Николай асеев биография личная жизнь
Один из основателей «Левого фронта искусств», исследователь русского стиха и наставник молодых поэтов, Асеев выпустил за свою жизнь более 30 книг стихотворений и прозы. Владимир Маяковский писал про Николая Асеева: «Этот может. Хватка у него моя». Алексей Кручёных называл его «импульсом» и «чистым золотом». Варлам Шаламов считал, что он умрет, если запретить ему писать.
От дедушкиных сказок к первым стихам
Детство Николая Асеева прошло в Курской губернии. Он рано остался без матери; его отец, страховой агент, постоянно ездил в командировки. Воспитанием будущего поэта занимался дедушка: «Это он мне рассказывал чудесные случаи из его охотничьих приключений, не уступавшие ничуть по выдумке Мюнхгаузену. Я слушал, разинув рот, понимая, конечно, что этого не было, но все же могло быть. Это был живой Свифт, живой Рабле, живой Робин Гуд, о которых я тогда не знал еще ничего».
Учиться Николая Асеева отдали в Курское реальное училище. Потом он переехал в Харьков, где поступил на филологический факультет. Поэту город не нравился. Единственное место, которое он с удовольствием посещал, — это дом сестер Синяковых. Потом их назовут музами русского футуризма. По воспоминаниям Лили Брик, Борис Пастернак ухаживал за Надеждой, Давид Бурлюк — за Марией, Григорий Петников — за Верой, Николай Асеев — за Ксенией (позже они поженились). А Велимир Хлебников влюблялся во всех сестер Синяковых по очереди.
Семен Кирсанов, Александр Родченко, Николай Асеев. Фотография: rosphoto.org
Из Харькова по настоянию отца Асеев переехал в Москву и поступил в Московский коммерческий институт. Одновременно он слушал лекции на филологическом факультете Московского университета. В это время он познакомился со многими московскими поэтами и писателями — Вячеславом Ивановым, Валерием Брюсовым, Федором Сологубом. Но главным событием для поэта стала встреча с Владимиром Маяковским: «Со времени встречи с ним изменилась вся моя судьба. Он стал одним из немногих самых близких мне людей».
В 1913 году стихотворения Николая Асеева выходят в альманахе «Лирика». В тот же год совместно с Борисом Пастернаком и Сергеем Бобровым Асеев организовал свою группу футуристов «Центрифуга». Вскоре к ним присоединились и новые участники — Велимир Хлебников, Мария Синякова, Божидар, Григорий Петников.
За четыре следующих года Николай Асеев выпустил пять сборников стихотворений — «Ночная флейта», «Зор», «Леторей», «Четвертая книга стихов», «Оксана».
Рафинированный интеллигент на «Левом фронте»
Шла Первая мировая война. В 1915 году поэта призвали на фронт. В военной части Асеев устраивал чтения стихов и пытался поставить спектакль по рассказу Льва Толстого, за что его посадили под арест. Вскоре поэт заболел туберкулезом, и его отпустили домой — лечиться. Через год Асееву пришлось вернуться на фронт, но неожиданно революционные события освободили его от дальнейшей службы.
«Сейчас же после Февральской революции я, 27-летний поэт, выученик символистов, отталкивавшийся от них, как ребенок отталкивается от стены, держась за которую он учится ходить. Я — рафинированный интеллигент — с удовольствием заметил, что нет больше силы, которая заставляла меня носить костюм каторжника — мою тяжеловесную прокарболенную шкуру рядового 34-го запасного полка».
В 1917 году Асеев с женой уехали во Владивосток. Там он вступил в местный Совет рабочих и солдатских депутатов и стал начальником биржи труда. Параллельно работая в местной газете, поэт публиковал стихи Владимира Маяковского, Василия Каменского, Петра Незнамова.
Во Владивостоке вышел следующий сборник Асеева — «Бомба». Поэт отправил Владимиру Маяковскому экземпляр книги. В ответ Маяковский прислал ему свое издание с подписью: «Бомбой взорван с удовольствием. Жму руку — за!»
В 1922 году по приглашению наркома просвещения Луначарского Николай Асеев вернулся в Москву. В это время он активно издавал свои произведения. Особенно популярны у читателей были поэмы «Синие гусары», «Буденный», сборник «Совет ветров».
«Мы говорили; вот, если запретить писать стихи? Нельзя никак — просто стихи будут исключены из жизни общества. Что будут делать поэты? Асеев перестанет жить».
Николай Асеев сотрудничал с советским кинематографом: он написал сценарии к фильмам «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» Льва Кулешова, «Федькина правда» Ольги Преображенской, участвовал в создании «Броненосца «Потемкин» Сергея Эйзенштейна.
Вместе с Владимиром Маяковским, Осипом Бриком и Борисом Кушнером Николай Асеев организовал творческое объединение «Левый фронт искусств». Его участники призывали связать искусство с материальным производством, отказаться в поэзии от вымысла и больше писать о фактах, живее откликаться на новые потребности общества. «Сейчас следует учиться поэзии у станка и комбайна», — писал Николай Асеев. В объединение входили не только поэты, но и художники (Любовь Попова, Варвара Степанова, Владимир Татлин), архитекторы (братья Веснины, Андрей Буров) и кинематографисты (Сергей Эйзенштейн, Дзига Вертов, Леонид Трауберг).
В эти годы Николай Асеев тесно дружил с Владимиром Маяковским, которого он считал «наиболее яркой фигурой среди поэтов сегодняшнего дня». Иронизируя по поводу отношений двух поэтов, Кукрыниксы нарисовали шарж. Маяковского изобразили в виде созвездия Большой Медведицы, а Асеева — Малой. Но далеко не все современники так видели расстановку творческих сил. Алексей Крученых писал: «Маяковский служит стихом, он служащий. А Коля — служит стиху. Он — импульс, иголка, звёздочка, чистое золото». Варлам Шаламов вспоминал, что в Москве 20-х годов от Асеева стихов ждали больше, чем от Маяковского, который выдавал больше «шума, скандала, хорошей остроты, веселого спора-зрелища».
Редактор, переводчик, преподаватель
В 30-е годы Николая Асеева избрали в редакционную коллегию «Литературной газеты», потом — в состав правления Союза писателей. В эти годы поэт сочинял праздничные стихи в газеты, стихотворные отклики «на злобу дня». В поиске новых жанров он публиковал международные политические фельетоны («Надежда человечества», «Берлинский май»).
«Нас смущала искусственность его поэзии, холодок «мастерства», который, уничтожая поэта, делал его «специалистом», выполняющим «социальный заказ».
После смерти Маяковского Асеев писал о нем многочисленные статьи, а в 1940 году издал поэму «Маяковский начинается», за которую получил Сталинскую премию.
После Великой Отечественной войны Асеев продолжал писать стихи, занимался переводами (известны его переводы стихов Мао Цзэдуна). В 1961 году вышла его книга «Зачем и кому нужна поэзия» с воспоминаниями о поэтах-современниках — Владимире Маяковском, Сергее Есенине, Велимире Хлебникове, Виссарионе Саянове, Александре Твардовском. В ней Николай Асеев также размышлял о происхождении русского стиха. Советский филолог, академик Дмитрий Лихачев написал подробную рецензию на «интересную по мыслям и блестяще написанную» книгу. В эти годы Асеев преподавал в Литературном институте, помогал издаваться молодым поэтам — Виктору Сосноре, Андрею Вознесенскому, Юрию Панкратову.
«Совсем неожиданным в свиданиях с Николаем Николаевичем было для меня то, что он преимущественно говорил не о своей поэзии, не о своих стихах — он говорил о стихах молодежи, любил их читать…»
В последние годы поэт тяжело болел. Как вспоминала его супруга Ксения Асеева: «В последний день его жизни, когда я пришла в больницу «Высокие горы», Николай Николаевич сел на постели и начал читать стихи. Со стихами уходил он из жизни…» Николая Асеева не стало в 1963 году.
Асеев Николай Николаевич – известный советский поэт и сценарист. Один из ярчайших представителей футуризма в России. Был не раз награжден советской властью за свои стихотворения, в том числе и Сталинской премией.
Детство и юность
Сразу оговоримся, Асеев – это псевдоним. Настоящая фамилия писателя – Штальбаум. Часто публиковал свои произведения под другими именами: Иволга, Н. А. Буль-Буль, Нав Фундаментальников.
Николай Асеев, биография которого представлена здесь, родился 27 июня 1889 года во Львове (Курская губерния). Его отец Николай Николаевич был страховым агентом, а мать, Елена Пинская, скончалась в молодости, когда сыну было всего 8 лет. Вскоре после этого отец женился второй раз.
Свое детство будущий писатель провел у деда по матери, Николая Павловича Пинского, который был заядлыми рыбаком и охотником, обожал фольклор, особенно песни, и слыл превосходным рассказчиком. Его бабушка, жена Пинского, родилась крепостной, которую и выкупил будущий муж, влюбившись в девушку во время своих охотничьих прогулок.
В 1909 году Асеев окончил Курское реальное училище. После этого поступил в московский Коммерческий институт. Также посещал филологический факультет Московского университета, где слушал лекции.
Первые публикации
Николай Асеев опубликовал первые свои произведения в 1911 году. Московская литературная жизнь захлестнула поэта. В это время он – частый гость «брюсовских вечеров» и ужинов у Вячеслава Иванова. На одной из встреч познакомился с Пастернаком, который покорил юного писателя своими произведениями.
В 1914 год в альманахе «Лирика» публикуется подборка асеевских стихов. С этого момента начинается активная литературная жизнь поэта. И уже через четыре года было издано 5 его сборников: «Зор», «Ночная флейта», «Леторей», «Оксана», «Четвертая книга стихов».
Война и революция
Во время Первой мировой Николай Асеев был призван в армию. Сначала его отправляют в Мариуполь, где проходит боевая подготовка. Затем посылают в составе полка в сторону Австрийского фронта. В это время он серьезно заболевает – начинается воспаление легких, осложненное туберкулезом. Асеева признают негодным к службе и отсылают в тыл. После выздоровления поэта снова отправили на фронт, где он прослужил до 1917 года, когда его избрали в члены Совета солдатских депутатов.
Разгорелась Февральская революция. Полк писателя отказался воевать. Асеев, взяв семью, отправляется на Дальний Восток. Путь его пролегал через голодную и послевоенную, охваченную мятежом страну. Свои скитания он описал в очерке «Октябрь на Дальнем», который принес ему первым настоящий литературный успех.
Поселившись во Владивостоке, писатель начал сотрудничать с новой газетой «Крестьянин и рабочий». В это время стало известно об Октябрьской революции, Асеев принял с радостью эту новость. Вскоре ему пришло приглашение от Луначарского переехать в Москву. И в 1922 Асеев перебирается в столицу. Здесь он встречается с Маяковским, который имел очень большое на него влияние.
Жизнь в Москве
В Москве Николай Асеев продолжает писать, выпускает несколько сборников: «Совет ветров», «Стальной соловей». В 20-х годах были опубликованы революционные поэмы и стихи писателя: «Чернышевский», «Лирическое отступление», «Синие гусары», «Свердловская буря».
В эти же годы Асеев отправляется в путешествие на Запад, из которого возвращается в 1928. После этого он пишет несколько стихов-впечатлений: «Рим», «Дорога», «Форум-Капитолий». После гибели Маяковского поэт опубликовал поэму «Маяковский начинает».
Последние годы и смерть
Во время Великой Отечественной Николай Асеев продолжает работать. Многие его произведения называют настоящей военной хроникой. Среди таких стихотворений: «Пламя победы», «Радиосводки», «В последний час», «Полет пули» и пр.
В 1961 году выходит книга писателя «Зачем и кому нужна поэзия», которой он подводит итоги своей жизни и творческого пути.
Скончался Асеев 16 июля 1963 года в Москве. Был похоронен на Новодевичьем кладбище.
Стихотворения Асеева раннего периода
Несмотря на то что Асеева относят к футуристам, начинал он как символист. В юности был сильно увлечен Верленом, Гофманом и Оскаром Уайльдом. Не удивительно, что в стихотворениях этого времени он предстает романтиком-декадентом.
Поэт в эти годы примыкает к группе «Центрифуга», представители которой пытались соединить кубо-футуризм, только набирающий обороты, и «чистую» классическую лирику. Асеев с презрением относился к «трезвенно-меркантильному» миру обывателей. Окружающую действительность он описывал как «страшную морду», которая «осыпается пачками рублей». Мечта поэта – убежать из этого мира с возлюбленной и «не встречать ни друзей, ни домочадцев». Первую мировую Асеев воспринял как долгожданное крушение мещанского устоявшегося порядка: «пусть рушатся камни зданий в огне».
Кроме этих мотивов в стихотворениях поэта присутствуют образы из русских сказок и славянской мифологии, а также запорожские напевы.
Период революции
Николай Асеев – поэт-новатор. Большое влияние на него оказали Маяковский и В. Хлебников. Они сыграли главную роль в формировании его стиля. Во время революции Асеев находился во Владивостоке. Отсюда он начинает прославлять Советскую Россию. Поэт обращается к классическим деревенским образам: синь, лен, пашни, черешни, ковыли, покос и пр.
Еще в дореволюционных стихах Асеев предсказывал скорое торжество нового порядка. Поэтому переворот он воспринял с восторгом. Старую культуру он называет «ушедшей тучей», которая наконец-то «отгремела». Новый же мир стал «выходом из старого, предощущением, возможностью». Таким образом, поэт воспринимает революцию как стихийную силу, разгромившую мещанский уклад и давшую возможность для развития.
Послереволюционный период
После переезда в столицу мировоззрение Асеева несколько меняется. Революция из призрачного идеала превращается в совершившееся действие, результаты которой можно оценить. В произведениях появляется тема индустриализации, которая неразрывно связана с творчеством.
Писатель всегда тяготел к экспериментам, поэтому часто испытывал на себе влияние различных литературных течений. Например, древнерусские мотивы, заимствования у Гумилева, Гофмана, Блока, Хлебникова.
По своей тематике от предыдущих произведений отличается поэма «Лирическое отступление», написанная в 1924 года. В сочинении звучат тревожные, драматичные и взволнованные ноты. Асеев упрекает своих современников в том, что они не отошли от мещанства и все еще тянутся к бытовому благополучию, не думая о всеобщем благе. Эта поэма была высоко оценена современниками, а позднее стала считаться классикой 20 века.
Второе известное произведение этого периода – сюита «Синие гусары», которая была посвящена памяти декабристов. В произведении Асеев описывает подготовку восстания и трагическое завершение задуманного.
В 1929 году вышла книга «Дневник поэта». В этой книге на задний план уходят эстетические искания, а вперед выступает лиричность окружающего мира и бытовой стороны жизни. Вновь возвращается к романтическому пафосу Николай Асеев.
Самые известные стихи перечислим ниже:
- «Я знаю: все печали…»;
- «Контратака»;
- «Предгрозье»;
- «Что такое счастье?»;
- «Об обыкновенных»;
- «Песня славы»;
- «Каждый раз, как смотришь в воду…»;
- «Счастье»;
- «Памятник»;
- «Созидателю»;
- «Снегири».
Поздний этап творчества
Во второй половине 20-х ищет нового героя Николай Асеев. Стихи этого времени свидетельствуют о том, что поэт начинает воспевать рабочего, поэзии же, говорит он, нужно учиться «у станка и комбайна». Выходят несколько стихотворений, в которых воспеваются трудовой коллективизм, народная жизнь и обычная работа простых людей. Среди таких произведений можно назвать «Курские края», «Электриада», «Песня о нефти».
30-е годы знаменуются для Асеева продолжением жанровых поисков. В частности, он разрабатывает международные фельетоны на политические темы: «Берлинский май», «Надежда человечества». Одновременно с этим поэт занимается переводами.
Во время Великой Отечественной его произведения печатаются на страницах фронтовых и центральных газет. В стихах этого периода главное место занимает патриотизм и вера в победу в войне.
В послевоенные годы Асеев уделял большое внимание теоретической части поэзии. Часто публиковал в газетах статьи на литературные темы и издал несколько книг.
«Я не могу без тебя жить»: анализ стихотворения
Стихотворение было написано в 1960 году, поэтому его относят к поздней поэзии Асеева. Тема любви нехарактерна для творчества писателя и является скорее исключением, чем правилом. У стиха есть название – «Простые строки». Оно не всегда упоминается в сборниках, но имеет ключевое значения для осмысления произведения.
Сюжета у стихотворения как такового нет. В нем только описывается чувство – лирический герой признается в любви. Он говорит о том, что без возлюбленной ему ничего не нужно в этом мире. Асеев пишет о настоящей пламенной любви, но озаглавливает стихотворения «Простые строчки». Этим поэт хотел сказать, что для окружающих его исповедь не является каким-то откровением, подобные слова произносили многие. Но для самого лирического героя его чувства сильны и невероятны.
«Я не могу без тебя жить» – одно из известнейших стихотворений Асеева. Этим оно обязано своей лиричности и искренности.
Мемория. Николай Асеев
9 июля 1889 года родился поэт Николай Асеев
Личное дело
Николай Николаевич Асеев (1767—1849) родился во Льгове (ныне Курской области) в семье страхового агента. До 1911 года его фамилия официально писалась как Ассеев. Мать Елена Николаевна умерла молодой. «Мать я помню плохо. Она заболела, когда мне было лет шесть, и к ней меня не пускали, так как опасались заразы. А когда я ее видел, она лежала всегда в жару, с красными пятнами на щеках, с лихорадочно сиявшими глазами», – вспоминал Асеев. Отец вскоре после ее смерти женился вторично. К тому же он, будучи страховым агентом, все время колесил по уездам, редко бывая дома.
Так что воспитанием мальчика занимался дед по материнской линии Николай Павлович Пинский, заядлый охотник и рыболов, любитель народных песен и сказок и замечательный рассказчик.
Из Льгова дед отвез десятилетнего Николая в Курск, где тот поступил в реальное училище, которое окончил в 1909 году. Примерно в это время начал писать стихи. Сразу после училища поступил на экономическое отделение Московского коммерческого института.
В 1911 году произведения Асеева впервые появляются в печати в журнале «Весна». Постепенно он знакомится со многими известными литераторами – В. Брюсовым, Ф. Сологубом, Б. Пастернаком, В. Маяковским. По окончании института в 1912 году продолжил учебу на филологических факультетах Московского и Харьковского университетов.
Асеев поочерёдно был членом нескольких поэтических групп. В 1913 году он вместе с Борисом Пастернаком вступает в группу «Лирика», организованную Сергеем Бобровым, затем становится членом новой футуристической группы «Центрифуга».
С 1914 года Асеев публиковался в журнале для детей «Проталинка».
Его первый сборник «Ночная флейта» (1914) носил следы влияния символистской поэзии. Знакомство с произведениями Велимира Хлебникова и увлечение древнеславянским фольклором нашли свое отражение в сборниках «Зор» (1914) и «Леторей» (1915).
В 1915 году Асеева призвали в армию. Он попал на австрийский фронт. После февральской революции Асеева избирают в Совет солдатских депутатов от 34-го стрелкового полка. Как самый грамотный в этом Совете, он получил направление на учебу в школу прапорщиков, находившуюся в Иркутске. Вместе с эшелоном раненых сибиряков был отправлен в Иркутск, но проследовал далее – на Дальний Восток. Во Владивостоке Асеева застала Октябрьская революция. «По солдатской литере проехал я всю Сибирь и докатил до самого океана, — писал Асеев в заметках „Путь в поэзию“. — Приехав во Владивосток, я пошел в Совет рабочих и солдатских депутатов, где получил назначение помощника заведующего биржей труда». Затем он работал в газете «Дальневосточное обозрение» сначала выпускающим, позже в качестве фельетониста.
В это время восточная окраина России стала местом притяжения футуристов. В те годы во Владивостоке и Чите жили и творили М. Аветов, С. Алымов, Д. Бурлюк, Н. Насимович (Чужак). Асеев прибыл в Приморье автором пяти поэтических книг, написанных в духе уходящего символизма; здесь же он окончательно стал футуристом.
Асеев выступил одним из инициаторов создания литературно-художественного общества «Балаганчик», из которого в дальнейшем родилась группа «Творчество», в которую вместе с Асеевым входили С. Третьяков, Д. Бурлюк, Н. Насимович (Чужак).
Асеев был активнейшим проводником в культурной жизни Приморья идей и поэтики Маяковского, с которым был знаком с 1913 года. Он читал лекции о футуризме, публиковал новые произведения «горлана-главаря». Владивостокские читатели знакомились с поэмой «150 000 000» и пьесой «Мистерия-буфф» практически одновременно с петроградцами и москвичами.
В 1921 году во Владивостоке выходит сборник стихов Асеева «Бомба». А в Чите появляется издательство ПТАЧ, названное по начальным буквам фамилий его создателей: Пальмова, Третьякова, Асеева, Чужака.
В 1922 году Асеев был вызван в Москву телеграммой А. В. Луначарского. После переезда в Москву становится одним из лидеров групп ЛЕФ (1923—1928) и РЕФ (1929—1930).
С 1931 года и до своей кончины Асеев жил в «Доме писательского кооператива» в Камергерском переулке (сейчас на здании установлена мемориальная доска). После смерти Маяковского Асеева воспринимали как последователя и продолжателя поэта-трибуна. Он много писал, но публиковали, в основном, только его агитационные стихи. Несколько раз Асеев пытался обратиться к Сталину, жалуясь на притеснения.
В декабре 1935 года Сталин заявил, что «… Маяковский был и остается лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи. Безразличие к его памяти и произведениям – преступление». Уже через две недели Асеев публично заявил, что начал писать о своем друге роман в стихах. Поэма «Маяковский начинается» стала главным произведением Асеева. Закончил он ее в 1939 году.
В годы войны, как невоеннобязанный по возрасту, Асеев находился в эвакуации в Чистополе.
После войны входил в комиссию по приемке в Союз писателей, в правление Литературного фонда занимавшегося широким кругом вопросов по обеспечению быта писателей. Активно помогал молодым поэтам в период хрущёвской «оттепели». Сохранились его письма Виктору Сосноре, написанные незадолго до смерти, полные участия в творческой карьере молодого поэта.
Николай Асеев умер 16 июля 1963 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Чем знаменит
Николай Асеев
Николай Асеев – один из ярких представителей плеяды советских поэтов. Изначально вместе с Сергеем Бобровым и Борисом Пастернаком являлся одним из ведущих представителей группы «Центрифуга», исповедовавшей футуризм. Однако революции и войны, а также дружба с В. Маяковским сильно повлияли на его дальнейшее творчество. Со временем Асеев стал одним из наиболее ортодоксальных большевистских поэтов, выполняя своими стихами «социальный заказ». Он является автором множества произведений на революционную тематику: поэма «Свердловская буря» (1924), «Семен Проскаков» (1928), стихи о революционерах («Синие гусары», 1926, «Чернышевский», 1929), «Поэма о двадцати шести бакинских комиссарах» (1925). Был обласкан властью, за свое творчество удостоен Сталинской премии.
Особое место в творчестве Асеева занимает биографически-мемуарная поэма «Маяковский начинается» (1940), где есть воспоминания об атмосфере эпохи и деятелях футуризма.
О чем надо знать
Дочь Марины Цветаевой Ариадна Эфрон обвиняла Асеева в неоказании помощи ее матери в эвакуации, что и привело в итоге поэтессу к самоубийству. Ариадна писала Борису Пастернаку в 1956 году: «Для меня Асеев — не поэт, не человек, не враг, не предатель — он убийца, а это убийство — похуже Дантесова».
Именно к Асееву и его жене было обращено одно из предсмертных писем Цветаевой, которая просила их позаботиться о сыне Георгии: «Не оставляйте его никогда. Была бы без ума счастлива, если бы он жил у Вас».
Сам Георгий впоследствии писал в дневнике: «Асеев был совершенно потрясен известием о смерти Марины Цветаевой, сейчас же пошел вместе со мной в райком партии, где получил разрешение прописать меня на его площадь…»
Прямая речь
О деде: «Главным моим воспитателем был дед Николай Павлович. Это он мне рассказывал чудесные случаи из его охотничьих приключений, не уступавшие ничуть по выдумке Мюнхгаузену. Я слушал разинув рот, понимая, конечно, что этого не было, но все же могло произойти. Это был живой Свифт, живой Рабле, живой Робин Гуд.».
Из полицейских архивов Льгова:«1909 г. мая 23 дня Льговский уездный исправник, усматривая из произведенного дознания, что студент Николай Николаев Асеев, дворянин Николай Владимиров Санцевич, Константин Владимиров Курлов, купец Александр Иванов Степин и дочь чиновника Мария Федорова Сафонова показанием свидетелей… уличаются в том, что в ночь на 23 мая позволили себе публично петь в городском саду революционные песни. А потому усматривая в этом деянии признаки нарушения пункта 3 обязательных постановлений изданных Курским Губернатором 3 июля 1907 г. … Постановил: …как вредных общественному порядку, подвергнуть аресту при Льговской тюрьме».
Владимир Маяковский в дружеском письме Асееву на Дальний Восток:«Громовой привет и широкое футуристическое мерси за агитацию нашего искусства и за восславление моей скромной персоны, в частности… Если что-нибудь поэтическое начнется, будет идти в ДВР… Хочу приехать в Читу».
Литературовед Валентина Катеринич о книге Асеева «Бомба»: «Натужный пафос, упругий ритм, кумачовые краски и риторика, риторика, риторика. “Заводы, слушайте меня / Готовьте пламенные косы:/ В России всходят зеленя/ И бредят бременем покоса” Или: “Рабочие России,/ мы жизнь свою сломаем,/ но будет мир красивей/ цветущим Первым маем… ” Асеевское “румяного века живое сегодня” стало настолько вчерашним, что подобного рода стихи добровольно прочтет разве что литературовед. И дело еще в том, что они воспринимаются (и являются таковыми) как бледная тень революционного Маяковского».
Еще за деньги
люди держатся,
как за кресты
держались люди
во времена глухого Керженца,
но вечно
этого не будет.
(Николай Асеев)
8 фактов о Николае Асееве
- Бабушка Николая Асеева Варвара Степановна Пинская в юности была крепостной. Ее выкупил из неволи дед, влюбившийся в неё во время одного из своих охотничьих походов. Она много помнила и рассказывала внуку из быта старой деревни.
- Некоторые справочники указывают, что настоящая фамилия Асеева — «Штальбаум». Такая информация была в первом томе «Словаря псевдонимов» И. Ф. Масанова. Однако уже в 4-м томе словаря, вышедшем при жизни Асеева, появилось опровержение: «Указание на то, что Асеев, Н. — псевд. Н. Н. Штальбаума, — не соответствует действительности. Асеев, Н. Н. — настоящая фамилия».
- «Марш Буденного» из поэмы Асеева «Буденный» (1922) был положен на музыку А. А. Давиденко и стал популярной песней.
- Переводил стихи Мао Цзэдуна. Книга «Восемнадцать стихотворений» в переводе Асеева была выпущена в Москве издательством «Правда» в 1957 году.
- Поэт страстно увлекался охотой и большим теннисом, даже участвовал в крупных соревнованиях.
- Асеев опубликовал за свою жизнь около 80 стихотворных сборников.
- За поэму «Маяковский начинается» (1940) Николай Асеев был удостоен Сталинской премии 1-й степени. Также награждён орденами Ленина и Трудового Красного Знамени.
- Именем Николая Асеева названы улицы в Москве, Курске и Льгове