Никях с бывшей женой

СОДЕРЖАНИЕ

  • Бракосочетание (никях)
  • Значение брака в Исламе;
  • Выбор супруга;
  • Помолвка (хитба);
  • Бракосочетание (никях);
  • Препятствия для бракосочетания;
  • Свадебный подарок невесте (махр);
  • Порядок совершения бракосочетания (никях);
  • Развод (талак);
  • Виды развода;
  • Некоторые изречение пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, о браке.

БРАКОСОЧЕТАНИЕ (НИКЯХ)

Значение брака в Исламе

Ислам придает большое значение браку. В Священном Коране сказано:

 وَمِنْ ءَايَاتِهِ اَنْ خَلَقَ لَكُمْ مِنْ أَنْفُسِكُمْ أَزْوَاجًا لِتَسْكُنُوا إِلَيْهَا وَجَعَلَ بَيْنَكُمْ مَوَدَّةً وَرَحْمَةً إِنَّ فيِ ذَالِكَ لآَيَاتٍ لِقَوْمٍ يَتَفَكَّرُونَ

«И из знамений Аллаха – то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили успокоение в них, установил между вами взаимную любовь и сострадание. Воистину, во всем этом – ясные знамения для людей, которые размышляют». («Ар-Рум», 30/21)

 وَاَنْكِحُوااْلأَيَامَى مِنْكُمْ وَالصَّالِحِينَ مِنْ عِبَادِكُمْ وَإِمَآئِكُمْ إِنْ يَكُونُوا فُقَرَآءَ يُغْنِهِمُ اللهُ مِنْ فَضْلِهِ وَاللهُ وَاسِعٌ عَلِيمٌ

«Выдавайте замуж незамужних женщин и жените неженатых мужчин, готовых к браку. Если у них не будет достаточного количества материальных возможностей, средств в нужный момент, Господь обогатит их из Своей Милости. Творец бесконечно Широк и абсолютно все знает». («Ан-Нур», 24:32)

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, советовал верующим жениться, говоря:

«О молодежь! Пусть обзаведется семьей тот из вас, кто в состоянии жениться». (Аль-Бухари, «Никах»,1; Муслим, «Никях», 1).

Таким образом, Всевышний Аллах создал мужчину и женщину друг для друга, проявляя Щедрость к Своим рабам. Ислам призывает своих последователей создавать крепкие семьи  и запрещает давать обет безбрачия.

Создание семьи возможно только через заключение брака – никях. Брак имеет большое значение для сохранения нравственности в обществе.

Выбор супруга

Для того, чтобы семья была крепкой, а брак – долгим, надо внимательно отнестись к выбору супруга. При решении этого вопроса самое больше внимание следует обратить на религиозность и нравственность будущего супруга.

Качества, наличие которых в будущей супруге желательно:

1. Религиозность.

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил:

«Супругу выбирают по 4 качествам: за ее богатство, ее положение в обществе, за красоту и за богобоязненность, так выбирайте же богобоязненную, (иначе) окажетесь в затруднительном положении». (Аль-Бухари, «Никях», 15; Муслим, «Рада», 53)

 «Более всего праведному верующему, состоящему на службе Аллаху, приносит счастье и добро его благочестивая, богобоязненная супруга. Такая женщина повинуется ему, при взгляде на неё он ощущает чувство радости. Она помогает ему не нарушать данное им слово клятвы. В случае отсутствия его дома, она бережёт, как свою собственную честь, так и честь, и имущество своего супруга». (Ибн Маджа, «Никях», 5/1857)

«Мир полон полезных благ и милостей. Самое большее же из них – это благовестная и набожная жена». (Муслим, Рада, 64; Насаи, «Никях», 15; Ибн Маджа, «Никях», 5)

2. Способность рожать детей.

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил:

«Женитесь на женщине, которая может любить и которая может рожать, потому что в Судный День я буду гордиться численностью моей общины (умма) перед общинами других пророков». (Ахмад)

3. Девственность.

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Выбирайте для женитьбы девственницу». (Ибн Маджа, Байхаки)

4. Религиозность семьи, в которой воспитывалась избранница.

Следует обращать внимание на род невесты, так как будущий ребенок может быть похожим на кого-нибудь из ее рода. Чтобы родившийся ребенок был нравственным, воспитанным и благочестивым, важно, чтобы он родился в хорошей семье. Ведь здоровые корни дают здоровые и красивые побеги.

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Будьте далеко от «хадра’и диман». Сподвижники спросили: «Что такое «хадра’и диман», о Посланник Аллаха?» Он ответил: «Женщина, выросшая в грехе». (Дайлами)

5. Красота.

6. Желательно выбирать супругу не из близких родственников.

Мужчине, достигшему совершеннолетия, запрещается смотреть на ‘аурат чужой женщины.

Если мужчина хочет жениться, то ему разрешается смотреть на лицо, кисти рук и на стопы невесты.

Помолвка (хитба).

Помолвка – это объявление о желании жениться на определенной женщине ей или ее семье. Это может сделать сам мужчина или доверенные люди. Если ответ девушки и ее семьи будет положительным, то считается, что между ними состоялась помолвка (хитба).

Помолвка (хитба) является подготовкой к свадьбе и дает возможность ближе познакомиться жениху и невесте, а также их семьям.

Помолвка (хитба) – это не бракосочетание, поэтому совершив ее, жених с невестой являются все еще чужими друг другу и не могут уединяться.

Нарушение помолвки (хитба).

Помолвка (хитба) не является браком, поэтому любая сторона может расторгнуть это соглашение, однако не следует делать этого без причины.

Если она или он дали друг другу подарки, после разрыва помолвки обе стороны имеют право взять их обратно.

Бракосочетание (никях)

Бракосочетание (никях) защищает честь и достоинство женщины, это – крепость чести и целомудрия мужчины и женщины. Оно поднимает дух человека на высоту. Отношения вне брака противоречат природе человека и его предназначению. Совместное жительство без брака (никях) запрещается религией и расценивается как опасный и большой грех. Прелюбодеяние (зина) категорически запрещено. Оно расценивается как преступление против нравственности, чистоты и красоты семейной жизни, способное уничтожить род человека. С бракосочетанием (никях) между двумя людьми воцаряется мир счастья и умиротворения.

Исламский ученый Мухуддин Араби,призывая молодых к совершению никяха, говорил о достоинстве тех, кто помогает им в этом: «Помочь двум людям создать счастливую семью – это «садака-джария». Все хорошее, что совершат члены этой семьи, будет записано ему как благодеяние».

Всевышний Аллах призывает, чтобы его рабы жили счастливо, целомудренно и чисто. Семья предоставляет человеку эту возможность; но супружество, основанное на незнании, выгоде, на желаниях тела, не может принести людям счастья. В этом случае супруги не смогут по достоинству воспользоваться этим важным институтом для развития своей духовности.

Семья, созданная по Законам Всевышнего с намерением получить Его довольство, – отражение Рая на земле. Семейная  жизнь Адама и благочестивой Хаввы, начатая в Раю по Воле Всевышнего Аллаха, основывалась на занонах Всевышнего. И нам, чтобы наши семьи были наполнены покоем Рая, светом счастливого весеннего неба, нужно стараться создать такую духовную атмосферу в доме, какая была у наших прародителей: жить в любви к Аллаху и в богобоязненности. Семьи, построенные на этой благородной основе, упоминаются в Священном Коране: семья пророка Ибрахима, семья пророка Мусы с дочерью пророка Шуайба, мир им.

 Сказано в Священном Коране:

 فَانْكِحُوا مَاطَابَ لَكُمْ مِنَ النِّسَاءِ مَثْنَى وَ ثُلاَثَ وَ رُبَاعَ فَاِنْ خِفْتُمْ اَلاَّ تَعْدِلُوا فَوَاحِدَةً اَوْ مَا مَلَكَتْ اِيمَانُكُمْ ذَلِكَ اَدْنى اَلاَّ تَعُولُوا

 «Женитесь на тех женщинах, что приятны вам (которые вам по душе), двух, трех или четырех. А если боитесь вы, что не будете одинаково справедливы, то – на одной или на тех, которыми овладели ваши десницы. Это – ближайший путь, чтобы не уклониться от справедливости». («Ниса», 4/3)

Никях – это акт бракосочетания по Исламу, после совершения которого мужчина и женщина становятся мужем и женой, и между ними разрешается близость.

Обязательные действия (рукн) никяха:

1) акт соглашения (иджаб ва кабуль – предложение и принятие);

2) присутствие сторон (жених и невеста или их попечители);

Читайте также:  Джон терри переспал с женой бывшего напарника

Обязательные условия вступления никяха в силу:

1) обоюдное согласие сторон;

2) совершение акта соглашения в одном и том же месте и времени;

3) слышание и понимание акта-соглашения сторонами;

4) отсутствие отказа предлагающего от предложения до принятия соглашения;

5) стороны или попечители должны быть совершеннолетними, разумными мусульманами (мукалляф);

6) отсутствие препятствий для брака.

Согласно ханафитскому мазхабу, при отсутствии одного из данных пунктов никях считается неправильным, и сторонам необходимо разойтись.

Условием для полноценности никяха является наличие свидетелей. По ханафитскому мазхабу свидетелями могут быть два мужчины или один мужчина и две женщины.

Препятствия для бракосочетания

1. Нельзя жениться на близких кровных родственницах – мать, бабушка со стороны отца или матери, мать бабушки и выше, дочери и внучки, родные сестры и ее дочери и внучки, дочери и внучки родного брата, дочери и внучки сыновей родного брата или родной сестры, тети, родные по отцу и по матери, или родные только по отцу.

2. Нельзя жениться на родственницах по бракосочетанию: тёща и ее мать, мать невестки (жены сына), приемные дочери и дочери приемных сыновей, сноха, ее дочери и внучки; мачеха и ее мать и бабушки.

3. Нельзя вступать в брак молочным родственникам.

4. Нельзя иметь более 4-х жён одновременно.

5. Нельзя быть женатым одновременно на двух родных сестрах или на женщине и ее родной тете.

6. Мусульманин не может жениться на язычнице, атеистке или вероотступнице. Мусульманка может выйти замуж только за мусульманина.

7. Бывшему мужу нельзя повторно жениться на женщине, которой он дал полный (троекратный) развод.

Свадебный подарок невесте (махр)

Передача (или обещание передать в будущем) женихом невесте денег, вещей или чего-либо иного является необходимым (ваджиб) действием бракосочетания.

Махр делится на два вида:

1 Подарок, который дается сразу;

2) Подарок, который выдается при разводе или после смерти мужа.

Порядок совершения бракосочетани (никях)

Перед заключением брака желательно (сунна), собрав присутствующих, прочитать брачную проповедь (хутба ан-никях).

Тот, кто заключает брак, оглашает имена невесты, жениха, их отцов, свидетелей, попечителей (если есть) и свадебный подарок (махр) и его количество.

После этого обращается к невесте: «Именем Аллаха, следуя сунне его Посланника (Бисмиллях ва ‘аля суннати Расулилляхи), такая-то дочь такого-то приняла ли ты в мужья такого-то сына такого-то, приняв такой-то свадебный подарок (махр)».

Невеста должна ответить: «Да. Приняла», повторив это трижды.

После этого тоже самое спрашивается у жениха, и он отвечает так же, как и невеста. Затем за молодых читается мольба-ду‘а.

Форма вопроса и ответа (иджаб ва кабуль) может отличаться, главное, чтобы жених, невеста и свидетели понимали данные вопросы и отвечали в прошедшем времени (например, приняла в мужья, вышла замуж, стала женой и т.д.).

РАЗВОД (талак)

Развод в Исламе разрешен, но не поощряется. В Священном Коране говорится:

 لاَ جُنَاحَ عَلَيْكُمْ إِنْ طَلَّقْتُمُ النِّسَاءَ

«Нет греха на вас, если вы разведетесь с женами». («Аль-Бакара», 2/236)

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил:

«Развод – самое ненавистное перед Аллахом из дозволенного». (Абу Дауд, «Талак», 3; Ибн Маджа, «Талак», 1)

Развод в Исламе может совершаться без участия имама и религиозного судьи (кади), но в некоторых особых ситуациях их вмешательство необходимо.

Мужчина имеет больше прав на развод, чем женщина. Однако разрешается передача права на развод женщине во время бракосочетания (никях) или после него, и в этом случае мужчины и женщины имеют равные права на развод.

Окончательный развод имеет три стадии. После первых двух стадий развода брак может быть восстановлен в период ‘идда без нового обряда бракосочетания (никях). После третьей стадии развод считается окончательным.

Виды развода 

1) «Риджи» – это развод, который дает право восстановить брак в период ‘идда без нового бракосочетания (никях) и без каких-либо условий. Это разрешается после первой и второй стадий развода, а после третьего – запрещается.

2) «Баин» – развод, который прерывает брак, и без нового обряда бракосочетания (никях) бывшие супруги не могут вернуться друг к другу. Этот вид развода действует для первой и второй стадии развода в случае истечения срокаидда;

3) Окончательный развод – этот развод можно дать в результате трех отдельных разводов или сразу, трижды повторив слова «Ты разведена» или сказав «Ты разведена трижды».

Восстановить брак после окончательного развода можно, только если после истечения срока идда после троекратного развода бывшая жена вышла замуж за другого мужчину, имела с ним близость, после чего этот брак был расторгнут (по причине развода или смерти мужа), и завершился новый срок идда. При соблюдении данного условия между бывшими супругами совершается новый обряд бракосочетания (никях) и восстанавливается право троекратного развода.

Мусульманские учёные называют следующие возможные причины развода:

1) ненависть друг к другу;

2) безнравственность одного из супругов;

3) отказ или неспособность мужчины обеспечивать семью;

4) тяжелая болезнь или сумасшествие одного из супругов;

5) чрезмерное совершение грехов одним из супругов;

6) расточительность, скупость, прожорливость, приводящие к ухудшению положения семьи одного из супругов;

7) бесплодие одного из супругов;

6) непонимание друг друга;

7) плохое отношение мужа к жене и жены к мужу;

8) недостатки одного из супругов, препятствующие семейной жизни;

9) возникновение препятствий для брака; например: выяснится, что невеста – молочная сестра;

10) измена (прелюбодеяние) одного из супругов. (В случае измены брак не расторгается автоматически).

Некоторые изречения Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, о браке:

«Будьте богобоязненными во взаимоотношениях с женщинами, ибо вы взяли их как доверенное Аллахом (аманат)». (Абу Дауд, «Манасик», 56; Ибн Маджа, «Манасик», 84)           

«Пусть верующий не гневается на свою верующую супругу, ибо, если ему не нравится какая-либо черта ее характера, понравится другая ее черта». (Муслим, «Рада», 61; Ахмад бин Ханбаль, «Муснад», II, 329)

«Наиболее совершенной верой обладает тот из верующих, кто отличается наилучшим нравом, а лучшими из вас являются те, которые хорошо относятся к своим жёнам». (Ат-Тирмизи, «Рада», 11; Ибн Маджа, «Никах», 50)

Автор: Шейх Сайфутдин Языджы аль-Ханафи
Из книги: «Основы исламских знаний», стр. 341-350

Источник

РАСТОРЖЕНИЕ АКТА НИКЯХА

Расторжение – это прекращение брака (никяха), при котором муж получает компенсацию от жены[1]. Исламские ученые однозначно разрешили это согласно Аяту 4 (Сура 4 «Ан-Ниса`»):

وَءَاتُوا النِسَآءَ صَدُقَاتِهِنَّ نِحْلَةً فَإِنْ طِبْنَ لَكُمْ عَنْ شَىْءٍ مِنْهُ نَفْساً فَكُلُوهُ هَنِيئاً مَرِيئا ً 

Что означает: «Давайте от души своим женам их маhр. А если они по своим собственным желаниям дадут что-либо, то пользуйтесь тем, что достанется вам во благо и в удовольствие».

А также согласно изречению Пророка Мухаммада, мир Ему:

اقْبَلِ الحَدِيْقَةَ وطَلِّقْها تَطْلِيْقَة 

Что означает: «Прими от неё сад и дай ей один развод».

Мнения ученых разделились только в том, является ли это разводом или же просто прерыванием акта никяха.

Сказано, что расторжение бракосочетания – не желательно[2], за некоторыми исключениями:

  • если супруги боятся дальнейших разногласий между собой;
  • если один из супругов боится, что будет ущемлять права другого;
  • если муж вызывает у жены неприязнь и отвращение;
  • если жена вызывает у мужа неприязнь из-за совершения ею прелюбодеяния и тому подобное, например, если она не выполняет Намаз;
  • если муж, передумав, желает спасти свои супружеские отношение после того, как он дал клятву, или поставил условие, что например, при каком-то действии будет трехкратный развод или два последние разводы. Тогда для выхода с того положения, он может сделать расторжение.
Читайте также:  Бывшая жена олигарха румянцева

Условия расторжения никяха:

  • Если, например, муж говорит жене: «Я расторгнул никях с тобой за такую-то сумму», и жена при этом соглашается.
  • Муж может сам расторгнуть никях или может поручить сделать прерывание доверенному лицу от своего имени.
  • Жена может сама компенсировать или от её имени это сделает кто-то другой. Например, другой мужчина может предложить мужу расторгнуть никях за определенную сумму, и муж при этом соглашается.

После расторжения никяха женщина освобождается от мужа и не может вернуться к бывшему мужу, пока он не сделает с ней новый акт бракосочетания в присутствии попечителя и двух свидетелей. По сути, расторжение полностью аналогично разводу, но отличается от него в следующих случаях:

Во-первых, расторжение не входит в счет 1-2-3 разводов.

Во-вторых, при возобновлении брака обязательно заключать его в присутствии попечителя и двух свидетелей, независимо от того, возвращается жена в период ‘идда или нет.

Рассмотрим  расторжение на следующем примере. Муж сказал жене: «Если ты заговоришь с этим конкретным человеком, то ты разведена трехкратным разводом». Или, например если поставит условие: «Если войдешь во двор этого человека, или выйдешь без моего разрешения из дома, то ты разведена трехкратным разводом». Но потом он забеспокоился о том, что его жена  все-таки пойдет туда или сделает то, что было установлено им в условии развода и таким образом развод состоится. Тогда он делает расторжение без намерения развода, а с целью прекращения никяха. После расторжения, если она сделает обусловленное, развод не произойдет, так как поставленное ранее становится недействительным. Затем он совершает новый акт бракосочетания.

_______________________________________

[1] Расторжение брака не является разводом, а считается лишь прекращением брака. Об этом сказано в книге Имама Аш-Шафи‘ий «Ахкямуль-Кур`ан»

[2] То есть макруh, в этом нет вознаграждения но и греха в этом нет.

obislame.info

Источник

Тайный никах или сильный страх

Семейные отношения согласно шариату – это на сегодняшний день очень эффективный институт демонстрации предпочтительности исламского образа жизни. Закон Всевышнего Аллаха, как это известно, придаёт браку огромное значение. При соответствующих намерениях супружеские отношения являются поклонением Всевышнему.

Аллах говорит в Коране (смысл): «Среди Его знамений – то, что Он сотворил из вас самих жён для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом – знамения для людей размышляющих»(Сура «Римляне», аят 21). Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «… и даже ваша близость с женой – это садака (милостыня)!» Сподвижники спросили: «О посланник Аллаха, разве за то, что кто-нибудь из нас удовлетворит свою страсть, он получит награду?!» Он ответил: «Скажите мне, разве не совершит грех тот, кто сделает это запретным образом? Точно так же, если он сделает это дозволенным образом, ему достанется награда!» (Муслим).

Мусульманин и мусульманка, вступая в брак, знают, что соблюдение обязанностей и соответствующее отношение к супругу является частью модели их поведения, образа жизни, частью религии, за исполнение которой они получают награду у Аллаха. Поэтому мы можем наблюдать, как обычная исламская молодёжь, вступающая в брак без пышных торжеств и церемоний, не имея большого достатка, создаёт крепкие и дружные семьи, в то время как роскошные свадьбы многих молодожёнов, кортежи которых становятся причиной больших пробок на дорогах, не заканчиваются ничем, кроме скорого развода и неприятного процесса возвращения дорогих подарков.

Конечно, различного рода семейных проблем хватает и у исламской молодёжи. Во многом это связано с тем, что в ислам, как образ жизни, сегодня входит огромное количество людей, зачастую неспособных немедленно расстаться с понятиями, с которыми они жили всю жизнь. Или, проще говоря, это во многом связано с отсутствием общей исламской культуры.

К сожалению, сегодня и среди мусульман нередко можно увидеть довольно несерьёзное отношение к браку. Зачастую молодой человек хочет получить все прелести семейной жизни, сложив с себя обязательную при этом ответственность. Шариат во многих случаях в принципе допускает отказ от своих прав, однако люди должны чётко отдавать себе отчёт в том, на что они идут, и думать не только о формальной правовой оценке тех или иных действий, но и о том, что за ними может последовать.

Одной из проблем мусульман в окружающем нас обществе, касающихся семейных отношений, является тайный (скрытый) брак. В большинстве случаев тайную женитьбу оправдывают сложной ситуацией, тогда как на самом деле проблема лишь в несерьёзном подходе мужчины.

Положение тайного брака в шариате

Под тайным браком понимаются разные явления, которые имеют разные шариатские оценки. Обязательным условием действительности брака является участие опекуна невесты, который выдаёт её замуж, и наличие двух свидетелей. Таким образом, «брак», скрытый от всех (то есть брак без опекуна и свидетелей), является обычным прелюбодеянием. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет никаха (брака), кроме как при опекуне» (Абу Дауд, Ахмад, Ибн Маджа). Также передаётся, что он сказал: «Нет никаха, кроме как при опекуне и двух справедливых свидетелях, а если он был заключён без этого, то он является недействительным» (Ибн Хиббан). Также упоминание обязательности присутствия свидетелей передаётся от сподвижников Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

Вопрос же стоит относительно брака, в котором соблюдены упомянутые обязательные условия, однако он не предан огласке.

Относительно действительности такого брака у учёных есть разногласия. Маликиты и некоторые ханбалиты считают обнародование обязательным условием брака. Большинство же учёных считают действительным брак, в котором были соблюдены условия, связанные с опекуном и свидетелями, даже если он не был обнародован.

Реальность

Действительно, иногда могут возникать ситуации, в которых огласка брака может принести вред семье. Однако если мужчина вообще не собирается оглашать брак, противится заведению детей (на что не имеет права без согласия жены) и не соблюдает свои обязанности по отношению к жене, это должно наводить на определённые мысли.

Ситуация усложняется, когда посредством скрытого брака мужчина берёт вторую жену. Сегодня эта сунна для многих, к сожалению, стала лишь модой, за которой они забывают об ответственности.

Если раньше институт многожёнства в окружающем обществе был не так сильно распространён, по причине чего супруги опасались общественного порицания, то сегодня эта проблема потихоньку сходит на нет. Когда одного из обладающих шариатскими знаниями человека в Дагестане спросили о том, кто берёт вторую жену, скрывая свой брак от родителей и общества по причине страха перед их порицанием, он ответил, что такому человеку не стоит пока жениться второй раз. Ведь если мужчина не готов вынести порицание законного и даже желательного с точки зрения шариата поступка, то нет никаких гарантий, что он готов полноценным образом поддерживать новые семейные отношения. За подобными браками, как правило, следуют …

…неприятные последствия:

1. В первую очередь скрытый брак противоречит Сунне. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Оглашайте брак» (Ахмад, Ибн Хиббан).

2. Возможные сплетни и задевание чести женщины, к которой приходит посторонний ей, на взгляд соседей и общества, мужчина.

3. Проблемы с заведением детей, что является одной из главных целей брака.

4. Возможность попрания прав детей и жены, как установление родства, получение наследства (в случае смерти) и т. п.

5. По одному из мнений учёных, такой брак вообще не считается действительным.

Поэтому каждой мусульманке, которой предлагают тайный брак, следует серьёзно подумать, перед тем как ответить на это предложение. И если жених изначально говорит, что вообще не собирается оглашать брак и тем более не собирается заводить детей, то на это не следует соглашаться. Поскольку в таком случае есть опасения, что жить такой брак будет недолго.

Читайте также:  С кем бывшая жена абрамовича

Пусть Всевышний Аллах увеличит знания, понимание и ответственность мусульман. Амин.

Абдулмумин Гаджиев

Можно ли выйти замуж не спросив грешного и заблудшего отца?

Сайт «Исламская цивилизация» предлагает вниманию читателей ответ на вопрос: «Можно ли выходить замуж без разрешения грешного отца» со страницы «imamdag.wordpress.com»

Вопрос: Можно ли выйти замуж не спросив грешного и заблудшего отца?

Ответ: Хвала Аллаху Господу миров. Мир и благословения Пророку Мухаммаду.

Спросили Имама Иззуд-дина ибн Абду-Салама аш-Шафии (578-660 г.): «Считается ли действительным попечительство («виляйя») грешника («фасикъа») или нет? Если таковой, опираясь на свое право попечительства, выдал замуж свою подопечную, считается ли подобный брак действительным или нет»?

Ответ: «Более правильное мнение здесь, это то, что грешность (нечестие) – «фискъ», не воспрещает право попечительства в браке, потому что праведность (справедливость) – «адаля», было установлено условием в попечительстве, для побуждения попечителей действовать в пользу попечительства (виляйят) и отстранения от этого вреда. Естественное чувство[1]попечителя, побуждает его к приобретению блага в браке и ограждения какого-либо срама (стыда) от самого себя и от своей подопечной. Таким образом, естественный стимул сильнее, чем стимул требуемый шариатом[2]«. См. «Китаб аль-Фатава» стр. 44.

Сказал Имам аль-Багъави аш-Шафии в своей книге «Шарх ас-Сунна» 946: «Ученые разногласили по поводу грешника (нечестивца), имеет ли он право попечительства на выдачу замуж? Большинство сказало, что он имеет это право попечительства».

Сказал Шейх Саийд Сабик в своей книге «Фикъх ас-Сунна» 2185: «Не является праведность – «адаля», условием в попечительстве, т.к. грешность (нечестие), не лишает правоспособность на выдачу замуж, кроме случая, когда нечестие переходит границы полной безнравственности. В этом случае попечителю не доверяется то, что находится под его опекой, и он лишается своего права на попечительство».

Под переходом всех границ безнравственности, следует понимать полное отсутствие у опекуна понимания того, что заключает в себе благо для его подопечной и ее религии. Когда, допустим отец, погрязший в грехе и безнравственности, препятствует своей богобоязненной, целомудренной дочери выйти замуж за достойного парня и желает выдать ее за такого же как он безнравственного человека, который погряз в грехах. В таком случае, девушка и если есть кто-то их благоразумных родственников, должны обратиться в шариатский суд, к Имаму-кадию мечети или другим духовным авторитетам в их местности, для того, чтоб поднять вопрос о лишении такого родителя права опекунства и Имам-кадий может выдать ее замуж.

В случае отсутствия отца, право на опекунство переходит к мужчинам по отцовской линии[3]. Все это для того, чтоб будущий опекун, проявил должное внимание замужеству этой девушки, выдавая её за того, кто будет хранить её религию и честь. Брак заключенный кем-то при наличии более близкого опекуна, является не действительным.

Если отец мусульманин, будь он грешник или приверженец нововведенных убеждений или практикует новшества, не выводящие его из Ислама, то никто не может лишать его права на опекунство, за его грех или новшество!

Вопрос лишения права опекунства, из-за препятствия опекуна выдать замуж подопечную за достойного (равного ей) жениха, без шариатской причины, должен решаться на уровне Правителя[4], Шариатского судьи или авторитетных духовных лиц в обществе, либо, по крайней мере, авторитетных для обеих сторон (для сватающего парня и отца девушки). Лишенный права опекунства родитель, должен присутствовать при этом, для того чтоб пояснить причины своего отказа выдать дочь замуж за того или иного претендента, а судья решает по Шариату, является это уважительной в Шариате причиной или нет.

Как указывает Шейх Сайид Сабик: «Но если препятствие опекуна на замужество своей подопечной, вызвано уважительной причиной: как то, что сватающийся к ней не подходит для нее (не равен ей), либо «махр» предлагаемый им, меньше обычного, либо есть другой претендент более подходящий. Попечительство в таком случае остается закрепленным за отцом и не переходит ни к кому другому, т.к. он (отец) в этом случае не считается «несправедливо препятствующим замужеству»». 2193.

Еще более опасным и ответственным, считается обвинение в неверии того или иного опекуна за его заблудшие взгляды. Это требует учета всех предусмотренных Шариатом процедур суда, установлением судьей довода (худжи) над обвиняемым, с учетом всех условий и устранением всех воспрещающих подобное обвинение обстоятельств.

Практикуемое у нас в Дагестане, замужество без разрешения отца мусульманина, лишь по причине того, что он не выдаст девушку за парня который ушел в «лес», или по другим причинам недоверия к жениху, является не допустимым в Шариате.

Отец мусульманин, будь он грешен или будь он практикующим новшества, является опекуном своей дочери и брак без его разрешения недействителен. Границы, переступая которые, грешник лишается права опекунства, определены Шариатом, так же как границы выводящие мусульманина из Ислама определены Шариатом. Процедура лишения так же определена и указано, кто является компетентным лицом, устанавливающим шариатское решение, и кто заменяет опекуна в этом случае. А отказ выдать замуж свою дочь за того, кто может подвергнуть опасности ее жизнь, религию, здоровье, честь и имущество, является шариатской причиной. Отец имеет полное право подыскать для своей дочери не менее достойного претендента мусульманина, который не будет своими действиями, подвергать его дочь опасности. Таким же образом в случае отсутствия отца, это право принадлежит всем попечителям девушки по отцовской линии.

А Аллаху об этом ведомо лучше. Хвала Ему бесконечная, мир и благословения нашему любимому Пророку Мухаммаду, его семье и сподвижникам.———————————————————————————

[1] Отцовство, братство и родство по отцовской линии.

[2] Т.е. забота отца или брата о замужестве и будущей судьбе своей дочери или сестры, стимулирует его к более тщательному подходу к её замужеству, чем забота того, кому дано право попечительства Шариатом (правитель, судья), но он не связан с подопечной, родственной связью. Пояснение переводчика.

[3] Дед по отцу, затем, братья по отцу и матери, затем братья по отцу, затем родные дяди по отцу, затем сыновья родных дядей по отцу, и только в последнюю очередь правитель. См. «аль-Икъна» Имама ащ-Щербини аш-Шафии 2234.

[4] Одним из двух столпов, того чтоб считаться правителем, является сила. Силой в суде между людьми, является сила в Знании, сила характера, сила в исполнении постановлений, без проявления небрежности в этом… См. комментарии Шейха аль-Усеймина к книге Ибн Теймийи «ас-Сийяса аш-Шаръийя» стр. 44.

Абу Абдурахман Дагестани

islamcivil

Источник