Надежда павлова балерина личная жизнь дети
Биография
Уникальные способности Надежды Павловой, а в первую очередь её неимоверный шаг, стали для балерины пропуском на сцену Большого театра. Благодаря таланту и небывалой работоспособности девушка в юном возрасте обратила на себя внимание мировой балетной общественности. Талант балерины увидел весь мир, но она предпочла тихую семейную жизнь и женское счастье, ни разу не пожалев о собственном решении.
Детство и юность
Биография будущей великой балерины Надежды Павловой началась 15 мая 1956 года в Чебоксарах. Родители девочки никак не связаны с искусством: папа трудился рентгенотехником, а мама – воспитателем в детском саду. Надежда родилась в многодетной семье, в которой родители делали все, чтобы обеспечить детям хорошую жизнь и дать каждому образование.
Надежда Павлова в детстве
Неизвестно, как сложилось бы будущее, не будь у неё врождённых способностей к танцам. По достижении требуемого возраста (7 лет) родители отдали её в хореографический кружок при Доме пионеров. Это и стало для Надежды первым шагом на пути к мировой славе.
Девочка старательно тренировалась, и уже через 3 года учебы её заметила комиссия Пермского хореографического училища, которая ездила по городам в поисках талантливых детей. Распознав в юной Надежде все необходимые данные, ей предложили продолжить обучение в Перми. Родители хоть и опасались за дочь, не стали препятствовать развитию.
Людмила Сахарова и Надежда Павлова
Преподавателем юной балерины стала Сахарова Людмила Павловна, под руководством которой Надежда провела со 2-го по выпускной класс. Техника обучения преподавательницы сочетала опыт московской и ленинградской школ балета. Немногим удавалось сработаться с Сахаровой, но она обладала нужными преподавательскими качествами, поэтому Надежда сделала всё, чтобы наладить контакт.
Балет
С самого начала учебы Павлова исполняла первые партии, не переставая удивлять способностями до самого выпуска. Надежда активно участвовала в концертах, где воплощала образы, созданные специально для неё Муратом Газиевым. Девушка блистала и в детских ролях на подмостках Пермского театра.
Балерина Надежда Павлова в молодости
В 70-х годах Павлова шагнула вверх по карьерной лестнице, отправившись на гастроли в Москву. Конечно же, одаренную Надежду заметили и здесь. Слава пришла к балерине в возрасте 15 лет, когда она стала лауреаткой Всесоюзного конкурса балетмейстеров и артистов балета. После этого знаменательного события имя девушки гремело по Советскому союзу и за рубежом. Она упорно трудилась, гастролируя по городам СССР, Америки, Японии, Европы и Китая.
По окончании учёбы балерина стала солисткой Пермского академического театра оперы и балета имени П. И. Чайковского. Сразу после выпуска несовершеннолетняя девушка мастерски исполняла партии Жизели и Джульетты. Но там Надежда служила недолго, ведь её пригласили сразу 2 театра страны: Большой и Мариинский.
Надежда Павлова в балете «Лебединое озеро»
Она выбрала первый вариант, став солисткой Большого театра в сентябре 1975 года. Павлова прилежно училась, но, даже достигнув значительных высот, стремилась добиться большего.
Среди партнёров Надежды числятся невероятные танцовщики Большого театра, такие как Вячеслав Гордеев, с которым она долгое время танцевала в дуэте, Валерий Анисимов, Николай Цискаридзе и Ирек Мухамедов.
Надежда Павлова и Вячеслав Гордеев в балете «Жизель»
Поскольку Павлова много тренировалась, это позволило ей осваивать одну партию за другой. Отдельного внимания заслужила интерпретация роли Джульетты и сцена безумия Жизели. Сочетание экспрессивности и утончённости в игре балерины поражало каждого зрителя.
Творческие данные Надежды оценили как поклонники и критики, так и власти: она стала самой юной балериной, получавшей звание Народной артистки СССР. Девушку превозносила зарубежная пресса, восхищаясь её пластикой и энергетикой, а в родной стране упоминаний было меньше. Но каждый спектакль с участием танцовщицы становился значимым событием.
Надежда Павлова и Николай Цискаридзе в балете «Шопениана»
Окончив учебу в ГИТИСе, Надежда Васильевна приступила к преподаванию. Она вела мастер-классы в странах Европы и Ближнего Востока. Два года, с 1992 по 1994, женщина занимала пост художественного руководителя Театра балета Надежды Павловой, а в 1995-м стала руководителем Ренессанс-балета.
В 2001 году Павлова завершила карьеру исполнительницы творческим вечером на сцене Пермского театра, где начинала творческий путь. В возрасте 53 лет стала профессором Российской академии театрального искусства.
Личная жизнь
У балерин того времени личная жизнь часто отсутствовала. Не стала исключением и Надежда Павлова, которая отдала себя балету. В отличие от артисток театра, балерины уходят со сцены рано, поэтому важен каждый год. Родить ребенка в то время – значило бы забыть о карьере навсегда.
Надежда Павлова и Вячеслав Гордеев
Любовные отношения Надежды не складывались так гладко, как сценическая карьера. История знакомства Павловой с первым мужем началась со служебного романа. Молодых людей свел балет: Вячеслава Гордеева и Надежду Васильевну ставили в пару, так как кому-то из них предстояло представлять Советский Союз на международном конкурсе. Дуэт репетировал вместе год, и впоследствии это творческое слияние переросло в брак.
Свадьбу праздновали в «Метрополе», что позволить себе могли далеко не все, но популярность молодых людей сыграла не последнюю роль. На торжество пригласили много гостей, в том числе политических деятелей и элиту Москвы. Невеста имела непревзойдённый вид: Надежда предпочла театральное платье и фату.
Свадьба Надежды Павловой и Вячеслава Гордеева
Однако большой любви между супругами не было, Павлова избегала громких слов в адрес первого мужа. Для неё этот союз был только «звёздным дуэтом», который зрителям приятно наблюдать на сцене. У Надежды и Вячеслава разнились взгляды на будущее: он хотел детей, а она жила балетом.
Гордеев постоянно напоминал балерине, что она достигла вершин только благодаря ему. Павлова понимала, что обязана мужу, но слышать изо дня в день подобные высказывания ей было больно, что привело к затяжной депрессии.
Надежда Павлова в 2018 году
Решение проблем пришло неожиданно. Однажды, за несколько дней до серьезной постановки, Надежда почувствовала боль на месте старой травмы. Коллега посоветовал обратиться в клинику, что балерина и сделала. Войдя в кабинет к врачу, артистка застыла, увидев его. Это была любовь с первого взгляда, танцовщица почувствовала родственную душу.
Бурный роман требовал смены жизненных устоев. Развод удалось получить быстро, но отдельный период на балерину сыпались анонимные письма с осуждениями.
Надежда Павлова и Константин Окулевич
Первый брак просуществовал 10 лет, поклонники считали Надежду и Вячеслава образцовой семьей. Внезапный разрыв в 1986 году стал неожиданностью, ведь паре прочили скорое рождение детей. Позднее в интервью балерина признавалась, что между ней и первым супругом и не было чувств.
Надежда Павлова вышла замуж во второй раз, выбрав семью, пусть даже и без детей, но с любимым мужчиной Константином Окулевичем. Супруг впоследствии взял фамилию жены, чтобы избежать проблем с выездом за границу. После второго замужества артистка обрела гармонию с собой.
Надежда Павлова сейчас
Сейчас балерина счастлива во втором браке и живет с мужем в Москве. С 2013 года Надежда занимает должность балетмейстера-репетитора балетной труппы Большого театра.
Надежда Павлова в передаче «Наедине со всеми»
Весной 2017 года Надежда Павлова посетила программу «Наедине со всеми», где поделилась с Юлией Меньшовой и зрителями событиями из насыщенной творческой жизни.
Постановки
Пермский театр оперы и балета:
- 1972 — «Коппелия» (Сванильда)
- 1972 — «Жизель» (Жизель)
- 1972 — «Ромео и Джульетта» (Джульетта)
Большой театр:
- 1975 — «Щелкунчик» (Маша)
- 1976 — «Любовью за любовь» (Геро)
- 1976 — «Дон Кихот» (Китри)
- 1977 — «Спартак» (Фригия)
- 1977 — «Спящая красавица» (Принцесса Аврора)
- 1978 — «Икар» (Эола)
- 1982 — «Спящая красавица» (Принцесса Флорина)
- 1986 — «Лебединое озеро» (Одетта-Одиллия)
- 1989 — «Каменный цветок» (Катерина)
- 1992 — «Баядерка» (Никия)
- 1993 — «Па де катр» (Люсиль Гран)
Московский городской балет В. Смирнова-Голованова:
- 1992 — «Кармен-сюита» (Кармен)
В труппе С. Власова:
- 1986/87 — «Синяя борода» (Флоретта)
Надежда Васильевна Павлова
Надежда Васильевна Павлова. Родилась 15 мая 1956 года в Чебоксарах (Чувашская АССР). Советская и российская балерина, педагог. Заслуженная артистка РСФСР (1977). Народная артистка Чувашской АССР (1980). Народная артистка РСФСР (1982). Народная артистка СССР (1984).
Надежда Павлова родилась 15 мая 1956 года в Чебоксарах (Чувашская АССР).
По национальности – чувашка.
Отец – Василий Павлович Павлов, работал рентгенотехником.
Мать – Мария Ильинична Павлова (1928—1996), работала воспитательницей в детском саду.
Ее семья была многодетной. Она была самой младшей – восьмой по счету. О детстве у Надежды остались не очень хорошие воспоминания, она была обделена вниманием и особого родительского тепла не ощущала. Поэтому и в интервью она всегда пыталась обходить эту тему стороной: “Понимаете, если бы это были приятные воспоминания, я бы, конечно, с удовольствием рассказала”. Когда выяснилось, что у нее уникальный талант балерины, то в семье обрадовались не столько успеху дочери, сколько возможности пристроить ее куда-нибудь. Во время разлуки с домом, связанной с учебой, она практически не общалась с семьей и ощущала полное безразличие по отношению к себе. Уже став звездой, она приехала в родной город и также столкнулась с тем, что она никому из родных не интересна. Лишь одна ее сестра однажды пришла в театр, но после спектакля сразу же ушла. “Как же так, чужие люди восхищаются, поздравляют… Хотелось, чтобы сестра подошла, обняла, сказала что-то теплое, я бы почувствовала поддержку. А она ушла”, – недоумевала Надежда.
Заниматься балетом начала в возрасте 7 лет в хореографическом кружке при Доме пионеров. Когда ей было 10 лет, на девочку обратила внимание комиссия из Пермского хореографического училища, приехавшая в Чебоксары в поисках одаренных детей. Павловой предложили учиться в Перми.
В течение 7-ми лет – со 2-го класса и до выпуска – она училась у Людмилы Павловны Сахаровой, в методике которой московская и ленинградская школы классического танца соединились с новыми веяниями, возникшими в конце 1960-х годов. Со 2-го класса Павлова уже участвовала в концертах со специальными номерами, поставленными для неё М. Газиевым, такими как «Девочка и эхо», «Маленькая балерина», «Озорница». Уже тогда она исполняла все существующие детские партии в спектаклях Пермского театра оперы и балета.
Надежда Павлова в детстве
В 1970 году во время гастролей театра в Москве Надежда Павлова привлекла особое внимание рецензентов. В 15 лет она стала лауреатом первой премии Всесоюзного конкурса балетмейстеров и артистов балета. А через год – в 1973-м – Павлова завоевала Гран-при II-го Международного конкурса артистов балета в Москве.
Она вошла в историю своим необычайно длинным и легким шагом (большой батман), казавшимся абсолютно неправдоподобным, всколыхнув умы и сердца людей даже далеко за пределами балетного круга. Выдающийся балетный педагог Асаф Мессерер говорил о ней: «Надя Павлова загадала загадку по самому высокому счёту, какой только есть в искусстве».
Надежда Павлова стала много гастролировать по стране и за рубежом, покоряя воздушным дыханием своего танца зрителей Италии, Японии, Китая, Австрии, Германии, Франции и США.
В 1974 году окончила Пермское хореографическое училище.
Далее стала солисткой Пермского академического театра оперы и балета им. П.И. Чайковского, в котором танцевала партии: Сванильда – «Коппелия» Л. Делиб (хореография Н.Н. Боярчикова); Жизель – «Жизель» А. Адан (в редакции Б. Щербинина, хореография Н.Н. Боярчикова); Джульетта – «Ромео и Джульетта» С.С. Прокофьев (хореография Н.Н. Боярчикова); Маша – «Щелкунчик» П.И. Чайковский.
С сентября 1975 года стала солисткой Большого театра, в котором постоянным партнером на протяжении десятилетия был Вячеслав Гордеев (ее первый супруг). Она ежедневно занималась в классе А.М. Мессерера, осваивала роли под руководством М.Т. Семеновой. Работали с ней и другие известные педагоги.
Надежда Павлова и Галина Уланова
Надежду Павлову называли «Надеждой и Славой русского балета».
В 1984 году она стала самой молодой артисткой, которой присвоили звание «Народный артист СССР» (удостоена в 28 лет).
С 1983 года в ее репертуаре появляются миниатюры М. Бежара и Д. Баланчина, опусы хореографов-современников. Партнерами были все ведущие солисты Большого театра – Александр Богатырев, Валерий Анисимов, позднее – Алексей Фадеечев, Юрий Васюченко, Ирек Мухамедов.
Партии Надежды Павловой в Большом театре:
- 1975 – Маша «Щелкунчик» П.И. Чайковский (хореография Ю.Н. Григоровича);
- 1976 – Геро «Любовью за любовь» Т.Н. Хренников (хореография В. Боккадоро (Франция);
- 1976 – Китри «Дон Кихот» Л. Минкус (хореография А.А. Горского в редакции Р.В. Захарова);
- 1977 – Фригия «Спартак» А.И. Хачатурян (хореография Ю.Н. Григоровича);
- 1977 – Принцесса Аврора «Спящая красавица» П.И. Чайковский (хореография М.И. Петипа в редакции Ю.Н. Григоровича);
- 1978 – Эола «Икар» С. Слонимский (хореография В.В. Васильева);
- 1978 – Солистка и Классическое па-де-де на музыку Дж. Торелли «Эти чарующие звуки…» на сборную музыку (балетмейстер В.В. Васильев);
- 1978 – Валентина «Ангара» А.Я. Эшпай (хореография Ю.Н. Григоровича);
- 1978 – Девушка «Видение Розы»К.-М. фон Вебер «Приглашение к танцу» в оркестровке Г. Берлиоза, (хореография М.М. Фокина);
- 1979 – Джульетта «Ромео и Джульетта» С.С. Прокофьев (хореография Ю.Н. Григоровича);
- 1979 – Ширин «Легенда о любви» А. Меликов (хореография Ю.Н. Григоровича);
- 1981 – Принцесса «Деревянный принц» Б. Барток (хореография А.Б. Петрова (первая исполнительница);
- 1982 – Седьмой вальс; Прелюд «Шопениана» на музыку Ф. Шопена (хореография М.М. Фокина);
- 1982 – Принцесса Флорина «Спящая красавица» П.И. Чайковский (хореография М.И. Петипа в редакции Ю.Н.Григоровича);
- 1986 – Одетта-Одиллия «Лебединое озеро» П.И. Чайковский (первая редакция Ю.Н. Григоровича);
- 1987 – Жизель Жизель «Жизель» А. Адан (хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М.И. Петипа в редакции Ю.Н. Григоровича);
- 1989 – Катерина «Каменный цветок» С.С. Прокофьев (хореография Ю.Н. Григоровича);
- 1992 – Никия «Баядерка» Л. Минкус (хореография М.И. Петипа в редакции Ю.Н. Григоровича);
- 1993 – Люсиль Гран «Па де катр» Ц. Пуни (хореография Ж. Перро в редакции А. Долина (первая исполнительница в Большом театре);
- 1996 – Сильфида «Сильфида» Г. Левенскольд (хореография А. Бурнонвиля в редакции Э.-М. фон Розен).
Интересно, что несмотря на оглушительный успех, который сопровождал всю ее балетную карьеру, Надежда Павлова осталась творчески неудовлетворенной: “Вообще ничего не реализовалось! Ну пригласили меня в Большой театр, приглашала и Мариинка, но перевесила Москва. Я приехала, и буквально в первые дни Григорович сказал, что хочет поставить меня в кордебалет. Это минимум три года. Я не согласилась, отсюда начались первые неприятности, естественно. Года два или три я вообще не выезжала из Союза. Но, поскольку я так и не встала в кордебалет, примерно через год мне дали в конце сезона готовить «Щелкунчик». Потом другие спектакли. Но только те, которые уже шли в репертуаре. И так получилось, что в течение всего творческого пути на сцене Большого при руководстве Юрия Николаевича у меня не было своей премьеры. Он дал мне много своих спектаклей, я получила звание, признание. Но одно дело танцевать обычный репертуар после кого-то, и совсем другое – когда ты имеешь ну хоть одну премьеру, поставленную именно на тебя”.
По словам Павловой, есть партии, о которых она мечтала, но так и не станцевала: “Когда приехала в Москву, я очень хотела станцевать «Сильфиду». Но сразу реализовать это не удалось, а когда я отработала 20 лет и вроде бы уже ушла, может быть спустя два года, Юрий Николаевич решил поставить «Сильфиду». Премьеру мне, конечно, не дали, но я все-таки станцевала. Получился такой круг. Долго не давали «Лебединое», потом дали станцевать дневной спектакль. Но все равно я танцевала и на Западе, и по России, и по республикам. Может быть, московская публика мало видела. Вообще-то в балете много спектаклей, которые, может быть, хотелось станцевать. Ясно, что все реализовать невозможно. Но всегда человеку мало, а артисту тем более, всегда чего-то не хватает, что-то недоделал, не станцевал, не домечтал. Обычная история. Но, если подходить к этому спокойно, то, что удалось, то удалось. Мало ли что мне хочется. Другое дело, что театральная политика иногда перевешивает, мешает или уничтожает. У некоторых наоборот. Все зависит, наверное, от характера. Но я такая, какая есть. Поэтому, может быть, у меня так все получилось”.
Танцевала в Московском городском балете В. Смирнова-Голованова: Кармен – «Кармен-сюита» Ж. Бизе-Р. Щедрин (хореография А. Алонсо (Куба).
Сотрудничала с Балетной труппой С.К. Власова: Флоретта – «Синяя борода» (хореография М.М. Фокина в постановке С.К. Власова).
Окончив балетмейстерское отделение ГИТИСа как педагог-репетитор в 1984 году, она проводила мастер-классы во Франции, Германии, Японии, Финляндии.
С 1992 по 1994 годы Надежда Павлова – художественный руководитель Театра балета Надежды Павловой, а в 1995 году – Ренессанс-балета. Входила в состав жюри международных конкурсов артистов балета в Люксембурге (1995) и Гонконге (1996).
В 1999 году принимала участие в открытии Российского культурного центра в Вашингтоне, становится лауреатом фестиваля «Звезды мирового балета» в Донецке.
В 1998-1999 годах как приглашённая звезда выступала в спектаклях труппы «Русский балет». В 2000 году была педагогом-пепетитором балетного театра «ГИТИС» под руководством В. Ахундова. С 2009 года – балетмейстер-репетитор в Государственном академическом театре классического балета под руководством Н.Д. Касаткиной и В.Ю. Василева.
С 2013 года Надежда Павлова занимает должность балетмейстера-репетитора балетной труппы Большого театра.
Преподаёт в Российской академии театрального искусства (РАТИ) (профессор).
Надежда Павлова сейчас
Личная жизнь Надежды Павловой:
Дважды была замужем. Детей нет.
Первый муж – Вячеслав Михайлович Гордеев (род. 3 августа 1948), артист балета, балетмейстер, хореограф, педагог. Народный артист СССР (1984).
В 1973 году их объединили в дуэт для участия во Втором международном балетном конкурсе в Москве. После этого они отправились отдыхать в Сочи, где у пары начались отношения. Надежде тогда было 18 лет, а Вячеславу – 25. Вскоре они поженились. Свадьбу гуляли в «Метрополе». Развелись в 1986 году.
Сама Павлова говорила, что их чуть ли не поженило КГБ: “Мы прожили со Славой 10 лет, но семья в привычном смысле слова у нас не сложилась. На людях мы всегда держались за руки, улыбались и выглядели идеальной парой. Но это был просто творческий союз. Нас искусственно «спарили»”.
В то же время Вячеслав Гордеев заявлял, что поженились они по любви: “По-моему, между нами были и любовь, и страсть, и искренняя нежность. Кстати, именно при моем участии Павлову взяли в Большой театр, где она станцевала «Жизель», а на следующий день мы сочетались браком”. В Большом театре их пара у многих вызывала чувство зависти. “Целая кампания была, чтобы нас развести, – ну и развели. Нас долго держала профессия – хотелось быть самыми лучшими. Профессия же нас и разлучила – безумно тяжело оказалось постоянно быть вместе и на сцене, и дома. Наша жизнь была как натянутая струна, и стоило чуть задеть – она лопнула”, – вспоминал Гордеев.
Надежда Павлова и Вячеслав Гордеев
Еще во время брака с Гордеевым у Павловой начались отношения с ее будущим вторым мужем. Вячеслав Гордеев рассказывал: “У Нади случился роман с психотерапевтом, у которого она лечилась от депрессий, и она заявила мне, что на небе соединена с этим человеком, поэтому должна быть лишь с ним и на земле. Я даже не стал разбираться и предложил разойтись, раз она с ним соединена”.
Кроме того, он обвинял Павлову в предательстве. В тот момент у Гордеева была возможность выехать в Аргентину – гастроли для ансамбля «Московский балет» он долго пробивал. Поэтому он попросил Надежду пока не сообщать в театре о разводе – до их отъезда. “А она сразу все доложила. Поездку отменили, а у меня в тот день в первый раз схватило сердце. Я понял: если человек может предать в этом, то и в остальном на него тоже нельзя положиться”, – говорил Гордеев.
Второй муж – Константин Михайлович Окулевич (1945 г.р.), психоаналитик, доктор медицинских наук. Супруг впоследствии взял фамилию жены, чтобы избежать проблем с выездом за границу.
Надежда Павлова и муж Константин Окулевич
Фильмография Надежды Павловой:
1974 – Танцуют Надежда Павлова и Ольга Ченчикова (документальный)
1974 – Джульетта (документальный)
1975 – Танцует Надя Павлова (документальный)
1976 – Синяя птица (Blue Bird, The) – Синяя Птица
1980 – Сицилианская защита – Зина Лебедева, балерина
1980 – Большой балет (фильм-концерт) (фильм-спектакль)
1981 – Поэмы (фильм-спектакль)
1989 – Ромео и Джульетта (фильм-балет) (фильм-спектакль)
Награды и звания Надежды Павловой:
– Заслуженная артистка РСФСР (21.10.1977);
– Народная артистка Чувашской АССР (1980);
– Народная артистка РСФСР (28.04.1982);
– Народная артистка СССР (13.12.1984);
– Орден «Знак Почета» (1976);
– Премия Ленинского комсомола (1975);
– Всесоюзный конкурс балетмейстеров и артистов балета (I премия, Москва, 1972);
– II Международный конкурс артистов балета (Гран-при, Москва, 1973).
последнее обновление информации: 22.03.2020