Николай петрович николаев биография личная жизнь
поэт и драматург, член Академии Российской
21 ноября 1758 — 5 февраля 1815
Краткая биография
Никола́й Петро́вич Ни́колев (21 ноября 1758 — 5 февраля 1815, Москва) — поэт и драматург, член Академии Российской.
По отцовской линии — родственник кн. Е. Р. Дашковой, которая и ввела его в общество самых высокопоставленных семей Екатерининского времени. Отец — генерал-майор Преображенского полка, происходил из дворянского рода, который вел начало от переселившегося в Россию в XVII в. французского полковника Д. Николь-Деманора; мать — купеческого сословия.
Когда Николаю Николеву было пять лет, Дашкова обратила на него внимание и взяла на воспитание: было «прилагаемо особенное старание дать ему должные познания в математике и словесности, к чему он имел особенную склонность, и в продолжение своего воспитания сверх языка отечественного, столько успел в литературе французской и итальянской, что мог не токмо свободно объясняться в разговорах, но и писать на сих двух языках». Благодаря покровительству Дашковой был знаком с самыми выдающимися и именитыми семьями времени. Дашкова, не только читавшая, но лично знавшая и Дидро и Вольтера, первая познакомила Николева с просветительской литературой.
Пятнадцати лет он был зачислен в гвардию. По свидетельству С. А. Маслова, «Н. женился на княжне Е. А. Долгорукой на двадцать седьмом году, но, по записям в дневнике П. Лаврова, женитьбу Н. можно отнести к самому кон. 1777 — нач. 1778» . В связи с этим несоответствием в датах год рождения писателя, указанный его биографом Масловым (1758), можно считать неточным. По мнению М. Альтшуллера, временем рождения Николева с наибольшей вероятностью следует считать самое начало 1750-х гг. Во время службы, очевидно в 1778, находился в Крыму. В возрасте 20 лет у него начались проблемы со зрением. До 1785 г. был на военной службе, возвращаясь курьером в Петербург, он сильно простудился. В связи с этим ухудшилось его зрение, он ослеп и вышел в отставку в чине майора; с 1801 г. безвыездно жил в Москве и подмосковной усадьбе, где имел свой театр.
С 1792 член Академии Российской. В 1811 был принят почетным членом в Общество любителей российской словесности при Московском университете и избран почетным членом Беседы любителей русского слова.
Литературная деятельность
В раннем возрасте пристрастился к литературной деятельности, одно из его первых сочинений «Сатира на развращенные нравы нынешнего века» (1770), но в печати впервые появились при Екатерине II в «Новых Ежемесячных Сочинениях» за 1790 г.. Он писал классические оды (в «Лиро-дидактическом послании» Е. Р. Дашковой (1791) выступил с защитой принципов классицизма), постепенно в его творчестве все больше места занимали другие направления, в частности, развивающийся тогда сентиментализм. Сочинял эпиграммы, стихи, шуточные стихи и послания, драмы, считался одним из основных авторов русской сцены.
В 1795—1798 гг. вышли в свет 5 томов его произведений под общим заголовком «Творения»: 1) оды духовные, 2) оды, посвященные Екатерине II, 3) оды на общие нравственные темы и 4 и 5) разнообразные стихотворения, преимущественно любовные. В одах (их всего 24, посвящены Екатерине II) Николев выступал как эпигон Ломоносова, в других стихотворениях подражал Державину.
Впоследствии появились в печати: «Торжественное венчание Павла I» (1798), «Речь крестьянам Верейской округи» (1812), «По поводу кончины М. И. Голенищева-Кутузова» (1813) и др.
Николев писал шуточные стихи и песни в народном духе, из которых две действительно распространились в фольклоре: «Взвейся, выше понесися» и «Вечерком румяну зорю».
В 1812 году, во время войны с Наполеоном, Николев помогал приходившим к нему раненым солдатам, «принимая, кормя, поя, леча и похороняя их». Вынужденный наконец оставить своё имение из-за приближающихся французских солдат, он переселился с семьей в Тамбов, откуда вернулся сразу по окончании войны.
Драматургия
Особую известность приобрел в качестве драматурга. Его драмы регулярно ставились на сценах современных театров и пользовались неизменным успехом. Были напечатаны отдельным изданием в «Российском Феатре». Драматургическое наследие составляют:
- драмы «Самолюбивец», «Феникс» (1779);
- комедии — типичные pièces d’intrigue, — с основополагающим сюжетом, без бытового содержания: «Попытка не шутка, или Удачный опыт» (1774), «Испытанное постоянство» (1776, представлена в домашнем театре кн. П. М. Волконского, посвящена княжне В. П. Волконской, принимавшей участие в спектакле), «Самолюбивый стихотворец» (в главном герое Надмене современники узнали А. П. Сумарокова, поставлена 15 июня 1781 в Петербурге. А. А. Шаховской сообщает, что при представлении «в первый раз послышался в русском театре мстящий за Сумарокова свист. Говорят, что он раздался из ложи дочери его, К. А. Княжниной, и повторился во многих местах и многими зрителями, оскорбленными поруганием отца нашего театра» (Репертуар рус. театра. 1840. Ч. 2. С. 3). П. Н. Арапов передает: «Княжнина <…> послала своего сына Александра в парадиз, чтоб он свистнул по окончании спектакля; он это исполнил с некоторыми приятелями, публика поняла насмешку, свист усилился, и „Самолюбивого стихотворца“ уже не давали». В ответ Н. осмеял дочь Сумарокова в притче «Мартышка» и в эпиграмме «В уединение ко мне доходит слух…»); «Победа невинности, или Любовь хитрее осторожности» (премьера после смерти автора 20 октября 1815 в Петербурге).
- комические оперы: «Розана и Любим» с музыкой композитора Керцелли −1776, постановка в 1778 году в Москве в Петровском театре, в Петербурге — 6 дек. 1780; опубликована в 1781 — в предисловии автор отметил особенно хорошую игру Ожогина в Петровском театре Медокса, заставившую переработать текст); «Приказчик», драматическая пустельга в одном действии с музыкой Ж.-Ф. Дарси, 1781, постановка — Вольный московский театр; написана на сюжет пьесы Ж.-Ф. Пуллена де Сен-Фуа «Юлия»); «Точильщик» (переработка пьесы Филидора, 1780; пост. в Москве 27 апр. 1783); «Опекун-профессор, или Любовь хитрее красноречия» (пост. 4 дек. 1784).
- трагедии: «Пальмира», «Сорена и Замир» (1784, пост. 1785, опубликована в 1787), «Святослав»(1805, поставлена в своем же домашнем театре под Москвой).
Кроме того П. Н. Арапов упоминает пьесу «Сорока», которая, по его уверениям, «имела большой успех», но др. сведений об этой пьесе не найдено.
У современников, в своем кругу пользовался особой любовью и уважением; был прозван «русским Мильтоном», по аналогии с английским поэтом, также слепцом. Его сподвижники несколько лет после его смерти собирались в особые заседания (беседы) в честь его, описанные в «Сыне Отечества» (1817 г., ч. XXXVI), «Русском Вестнике» (1819 г., № 23 и 24) и в особой брошюре: «Памятник друзьям Николева» (1819). Особенно покровительствовал ему Павел I, называвший его «L’aveugle clairvoyant»(фр.: слепой ясновидящий).
Тем не менее многое из творчества осталось неизданным.
О творчестве Николева
Д. П. Горчаков характеризовал Николева следующим образом в примечании к стихотворению «Он и я»:
«Лучший наш трагик, оставивший далеко за собою в сем роде г-на Сумарокова и прочих и почти равняющийся с г-ном Ломоносовым» (Поэты-сатирики (1959). С. 114).
Журнал «СПб. Меркурий» (издатель А. И. Клушин) от 1793, ч.3, опубликовал «Сатиру» Горчакова, где Николев наряду с Ломоносовым провозглашался образцом для подражания.
Несколько раз его приглашал к сотрудничеству Карамзин, однако на обеде у Карамзина по случаю начала издания между хозяином и Николевым произошёл обмен некоторыми колкостями. В результате дело разладилось.
Стихи Николева пародировал Г. Р. Державин («На „Рондо Петру Великому“»), относившийся к творчеству Николева весьма иронически.
М. А. Дмитриев, считая сочинения Николева «слабыми и вялыми», отзывался о нём как о «человеке ума тонкого и остроумном».
Литературная энциклопедия:
Произведения Н. наполнены прославлением российской действительности. В комических операх Н. встречаются выпады против городской жизни; наряду с этим идиллически изображается «счастливая» жизнь крестьян под властью «доброго» помещика, вплоть до готовности их «помереть за него».
Учебник «История русской литературы XVIII века», автор Орлов П. А.:
Оппозиционность Николева весьма умеренна. Как и все просветители, он осуждал деспотизм, но его вполне устраивала монархическая форма правления. Русское государство, писал он, «есть монархическое, а не деспотическое (так, как иностранные писатели ложно о том думали) паче при владении Екатерины II, запретившей верноподданым своим называться рабами; паче после премудрого Наказа, сочинённого сердцем богачеловека» (Николев Н. П. Творения. М., 1796. Т. 3. С. 296). Обличительные тирады николевских героев в адрес тиранов отличаются хотя и эффектным, но довольно отвлеченным пафосом.
Категории :
- Поэты
- Драматурги
Игорь Николаев – российский композитор, поэт и певец. Его музыкальная карьера началась в одном из ресторанов родного Сахалина. Популярность он обрел уже после переезда в Москву, когда его песня «Старая мельница» стала хитом 1986 года.
Биография: ранние годы
Игорь Юрьевич Николаев рожден 17 января 1960 года в городе Холмск, что на юго-западном побережье острова Сахалин. Там прошло его детство и юность. Отец, Юрий Николаев, на тот момент уже был довольно известным на Дальнем Востоке поэтом. Второй помощник капитана на корабле, он писал стихи преимущественно о море и природе Сахалина. Был членом Союза журналистов, а позже – и Союза писателей СССР. Мать Игоря Николаева работала в бухгалтерии.
Отец с ранних лет привил сыну любовь к поэзии. Игорь в школе пытался сочинять стихи. Вскоре родители заметили, что сыну интересна не только поэзия, но и музыка. В семилетнем возрасте его привели в музыкальную школу, где он начал осваивать игру на скрипке. В отличие от других мальчишек, после уроков Николаев спешил не на футбольную площадку, а домой, чтобы лишний раз отточить технику игры на скрипке. Однако с этим инструментом у Игоря не сложились отношения. После школы он ее забросил и начал осваивать фортепиано.
Окончив восьмилетку, Николаев поступил в местное музыкальное училище. Тогда ему было 14 лет, но к тому времени он уже сочинил несколько мелодий. В летние каникулы Игорь начал подрабатывать музыкантом в ресторанах Сахалина.
Вскоре на остров с гастролями приехала группа композиторов из Москвы. Николаев решил показать одному из них, Игорю Якушенко, свою самую удачную на его взгляд мелодию. Спустя месяц Игорь получил письмо из столицы. В нем он увидел ту самую мелодию, которая была доработана Якушенко. Композитор разглядел в Игоре талант и показал его ноты своему коллеге Сергею Баласаняну. Вскоре на имя Николаева пришло приглашение в «Мерзляковку» – музыкальное училище при Московской консерватории имени Петра Чайковского. Тогда Игорю было всего 15 лет. Несмотря на это, родители решили отпустить малолетнего сына в Москву.
После окончания училища Николаев не захотел продолжить обучение в консерватории. Его стала интересовать не классическая, а эстрадная музыка. Преподаватели и однокурсники не одобряли его увлечения. Однако Николаев твердо решил поступать в другой вуз. В 1977 году он стал студентом эстрадного отделения Московского Института Культуры. Николаев попал в класс композитора и джазового музыканта Игоря Бриля.
Карьера
Параллельно с учебой в институте Николаев выступает в качестве музыканта с разными артистами. Так, в 1979 году он работал с певицей Ириной Бржевской.
В 1980 году Игорь окончил институт. Выступая на одном концерте с Аллой Пугачевой, Николаев осмелился предложить ей свою кандидатуру на роль музыканта в ее коллектив «Рецитал». Тогда она уже обрела всесоюзную славу и с успехом гастролировала. Пугачева пригласила Игоря на прослушивание. Певице и ее директору Евгению Болдину понравилась игра Николаева. Они взяли его в свой коллектив на роль клавишника и аранжировщика.
В это же время Игорь познакомился с семьей поэтов-песенников Михаила Танича и Татьяны Козловой. Он часто бывал в их квартире, где они вместе пробовали писать стихи. Спустя некоторое время их совместные песни начнут исполнять популярные артисты. Так, в 1983 году Алла Пугачева вышла на сцену с уже легендарным «Айсбергом», и зрители приняли песню с восторгом. Николаев выступил автором музыки, а стихи написала Татьяна Козлова.
Следующей стала песня «Расскажите, птицы». Пугачева исполнила ее в том же году. Николаев написал уже не только музыку, но и стихи.
В конце 1983 года Игорь ушел на службу в армию, где продолжал сочинять песни. В этот период он написал целый цикл стихов для первого сольного альбома Александра Кальянова.
После армии Николаев с удвоенной силой сочиняет песни. В 1985 году он в соавторстве с Николаем Зиновьевым написал песню «Паромщик», которую исполнила Пугачева. И вслед за ней, но уже в тандеме с Михаилом Таничем, представил знаменитое «Комарово». Эта песня впервые прозвучала в исполнении Игоря Скляра.
В 1986 году Николаев начинает сольную карьеру с песни «Старая мельница». В том же году вышел восьмой по счету альбом Пугачевой «Счастья в личной жизни», который состоял полностью из композиций Игоря. В него, помимо «Паромщика», вошли такие песни, как:
- «Прости, поверь»;
- «Сто друзей»;
- «Балет»;
- «Балалайка»;
- «Стеклянные цветы»;
- «Две звезды»;
- «Желая счастья в личной жизни».
Спустя год вышел дебютный сольный альбом самого Николаева. Он назывался «Мельница».
Песни Игоря стали пользоваться популярностью не только у зрителей, но и у самих исполнителей. Они буквально выстраивались в очереди за новыми композициями Николаева. В 90-е годы Игорь написал достаточно много песен для Ирины Аллегровой, Филиппа Киркорова, Наташи Королевой, Дианы Гурцкой и т. д.
В нулевых Николаев продолжает писать хиты. В 2001 году он записал «Пять причин». Песня продолжительное время держалась на верхней строчке хит-парадов страны.
Награды
На счету Игоря Николаева немало наград и званий, среди которых:
- «Заслуженный деятель искусств РФ»;
- неоднократный лауреат премии «Овация»;
- «Лучший композитор 2002 года»;
- орден «Служение искусству»;
- именная звезда на аллее парка 850-летия Москвы;
- лауреат премии им. И. Дунаевского за большой вклад в развитие песни.
Личная жизнь
За плечами Игоря Николаева три брака. Первой супругой певца стала Елена Кудряшова. Николаев женился на ней, когда ему едва исполнилось 18 лет. Они были знакомы со школьной скамьи. Вскоре на свет появилась дочка Юлия. В 1991 году брак распался.
Причиной разрыва стала Наталья Порывай (впоследствии – Королева). Когда она познакомилась с Николаевым, ей было всего 16 лет. Наталья приехала с Украины и мечтала стать певицей. Николаев тогда уже был очень популярным, он согласился стать ее продюсером. Творческий союз вскоре перерос в семейный. За годы совместной жизни пара записала несколько дуэтов. Самый популярный из них – «Дельфин и русалка». В 2001 году Николаев и Королева подали на развод. По слухам, причиной разрыва снова стали измены Игоря.
После расставания с Королевой певец несколько лет жил в гражданском браке с Анжелой Кулаковой, своим концертным директором.
В 2010 году Николаев женился в третий раз. Его супругой стала начинающая певица из Екатеринбурга Юлия Проскурякова. Николаев записал с ней несколько дуэтов. Спустя пять лет у пары родилась дочь Вероника.
Николай Петрович Агутин
Николай Петрович Агутин. Родился 15 апреля 1935 года в Тамбове. Советский певец, поэт-песенник, композитор, музыкальный критик, бизнесмен. Отец певца Леонида Агутина.
Николай Агутин родился 15 апреля 1935 года в Тамбове в семье военного.
После Тамбова отца перевели в Москву, жили на Арбате. Затем местом службы отца стал Воронеж. Именно там они встретили начало Великой Отечественной войны.
Во время войны с мамой жил в эвакуации в Узбекистане. После войны вернулись в Воронеж. Проживали в частном доме, позже получили квартиру.
С ранних лет занимался музыкой, пел в хоре при Доме пионеров. Также посещал танцевальный кружок.
В 1953-1956 годах служил в армии – в Орехово-Борисово под Москвой в частях ПВО.
После демобилизации устроился работать на ДОК, а потом в кавалерийский полк, который стоял в районе метро «Аэропорт», был директором клуба. Параллельно посещал подготовительные курсы в ГИТИС. Дважды пытался поступать в ГИТИС, но неудачно.
В итоге поступил в Гнесинское училище на вокальное отделение, которое окончил в 1964 году экстерном (во время учебы он уже начал гастролировать, в т.ч. выступал в Парке Горького на танцах).
Работал замдиректора в ДК Университета Дружбы народов. Организовывал праздники. Как рассказывал Николай Петрович, там было 87 Землячеств от каждой страны – ему приходилось для них для всех организовывать праздничные мероприятия.
Далее поступил в Москонцерт, работал в качестве певца – исполнял несколько песен из репертуара модных на тот момент исполнителей, в частности, Эдуарда Хиля.
Также начал писать и исполнять свои собственные песни. Написанные им песни пели и известные певцы – например, Иосиф Кобзон, с которым он вместе учился Гнесинском институте.
Некоторое время подрабатывал художником-оформителем, он вспоминал: “Я герб Советского Союза рисовал маслом. А он диаметром был 1м 20 см. Что я делал? Вырезал из фанеры нужный круг, прикалывал на него лист бумаги. Ставил эпидиаскоп. Клал туда открытку с гербом. Проецировал это все на бумагу и просто обрисовывал маслом”.
В конце 1960-х вступил в КПСС, выпускал стенгазеты в Москонцерте.
После ухода из Москонцерта работал с певцом Николаем Зайцевым – пел с ним отделение из 10-12 песен. Вместе они проработали 3 года.
Николай Агутин в молодости
В 1971 году Игорь Гранов пригласил Николая Агутина в ансамбль «Голубые гитары». Вместе с ВИА «Голубые гитары» стал лауреатом конкурса «Братиславская лира» 1973 года.
В дальнейшем работал администратором в таких известных в свое время ВИА как «Весёлые ребята» и «Поющие сердца». Работал с Николаем Эрденко и его коллективом «Джанг», группами Стаса Намина и «Песняры», Александром Серовым и Валерием Леонтьевым.
Он организовывал концерты, причем, делал всё один. Он рассказывал: “Например, я делал концерты на стадионе в Сочи, так у меня было 115 артистов. И длилось это 10 дней. Я прилетал в город, заказывал гостиницы. А это все было ведь в курортный сезон. А гостиниц в Сочи тогда было «Жемчужина», «Ленинградка» и «Чайка». А артисты у меня были какие? Я должен был каждого встретить и разместить. Этому давай люкс в гостинице, тому тоже люкс. И так набиралось у меня их 10-11. Каждому директору одноместный, а музыкантов уже можно было селить по два”.
Организовывал концерты для звезд кино – Георгия Вицина и Евгения Моргунова.
В конце 1980-х – начале 1990-х работал с Михаилом Муромовым, Вячеславом Малежиком, Юрием Антоновым, Женей Белоусовым.
Когда в 1988 году из армии вернулся его сын Леонид Агутин, она стал работать с ним – помогал с организацией первых концертов и раскруткой его дебютных песен.
“Я всегда делал большие мощные концерты и не старался просто заработать. Меня называли Эстрадный Бондарчук, потому что у меня были очень масштабные концерты”, – рассказывал Николай.
В начале 1990-х угодил в скандал после организованного им турне по стадионам Алма-Аты, Краснодара, Ташкента, Самарканда и других городов бывшего Союза. Как рассказывал Николай, его обманули и не выплатили денег, из-за чего он не смог сразу расплатиться с артистами. Но позже, по его словам, все вернул. “После этого я завязал с шоу-бизнесом. Я понял, что не на кого нельзя положиться. Люди стали шарить по карманам друг у друга. Раньше на одном честном слове я привозил людей, а директор филармонии костьми ляжет, но выполнит свои обещания”, – говорил он.
Позже занимался недвижимостью, хотя иногда возвращался к концертной деятельности. Также выступал в качестве музыкального критика.
Часто появлялся в ток-шоу на центральных телеканалах, регулярно становился героем светской хроники. Иногда выступал на сцене вместе с известным сыном.
Николай и Леонид Агутины – День рождения
Рост Николая Агутина: 170 сантиметров.
Личная жизнь Николая Агутина:
Пять раз был женат. Имел множество романов.
Первая жена – Людмила Леонидовна Агутина (в девичестве Школьникова; род. 20 июля 1940), преподаватель начальных классов, заслуженный учитель Российской Федерации, работала в школе № 791 Москвы. Познакомились в Парке Горького, где он выступал как певец, а она занималась в кружке бального танца.
В первом браке прожил с женой 16 лет. Это оказался его самый длинный брак.
У пары 16 июля 1968 года родился сын Леонид.
Известно, что 14-летний Леонид очень переживал уход отца из семьи и четыре года не общался с ним. Лишь в 18 лет Леонид и Николай восстановили отношений.
Невестка – певица Анжелика Варум.
Внучка – Полина Леонидовна Воробьёва (род. 12 марта 1996) – от первого брака Леонида со Светланой Белых, жила с матерью и приёмным отцом в Италии, затем её семья переехала во Францию.
Внучка – Елизавета Леонидовна Варум (род. 9 февраля 1999), с 2003 года живёт в Майами. Создала свою рок-группу «Without Gravity» («Без притяжения»), с которой выступает на концертах в школах, пишет для группы музыку, играет на гитаре.
Николай Агутин с первой женой Людмилой и сыном Леонидом
Николай Агутин и сын Леонид
Вторая жена – Елена Жернова, журналистка. У них родились две дочери: Ксения (род. 1 сентября 1980) и Мария (род. 13 июня 1982).
Дочь Ксения Николаевна Агутина подарила ему внука Виктора и внучку Ульяну (2015 г.р.).
Дочь Мария Николаевна Агутина родила дочь Алёну, а также сына Матвея, который прожил только два года (21 июля 2012 – 18 июня 2014).
Елена Жернова – вторая жена Николая Агутина
В течение 15 лет у него был гражданский брак с медсестрой Татьяной.
Третья жена – Наталья, она была моложе его на 45 лет.
Четвертая жена – Алла Павлова, была моложе его на 50 лет. Вместе прожили 10 лет. Развелись в ноябре 2014 года.
Николай Агутин и четвертая жена Алла Павлова
Николай Агутин разводится. Прямой эфир
Пятая жена – Нина, его соседка, она моложе его на 29 лет. Поженились в январе 2016 года. “Перед новогодними праздниками я попал на больничную койку. Как обычно, проходил обследование, сдал анализы. По их результатам меня попросили задержаться на неделю в Институте им. Склифосовского. Ничего серьезного, просто чистили сосуды, ставили капельницы, наблюдали за сердцем. У меня была отдельная палата в отделении сосудистой хирургии, сын с невесткой навещали каждый день, но, признаюсь, не только они. Также ко мне приходила моя Ниночка. Да, теперь я не одинок и влюблен! Никому сначала о ней не говорил, так как у нее есть своя семья. Не подумайте ничего плохого, она давно в разводе. Муж ушел к другой женщине, а она одна воспитывает сына Никиту”, – рассказывал о невесте Николай Петрович.
Николай Агутин и пятая жена Нина
Однако и пятый брак долго не продержался – уже в ноябре 2017 года Николай Агутин вышел в свет со своей новой возлюбленной Аллой. “Она у меня умница, скромница. Даже сын завидует, говорит, как мне повезло с Аллой. У нее масса талантов, умений, которые делают Аллу очень интересным собеседником”, – описывал он свою очередную пассию.