Мила кунис и натали портман

Натали Портман
«Чего я боюсь? – задумчиво говорит Портман. — Многого. Я не гоняюсь за опасными приключениями. Крайности мне нравятся, только если они не угрожают жизни. Я люблю нырять с аквалангом, но не стану нырять без него. В работе, правда, если меня что-то пугает, я стараюсь это сделать, потому что знаю – это закаляет. Однако в случае с «Черным лебедем» я не представляла, во что ввязываюсь. Я не понимала, что меня ждет. Но правду говорят: чем больше вкладываешь, тем больше получаешь».
Сложно сказать, что именно застало врасплох 29-летнюю актрису, ведь следующий после «Рестлера» проект Даррена Аронофски по определению не мог быть простым. Начать хотя бы с того, что для роли Нины – прима-балерины, которая теряет рассудок, – от Портман после пятнадцатилетнего перерыва потребовалось вновь надеть пуанты. В дополнение к изнуряющему 15-часовому рабочему графику пришлось еще ежедневно отрабатывать движения у станка. На нечто подобное Портман уже доводилось подписываться – например, когда она обрила голову и похудела для съемок в антиутопической сатире «V значит вендетта»«V значит вендетта» /V for Vendetta/ (2005). Но в случае с «Черным лебедем» дело было не только в физической форме. Роль Нины – девушки, которая теряет уверенность в собственных силах при появлении молодой, дерзкой и сексуально раскрепощенной конкурентки Лили (Мила Кунис), – самая сложная в карьере Портман.
В каком-то смысле она играет сразу две роли. Нина стремится исполнить главную партию в «Лебедином озере», где она должна быть и непорочной королевой лебедей – Белым лебедем – и коварной соблазнительницей – Черным лебедем, которая обманывает возлюбленного королевы лебедей и склоняет его к измене. Инфантильная Нина ради этого вынуждена повзрослеть и раскрыть свою спящую сексуальность – отсюда откровенные сцены с мастурбацией и, что особенно удивительно для актрисы, которая обычно избегает подобных ролей, лесбийский секс.
Не приходили ли ей в голову мысли вроде «Во что это я вляпалась»? «Нет! – восклицает Портман. – Все, что меня в этом пугало, одновременно было тем, что привлекло меня к этой роли. Это была потрясающая возможность испытать свои силы и в физическом, и в эмоциональном плане».
Корреспонденты EMPIRE встречаются с Портман на следующее утро после премьеры «Черного лебедя» в Венеции, где фильм не только стал одним из основных претендентов на главный приз фестиваля, «Золотого льва» (который впоследствии ушел к Софии Копполе за фильм«Где-то» /Somewhere/ (2010)), но также продемонстрировал, что актрисе вполне может светить номинация на «Оскар». («Спасибо, – говорит она с неподдельной скромностью. – Спасибо за ваши слова».) Актриса призналась, что вчерашний просмотр фильма в зале, полном публики, стал очень тяжелым испытанием, просто потому, что ей вообще не нравится смотреть на себя («Больше не буду этого делать»). Однако она отрицает, что этот дискомфорт – следствие того же перфекционизма, что и у неуравновешенной Нины: «Любое искусство – это поиск совершенства, момента красоты, существующей лишь долю секунды. Я же просто хочу делать все, что в моих силах. Я требовательна к себе, но совершенство актерской игры заключается в другом. В ней, напротив, ты ищешь несовершенства, потому что изображаешь людей, далеких от совершенства».
И что касается роли Нины, Портман уже морально готова к негативной реакции тех поклонников, которые до сих пор воспринимают ее как целомудренную Падме Амидалу из «Звездных войн». Секс, по ее словам, «неотъемлемая часть психологии героини. Нина освобождается от мира, в котором она думает только о том, как угодить всем вокруг, и для этого освобождения ей надо научиться доставлять удовольствие самой себе. Так она находит и источник своего мастерства – вместо того чтобы смотреть на себя глазами других, она обретает собственный взгляд на мир через удовольствие». Она ухмыляется: «И да, конечно, сладострастная сторона здесь тоже есть».
Так глубоко понять характер Нины и предсказать возможную реакцию общественности Портман помогает образование – с 1999 по 2003 год она училась в Гарвардском университете на психолога. Судя по ее словам, это было время, проведенное с толком: «Прежде всего, университет показал мне истинные пределы моей работоспособности. Знаете, когда в первый раз получаешь список литературы на неделю и видишь, что за четыре дня надо прочитать тысячу страниц, просто руки опускаются. Но потом понимаешь, что это тебе под силу, что можно не только прочитать, но и выучить, и составить свое мнение. Эти внутренние ресурсы очень помогают участвовать в таких проектах, как »Черный лебедь«, помогают полностью отдаться работе. Дают уверенность в том, что все получится. И, конечно, психология помогает понять характер Нины – ее одержимость, нарциссизм».
А если бы Нина была пациентом доктора Портман, какой был бы диагноз?
Актриса какое-то время размышляет.
«Безусловно, у нее обсессивно-компульсивное расстройство, анорексия, булимия, нарциссическое расстройство личности». Пауза. «И, наверное, маниакально-депрессивный психоз».
И каким будет лечение? Она ухмыляется. «Годы и годы терапии».
Мила Кунис
В последний раз мы встречались с Милой Кунис на нью-йоркской съемочной площадке «Черного лебедя», где она с жадностью поедала орешки из пластикового стаканчика и откровенно рассказывала о последствиях скоростного курса обучения балетным па: вывих плеча, две порванные связки, постоянные диеты и тренировки. «На сегодня это явно самое трудное, чем мне приходилось заниматься в жизни, – говорит она своим хрипловатым голосом. – Я не думала, что у меня получится. В кино можно притвориться, будто забрасываешь баскетбольный мяч в корзину. Но с балетом такое не пройдет».
Теперь, спустя несколько месяцев, каково получить свое тело обратно? «Вы не представляете, – смеется она, – Я жутко вымоталась. Когда все кончилось, я такая: »Ура, у меня снова будет нормальная жизнь!«»
Но оно того стоило. Если «В пролете» /Forgetting Sarah Marshall/ (2008) стал фильмом, который привлек к бывшей звезде сериала «Шоу 70-х» внимание Голливуда (и убедил Даррена Аронофски дать ей роль), то «Черный лебедь» сделал для нее еще больше. Кунис была на съемочной площадке романтической драмы «Выгодные друзья» вместе с партнером Джастином Тимберлейком, когда ей позвонили, чтобы сообщить, что она выиграла Награду Марчелло Мастроянни как лучшая молодая актриса на Венецианском кинофестивале. «Я просто начала ржать, – рассказывает она, – я решила, что меня разыгрывают. Я была так потрясена, что вела себя как пятилетняя девчонка».
Кунис называет Лили – приземленное, чувственное инь к невротическому ян Нины – «самым странным персонажем, которого я играла» . Основная интрига фильма в том, представляет Лили для Нины реальную опасность или вымышленную, и даже сама Кунис не знала правды, пока не посмотрела смонтированный фильм. «Мы все снимали и так, и сяк , – говорит она, – иногда я была хорошей, а Натали плохой, а потом мы все меняли. В конце концов решал все Даррен» .
Поклонница Аронофски со времен его дебюта «Пи» /Pi/ (1999), она не скрывает своего восхищения. «Если бы Даррен попросил, я бы и сэндвичи ему делала. Как режиссер он заслуживает безусловного доверия. Если бы ко мне первый встречный подошел и сказал »доверься мне«, я бы отказалась – фильм странный, да и времени мало». Доверие было особенно важным при съемках любовной сцены между Лили и Ниной. «Неудобно сниматься в интимной сцене с хорошей подругой. Этот эпизод важен для персонажей, но мы думали: »Н-да, это что-то новенькое«».
Кунис откровенна, забавна и совершенно лишена звездных замашек.
«Надо сказать, я очень надеюсь, что у меня их никогда не будет, – смеется она. — А то меня будет тошнить от ненависти к себе. Я люблю свою работу, но моя работа и я – это не одно и то же». Она даже никогда не меч тала стать актрисой. Ее семья переехала в Лос-Анджелес из Украины, когда ей было семь («Я и телевизор-то почти не смотрела. Я выросла с одним мультиком – русским »Винни-Пухом«»), и два года спустя все были сильно удивлены тем, что Мила привлекла внимание менеджера. «Родители сказали: »Дурдом какой-то. Непонятно, что из этого получится. Главное, чтобы дочка в школу ходила«».
Во время длительного пребывания в шкуре Джеки из «Шоу 70-х» (1998-2006) Кунис считала актерство скорее «лучшей продленкой в мире», чем карьерой, и главным при выборе фильмов для нее было, чтобы они вписались в небольшие окна ее графика. Так она очутилась, например, во всеми уже забытом «Американском психопате-2. Стопроцентная американка».
«Переход с ТВ в кино был непростым, – признает она. — Когда я поняла, что буду актрисой до конца дней своих, я стала умнее в выборе ролей». Выбор перед ней теперь огромен, но после «Выгодных друзей» она еще ни на что не подписалась. «Мне всего 27, – говорит она беззаботно, – я никуда не спешу. Буду последовательной. Если останусь разборчивой, думаю, у меня все будет хорошо».
год | 2010 |
страна | США |
слоган | – |
режиссер | Даррен Аронофски |
сценарий | Андрес Хайнц, Марк Хейман, Джон Дж. МакЛафлин |
продюсер | Скотт Франклин, Майк Медавой, Брайан Оливер, … |
оператор | Мэттью Либатик |
композитор | Клинт Мэнселл |
художник | Тереза ДеПрез, Дэвид Стейн, Эми Весткотт, … |
монтаж | Эндрю Вайсблум |
жанр | триллер, драма, … слова |
бюджет | $13 000 000 |
сборы в США | $106 954 678 |
сборы в мире | + $222 443 368 = $329 398 046 сборы |
сборы в России | $4 555 037 |
зрители | 13.5 млн, 2.67 млн, 2.65 млн, … |
премьера (мир) | 1 сентября 2010, … |
премьера (РФ) | 10 февраля 2011, «Двадцатый Век Фокс СНГ» |
релиз на DVD | 10 марта 2011, |
релиз на Blu-ray | 7 июля 2011, |
время | 103 мин. / 01:43 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Чёрный ле́бедь» (англ. Black Swan) — психологический триллер[3][4] режиссёра Даррена Аронофски о балерине, медленно сходящей с ума во время постановки «Лебединого озера». Главные роли в фильме исполняют Натали Портман, Венсан Кассель и Мила Кунис.
Мировая премьера состоялась 1 сентября 2010 года на открытии 67-го Венецианского международного кинофестиваля. Лента претендовала на премии Американской киноакадемии за лучший фильм, режиссуру, операторскую работу, главную женскую роль и монтаж. В итоге фильм получил «Оскар» в категории «Лучшая актриса» (Натали Портман).
Сюжет[править | править код]
Балетная труппа Линкольн-центра в Нью-Йорке планирует новую постановку балета «Лебединое озеро». Прима-балерина Бет Макинтайр (Вайнона Райдер) вынуждена покинуть сцену из-за своего почтенного для балерины возраста. На главную роль претендуют несколько молодых балерин, среди которых оказывается Нина Сейерс (Натали Портман) — дочь несостоявшейся балерины, посвятившей всю жизнь заботе о дочери.
Французский хореограф Тома́ Леруа́[5] (Венсан Кассель) не уверен в том, что Нина — идеальный кандидат на роль. Он считает, что она прекрасна в роли белого лебедя, но слишком скованна и недостаточно страстна в роли чёрного[6]. Во время разговора о роли Тома пытается поцеловать Нину, но та кусает его и убегает. Тома видит в Нине внутренний потенциал и даёт ей главную роль. Ещё перед получением роли Нина крадёт из гримёрки Бет помаду, надеясь, что она послужит ей в качестве талисмана.
Вскоре после получения роли Нину начинают мучить странные зловещие галлюцинации: оживают картины её матери, странно ведут себя отражения в зеркале, у неё начинается кровотечение до того, как она действительно поранится, на спине появляется странная сыпь с кровоточащими царапинами. Мать Нины (Барбара Херши) считает, что к ней вернулась старая «мерзкая» привычка царапать себя по ночам. В то же время с Ниной навязчиво пытается завязать дружбу другая молодая балерина — Лили (Мила Кунис).
Тома не может смириться со скованностью Нины и всё резче критикует её при всех. Он называет её фригидной и пытается соблазнить. Он также советует Нине попробовать мастурбацию. Нина пытается мастурбировать, но её попытки прерывает то видение матери, то зловещие галлюцинации в ванной.
Однажды вечером после репетиций плачущую Нину застаёт в зале Лили. Нина делится с ней переживаниями. Наутро Тома устраивает перепалку с Ниной, в результате которой становится ясно, что Лили рассказала ему о разговоре с Ниной прошлым вечером. Нина и Лили ссорятся.
Вечером мать Нины начинает выпытывать у дочери подробности её отношений с режиссёром. Нина уклоняется от разговора. Вдруг у двери появляется Лили и просит прощения за то, что проболталась Тома на работе. Она пытается пригласить Нину на ужин, но мать Нины не даёт девушкам поговорить. В результате раздражённая Нина хватает пальто и убегает с Лили в ночной клуб. В клубе Лили удаётся напоить Нину алкоголем с экстази и довести до состояния эйфории. Девушки возвращаются домой к Нине далеко за полночь. Мать Нины начинает ругать дочь за развязное поведение. Нина заявляет матери, что «трахалась в клубе с парнями», за что получает пощёчину. Пьяная Нина, разъярённая поведением матери, закрывается в комнате с Лили, и та доводит Нину оральным сексом до оргазма и закрывает ей лицо подушкой.
Утром Нина просыпается и понимает, что проспала репетицию. Она пробегает мимо не разговаривающей с ней матери, спрашивая, почему она не разбудила её утром, и спешит на работу. В зале она слышит музыку из своей роли и видит Лили, репетирующую партию чёрного лебедя. Нина накидывается на Лили с упрёками о вчерашней ночи. Лили смеётся и говорит, что она провела ночь с парнем из клуба и что их ночное приключение пьяной Нине всего лишь приснилось.
Нину всё сильнее тревожит страх того, что Лили хочет отобрать у неё роль. Она, догнав Тома в коридоре, просит, чтобы он не назначал Лили её дублёршей, но тот лишь успокаивает её.
Весь вечер перед премьерой балета Нина репетирует. Её мучают галлюцинации. Нина идёт в больницу к Бет, которая с горя бросилась под машину и получила травму ног. Нина пытается вернуть ей украденные вещи, говорит, что она совершенство. Бет, которую мучает депрессия, хватает пилочку для ногтей и со словами «Я не совершенство!» начинает протыкать ею своё лицо. После безуспешной попытки остановить Бет Нина в ужасе выбегает из её палаты и впрыгивает в лифт. В лифте она вдруг осознает, что пилочка для ногтей, которой Бет порезала себе лицо, почему-то у неё в руках. В приступе паники Нина бежит «с места преступления» домой.
Вернувшейся домой Нине кажется, что там окровавленная Бет, и она замечает, что картины её матери говорят с ней. Она срывает картины со стены и бежит в свою комнату. Там она видит, что сыпь на её плече распространилась и имеет вид гусиной кожи. В некоторых местах через кожу проступают странные шипы. Она вытаскивает один из них и видит, что это чёрное перо. У Нины проламываются назад ноги, как у птицы. Она пытается выпрямиться и падает, теряя сознание.
Нина просыпается только под вечер следующего дня. Мать сидит около неё с тревожным выражением лица. На кистях рук у Нины носки. Мать объясняет, что Нина всю ночь пыталась себя царапать. Она также заявляет Нине, что позвонила в театр и сказала Тома, что та больна и не может выступать на премьере. Нина срывается и бежит на работу, опрокидывая всё на своем пути и выкрутив матери руку, когда та попыталась её остановить. Тома шокирован появлением Нины, но всё же разрешает ей выступать, сильно рассердив готовящуюся играть главную роль Лили.
В первом акте Нина выпадает из рук партнёра. Тома кричит, чтобы она взяла себя в руки. Нина входит в гримёрку и видит там Лили, которая надела на себя костюм чёрного лебедя. Лили говорит Нине, что та не сможет справиться с ролью, так как провалила даже первый акт. Нина и Лили начинают драться. В ходе драки Нина толкает Лили на большое стенное зеркало, которое разбивается. Борьба продолжается на полу. Лили пытается задушить Нину, но та хватает осколок зеркала и вонзает его в живот Лили, убивая её.
Спрятав тело Лили в ванной комнате, Нина переодевается и выходит на сцену. Она танцует раскованно и страстно. Её глаза похожи на лебединые, во время танца на её теле вырастают лебединые перья, превращая в конце акта её руки в крылья. Нина кланяется и получает бурю оваций. Весь зал аплодирует стоя. Из зала видно, что никаких крыльев у Нины нет, но они есть у её тени на стене. Нина кланяется и неожиданно убегает за кулисы. Там все тоже аплодируют ей, включая Тома. Нина целует его в губы и возвращается на сцену, чтобы ещё раз поклониться публике. Затем она направляется в гримёрку переодеться для последнего акта. Вдруг к ней в дверь кто-то стучит. На пороге стоит… Лили, поздравляющая Нину с блестящей игрой и просящая прощения за их недавние недоразумения. Нина открывает дверь ванной комнаты и видит, что никакого трупа там нет и не было. Тогда она возвращается к зеркалу и видит, что оно действительно разбито. Внезапно Нина обнаруживает у себя в животе рану, в которой торчит осколок зеркала.
Превозмогая боль, Нина выходит доиграть последний акт. Её мать сидит в зале. В конце акта Нина спрыгивает с импровизированной скалы вниз на специально подготовленный матрас. Из зала слышатся овации. Тома бежит к Нине поздравить её со столь успешным дебютом. В этот момент все видят, что у Нины на платье расплылось кровавое пятно. Тома требует вызвать скорую, а сам спрашивает, что произошло. Нина отвечает: «Я испытала… совершенство. Я постигла его».
Актёрские работы[править | править код]
Даррен Аронофски предложил Миле Кунис роль Лили через Skype без прослушивания[7]; Портман и Кунис полгода посвятили работе над своими ролями. Им нужно было сильно похудеть и научиться балетной пластике, чтобы выглядеть убедительно в качестве профессиональных танцовщиц. У обеих актрис были дублёрши с профессиональной подготовкой в области классического танца, однако и самим актрисам пришлось овладеть азами балетной техники, так как время от времени съёмку приходилось вести крупным планом. Появлялись сообщения, что во время съёмок Портман получила травму рёбер и сотрясение мозга[7].
Сразу после премьеры в Венеции на страницах киноизданий появились многочисленные прогнозы о том, что за эту роль Портман получит «Оскар». Глен Кенни, например, заявил, что это не столько роль, сколько настоящее превращение[8]. По словам Андрея Плахова, Портман сделала «всё возможное и невозможное, чтобы преодолеть свой маленький рост и несовершенство пластики»[9]. Ричард Корлисс критически оценил послужной список Портман, заметив, что раньше от неё режиссёры не требовали ни танцев, ни актёрской игры; тем не менее он отметил при отсутствии в игре актрисы «полной убедительности» её «удивительную самоотдачу»[10]. Впрочем приз имени Мастроянни лучшему молодому дарованию увезла из Венеции не Портман, а Мила Кунис (фестивальные остряки окрестили награду «За лучший куннилингус»)[11].
Из остальных актёров кинокритиками была отмечена убедительность Венсана Касселя в достаточно трафаретной роли хореографа а-ля Джордж Баланчин. Большое впечатление произвела Барбара Херши, про которую было сказано, что она неприметно лепит из своей периферийной для сюжета героини «священное чудовище» монументальных пропорций[8][12][13].
Темы[править | править код]
В фильме сведены воедино традиционные для романтизма темы — двойничество, вторжение спектакля в жизнь актёров, физическое превращение героя в свою противоположность, однако трактованы они с позиций лакановского психоанализа. Главная героиня, которой уже далеко за 20, при всём своём профессиональном перфекционизме инфантильна в психологическом отношении («её плоть столь же худосочна, как и её разум»[14]). Она не испытывает никакого интереса к противоположному полу и сексуальной стороне жизни, так как с детства живёт в неразрывном психологическом симбиозе с одинокой матерью, в окружении розовых плюшевых игрушек, которые «по мере развития действия скорее напоминают тюремщиков, чем друзей»[14]. Вся энергия её либидо вытеснена в непрерывные тренировки и направлена на достижение профессионального совершенства. Властный режиссёр (фигура отца во фрейдистской терминологии) увязывает её профессиональные перспективы с необходимостью погружения в «тёмную» сторону личности[12]. Под давлением режиссёра и новой роли вытесненное либидо начинает возвращаться к ней в виде извращённых галлюцинаций. Героиня испытывает раздвоение личности и другие разрушительные последствия активизировавшегося психоза[13].
Источники вдохновения[править | править код]
Создатели фильма представляют его зрителям
Некоторые мотивы в фильме Аронофски можно найти в «квартирной трилогии» Романа Полански. В своих рецензиях ведущие кинокритики спорят о том, к какому из фильмов трилогии ближе всего «Чёрный лебедь» — «Отвращению», «Ребёнку Розмари» или «Жильцу». По-разному высказываются на этот счёт и его создатели. Аронофски в интервью USA Today упоминает «Жильца», а также повесть Достоевского «Двойник» и классическую мелодраму «Всё о Еве»[15]. Портман заявила, что «Лебедь» ближе всего к «Ребёнку Розмари». Режиссёр поспорил с ней, отметив, что большее влияние на его замысел оказали «Жилец» и «Отвращение»[16]. Венсан Кассель сказал, что это лента в стиле раннего Полански времён «Жильца» и в стиле раннего Кроненберга[17].
Как и у Кроненберга, источник ужаса в «Чёрном лебеде» — необъяснимые мутации человеческого тела. О «Жильце» напоминают музыка в стиле Филиппа Сарда, квартирная клаустрофобия, соматические мутации, посещение больницы. Кинообозреватель британской газеты Guardian назвал «Лебедя» лучшим фильмом на тему распада женской личности со времён «Отвращения», однако в плане кинематографии, параноидального ощущения закулисного заговора сил зла, пугающих нью-йоркских интерьеров поставил его на одну доску с «Ребёнком Розмари»[12].
Помимо Полански и Кроненберга, при обсуждении «Чёрного лебедя» чаще других упоминаются фильмы британцев Майкла Пауэлла и Эмериха Прессбургера — «Чёрный нарцисс» (1947) и «Красные башмачки» (1948), самый знаменитый в истории кино фильм о балете[12][14]. Гленн Кенни воспринял «Чёрного лебедя» как эксцентричную помесь «Красных башмачков» и «Жильца»[8]. Джим Хоберман назвал фильм пюре из «Красных башмачков», «Отвращения» и «Кэрри», который режиссёр посыпал тёртым сыром от Ардженто[13]. Slant Magazine провёл параллель между «Чёрным лебедем» и «Пианисткой» Ханеке[18]. Ричарду Корлиссу из журнала TIME «Чёрный лебедь» напомнил фильмы Полански, Ардженто, Де Пальмы, Кроненберга и Финчера, а также классические ленты о закулисной жизни актёров — «Двойную жизнь» с Р. Колманом и те же «Красные башмачки»[10].
Отзывы[править | править код]
«Чёрный лебедь» получил преимущественно положительные отзывы кинокритиков. На Rotten Tomatoes у фильма 87 % положительных рецензий[19]. На Metacritic — 79 баллов из 100 на основе 42 обзоров[20].
Манола Даргис (The New York Times) похвалила Аронофски за то, что ему удалось преодолеть все те штампы, которыми изобилует его материал[14]. Псевдодокументальная манера съемок в стиле братьев Дарденн показалась ей весьма уместной для того, чтобы приблизить зрителя к главной героине, дать почувствовать её нервное дыхание[14]. В демонстрации бьющих прямо в глаза галлюцинаций Райан Гилби увидел перегиб: чем больше режиссёр наваливает их друг на друга, тем меньше они волнуют зрителя. Всякое сравнение «халтуры» Аронофски с классическими лентами Поланского он счёл неуместным[21].
Крайне негативно отозвался о фильме Кеннет Туран в Los Angeles Times. Он посетовал на чрезмерную прямолинейность режиссёрской манеры Аронофски, который «приводит зрителя к покорности» чуть ли не отбойным молотком[22]. Туран назвал фильм мелодраматичной «макулатурой высокого полёта» (high-art trash), где балет представлен как своего рода кровавый спорт[22].
Дж. Хоберман согласился с тем, что «Чёрный лебедь» — это «напыщенный китч», однако его «абсурдной браваде» трудно противиться. По его словам, это «самый необузданный и смехотворный фильм о театральном закулисье со времён „Шоугёлз“». Подоплёка всего происходящего — «проникновение, кровь и психоз». Режиссёр переводит его на киноязык использованием резких монтажных склеек, непредсказуемого кадрирования, капризной игры света и тени. Камера шатается, подпрыгивает и выделывает балетные пируэты, словно её подбрасывают на сцене вместе с Портман[13].
Смешанные чувства вызывал «Чёрный лебедь» и у Р. Корлисса. В работе Портман он отметил отсутствие «полной убедительности», но вместе с тем «удивительную самоотдачу», и в целом критик оценил «Лебедя» как шаг вперёд по сравнению с «Рестлером» — лентой малооригинальной в плане «картинки» и трафаретной в плане «истории»[10]. Роджер Эберт оценил фильм в 3,5 звезды из 4-х[23].
Параллели с «Рестлером»[править | править код]
Многими были отмечены параллели между «Чёрным лебедем» и предыдущим фильмом Аронофски, «Рестлером»[13][24][25]. Подобно «Рестлеру», это полная документальных подробностей история полной самоотдачи человека своему делу, рассказ о доходящем до мазохизма профессионализме исполнителя[21]. Такой рассказ даёт актёрам шанс показать свою многосторонность, полностью погрузиться в свою роль[13]. В «Рестлере» герой Микки Рурка движим глубоким внутренним чувством собственного достоинства, поступки же Нины обусловлены прежде всего жёсткими установками матери, с самого детства лишившей дочь возможности выбора[25]. Аронофски изначально думал снять фильм о любви рестлера и балерины. Его завораживало, что и рестлеры, и балерины используют в качестве главного инструмента самовыражения собственное тело[16].
Награды и номинации[править | править код]
Награды[править | править код]
- 2011 — Премия «Оскар»
- Лучшая женская роль — Натали Портман
- 2011 — Премия «Золотой глобус» (премия Голливудской ассоциации иностранной прессы)
- Лучшая женская роль (драма) — Натали Портман
- 2011 — Премия Гильдии киноактёров США
- Лучшая женская роль — Натали Портман
- 2011 — Премия «Сатурн»
- Лучшая киноактриса — Натали Портман
- Лучшая киноактриса второго плана — Мила Кунис
Номинации[править | править код]
- 2011 — Премия «Оскар»
- Лучший фильм — Даррен Аронофски
- Лучшая режиссёрская работа — Даррен Аронофски
- Лучшая операторская работа — Мэтью Либатик
- Лучший монтаж
- 2011 — Премия «Золотой глобус»
- Лучший фильм (драма) — Даррен Аронофски
- Лучший режиссёр — Даррен Аронофски
- Лучшая женская роль второго плана — Мила Кунис
- 2011 — Премия Гильдии киноактёров США
- Лучшая женская роль второго плана — Мила Кунис
- Лучший актёрский состав в игровом кино
- 2011 — Премия «Сатурн»
- Лучший фильм ужасов или триллер — Даррен Аронофски
- Лучшая режиссёрская работа — Даррен Аронофски
- Лучший сценарий — Андрес Хайнц, Джон Дж. МакЛафлин, Марк Хейман
Примечания[править | править код]
- ↑ Zeitchik, Steven. Darren Aronofsky’s ‘Black Swan’ a feature film of a different feather, Los Angeles Times (September 17, 2010). Дата обращения October 30, 2010.
- ↑ Black Swan (2010) (недоступная ссылка). Box Office Mojo. Дата обращения 1 февраля 2011. Архивировано 29 декабря 2010 года.
- ↑ Ъ-Газета — Танец бешеных лебедей
- ↑ Российская газета — Американский триллер с русскими страданиями
- ↑ В фильме его фамилию произносят на английский манер — Леро́й, в то время как имя звучит правильно — Тома́.
- ↑ В переводе используется женский род — белая лебедь, чёрная лебедь.
- ↑ 1 2 IMDb — Black Swan (2010) — Trivia
- ↑ 1 2 3 Glenn Kenny. ‘Black Swan’ Soars // MSN Movies. — 2010. Архивировано 6 января 2011 года.
- ↑ Ъ-Газета — Лебеди лёгкого поведения
- ↑ 1 2 3 ‘Black Swan’ Review: Natalie Portman Oscar-Worthy as Ballerina? — TIME
- ↑ Ъ-Газета — Одомашненные «Львы»
- ↑ 1 2 3 4 Black Swan — review | Film | The Guardian
- ↑ 1 2 3 4 5 6
J. Hoberman. Natalie Portman Goes Batshit in a Tutu in Black Swan // Village Voice. — 2010. - ↑ 1 2 3 4 5 Movie Review — ‘Black Swan’ — Natalie Portman as Dancer in ‘Black Swan’ — Review — NYTimes.com
- ↑ ‘Black Swan’ stars step deftly into roles — USATODAY.com
- ↑ 1 2 ‘Black Swan’ Director Darren Aronofsky On Ballet, Natalie Portman And Lesbian Kisses — MTV Movie News| MTV
- ↑ Vincent Cassel on Mesrine, Black Swan, and Acting: ‘You Need a Hard-On, Perpetually’ | Movieline (недоступная ссылка). Дата обращения 19 февраля 2011. Архивировано 4 сентября 2010 года.
- ↑ Toronto International Film Festival 2010: Day 2 – Black Swan, You Will Meet a Tall Dark Stranger,