Моя жена лесбиянка
Нам с Наташей было по 19 лет. Мы – однокурсники. Списывали друг у друга, вместе домашние задания делали, писали курсовики. Потом влюбились и стали жить вместе.
СТУДЕНЧЕСКАЯ СЕМЬЯ
Нам с Наташей было по 19 лет. Мы – однокурсники. Списывали друг у друга, вместе домашние задания делали, писали курсовики. Потом влюбились и стали жить вместе. Через год у нас родилась дочь Юлечка. Мы были молодыми и неопытными. Бросили университет – я пошел работать, а Наташа сидела с нашей дочкой. Уставали оба. Обижались друг на друга, она дулась, что я не помогаю ей по дому, а мне казалось, что она итак ничего не делает – сидит целыми днями дома с ребенком. Я тогда не очень-то себе представлял, насколько это тяжело.
Секса у нас почти не было. Наташа и в самом начале наших отношений без особого энтузиазма относилась к близости, а после рождения дочки ей это вообще стало не интересно. Случалось, что у нас этого не было по два-три месяца. В результате, я завел себе любовницу, и на этом мы успокоились. Если бы не наша Юлька, мы бы расстались гораздо раньше. В общем, вместе мы протянули пять лет. А потом, к обоюдному облегчению, развелись.
МУЖ ОБО ВСЕМ УЗНАЕТ ПОСЛЕДНИМЧерез полгода я встретил очень хорошую девушку, мы до сих пор вместе. Моей дочке Юльке сейчас 15 лет. Все эти годы я, как мог, старался с ней общаться. Но меня очень смущали условия, в которых жила моя дочь. Наташа всё время кочевала от одной подруги к другой. В результате, последние пять лет она живет вместе со своей одноклассницей Ирой в однокомнатной квартире. С ними в одной комнате живет моя дочка Юлька.
Я не претендую на звание идеального отца. Да, у меня порой не хватает времени, чтобы лишний раз позвонить дочке и спросить, как у нее дела. Мы из-за моей занятости редко видимся. Но я очень люблю свою дочь и хочу, чтобы все у нее было хорошо.
Недавно я встретил одну нашу общую знакомую еще с институтских времен. Заговорили о Наташе. Я бросил фразу: “Наташке уже за 30, а она все по каким-то подругам живет!” На что наша общая знакомая фыркнула: “Юрик! Мир не меняется! Муж, пусть и бывший, все узнает последним. Все уже давно знают, что твоя Наташа – лесбиянка!” Я просто обалдел. Сумел выдавить из себя вопрос, давно ли это происходит. На что наша приятельница ответила: “Сразу как вы развелись”. “У нее уже столько подружек было – не сосчитать. Но ты не бойся, твоя дочь Юля вроде бы ни о чем таком не догадывается”, – сказала моя знакомая. Это “вроде бы” меня убило окончательно. Юльке уже 15 лет, и она многое понимает. Сейчас голубых и лесбиянок по телевизору показывают, и никто это не считает зазорным.
ДОЧЬ ВЛЮБЛЯЕТСЯ В МАЛЬЧИКОВЯ к представителям нетрадиционной ориентации отношусь нормально и понимаю, что и среди них есть очень хорошие люди. Даже бог с ней, с моей бывшей женой Наташей. Она взрослая женщина и пусть сама решает, с кем ей жить и с кем спать. Но Юля… Она живет с двумя женщинами, одна из них выполняет роль мужчины, другая – роль женщины. У 15-летнего подростка формируется определенная, совершенно не верная модель семьи. А вдруг ей эта модель придется по душе?
Мы с женой живем в коммуналке, и у нас нет возможности взять к себе Юлю. Я стараюсь почаще с ней видится, аккуратно расспрашиваю о том, как она живет, как к ней относятся мама и мамина подруга. Пока Юля мне никаких вопросов не задает. Говорит, что живут дружно, про то, что ее мать занимается сексом с подругой, не рассказывает. Я, конечно, очень надеюсь, что у моей бывшей супруги хватит ума не делать этого при ребенке. Но все равно отношения между людьми, особенно любовь и страсть (уж не знаю, как это у них называется), не скроешь.
Я очень хочу, чтобы это “незнание” продлилось как можно дольше, а потом Юля выросла и начала строить свою жизнь. Когда она поступит в какой-нибудь вуз, я сам сниму ей комнату или квартиру – лишь бы она жила отдельно от своей мамочки.
Когда мы виделись две недели назад, она по секрету сообщила мне, что ей очень нравится один мальчик в ее классе. Если честно, я вздохнул с облегчением.
Источник.
Представьте, что от вас ушла жена. Забрала ребёнка и ушла. Бывает. Вы не первый. Всё проходит, и это пройдёт. Если бы не одно но. Ушла ваша жена не к альфа-самцу с тугим кошельком и накачанным телом. Ушла к женщине. К любимой женщине….
Об этом не принято говорить вслух, да и изменой назвать язык не поворачивается, но факт остаётся фактом. Случается, что женщина делает выбор в пользу женщины…
Патология или норма?
Гомосексуальность как эмоциональное и сексуальное влечение к лицам своего пола встречается и у мужчин, и у женщин. Даже у животных встречается. Но если с животными всё более-менее понятно, то насчёт причин такого рода “сбоя выбора” в пользу своего пола у людей существует множество версий.
Кто-то считает гомосексуальность следствием распущенности, пресыщения и безнравственности, кто-то — нормой, а кто-то — серьёзным заболеванием.
До 1994 года Международная классификация болезней (МКБ) действительно рассматривала гомосексуализм как половое извращение наряду с педофилией, трансвестизмом и 50 оттенками сексуальных предпочтений Кристиана Грея.
Однако при рассмотрении Всемирной организацией здравоохранения 10-й редакции МКБ гомосексуализм был исключён из классификатора болезней. Исключение гомосексуализма произошло на основе голосования с перевесом в один (!) голос, что вызвало настоящий скандал — противники исключения даже называли данное решение “проплаченным социальным заказом с целью расшатывания системы ценностей у детей из традиционных семей”.
Так что гомосексуализм официально не является заболеванием уже с начала 90-х.
Другое дело, что в здоровом обществе традиционными считаются всё-таки гетеросексуальные отношения и семьи, и, независимо от причин, гомосексуальность воспринимается обществом скорее негативно, рассматривается как угроза традициям, нравственности и развитию общества.
Такие разные люди. Взгляд изнутри.
Сами гомосексуалисты по-разному воспринимают свою ориентацию.
Кто-то, считает её нормой, совершает каминг-ауты и всячески подчёркивает и размахивает этой самой ориентацией, защищая свои права. Что странно — ведь если ты считаешь, что всё в порядке, зачем себя защищать? Гетеросексуалы же не кричат на каждом шагу о своих предпочтениях? Кончено, гомосексуалисты во многих странах лишены возможности официально вступать в брак, усыновлять детей, этим “ущемление” их прав и ограничивается. Но это, скорее, моральные аспекты, которые помогают поддерживать традиционный уклад общества и воспитывать детей в определённой привычной системе ценностей.
Есть люди, страдающие, скрывающие свою ориентацию, пытающиеся её изменить. Например, когда мужчина осознаёт, что его влечёт к мужчинам, но его это пугает, он пытается это влечение направить в традиционное русло, а если не справляется, то впадает в депрессию.
Для них в новой редакции МКБ даже предусмотрен термин — “Эгодистоническая половая ориентация”, где расстройством признаётся не сама сексуальная ориентация, а отказ человека принимать себя с этой ориентацией, негативные переживания и желание её изменить.
Но, наверное, самая многочисленная группа — это люди гомосексуальной ориентации, которые живут среди нас, не афишируя и даже скрывая её, чтобы не быть отвергнутыми обществом, а иногда, до поры, и не осознавая своё нетрадиционное влечение. Зачастую мы не догадываемся (да и не интересуемся) романтическими и сексуальными предпочтениями окружающих. Тем неожиданнее, порой, узнать из досужих разговоров, что соседка с пятого этажа — прекрасная мать и верная жена — ушла вдруг от привычного родного мужи Васи к брутальной тётеньке из соседнего подъезда…
Чем это обусловлено и почему происходит — вопрос медицины и психологии. А вот к чему ведёт…
Да к разному ведёт.
Машина любовь
Училась со мной яркая весёлая девица, назовем её Машей. Маша активно кокетничала с мужским полом, заводила скоротечные романы и уверенно претендовала на любого мужчину в радиусе 100 метров, независимо от возраста и статуса, правда, в серьёзных отношениях замечена не была. Ко мне Маша относилась особенно тепло, заезжала на работу, провожала до дома, делилась девчачьим наболевшим…
Я считала Машу разбивательницей мужских сердец и вертихвосткой, неспособной на серьёзное чувство. Пока Маша не полюбила. Полюбила свою замужнюю коллегу Иру. Беременную от мужа.
Признание далось Маше непросто. Не признание объекту воздыханий, нет. Признание себе. Слёзы, непонимание, метания, отрицание, бесконечная Земфира в наушниках. Маша стала нервной и раздражительной, посетила всех возможных психологов, даже попила какие-то таблетки.
Избавиться от наваждения не удалось, да и Ира, неожиданно обретя новую идентичность, забрала двухмесячную дочку и ушла от мужа… к Маше. Не знаю, что происходило у Маши в семье, как восприняли её неожиданное чувство родные, но круг друзей заметно поредел.
Нет, люди не отказывались от общения с Машей, просто принимать Машу с “женой” в гостях люди по разным причинам не хотели — у кого-то дети, у кого-то родители, а кому-то и самому неприятно было общество двух влюблённых друг в друга женщин. В общем, Машин выбор друзья не приняли.
Сложности возникли и на работе — после развернувшегося на глазах коллег романа Маше предложили уйти. Не объясняя причин. Спорить Маша не стала и в тот же день написала заявление. Становление новой “семьи” ознаменовалось потерей работы, друзей, нервами и слезами. Нетрадиционный выбор дорого обошёлся Маше и Ире.
С Машей мы сохранили приятельские отношение — изредка списываемся, перезваниваемся. Маша работает, Ира растит “общую” дочку. Кто мать, кто отец — в этой семье не разберёшь. Пока девочке без разницы, что у неё, по сути, две мамы, но осенью — школа… Родительские собрания, одноклассники, пересуды — как адаптируется ребёнок среди сверстников из традиционных семей, как отреагируют на двух “мам” родители и учителя — можно только догадываться. Возможно, удастся избежать серьёзных проблем и оградить ребёнка от насмешек и издевательств.
Но, к сожалению, зачастую именно дети страдают от нетрадиционных предпочтений родителей.
Она была актрисою…
В маленьком городке все на виду. Несколько хороших школ, парочка театров, местный университет — и всё тайное недолго остаётся им.
Творческие женщины, утончённые и нежные, пасуя перед грубым мужским напором, бывает, задумываются о любви возвышенной, с надломом и богемной эстетикой. И вот в этот переломный момент, оглядев затуманенным мечтами взглядом небритого мужа, обращают вдруг внимание на озорную девушку, играющую гаврошей в том же театре….
Так произошло и с нашей героиней. Ведущая актриса, жена и мать со стажем осознала вдруг в своём сердце любовь к другой женщине. Для неё самой это стало неприятным откровением. Как человек с высоким уровнем контроля и весьма хорошо сформированными морально-нравственными принципами она долго пыталась бороться с некстати появившимися чувствами. Но тем сложнее это становилось, чем больше она понимала, что чувства взаимны, а время, проведённое вместе, — лучшее. Через полгода актриса подала на развод, окончательно определившись. Тут бы и истории конец — распавшаяся семья, нетрадиционный союз двух творческих людей со всеми сложностями и тяготами, свойственными таким отношениям…
Только вот брошенный муж решил иначе. Сложно сказать, что стало причиной — сам факт развода или нетрадиционный выбор бывшей супруги, но мужчина объявил настоящую войну изменнице… В ход пошли прослушка телефона, взлом соцсетей и мессенджеров — полученные таким образом переписки и записи разговоров бывшей жены мужчина представил в суд, потребовав отдать ему дочь, обосновывая своё требование тем, что он не хочет, чтобы девочка росла в “семье лесбиянок”.
Письма о сексуальных предпочтениях бывшей супруги мужчина разослал и в театр, и в Министерство культуры, и в прокуратуру и даже… в школу, где учится его дочь… А когда суд отказался отдать девочку на воспитание мужчине, дал интервью федеральному каналу, которое увидел весь город…
Бой разгорелся нешуточный. Актриса и её пассия подали на мужчину в суд, требуя удалить информацию и выплатить компенсацию за клевету и вмешательство в частную жизнь. Мужчина нанял адвокатов. Суды тянутся уже не первый год и конца-края им не видно…
Каждого из участников этой драмы можно, наверное, понять. Только вот страдают они по своей воле, кто-то, пойдя наперекор обществу и традициям, а кто-то — совести, порядочности и чести.
А вот девочка-подросток, оказавшаяся в эпицентре неравнобедренного “любовного треугольника”, мучается не по своей воле. На подростка помимо распада семьи навалились подлость отца, насмешки одноклассников и осознание маминой “ненормальности”. Как справится с этим подросток, как повлияет на его психику такая “популярность” — непонятно. А суды идут своим чередом. В битве “за правду” мать пытается оправдаться и перед ребёнком, удастся ли — большой вопрос.
Проблема выбора
В историях о гомосексуальной любви обычно достаточно трагизма — страдают родные, дети, сами участники событий.
Но бывает и так, что гомосексуальность не истинная, а всего лишь — вызов обществу, глумление над устоями и традициями.
Нередко тёмное прошлое ломает людям не только семьи, но и карьеры. Так случается, когда в разудалой юности ты целуешься напоказ с записными лесбиянками и борешься за права ЛГБТ, а потом вдруг становишься адвокатом. И вся такая интеллигентная и дорогая идёшь на встречу с очередным клиентом, а тут — раз! И всплывают те самые снимки и громкие заявления. Не все клиенты поймут, многие предпочтут такой дамочке адвоката с репутацией. Неприятно, но заслуженно.
Любой выбор, традиционный или нетрадиционный, по любви или вопреки режиму, всегда влечёт последствия, отвечать за которые придётся не только принявшему решение, но и его близким.
Выбирая ту или иную модель поведения, ориентацию, партнёра, принимаешь и ограничения, и ответственность, связанную с выбором. Жалко, что помним об этом мы не всегда.
Слушайте, ну Вы прям до истины пытаетесь докопаться)
По порядку
Вдохновила на своё дело (небольшое производство сувенирной продукции, но сначала просто делал столы лавки из дерева), на приведение в порядок дачи, где мы не раз отдыхали и вдвоем и с друзьями (сделали забор, отремонтировали дом как крышу так и внутри везде, это стоило не мало как по деньгам, таки по трудовым “вливаниям”). То есть будучи с ней я сделал всё, что сделал, до этого вообще дрели в руки не брал. А там, на даче, был полный раздрай, чуть ли не заброшка, вот в планах было еще баню привести в порядок, но сейчас вообще никакого желания.
Например не ходил с ней по клубам, хотя б изредка. Просто последний год выбирались мало в свет. А ей нравятся клубы кафехи кампашки. То есть вёл себя как социофоб я и не делал ничего, чтоб это исправить, а наоборот еще сильнее зарывался, а почему не знаю, думал наверно под себя её сомну, она не бросит, т.к. в 2017 году уже пыталась, у неё не получилось, не смогла без меня. А в этот раз смогла.
Ну я имел ввиду конечно не снобизм в обычном понимании этого слова. Тут скорее подойдёт нудизм. Стал ещё нуднее, плюс решил обзавестись станком и наладить производство. Начал критиковать её за желание разгульного образа жизни, типа смотри на меня, я смотрю научные передачи и занимаюсь созидательной деятельностью. Сыграло это злую шутку.
1. Я бы поехал с любую точку земного шара если бы она возжелала. но она бы если и возжелала, то по РФ максимум, но тем не менее.
2. Я бы готов был жрать одну гречку и вкалывать как проклятый ради какой-то цели (требующей денежного обеспечения), вдохновителем которой была бы она.
3. Если бы у неё обнаружилась смертельная болезнь, я бы продал всё что можно что у меня есть только чтоб продлить её жизнь и побыть с ней еще, пусть и речь шла бы о 2-3 годах.
4. Готов оставить ей всё что нажили общим трудом и уйти если она хочет (так вот было недавно)
5. Готов быть с ней до конца дней если даже бы выяснилось, что у неё шизофрения (у её бабушки такая болезнь, она тоже может свихнуться)Не специально! Зачастую просто так получалось из-за моей невнимательности и рассеянности и плюс еще занятости постоянной чем-то
Ну например душ кладу правильно) начисто мою посуду до бела (прежде всего касается стаканов и остающегося после кофе налёта), везде выключаю свет откуда ухожу, а раньше во всей хате горел (вот бывает тоже момент я уходил с кухни думая, что ща вернусь попить воды и тогда выключу свет, но приходил в комнату видел что сообщение в телефоне и задерживался там и тут выходит она с ванны и предъявляет, что на кухне свет а я тут, уходя не выключил, отмазки что еще собирался пойти туда не прокатывают). Поведение стало лучше в некоторых моментах. Я был не особо приветливый, а она приучила к этому.
Снобизм-нудизм взялся от того что я ушёл с головой в дело так сказать, ей мало внимания уделял. Плюс ещё вокруг раздражающие факторы. У неё подруга есть, она дважды изменила мужу, и вот последний с кем она изменила, она с ним так до сих пор и встречается и на протяжении года пела как с ним хорошо, с тем было не оч, просто привычка а тут любофф, и это на фоне переживаний моей о нашем “союзе”, где она философствует о том любит или не любит, плюс сестра её во всех безумных идеях поддерживает…
Лесбия́нство — женская гомосексуальность. Гомосексуальных женщин называют лесбия́нками. Термин «лесбиянка» так же неоднозначен, как и сам термин «гомосексуальность»: в одном контексте он может обозначать женщину с гомосексуальной ориентацией, в другом контексте — женщину с гомосексуальной идентичностью, а в третьем — женщину, практикующую исключительно гомосексуальное поведение. Термин возник в конце XIX века как описание сексуальных отклонений, в частности, гомосексуальности[1]. В Древней Греции лесбиянство называлось трибадизмом, а «трибадами» — женщины, вступающие в такие связи (от греч. τριβάς — женщина, предающаяся противоестественным порокам сама с собой либо с другими женщинами[2]).
Согласно постановлению Пленума Верховного суда Российской Федерации от 15 июня 2004 года, разъясняющему судам особенности применения статей Уголовного кодекса России, в юриспруденции под лесбиянством понимаются сексуальные контакты между женщинами (а под мужеложством — между мужчинами)[3].
Культура[править | править код]
Винкель (нашивка) в виде чёрного треугольника. Использовался в нацистских концлагерях для обозначения личностей, считавшихся асоциальными, куда причислялись лесбиянки, проститутки и женщины, не желавшие иметь детей
Термин происходит от названия греческого острова Лесбос, где родилась и жила древнегреческая поэтесса Сапфо, чьи стихи позже нередко воспринимали как воспевание однополой любви между женщинами[4]. Однако некоторые древние источники упоминают и о связях Сапфо с мужчинами. Максим Тирский писал, что взаимоотношения между Сапфо и ученицами её школы были платоническими. Существуют сведения о лесбийских отношениях в древней Спарте. Плутарх в описании Лакедемона сообщал, что «они придают такое большое значение любви, что девушки становятся эротическими партнёрами женщин из благородных семей»[5]. Любовная связь между юной возлюбленной и старшей женщиной в фиасе Сапфо представляла собой аналог любовным отношениям между юным возлюбленным и мужчиной в инициационной или симпосийной обстановке. Ритуальный, религиозный момент у Сапфо превалирует над инициационным.
В поэзии и литературе древнего Китая также есть упоминания о лесбийских взаимоотношениях женщин, хотя в описаниях отсутствуют подробности, которые встречаются в текстах о мужской гомосексуальности. На основании исследования эротических поэм, которыми обменивались японские женщины Периода Хэйан, антрополог Лиза Далби (англ. Liza Dalby) сделала вывод, что лесбийские взаимоотношения были обычны и социально приемлемы в этой культуре. Существуют литературные источники, которые упоминают о сексуальных взаимоотношениях между одалисками гаремов, хотя иногда за это полагалось наказание.
До изменения под влиянием сексологии в конце девятнадцатого века женская гомосексуальность оставалась практически незамеченной по сравнению с мужской гомосексуальностью, которая запрещалась законом и из-за этого была предметом обсуждения в прессе. Несмотря на это, после опубликования работ сексологами Карлом Генрихом Ульрихсом, Рихардом фон Крафт-Эбингом, Хэвлоком Эллисом, Эдуардом Карпентером и Магнусом Хиршфельдом концепция женской гомосексуальности стала более известной.
Как только женская гомосексуальность стала предметом обсуждения, она была описана в качестве заболевания. В «Трёх статьях о теории сексуальности» Зигмунд Фрейд называл женскую гомосексуальность «инверсией», её субъектов «инвертами» и характеризовал женщин-инвертов как имеющих мужские характеристики. Фрейд воспользовался идеей о «третьем поле», предложенной Магнусом Хиршфельдом и другими. Фрейд признал, что в своей практике не встречался с такими «ненормальными» пациентками, но тем не менее он считал, что такое поведение вызвано психологическими, а не биологическими причинами.
Сочетание сексологии и психоанализа оказало большое влияние на общее настроение лесбийской культуры. Ярким примером этого является опубликованный в 1928 году роман Рэдклифф Холл «Колодец одиночества», в котором упомянуты эти сексологи и термин «инверт». Позже этот термин вышел из общего употребления. Фрейдистская интерпретация лесбийского поведения в настоящее время отрицается большинством психиатров и учёных.
В двадцатом столетии лесбиянки, в частности, Гертруда Стайн и Барбара Хаммер, были заметными деятелями в авангардистском движении США, а Леонтина Саган – в немецком предвоенном кино. Книга стихотворений в прозе «Песни Билитис» Пьера Луи оказала влияние на отражение лесбиянства в культуре с 1890-х. Первая культурная и общественная организация лесбиянок в Соединённых Штатах Америки называлась «Дочери Билитис»[источник не указан 2278 дней].
Критика использования термина[править | править код]
Часть жителей знаменитого острова Лесбос считает практику использования для обозначения гомосексуальных отношений терминов, производных от названия острова, оскорбительной. По их мнению, слова «лесбиянка», «лесбийский» и другие производные от названия острова — всего лишь географические термины, и употребление их для определения гомосексуальных женщин — оскорбление для населения Лесбоса[6].
См. также[править | править код]
- Лесбийский феминизм
- Сепаратистский феминизм — специфическое направление в радикальном феминизме, утверждающее, что проблема угнетения женщин неразрешима в принципе, и преодолеть её можно лишь путём организации женщинами полностью автономных и не контактирующих с мужчинами коммун, представительницы которых будут находиться в добровольных гомосексуальных отношениях.
- Политическое лесбиянство — явление в феминизме, связанное с идеями сепаратистского феминизма.
- Юри — жанр манги и аниме, изображающий лесбийские отношения.
- Лесбия — героиня любовных стихов древнеримского поэта Катулла.
- «Корректирующее изнасилование» — изнасилование лесбиянок мужчинами с целью «лечения от лесбиянства» либо «наказания» за него.
- Буч и фэм — термины сленга ЛГБТ-сообщества, клише для обозначения ролей в лесбийских отношениях.
- Трибадизм — один из видов лесбийского секса.
- Дайк-марш — парад гордости лесбиянок.
- Пристанище Евы — бар в богемном манхеттенском квартале Гринвич-Виллидж в Нью-Йорке.
Примечания[править | править код]
- ↑ Bonnie Zimmerman. Lesbian Histories and Cultures: An Encyclopedia. — Taylor & Francis, 2000. — 926 с. — ISBN 9780815319207.
- ↑ Henry George Liddell, Robert Scott, A Greek-English Lexicon, τρι^βάς. www.perseus.tufts.edu. Дата обращения 15 июня 2018.
- ↑ Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2004 года № 11 города Москва «О судебной практике по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 131 и 132 Уголовного кодекса Российской Федерации» // «Российская газета» Федеральный выпуск № 3513 29.06.2004
- ↑ Лесбийская любовь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- ↑ Gregory Hays. Ellen Greene (ed.), Reading Sappho: Contemporary Approaches. Berkeley: University of California Press, 1996. ISBN 0-520-20195-7 // Bryn Mawr Classical Review (англ.)русск., 01.05.1999
- ↑ Court rules lesbian are not just from Lesbos Reuters, 22.07.2008 (англ.)
Литература[править | править код]
На русском языке
- Бовуар, Симона де Второй пол. – СПб.: Азбука, 2020
- Бургин Д. Л. История лесбийской субкультуры в России: XIX—XX вв. // «Оттяготела…» Русские женщины за пределами обыденной жизни. — СПб.: ИНАПРЕСС, 2004. — С. 45—65.
- Минеев В. В. Личность и лесбиянский миф как отрицание одиночества, времени и смерти // Личность, творчество и современность: сб. науч. тр. Вып. 3 / отв. ред. Д. Д. Невирко; редкол.: В. И. Горобцов, Н. И. Дроздов, Б. И. Хасан. — Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2000. — С. 45—56. — 257 с. — ISBN 5-7889-0038-7.
На других языках
- Gilbert H. Herdt. Same Sex, Different Cultures: Gays and Lesbians Across Cultures. Westview Press Inc (1998). ISBN 978-0-8133-3164-5
Ссылки[править | править код]
- Задрапированная дискриминация: лесбиянки в России // Deutsche Welle.
- Карин Лофтус Каррингтон. Алхимия любви между женщинами