Министр обороны сердюков чей зять
В жизни министра обороны Анатолия Сердюкова были удивительные повороты. Наводить порядок в налоговой он пришел из торговли, а реформировать армию — из штатских финансистов. Генералы жалуются, что он дразнит их зелеными человечками…
Зять Зубкова
В петербургскую налоговую инспекцию Сердюков пришел в 2000 г. уже состоявшимся мебельным торговцем. Окончив в 1984 г. учетно-экономический факультет Ленинградского института советской торговли, Сердюков пошел в армию. Срочную службу он проходил в батальоне связи 85-й мотострелковой дивизии в Новосибирске. В то время призывникам с высшим образованием предлагали после девяти месяцев службы пойти на курсы подготовки лейтенантов запаса. После полуторагодичной службы увольнялись они уже в офицерском звании. Этот путь выбрал и Сердюков, рассказывает бывший офицер центрального аппарата Минобороны, уточняя, что в случае войны Сердюков подлежал призыву на должность начальника военторга полка.
Но торговцем Сердюков стал сугубо мирным — после армии пошел работать в петербургский мебельный магазин № 3 «Ленмебельторга». В системе «Ленмебельторга» он и вырос из помощника бухгалтера в директора и совладельца сформировавшейся на базе торга петербургской торгово-промышленной компании «Мебель-маркет».
Переходу Сердюкова на госслужбу, возможно, способствовала женитьба. В 2000 г. он вступил в брак с Юлией Похлебениной — дочерью Виктора Зубкова. Зубков в советское время был партработником, в 1990-е стал заместителем Владимира Путина в петербургской мэрии, а потом пошел в налоговую — к 1999 г. он вырос в замминистра по налогам и сборам, сохранив пост руководителя петербургского управления налоговой службы.
Став членом семьи Зубкова, Сердюков в 2000 г. поступил на работу замруководителя межрайонной инспекции № 1 по Санкт-Петербургу (по крупнейшим налогоплательщикам). В мае 2001 г. он был назначен заместителем тестя в петербургском управлении, а в ноябре 2001 г., когда Зубков стал первым замминистра финансов, занял его место, возглавив управление по Санкт-Петербургу.
«Очень порядочный, системный человек, — характеризует Сердюкова бывший вице-губернатор Санкт-Петербурга Александр Вахмистров. — Я знаком с ним со времен, когда он руководил петербургской налоговой. Он создал хорошую систему налогового администрирования. Заботился о материальной части налоговой инспекции, настаивал на том, чтобы налоговые службы находились в доступных помещениях, чтобы это было удобно для клиентов.
Это уменьшило очереди в налоговой. Да и в целом петербургское правительство было довольно его работой«.
В феврале 2004 г., накануне выборов, Путин перетряхнул правительство, в марте исполняющим обязанности министра по налогам и сборам стал «товарищ из Питера» — Сердюков, который потом был утвержден руководителем лишенной министерского статуса Федеральной налоговой службы (Зубков возглавил Росфинмониторинг). «Без Зубкова этого никогда бы не произошло, — считает генерал налоговой полиции. — Сердюков незаметный был, а вот Зубков — общительный, мог и водки выпить».
Главный налоговик
Первым проектом Сердюкова стало дело ЮКОСа. В апреле 2004 г. налоговики начали предъявлять компании претензии, которых за год набралось на $27,5 млрд. «Сердюков оправдал доверие Путина в истории с ЮКОСом — показал себя лояльным руководителем», — считает бывший налоговый чиновник.
Сердюков не был менеджером дела ЮКОСа — налоговым процессом управлял тогдашний начальник правового департамента налоговой службы Антон Устинов, который отчитывался напрямую перед замглавы администрации президента Игорем Сечиным (у него Устинов сейчас и работает). «Устинову, видимо, было сказано, что его начальник (Сердюков) вмешиваться не будет, — рассуждает бывший главный юрист ЮКОСа Дмитрий Гололобов. — Сечин, видимо, все это сверху координировал, раздавал указания, следил, чтобы никто не вмешивался, и согласовывал все это лично с Путиным. Там не было лишних звеньев. Какова роль Сердюкова? Он всех посылал, кто к нему приходил договариваться о деле ЮКОСа: этого нельзя сделать, того нельзя, это не по закону. Впрочем, возможно, что это укладывалось в его взгляды, в его понимание ситуации».
«До Сердюкова налоговым министром был Геннадий Букаев. Да, он тоже выполнял команды, но с ним можно было о чем-то разговаривать, — вспоминает бывший зампред правления ЮКОСа Александр Темерко. — А потом пришел Сердюков и разобрался буквально за три-четыре недели. Человек, безусловно, нацелен на то, что «поставили задачу — буду выполнять, ничего не замечая”. Остальные хоть эмоции проявляли, прокуроры Устинов и Бирюков, даже следователь… А Сердюков действовал без эмоций, планомерно, поступательно. Это не человек, это механизм. Мы пытались говорить с ним о налоговой отсрочке. Спрашивали, зачем он добился ареста всех счетов? Мы из-за ареста не могли рассчитаться ни с кем. Думаю, Сердюков участвовал в создании ситуации, которая привела к банкротству компании».
Дело ЮКОСа задало тон не только в политике, но и в налоговом администрировании: отношение государства к «схемам» поменялось. Если раньше предприниматели говорили налоговикам, сколько заплатят в бюджет, то при Сердюкове стороны поменялись местами. Компаниям — от малого бизнеса до самых крупных — пришлось отказаться от популярных и совсем примитивных способов оптимизации. Резко усилилось административное давление на бизнес — часто и законное поведение объявлялось недобросовестным, доначислялись налоги, например, за оказавшуюся в бизнес-цепочке однодневку. Способы выбивания налогов с помощью административных методов стали нормой. Компании вынуждали поднимать зарплаты, а потом и прибыль на специальных комиссиях. Ради проверки, не является ли фирма однодневкой, налоговики в алфавитном порядке блокировали счета всех фирм, стоящих на учете. Так они хотели заставить директора фирмы лично посетить инспекцию.
С возмещением налогов Сердюков тоже навел порядок. В 2000-е схемы получения денег из воздуха (точнее — по фиктивным основаниям из бюджета) уже стали вполне окрепшим бизнесом, рассказывает генерал налоговой полиции: «Полностью ликвидировать это было невозможно, но над этим хозяйством никто толком не имел контроля, оно нуждалось в каком-то упорядочении, должно было направиться в нужное русло. Сердюков мог выполнить эту работу».
Основных схем изготовления денег из воздуха две, рассказывают налоговики и консультанты. НДС можно вернуть, показав, например, что товар (на самом деле не существующий) не продан и лежит на складе. А налог на прибыль — отсудив, например, у фирмы по надуманным основаниям крупную сумму денег и показав таким образом, что вместо прибыли был убыток. Обе схемы в основном реализуются в Москве — здесь больше обороты и такие операции легче спрятать, для этого в городе специально перерегистрируют компании из других регионов.
Формально решение принимает руководитель инспекции. Но возмещения на сумму свыше 5 млн руб. должны получать одобрение на специальной комиссии в управлении ФНС по Москве. Это управление в 2004 г. возглавила Надежда Синикова — давняя коллега Сердюкова: она была его заместителем в Петербурге, а сейчас возглавляет в системе Минобороны Рособоронпоставку. Возмещение сумм от 100 млн руб. проверялось в центральном аппарате ФНС. В итоге была создана ситуация, когда решение принимают наверху, а отвечает за них перед законом руководитель инспекции. Поэтому в инспекциях тоже придумали, как снять с себя ответственность. Большую часть махинаций с НДС можно раскрыть, просто проверив склад, где якобы хранится товар. Налоговики теоретически могут это сделать и сами, но предпочитают договариваться с сотрудниками МВД, которые формально не имеют отношения к возмещению налога. Милиционеры говорят, есть товар или нет, а налоговики им верят. Если налог в бюджет уплачен, товар (со слов оперативников) на месте, а фирма вела реальную деятельность (т. е. не создана на днях), то инспекция имеет все основания возместить налог.
Как работает схема с возмещением НДС, недавно рассказала «Новая газета», правда, ее расследование относится к тому периоду, когда Сердюков уже был министром обороны. Газета обнаружила 20 фирм, возместивших НДС в 2009-2010 гг. более чем на 11 млрд руб., при этом анализировались только случаи возмещения свыше 100 млн руб. Бывший начальник отдела профилактики правонарушений ФНС Сергей Василенко объяснил, что все эти фирмы возвращали налоги по схеме «товарных остатков» — если продукция не продана в отчетный период, то фирма имеет право возместить НДС, уплаченный ею при покупке. Численность персонала фирм была два-три человека, а оборот доходил до нескольких миллиардов рублей, но исключительно в отчетный период, нужный для возмещения НДС. Все эти фирмы якобы арендовали один и тот же склад, где как будто хранилась продукция. Все возмещения были произведены московскими инспекциями № 25 и № 28.
Как работает схема с возмещением налога на прибыль, уже несколько лет рассказывает фонд Hermitage, который считает, что у него украли несколько фирм, которые потом проиграли иски о компенсации упущенной выгоды и, зафиксировав убыток, потребовали вернуть 5,4 млрд руб. Те же самые инспекции, что и в предыдущем случае, № 25 и № 28, в декабре 2007 г. приняли решение о возмещении молниеносно — в один день. Hermitage считает, что юрист Сергей Магнитский был замучен в тюрьме именно потому, что пытался помешать осуществлению этой схемы. По данным фонда, те же инспекции по той же схеме возместили по налогу на прибыль еще как минимум 2,9 млрд руб. в 2006-2007 гг.
«Сердюков сделал систему как в Центробанке, т. е. все возмещения районных инспекций можно было отслеживать в режиме онлайн и в любой момент нажать delete», — рассказывает бывший налоговик. «Систематизация и централизация означают хотя бы контроль и точное представление о том, что происходит, — рассуждает бывший высокопоставленный чиновник. — Если раньше нельзя было вообще ничего понять в хаосе возвратов, то теперь поток упорядочен. Это заслуга Сердюкова».
После того как в феврале 2007 г. Сердюков был назначен министром обороны, он де-факто продолжал курировать ФНС еще несколько лет (вплоть до прихода в апреле 2010 г. нового начальника Михаила Мишустина). Сердюков ездил в налоговую постоянно, вспоминают его бывшие коллеги, раздавал указания оставшимся на хозяйстве членам своей команды — и. о. руководителя ФНС Михаилу Мокрецову и его замам Синиковой, курировавшей схемы возмещения НДС, и Татьяне Шевцовой, курировавшей межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам. Сердюков хотел видеть своим преемником Синикову, но в итоге это место получил протеже тогдашнего министра финансов Алексея Кудрина — Михаил Мишустин. А Синикова и Шевцова переехали в Минобороны.
Военный реформатор
Назначение Сердюкова министром обороны в феврале 2007 г. стало неожиданностью.
Решение Путина можно объяснить тем, что Сердюков доказал во время службы в ФНС способность контролировать огромные финансовые потоки, говорят чиновник и бывший офицер центрального аппарата Минобороны. Путин подчеркнул, что у Сердюкова есть опыт работы в сфере экономики и финансов, а тут необходимо контролировать «огромные бюджетные средства» на модернизацию вооруженных сил.
Но речь шла не только о контроле — рост военных расходов был только частью военной реформы, которую должен был провести Сердюков. Новый стиль управления он показал буквально через месяц после назначения — в марте 2007 г., начав знакомство с Нахимовским училищем в Петербурге с осмотра помойки на заднем дворе и подсобных помещений, а затем потребовав финансовую документацию.
Увольнения своих замов, командующих родами и видами вооруженных сил, начальников управлений Минобороны Сердюков начал буквально через несколько месяцев после прихода. Ключевым кадровым решением стало назначение в июне 2008 г. начальником Генштаба генерала Николая Макарова. Сейчас решения о строительстве вооруженных сил принимает Макаров, а политические и экономические — Сердюков.
Собственно реформа началась после войны в Южной Осетии. Хотя в августе 2008 г. российская армия за пять дней развалила грузинскую военную машину, война вскрыла много недостатков в организации и снабжении войск. Сердюков год спустя вспоминал, как тыловики предложили закупить и отправить войскам в Осетии дополнительное качественное продовольствие и предметы гигиены, он согласился, а затем, проверив, убедился, что до войск не дошло вообще ничего.
В октябре 2008 г. Сердюков заявил о начале перехода к «новому облику» вооруженных сил. За три года российская армия перестала быть уменьшенной копией советской: массовая мобилизация для большой войны больше не предусматривается, говорит офицер Минобороны. Численность армии военного времени установлена в 1,7 млн против 5 млн в 2008 г., а кадрированные части неполного состава, развертываемые по мобилизации, в основном ликвидированы. Это сделало российскую армию похожей на армии стран НАТО и большинства других. В 2008-2010 гг. число офицеров было сокращено с 350 000 до 150 000 (правда, в 2011 г. было принято решение увеличить его до 220 000), более 1000 кадрированных частей и баз хранения ликвидировано, 24 дивизии сухопутных войск переформированы примерно в 90 бригад, а 72 авиаполка и 14 авиабаз — в семь авиабаз первого и семь- второго разряда, число военно-учебных заведений сокращено с 65 до 10.
Кроме военной логики тут действовала и финансовая: офицеры имеют право на разные льготы, которые государство часто не способно им предоставить (например, очередь на жилье, несмотря на обещание Путина ликвидировать ее, до сих пор сохраняется — недавно Сердюков попросил на решение проблемы дополнительно 272 млрд руб. до 2014 г., об этом писал «Коммерсантъ»). Сержанты обходятся государству дешевле офицеров, поэтому офицеров надо сократить, передав часть их работы сержантам (а стало быть, и училища в таком количестве не нужны).
В этом же финансовом русле — распродажа непрофильного имущества Минобороны, передача снабжения на аутсорсинг и реформа закупки вооружений.
За 2000-2008 гг. РФФИ распродал военного имущества на 1,4 млрд руб. В ноябре 2008 г. это дело передали Минобороны, для чего там был создан департамент имущественных отношений, приступивший к работе в апреле 2009 г. В 2009 г. Минобороны распродало имущества более чем на 1,5 млрд руб., в 2010 г. — на 4,4 млрд руб., а в 2011 г. — на 5 млрд руб.
Закупки вооружений, жилья и материалов были выведены при Сердюкове из-под контроля военных, ими занимаются укомплектованные штатскими структуры Минобороны. Во главе них стоят сослуживцы Сердюкова по ФНС. Рособоронпоставку в 2010 г. возглавила Синикова, а замминистра обороны по финансово-экономическим вопросам назначена Шевцова. ОАО «Оборонсервис», куда переданы все структуры Минобороны, занимающиеся ремонтом, строительством, обслуживанием войск, возглавил бывший чиновник ФНС Сергей Хурсевич. Все это радикально преобразило центральный аппарат ведомства, сокращенный при этом почти вдвое — до 10 000. «Раньше во время обеда в столовой в министерстве хорошо если можно было увидеть двух-трех женщин, сейчас проблемой является увидеть мужчин в форме», — иронизирует полковник центрального аппарата.
2011 год ознаменовался ценовой войной с оборонной промышленностью — Минобороны весь год задерживало заключение контрактов, добиваясь снижения цен. Конфликт даже вышел в публичное поле: против Минобороны открыто выступил, например, генеральный конструктор ракет «Тополь М» и «Булава» Юрий Соломонов. Но в итоге большая часть контрактов заключена на условиях Минобороны.
При Сердюкове началось перевооружение армии, говорит эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. С 2008 г. военно-воздушные силы получили около 150 новых самолетов и вертолетов (за 10 лет до этого — несколько единиц). В самом конце 2010 г., несмотря на сопротивление Минфина, была утверждена новая госпрограмма вооружений до 2020 г. стоимостью более 20 трлн руб. Вряд ли она будет выполнена в полном объеме, но процент ее выполнения будет явно выше, чем у предыдущих программ, считает Макиенко.
Многие военные на сердюковскую реформу смотрят без оптимизма. Бывший министр обороны Игорь Родионов считает, что никакой реформы Сердюков не провел, а то, что он сделал, издевательство. По словам Родионова, после уничтожения потенциала мобилизационного развертывания он сомневается в том, что российская армия сможет сформировать с нуля даже одну боеспособную бригаду.
По словам гендиректора одного из предприятий, входящего в «Ростехнологии», бывшие сотрудницы налоговых инспекций, ведающие сейчас закупками вооружений, слабо разбираются в технике и понимают лишь финансово-бухгалтерские реалии. «Им непонятно, что без полного цикла испытаний, который они отказываются оплачивать, ракета — лишь кусок железа, им непонятно, что без закупки запчастей новый самолет — такая же бесполезная железка, а военные, которые могли бы их поправить, все уволены Сердюковым», — сетует собеседник «Ведомостей». По его мнению, коррупции в ведомстве не стало меньше, она просто приобрела более современный характер. На смену прямому воровству, когда новые грузовики, топливо и т. д. продавались налево, пришли схемы по завышению цен при закупках.
Есть в этом недовольстве и личный аспект. «Министр по два-три часа держит в приемной заслуженных генералов, — жалуется источник, близкий к Минобороны. — А однажды на совещании в шутку назвал их «зелеными человечками».
Cердюков и сам мечтает сменить Минобороны на другое министерство — финансов, рассказали «Ведомостям» несколько высокопоставленных чиновников, некоторое время назад министр обороны даже обсуждал с Владимиром Путиным и Дмитрием Медведевым возможность получить должность вице-премьера по финансам. Правда, согласия тандема получить не удалось, Сердюкову предложили довести до логического конца масштабную реформу Минобороны.
Девять лет назад — 15 февраля 2007 года — президент Владимир Путин назначил Анатолия Сердюкова министром обороны. Несмотря на то что в 2012-м тот покинул свой пост из-за коррупционного скандала вокруг компании “Оборонсервис”, его имя всегда будет ассоциироваться с началом радикальной реформы российских вооруженных сил.
Иван Сафронов
События девятилетней давности военные хорошо помнят до сих пор. В тот день около 10:00 утра состоялось плановое заседание коллегии Минобороны, на котором министр обороны Сергей Иванов вместе с руководящим составом ведомства отчитался по проделанной работе и поставил задачи на будущее. Однако в 16:00 заместителям министра, главнокомандующим видами вооруженных сил и командующим родами войск, начальникам служб главных и центральных управлений Минобороны и Генштаба поступил приказ собраться вновь. Первые предположения, о том, что речь пойдет о кадровых перестановках в руководстве ведомства, появились почти сразу, поскольку на повторно собранную коллегию Минобороны планировал прибыть Владимир Путин — в прошлый раз такая суматоха наблюдалась в марте 2001 года, когда главой военного ведомства вместо маршала Игоря Сергеева был назначен Сергей Иванов. Ряд высокопоставленных военных вопреки традициям начали заранее поздравлять начальника Генштаба Юрия Балуевского с назначением на пост министра — именно его, кадрового офицера в звании генерала армии, считали главным кандидатом на это место. За пятнадцать минут до начала второго за день заседания коллегии в кулуарах прозвучала новая для военного уха фамилия — Сердюков. Офицеры начали строить догадки о том, кто это такой: дошло даже до того, что кандидатом на министерский пост стал губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков. Но вскоре в зал вошли Владимир Путин, Сергей Иванов и Сердюков, но только не Валерий, а Анатолий. До того дня он был вовсе не губернатором, а руководителем Федеральной налоговой службы.
Смысл такой замены Путин объяснил достаточно просто: в ведомство приходят огромные средства на перевооружение, расход которых необходимо контролировать, и делать это было бы проще человеку с соответствующим опытом, то есть Сердюкову. Сергей Иванов, совмещавший посты министра и вице-премьера по оборонно-промышленному комплексу, ушел на повышение — стал первым вице-премьером в правительстве Михаила Фрадкова, сравнявшись по статусу с Дмитрием Медведевым.
Практически год у Анатолия Сердюкова ушел на ревизию наследства, формирование команды и выстраивание центрального аппарата. Становилось понятно, что министра назначили не только для контроля над финансовыми потоками, но и для придания армии принципиально нового облика, предусматривающего переход от советской системы к близкой к западным стандартам. Проводить эту неблагодарную работу ему, как человеку никак не связанному с военными традициями, было проще, чем кадровому офицеру. После войны с Грузией в августе 2008 года, фактически оголившей слабые стороны российской армии, Сердюкову был и вовсе выдан карт-бланш на выполнение любых необходимых преобразований — как в сфере обеспечения вооруженных сил, так и в самих вооруженных силах.
За время, проведенное им во главе Минобороны, Анатолий Сердюков запомнился своей жесткостью при принятии решений внутри ведомства
В Минобороны началось выстраивание двух стволов: гражданского (финансовые, экономические, социально-бытовые вопросы) во главе с Анатолием Сердюковым и военного (органы управления войсками) — с начальником Генштаба Николаем Макаровым, сменившим генерала Балуевского. Все шаги были направлены на оптимизацию. Так, численность военнослужащих была сокращена до 1 млн человек (но при этом всем соединениям и воинским частям присвоили категорию постоянной готовности); из 355 тыс. офицеров оставили примерно 220 тыс., институты мичманов и прапорщиков, а также параллельные части, комплектуемые исключительно из числа срочников или контрактников, и вовсе упразднили.
Вместо шести военных округов были образованы четыре укрупненных (Западный, Южный, Центральный и Восточный): каждому присвоили стратегическое направление, чтобы в критической ситуации его командование могло объединить и взять на себя контроль над всеми видами и родами войск, находящихся на его территории. Система военного управления сократилась до трех звеньев: объединенное стратегическое командование — оперативное командование — бригада. Функции главных командований были существенно урезаны: из прежних 20 задач им теперь оставили лишь пять, например проведение миротворческих миссий. В сухопутных войсках была ликвидирована система кадрированных (не полностью укомплектованных, а ожидающих мобилизации населения) соединений, все они были переведены на более компактную и мобильную бригадную основу. В военно-воздушных силах были упразднены все армии, корпуса, дивизии и авиаполки, им на смену пришла система авиабаз, авиагрупп и эскадрилий со стоящими над ними командованиями. Силы флотов были включены в сформированные военные округа. Все это сопровождалось ростом учений как локальных, так и масштабных: с переброской войск и техники на дальние расстояния.
При Сергее Шойгу было воссоздано главное управление боевой подготовки, ликвидированное его предшественником
Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ
Структура Генштаба также претерпела изменения, в результате которых он стал полноценным органом стратегического планирования. Функции, связанные с обслуживанием техники, содержанием военных городков, питанием, торгово-бытовым обслуживанием, были переданы на аутсорсинг в холдинг “Оборонсервис”. С тех пор военнослужащие должны были заниматься исключительно боевой подготовкой, не отвлекаясь на выполнение несвойственных задач. По словам источника “Власти” в Генштабе, реформа Сердюкова создала достаточно прочный фундамент, который после его увольнения разрушать до основания не было смысла: “Руководство страны неоднократно говорило, что реформа себя больше оправдала, чем нет”.
За время, проведенное им во главе Минобороны, Анатолий Сердюков запомнился своей жесткостью при принятии решений внутри ведомства. К генералитету относился достаточно прохладно, в его окружении офицеров в шутку называли зелеными человечками — в решении многих вопросов он предпочитал опираться на выходцев из налоговых органов, которых привел за собой в Минобороны. Впрочем, инциденты возникали и с ними: разойдясь во взглядах на расходование средств, выделенных в рамках государственного оборонного заказа, Сердюков уволил своего заместителя по финансам Михаила Мокрецова, которого знал по совместной работе в налоговых органах и который считался его другом.
С другими ведомствами и членами кабинета министров дела обстояли не лучше: за пять лет Анатолий Сердюков рассорился со всеми, с кем только мог. Так, на совещания к вице-премьеру по оборонному комплексу Сергею Иванову он вместо себя отправлял даже не заместителей, а начальников профильных управлений. Со сменившим Иванова Дмитрием Рогозиным он конфликтовал из-за желания приобретать военную продукцию за рубежом, в частности бронеавтомобили Iveco LMV-65 и вертолетоносцы типа Mistral. С силовиками проблемы возникали по самым разным поводам: на представления об устранении нарушений главного военного прокурора Сергея Фридинского министр предпочитал не отвечать, равно как и на заявления главы Счетной палаты Сергея Степашина. А загоревшись идеей создания военной полиции, покусился на полномочия Генпрокуратуры и Следственного комитета. Нервно на это отреагировали и в ФСБ: там посчитали, что создание столь мощной спецслужбы внутри Минобороны затруднит военной контрразведке работу в войсках. Кроме того, именно по протекции Сердюкова его помощник Сергей Королев получил назначение в управление собственной безопасности ФСБ, что чекисты расценили как вмешательство в их деятельность. Конфликт с Минфином по поводу количества средств, выделяемых на перевооружение армии, стал поводом для отставки Алексея Кудрина.
Оборонно-промышленный комплекс, по выражению Рогозина, отставке Сердюкова “просто аплодировал стоя”, поскольку именно во время его руководства Минобороны вело с предприятиями “ценовые войны”: он пытался заставить промышленность, привыкшую в любое изделие вкладывать изначально завышенную стоимость, эту практику прекратить. Это постоянно сопровождалось скандалами: крупнейшие контракты с судостроителями на сумму более 280 млрд руб. были заключены лишь в ноябре 2011 года, да и те — после непосредственного вмешательства вице-премьера Игоря Сечина, курировавшего в то время судостроение, и лично Владимира Путина. Сложные отношения были и с главой госкорпорации “Ростех” Сергеем Чемезовым: поводом для этого послужила попытка Сердюкова провернуть сделку по Mistral без участия госпосредника в лице “Рособоронэкспорта”, а также его желание переподчинить эту компанию Минобороны.
При таком раскладе количество союзников у главы Минобороны таяло на глазах. Однако в связи с тем, что реформа армии была в активной фазе, а министр прочно ассоциировался с сопровождающим ее негативом, речи о его отставке, несмотря на нарастающее недовольство, не шло. Для нее должен был появиться веский повод. Таким поводом стало “дело “Оборонсервиса””.
В конце 2012 года Главное военно-следственное управление Следственного комитета РФ возбудило уголовное дело по фактам злоупотреблений при продаже имущества и активов военного ведомства по заведомо заниженным ценам, которые, по подсчетам следствия, причинили ущерб в размере не менее 3 млрд руб. Основной фигуранткой дела стала близкая к министру начальница департамента имущественных отношений Минобороны Евгения Васильева, а также бывшие руководители компаний, так или иначе участвовавших в реализации военного имущества. После первых обысков в квартирах фигурантов вопросы у следствия появились уже к самому Анатолию Сердюкову. 6 ноября 2012 года он приехал в Кремль на встречу с Владимиром Путиным, после которой был освобожден от занимаемой должности.
В тот же день новым министром обороны был назначен губернатор Московской области Сергей Шойгу.
При Сергее Шойгу было воссоздано главное управление боевой подготовки, ликвидированное его предшественником
Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ
Опрошенные “Властью” эксперты убеждены, что Сергею Шойгу досталось весьма неплохое наследство, которое он за последние годы сумел “отшлифовать”. Несмотря на то что новый министр деятельность своего предшественника не всегда оценивал положительно (критиковал за сокращение численности военных городков до 192 единиц, за большой объем не сданных в эксплуатацию для Минобороны объектов, за “ценовые войны”), Владимир Путин в 2013 году призвал Шойгу совершенствовать армию “без постоянных шараханий, без бесконечных ревизий ранее принятых решений”: “Общая стратегическая логика обновления вооруженных сил остается неизменной”. С тех пор был завершен процесс создания полноценных группировок на всех стратегических направлениях, появилось новое объединенное командование — “Север”. Количество учений вкупе с внезапными проверками, подразумевающими переброску военнослужащих, военной техники на незнакомые полигоны, увеличилось в несколько раз. Кроме того, именно при Шойгу началось обустройство российской военной инфраструктуры в Арктике.
Несмотря на заметное улучшение отношений между военными и промышленностью (это можно считать заслугой заместителя министра обороны по вооружениям Юрия Борисова), взаимодействие по-прежнему строится по правилам Минобороны. В войска тем временем поступают техника и вооружения, закупленные в рамках госпрограммы вооружений на 2011-2020 годы, все 19 трлн руб. для этого выбил именно Анатолий Сердюков. Новейшие истребители Су-30СМ и Су-35, участвующие сейчас в сирийской операции, зенитные ракетные системы С-400, крылатые ракеты морского и наземного базирования — все это было заказано предшественником нынешнего министра обороны. Нельзя преуменьшать роль Сердюкова и в развернувшейся в 2014 году операции по присоединению Крыма к России: подготовка тех же “вежливых людей” стартовала уже при нем. По данным “Власти”, именно при Сердюкове в ведомстве возникла идея создания сил специальных операций — аналога американских “морских котиков”, подразделения, способного выполнять задания особой важности как внутри страны, так и за ее пределами.
При нынешнем министре в армии многое изменилось. Например, было восстановлено управление боевой подготовки, ликвидированное в ходе реформы в 2009 году, увеличено количество сотрудников военной приемки до 25 тыс. человек, Шойгу возродил медицинские, создал спортивные и научные роты, призвал вернуться к работе в ведомстве уволенных при предшественнике офицеров, начал исправлять ситуацию с жильем.
Вместе с тем проблем в армии по-прежнему остается немало. Правопреемник “Оборонсервиса” — “Гарнизон” — реформируется, но пока избавиться от всех ненужных ремонтных заводов в составе “Авиаремонта”, “Спецремонта” и “Ремвооружения” военным не удается. Единственным поставщиком услуг ЖКХ стало созданное по инициативе министра ГУ ЖКХ, однако проблемы с задолженностями по выплатам за электричество и водоснабжение периодически возникают.
Курс, выбранный Сергеем Шойгу, во многом является продолжением реформ, начатых Анатолием Сердюковым
По словам источников “Власти” в госструктурах, с учетом успешных действий российских военных в Сирии руководство страны удовлетворено деятельностью последнего министра. Кроме того, Сергей Шойгу с момента своего назначения занимает первую строчку в рейтинге популярности министров, чем Анатолий Сердюков похвастаться не мог никогда. Новому министру удалось также создать душевную атмосферу в коллективе. Рассказывают, что перед началом одного из совещаний у Владимира Путина Шойгу вошел в кабинет, где его ждали главнокомандующие видами и командующие родами войск. Все готовы были встать по стойке смирно, однако он показал жестом, что делать этого не нужно, и присоединился к разговору с подчиненными. И даже рассказал анекдот. При Сердюкове такого произойти не могло.
На фоне очевидного экономического кризиса Шойгу пока удается убеждать Белый дом не сокращать расходы на закупки вооружений, однако сложно предположить, насколько хватит его ресурса. Пока же известно, что принятие новой десятилетней госпрограммы вооружений отложили на период после 2017-го, хотя первоначально она должна была вступить в силу уже в этом году.
Так или иначе, но курс, выбранный Сергеем Шойгу, во многом является продолжением реформ, начатых Анатолием Сердюковым. Последний потратил на приведение армии к “новому облику” пять лет, делал это с ошибками и недочетами, но в конечном итоге страна получила вооруженные силы, способные противостоять современным угрозам. Дмитрий Медведев, на период президентства которого выпал почти весь срок работы экс-министра обороны, спустя несколько недель после его отставки в интервью газете “Коммерсантъ” заявил: “Можно ничего не делать, а можно проводить преобразования. Анатолий Сердюков их проводил”.