Н гончарова актриса
5.5
Экспроприатор
(2017/2019гг., сериал, реж. Владимир Краснопольский, Валерий Усков)
главная роль
7.0/6
Кукушечка
(2013г., многосерийный, реж. Григорий Константинопольский)
роль второго плана
/ Тамара
4.3/7
Санта Лючия
(2012г., многосерийный, реж. Владимир Краснопольский, Валерий Усков)
главная роль
/ Стэлла Пожаева
6.4/14
Манна небесная
(2011г., многосерийный, реж. Владимир Краснопольский, Валерий Усков)
(в титрах: Н.Гончарова)
эпизодическая роль
5.3/11
Главная улика
(2008г., телевизионный, реж. Мурад Алиев)
(в титрах: Натали Гончарова)
роль второго плана
/ Ксения Вихрова
6.5/6
5.6/32
Смерть Таирова
(2004г., реж. Борис Бланк, Марина Милюкова)
/ Алла Тарасова
3.8/13
Сыщик без лицензии
(2003г., сериал, реж. Валерий Усков, Владимир Краснопольский)
/ Людмила Фирсова / серия “Рассудок маньяка”
5.6/5
Курортный роман
(2001г., сериал, реж. Григорий Гярдушян, Сергей Никоненко и др.)
/ Алла / серия “Осенний блюз”
5.0/4
Клетка
(2001г., многосерийный, реж. Сергей Белошников)
/ Аня
6.4/25
Сыщики
(2001г., сериал, реж. Валерий Усков, Владимир Краснопольский)
/ Анфиса / “Иерихонские трубы”
6.0/25
7.3/53
5.9/25
4.6/26
6.5/12
Роксолана
(1996г., сериал, реж. Борис Небиеридзе)
/ Махидевран
0.0/0
5.0/3
Русский счет
(1994г., телевизионный, реж. Михаил Кокшенов, Марк Айзенберг)
/ Золотая рыбка
4.8/8
Алмазы шаха
(1992г., телевизионный, реж. Борис Небиеридзе)
эпизодическая роль
3.9/9
4.4/5
6.6/13
Погружение Натальи Гончаровой в традиционное искусство было столь глубоким, что ее работы смотрятся как произведения народных ремесленников. Яркие образы, которые очаровывали художницу в молодости, позже, были, увы, практически вытеснены тотальным партийным соцреализмом. Но та безудержная, смелая и новаторская для искусства живопись Гончаровой, к счастью, сохранилась. Сегодня ей отдает должное лондонская галерея Tate Modern, впервые в Великобритании представив крупнейшую ретроспективу работ. Мы подготовили факты о художнице, повлиявшей на главные течения в искусстве ХХ века.
Наталья Гончарова, фрагмент работы.
Предваряя подробности, напомним, что художница Наталья Гончарова — двоюродная правнучка супруги Пушкина, Натали Гончаровой.
Автопортрет с желтыми лилиями. Наталья Сергеевна Гончарова, 1907
1. От скульптуры к живописи: когда три дня решают все
Первым, кто разглядел в Наталье Гончаровой художественный гений, стал Михаил Ларионов. У них было много общего: родились в один год, в один год их семьи переехали в Москву, в один год будущие художники поступили в училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь и познакомились. Гончарова училась на скульптора, Ларионов — на живописца. И Ларионов стал первым, кто сказал Гончаровой: вы живописец, «у вас глаза на цвет, а вы заняты формой. Раскройте глаза на собственные глаза!» — так описывает историю перехода художницы от скульптурных к живописным образам Марина Цветаева.
Наталья Гончарова. «Феникс» (полиптих «Жатва»), 1911
Гончарова услышала, почувствовала, и действительно «раскрыла глаза» на цвет — устроив, впрочем, Ларионову небольшой скандал. Но в те три дня после размолвки, пока художники не виделись, из скульптора родился живописец. Заполнив свою комнату огромным количеством рисунков, Гончарова не могла остановиться — она рисовала, наслаждаясь цветом, формой, возможностью немедленного выражения мысли и чувств. Всего три дня решили судьбу всей ее дальнейшей жизни, ее — и его. Придя к Гончаровой, увидев множество рисунков и картин, восхищенный Ларионов спросил Гончарову: «Кто же все это сделал?» И услышал в ответ: «Я!»
Михаил Ларионов и Наталья Гончарова. Фото 1910 года (фрагмент)
Наталья Гончрова. «Садоводство». 1908
2. Всёчество как творческое мировоззрение
«Все, что до меня — мое», — утверждала Гончарова, которая не ограничивала себя в источниках вдохновения, стилях работы и направлениях. Импрессионизм, примитивизм, кубизм, футуризм, лучизм, картины на религиозные темы, порицаемые церковью многочисленные неканонические изображения святых — «всёчество»! Отвергая эклектику, Гончарова заявляла: «Эклектизм — одеяло из лоскутов, сплошные швы. Раз шва нет — мое. Влияние иконы? Персидской миниатюры? Ассирии? Я не слепая. Не для того я смотрела, чтобы забыть».
Наталья Гончарова. Полиптих «Жатва» (фрагмент). 1911
3. Скандальное авангардное ню
Можно считать, что Наталья Гончарова была первой российской женщиной-авангардисткой — неслыханное сочетание понятий в дореволюционной России. Ее первая персональная выставка закончилась скандалом: художницу арестовали, равно как и несколько ее картин, которые были объявлены… «порнографическими»!
Наталья Гончарова. «Божество плодородия». 1909−1910 Государственная Третьяковская галерея
Не то, чтобы обнаженных женщин раньше не изображали, но чтобы женщина-художница отважилась открыто представить «срамоту»?! Невиданное доселе здесь дело. Заключение продлилось недолго: Гончарову оправдали на следующий же день под предлогом того, что «выставка закрытая» — формальность, за которую «зацепился» адвокат. Заметим, что выставка не позиционировалась как открытое для широкой публики мероприятие, но при этом проходила в Обществе свободной эстетики — одной из самых популярных культурных площадок, куда попасть было проще простого.
Велосипедист. Наталья Сергеевна Гончарова, 1913
4. Все ради успеха
В 1913 году Наталья Гончарова готовила свою крупную выставку в «Художественном салоне» на Большой Дмитровке. Художница и ее близкие друзья, в том числе Михаил Ларионов и Давид Бурлюк, всячески «разогревали» публику в преддверии открытия экспозиции. Эпатажный Ларионов, разрисовывающий дамам обнаженную грудь, прогуливающиеся по улицам города раскрашенные футуристы… Впрочем, не только в антураже дело. Сергей Дягилев отлично сформулировал, в чем особенность, свежесть и неповторимость того, что делала тогда Гончарова: «Если бы Гончарова просто красила себе щеки, мне стало бы скучно. Гончарова не морщины закрашивала, она розы рисовала».
Наталья Гончарова в футуристическом гриме. Фото 1912 года
5. Биография-мистификация
Естественно, что каждую эскападу радостно подхватывала пресса — то, что и требовалось. Но художнице и этого было мало: после открытия выставки в «Художественном салоне» посетителям преподносилась воистину завораживающая биография художницы. И что была в Париже, и работала под персональным руководством Моне, Ренуара, Ван Гога. На Таити была, потом училась у Гогена. Возвращение в Россию и написание религиозных картин в одном из монастырей. А потом — Мадагаскар, раскопки, скульптуры! Публика ахала, верила… Но все было мистификацией чистой воды — Гончарова на тот момент из России не выезжала. На выставке было представлено беспрецедентно большое количество картин — 761 произведение Гончаровой за 13 лет работы. И все «PR усилия» были не зря — они усилили эффект от экспозиции и ее популярность, и в целом выставка изменила отношение не только к Наталье Гончаровой, но и к авангарду в целом. Несколько картин художницы приобрела Третьяковская галерея — успех несомненный.
Сбор яблок. Наталья Сергеевна Гончарова, 1909
6. “Золотой петушок” и 51 телеграмма
Познакомиться с искусством Гончаровой и Ларионова в Москву приехали Михаил Фокин, Сергей Дягилев и Александр Бенуа. Именно Бенуа предложил Дягилеву рассмотреть Наталью Гончарову в качестве оформителя для его балета «Золотой петушок». И эта встреча стала поворотным событием в судьбе семьи художников. В 1915 году Сергей Дягилев отправил Наталье Гончаровой 50 телеграмм с предложениями о сотрудничестве, и на все получил отказ. Наконец в 51-й он додумался написать, что приглашает их с Ларионовым вдвоем. И они поехали — уже навсегда, хотя и не подозревали об этом.
Наталья Гончарова. Дизайн костюма крестьянки для оперы-балета «Золотой петушок», 1937
Дягилев не прогадал: художники сообща трудились над декорациями, лично их расписывая. Костюмы вызывали восторг, а узоры повторяли в своих нарядах парижские модницы. «Русские сезоны» снова ждал большой успех. Яркость, искренность, не имитация, не стиль «а ля рюс» — но подлинность, тонкое чувство деталей. «Золотой петушок» стал событием, а гончаровские декорации открыли новую главу в декоративном искусстве.
Эскиз декорации к спектаклю «Золотой петушок». Наталья Сергеевна Гончарова, 1914
7. Законодательница моды
Двоюродная правнучка пленительной Натали Гончаровой, художница на балах не блистала, однако проявила себя на поприще моды. Именно с ее легкой руки дамы в России облачились в платья-рубашки, а брюки и кепи Гончарова начала носить одной из первых, бросая серьезный вызов обществу. В Москве Наталья Гончарова делала эскизы для российского Дома моды Надежды Ламановой. После отъезда в Европу, в 1924 году Наталья Сергеевна сотрудничала со знаменитым в то время доме моды «Мырбор», который возглавляла жена французского сенатора Мария Куттоли. Художница создала для «Мырбора» ряд эскизов, вместе с ней над коллекциями работали такие знаменитости, как Пабло Пикассо и Фернан Леже.
Наталья Гончарова. Эскиз текстильного дизайна для Дома мод «Мырбор», 1925−1928
Сотрудничала Гончарова и с Домом моды Шанель, а эскизы созданных ею нарядов публиковали журналы Vanity Fair и Vogue.
Эскиз платья La Phenicienne. Наталья Сергеевна Гончарова, 1922
8. Стихи, о которых не знала Марина Цветаева
Марина Цветаева и Наталья Гончарова познакомились летом 1928 года в Париже. Первая встреча была назначена в кафе «У маленького Сен-Бенуа», где часто собирались поэты, художники, журналисты. Итогами встречи и последующего общения стало эссе «Наталья Гончарова», написанное восхищенной Цветаевой, в котором переплетались две судьбы двух Наталий Гончаровых — художницы и ее двоюродной прабабушки, жены Александра Пушкина. Эссе впервые было напечатано в пражском журнале «Воля России» в 1929 году. Однако Цветаева и представить себе не могла, что Наталья Гончарова пишет… стихи. «Вот Гончарова, никогда стихов не писавшая, в стихах не жившая, поймет, потому что глядела и видела…» — считала Цветаева. А стихи — были. Наталья Сергеевна писала и на русском, и на французском. Четыре тетради с поэзией были обнаружены в архивах Третьяковки искусствоведом Ольгой Фурман и впервые опубликованы в журнале «Наше наследие» в 2014 году. Вот один из них:
Я несу то, что дал
мне Господь.
Я стучала у всех дверей,
Я под окнами всеми молила
И взывала на всех площадях:
Я несу в себе Господа дар,
Я несу с собой ветер весны,
Я несу с собой летние грозы,
Я несу с собой осени поздней
Златую листву,
И метели и иней зимы.
Но закрыты и ставни и двери,
Ваши уши не слышат,
Не видят глаза.
В волосах моих иней блестит.
И столетья вам скажут:
Вы нищи, презренны —
Вы Господень презрели дар.
Цветы. Наталья Сергеевна Гончарова, 1912
9. Гончарова и рекордный “лучизм”
«Лучистые» картины Натальи Гончаровой рождались из горнила творческого и любовного союза с Михаилом Ларионовым, который и придумал новое направление — «лучизм», ставший предвестником русского абстракционизма. Формальный век лучизма был недолгим: после промелькнувшей в 1909 году картины Ларионова «Стекло» лишь в 1913 году на организованной обществом «Ослиный хвост» выставке «Мишень» были представлены и лучистые картины. Свои работы показали Наталья Гончарова и Михаил Ларионов, Михаил Ле-Дантю и Каземир Малевич, Марк Шагал и Александр Шевченко. Много лет спустя, в 2008 году лучи с натюрморта «Цветы» Натальи Гончаровой превратились в лучи славы. На лондонских торгах аукциона Christie’s картина ушла за 10,9 миллионов долларов, сделав Гончарову самой дорогой русской художницей — рекорд не побит и по сей день.
А в феврале 2010 года на торгах аукциона Christie’s в Лондоне картина Натальи Гончаровой «Испанка» (1916) была продана за 10 млн 216 тысяч 148 долларов США
10. Картины и высокие отношения
«Мы с Ларионовым как встретились, так и не расставались», — говорила Наталья Гончарова. Ларионов очень гордился ее успехами и куда серьезнее к ним относился, чем к собственным. Их жизни объединило нечто большее, чем любовь. Что это было — призвание, искусство, душевная близость? Как это ни назови, фактом останется одно: даже когда у Ларионова появилась его Шурочка (Александра Томилина, любовница Ларионова на протяжении 30 лет, а после смерти Натальи Гончаровой — его вторая жена), а у Натальи Гончаровой — Орест Розенфельд (эмигрант из России, французский социалист) — это не нарушило согласия, которое царило между ними. Лишь в 1955 году Наталья Гончарова вышла замуж за Ларионова — ради того, чтобы картины, в случае кончины одного из них, оставались в семье.
Наталья Гончарова. Полиптих «Жатва» (фрагмент). 1911. © ADAGP, Paris and DACS
В заключение — о масштабе нынешнего показа в Тейт. Более 160 работ Натальи Гончаровой предоставлены Третьяковской галереей и Русским музеем, а также рядом других собраний и частных коллекций.
Экспозиция, которая будет работать до 8 сентября 2019 года, затрагивает практически все новаторские направления, в которых работала художница — футуристический боди-арт и монументальную религиозную живопись, авангардный кинематограф и книжную графику, оформление спектаклей и работы для модных домов Москвы и Парижа.
Автор: Рита Лозинская, artchive.ru
Наталья Николаевна Гончарова.Фрагмент портрета современного художника Т.А. Духановой
Давайте поговорим о женщинах 19 века. Распространенное мнение таково – они были гораздо менее значительны и самостоятельны, чем мужчины. Однако не надо забывать, что весь прошедший век 18 – прошел под знаком женщин : Елизавета, Анна Иоанновна, Екатерина Великая.
А что мы знаем о Наталье Николаевне Гончаровой?
Прежде всего то ,что она была удивительно красива. Тонкие черты лица, большие нежные глаза, тонкие брови, блестящие длинные завитые по тогдашней моде буклями волосы.
И еще все портреты, даже и те, что писались в годы, когда молодость Натальи Николаевны уже миновала, показывают замечательный цвет и бархатистость ее кожи.
А еще – многие считают ее злым гением Пушкина и виновницей его смерти.
Так ли это?
Александр Сергеевич впервые встречает 16-летнюю красавицу Натали на детском балу Йогеля в 1828 году. В те времена 16 летняя девушка – уже невеста, замуж выдавали и с 15-и лет. Пушкину – 29, он уже нагулялся, перебесился и мечтает о семейном счастье.
Так что не одна красота пленила поэта в юной прелестнице.
Не ее вина, что всё в ней было так удивительно хорошо. Но для меня остается загадкой, откуда обрела Наталья Николаевна такт и умение держать себя? Все в ней самой и манере держать себя было проникнуто глубокой порядочностью. Все было „comme il faut“ — без всякой фальши…
Так о Наталье писала современница, Надежда Еропкина.
Наталья Гончарова стала мадам Пушкиной в марте 1831 года, спустя три года после того первого детского бала. Пушкин счастлив и желает только одного – чтобы ничего в его жизни не менялось.
Летом молодые супруги живут в Царском селе. Наталья вовсе не мечтает о блестящей светской жизни и “вращении в высшем свете”. Наоборот, она занимается хозяйством и активно помогает мужу – переписывает для него от руки (пишущая машинка еще не изобретена!) фрагменты из тайного дневника Екатерины Второй, “Домика в Коломне”. Попробуйте каждый день написать от руки несколько десятков страниц, да еще красивым, хорошо читаемым почерком!
Мать Александра Сергеевича, кстати свидетель беспристрастный (она больше любила брата поэта Льва ), рассказывает удивительную историю. В июле в Царское перебирается император Николай Первый с семьей. Наталья Пушкина, не желая столкнуться с царской четой на прогулке, выбирает дальние дорожки парка, так как ей уже говорят, что император желал бы с ней познакомиться.
Тем не менее, где то в сени аллей происходит эта встреча – государь император Николай Павлович с супругой Александрой Федоровной и поэт Александр Сергеевич со своей Натальей Николаевной.
Две пары любезно общаются, как воспитанные люди, и императрица просит молодую жену Пушкина хоть иногда бывать при дворе, что та и делает практически против своей воли.
А уже осенью Наталья беременна, В мае 1832 года у Пушкиных рождается первый ребенок – дочь Мария. Она прожила долгую жизнь и скончалась в 1919 году, уже при Советской власти.
Всего у Пушкиных четверо детей. После Машеньки Наталья рожает Сашеньку (июль 1833 года), Гришеньку (май 1835 года) и Наташу-младшую (май 1836 года) .
Кстати, даже по датам рождения детей любому здравомыслящему человеку становится понятна вся нелепость легенды о якобы легкомыслии Натальи Николаевны и ее увлечении Дантесом.
Давайте расскажем и о нем.
потрет Жоржа Дантеса
Несомненно красивый молодой человек.Большие голубые глаза, гладкая кожа, брови дугами, завитые волосы – ну просто девушка, если бы не аккуратные военные усики,
Жорж Дантес был третьим сыном французского барона Дантеса. Нет. герой Дюма тут совершенно не причем.
Юноша поступил в военное училище, но вскоре был из него исключен. Несколько лет жил в имении родителей ничем не занимаясь, Наконец папа выпихнул его на военную службу в Пруссию. Там он быстро находит покровителя -принца Вильгельма Прусского, но ни чинов ни богатства ему это не приносит.
Наш корнет перебирается в Россию, где можно найти себе или богатого покровителя или богатую невесту. С 1834 года Жорж служит в кавалергардском полку, причем во время экзамена на офицерский чин по предмету “российская словесность” получает “двойку”.
В 1836 году происходит судьбоносная встреча красавца офицера с дипломатом бароном Геккереном, в результате которой очарованный молодым французом барон формально усыновляет нежного юношу.
А теперь – вернемся к истории с Натальей Гончаровой.
Встреча жены известного поэта Пушкина с известным вертопрахом Жоржем Дантесом происходит в 1835 году. Обратите внимание – практически весь этот год Натали беременна – сперва Гришей. который родился в мае 1835 года, затем Наташей, родившейся всего через год после брата. Вы можете себе представить женщину, едва оправившуюся после родов и через три месяца опять забеременевшую – флиртующую с посторонним мужчиной, тем более офицером сомнительной репутации?
Не проще ли предположить, что только слухи о связи с красивой светской женщиной могли помешать распространению мнения, что красавец Жорж сам исполняет роль женщины при влиятельном и богатом дипломате Геккерне?
Сказав “А” надо говорить и “Б”. После того, как Пушкин решительно вступается за честь своей жены и делает невозможным дальнейшее развитие сплетни о связи Натальи с Жоржем Дантесом, тот делает “ход конем” и женится на сестре Натальи Екатерине.
Казалось бы, конфликт исчерпан, можно жить-поживать, добра наживать и даже ходить друг к другу в гости. Но не таков наш офицерик и в особенности его приемный папА барон Геккерн.
Уже через две недели после венчания с Екатериной, 23 января 1837 года, встретив свою, теперь уже родственницу, на балу у Дашковых, Жорж развязно спрашивает у Натали – когда же она наконец оставит своего мужа, ведь всем известно, что она ему неверна.
Сейчас бы муж, узнав что какой то наглый офицер сказал его жене такие слова, просто пригласил бы его выйти во двор и надавал бы по мордасам.
Пушкин пишет резкое письмо барону Геккерну, в котором указывает на характер отношений между бароном и корнетом, а также утверждает, что у Дантеса – венерическая болезнь. Геккерн вспоминает, что в 1835 году Пушкин уже вызывал его на дуэль, но тогда дело удалось замять.
В этот раз страсти доходят до края. Пушкин стреляется с Дантесом на Черной речке, получает тяжелое ранение в живот, от которого и умирает. Дантес легко ранен в руку.
Дальнейшая судьба Дантеса так же грязновата, как и в начале жизни. Известно, что он вскоре покинул Россию с супругой, сестрой Натали Пушкиной. В 1843 году Екатерина умирает от родильной горячки ( а всего она родила этому красавцу четверых детей, троих девочек и мальчика) и Жорж начинает тяжбу с Гончаровым-братом Натальи и Екатерины за алименты на детей! На полном серьезе, он пишет Николаю Первому о желании получать содержание из части своей покойной жены в имении Гончаровых,
Вернемся еще раз к Наталье Николаевне.
Оставшись в двадцать пять лет с четырьмя детьми на руках и с долгами покойного мужа – как она жила? Как воспитывала детей, чем занималась сама, с кем общалась?
Год семья пробыла в родовом поместье Гончаровых – Полотняном заводе (теперешняя Калужская область).
В 1838 году Наталья Николаевна возвращается в С-Петербург, живет там семейной жизнью. Не появляется при дворе. Не блистает на балах. Общается только со знакомыми семействами – у своей тетки Загряжской, Карамзиных и Вяземских.
Петр Петрович Ланской и Наталья Николаевна Пушкина-Ланская
Только в 1843 году, спустя пять лет после гибели мужа, Наталья Николаевна начинает появляться при дворе. Там встречается с генералом Ланским и он почти сразу делает ей предложение. Генерал, по тогдашним представлениям, уже немолод: 45 лет. Наталье Николаевне пошел 32 год и у нее четверо детей.
И все таки это был брак по любви! Никакой материальной выгоды ни Наталья, ни ее генерал Петр Петрович от этого брака не приобрели.
Сам Петр Петрович был честный служака и старый холостяк: с 18-летнего возраста в кавалергардском полку, с 35 лет в свите Государя. Всего братьев Ланских трое – еще Сергей и Павел, и все пошли по военной стезе,
Узнав о предстоящем браке между своим адъютантом и женщиной, красотой которой он всегда восхищался, Николай Первый желает быть посаженным отцом на свадьбе. Не знаю, как вывернулись Ланские и Гончаровы, но царя на свадьбе не было.
В браке с генералом Ланским Наталья Николаевна рожает еще троих дочерей – Александру (1845 год), Софью (1846 год) и Елизавету (1848 год). И это еще не все дети, росшие в семье Петра и Натальи Ланских!
В конце 1844 года (Наталье 33 года и она беременна пятым ребенком) умирает младший брат Петра и супруги берут к себе на воспитание троих его детей.
Мне кажется, что они были, помимо прочего, просто хорошими и добрыми людьми, этот генерал, влюбившийся на старости лет во вдову Пушкина, и его верная супруга.
Остается рассказать еще совсем немного.
В 1855 году, во время злосчастной для России Крымской войны, Петр Ланской командируется в Вятку – собирать военное ополчение. Наталья едет с ним и деятельно помогает ему. В Вятке супруги знакомятся с Николаем Евграфовичем Салтыковым-Щедриным, сосланным туда “в наказание за вольнодумие” и делают все, чтобы опальный литератор вернулся в Петербург.
Дагеротипп Н.Н. Гончаровой 1863 года
С начала 60-х годов Наталья Николаевна болеет легкими – дело нехитрое в сыром Петербургском климате. В 1862 году Наталья выезжает за границу, проводит лето на швейцарских курортах, а зиму – в Ницце, на Лазурном берегу.
Осенью 1863 года Наталья Николаевна едет в Москву, Повод – крестины внука, Александра Пушкина младшего.
На обратном пути Наталья простужается (дело было в ноябре) и 26 ноября умирает от воспаления легких на пятьдесят втором году жизни.
Бравый генерал Ланской пережил свою жену на 15 лет. Похоронить себя велел в одной могиле с Натальей, которую он не переставал любить все эти годы.
Источник : Старк В.П.Жизнь с поэтом. Наталья Николаевна Пушкина. – В 2 т. – Т.1./ Отв. ред. А. Дмитриенко – СПб.: Вита Нова, 2006.
Канал “Исторические портреты” – только факты в доступной увлекательной форме о людях минувшего. Подписывайтесь на канал, ставьте “лайк” и делайте репосты в соцсетях. Канал “Исторические портреты” – ваш верный помощник в море истории и культуры нашей страны.