Надежда павлова биография личная жизнь
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 23 июля 2018;
проверки требуют 9 правок.
Наде́жда Васи́льевна Па́влова (род. 15 мая 1956, Чебоксары) — советская и российская артистка балета, педагог. Народная артистка СССР (1984). Лауреат премии Ленинского комсомола (1975).
Биография[править | править код]
Надежда Павлова родилась в Чебоксарах в многодетной семье. Родители, Василий Павлович и Мария Ильинична, — этнические чуваши.
В 7 лет начала заниматься в хореографическом кружке при Доме пионеров.
В 1966 году её заметила комиссия из Пермского хореографического училища, приехавшая в Чебоксары в поисках одарённых детей, и девочке предложили учиться в Перми. Семь лет — со 2-го класса и до выпуска — училась в Пермском хореографическом училище у Л. П. Сахаровой. Участвуя в концертах сценической практики, исполняла номера, поставленными для неё М. М. Газиевым («Девочка и эхо», «Маленькая балерина», «Озорница»), а также исполняла детские партии в спектаклях Пермского театра оперы и балета. В 1970 году участвовала в гастролях театра в Москве и привлекла внимание рецензентов.
К балерине рано пришли успех и признание. В возрасте 15 лет становится лауреатом I премии Всесоюзного конкурса балетмейстеров и артистов балета, а год спустя, в 1973 году, завоёвывает Гран-при II Международного конкурса артистов балета в Москве. В эти годы, ещё будучи ученицей, часто гастролирует по стране и за рубежом, выступает в Италии, Японии, Китае, Австрии, Германии, Франции, США.
По окончании училища в 1974 году — солистка Пермского театра оперы и балета имени П. И. Чайковского. В первый же сезон ей поручают партии Жизели (исполнила её в возрасте 17 лет) и Джульетты.
С сентября 1975 года — солистка Большого театра. Ежедневно занималась в классе А. М. Мессерера и репетировала под руководством М. Т. Семёновой. Её постоянным партнером стал танцовщик В. Гордеев, в том же году она вышла за него замуж. Среди других её партнёров — солисты Большого театра А. Богатырёв, В. Анисимов, позднее — А. Фадеечев, Ю. Васюченко, И. Мухамедов. Одним из последних танцовщиков, с кем она выступала на сцене Большого театра, был Н. Цискаридзе.
Имела обширный концертный репертуар, в том числе номера, поставленные специально для неё[1].
В 1984 году окончила балетмейстерское отделение ГИТИСа по специальности «педагог-репетитор». Начав преподавать, проводила мастер-классы во Франции, Германии, Японии, Финляндии.
В 1992-1994 годах — художественный руководитель собственного «Театра балета Надежды Павловой».
В 1995 году — руководитель труппы «Ренессанс-балет», осуществлявшей постановки балетов из классического наследия.
Входила в состав жюри международных конкурсов артистов балета в Люксембурге (1995) и Гонконге (1996).
В 1999 году приняла участие в открытии Российского культурного центра в Вашингтоне и стала лауреатом фестиваля «Звезды мирового балета» в Донецке.
В 1998-1999 годах выступала в спектаклях труппы «Русский балет» в качестве приглашённой звезды.
В 2000 году была педагогом-репетитором Русского балетного театра «ГИТИС» под руководством В. В. Ахундова.
В 2001 году завершила исполнительскую карьеру творческим вечером на сцене Пермского театра оперы и балета имени П. И. Чайковского, где начинала свой путь[2].
С 2009 года — балетмейстер-репетитор в Государственном театре классического балета под руководством Н. Д. Касаткиной и В. Ю. Василёва.
Преподаёт в Российской академии театрального искусства — ГИТИСе (профессор).
С 2013 года — балетмейстер-репетитор балетной труппы Большого театра[1]
Живёт в Москве.
Семья[править | править код]
- Отец — Павлов Василий Павлович (род. 1923), рентгенотехник, ныне пенсионер
- Мать — Павлова Мария Ильинична (1928—1996), работала воспитательницей в детском саду
- Первый муж — Гордеев Вячеслав Михайлович (род. 1948), артист балета, балетмейстер, педагог, хореограф, солист Большого театра в 1969-1989 годах. Народный артист СССР (1984). Развелись в 1986 году.
- Второй муж — Окулевич Константин Михайлович (род. 1945), психоаналитик, доктор медицинских наук.
Награды и звания[править | править код]
- I премия Всесоюзного конкурса балетмейстеров и артистов балета (1972)
- Гран-при II Международного конкурса артистов балета в Москве (1973)
- Заслуженная артистка РСФСР (21.10.1977)
- Народная артистка Чувашской АССР (1980)
- Народная артистка РСФСР (28.04.1982)
- Народная артистка СССР (13.12.1984)
- Премия Ленинского комсомола (1975)
- Орден «Знак Почёта» (1976)
Репертуар[править | править код]
Пермский театр оперы и балета
- 1972 — Сванильда, «Коппелия» Л. Делиба, хореография Н. Боярчикова
- 1972 — Жизель, «Жизель» А. Адана, в редакции Б. Щербинина, хореография Н. Боярчикова
- 1972 — Джульетта, «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, хореография Н. Боярчикова
- 1974 — Маша, «Щелкунчик» П. Чайковского
Большой театр
За 7 лет балерина подготовила многие ведущие партии репертуара Большого театра, в их числе:
- 1975 — Маша, «Щелкунчик» П. Чайковского, хореография Ю. Григоровича
- 1976 — Геро, «Любовью за любовь» Т. Хренникова, хореография В. Боккадоро
- 1976 — Китри, «Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография М. Петипа и А. Горского в редакции Р. Захарова
- 1977 — Фригия, «Спартак» А. Хачатуряна, хореография Ю. Григоровича
- 1977 — принцесса Аврора, «Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича
- 1978 — Эола, «Икар» С. Слонимского, хореография В. Васильева
- 1978 — Солистка и Классическое па де де на музыку Дж. Торелли, «Эти чарующие звуки…» на сборную музыку в постановке В. Васильева
- 1978 — Валентина, «Ангара» А. Эшпая, хореография Ю. Григоровича
- 1978 — Девушка, «Видение Розы» на музыку концертной фортепианной пьесы К. М. фон Вебера «Приглашение к танцу» в оркестровке Г. Берлиоза, хореография М. Фокина
- 1979 — Джульетта, «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, хореография Ю. Григоровича
- 1979 — Ширин, «Легенда о любви» А. Меликова, хореография Ю. Григоровича
- 1981 — Принцесса, «Деревянный принц» Б. Бартока, хореография А. Петрова (первая исполнительница)
- 1982 — Седьмой вальс и прелюд, «Шопениана» на музыку Ф. Шопена, хореография М. Фокина
- 1982 — принцесса Флорина, «Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича
- 1986 — Одетта-Одиллия, «Лебединое озеро» П. Чайковского, первая ред. Ю. Григоровича
- 1987 — Жизель, «Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа в ред. Ю. Григоровича
- 1989 — Катерина, «Каменный цветок» С. Прокофьева, хореография Ю. Григоровича
- 1992 — Никия, «Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича
- 1993 — Люсиль Гран, «Па де катр» Ц. Пуни, хореография Ж. Перро в редакции А. Долина (первая исполнительница в Большом театре)
- 1996 — Сильфида, «Сильфида» Г. Левенскольда, хореография А. Бурнонвиля в редакции Э. М. фон Розен
Московский городской балет В. Смирнова-Голованова
- 1992 — Кармен, «Кармен-сюита» на музыку Ж. Бизе, хореография А. Алонсо
В труппе С. Власова
- 1986/87 — Флоретта, «Синяя борода» М. Фокина в постановке С. Власова
Другое
- С 1983 — миниатюры М. Бежара («Опус № 6)» и Дж. Баланчина, произведения хореографов-современников.
Фильмография[править | править код]
Танец балерины запечатлён в документальном фильме «Асаф Мессерер» (1969, реж. Ф. Слидовкер), «Дочери Отчизны» (1976, реж. Н. Орлов), в телеверсии балета «Дон Кихот» (1978, реж. Е. Мачерет), телефильме-балете Ф. Слидовкера «Поэмы» (на музыку Ф. Листа, 1981), документальных фильмах «Поклон учителю», «Танцуют Надежда Павлова и Ольга Ченчикова» (1974).
Балерине посвящены фильмы «Джульетта» (1974, реж. Б. Галантер), «Танцует Надя Павлова» (1975, реж. В. Баранов, Пермская студия телевидения), «Дуэт молодых» (1977, реж. В. Граве), «Надежда Павлова» (1992, реж. С. Конончук).
Также снялась в советско-американском фильме «Синяя птица» (роль — Синяя Птица, реж. Дж. Кьюкор, 1976), детективной киноленте «Сицилианская защита» (роль — балерина Зина Лебедева, реж. И. Усов, 1980), фильме-концерте «Большой балет» (1980).
Образ в искусстве[править | править код]
В разное время портреты артистки создавали скульпторы И. В. Васильев и Л. Е. Лондон, художники В. С. Косоруков, Е. Н. Широков, И. С. Глазунов.
Библиография[править | править код]
- «Танцует Надежда Павлова», фотоальбом, текст А. Авдеенко — Пермь, 1986.
- М. Железкова «Надежда Павлова», Чебоксары, 1985 и 1988.
- Э. Бочарникова, Г. Иноземцева «Тем, кто любит балет». М., 1988.
- С. Коробков «Путь в большой балет. Семь уроков в Пермском хореографическом училище». — Пермь, 1989.
- S. Montague. The ballerina, N.Y., 1980.
- J. Gregory. Giselle immortal: the story of Giselle as performed by Nadia Pavlova and Yuri Soloviev; London, 1982 (фотоальбом).
- A. Demidov. The Russian ballet: past & present. N.Y., 1977; L., 1982.
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- Павлова Надежда Васильевна // Кто есть кто в современной культуре : В 2 вып. / Гл. ред. С. М. Семёнов, авт. и сост. Н. И. Шадрина, Р. В. Пигарев и др. — М.: МК-Периодика, 2006—2007. — ISBN 5-93696-007-3, 5-93696-010-2.
- ПАВЛОВА Надежда Васильевна
- Nadezhda Pavlova — Ballet Talk for Dancers
- Интервью Надежды Павловой «В балете сразу видно, кто ты такой»
- «Я осталась собой». К юбилею Надежды Павловой. Май 2016 года
Биография
Уникальные способности Надежды Павловой, а в первую очередь её неимоверный шаг, стали для балерины пропуском на сцену Большого театра. Благодаря таланту и небывалой работоспособности девушка в юном возрасте обратила на себя внимание мировой балетной общественности. Талант балерины увидел весь мир, но она предпочла тихую семейную жизнь и женское счастье, ни разу не пожалев о собственном решении.
Детство и юность
Биография будущей великой балерины Надежды Павловой началась 15 мая 1956 года в Чебоксарах. Родители девочки никак не связаны с искусством: папа трудился рентгенотехником, а мама – воспитателем в детском саду. Надежда родилась в многодетной семье, в которой родители делали все, чтобы обеспечить детям хорошую жизнь и дать каждому образование.
Надежда Павлова в детстве
Неизвестно, как сложилось бы будущее, не будь у неё врождённых способностей к танцам. По достижении требуемого возраста (7 лет) родители отдали её в хореографический кружок при Доме пионеров. Это и стало для Надежды первым шагом на пути к мировой славе.
Девочка старательно тренировалась, и уже через 3 года учебы её заметила комиссия Пермского хореографического училища, которая ездила по городам в поисках талантливых детей. Распознав в юной Надежде все необходимые данные, ей предложили продолжить обучение в Перми. Родители хоть и опасались за дочь, не стали препятствовать развитию.
Людмила Сахарова и Надежда Павлова
Преподавателем юной балерины стала Сахарова Людмила Павловна, под руководством которой Надежда провела со 2-го по выпускной класс. Техника обучения преподавательницы сочетала опыт московской и ленинградской школ балета. Немногим удавалось сработаться с Сахаровой, но она обладала нужными преподавательскими качествами, поэтому Надежда сделала всё, чтобы наладить контакт.
Балет
С самого начала учебы Павлова исполняла первые партии, не переставая удивлять способностями до самого выпуска. Надежда активно участвовала в концертах, где воплощала образы, созданные специально для неё Муратом Газиевым. Девушка блистала и в детских ролях на подмостках Пермского театра.
Балерина Надежда Павлова в молодости
В 70-х годах Павлова шагнула вверх по карьерной лестнице, отправившись на гастроли в Москву. Конечно же, одаренную Надежду заметили и здесь. Слава пришла к балерине в возрасте 15 лет, когда она стала лауреаткой Всесоюзного конкурса балетмейстеров и артистов балета. После этого знаменательного события имя девушки гремело по Советскому союзу и за рубежом. Она упорно трудилась, гастролируя по городам СССР, Америки, Японии, Европы и Китая.
По окончании учёбы балерина стала солисткой Пермского академического театра оперы и балета имени П. И. Чайковского. Сразу после выпуска несовершеннолетняя девушка мастерски исполняла партии Жизели и Джульетты. Но там Надежда служила недолго, ведь её пригласили сразу 2 театра страны: Большой и Мариинский.
Надежда Павлова в балете «Лебединое озеро»
Она выбрала первый вариант, став солисткой Большого театра в сентябре 1975 года. Павлова прилежно училась, но, даже достигнув значительных высот, стремилась добиться большего.
Среди партнёров Надежды числятся невероятные танцовщики Большого театра, такие как Вячеслав Гордеев, с которым она долгое время танцевала в дуэте, Валерий Анисимов, Николай Цискаридзе и Ирек Мухамедов.
Надежда Павлова и Вячеслав Гордеев в балете «Жизель»
Поскольку Павлова много тренировалась, это позволило ей осваивать одну партию за другой. Отдельного внимания заслужила интерпретация роли Джульетты и сцена безумия Жизели. Сочетание экспрессивности и утончённости в игре балерины поражало каждого зрителя.
Творческие данные Надежды оценили как поклонники и критики, так и власти: она стала самой юной балериной, получавшей звание Народной артистки СССР. Девушку превозносила зарубежная пресса, восхищаясь её пластикой и энергетикой, а в родной стране упоминаний было меньше. Но каждый спектакль с участием танцовщицы становился значимым событием.
Надежда Павлова и Николай Цискаридзе в балете «Шопениана»
Окончив учебу в ГИТИСе, Надежда Васильевна приступила к преподаванию. Она вела мастер-классы в странах Европы и Ближнего Востока. Два года, с 1992 по 1994, женщина занимала пост художественного руководителя Театра балета Надежды Павловой, а в 1995-м стала руководителем Ренессанс-балета.
В 2001 году Павлова завершила карьеру исполнительницы творческим вечером на сцене Пермского театра, где начинала творческий путь. В возрасте 53 лет стала профессором Российской академии театрального искусства.
Личная жизнь
У балерин того времени личная жизнь часто отсутствовала. Не стала исключением и Надежда Павлова, которая отдала себя балету. В отличие от артисток театра, балерины уходят со сцены рано, поэтому важен каждый год. Родить ребенка в то время – значило бы забыть о карьере навсегда.
Надежда Павлова и Вячеслав Гордеев
Любовные отношения Надежды не складывались так гладко, как сценическая карьера. История знакомства Павловой с первым мужем началась со служебного романа. Молодых людей свел балет: Вячеслава Гордеева и Надежду Васильевну ставили в пару, так как кому-то из них предстояло представлять Советский Союз на международном конкурсе. Дуэт репетировал вместе год, и впоследствии это творческое слияние переросло в брак.
Свадьбу праздновали в «Метрополе», что позволить себе могли далеко не все, но популярность молодых людей сыграла не последнюю роль. На торжество пригласили много гостей, в том числе политических деятелей и элиту Москвы. Невеста имела непревзойдённый вид: Надежда предпочла театральное платье и фату.
Свадьба Надежды Павловой и Вячеслава Гордеева
Однако большой любви между супругами не было, Павлова избегала громких слов в адрес первого мужа. Для неё этот союз был только «звёздным дуэтом», который зрителям приятно наблюдать на сцене. У Надежды и Вячеслава разнились взгляды на будущее: он хотел детей, а она жила балетом.
Гордеев постоянно напоминал балерине, что она достигла вершин только благодаря ему. Павлова понимала, что обязана мужу, но слышать изо дня в день подобные высказывания ей было больно, что привело к затяжной депрессии.
Надежда Павлова в 2018 году
Решение проблем пришло неожиданно. Однажды, за несколько дней до серьезной постановки, Надежда почувствовала боль на месте старой травмы. Коллега посоветовал обратиться в клинику, что балерина и сделала. Войдя в кабинет к врачу, артистка застыла, увидев его. Это была любовь с первого взгляда, танцовщица почувствовала родственную душу.
Бурный роман требовал смены жизненных устоев. Развод удалось получить быстро, но отдельный период на балерину сыпались анонимные письма с осуждениями.
Надежда Павлова и Константин Окулевич
Первый брак просуществовал 10 лет, поклонники считали Надежду и Вячеслава образцовой семьей. Внезапный разрыв в 1986 году стал неожиданностью, ведь паре прочили скорое рождение детей. Позднее в интервью балерина признавалась, что между ней и первым супругом и не было чувств.
Надежда Павлова вышла замуж во второй раз, выбрав семью, пусть даже и без детей, но с любимым мужчиной Константином Окулевичем. Супруг впоследствии взял фамилию жены, чтобы избежать проблем с выездом за границу. После второго замужества артистка обрела гармонию с собой.
Надежда Павлова сейчас
Сейчас балерина счастлива во втором браке и живет с мужем в Москве. С 2013 года Надежда занимает должность балетмейстера-репетитора балетной труппы Большого театра.
Надежда Павлова в передаче «Наедине со всеми»
Весной 2017 года Надежда Павлова посетила программу «Наедине со всеми», где поделилась с Юлией Меньшовой и зрителями событиями из насыщенной творческой жизни.
Постановки
Пермский театр оперы и балета:
- 1972 — «Коппелия» (Сванильда)
- 1972 — «Жизель» (Жизель)
- 1972 — «Ромео и Джульетта» (Джульетта)
Большой театр:
- 1975 — «Щелкунчик» (Маша)
- 1976 — «Любовью за любовь» (Геро)
- 1976 — «Дон Кихот» (Китри)
- 1977 — «Спартак» (Фригия)
- 1977 — «Спящая красавица» (Принцесса Аврора)
- 1978 — «Икар» (Эола)
- 1982 — «Спящая красавица» (Принцесса Флорина)
- 1986 — «Лебединое озеро» (Одетта-Одиллия)
- 1989 — «Каменный цветок» (Катерина)
- 1992 — «Баядерка» (Никия)
- 1993 — «Па де катр» (Люсиль Гран)
Московский городской балет В. Смирнова-Голованова:
- 1992 — «Кармен-сюита» (Кармен)
В труппе С. Власова:
- 1986/87 — «Синяя борода» (Флоретта)
Надежда Васильевна Павлова
Надежда Васильевна Павлова. Родилась 15 мая 1956 года в Чебоксарах (Чувашская АССР). Советская и российская балерина, педагог. Заслуженная артистка РСФСР (1977). Народная артистка Чувашской АССР (1980). Народная артистка РСФСР (1982). Народная артистка СССР (1984).
Надежда Павлова родилась 15 мая 1956 года в Чебоксарах (Чувашская АССР).
По национальности – чувашка.
Отец – Василий Павлович Павлов, работал рентгенотехником.
Мать – Мария Ильинична Павлова (1928—1996), работала воспитательницей в детском саду.
Ее семья была многодетной. Она была самой младшей – восьмой по счету. О детстве у Надежды остались не очень хорошие воспоминания, она была обделена вниманием и особого родительского тепла не ощущала. Поэтому и в интервью она всегда пыталась обходить эту тему стороной: “Понимаете, если бы это были приятные воспоминания, я бы, конечно, с удовольствием рассказала”. Когда выяснилось, что у нее уникальный талант балерины, то в семье обрадовались не столько успеху дочери, сколько возможности пристроить ее куда-нибудь. Во время разлуки с домом, связанной с учебой, она практически не общалась с семьей и ощущала полное безразличие по отношению к себе. Уже став звездой, она приехала в родной город и также столкнулась с тем, что она никому из родных не интересна. Лишь одна ее сестра однажды пришла в театр, но после спектакля сразу же ушла. “Как же так, чужие люди восхищаются, поздравляют… Хотелось, чтобы сестра подошла, обняла, сказала что-то теплое, я бы почувствовала поддержку. А она ушла”, – недоумевала Надежда.
Заниматься балетом начала в возрасте 7 лет в хореографическом кружке при Доме пионеров. Когда ей было 10 лет, на девочку обратила внимание комиссия из Пермского хореографического училища, приехавшая в Чебоксары в поисках одаренных детей. Павловой предложили учиться в Перми.
В течение 7-ми лет – со 2-го класса и до выпуска – она училась у Людмилы Павловны Сахаровой, в методике которой московская и ленинградская школы классического танца соединились с новыми веяниями, возникшими в конце 1960-х годов. Со 2-го класса Павлова уже участвовала в концертах со специальными номерами, поставленными для неё М. Газиевым, такими как «Девочка и эхо», «Маленькая балерина», «Озорница». Уже тогда она исполняла все существующие детские партии в спектаклях Пермского театра оперы и балета.
Надежда Павлова в детстве
В 1970 году во время гастролей театра в Москве Надежда Павлова привлекла особое внимание рецензентов. В 15 лет она стала лауреатом первой премии Всесоюзного конкурса балетмейстеров и артистов балета. А через год – в 1973-м – Павлова завоевала Гран-при II-го Международного конкурса артистов балета в Москве.
Она вошла в историю своим необычайно длинным и легким шагом (большой батман), казавшимся абсолютно неправдоподобным, всколыхнув умы и сердца людей даже далеко за пределами балетного круга. Выдающийся балетный педагог Асаф Мессерер говорил о ней: «Надя Павлова загадала загадку по самому высокому счёту, какой только есть в искусстве».
Надежда Павлова стала много гастролировать по стране и за рубежом, покоряя воздушным дыханием своего танца зрителей Италии, Японии, Китая, Австрии, Германии, Франции и США.
В 1974 году окончила Пермское хореографическое училище.
Далее стала солисткой Пермского академического театра оперы и балета им. П.И. Чайковского, в котором танцевала партии: Сванильда – «Коппелия» Л. Делиб (хореография Н.Н. Боярчикова); Жизель – «Жизель» А. Адан (в редакции Б. Щербинина, хореография Н.Н. Боярчикова); Джульетта – «Ромео и Джульетта» С.С. Прокофьев (хореография Н.Н. Боярчикова); Маша – «Щелкунчик» П.И. Чайковский.
С сентября 1975 года стала солисткой Большого театра, в котором постоянным партнером на протяжении десятилетия был Вячеслав Гордеев (ее первый супруг). Она ежедневно занималась в классе А.М. Мессерера, осваивала роли под руководством М.Т. Семеновой. Работали с ней и другие известные педагоги.
Надежда Павлова и Галина Уланова
Надежду Павлову называли «Надеждой и Славой русского балета».
В 1982 году она стала самой молодой артисткой, которой присвоили звание «Народный артист СССР» (удостоена в 28 лет).
С 1983 года в ее репертуаре появляются миниатюры М. Бежара и Д. Баланчина, опусы хореографов-современников. Партнерами были все ведущие солисты Большого театра – Александр Богатырев, Валерий Анисимов, позднее – Алексей Фадеечев, Юрий Васюченко, Ирек Мухамедов.
Партии Надежды Павловой в Большом театре:
- 1975 – Маша «Щелкунчик» П.И. Чайковский (хореография Ю.Н. Григоровича);
- 1976 – Геро «Любовью за любовь» Т.Н. Хренников (хореография В. Боккадоро (Франция);
- 1976 – Китри «Дон Кихот» Л. Минкус (хореография А.А. Горского в редакции Р.В. Захарова);
- 1977 – Фригия «Спартак» А.И. Хачатурян (хореография Ю.Н. Григоровича);
- 1977 – Принцесса Аврора «Спящая красавица» П.И. Чайковский (хореография М.И. Петипа в редакции Ю.Н. Григоровича);
- 1978 – Эола «Икар» С. Слонимский (хореография В.В. Васильева);
- 1978 – Солистка и Классическое па-де-де на музыку Дж. Торелли «Эти чарующие звуки…» на сборную музыку (балетмейстер В.В. Васильев);
- 1978 – Валентина «Ангара» А.Я. Эшпай (хореография Ю.Н. Григоровича);
- 1978 – Девушка «Видение Розы»К.-М. фон Вебер «Приглашение к танцу» в оркестровке Г. Берлиоза, (хореография М.М. Фокина);
- 1979 – Джульетта «Ромео и Джульетта» С.С. Прокофьев (хореография Ю.Н. Григоровича);
- 1979 – Ширин «Легенда о любви» А. Меликов (хореография Ю.Н. Григоровича);
- 1981 – Принцесса «Деревянный принц» Б. Барток (хореография А.Б. Петрова (первая исполнительница);
- 1982 – Седьмой вальс; Прелюд «Шопениана» на музыку Ф. Шопена (хореография М.М. Фокина);
- 1982 – Принцесса Флорина «Спящая красавица» П.И. Чайковский (хореография М.И. Петипа в редакции Ю.Н.Григоровича);
- 1986 – Одетта-Одиллия «Лебединое озеро» П.И. Чайковский (первая редакция Ю.Н. Григоровича);
- 1987 – Жизель Жизель «Жизель» А. Адан (хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М.И. Петипа в редакции Ю.Н. Григоровича);
- 1989 – Катерина «Каменный цветок» С.С. Прокофьев (хореография Ю.Н. Григоровича);
- 1992 – Никия «Баядерка» Л. Минкус (хореография М.И. Петипа в редакции Ю.Н. Григоровича);
- 1993 – Люсиль Гран «Па де катр» Ц. Пуни (хореография Ж. Перро в редакции А. Долина (первая исполнительница в Большом театре);
- 1996 – Сильфида «Сильфида» Г. Левенскольд (хореография А. Бурнонвиля в редакции Э.-М. фон Розен).
Интересно, что несмотря на оглушительный успех, который сопровождал всю ее балетную карьеру, Надежда Павлова осталась творчески неудовлетворенной: “Вообще ничего не реализовалось! Ну пригласили меня в Большой театр, приглашала и Мариинка, но перевесила Москва. Я приехала, и буквально в первые дни Григорович сказал, что хочет поставить меня в кордебалет. Это минимум три года. Я не согласилась, отсюда начались первые неприятности, естественно. Года два или три я вообще не выезжала из Союза. Но, поскольку я так и не встала в кордебалет, примерно через год мне дали в конце сезона готовить «Щелкунчик». Потом другие спектакли. Но только те, которые уже шли в репертуаре. И так получилось, что в течение всего творческого пути на сцене Большого при руководстве Юрия Николаевича у меня не было своей премьеры. Он дал мне много своих спектаклей, я получила звание, признание. Но одно дело танцевать обычный репертуар после кого-то, и совсем другое – когда ты имеешь ну хоть одну премьеру, поставленную именно на тебя”.
По словам Павловой, есть партии, о которых она мечтала, но так и не станцевала: “Когда приехала в Москву, я очень хотела станцевать «Сильфиду». Но сразу реализовать это не удалось, а когда я отработала 20 лет и вроде бы уже ушла, может быть спустя два года, Юрий Николаевич решил поставить «Сильфиду». Премьеру мне, конечно, не дали, но я все-таки станцевала. Получился такой круг. Долго не давали «Лебединое», потом дали станцевать дневной спектакль. Но все равно я танцевала и на Западе, и по России, и по республикам. Может быть, московская публика мало видела. Вообще-то в балете много спектаклей, которые, может быть, хотелось станцевать. Ясно, что все реализовать невозможно. Но всегда человеку мало, а артисту тем более, всегда чего-то не хватает, что-то недоделал, не станцевал, не домечтал. Обычная история. Но, если подходить к этому спокойно, то, что удалось, то удалось. Мало ли что мне хочется. Другое дело, что театральная политика иногда перевешивает, мешает или уничтожает. У некоторых наоборот. Все зависит, наверное, от характера. Но я такая, какая есть. Поэтому, может быть, у меня так все получилось”.
Танцевала в Московском городском балете В. Смирнова-Голованова: Кармен – «Кармен-сюита» Ж. Бизе-Р. Щедрин (хореография А. Алонсо (Куба).
Сотрудничала с Балетной труппой С.К. Власова: Флоретта – «Синяя борода» (хореография М.М. Фокина в постановке С.К. Власова).
Окончив балетмейстерское отделение ГИТИСа как педагог-репетитор в 1984 году, она проводила мастер-классы во Франции, Германии, Японии, Финляндии.
С 1992 по 1994 годы Надежда Павлова – художественный руководитель Театра балета Надежды Павловой, а в 1995 году – Ренессанс-балета. Входила в состав жюри международных конкурсов артистов балета в Люксембурге (1995) и Гонконге (1996).
В 1999 году принимала участие в открытии Российского культурного центра в Вашингтоне, становится лауреатом фестиваля «Звезды мирового балета» в Донецке.
В 1998-1999 годах как приглашённая звезда выступала в спектаклях труппы «Русский балет». В 2000 году была педагогом-пепетитором балетного театра «ГИТИС» под руководством В. Ахундова. С 2009 года – балетмейстер-репетитор в Государственном академическом театре классического балета под руководством Н.Д. Касаткиной и В.Ю. Василева.
С 2013 года Надежда Павлова занимает должность балетмейстера-репетитора балетной труппы Большого театра.
Преподаёт в Российской академии театрального искусства (РАТИ) (профессор).
Надежда Павлова сейчас
Личная жизнь Надежды Павловой:
Дважды была замужем. Детей нет.
Первый муж – Вячеслав Михайлович Гордеев (род. 3 августа 1948), артист балета, балетмейстер, хореограф, педагог. Народный артист СССР (1984).
В 1973 году их объединили в дуэт для участия во Втором международном балетном конкурсе в Москве. После этого они отправились отдыхать в Сочи, где у пары начались отношения. Надежде тогда было 18 лет, а Вячеславу – 25. Вскоре они поженились. Свадьбу гуляли в «Метрополе». Развелись в 1986 году.
Сама Павлова говорила, что их чуть ли не поженило КГБ: “Мы прожили со Славой 10 лет, но семья в привычном смысле слова у нас не сложилась. На людях мы всегда держались за руки, улыбались и выглядели идеальной парой. Но это был просто творческий союз. Нас искусственно «спарили»”.
В то же время Вячеслав Гордеев заявлял, что поженились они по любви: “По-моему, между нами были и любовь, и страсть, и искренняя нежность. Кстати, именно при моем участии Павлову взяли в Большой театр, где она станцевала «Жизель», а на следующий день мы сочетались браком”. В Большом театре их пара у многих вызывала чувство зависти. “Целая кампания была, чтобы нас развести, – ну и развели. Нас долго держала профессия – хотелось быть самыми лучшими. Профессия же нас и разлучила – безумно тяжело оказалось постоянно быть вместе и на сцене, и дома. Наша жизнь была как натянутая струна, и стоило чуть задеть – она лопнула”, – вспоминал Гордеев.
Надежда Павлова и Вячеслав Гордеев
Еще во время брака с Гордеевым у Павловой начались отношения с ее будущим вторым мужем. Вячеслав Гордеев рассказывал: “У Нади случился роман с психотерапевтом, у которого она лечилась от депрессий, и она заявила мне, что на небе соединена с этим человеком, поэтому должна быть лишь с ним и на земле. Я даже не стал разбираться и предложил разойтись, раз она с ним соединена”.
Кроме того, он обвинял Павлову в предательстве. В тот момент у Гордеева была возможность выехать в Аргентину – гастроли для ансамбля «Московский балет» он долго пробивал. Поэтому он попросил Надежду пока не сообщать в театре о разводе – до их отъезда. “А она сразу все доложила. Поездку отменили, а у меня в тот день в первый раз схватило сердце. Я понял: если человек может предать в этом, то и в остальном на него тоже нельзя положиться”, – говорил Гордеев.
Второй муж – Константин Михайлович Окулевич (1945 г.р.), психоаналитик, доктор медицинских наук. Супруг впоследствии взял фамилию жены, чтобы избежать проблем с выездом за границу.
Надежда Павлова и муж Константин Окулевич
Фильмография Надежды Павловой:
1974 – Танцуют Надежда Павлова и Ольга Ченчикова (документальный)
1974 – Джульетта (документальный)
1975 – Танцует Надя Павлова (документальный)
1976 – Синяя птица (Blue Bird, The) – Синяя Птица
1980 – Сицилианская защита – Зина Лебедева, балерина
1980 – Большой балет (фильм-концерт) (фильм-спектакль)
1981 – Поэмы (фильм-спектакль)
1989 – Ромео и Джульетта (фильм-балет) (фильм-спектакль)
Награды и звания Надежды Павловой:
– Заслуженная артистка РСФСР (21.10.1977);
– Народная артистка Чувашской АССР (1980);
– Народная артистка РСФСР (28.04.1982);
– Народная артистка СССР (13.12.1984);
– Орден «Знак Почета» (1976);
– Премия Ленинского комсомола (1975);
– Всесоюзный конкурс балетмейстеров и артистов балета (I премия, Москва, 1972);
– II Международный конкурс артистов балета (Гран-при, Москва, 1973).
последнее обновление информации: 22.03.2020