На руси и ее бывший муж
Какой она была — личная жизнь наших далёких предков? Любили ли они так, как любим друг друга мы? Предавали ли друг друга? Изменяли ли? Удивительно, но чтобы узнать это, историкам приходится обращаться к записям священников — Прологам. Именно священнослужители, сами того не ведая, оставляли потомкам свидетельства об интимной жизни народа Руси, описывая наиболее часто исповедуемые грехи и “падение” нравов.
Волей или неволей
Девушка на Руси пользовалась относительной свободой, и родители часто учитывали её пожелание в выборе мужа. Самый известный случай выбора описан в Лаврентьевском изводе “Повести временных лет”, когда князь Владимир сватается к полоцкой княжне Рогнеде, та отвечает отцу: “Не хочу разути робичича, я Ярополка хочу!” Разозлённый Владимир берёт Полоцк штурмом, насилует Рогнеду на глазах родителей, потом убивает их и делает Рогнеду своей женой.
Замужество женщины на Руси меняло её статус — отныне и навсегда её жизнь и благополучие были в руках мужа. Во многом положение жены зависело от формы брака. Если это было похищение, пленение или купля у родителей, то девушка становилась собственностью мужчины и могла стать наложницей или рабыней. Если же “умычка” происходила с её согласия, статус повышался.
Но наиболее высоким положение женщины становилось, если брак был “договорным”, то есть родители договаривались друг с другом, с невестой давали приданое, а отец жениха или сам жених должен был дать жене вено — имущество или надел, который делал её финансово независимой.
Штраф за отсутствие девственности
Даже после Крещения Руси невинность до брака для мирян была необязательна. Иногда, если девушка замуж “шла нечиста”, с неё брали штраф. Священники жаловались в Прологах, что женщины на Руси, несмотря на запреты, оставались пылкими любовницами. Часто, ещё до замужества вкусив свободной личной жизни, они требовали от мужей исполнения “ненасытных желаний”. Недаром одним из поводов для развода в дохристианской Руси была импотенция мужа. “Никакие утехи от него! Егда спящу ему со мною, на ложи лежит, аки клада неподвижная! — восклицала героиня Повести о семи мудрецах. — Хощу иного любити, дабы дал утеху телу моему…”.
Секс во время исповеди
Сексуальность женщин считалась особо греховной, а обнажённое тело становилось табуированным. “Ничто же пред очесы человеческими обнажит, еже обыкновение и естество сокровенно имети хочет”, — с осуждением писал монах Епифаний. Священники даже описывали случаи насилия женщин над мужчинами: “Он же не хотяще возлещи с нею, но нуждею привлекая и по обычаю сотвори, по закону брака” — и описывали не только позы и формы получения сексуального удовольствия, но и даже приспособления для этого. Доходило до того, что священники, слушая признания женщин, настолько распалялись, что овладевали ими тут же, в исповедальне. Узнав об этом, церковное начальство запретило впредь выпытывать подробности эротического содержания.
Древний феминизм и волосы на теле
Но сколько церковники не внушали, что жёны нужны только “плода ради”, жёны и мужья занимались сексом не только ради деторождения, но и для удовольствия — “по веселенью”, “по восхотенью” и “по игранью же”. Красоту мужчины ценили натуральную. Например, путешественник Афанасий Никитин посчитал отвратительным обычай индусских женщин сбривать с тела волосы.
Садомазо князей
Так как священники запрещали прихожанам не только секс “на стороне”, но и “сексуальные извращения”, среди которых они называли минет и куннилингус, очевидно, что был доступен весь спектр сексуальных утех. Причём некоторые из грехов явно несли налёт садизма: в “Повести о королевиче Василии Златовласом” со смаком описывалось принуждение к сексу французской королевны: “И введе ю в полату спалную… Повеле отрокомъ своим изыти из полаты тоя, а полату замкнувъ на крюкъ и снявъ с нее кралевское платье и срачицу (сорочку) и обнаживъ ю донага. И взялъ плеть-нагайку и нача ю бити по белому тълу… и потом отдал ей вину и приветствова словами и целовав ю доволно, потом поведе ю на кровать…”.
Подобная литературная сцена почти в точности повторяла поучения “Домостроя”: “наказуй наедине, да наказав — примолви и жалуй, и люби ея…”. Справедливости ради следует сказать, что изнасилование замужней женщины в дохристианской Руси приравнивалось к убийству мужчины и каралось штрафом по 40 гривен серебром в пользу князя и пострадавшей. Изнасилование свободной женщины приравнивалось к убийству новгородца и несло штраф в 10 гривен серебром.
За бесчестье боярыни или княгини платили от одного до пяти гривен золотом, а изнасилование девицы было равно заключению с ней брака. Если насильник отказывался брать её замуж, то должен был отдать ей “полъименья”.
Муж не люб, да куда ж его деть
Любопытно, что на Руси встречалось не только избиение женщин, но и обратное насилие. Особенно часто оно происходило в тех случаях, когда крестьяне женили малолетних сыновей на девушках 19–20 лет. Делалось это с целью заполучить в дом работницу или её имущество. Разумеется, жена не могла всерьёз относиться к малолетнем мужу и поколачивала его до тех пор, пока юноша не вырастал. И тогда побои оборачивались против жены — мужчина входил в силу и имел право “поучить” свою законную супругу и получить от неё всё, что мог взять. Эротический подтекст явно читался в избиениях молодой женой мужа-старика, который мог стоически выносить пощёчины, выдёргивание волос и расцарапанное лицо, однако чаще всего добивался своих целей.
Измены и смерть
Историк Наталья Пушкарёва в своих работах пишет, что мужчины на Руси были ветреными мужьями. Напрасно увещевали священники прихожан: “Не играйте игрою шутливою с чужими жёнами… Беги повести женьских, яко хощещи целомудр быти, не дажь дерзновение тем зрети на тя. Первые глаголят тихо и очи долу имуть. Вторые улыскают, паче же абие рассмешашася. Третье — красящеся паче меры, и являются светли видом, и бровь взводят, и обращаются оци. И сим пленяюще тя в погыбель”.
На Руси подобной “погибели” не гнушались. Даже Владимир Креститель, по преданиям, в каждом городе имел “по жене”. После женитьбы на византийской принцессе князь своих привычек не бросил. Вторых жён имели князья Святослав и Ярослав Галицкий.
Князьям подражали и простолюдины. В одной из берестяных грамот XII века оказалась написанной жалоба жены на мужа, который предпочёл “незаконную семью”. А если судить по “покаяльным сборникам”, в которые записывали епитимьи, то любовь мужчин к “невенчальным жёнам” не была искоренена и в XVI веке.
А вот о верности славянских жён писали многие древние авторы. Женщины часто сопровождали мужей в военных походах, выезжали с ними на охоту. Император ромеев Маврикий в конце VI века писал, что “скромность славянских женщин превышает всякую человеческую природу, они считают смерть мужа своей смертью и добровольно удушают себя, не считая вдовство жизнью”.
Германский архиепископ-русофоб Бонифаций признавал, что славяне “соблюдают с такой верностью в супружеском союзе взаимную любовь, что жена по смерти мужа сама отрекается от жизни, и та считается между ними славною, которая своею рукою убьёт себя, чтобы сгореть с мужем на одном костре”.
Бывало и так, что женщина была готова умереть, но не изменяла мужу. Например, Иулиания, жена вяземского князя Семёна Мстиславича, отказала добивавшемуся её сюзерену мужа смоленскому князю Юрию Святославичу, за что поплатилась жизнью. Смоленский князь повелел утопить строптивицу в реке.
Однако случались и измены. Участь изменников была страшна. Мужчин без прощения убивали, а женщин казнили, закапывая по плечи в землю — жертва умирала от жажды и голода. “Оже имуть Русина вольного у вольное жены в Ризе или на Гътьском березе, оже убьють, и тът убит…” Разумеется, случаи бывали всякие и часто мужья прощали изменниц, выкупая их вину штрафом. После Крещения Руси порядки стали гуманнее: жена была обязана простить мужа, а муж имел право выгнать жену-прелюбодейку вон.
Настоящее коварство
Бывали на Руси и коварные женщины, вынашивающие планы для продвижения “наверх”. Одну из подобных историй рассказывает “Повесть о Тверском Отроче монастыре”. Она произошла в 1265 году, когда отрок тверского князя Ярослава Ярославича влюбился в пономарскую дочку Ксению в селе Едимоново и стал добиваться у князя разрешения жениться. Однако князь был непреклонен — негоже знатному юноше жениться на поселянке. Но отрок Григорий был так настойчив, что князь в конце концов дал добро.
Однако приехав на свадьбу и увидев невесту, Ярослав передумал и отослал отрока прочь: “Изыди ты отсюду и изыщи ты себе иную невесту, иде же хощеши, а сия невеста бысть мне угодна, а не тебе”. Неожиданно и сама невеста заявила Григорию то же самое: “Изыди ты от мене и даждь место князю своему, он бо тебе болши и жених мой, а ты был сват мой”.
Огорчённый отрок так горевал, что ушёл в леса и князь уже думал, что он покончил с собой от горя. Однако Григорий оказался жив, он явился перед князем, рассказал, что ему было видение от Богородицы, которая предрекла ему монашескую стезю и повелела строить монастырь. Отрок просил отпустить его в монахи. Так князь женился на хитрой пономарской дочке, а под Тверью появился Отрочий монастырь.
ß æèâó â Óçáåêèñòàíå, â ñòîëèöå (Òàøêåíò). Ìíîãî ïëþñîâ íà ìîåé Ðîäèíå, íî ñåé÷àñ áîëüøå ïðî ìèíóñû – òðàäèöèè è âñå, ÷òî ñ íèìè ñâÿçàíî. Íà ýòîò ïîñò ìåíÿ íàòîëêíóë ïîñò æåíùèíû, ðàññêàçûâàþùåé, êàê òàäæèê áðîñèë ðóññêóþ æåíó ñ äåòüìè è óåõàë ïî íàñòîÿíèþ îòöà æåíèòüñÿ íà ñâîþ èñòîðè÷åñêóþ ðîäèíó. Ìíîãèå êîììåíòàòîðû ñ÷èòàþò, ÷òî ýòî íåïðàâäà è òàêîãî áûòü íå ìîæåò.
Êàê ýòî ïðîèñõîäèò â Óçáåêèñòàíå.
Çäåñü âñå íàñåëåíèå äåëèòñÿ íà 2 ÷àñòè: óçáåêè è íå-óçáåêè. Íå-óçáåêè íàçûâàþòñÿ åâðîïåéöàìè, åâðîïåèçèðîâàííîé ÷àñòüþ íàñåëåíèÿ. Ê íèì îòíîñÿòñÿ ðóññêèå, òàòàðû, óêðàèíöû, êîðåéöû è äðóãèå íàöèîíàëüíîñòè. Ðàçúåõàëîñü î÷åíü ìíîãî íàðîäó – ñíà÷àëà, ïîñëå 1991 ãîäà óòåêëè çà ãðàíèöó íåìöû, åâðåè, êðûìñêèå òàòàðû. ïåðâàÿ âîëíà ðóññêèõ ïåðåñåëåíöåâ. Êîãäà Ðîññèÿ îáúÿâèëà ïðîãðàììó ïåðåñåëåíèÿ, ìàññîâî ïîêèíóëè ñòðàíó ðóññêèå. È ïðîäîëæàþò óåçæàòü….
Ñîáñòâåííî äàëüøå ïðî òðàäèöèè (èìåííî óçáåêîâ, èõ çäåñü àáñîëþòíîå áîëüøèíñòâî, ïî÷òè 83%). Îíè çäåñü íà óðîâíå ñðåäíåâåêîâüÿ. Ïðè÷åì âñå: ñåêñóàëüíûå îòíîøåíèÿ, ñåìåéíûå, îáùåñòâåííî-ðàáî÷èå.
1. Æåíùèíà. ×åëîâåê âòîðîãî ñîðòà. Åñëè ó òåáÿ ðîäèëàñü äî÷ü, ñ÷èòàé, äåòåé íåò, âñå áóäóò ñïðàøèâàòü, êîãäà æå ñûí. Åñòü çíàêîìûå, ó êîòîðûõ 4-5 äî÷åðåé, è âñ¸ æäóò íàñëåäíèêà. Åñëè æåíà íå ðîäèëà ÷åðåç 9-10-12 ìåñÿöåâ ïîñëå ñâàäüáû, áðàêîâàííàÿ, íàäî ìåíÿòü. Òî, ÷òî ïðîáëåìà ìîæåò áûòü â ìóæ÷èíå – íå ðàññìàòðèâàåòñÿ âîîáùå. Äî÷ü ðàññìàòðèâàåòñÿ êàê ïîñòîÿííûé ðàñõîä (ïîòðàòèøü íà îáðàçîâàíèå, ïðèäàíîå, âíóêîâ, à çàáèðàòü åå çàðïëàòó áóäåò ñåìüÿ ìóæà è ïîìîùè â ñòàðîñòè îò íåå ìîæíî íå æäàòü). Åå âîñïèòûâàþò êàê ïðèñëóãó, ïðè÷åì íå òîëüêî äëÿ ðîäèòåëåé, íî è äëÿ áðàòüåâ (îíè æå ìóæ÷èíû). Ïîñëå ñâàäüáû íåâåñòêó çàïèðàþò äîìà, ÷àñòî íå ðàçðåøàþò åçäèòü ê ðîäèòåëÿì (÷òîáû íå äàé áîã íå ïîæàëîâàëàñü), íàä íåé ìîãóò èçäåâàòüñÿ – áèòü, íå êîðìèòü, çàñòàâëÿòü äåëàòü âñþ ÷¸ðíóþ ðàáîòó ïî äîìó, ñòèðàòü âðó÷íóþ âñþ îäåæäó (âêëþ÷àÿ îäåæäó áðàòüåâ è ñåñòåð ìóæà). Äðóã, íå-óçáåê, âûðîñøèé â ìàõàëëå, ñðåäè óçáåêîâ, îîîî÷åíü âîçìóùàëñÿ, êîãäà æåíà ñòàðøåãî áðàòà, íåäàâíî ïîÿâèâøàÿñÿ â äîìå, îòêàçàëàñü óáèðàòü åãî êîìíàòó è êîìíàòó ìëàäøåé ñåñòðû (what the fuck!!). Äàæå åñëè íåâåñòêà çàáåðåìåíååò, åå íàãðóæàþò òÿæ¸ëîé ðàáîòîé, è ïîòîì, ïîñëå ðîæäåíèÿ ðåá¸íêà, ñ íåå åå íå ñíèìàþò. Êàê ïîòîì òàêèå íåâåñòêè ñòàíîâÿòñÿ òàêèìè æå ñâåêðîâÿìè – âîïðîñ. Çàìêíóòûé öèêë. Åå ðîäèòåëè åå íå ïîääåðæàò è íå ïðèìóò íàçàä â äîì, ïîòîìó ÷òî ïîçîð. Ïóñòü áüþò, ïóñòü íàñèëóþò è èçäåâàþòñÿ, “òû æå çàìóæåì, òåðïè, áóäü õèòðåå”.
Îáÿçàòåëüíûå òðåáîâàíèÿ ê íåâåñòêå: âñòàâàòü ðàíüøå âñåõ, â 5 óòðà, ïîäìåòàòü äâîð/ïîäúåçä, ãîòîâèòü çàâòðàê, îáåä, óæèí âñåì, óáèðàòü äîì, ïðè ýòîì óñïåâàòü íà ñâîþ ðàáîòó è íåñòè â äîì äåíüãè., âñòðå÷àòü ñ ïîêëîíîì âñåõ ðîäñòâåííèêîâ ìóæà, íå èìåòü ñîáñòâåííîãî ìíåíèÿ, ñèäåòü òèøå âîäû, íèæå òðàâû è îáñëóæèâàòü, îáñëóæèâàòü, îáñëóæèâàòü. Âûáèðàÿ íåâåñòó, ñòðîãèé ðàéäåð: öâåò êîæè (ñâåòëûé, áåëûé- ñ÷èòàåòñÿ àðèñòîêðàòè÷íûì), ðîñò (íå ìàëåíüêîãî ðîñòà, íî è íå âûøå æåíèõà), ñòðîéíîñòü (÷òîáû íå òîëñòàÿ), áîëüøåãëàçàÿ, äëèííûå âîëîñû. Íèêàêèõ êîðîòêèõ þáîê, øîðò. Ñåé÷àñ óæå ñîâðåìåííåå, íî âñå ðàâíî åñòü ðàéîíû ãîðîäà, ãäå â íîðìàëüíûõ øîðòàõ ïîÿâëÿòüñÿ íåáåçîïàñíî.
2. Ñåêñ äî áðàêà è âîîáùå. Æåíùèíà äî áðàêà íå èìååò ìîðàëüíîãî ïðàâà íà÷àòü ïîëîâóþ æèçíü è âñÿ÷åñêè ïîðèöàåòñÿ îáùåñòâîì çà ýòî. Ìóæ÷èíà-êðàñàâ÷èê, åñëè çàâ¸ë äåâóøêó (îáû÷íî íå-óçáå÷êó, ðóññêóþ èëè òàòàðêó), çàíèìàëñÿ ñ íåé ñåêñîì, ïîëó÷èë îïûò èèèèèè æåíèëñÿ íà òîé (þíîé 18-ëåòíåé ãóðèè-äåâñòâåííèöå), êîòîðóþ åìó âûáðàëà ìàìà, à ïîòîì ïðîäîëæàåò èñêàòü “ñâîþ ëþáîâü”.  áðàêå ÷àñòî íàñèëóþò æåí. Èçìåíÿþò ïðàêòè÷åñêè âñå ìóæ÷èíû-óçáåêè. Æåíà äîìà îáñëóæèâàåò ìîèõ ðîäèòåëåé, ÿ ñ ëþáîâíèöåé ñòðîþ ëþáîâü. ×àñòî æèâóò íà 2-3 äîìà, çàâîäÿò âòîðûõ æåí (ñ êîòîðûìè ïðîñòî ïðî÷èòàëè íèêàõ (âåí÷àíèå â öåðêâè). Âñëóõ ìóñóëüìàíñêàÿ îáùèíà è öåðêîâü íå îäîáðÿåò òàêîãî ïîâåäåíèÿ, ôàêòè÷åñêè çà äåíüãè âñåãäà íàéä¸òñÿ ìóëëà (ñâÿùåííèê), êîòîðûé ïðî÷èòàåò ìîëèòâó íà íèêàõ.
Äåâñòâåííîñòü. Must have. Åñëè åå óæå íåò, âñ¸, æåíùèíà – âòîðîé ñîðò, äîëæíà ñîãëàñèòüñÿ íà îòíîøåíèÿ ñ ëþáûì ìóæ÷èíîé, áåç òðåáîâàíèé ê åãî âîçðàñòó, ñòàòóñó, îòíîøåíèþ ê òåáå. À åñëè æåíèëñÿ íà òåáå, òî äîëæíà òåðïåòü âñå: ïîáîè, èçìåíû, îòñóòñòâèå äîëæíîãî óâàæåíèÿ.
Åñëè ðàçâåäåííàÿ æåíùèíà, òî äîëæíà ïðèíèìàòü ñåêñóàëüíûå äîìîãàòåëüñòâà âñåõ – êîëëåã, ñîñåäåé, çíàêîìûõ. Åñëè ðàçâåä¸ííóþ æåíùèíó ñ ðåá¸íêîì âçÿëè çàìóæ, ýòîãî ìóæ÷èíó ðîäíÿ àêòèâíî îñóæäàåò, ñîñåäè îáñóæäàþò, ðîäíÿ æåíû áëàãîñëàâëÿåò. Òåðïåòü åé íàäî âñå, èáî “êòî òåáÿ ÐÑÏ-øêó âîçüì¸ò?”
Ïîýòîìó ïîïóëÿðíà ïðîöåäóðà çàøèâàíèÿ äåâñòâåííîé ïëåâû. Ïðîñòûíü ïîñëå áðà÷íîé íî÷è ïîêàçûâàþò ðîäñòâåííèêàì, ÷òîáû óäîñòîâåðèòüñÿ, ÷òî äåâñòâåííèöà.  ñàìûõ îòñòàëûõ äàëüíèõ ðàéîíàõ íà ñàìîì òàèíñòâå ëèøåíèÿ äåâñòâåííîñòè ïðèñóòñòâóþò ãîñòè (â îñíîâíîì æåíùèíû, ÷òîáû óáåäèòüñÿ íàâåðíÿêà).
3. Áðàê è ñâàäüáà. Îñíîâíîå ìåðîïðèÿòèå â æèçíè ñåìüè. Áðàêè çàêëþ÷àþòñÿ í̶à̶ ̶í̶å̶á̶å̶ñ̶à̶õ ïî äîãîâîðó ðîäèòåëåé, â 95% ñëó÷àÿõ. Ïî ïðèíöèïó: Ìàõìóäó óæå 20 ëåò, â ýòîì ãîäó áóäåì æåíèòü, èùåì íåâåñòó. Íèêîãî íå ñìóùàåò òàêîå. Æåíèõó èùóò íåâåñòó ÷åðåç çíàêîìûõ, ðîäñòâåííèêîâ, ñâàõ. Îí âûáèðàåò (îé, íîñ áîëüøîé, òîëñòàÿ, ñìóãëàÿ, íåâûñîêàÿ, íèõàà÷ó). Íåâåñòà îáû÷íî ñîãëàøàåòñÿ íà òî, ÷òî äàþò, ïî ïðèíöèïó – îí ñîãëàñîâàí ìîèìè ðîäèòåëÿìè, èì âèäíåå. Ðîäèòåëè íåâåñòû ïðåäïî÷èòàþò æåíèõà ïîáîãà÷å, íî íå íàìíîãî, ÷òîáû ó ñåìüè æåíèõà òðåáîâàíèÿ (ïî ïðèäàíîìó è ïîñëåäóþùåìó ôèíàíñîâîìó ñîïðîâîæäåíèþ áðàêà) íå îêàçàëèñü çàâûøåííûìè. Íà ñâàäüáó (òîé) êîïÿò äåñÿòèëåòèÿìè, îòêàçûâàÿ ñåáå è äåòÿì âî âñåì. Íî íà ñâàäüáó çîâóò òûñÿ÷ó ÷åëîâåê. Ïëîâ îáû÷íî ðàçìàçàí ïî òàðåëêàì; îðåøêè, êîíôåòû- “ãîñòåâûå” (êîòîðûå íåâîçìîæíî ðàçãðûçòü, íî êîòîðûå ñòîÿò íà ñòîëå â âàçî÷êàõ, ñîçäàâàÿ âèäèìîñòü áëàãîïîëó÷èÿ), çàòî âñÿ ìàõàëëÿ ïîòîì ãîâîðèò: “Î, Àáäóðàõìîí-àêÿ òûùó ÷åëîâåê ïîçâàë íà ñâàäüáó!!!” Îðåõè, ôðóêòû íà ñâàäüáó áåðóò â àðåíäó: àðåíäîäàòåëü ñíà÷àëà âçâåøèâàåò ñêîëüêî îòäàë êèëîãðàìì, âñå íåñüåäåííîå ñíîâà âçâåøèâàåò ïîñëå ñâàäüáû, çà ðàçíèöó ïëàòÿò. Ñàìûå óøëûå õîäÿò âñþ ñâàäüáó è ãîñòÿì, òðîãàþùèì ôðóêòû-îðåõè, ãîâîðÿò: “àêÿ (áðàò), àðåíäà, íå åøüòå, èíà÷å ñàìè çàïëàòèòå”.
Êâàðòèðó/äîì äîëæåí ñäåëàòü ìóæ, æåíà – ïîëíîñòüþ îáñòàâèòü ìåáåëüþ è ïðî÷èì ïðèäàíûì (øòîðû, ïîñóäà, êîâðû).
4. Ðîäèòåëè. Ðîäèòåëè æåíèõà/ìóæà – ýòî áîãè. Èìåþò îãðîìíîå âëèÿíèå íà ñûíà.  ññîðå ñâåêðû-íåâåñòêà, áåññïîðíî, ïîáåäÿò ñâåêðû, äàæå åñëè íåâåñòêà áóäåò èçáèòà èìè/ñ ñèíÿêàìè. Ñâåêðû ñêàçàëè áðîñàé æåíó, îíà íàì (!) íå ïîäõîäèò, åå äåòè áîëüíûå/íåêðàñèâûå/íåâîñïèòàííûå. Áðîñèò, íå ñîìíåâàéòåñü. Åäèíèöû – ïîéäóò ïðîòèâ ðîäèòåëüñêîãî ìíåíèÿ è óéäóò ñ æåíîé. Ìëàäøèé ñûí îáû÷íî îñòà¸òñÿ æèòü ñ ðîäèòåëÿìè, ñòàðøèì ïîêóïàþò æèëïëîùàäü. ×àñòî âñåì êëàíîì æèâóò â îäíîì äîìå, ñ äåòüìè, èõ æåíàìè/ìóæüÿìè, âíóêàìè. Ïàòðèàðõàëüíàÿ ñåìüÿ.
4. Îáùåñòâåííîå ìíåíèå. Îíî äîâëååò íàä âñåìè. Ãëàâíûé âîïðîñ – ÷òî ñêàæóò ëþäè, ñîñåäè, çíàêîìûå? Ïîäìåòàòü äâîð – ÷òîáû êàçàëîñü, ÷òî ÷èñòî, ÷òîáû ëþäè ñêàçàëè, îé ó íèõ õîçÿþøêà õîðîøàÿ. Íå ðàçâîäèòüñÿ, èíà÷å ñêàæóò “æåíùèíà íå ñìîãëà ñáåðå÷ü ñåìüþ”. Íå âûíîñèòü ñîð èç èçáû è ïðî÷èé áðåä. ×òîáû ðàçâåñòèñü, íàäî ïðîéòè äëèòåëüíóþ ïðîöåäóðó óíèæåíèé – ïðèìèðèòåëüíàÿ êîìèññèÿ, ìàõàëëèíñêèé êîìèòåò, ãäå ñèäÿò ñòàðóõè-àêñàêàëêè è ñ óìíûì âèäîì ðàññóæäàþò, ÷òî òåðïåòü íàäî, ÷òî ðàäè äåòåé, ÷òî ðàçâîä – ýòî ïîçîð äëÿ ñòàðûõ ðîäèòåëåé è ïðî÷åå. Ïîáîè, íàñèëèå, óâå÷üÿ – íå ïîâîä äëÿ ðàçâîäà. Äàæå ñóäåáíàÿ è ïðàâîîõðàíèòåëüíàÿ ñèñòåìû æåíùèíó íå ïîääåðæàò (íàâåðíîå, ñàìà äîâåëà).
5. Ìåíòàëèòåò. Ëèöåìåðèå. Ïîêàçóõà, ïîíòû âî âñåì. Âñå íîñÿò ìàñêè – ïðèÿòíûõ, âåæëèâûõ ëþäåé, ñ÷àñòëèâûõ ñåìüÿíèíîâ, ïîðÿäî÷íûõ ïðîôåññèîíàëîâ.  ëèöî íèêîãäà íå ñêàæóò ïðàâäû. Áóäóò äî ïîñëåäíåãî óëûáàòüñÿ, îáåùàòü âñå äîãîâîðåííîñòè âûïîëíèòü. Ïî ôàêòó – òÿíóòü äî ïîñëåäíåãî è íå ñäåëàòü. Íàãëûå â êó÷å èëè ñòàäå. Áîëüøå äâóõ – óæå ñòàäî. Íîðìàëüíî – äîêàïûâàòüñÿ íà óëèöå äî äåâóøåê è æåíùèí, òðîãàòü èõ â îáùåñòâåííîì òðàíñïîðòå, öîêàòü, ïðîåçæàÿ ìèìî íà ìàøèíå, äîìîãàòüñÿ íà ðàáîòå ÷åðåç ñàëüíûå øóòî÷êè è ïðÿìûå íàìåêè. Íîðìàëüíî – íå ñîáëþäàòü ïðàâèëà ÏÄÄ, âîäèòü ìàøèíó êàê ïîñëåäíèå ó..áêè, âñòðå÷íàÿ, êðàñíûé ñâåò – ïîôèãó. Íî áîÿòñÿ ôèçè÷åñêîé ñèëû è ñâÿçåé.  äðàêó ïîëåçóò òîëüêî åñëè ñîïåðíèê ñëàáåå, æåíùèíà, ðåá¸íîê. Ñèëüíîãî ìóæ÷èíó îáîéäóò ñòîðîíîé èëè íàêèíóòñÿ âòðîåì-â÷åòâåðîì. Èíà÷å âñå çàêîí÷èòñÿ “óçóð, àêÿ” (èçâèíè, áðàò). À åñëè ó òåáÿ áðàò/ñâàò/äÿäÿ â õîêèìèÿòå (ìýðèè), â ïðåçèäåíòñêîì àïïàðàòå, ÑÍÁ (äî íåäàâíåãî âðåìåíè), òåáå ñàì ÷åðò íå áðàò!
О браке и личных отношения в Древней Руси в школе и даже историческом вузе рассказывают преступно мало. Не говоря уже о положении женщины в этом обществе. Постараемся исправить этот недостаток в нашей короткой статье.
О браке в Древней дохристианской Руси мы знаем относительно немного. В Повести временных лет сохранилось описание обычаев полян, древлян, радимичей, вятичей и северян. Так, нам известен брачный обычай «умыкания у воды» невесты на праздниках в честь богини женитьбы Лады, которые начинались ранней весной и заканчивались в середине лета, в день Ивана Купалы (к нему мы позже вернёмся). У полян известна ещё одна форма закрепления брачных уз – «брак-приведение» («не идет жених за невестой, но приводят ее накануне, а на следующий день приносят что за нее дают»). Радимичи, вятичи и северяне похищали невесту по предварительному сговору, из чего исследователи делают вывод о наличии у женщины в данном случае свободной воли в плане выбора жениха. При этом мужчины могли иметь по несколько жён. Мы также знаем по Повести временных лет, что, например, Ярополк сватался к полоцкой жене Рогнеде, несмотря на то, что уже имел жену, привезённую Святославом из Болгарии, а у Владимира Крестителя было несколько жён и несчётное количество наложниц. Многожёнство сохранялось какое-то время и после принятия христианства. Например, в канонических ответах киевского митрополита Иоанна II (1080-1089 гг.) отдельное поучение направлено против тех, кто «продолжает жить с двумя жёнами».
Миниатюра игрищ славян из Радзивилловской летописи XV в.
Арабские авторы упоминают также о ещё нескольких обычаях древних славян. Так, вторя о многожёнстве (которое, однако, всё же было более характерно для древнерусской знати, а рядовые общинники вели более упорядоченную жизнь), многие арабские писатели говорят о том, что вместе с богатыми мёртвыми мужьями сжигаются и их девушки «для блаженства их душ». Также восточные писатели сообщают об обычае купли жён, «вено», который часть историков интерпретирует как плату, сумму выкупа за невесту, а другая рассматривает его как синоним «приданного», что исключает существование купли.
В общем и целом в языческой Руси (если мы будем помнить, что описанные арабскими авторами обычаи и многоженство имели место в среде знати) положение женщины в обществе было относительно высоким (особенно если сравнивать с христианским временем). При этом вплоть до XVI века на добрачные половые связи на Руси смотрели сквозь пальцы. Так, в послании игумена Памфила, жившего в XV-XVI вв., то есть уже после нескольких веков установления христианской веры, происходит осуждение непотребных игр и «великого падения» в день Ивана Купалы, в котором участвует весь город.
Крестьянская семья. Миниатюра Синодика Вологодской церкви 17 в.
Начиная с крещения Руси, начинают складываться новые нормы брачного права. Известно существование в XI в. предварительного брачного сговора (на который, вероятно, повлияли прежние брачные традиции), которому предшествовала помолвка. Помолвке сопутствовала трапеза у родителей невесты. Ели пирог-каравай, сыр, кашу, а разрезание сыра закрепляло помолвку (при этом отказавшийся от невесты жених после этой процедуры карался штрафом как оскорбивший честь девушки). Во время брачного сговора родители договаривались о размере приданого и дне свадьбы. Хотя некоторые исследователи пишут о том, что отсутствие свободного выбора жениха женщиной является свидетельством её приниженного социального положения, в данном случае оно не может служить аргументом, поскольку и у сыновей отсутствовала возможность выбора. В данном случае мы можем говорить о подчинённости положения младших членов семьи старшим. Тем не менее, вплоть до XV в. нам известны случаи заключения свободными женщинами брака с представителями непривилегированных сословий, что явно должно было свидетельствовать о том, что всё же возможность самостоятельного выбора брачного партнёра у них была. В докладной конца XV в., в частности, сказано: «Бил челом Якову Захарьеву, наместнику коломенцкому, Олексей, Федоров сын Новокщенова, поставя Осташку Денисова сына да женку Федорку Гридину дочь, сказал, что тот Осташко холоп его полной, а женка – вольная, а идет замуж за его, за того Осташку, а в холопе даетца и в робе». Пушкарёва Н.Л. также привлекает запись «О разлучении», в котором жене предоставляется право расторжения брака, если муж скрыл свое холопство, а мужу такое право не даётся, и предполагает, что формула «но холопе раба» в XV в. не сразу стала привычной, а «вольные» женщины стремились по-прежнему оставаться свободными.
Наставление детей в семье. Миниатюра житийной повести об Антонии Сийском XVII в.
Хотя основой христианской морали был отказ от наслаждений и телесных радостей, а единственный смысл в половой жизни виделся в продолжении рода, из примеров выше мы видим, что до XV-XVI вв. это было лишь неким эталоном, которого на практике многие не придерживались. Церкви приходилось идти на уступки. Так, согласно «Вопрошанию Кириковому» XII в., супруги должны были воздерживаться от контактов во время поста, но это ограничение часто нарушалось, и епископ Нифонт вынужден был идти на уступки: «Аще не могут, а в переднюю неделю и последнюю». БОльшая часть движимого имущества семьи являлась собственностью мужа. Жена не разделяла прав мужа на имущества, нажитое в их совместном хозяйствовании, обладая лишь частью имущества, полученного в приданое. Тем не менее, развод между супругами допускался (к тому же, в XI-XIII вв. власти ещё стремились сохранить не только церковный брак, но и тот, в заключении которого церковь не принимала участие) по двум причинам: из-за измены жены и физической неспособности мужа к браку.
К концу XV века церкви всё же удалось добиться желаемого и стать монопольным регулятором социальных отношений, связанных с взаимодействием между полами. Если мы и будем говорить о формировании системы взглядов, существенно понижавших роль женщины и «женского» по сравнению с «мужским», то явно отнесём её к этому времени. Занятным в связи с этим предстаёт факт, что женщина в каком-то смысле представлялась бОльшим злом, чем дьявол – в то время как сны, вызванные предполагаемым дьявольским воздействием, заслуживали прощения (да-да, достойным наказания считалось даже сновидение), эротические сны объявлялись нечистыми и недостойными человека. Женское тело считалось «сосудом греха», в средневековых дидактических текстах у православных славян сохранялись лишь две модели женских образов: грешной Евы и святой Марии. Всё известное нам о женщине в частной жизни с X по XV вв. – свидетельства мужского восприятия.
Царевна-лягушка В.М. Васнецова
Итак, мы можем сказать, что семейное право Древнерусского государства включало в себя многие дохристианские нормы вплоть до XV в. (тема двоеверия, однако, куда более обширная и требует возможно даже нескольких статей). Нельзя сказать, что они полностью исчезли после указанного периода, однако определённо церкви удалось «захватить пальму первенства». Родители, что в языческий период, что в христианский, имели широкую власть над детьми; женщины впадали в бОльшую зависимость от мужчин с течением времени. Тем не менее, то, что до определённого времени, несмотря на всё вышеперечисленное, общество не столь строго относилось к добрачным связям, женщины и мужчины, судя по оставленным грамотам, женились не только по воле родителей, но и по собственной воле (что, впрочем, было характерно в основном для представителей низших сословий), говорит нам о противоречивости данной эпохи и должно развеять определённые сложившиеся стереотипы о древнерусском обществе.
(с) Zeist
Понравилась статья? Тогда, чтобы поддержать нас, можете поставить лайк и подписаться на наш Дзен и Telegram: https://t.me/vestnikistorii
Спасибо за ознакомление!