчарова: «Посмотрели, посовещались. А что! – говорят – ети ж твою… ничего! Вроде бы получается у него. И отпустили. Валяй, говорят, рисуй дальше. И живопись стала для меня целой эпохой жизни…»
Так в 1947 году Михаил Анчаров уходит из армии, чтобы стать художником. Вначале он учится во ВГИКе на художественном отделении, но потом как-то знакомится с Татьяной Сельвинской, дочерью известного поэта Ильи Сельвинского. Татьяна была студенткой Московского художественного института им. Сурикова. Увлечение Анчарова было настолько сильным, что вначале он переводится в тот же институт, чтобы быть ближе к Татьяне, а потом и живет с Татьяной гражданским браком, оставив свою первую жену.
Михаил заканчивает художественный институт в 1954 году. Ему уже за 30. Он уже член партии. Вполне профессиональный художник. Год как женат на весьма очаровательной экстравагантной восемнадцатилетней Джое Афиногеновой, дочери знаменитого до войны драматурга Александра Афиногенова и американской танцовщицы.
Живет в роскошной 4-х комнатной квартире в Лаврушинском переулке, в так называемом «писательском доме». Но неугомонному в своих творческих поисках Анчарову этого было мало.
Он поступает на курсы сценаристов и начинает писать сценарии для кино. В 1957 году, когда Анчаров уже работал референтом- сценаристом в Управлении по производству фильмов, его пьесу «Солнечный круг» рекомендуют для постановки на ереванской студии «Арменфильм». Но фильм не пустили в производство – режиссер на корню переделал сценарий. Так что автор просто отказался с ним дальше работать. Анчарова увольняют – и начинается новый этап его творческого пути.
Он живет на случайные заработки, поет свои песни на квартирах друзей, знакомится с В. Высоцким, дружит с А. Галичем, пишет картины – и вообще ведет достаточно богемный и неустроенный в бытовом отношении образ жизни. Это было время хрущевской оттепели, на которое, как утверждают критики, приходится творческий взлет Михаила Анчарова.
Шестидесятые годы прошлого века были для М. Анчарова по- своему переломными. С одной стороны – это было время успеха его публичных выступлений со своими песнями, первых любительских записей их на магнитофон, записей, которые переписывали потом друг у друга, слушали по всей стране и перепевали, иногда не зная даже имени автора. Это было время зарождения массовой бардовской песни, и Михаила Анчарова сразу признали мэтром. Есть даже версия, что Александр Галич начал писать именно под влиянием Анчарова.
С другой стороны – для Анчарова это было время семейных и бытовых невзгод. Его жена Джоя ушла к другому. Ему негде жить. Иногда он даже срывался в пьянство. Ходили слухи, что он вообще уехал на время из Москвы с геологами на Крайний Север. А потом… «Когда однажды он очнулся и увидел, что выброшен на грязный заплеванный пол пустой комнаты своей бывшей квартиры – без дома, без семьи, без денег, без работы, без перспектив, без положения, без сил, без желания работать, – и только тогда стало ясно – сейчас или никогда. Надо писать. Созрело». Эта цитата из повести Михаила Анчарова «Синий апрель» вполне подходит к описанию его тогдашнего состояния.
И Анчаров взялся за прозу…
В конце шестидесятых в периодических толстых журналах «Смена», «Москва», «Юность», в крупных еженедельных газетах появляются его рассказы, повести, критические статьи. Причем, иногда эти публикации сопровождаются авторскими иллюстрациями. Ведь Анчаров по-прежнему не бросает кисти и краски, и, конечно, поет по «квартирникам» новые песни. В литературе он пробует себя в разных жанрах. Так, в ежегодном альманахе “Фантастика-65” опубликована его фантастическая повесть “Сода-солнце”. На сцене Московского театра имени Ермоловой ставят авторскую пьесу по его повести «Теория невероятности». На «Беларусфильме» в 1966 году снимают кинокартину «Иду искать» по сценарию М. Анчарова и А. Аграновского.
В том же 1966 году Михаил Анчаров становится членом Союза писателей. СССР. Издательства выпускают его авторские книги. Появляются переводы на другие языки. Обустраивается и быт Михаила Анчарова. В 69-ом он женится на молодой актрисе Нине Поповой. Они переезжают в собственную кооперативную квартиру, где в одном многоэтажном доме живут А. Арканов, Караченцев, В. Толкунова, Ю. Саульский, И. Катаев и множество других творческих линочстей. Нина Попова сыграла роль Женьки в первом советском телевизионном сериале «День за днем»», для которого был написан самый популярный, наверное, шлягер М.Анчарова «Стою на полустаночке».
Михаил Анчаров был автором сценария этого 17-серийного фильма, который рассказывал о дружной жизни двух семей в коммунальной квартире. Это была первая подобная работа Центрального Телевидения СССР. И очередной творческий экперимент Михаила Анчарова. Фильм вышел на экраны в самом начале 70-х. Позднее Анчаров говорил в одном из интервью: «Пытались установить, в чем же секрет… Секрет был довольно прост. Я хотел показать современников, отказавшись от изображения опостылевших всем эпохальных событий и не менее опостылевших стопроцентных героев и обратиться к будням, в которых всё, как ни крути, эпохально, ибо эпоха из будней и состоит. Наверное, такой взгляд на вещи отвечал тогда настроению многих людей, че-ло-ве-ков, которых потихоньку и беспощадно – и методично!- забывали…» В истории это время потом назвали эпохой застоя…
Сегодня критики и мемуаристы говорят, что Михаил Анчаров всегда был вне политики, вне официальной тусовки. Его интересовало творчество, искусство во всех проявлениях. При этом сохранял некий юношеский задор и светлую веру в идеалы, сформировавшиеся у поколения «шестидесятников». Не зря же в 80-е годы его повести и рассказы выходили в журналах «Студенческий меридиан», «Собеседник», статьи печатала «Комсомольская правда». Молодые читатели этих столичных изданий, не знакомые в биографией Анчаров, считали его сверстником.
А ему было уже далеко за 50. В 1981 году четвертая официальная жена Ирина Биктеева подарила ему сына Артема. Анчаров по-прежнему что-то писал, но шальное перестроечное время словно отодвинуло писателя и мэтра бардовской песни на обочину жизни.
Михаил Леонидович Анчаров умер 11 июля 1990 года в возрасте 67 лет, был кремирован, а урна с прахом захоронена в колумбарии Нового Донского кладбища в Москве.
Закончить хотелось бы цитатой из воспоминаний Юрия Ревича, который хорошо знал Анчарова: «Если попытаться кратко выразить суть явления отечественной культурной жизни под названием “Анчаров”, то это можно было бы сделать, на мой взгляд, так: Михаил Леонидович Анчаров есть несостоявшийся великий человек. В определении “несостоявшийся” нет обидного или горького подтекста – просто он не стремился стать великим.»
Михаил Анчаров. Большая апрельская баллада.
Нина Архипова
Нина Николаевна Архипова. Родилась 1 мая 1921 года в Омске – умерла 24 апреля 2016 года в Москве. Советская и российская актриса театра и кино. Заслуженная артистка РСФСР (1967). Народная артистка РСФСР (1988).
Нина Архипова родилась 1 мая 1921 года в Омске.
Отец – Николай Матвеевич Архипов, сибиряк родом из Иркутска.
Мать – Мария Николаевна из Санкт-Петербурга.
Крестили её в Самаре. Затем семья переехала в Москву.
Детство Нины выдалось непростым из-за того, что у родителей не ладилась жизнь.
Актриса вспоминала: “Мне было восемь, когда мама уехала с каким-то мужчиной в другой город. Некоторое время мы жили вдвоем с папой, но однажды он сказал: «Я с утра до ночи на работе, а ты, такая маленькая, остаешься одна. Это неправильно. Поживи немного в детском доме, потом я тебя заберу». Я не плакала и не сопротивлялась – понимала: так надо. Детдом был переполнен: на одной кровати приходилось устраиваться вдвоем, а то и втроем, еды не хватало. От голода мы не могли уснуть и по ночам, пробравшись на кухню, большими глотками пили горячую воду, а потом бежали в спальню. Главным было не упустить момент мнимой сытости и успеть провалиться в сон. С каждым днем я все больше тосковала по дому и однажды подговорила нескольких друзей и подружек бежать. Первой забралась на высокий деревянный забор, приготовилась прыгнуть, но доски обломились – я упала, больно ударившись спиной о землю. Сама подняться не смогла. Травма позвоночника оказалась серьезной – несколько недель пришлось провести в лазарете на строгом постельном режиме. Сегодня врачи говорят: в том, что три года назад отказали ноги и теперь я могу передвигаться только на инвалидной коляске, виновата та давняя детская травма”.
В детдоме прожила 1,5 года.
Нина Архипова в детстве с родителями
Мать нашла нового мужчину и забрала с собой Нину.
“Мамин избранник, Иван Михайлович Кудрявцев, был большим начальником и жил в отдельной квартире на Арбатской площади. Мы переехали к нему… В квартире на Арбатской площади мы прожили несколько месяцев. Мама с Жаном постоянно ссорились. Ему не нравилось, что жена наряжается и красит губы”.
В один из дней мать Нины застрелилась.
“Я делала уроки, когда в соседней комнате раздался выстрел. Жан еще не вернулся с работы, и мама в их спальне была одна… Что заставило маму покончить с собой, так и осталось тайной. Предсмертной записки она не оставила. В десять лет я стала сиротой наполовину, а через четыре года потеряла и отца”.
В 14 лет она осталась круглой сиротой.
В детстве любила петь, танцевать, играла на фортепиано – очевидно, передались гены матери. Часто посещала театры, однако об актерской профессии не задумывалась: “я стала актрисой совершенно случайно. Вскоре после смерти папы мы с подружкой гуляли по Замоскворечью и на дверях Дворца пионеров увидели объявление о наборе в театральную студию”, – вспоминала она.
После школы решила подать документы не только в театральные студии – при Вахтанговском и Малом театрах и в ГИТИС, но и на юридический факультет МГУ. Сдала экзамены и везде была принята. Решила остановить выбор на Театральном училище имени Щукина при Театре имени Евгения Вахтангова. Её педагогом стала знаменитая Ц. Л. Мансурова.
В 1945 году окончила театральное училище им. Щукина.
В 1943-1951 служила в театре им. Вахтангова, на сцене которого ещё студенткой стала играть мать Беату в пьесе «Сирано де Бержерак» Э. Ростана (1943), Катю в «Синем платочке» В. Катаева (1943).
В мюзикле Ф. Эрве «Мадемуазель Нитуш» выступала в группе «ласточек».
С 1951 по 2016 годы – ведущая актриса Московского театра Сатиры. За годы работы исполнила свыше сотни ролей.
Татральные роли Нины Архиповой
Государственный академический театр имени Е. Вахтангова:
1943 – «Сирано де Бержерак» Эдмона Ростана – мать Беата
1943 – «Синий платочек» Валентина Катаева – Катя
1946 – «Мадемуазель Нитуш» Флоримона Эрве – Дениза
1946 – «Новогодняя ночь» Александра Гладкова
1947 – «Соломенная шляпка» Эжена Лабиша и Марк-Мишеля – служанка
1947 – «Накануне» И. С. Тургенева – Зоя
1948 – «Проклятое кафе» Василия Шкваркина
1948 – «Последний день» Братьев Тур
Московский академический театр сатиры:
1951 – «Господин Дюруа» Ги де Мопассана – Клотильда
1953 – «Баня» Владимира Маяковского. Режиссёр: Валентин Плучек – Фосфорическая женщина
1953 – «Где эта улица, где этот дом» Владимира Дыховичного и Мориса Слободского
1954 – «Свадебное путешествие» Владимира Дыховичного
1955 – «Клоп» Владимира Маяковского. Режиссёр: Валентин Плучек – Зоя Берёзкина
1955 – «Поцелуй феи» Зиновия Гердта и Михаила Львовского. Режиссёр: Эммануил Краснянский
1957 – «Ложь на длинных ногах» Эдуардо де Филиппо
1959 – «Волшебные кольца Альманзора» Тамары Габбе – Принцесса Апрелия
1959 – «Дамоклов меч» Н. Хикмета
1960 – «Слепое счастье» А. Кузнецова, Г. Штайн
1962 – «Дом, где разбиваются сердца» – миссис Хэшебай
1965 – «Над пропастью во ржи» Дж. Д. Сэлинджера – Принцесса Апрелия
1966 – «Старая дева» И. Штока
1969 – «Мой дом – моя крепость» Дж. Купер
1970 – «Проснись и пой» М. Дярфаша
1972 – «Мамаша Кураж и её дети» Б. Брехта – Иветта Потье
1972 – «Таблетку под язык» А. Макаёнка
1973 – «Маленькие комедии большого дома» Григория Горина и Аркадия Арканова
1977 – «Многоуважаемый шкаф» Евгения Чебалина
1979 – «Её превосходительство» Самуила Алёшина
1980 – «Гнездо глухаря» Виктора Розова – Валентина Дмитриевна
1982 – «Концерт для театра с оркестром» Григория Горина и Александра Ширвиндта
1985 – «Молчи грусть, молчи…» Александра Ширвиндта
1996 – «Восемь любящих женщин» Р. Тома – бабушка
В кино снималась нечасто, исполняла роли мягких, добрых женщин. Дебютировала в 1946 году в драме А. Столпера «Наше сердце», сыграв учительницу Катю.
Нина Архипова в фильме “Наше сердце”
Спустя четыре года актриса сыграла Веру Горошко в киноповести Бориса Барнета «Щедрое лето». Эту роль считает одной из самых важных в своей карьере.
Широкую известность приобрела с выходом на экраны телеспектакля «Проснись и пой!».
Регулярно сниматься стала лишь в 1970-е годы. Среди самых известных её ролей – мама главной героини в фильме «Ох уж эта Настя!», Гертруда в телеспектакле «Мартин Иден» по Джеку Лондону и жена комиссара Мегрэ в серии телефильмов по произведениям Жоржа Сименона.
Заметными стали работы в лентах «Семья Зацепиных» (Анна Степанова), «Два гусара» (Анна Федоровна Зайцева), «Утомлённые солнцем» (Елена Михайловна).
Нина Архипова в фильме “Два гусара”
Последний раз появилась на экране в 2012 году в фильме «Белый человек», сыграв роль Варвары Петровны Уваровой.
Нина Архипова в фильме “Белый человек”
Снималась в киножурнале «Ералаш».
В 2014 году актриса издала книгу «Жизнь в предлагаемых обстоятельствах».
Скончалась 24 апреля 2016 года в Москве. Актрису за три дня до смерти увезли на “скорой” в Боткинскую больницу, где поместили в реанимацию. Однако спасти Архипову врачи не смогли.
Похоронена на Кунцевском кладбище рядом с мужем.
Нина Архипова
Личная жизнь Нины Архиповой:
Первый муж – композитор Александр Голубенцев (1899-1979).
“Заведовавший музыкальной частью Театра Вахтангова композитор Александр Голубенцев был старше меня на двадцать два года, но я влюбилась без памяти. Блестяще образованный, начитанный, знавший три иностранных языка, увлекавшийся парусным спортом Сан Саныч как будто был выходцем из другого мира. Его рассказы о музыке, живописи слушала открыв рот, а получив предложение руки и сердца, сразу дала согласие”, – рассказывала актриса.
В этом браке 27 октября 1942 года родилась дочь – Наталья Александровна Голубенцева – заслуженная артистка России, много лет работает на телевидении, известна по озвучиванию Степашки в телепередаче «Спокойной ночи, малыши!», лауреат премии «ТЭФИ».
В какой-то момент она сказала Голубенцеву: “Шура, я больше тебя не люблю”. Тем не менее они еще несколько лет жили в одной квартире.
Александр Голубенцев – первый муж Нины Архиповой
Второй муж – известный советский писатель Борис Горбатов (1908-1954).
Они познакомились, когда она с театром гастролировала в Сталино (ныне Донецк).
Горбатов заприметил красивую артистку и вызвался показать ей свой родной Донбасс. “А на третий день знакомства я вдруг услышала: “Выходите за меня замуж!”, – вспоминала актриса, как получила второе предложение руки и сердца. Через какое-то время она согласилась.
В этом браке 8 февраля 1953 года родились двойняшки – дочь Елена Борисовна Ермакова (Горбатова), ныне преподаватель английского языка, и сын – Михаил Борисович Горбатов – врач-кардиореаниматолог.
20 января 1954 года Горбатов скоропостижно скончался.
Борис Горбатов – второй муж Нины Архиповой
Третим мужем был известный актёр Георгий Менглет (1912-2001).
Весной 1954 года актрису ввели в спектакль «Где эта улица, где этот дом», поскольку исполнявшая главную женскую роль Вера Васильева серьезно заболела. А главного героя играл Георгий Менглет.
“С тех пор не проходило дня, чтобы Георгий Павлович, найдя любой повод, не завел со мной разговор: о погоде, репертуаре, премьере нового кинофильма. Я еще долго убеждала себя, что это просто дружеское участие, желание поддержать коллегу, пока однажды Жора не признался: «Знаешь, на том спектакле я перехватил твой взгляд и внутри что-то замкнуло. Как будто молния ударила. В эту минуту я понял, что влюбился в тебя окончательно и бесповоротно». Вскоре мы стали близки”, – рассказывала Нина Николаевна.
Нина Архипова и Георгий Менглет
Нина Архипова с дочерьми Еленой Ермаковой (слева) и Натальей Голубенцевой (справа)
Фильмография Нины Архиповой
1946 – Наше сердце
1950 – Щедрое лето – Вера Горошко
1959 – Обнажённая со скрипкой – Джейн, дочь художника
1963 – Короткие истории – Зося
1971 – Телеграмма – Екатерина Пятипал, она же Катя Иноземцева
1971 – Ох уж эта Настя! – мама Насти
1974 – Маленькие комедии большого дома – Женя
1974 – Одиножды один – Мария
1974 – Проснись и пой! – Эржи, жена Орбока
1976 – Мартин Иден (телеспектакль) – Гертруда
1976 – Обыкновенная Арктика – жительница полярного местечка
1976 – Огненный мост – Ксения Михайловна
1977 – Семья Зацепиных (телефильм) – Анна Степанова
1978 – Ошибки юности – мама солдата на пляже
1979 – Утренний обход – Лидия Михайловна
1982 – Мэгре колеблется – мадам Мэгре
1983 – Карантин – тётя Полина
1984 – Два гусара – Анна Фёдоровна Зайцева
1984 – Продлись, продлись очарованье… – Елена Георгиевна
1987 – К расследованию приступить. Клевета – Вера Сергеевна Мельникова
1990 – Реклама Ералаша – клоунесса Бом
1992 – Мелодрама с покушением на убийство – мама Тамары
1994 – Утомлённые солнцем – Елена Михайловна
2003 – Next 3 – мать Дюбина
2005-2006 – Люба, дети и завод… – тётя Виолетта
2011 – Утомлённые солнцем 2: Цитадель – Елена Михайловна
2012 – Белый человек – Варвара Уварова