Наталья савельева актриса личная жизнь
Зрителям старшего поколения, увидевшим фильм-эпопею «Война и мир» в середине 60-х годов прошлого века, сразу запомнился образ очаровательной Наташи Ростовой, столь талантливо сыгранный юной Людмилой Савельевой. На тот момент она была начинающей балериной, подающей большие надежды. Эта статья о том, как в дальнейшем сложилась её судьба.
Детство и начало карьеры балерины
Люда родилась в осаждённом блокадном Ленинграде и чудом осталась жива. Когда она подросла, мир искусства покорил её, но больше всего ей нравился балет. Мама поддержала увлечение дочери и в одиннадцать лет отвела её в балетную студию.
Л. Савельева в молодости
В дальнейшем Людмила закончила хореографическое училище и ей прочили большое сценическое будущее. Уже тогда она сыграла героиню в «Спящей красавице» в театре имени Кирова. Спектакль был показан по Центральному телевидению, и это событие повлияло на дальнейшую судьбу будущей актрисы.
Первая роль в кинематографе
Случилось так, что Сергей Бондарчук никак не мог определиться с исполнительницей роли юной героини в своей четырёх серийной эпопее «Война и мир». Кандидатуры А.Вертинской, Н. Фатеевой, Н. Кустинской им были отвергнуты.
С. Савельева в фильме “Война и мир” (1965-1967)
Балерин режиссёр не воспринимал вообще. Но его ассистент увидела постановку «Спящей красавицы» по ТВ и предложила попробовать Савельеву. Только со второй попытки актриса, будучи в гриме и бальном платье, убедила Сергея Фёдоровича в правильности его выбора.
Блестяще сыгранная роль Наташи Ростовой оказалась для Людмилы не только звёздной, но и судьбоносной. Она сделала свой выбор в пользу актёрской профессии, приняв решение уйти из балета.
Мировая знаменитость
Историческая эпопея «Война и мир» вышел во всесоюзный, а затем и всемирный прокат в 1967 году. Людмила сама ездила в Нью-Йорк получать золотую статуэтку «Оскара».
Л. Савельева на вручении статуэтки “Оскара”
Фильм закупили многие страны Европы, а также США и Япония. Её имя везде стало популярным.
Работа в кино
И хотя звёздных ролей у Людмилы Савельевой больше не было, тем не менее она удачно снялась в фильмах «Бег» по М.А.Булгакову, «Чайка» по А.П. Чехову, в советско-итальянской картине «Подсолнухи» в компании с Софи Лорен и Марчелло Мастроянни и в экранизации популярнейшего романа Майн Рида «Всадник без головы» в дуэте с секс-символом тех лет Олегом Видовым.
Л. Савельева в фильме “Всадник без головы” (1973)
Все кинокартины имели колоссальный успех, а её героини полюбились миллионам телезрителей.
Личная жизнь
После выхода на экран фильма А. Зархи «Мой младший брат», где одну из главных ролей играл Александр Збруев, многие девушки страны влюбились в молодого актёра, и Людмила не была исключением.
Л. Савельева и А. Збруев
Познакомились они случайно в ресторане ВТО, а продолжили свои отношения на съёмочной площадке. Правда, в это время они снимались в разных фильмах–она в «Войне и мире», а он–в «Чистых прудах». Однако это не помешало им оформить супружеские отношения.
Более того, они снялись вместе в военно-приключенческом фильме «Шёл четвёртый год войны». В браке у счастливой супружеской четы родилась дочь Наталья.
Л. Савельева и А. Збруев в фильме “Шёл четвёртый год войны” (1983)
Со временем Александр становился всё более востребованным и популярным в профессии, а карьера Людмилы пошла на спад.
К сожалению, она давно уже не снимается в кино и сейчас ведёт закрытый образ жизни. В семье складывается не всё благополучно со здоровьем дочери, да и отношения с мужем весьма сложные из-за его романа на стороне, но об этом она предпочитает никому не рассказывать.
Л. Савельева сейчас
Несмотря ни на что, Савельева сумела сохранить семью и до сих пор находится в официальном браке с Александром Збруевым.
Ставьте лайки и подписывайтесь на наш канал, если вам понравилась статья. Поделитесь своими комментариями. Спасибо за просмотр.
Полное имя: Людмила Михайловна Савельева
Дата рождения: 24 января 1942 г. (возраст – 78 лет)
Знак зодиака: Водолей
Место рождения: Ленинград (Санкт-Петербург), СССР (Россия)
Рост: 165 см
Семейное положение: замужем за Александром Збруевым
В кинематограф она попала случайно, но ее дебют оказался блистательным и незабываемым. Сыграв роль Наташи Ростовой, актриса покорила не только зрителей своей страны, но и зарубежную аудиторию.
Биография
Актриса родилась в блокадном Ленинграде, и выросла не на манной каше, а на столярном клее, достать который в те страшные голодные годы было большой удачей.
«Нам удалось выжить, во-первых, потому что перед уходом на фронт папа поставил буржуйку. И у нас была большая плита на кухне, которую топили либо дровами, либо чем-то другим», – рассказывает о тяжелом быте тех лет Людмила Михайловна.
По рассказам мамы актриса знает, как их вывезли по дороге жизни, и им повезло, что их машина не попала под бомбежку и не утонула.
На фото: Людмила Савельева в молодости
Но и после того, как блокада была снята, жить по-прежнему было тяжело, и эти годы биографии Людмилы Савельевой были одними из самых сложных в ее жизни. Годы юности актрисы совпали с послевоенным временем, когда люди начали возвращаться к мирной жизни, и у них появились иные цели и желания, не связанные с тем, как бы не умереть от голода.
Повзрослев, Людмила всерьез увлеклась искусством, ее тянуло ко всему прекрасному, и родители определили свою одиннадцатилетнюю дочь в Ленинградское хореографическое училище им. Вагановой, в котором она числилась в числе самых перспективных и подающих большие надежды учениц. Спустя девять лет Савельева его окончила и была принята в труппу Кировского театра, на сцене которого успела принять участие в постановках «Жизель» и «Спящая красавица».
Она и дальше могла бы продолжать карьеру в Мариинке и наверняка добилась бы на этом поприще больших успехов, если бы ее не заметила помощница режиссера Сергея Бондарчука, начавшего снимать свою легендарную киноэпопею «Война и мир».
На фото: актриса в роли Наташи Ростовой
На роль Наташи Ростовой он перепробовал множество актрис, среди которых были уже ставшие популярными в то время Наталья Фатеева, Наталья Кустинская, Анастасия Вертинская, но Бондарчуку каждый раз что-то не нравилось в предлагаемых кандидатурах.
Когда ему представили юную балерину Савельеву, она поначалу тоже не произвела на него должного впечатления, и только после нескольких проб в гриме и костюмах, режиссер остановился на этой юной балерине.
«А ведь ничего общего у меня с Наташей не было: маленькая, белобрысенькая, глаза не чёрные, как у героини романа, а синие… Но когда на меня надели парик, панталончики, я вдруг почувствовала себя Наташей», – рассказывает актриса.
Людмиле было интересно работать на съемочной площадке, да и персонаж, которого она играла, ей тоже очень нравился, но она и не предполагала, что вся ее дальнейшая биография будет связана с кино.
Савельева продолжала танцевать в театре, но съемочный процесс оказался настолько сложным и тяжелым, что после каждого рабочего дня на площадке она чувствовала себя совершенно обессиленной. Совмещать кино и балет стало невозможно – перед ней встала проблема выбора, и она остановила его на кино, хотя близкие Людмилы Михайловны и не предполагали, что она захочет связать свою жизнь с кинематографом и откажется от театра.
В том, что она не ошиблась и поступила правильно, Людмила Савельева убедилась после выхода фильма на экраны – она почувствовала себя настоящей звездой, а ее популярность просто зашкаливала. А поскольку права на прокат «Войны и мира» приобрели и другие страны, о Савельевой заговорили и за рубежом. Вместе со съемочной группой актриса побывала на вручении фильму «Оскара» и «Золотого глобуса» в Америке, где ее сравнивали с Одри Хепберн, снявшейся до этого в русской версии «Войны и мира».
Фото с изображением юной российской кинозвезды появились на обложках зарубежного глянца. На родине Людмила Михайловна была тоже отмечена – на Московском кинофестивале ее наградили за лучший актерский дебют. После Наташи Ростовой актрисе начали поступать предложения от других режиссеров, но многие из них она отвергала, не желая становиться заложницей одного образа – наивной барышни девятнадцатого века.
На фото: Савельева в фильме «Подсолнухи»
Следующим фильмом с участием Савельевой стала совместная итало-франко-советская лента «Подсолнухи», в которой она сыграла девушку Машу, а ее партнерами по съемочной площадке были Марчелло Мастроянни и Софи Лорен. В фильме Савельева сыграла жену героя Мастроянни, которого она выходила и спасла от смерти, а потом родила ему ребенка.
Свою вторую крупную роль Людмила Михайловна получила в кинофильме «Бег», вышедшем на экраны в семидесятом году. Она глубоко и ярко сыграла Серафиму Корзухину. Не менее впечатляющей стала и Нина Заречная в исполнении Савельевой в экранизации «Чайки», высоко оцененная советскими и зарубежными критиками и зрителями. Режиссер фильма Юрий Карасик снимал актрису исключительно крупным планом, чтобы все внимание сконцентрировать на главной героине.
“Бег”
В семьдесят третьем году Савельева снялась в приключенческой ленте «Всадник без головы», а спустя четыре года – в историческом фильме «Юлия Вревская». В творческой биографии актрисы около четырнадцати ролей в кино, и такой относительно небольшой список объясняется тем, что Савельева крайне избирательно относилась к приглашениям сняться в той или роли.
“Всадник без головы”
За всю свою творческую биографию она ни разу не предстала в образе отрицательной героини и никогда не соглашалась на «проходные» роли.
Сейчас Людмила Михайловна уже не снимается, а свою последнюю на сегодня роль в кино она сыграла в 2009 году, и это была роль дежурного врача Ирины Сергеевны в ленте «Дочки-матери». Сейчас Людмила Савельева почти не появляется в обществе, большую часть времени проводя дома.
Несмотря на то, что иногда ее гнетет мысль о собственной невостребованности в кино, она не собирается сниматься в сериалах, которые называет убогими. Свободное время она посвящает чтению и заботе о доме.
«Она очень умная женщина, мне с ней повезло. В кино не снимается по той же причине, что и я: уровень современных картин не устраивает», – говорит о своей жене Александр Збруев.
Людмила Савельева и Александр Збруев
В личной жизни актрисы не было громких романов – знакомство с будущим мужем раз и навсегда решило ее судьбу. Они познакомились случайно и сначала Людмила не призналась ему в том, что снимается в роли Наташи Ростовой, и только потом, когда они столкнулись в стенах «Мосфильма», будущий муж актрисы увидел ее в сцене первого бала. Сам он в тот период снимался в фильме «Чистые пруды».
На фото: актриса с мужем
Людмила Савельева и Александр Збруев встретились в коридорах киностудии, где актриса снималась в «Войне и мире». Збруев, переживший до этого развод со своей первой женой Валентиной Малявиной, был очарован юной балериной и влюбился с первого взгляда.
В шестьдесят седьмом году Александр стал мужем Людмилы Савельевой, а через год в их личной жизни произошло радостной событие – они стали родителями.
Все в молодой семье складывалось идеально – супруги любили друг друга, у них подрастал ребенок, но вскоре личная жизнь Людмилы Савельевой была омрачена известием о том, что муж не только ей изменяет, но у него, фактически, есть еще одна семья, в которой подрастает еще одна его дочь. Муж Людмилы Савельевой всегда имел успех у женщин и порой отвечал им взаимностью.
Так произошло с Еленой Шаниной, актрисой театра им. Ленинского комсомола, которая была моложе Збруева на четырнадцать лет. Отношения с ней Збруев долго скрывал, но все вышло наружу, когда Елена родила ему дочку Таню. Тем не менее, актер, ставший отцом двоих детей от разных женщин, решил остаться со своей семьей, но помогал Шаниной воспитывать их общего ребенка. Людмиле Михайловне хватило сил и женской мудрости, чтобы сохранить семью.
Збруев и Савельева в фильме «Шел четвертый год войны»
В 2017 году Людмила Савельева и Александр Збруев отметили золотую свадьбу, и, чтобы ни говорили об их отношениях, сегодня они по-прежнему вместе, и супруг относится к Людмиле Михайловне с восхищением и любовью.
Дочь Людмилы Савельевой
Свою дочь они назвали Наташей, как героиню, прославившую Людмилу Михайловну и превратившую ее в настоящую звезду.
«Я никак не могла назвать ее иначе, потому что все, как только ее видели, говорили: «Ну вот, теперь у нас появилась еще одна Наташенька», – говорит Людмила Савельева.
О своих детях супруг актрисы рассказывает крайне редко, да и сама Людмила Михайловна почти не упоминает о дочке.
На фото: дочь Людмилы Савельевой
В юности дочь Людмилы Савельевой, выросшая в творческой обстановке, проявляла актерские способности, подавала большие надежды и даже снялась в роли Малаховой кинофильме «Если верить Лопотухину», принесшей ей популярность.
Александр Збруев
Однако кроме этой картины на экраны больше не вышло ни одной с участием Натальи Збруевой. Сейчас ей уже больше пятидесяти, и чем занимается Наталья Александровна сегодня, неизвестно. Говорят, что родители не очень хотели, чтобы дочь пошла по их стопам и видели в ней будущего переводчика или преподавателя иностранного языка, но все сложилось иначе.
На фото: Наталья Збруева в фильме «Если верить Лопотухину»
По слухам, в молодости Наталья пережила личную драму – она была влюблена, но в перестроечные годы ее возлюбленный погиб, и это трагическое событие отрицательно сказалось на ее психике. Детей в этом браке не было, а Наталья после смерти гражданского супруга поселилась у родителей.
Но это не первый моральный удар, полученный дочерью Савельевой и Збруева в жизни – когда она была еще подростком, сильно переживала по поводу того, что у ее отца завелась еще одна семья.
Когда Наталья об этом узнала, она не собиралась мириться с изменой отца и хотела, чтобы мама развелась с ним, но Людмила Михайловна решила по-другому и сохранила брак. Збруев не раз говорил, что состояние дочери – это его личная трагедия. Ее судьба не сложилась, она так и не нашла своего места в жизни – учиться не захотела, пыталась работать продавцом, но ее хватило ненадолго. В последние годы единственной отдушиной для женщины стала вера в бога – Наталья ходит в церковь, читает православную литературу.
55 лет назад, летом 1965-го, в Москве прошел IV Международный кинофестиваль. Большой приз получил эпохальный фильм Сергея Бондарчука «Война и мир». Дипломом была отмечена исполнительница роли Наташи Ростовой Людмила Савельева.
После «Оскара», присужденного картине в 1969-м, актрису ждала феерическая кинокарьера – советские и западные режиссеры завалили ее предложениями. Людмила Савельева могла стать звездой мирового уровня. Хотя была балериной.
Бондарчук против балерин
После 9 лет учебы в Вагановском хореографическом училище Людмилу сразу же приняли в Кировский театр оперы и балета. Девушка успела станцевать в «Жизели», сыграть нереиду в «Спящей красавице». В телеверсии этого спектакля ее и увидела ассистент Сергея Бондарчука. Правда, режиссер был категорически против балерин. И на первых пробах Савельева ему совсем «не показалась».
«Война и мир», 1965-1967 год. Фото: www.globallookpress.com
Люся была блондинкой с голубыми глазами, Наташа Ростова у Толстого — темноглазая брюнетка. Читать с листа отрывок из роли ей было сложно. Она нервничала, глотала слова… Слишком молодая, без опыта в киносъемках… Режиссер готов был распрощаться с очередной претенденткой: чего ждать от балерины, если не справились даже достаточно опытные Анастасия Вертинская, Наталья Фатеева, Наталья Кустинская? Тем не менее он попросил Люсю выучить отрывок. И когда она вышла к нему в парике и костюме, Сергей Федорович понял: Наташа Ростова найдена.
Это был серьезный госзаказ из серии «догнать и перегнать Америку». В 1956 году в США экранизировали роман «Война и мир» (в роли Ростовой —Одри Хепберн). От советского режиссера требовалось сделать круче. Бондарчук выбирал лучших актеров, не жалел ни себя, ни членов съемочной группы. Некоторые, не выдерживая, уходили. Сам режиссер свалился с сердечным приступом. На создание картины ушло 6 лет. Проект получился одним из самых дорогостоящих в советском кинематографе. «Оскар», «Золотой глобус» и другие престижные награды были абсолютно заслуженными.
«Война и мир», 1965-1967 год. Фото: www.globallookpress.com
«Меня всюду называли Наташей»
После премьеры «Войны и мира» она проснулась яркой звездой. Популярность зашкаливала. Читатели журнала «Советский экран» признали Савельеву лучшей актрисой 1966 г. Спустя год ей вручили Орден Трудового Красного Знамени (это в 25-то лет!) Еще через два — присвоили звание заслуженной артистки РСФСР.
Права на «Войну и мир» Бондарчука купили 117 стран мира. Савельеву сравнивали с Хепберн. Фото Людмилы не сходили с журнальных обложек. Родители в СССР, Европе, Америке называли дочерей Наташами. Япония ежегодно демонстрировала своим жителям наш фильм, а 1972-й даже объявила годом Савельевой, назвав ее «богиней красоты». «Меня всюду узнавали и называли Наташей, — вспоминала актриса. — Я объехала с картиной весь мир — нас принимали необыкновенно доброжелательно, восторженно».
Людмила Савельева на фоне афиши фильма «Война и мир», 1966 год. Фото: РИА Новости/ Мирослав Муразов
Актрису стали забывать
Уже во время съемок Людмила поняла, что совмещать балет и кино не получится — от усталости и напряжения она не раз падала в обморок. Надо было делать выбор. И она предпочла театральной сцене съемочную площадку. От предложений режиссеров не было отбоя. Но повторяться Савельевой не хотелось — в основном предлагали роли наивных нежных барышень. Приходилось отказываться.
Разрешение сниматься за границей ей дали только на картину «Подсолнухи» итальянца Витторио де Сика. С Марчелло Мастроянни и Софи Лорен. Да и то с условием: фильм будет совместным и большая часть съемок пройдет в СССР. Восторгов у публики и критиков картина не вызвала. Савельеву на премьеру в Италию не отпустили. Но сама работа для нее, бесспорно, оказалась полезной.
Дальше были «Бег», «Чайка», «Всадник без головы»… Но своему принципу актриса следует и сегодня: лучше не сниматься совсем, чем сниматься в чем попало. Ей давали главные роли, ее приглашали крепкие советские режиссеры, она играла в кадре с лучшими актерами. Но фильм «Война и мир» так и остался один на личном пьедестале почета. В фильмографии есть картины, которые прошли незаметно.
Итальянский режиссер Витторио де Сика (2-й справа) и актеры Марчелло Мастрояни (справа) и Людмила Савельева во время съемок фильма «Подсолнухи». 1969 год. Фото: РИА Новости
С годами перерывы в работе становились длиннее, зрители стали забывать актрису, которую когда-то называли символом советского кинематографа. На закате карьеры Людмила Михайловна четырежды сыграла у Сергея Соловьева. Потом, несмотря на все принципы, согласилась поучаствовать в сериалах. Но роль дежурного врача в телефильме «Дочки-матери» была для нее последней. Итого: 25 картин. Для миллионов зрителей она только Наташа Ростова. И, как знать, может, Людмила Михайловна не раз пожалела, что оставила балет…
Сразу предложила развестись
Оскароносная картина «Война и мир» в корне изменила судьбу молоденькой Людмилы. Она оставила любимую профессию. В одночасье стала кинозвездой. Во время съемок встретила будущего мужа Александра Збруева. Вскоре родила дочь… Наташу.
Но война и мир были и в личной жизни Людмилы Михайловны. Такие страсти кипели — врагу не пожелаешь!
Семейное счастье актрисы оказалось хрупким. До Людмилы Збруев уже был женат. Но Валентина Малявина изменила ему — он простить не смог. Встретив Людмилу, влюбился с первого взгляда. Однако… сам оказался неверным.
Збруев всегда нравился женщинам. Они влюблялись в его глаза, обаяние… Не устояла и Елена Шанина, коллега по «Ленкому» (первая Кончита в легендарном спектакле «Юнона и Авось»), на 14 лет моложе Александра. Довольно долго влюбленным удавалось скрывать отношения. Но в театре и шила в мешке не утаишь, не то что любовь. Коллеги стали шушукаться, слухи выползали из стен «Ленкома». А когда 40-летняя Шанина родила дочь Таню, сплетни добрались и до официальной семьи Збруева.
Актеры Армен Джигарханян, Людмила Савельева, Александр Збруев (слева направо) отдыхают в кафе в перерыве между съемками фильма Фото: РИА Новости/ Юрий Абрамочкин
Для жены и дочери известие стало жесточайшим ударом. Людмила сразу предложила Александру развестись. Наташа поддержала мать. Но переживания были столь сильными (вдобавок ко всему ее предал любимый мужчина), что возникли серьезные проблемы со здоровьем. Говорят, Наташа даже лежала в психиатрической клинике. Но победить болезнь так и не смогла. А ведь подростком она удачно сыграла в фильме Михаила Козакова «Если верить Лопотухину», успешно училась — родители мечтали, что дочь станет переводчиком…
После свалившихся на нее трагедий Наташа уже не хотела и не могла учиться. Пыталась работать продавцом в продуктовом магазине, но надолго не задержалась там. Выход, как это часто бывает, нашелся в церкви. Вместе с ней пришла к Богу и Людмила Михайловна.
Збруев разводиться не собирался. Он вымолил прощения у жены. Обещал, что будет верен. Но продолжал вести двойную жизнь: помогал воспитывать Шаниной их Татьяну. И вместе с Савельевой боролся за здоровье Натальи.
Наталья Збруева в фильме «Если верить Лопотухину», 1983 год. Фото: Кадр из фильма
Оставлять дочь одну опасно
Что «в сухом остатке»? Шанина счастлива, что впрыгнула в последний вагон уходящей молодости и родила Таню, которая, повзрослев, взяла фамилию отца и теперь тоже служит в «Ленкоме». Збруев, оставшись в семье, оберегает ее от назойливых журналистов и фотографов.
Судьба старшей дочери сломана: нет профессии, нет здоровья, нет мужа и детей. В 52 года Наташа живет с родителями — оставлять ее одну в квартире опасно…
О Савельевой обычно пишут: она сумела простить, сохранить брак (супруги вместе 53 года!), ей хватило на это мудрости. Может быть… Только глаза у нее все время грустные, как у побитой собаки. И душа полна горечи и нестерпимой боли.
В этом году Людмиле Михайловне исполнилось 78 лет. Она давно не снимается, почти не появляется в обществе, не дает интервью. И уж тем более не ходит по ток-шоу. Понимая: вряд ли будут спрашивать про Наташу Ростову…