Нагибин юрий маркович биография личная жизнь фото

Нагибин юрий маркович биография личная жизнь фото thumbnail

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 11 августа 2020; проверки требует 1 правка.

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Нагибин.

Юрий Маркович Нагибин
Дата рождения 3 апреля 1920[1][2][3][…]
Место рождения
  • Москва, РСФСР[1]
Дата смерти 17 июня 1994[2][4][5][…](74 года)
Место смерти
  • Москва, Россия[3]
Гражданство (подданство)
  •  СССР
  •  Россия
Род деятельности писатель, сценарист, журналист, детский писатель, мемуарист, писатель-фантаст, специальный корреспондент
Жанр проза, рассказ, повесть
Язык произведений русский
Дебют «Двойная ошибка»
Награды
Произведения в Викитеке
Цитаты в Викицитатнике

Ю́рий Ма́ркович Наги́бин (3 апреля 1920, Москва — 17 июня 1994, Москва) — русский писатель, журналист и прозаик, сценарист, автор мемуаров.

Биография[править | править код]

Настоящий отец будущего прозаика Кирилл Александрович Нагибин погиб в 1920 году. Он был дворянином, и его расстреляли как участника белогвардейского восстания в Курской губернии (по словам самого писателя, был расстрелян на реке Красивая Меча в 1920 году «за сочувствие мужикам»[6]). Родившегося в Москве 3 апреля 1920 года сына, мать Ксения Алексеевна воспитывала вместе с Марком Яковлевичем Левенталем, которому, как писал Юрий Нагибин, «я обязан намного больше, чем случайно зачавшему меня „другу русских мужиков“»[7]. Будущий писатель получил отчество Маркович и никто не узнал о его дворянском происхождении. Это позволило ему с отличием окончить школу и беспрепятственно поступить на сценарный факультет ВГИКа. Марка Левенталя в 1937 году сослали в Кохму Ивановской области, где он и умер в 1952 году.

О Ксении Алексеевне, матери Нагибина рассказывает в своих воспоминаниях «Четыре друга на фоне столетия», записанных писателем и журналистом Игорем Оболенским, близкий друг Юрия Марковича — Вера Прохорова:

Я хорошо знала его мать. Ксения Алексеевна красавица была невероятная — тонкие черты лица, золотые волосы. Она была жёстким человеком, довольно острым на язык. Юрку обожала. Хотя когда я спросила её, хотела ли она ребенка, Ксения Алексеевна ответила: «Вы с ума сошли, Вера, я со всех шкафов прыгала, чтобы случился выкидыш. Но сын всё равно родился. Лишь когда мне его принесли покормить, я почувствовала к нему нежность».

В 1928 году мать Нагибина вышла замуж за писателя Якова Рыкачёва[8], который поощрял первые литературные опыты Юрия.

В 1938 году Юрий Нагибин окончил школу с отличием и поступил в Первый московский медицинский институт, но вскоре перевёлся на сценарный факультет ВГИКа, который не окончил из-за войны.

В 1940 году опубликовал первый рассказ. Его дебют поддержали Юрий Олеша и Валентин Катаев. В 1940 году[источник не указан 1044 дня] был принят в Союз писателей.

В начале войны институт эвакуировали в Алма-Ату, а Нагибин был призван в армию и осенью 1941 года отправлен на Волховский фронт в отдел политуправления. С января 1942 года — инструктор 7-го отдела Политуправления Волховского фронта, с июля 1942 года — старший инструктор 7-го отделения политотдела 60-й армии Воронежского фронта. В его фронтовые обязанности входили разбор вражеских документов, выпуск пропагандистских листовок, ведение радиопередач. После тяжёлой контузии в бою работал до конца войны специальным корреспондентом газеты «Труд». В 1943 году вышел первый сборник рассказов.

Работал в малой форме (рассказы, изредка повести), писал киносценарии, по которым снято более 40 фильмов.

В 1960-х годах читал лекции слушателям Высших сценарных курсов [9], входил в состав Художественного совета ВКСР [10].

В начале 1963 года перенёс первый инфаркт после проблем со сценарием фильма «Председатель»[11].

Член редколлегии журналов «Знамя» (1955—1965), «Наш современник» (1966—1981). Член правления СП РСФСР с 1975 года, правления СП СССР с 1981 года. Заслуженный работник культуры ПНР.

В 1966 году поставил свою подпись под письмом в защиту А. Синявского и Ю. Даниэля.

В 1993 году подписал «Письмо сорока двух».

В 1981 году перенёс второй инфаркт[11].

В США читал лекции в 25 университетах. Последние годы Нагибин с женой жили в Италии[11].

Личная жизнь[править | править код]

Юрий Нагибин официально был женат пять раз[12].

  • Первой его женой была Мария Асмус (с 1940 по 1942 год).
  • Второй брак — с Валентиной, дочерью И. А. Лихачёва, директора автозавода им. Сталина. Этот брак продолжался с 1943 по 1948.
  • Третьей женой была Елена К. Черноусова, племянница П. И. Старковского[13]. В это время в жизни Нагибина появилась артистка эстрады Ада В. Паратова, которую он называл своей женой.
  • В четвёртый раз женился на Белле Ахмадулиной, с которой, по свидетельствам самого писателя в его опубликованном «Дневнике» и мемуарах Василия Аксёнова «Таинственная страсть», Нагибин расстался из-за смелых сексуальных экспериментов поэтессы[14][15][16].
  • Последней женой писателя была ленинградская переводчица Алла Григорьевна, с которой он жил с 1968 года до конца своей жизни.

У Нагибина не было детей. Его жена Алла заявила в интервью: «Во всяком случае, я могла иметь от него детей. Но это случилось после вторжения советских войск в Чехословакию. И он мне сказал: „В этой стране я не хочу иметь детей“. Он очень серьёзно относился к продолжению рода. В этой стране он не видел будущего для детей»[11].

Творчество[править | править код]

Нагибин переживал о том, что ему приходится писать не то, что он думает на самом деле. Он оправдывался: «я мог зарабатывать только пером. И на мне было ещё три человека. Берут — хорошо, дают деньги. Я приезжаю домой — там радовались».

Нагибин выдумывал статьи и выдавал их за реальную жизнь: «один раз продержался на том, что писал месяц для газеты о Сталинском избирательном округе. (Это было в 1950 году). А там у меня какие-то цыгане табором приходят голосовать за Сталина с песнями-плясками, а их не пускают. Они кричат, что хотят отдать свои голоса за любимого вождя… Грузинский лётчик-инвалид, сбитый в бою, приползает на обрубках… Редактор спрашивает: „Скажите, что-нибудь из этого всё-таки было?“. Я говорю: „Как вы считаете, могло быть?“. Он: „Но мы же могли сесть!“. Но не только не сели, а ещё и премиальные получили!»

Нагибин делил литературу на халтуру и искусство. Халтуру в своём «Дневнике» сравнивал с водкой[12]: «Халтура заменила для меня водку. Она почти столь же успешно хотя и с большим вредом позволяет отделаться от себя. Если бы родные это поняли, они должны были бы повести такую же самоотверженную борьбу с моим пребыванием за письменным столом, как прежде с моим пребыванием за бутылкой. Ведь и то, и другое — разрушение личности. Только халтура — более убийственное»[17].

Могила Нагибина на Новодевичьем кладбище Москвы.

Халтурой Нагибин называл литературную подёнщину советских писателей, сочинение газетных статей, — сначала посвящённых вождю, а позже восхваляющих социалистический строй, — и сценариев к советским кинофильмам. В то же время он осознавал другую сторону своей деятельности: «стоит подумать, что бездарно, холодно, дрянно исписанные листки могут превратиться в чудесный кусок кожи на каучуке, так красиво облегающий ногу, или в кусок отличнейшей шерсти, в котором невольно начинаешь себя уважать, или в какую-нибудь другую вещь из мягкой, теплой, матовой, блестящей, хрусткой, нежной или грубой материи, тогда перестают быть противными измаранные чернилами листки, хочется марать много, много».

Нагибин, по оценке Андрона Кончаловского, был талантливейшим писателем, журналистом и сценаристом[18], но ему дорого пришлось заплатить за тёплое место под солнцем в советской системе. Единственной отдушиной для Нагибина стал его «Дневник», который впоследствии оказался самым лучшим и самым откровенным произведением писателя[19].

Нагибин очень ответственно относился к писательскому творчеству, он до конца продумывал свои рассказы и фиксировал их в планах, прежде чем написать. Затем они претерпевали лишь стилистическую правку. Он пишет эпизоды, не судьбы, выявляя существенное в незначительном и повседневном. Благодаря этому, а также любви писателя к среднерусским лесам и болотам Мещерского края его проза обнаруживает родство с прозой К. Паустовского. Но тот воспринимал природу как любитель пеших прогулок, а Нагибин — как охотник (напр., «Когда утки в поре», 1963). По содержанию рассказы Нагибина очень разнообразны, хотя преобладают у него темы войны, природы, любви; он показывал людей всех слоёв общества, занятий и возрастных групп, часто и детей. Объединяет все его произведения то, что центральное место в них занимают человеческие отношения, вера в доброе в человеке, удачные психологические мотивировки и безупречность писателя в вопросах совести, чести, долга. Основной темой своего творчества Нагибин назвал однажды «пробуждение человека», а значит, узнавание заново своего окружения, более осознанное, положительное отношение к другому, а через это — к самому себе.

— Вольфганг Казак[20]

Библиография[править | править код]

  • Избранные произведения в 2-х томах. — М.: Художественная литература, 1973
  • Собрание сочинений в 4-х томах. — М.: Художественная литература, 1980—1981
  • Сочинения. В 11-ти т. — М.: Мосгорпечать, 1989—1993
  • Избранное. — М.: Терра, 1994
  • Юрий Нагибин, Сергей Рыков. Юрий Нагибин: «Счастье в любимой женщине…» : интервью // Избранное : электр. изд.. — 2019. — 28 ноября.

Произведения[править | править код]

  • Человек с фронта. — М.: Советский писатель, 1943
  • Большое сердце. — М.: Советский писатель, 1944
  • Гвардейцы на Днепре. — М.: Молодая гвардия, 1944
  • Две силы. — М.: Молодая гвардия, 1944
  • Ценою жизни. — М., 1944
  • Дважды рождённый. — М., 1945
  • Слава Николая Чистова. — М., 1945
  • Зерно жизни. Сб. рассказов. — М.: Московский рабочий, 1948
  • Государственное дело. — М., 1950
  • Господствующая высота. — М.: Советский писатель, 1951
  • Партийное поручение. — М.: Воениздат, 1951
  • Всегда в строю. — М.: Воениздат, 1953
  • Рассказы. — М.: Молодая гвардия, 1953
  • Трубка. — М.: Правда, 1953
  • Рассказы о войне. — М.: Воениздат, 1954
  • Зимний дуб. Рассказы. — М.: Молодая гвардия, 1955
  • Рассказы. — М.: Советский писатель, 1955
  • Ночной гость. (1955) Рассказ. Снят одноимённый кинофильм (1958)
  • Скалистый порог. — М.: Правда, 1955; М.: Молодая гвардия, 1958
  • Мальчики. — М.: Детгиз, 1955, 1956
  • На озёрах. — М.: Правда, 1957
  • Рассказы. — М.: Гослитиздат, 1957
  • На озере Великом. — М.: Детгиз, 1958
  • Бой за высоту. — М.: Советская Россия, 1958, 1959
  • Человек и дорога. — М.: Советский писатель, 1958
  • Трудное счастье. — М.: Детгиз, 1956, 1958
  • Великое посольство. — М.: Детгиз, 1959. (в соавторстве с Я. Рыкачёвым)
  • Последний штурм. — М.: Воениздат, 1959
  • Павлик. — М.: Воениздат, 1960
  • Перед праздником. — М.: Молодая гвардия, 1960
  • Друзья мои, люди. — М.: Советская Россия, 1961
  • Ранней весной. — М.: Гослитиздат, 1961
  • Чистые пруды. — М.: Московский рабочий, 1962 По мотивам рассказа снят фильм «Чистые пруды» (1965)
  • Погоня. Мещерские были. — М., 1963
  • На тихом озере. — М.: ИХЛ, 1963; М.: Советская Россия, 1966
  • Страницы жизни Трубникова. — М.: Советская Россия, 1963. Экранизация — «Председатель».
  • Далеко от войны. — М.: Советская Россия, 1964 Повесть (по мотивам повести снят фильм «Жди меня, Анна»)
  • Размышления о рассказе. — М.: Советская Россия, 1964
  • Эхо. — М.: Правда, 1964. По мотивам рассказа снят фильм.
  • Далёкое и близкое. — М.: Советский писатель, 1965
  • Трудный путь (Председатель). — М.: Искусство, 1965
  • Зелёная птица с красной головой. — М.: Московский рабочий, 1966
  • Ночной гость. — М.: Физкультура и спорт, 1966. По мотивам рассказа снят одноимённый фильм.
  • Срочно требуются седые человеческие волосы. (1968). По мотивам рассказа снят фильм «Поздняя встреча» (1979)
  • Не дай ему погибнуть. — М.: Молодая гвардия, 1968
  • Чужое сердце. — М.: Молодая гвардия, 1969
  • Заброшенная дорога. — М.: Правда, 1970
  • Перекур. — М.: Советская Россия, 1970
  • Директор. Киносценарий фильма. — М.: Искусство, 1970
  • Переулки моего детства. Сборник рассказов. — М.: Современник,1971
  • Непобедимый Арсенов. — М.: Физкультура и спорт, 1972
  • Моя Африка. — М.: Наука, 1973
  • Ты будешь жить. — М.: Современник, 1974
  • Берендеев лес. — М.: Советский писатель, 1978. По мотивам рассказа снят фильм «Портрет жены художника» (1981)
  • В апрельском лесу. — М.: Воениздат, 1974
  • Эхо. — М.: Детская литература, 1975
  • Где-то возле консерватории. — М.: Правда, 1975
  • Пик удачи. Повесть. — М.: Советская Россия,1975.
  • Маленькие рассказы о большой судьбе. — М.: Советская Россия, 1976
  • Комаров. — М., 1977
  • Литературные раздумья. — М., 1977
  • Остров любви. — М.: Молодая гвардия, 1977
  • Ливень. — Кишинев, 1979
  • Замолчавшая весна. — М.: Правда, 1979
  • Заброшенная дорога. — М.: Современник,1979
  • Царскосельское утро. — М.: Известия, 1979; М.: Советский писатель, 1983
  • Один на один. — М., 1980 (Роман-газета).
  • Киносценарии. — М.: Искусство, 1980
  • Мягкая посадка. Повесть. (1980)
  • Наука дальних странствий. — М.: Молодая гвардия, 1982
  • Дорожное происшествие. — М., 1983 (Роман-газета).
  • Не чужое ремесло. — М.: Современник, 1983
  • Дворы, переулки и весь мир. — М.: Детская литература, 1984
  • Перекур. — М.: Современник, 1984
  • Река Гераклита. — М.: Современник, 1984
  • Московская книга. — М.: Московский рабочий, 1985.
  • Посланец таинственной страны. — М.: Правда, 1985
  • Остров любви. — Кишинев, 1985
  • Зимний дуб. — Иркутск,1986
  • Лунный свет. — Минск, 1986
  • Музыканты. — М.: Современник,1986
  • Москва… Как много в этом звуке. — М.: Советская Россия, 1987
  • Время жить. — М.: Современник, 1987
  • Поездка на острова. — М.: Молодая гвардия, 1987
  • Терпение. — М.: Известия, 1987 (публикация). По мотивам рассказа снят фильм «Время отдыха с субботы до понедельника» (1984)
  • В дождь. — М.: Правда, 1988
  • Испытание. — М.: Физкультура и спорт, 1988
  • Сильнее всех иных велений. — М., 1988 (Роман-газета).
  • Человек с фронта. — М.: ДОСААФ, 1988
  • Рассказы о Гагарине. — М.: Детская литература, 1978, 1979, 1988
  • Вдали музыка и огни. — М.: Современник, 1989
  • Встань и иди. Сборник. рассказов. — М.: Художественная литература, 1989
  • Срочная командировка, или Дорогая Маргарет Тэтчер… Повесть. — М.: Киноцентр, 1989; М.: ,1991
  • Ильин день. — М.: Современник, 1990
  • Пророк будет сожжён. — М.: Книга, 1990
  • Недоделанный. Рассказ. Первая публикация // Журнал «Андрей». — 1991
  • Любовь вождей. Сборник рассказов. — М.: ПИК, 1991
  • Гардемарины, вперёд! — М., 1992; Тверь, 1992. Сценарий в соавторстве с Н. Соротокиной и С. Дружининой.
  • Старая черепаха. — М.: Малыш, 1992
  • Комаров. — М.: Киноцентр, 1993
  • Перевертень. Рассказ. Уникальная авторская редакция и предисловие. Написан по заказу редактора эксклюзивно для Журнала «Андрей», 1994
  • Тьма в конце тоннеля. — М.: ПИК, 1994
  • Моя золотая тёща. Автобиографическая повесть. — М.: ПИК, 1994
  • Бунташный остров. Повесть. — М.: Московский рабочий, 1994.
  • Дафнис и Хлоя эпохи культа личности, волюнтаризма и застоя. Роман. — М.: ПИК, 1995
  • Дневник. Книга. Первое издание Юрия Кувалдина. 1995

Критика[править | править код]

  • Штут С. Рассказ в строю. (1952)
  • Тарасенков А. Мнимые конфликты и правда жизни. (1953)
  • Атаров Н. Человек из глубины пейзажа. (1972)
  • Фоменко Л. Побеждает художник. (1973)
  • Герасимова Л. Сегодняшнее и вечное. (1978)
  • Богатко И. А. Ю. Нагибин: Литературный портрет. (1980)
  • Сахаров В. Мелодия прозы. (1980)
  • Кардин В. «По существу ли эти споры?» (1983)
  • Золотусский И. Возвышающее слово. (1988)
  • Иванова Т. Практик литературы. (1988)
  • Холопова В. Ф. Парадокс Любви: Новелистика Ю. Нагибина. (1990)
  • Лавров В. «С отвращением читая жизнь мою…» (1995)
  • Солженицын А. И. Двоенье Юрия Нагибина. (2003)[21]

Киносценарии[править | править код]

Документалистика[править | править код]

  • Юрий Нагибин. Берег трамвая. Документальный фильм. Автор: Владимир Мелетин. ООО «Арт-Нуво студия» по заказу ВГТРК. 2010 г. Россия-Культура. 04.04.2020. 39 минут.

Образ в искусстве[править | править код]

Юрий Нагибин выведен в телесериале «Таинственная страсть» (2016) под именем Марка Аврелова.

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 Нагибин Юрий Маркович // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохорова — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
  2. 1 2 Bibliothèque nationale de France идентификатор BNF (фр.): платформа открытых данных — 2011.
  3. 1 2 Печко Л. П. Нагибин // Краткая литературная энциклопедия — М.: Советская энциклопедия, 1968. — Т. 5.
  4. ↑ filmportal.de — 2005.
  5. ↑ Энциклопедия Брокгауз (нем.)
  6. ↑ Нагибин, 1996, с. 45.
  7. ↑ Нагибин, 1996, с. 56.
  8. ↑ Яков Семёнович Рыкачёв (Шихман) (1893—1976) — прозаик, критик, активный член РАППа. В 1937 году был арестован. До 1940 года боролся с развитием приключенческой и научно-фантастической тематики в советской прозе («Наши Майн Риды и Жюль Верны» (Молодая гвардия , 1929, №5., с.87-91), после войны изменил свои взгляды и сам стал автором нескольких подобных произведений («Коллекция геолога Картье» (1963), «Дело Гельмута Шрамма» (1966), «Возвышение и падение Андрея Полозова» и др.) (https://www.el-history.ru/node/1421)
  9. ↑ Сценарное отделение// Высшие курсы сценаристов и режиссёров
  10. ↑ Сценарное отделение// Высшие курсы сценаристов и режиссёров
  11. 1 2 3 4 Дардыкина, Наталья. Плейбой нашего времени. «Московский комсомолец» № 1133 (7 апреля 2001). Дата обращения: 15 августа 2018.
  12. 1 2 Нагибин, 1996.
  13. ↑ Нагибин, 1996, с. 49.
  14. ↑ Нагибин, 1996, с. 138—141.
  15. Пахомова, Анжелика. Беллу Ахмадулину Юрий Нагибин выгнал из дома за лесбийский секс. Собеседник.ру (14 июня 2012). Дата обращения: 14 февраля 2013. Архивировано 15 февраля 2013 года.
  16. Огрызко, В. Тайна утраты личности. «Литературная Россия» № 23 (2006). Дата обращения: 17 февраля 2019.
  17. ↑ Юрий Нагибин. Сборник прозы «Время жить». Дата обращения: 23 февраля 2013.
  18. ↑ Нагибин Юрий (недоступная ссылка). Дата обращения: 23 февраля 2013. Архивировано 15 июля 2012 года.
  19. ↑ Олег Павлов – Юрий Нагибин. «Дневник». Дата обращения: 23 февраля 2013.
  20. Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / [пер. с нем.]. — М. : РИК «Культура», 1996. — XVIII, 491, [1] с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8.. — С. 271.
  21. А. Солженицын. Двоенье Юрия Нагибина. Журнальный зал. Опубликовано в журнале: «Новый Мир» №4, 2003.

Литература[править | править код]

  • Прохорова, Вера. Четыре друга на фоне столетия: Рихтер, Пастернак, Булгаков, Нагибин и их жены : мемуары в письмах и воспоминаниях / Вера Прохорова. Литературная запись и оригинальный текст Игоря Оболенского. — М.: Астрель, 2012. — 316 с. — ISBN 978-5-271-40033-9.
  • Нагибин, Юрий. Дневник / Общ. ред. Ю. Кувалдина. — 2-е изд., доп. и сверен. — М.: Книжный сад, 1996. — 698 с. — ISBN 5-85676-043-3.

Ссылки[править | править код]

  • Могила Ю. Нагибина
  • О Хлебникове
  • Л. Кафанова. А цель всё та же… // Советская Культура. — 1970. — 6 июня. — С. 4.
  • Кувалдин Ю. Заблудившийся писатель. Независимая газета (17 июня 2004). Дата обращения: 17 февраля 2019.
  • Алексей Вейцлер. Статья о Ю. М. Нагибине и интервью с писателем в рубрике Авторы журнал «Андрей»

Источник

Свои первые рассказы Юрий Нагибин создавал еще в детстве, ему помогал отчим — писатель Яков Рыкачев. Нагибин прославился как автор автобиографических повестей и детских произведений. Помимо этого, он писал сценарии для фильмов, изучал историю Москвы и вел телепрограммы о писателях.

Нагибин юрий маркович биография личная жизнь фото

Юрий Нагибин родился 3 апреля 1920 года в Москве. За несколько месяцев до этого его отца, Кирилла Нагибина, расстреляли за связи с белогвардейцами. Мать будущего писателя, Ксения Каневская, пыталась скрыть дворянское происхождение сына. Она указала в документах, что отец ребенка — адвокат Марк Левенталь, друг ее мужа. Друг семьи, писатель Игорь Оболенский вспоминал о Каневской: «Ксения Алексеевна была жестким человеком, довольно острым на язык. Юрку обожала».

В 1927 году Левенталя арестовали и сослали в Ивановскую область. Мать некоторое время воспитывала Юрия Нагибина одна, но вскоре вышла замуж. Ее супругом стал писатель Яков Рыкачёв.

В детстве Нагибин увлекался футболом, даже входил в состав юношеской сборной «Локомотива». Однако мать и отчим часто предлагали ему попробовать себя в литературе. Первые произведения Нагибин создавал под руководством Якова Рыкачёва.

«Тогдашний тренер «Локомотива» француз Жюль Лимбек предсказывал мне большое будущее.

Но моя мать не хотела смириться с этим. Видимо, под ее нажимом отчим все чаще убеждал меня что-нибудь написать. Писание захватило меня. И я продолжал писать, упорно, с мрачным ожесточением, и моя футбольная звезда сразу закатилась».

В 1938 году Нагибин окончил школу. Он хотел поступить в Литературный институт имени А.М. Горького, но мать убедила его подать документы в медицинский вуз. Однако уже на первом курсе писатель перевелся на сценарный факультет ВГИКа.

Вскоре произведения Нагибина появились в советской прессе. В 1940 году в журнале «Огонек» напечатали его рассказ «Двойная ошибка», а в 1941 — «Кнут». Писатель вспоминал: «Мартовскими, грязно заквашенными улицами я бегал от одного газетного киоска к другому и спрашивал: нет ли последнего рассказа Нагибина? Первая публикация светится в памяти ярче, чем первая любовь». В свободное от учебы время Нагибин читал свои рассказы на литературных вечерах.

Когда началась Великая Отечественная война, студентов и преподавателей ВГИКа эвакуировали в Алма-Ату. Нагибин не поехал с ними, остался в Москве и записался добровольцем в армию. Он хорошо знал немецкий язык, поэтому попал по распределению в Политическое управление Волховского фронта, в отдел контрпропаганды. Писатель придумывал лозунги для агитационных листовок, переводил документы, вел радиопередачи. В то же время он участвовал в боях на Воронежском и Волховском фронтах, получил Орден Отечественной войны II степени.

В 1942 году Нагибин был тяжело ранен, и его освободили от службы по состоянию здоровья. Тогда писатель вернулся в Москву и устроился журналистом в газету «Труд». Как военный корреспондент, он участвовал в битве за Сталинград, освобождении Минска, Вильнюса и Каунаса.

В газете «Труд» Нагибин публиковал свои рассказы о войне. Часть из них вошла в сборник «Человек с фронта». Книгу напечатали в 1943 году, и вскоре Нагибина приняли в Союз писателей СССР. Позднее он вспоминал: «Все виденное и пережитое тогда неоднократно возвращалось ко мне много лет спустя в ином образе, и я опять писал о Волге и Донбассе военной поры, о Волховском и Воронежском фронтах и, наверное, никогда не рассчитаюсь до конца с этим материалом».

Юрий Нагибин. Фотография: 24smi.org

Юрий Нагибин. Фотография: 24smi.org

Юрий Нагибин. Фотография: 24smi.org

Юрий Нагибин. Фотография: 24smi.org

Юрий Нагибин. Фотография: 24smi.org

Юрий Нагибин. Фотография: 24smi.org

После войны Юрий Нагибин продолжал работать журналистом. Он публиковался в московских и региональных газетах, много путешествовал по СССР. К литературному творчеству Нагибин вернулся в начале 1950-х годов. Он опубликовал рассказы «Зимний дуб», «Четунов, сын Четунова», «Трубка». Затем вышли сборники «Человек и дорога», «Чистые пруды» и «Ранней весной». Нагибин стал одним из самых популярных прозаиков тех лет. По его произведениям сняли фильмы «Ночной гость», «Трудное счастье», «Братья Комаровы». Писатель вспоминал: «В критических статьях появились высказывания, что я наконец-то приблизился к художнической зрелости».

С начала 1960-х Нагибин часто ездил в Ярославскую и Рязанскую области — в Мещеру и на Плещеево озеро. Там писатель общался с местными жителями, ходил вместе с ними на охоту. Его впечатления от поездок легли в основу так называемого Мещерского цикла: сборников «Зеленая птица с красной головой» и «Погоня. Мещерские были».

«Я старался не пропускать ничего у Нагибина

Много говорилось в тех рассказах о нравственном отношении к человеку, чаще всего к маленькому, и не столько в том понимании, которое рождает образ гоголевского Акакия Акакиевича, а в прямом — к детям. Учить детей светлому восприятию жизни — великое дело, но одновременно надо учиться у детей такому восприятию. Рассказы Нагибина Мещерского цикла, казалось бы, посвящены охоте, на деле же этот цикл порожден чувствами и мыслями, занимавшими писателя, когда он писал о детях, об отношении к ним. Мещерский цикл — очень хорошая проза».

В то же время Нагибин писал сценарии для фильмов. По ним в эти годы сняли около 20 кинокартин: «Девочка и эхо», «Бабье царство», «Председатель» и другие. Писатель вспоминал: «Начал я с самоэкранизаций, это был период учебы, так и не завершенной в киноинституте, освоение нового жанра, затем стал работать над самостоятельными сценариями».

В 1964 году Юлий Файт экранизировал автобиографические рассказы Нагибина о Великой Отечественной войне. Режиссер писал: «Нагибин был классиком советской литературы, непререкаемым авторитетом в кино Мы вместе работали над режиссерским сценарием. Далеко не каждый писатель возьмется».

В 1966 году Юрий Нагибин поддержал Андрея Синявского и Юлия Даниэля, которых осудили за «антисоветскую агитацию и пропаганду» в произведениях. Вместе с Беллой Ахмадулиной, Булатом Окуджавой, Варламом Шаламовым и многими другими советскими поэтами и прозаиками Нагибин подписал «письмо 62-х» с требованием освободить писателей.

В 1970-х Нагибин работал над циклом автобиографических рассказов и повестей о своем детстве, в который вошли книги «Школа», «Переулки моего детства» и «Лето». Нагибин писал: «Мои рассказы и повести — это и есть моя настоящая автобиография». Создавал он и произведения для школьников — например, «Рассказы о Гагарине».

Вместе с японским режиссером Акирой Куросавой Нагибин написал сценарий фильма «Дерсу Узала». В основу сюжета легли произведения Владимира Арсеньева «По Уссурийскому краю» и «Дерсу Узала». Картина вышла в 1975 году, а в 1976-м получила премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».

«В шестой раз сочетаюсь законным браком»: личная жизнь

Юрий Нагибин с супругой Беллой Ахмадулиной. Фотография: russianpulse.ru

«В шестой раз сочетаюсь законным браком»: личная жизнь

Юрий Нагибин. Фотография: vm.ru

«В шестой раз сочетаюсь законным браком»: личная жизнь

Юрий Нагибин с супругой Аллой. Фотография: matrony.ru

Юрий Нагибин был женат шесть раз. Его первой супругой стала Мария Асмус, дочь профессора Литературного института. Они поженились в 1940 году и прожили вместе около двух лет. Марии Асмус Нагибин посвятил автобиографический роман «Дафнис и Хлоя эпохи культа личности, волюнтаризма и застоя». В нем он писал о своем первом браке: «Если человек без конца возвращается к какому-то переживанию своей жизни, значит, оно было очень важным, решающе важным, но так до конца и не понятым. Вот и я опять начинаю пережевывать жвачку под названием «первая любовь». Не отпускает меня эта тема моей жизни».

Вторая жена писателя, Валентина Лихачева, была дочерью директора автозавода имени Сталина. Нагибин познакомился с ней в 1943 году. Третьей супругой Нагибина стала Елена Черноусова, а четвертой — артистка эстрады и гимнастка Ада Паратова.

В пятый раз, в 1959 году, Нагибин женился на поэтессе Белле Ахмадулиной. Предложение ей прозаик сделал прямо на дне рождения бывшего мужа Ахмадулиной — поэта Евгения Евтушенко. Нагибин прожил с пятой супругой восемь лет. В автобиографической книге «Дневник» он вспоминал, что Ахмадулина была «холодна, как лед».

Последней супругой Нагибина стала переводчица Алла Нагибина. Они познакомились в 1965 году в гостях у общих друзей, а свадьбу сыграли в 1968-м.

«Завтра в шестой раз сочетаюсь законным браком. Не отболел, не отвалился струп, а я снова лезу на рожон. Поистине каждый спасается, как может. Впервые я делаю это по собственному желанию, без всякого давления извне, с охотой, даже радостью и без всякой надежды на успех.»

Со своей шестой женой писатель прожил до конца жизни. Детей у них, как и в остальных браках Нагибина, не было.

Историческая проза и мемуары Юрия Нагибина]Историческая проза и мемуары Юрия Нагибина

Юрий Нагибин. Фотография: dokonline.com

Историческая проза и мемуары Юрия Нагибина]Историческая проза и мемуары Юрия Нагибина

Юрий Нагибин. Фотография: kino-teatr.ru

Историческая проза и мемуары Юрия Нагибина]Историческая проза и мемуары Юрия Нагибина

Юрий Нагибин. Фотография: fb.ru

Летом 1980 года Юрий Нагибин отправился в путешествие на Русский Север. Он побывал в Архангельске, Карелии, на Соловецких островах. Впечатления от этой поездки стали основой для соловецкого цикла рассказов и повести «Встань и иди», которую Нагибин посвятил своему отчиму Марку Левенталю. За это произведение в 1989 году писатель получил венецианскую премию «Золотой лев».

В 1980-х Нагибин продолжал писать детские произведения. Вместе с Ниной Соротокиной и Светланой Дружининой он создал сценарии для фильмов «Гардемарины, вперед!» и «Виват, гардемарины!». На телевидении выходили программы писателя, посвященные жизни Михаила Лермонтова, Николая Лескова и Сергея Аксакова.

В эти же годы Нагибин увлекся историей. Он написал повесть «Квасник и Буженинова», действие которой происходило в XVIII веке. Затем писатель опубликовал серию рассказов о знаменитых музыкантах и писателях.

«Вначале я был рабски предан Его Величеству Факту, затем пробудилась фантазия, и я перестал цепляться за зримую очевидность явлений, теперь оставалось отбросить сковывающие рамки времени. Протопоп Аввакум, Марло, Тредиаковский, Бах, Гёте, Пушкин, Тютчев, Дельвиг, Аполлон Григорьев, Лесков, Фет, Анненский, Бунин, Рахманинов, Чайковский, Хемингуэй — вот новые герои».

Нагибин изучал и историю Москвы. Он написал книги «Москва… как много в этом звуке» и «Всполошный звон. Книга о Москве».

Последние годы жизни Нагибин вместе с женой провел в Италии. Несколько раз он выступал с лекциями по русской литературе в университетах США. В эти же годы писатель работал над книгами воспоминаний «Моя золотая тёща», «Дафнис и Хлоя эпохи культа личности, волюнтаризма и застоя» и «Дневник». Юрий Нагибин умер 17 июня 1994 года. Похоронили писателя на Новодевичьем кладбище в Москве.

Источник