Михаил левитин режиссер его жены
Биография
Российский режиссер, драматург, писатель и телеведущий Михаил Левитин в 2015 году отметил 70-летний юбилей. Глядя на кипучую энергию Левитина, в это сложно поверить. Михаил Захарович, как и 20, 30 лет назад, полон сил и творческих планов.
Михаил Левитин
Для Левитина, человека творческого и яркого, не существует границ и запретов, он презирает условности и возрастные ограничения. Худрук театра «Эрмитаж» каждый год радует поклонников новыми спектаклями, ведет авторский цикл «…и другие» на телеканале «Культура», пишет замечательные книги, за которые трижды становился номинантом премии «Букер».
Детство и юность
Родился Михаил Левитин в декабре послевоенного 1945 года в Одессе, в интеллигентной еврейской семье. Мама Михаила родом из украинского городка Козелец, позже переехала в Чернигов. Отец родился в белорусском Могилеве. Родители встретились во время войны в Оренбургской области, в Бугуруслане, где 23-летняя девушка работала в единственном в стране пункте по розыску людей, пропавших во время войны.
Портрет Михаила Левитина
Молодые люди поженились и после войны перебрались в Одессу. Мама Михаила трудилась в институте связи, где преподавала марксизм-ленинизм. Артистам цирка она читала предмет на общественных началах. Там то и произошло знакомство Михаила Левитина с миром искусства в его ярчайших проявлениях. Левитин утверждает:
«С тех пор для меня что артист, что клоун – одно и то же, я их не различаю».
В цирке на берегу «жемчужины у моря» маленький Миша встретился с удивительными людьми, легендами. Цирковые программки продавал отец Ефима Березина – знаменитого на весь Союз артиста, известного как Штепсель. Позже Левитин познакомился с Виктором Ильченко, Романом Карцевым и Михаилом Жванецким.
Родители Михаила Левитина
Михаил Левитин не пропускал ни одного представления и в 5 лет, наряжаясь в пиджаки отца, давал домашние представления, повторяя весь репертуар Аркадия Райкина. Мальчик мечтал стать клоуном, но в подростковом возрасте «заболел» театром.
Режиссерский талант «прорезался» у Михаила Левитина в школе. Парень записался в драмкружок, но вскоре понял, что справится лучше, чем его руководительница. И хотя стал лучшим актером, но покинул коллектив и создал свой, альтернативный драмкружок. Он оказался успешнее, чем «официальный»: на городском смотре детище юного режиссера Левитина представило зрителям спектакль «Моцарт и Сальери» и получило первый приз, оставив позади уважаемые художественные коллективы Одессы.
Михаил Левитин и Олег Ефремов
В школе победу Михаила Левитина восприняли в штыки, обвинив в разрушении работы официального драмкружка, и намекнули, что неплохо бы попрощаться с бунтарем. Михаил услышал и, перескочив через класс (сдал экзамены экстерном) отправился поступать в ГИТИС.
Маме, не желавшей, чтобы сын связывал жизнь с актерством, сын привез справку из деканата, подтверждавшую поступление в театральный вуз. Женщина мечтала видеть ребенка инженером, серьезным человеком, но Михаил выбрал мир искусства.
Театр
В 1969 году Михаилу Левитину, учившемуся на курсе Юрия Завадского, вручили диплом режиссера. Дипломный спектакль Левитин поставил по пьесе Петера Вайса на подмостках Театра на Таганке. Он назывался «О том, как господин Мокинпотт от своих злосчастий избавился». За 10 лет Михаил Левитин поставил более десятка спектаклей, которые увидели театралы Москвы, Ленинграда, Риги.
С легкой руки Левитина при Курчатовском институте появилась Студия буффонады. Вскоре режиссер создал еще одну студию без постоянной «прописки», в которую вошли начинающие актеры Всеволод Абдулов, Лия Ахеджакова, Ольга Остроумова, Иван Дыховичный, Альберт Филозов.
Переломным в творческой биографии Михаила Левитина стало сотрудничество с Театром миниатюр в 1978 году: талантливого режиссера пригласили на постоянную работу. После появления в этом храме Мельпомены Левитина на сцене появились спектакли по произведениям Юрия Олеши, Исаака Бабеля, Курта Воннегута и Михаила Жванецкого. Зрители стоя аплодировали новаторским постановкам Михаила Левитина «Чехонте в Эрмитаже» и «Хармс! Чармс! Шардам! или Школа клоунов».
Михаил Левитин на сцене
Режиссер перенес на театральную сцену прозу и поэзию обэриутов, изображавших действительность посредством гротеска и алогизма. Так, на подмостках Театра миниатюр появились спектакли по произведениям Даниила Хармса, Александра Введенского и Николая Олейникова. В 1987 году Михаила Левитина назначили главным режиссером Театра миниатюр. Вскоре театр переименовали в «Эрмитаж», он стал невероятно популярен у театралов столицы.
Но после всплеска славы режиссер пережил сложный период, когда у него едва не отобрали любимое детище. В 1993 году коммерсанты попытались отнять здание театра, режиссеру угрожали, Михаил Левитин передвигался по городу с охраной.
Когда угроза потери «Эрмитажа» казалась неизбежной, Михаил Захарович объявил голодовку. Его поддержали Фазиль Искандер, Сергей Юрский, Сергей Соловьев и ведущая актриса театра Любовь Полищук. Рейдеры отступили.
Сегодня на подмостках «Эрмитажа» ставятся пьесы российских и зарубежных авторов. Но завсегдатаи театра с особенным удовольствием посещают спектакли, поставленные на пьесы Михаила Левитина. «Я снимаю „Крысолова“», «Псих и Мелочевка», «Азеф», «С.С.С.Р.», вошедшие в репертуар «Эрмитажа», – от начала и до конца творения драматурга и режиссера Левитина.
Телеведущий Михаил Левитин
Михаил Левитин – талантливый телеведущий. С 2011 по 2013 годы на канале «Культура» зрители увидели циклы авторских передач о жизни и творчестве знаменитых актеров, режиссеров и драматургов. Во второй половине 1970 годов Михаил Левитин дебютировал как писатель. Рассказ «Итальянское счастье» появился в газете «Неделя».
Сегодня в копилке автора (Левитин – член Союза писателей России и ПЕН-клуба) 16 книг. Его прозу охотно печатают «толстые» журналы «Знамя», «Октябрь», «Нева». Четыре романа Михаила Левитина номинировали на российскую премию «Букер». В 2001 году Михаилу Левитину присвоили звание Народного артиста России.
Личная жизнь
Первый раз Левитин женился на втором курсе ГИТИСа. Избранницей Михаила стала очаровательная девушка Маша – сестра Алексея Бородина, худрука Российского академического молодежного театра. Маша была студенткой МГУ. Юные супруги, которым едва исполнилось 18, снимали квартиру в Пушкино.
После окончания вузов Михаил и Маша окунулись в работу. Мария устроилась в Библиотеке иностранной литературы, Михаил Левитин ставил спектакли и все реже бывал в Пушкино. Любовь померкла и отошла на второй план, на первом оказалась работа в театре.
Михаил Левитин и Ольга Остроумова с детьми
В 1969 году Левитин встретил вторую любовь – Ольгу Остроумову. Они познакомились на репетиции в ТЮЗе. Несколько лет Михаил и Ольга были любовниками: оба боялись огорчить Машу, доброй души человека. Но правду пришлось открыть.
В браке с Ольгой Остроумовой родилось двое детей. Дочь Ольга стала актрисой отцовского театра «Эрмитаж». Ольга Левитина – Заслуженная актриса России. Сын Михаил Левитин – театральный и кинорежиссер.
Михаил Левитин и его дети
Брак Левитина и Остроумовой длился 23 года. Его разрушила любвеобильность Михаила. Как творческий человек, он непрерывно увлекался, при этом любил жену. По словам Левитина, подруги «раскрыли» глаза Ольге, поведав о его многочисленных увлечениях. Последовал развод.
С третьей женой – экономистом Марией Кондрашовой, Михаил Левитин познакомился в театре: Маша проходила учебную практику. По словам режиссера, увидев Машу, он внутренне воскликнул: «Эта девушка меня спасет!». В третьем браке родилась дочь Мария Михайловна Левитина. Она, как и двое старших детей режиссера, человек творческий.
Михаил Левитин сейчас
Режиссер продолжает ставить на подмостках «Эрмитажа» спектакли. В 2016 году театралы увидели постановку «Свадьба Кречинского на Новом Арбате 11» по пьесе драматурга Александра Сухово-Кобылина. В 2017 году в «Эрмитаже» состоялась премьера постановки «Дон Кихот».
Михаил Левитин радуется успехам своим, но еще больше – детей. В 2016 году состоялся творческий дебют Михаила Левитина-младшего. Молодой режиссер представил зрителям мелодраму-трагифарс «Подлец», в которой снялись его мама, сестра Ольга, отчим Валентин Гафт, Владимир Вдовиченков и Лев Дуров. Фильм вышел на экраны после смерти Льва Константиновича.
Спектакли
- 1978 — «Когда мы отдыхали»
- 1981 — «Чехонте в „Эрмитаже“»
- 1982 — «Хармс! Чармс! Шардам! или Школа клоунов»
- 1985 — «Здравствуйте, господин де Мопассан»
- 1987 — «Скверный анекдот»
- 1991 — «Псих и мелочевка»
- 1992 — «Дон Жуан»
- 1993 — «Женитьба Н. В. Гоголя»
- 1994 — Левые вечера театра «Эрмитаж»
- 1998 — «Зойкина квартира»
- 2003 — «Азеф»
- 2009 — «Капнист туда и обратно»
- 2009 — «Тайные записки тайного советника»
- 2012 — «Аксёнов, Довлатов, Двое»
- 2013 — «История про Ваксу для любящих родителей и любимых детей»
- 2015 — «С.С.С.Р.»
- 2016 — «Свадьба Кречинского на Новом Арбате 11»
- 2017 — «Дон Кихот»
Ольга Остроумова и Михаил Левитин
Фото: РИА НОВОСТИ/Д. Хованский
Художественный руководитель театра «Эрмитаж» — блестящий режиссер и писатель, три раза номинировавшийся на премию «Букер», создатель телепрограмм и яркий человек. Он сам себе спектакль, в котором нашлось место и шести закрытым в советские времена постановкам, и голодовке, когда театр пытались захватить рейдеры, и любви. Левитин абсолютно свободен и живет вне условностей и запретов. Это стоило ему разрыва с Ольгой Остроумовой после двадцати трех лет брака…
— В нашей семье я первый коренной одессит и очень этим горжусь. Мои родители приехали в Одессу сразу после войны, отец родился в Белоруссии, в Могилеве, мать из Козельца на Украине. Потом она жила в Чернигове. Как-то мы приехали в Козелец на машине, и мать показала мне сквер, в котором немцы расстреляли ее полуторагодовалую сестру и семидесятилетнюю бабушку.
Отец встретил маму во время войны, в Бугуруслане — двадцатитрехлетняя девочка занимала высокую должность в единственном в стране пункте по розыску людей, пропавших во время боев и в эвакуации. Моя вторая жена, Ольга Остроумова, какое-то время жила в Бугуруслане у деда-священника. При церкви было кладбище, семилетняя Ольга часто по нему гуляла. Больше всего ей нравилась могила с самолетным пропеллером, и она часто сидела возле нее на скамеечке. Когда мы стали мужем и женой, Ольга рассказала об этом маме, и та воскликнула: «Это же мой Алеша!» Под пропеллером лежала первая мамина любовь — военный летчик из авиаучилища. Он врезался в землю на учебном самолете, пытаясь подстрелить из пистолета лису, шкурку которой Алеша собирался подарить моей маме. Это было до того, как в ее жизни появился отец.
Сердце мамы отец завоевал быстро: ему никогда ни в чем не отказывали. Жизнь при СССР существовала как неразрешимая проблема — ничего нельзя было достать. Отец подходил, наклонялся к продавщице, говорил: «Я бы очень хотел…» — и получал все, что нужно. Он обладал большим мужским обаянием, был красив и невероятно добр, а женщины это чувствуют и ценят. Отец жил для других, совершенно не понимая, какая на нем шляпа и какой костюм, и вечно забывал, когда у него день рождения. За всю отцовскую жизнь мы его никогда не отмечали. Я предлагал:
— Пап, давай отметим…
— Что ты, что ты, не надо! Мамин был недавно.
— Сердце Остроумовой ваш отец тоже завоевал, они поладили?
— Ольгу родители приняли очень настороженно. Она актриса, а есть обывательское представление — и не обывательское, правильное, — что актерская жизнь вольная. Родители не знали, что моя новая жена настоящий и хороший человек.
Я думаю, отношения были сложными. Внешне это никак не выражалось, наша семья никогда не позволяла себе хамства. Тем более она мне родила двух детей, и дочка Олечка, наш первенец, была очень любима моими папой и мамой. Но родители побаивались Ольгу. Им казалось, что наш брак распадется: я для них остался мальчиком, а Остроумова была актрисой. Они не ошиблись, но лет на двадцать промахнулись с датой. Потом отец понял, что брак может распасться из-за меня, но уже было поздновато с этим разбираться…
Кто такой Левитин Михаил Захарович? Как сложился его творческий и жизненный путь? По каким работам известен Михаил Левитин? Биография, личная жизнь артиста будет рассмотрена далее в материале. Итак, обо всем по порядку.
Михаил Левитин: биография
Михаил Захарович Левитин появился на свет в Одессе в 1945 году. Когда мальчику исполнилось 16 лет, семья перебралась на постоянное жительство в Москву. Здесь парень поступил в Институт кинематографии. Окончив престижный вуз, молодой артист продолжил обучение в Государственном институте театра и сатиры, где постигал профессию режиссера под наставничеством известного постановщика Юрия Завадского.
Дипломной работой для Левитина стала режиссура пьесы в Театре на Таганке. Постановка пользовалась успехом у аудитории. В результате Михаилу удалось заявить о себе как о довольно серьезном постановщике.
После удачного дебюта в качестве режиссера, автор решил посвятить всего себя работе в театре. За 10-летний период с момента премьеры первой постановки Михаил Левитин поставил огромный список спектаклей. Пьесы режиссера вызывали настоящий ажиотаж среди зрителей в Москве и Ленинграде.
Вскоре постановщик отправился покорять Ригу, а затем и театральную сцену в прочих крупных городах бывшего Советского Союза.
Знаковый период в карьере
Переломным моментом в собственной карьере Михаил Левитин считает 1978 год, когда он получил приглашение поработать в Московском театре миниатюр. Молодой режиссер вдохнул в это место новую жизнь. В театре, который давно потерял свой некогда высокий статус, стали появляться постановки по мотивам работ нетипичных для того времени драматургов Исаака Бабеля, Курта Воннегута, Габриэля Гарсии Маркеса, прочих талантливых авторов западной и отечественной прозы.
Михаил Левитин (режиссер) запомнился заядлым театралам тем, что стал первым постановщиком, который сумел грамотно реализовать пьесы настолько сложных для восприятия авторов, как Николай Олейников, Даниил Хармс, Александр Вернадский.
В начале 90-х уже именитый постановщик пьес основал Первый международный театральный форум, посвященный творчеству величайших современных драматургов. Таким образом, широкая аудитория получила возможность узнать, в каком направлении развивается отечественный театр, побывать на научных конференциях, познакомиться с новаторскими идеями в сфере режиссуры.
В 1987 году Михаил Левитин получил должность главного постановщика Театра миниатюр. Вскоре учреждение было переименовано в «Эрмитаж». С этого времени театр получил статус одного из самых популярных мест среди театралов.
Знаменитые режиссерские работы
Среди наиболее успешных пьес автора стоит выделить следующие театральные постановки:
- «Когда мы отдыхали» (1978);
- «Хармс! Чармс! Шардам! или Школа клоунов» (1982);
- «Большая кошачья сказка» (1983);
- «Соломенная шляпка» (1985);
- «Чиж и еж» (1986);
- «Вечер в сумасшедшем доме» (1989);
- «Дон Жуан» (1992);
- «Женитьба» (1993);
- «До свидания, мертвецы» (1994);
- «Живой труп» (1999);
- «Снимок Бога» (2000);
- «Спасение» (2003);
- «Пир во время чумы» (2005);
- «Золотой теленок» (2007);
- «Тайные записки тайного советника» (2009);
- «Король Лир» (2014);
- «СССР» (2015).
Дебют в качестве прозаика
В 70-х Михаил Левитин принял решение совмещать занятие театральной режиссурой с писательской деятельностью. В этот период автор дебютировал в качестве прозаика. Первой работой артиста, которая была вынесена на суд широкой аудитории, стал рассказ «Итальянское счастье». В 1979 году рукописное творение Левитина опубликовали в популярном издании «Неделя».
Сегодня Михаил Захарович имеет статус одного из наиболее талантливых отечественных прозаиков. Артист является автором десятков книг и публикаций, входит в Союз писателей России. Его работы неоднократно появлялись в авторитетных журналах, таких как: «Театр», «Нева», «Октябрь», «Знамя».
Михаил Левитин неоднократно удостаивался номинаций на престижнейшую отечественную премию «Букер», которой награждаются успешные деятели в области литературы. Всемирную славу прозаику принесли романы «Плутодрама», «Сплошное неприличие», «Убийцы, вы дураки». Многие работы автора являются частью постоянного репертуара театра «Эрмитаж».
Телевидение
В 2011 году Михаил Захарович решил дебютировать в качестве телевизионного ведущего. В этот период знаменитый автор получил предложение поработать на молодом зарождающемся канале «Культура».
В последующем здесь выходил целый ряд авторских передач режиссера под названием «Под небом театра», «…И другие», «Счастливое поколение». Указанные программы знакомили телезрителя с особенностями развития отечественного и зарубежного творчества, жизнью и работой известных актеров, постановщиков, прозаиков и драматургов, а также их наиболее значимыми трудами.
Михаил Левитин: личная жизнь
Прославленный режиссер, публицист и телеведущий всегда пользовался успехом у женщин. В свое время Левитину приписывали романы с десятками известных театральных артисток и киноактрис.
Михаил три раза состоял в браке. Наиболее удачным для режиссера оказался союз с одной из самых желанных женщин СССР – актрисой Ольгой Остроумовой. Этот брак успешно продолжался на протяжении 17 лет. У пары имеется дочь Ольга и сын Михаил, названные в честь родителей.
В конечном итоге Михаил был вынужден уйти из семьи. Причиной развода послужило желание супруги, которая упрекала режиссера постоянными изменами. Последней каплей для жены артиста Ольги Остроумовой стало появление у Левитина ребенка на стороне.
В настоящее время режиссер ведет холостяцкую жизнь. Согласно утверждениям Михаила, неблагополучные браки заставили его переосмыслить жизнь и расставить правильные приоритеты. Сегодня наивысшей ценностью для Левитина является личная свобода.
Знаменитого режиссера обожают не только актрисы, но и его дети – Оля и Миша.
В ожидании бабьего лета мы решили поговорить с известным режиссером и писателем о тонкостях любви
Театрального режиссера и писателя Михаила Левитина многие считают этаким современным донжуаном. Было время, когда весь театр «Эрмитаж» (Михаил Левитин – его художественный руководитель. – Ред.) варился в его страстях. Дома жена-красавица – актриса Ольга Остроумова, а на работе – звезда его театра, способная вызвать ревность каждой женщины, – Любовь Полищук… Был он, по его же признанию, экстремальщиком в отношениях. «Но теперь, – кокетничает со мной режиссер, – все позади, пора безумной зависимости от любви прошла». Сейчас Михаил Левитин на эту тему пишет книги и ставит спектакли: о мужчинах – жертвах сильных страстей и о женщинах, которые мечтают о встрече или хотя бы «поворотике» в жизни. Понятно, что именно к нему, «ловцу» человеческих душ и опытному сердцееду, я пришла с наболевшим, надеясь, что он, как профессионал, ответит на давно мучивший меня и многих дам вопрос.
– Михаил Захарович, почему современные мужчины перестали строить отношения с женщинами?
– Эх, Настя, неподходящее время выбрали для подобных разговоров… Сейчас все при деле – нужно деньги зарабатывать.
– И все-таки… Ухаживать за девушкой среди молодых людей нынче считается чудачеством. Свидания и выходы в театр – блажью и пустой тратой времени. Максимум, на что хватает фантазии, – пригласить даму в ресторан или в мотель с почасовой оплатой. Куда подевались галантные рыцари, которые под балконом поют серенады?!
– По моим наблюдениям, современных женщин не очень-то убеждают походы в театр. В конечном счете что требует женщина, то мужчина ей и дает. Плохим или хорошим, злым или добрым – все-таки мужчину делает женщина, а не наоборот. Даже если она темная, глупая, несовершенная, все равно она может сделать что-то хорошее для мужчины. Но все-таки лучше, когда женщина понимает, кто рядом с ней, знает цену своему «рыцарю». Тогда может родиться настоящее чувство. А ритуальные знаки внимания – цветы, конфеты – в общем-то необязательны. Этикетная атрибутика не является залогом успеха. Женщине нужно подарить взгляд. Я называю этот взгляд «ледяной столбик восторга».
– То есть…
– Под рубрикой «столбик восторга» у меня в памяти запечатлелись 33 мгновения, они описаны в моей повести «Дурак дураком». Не думайте только, что я вел реестр побед. Просто это были яркие мгновения, которые, кстати, необязательно связаны с большими привязанностями. Женщины очень благодарны мужчинам, которые думают сердцем. У сердца тоже есть интеллект. И даже самая глупенькая девушка прекрасно читает в глазах мужчины, единственная она для него или нет.
– Ответ ясен: серенад под балконом не будет, равно как цветов и конфет. Правда, и «столбик восторга» все реже высвечивается в глазах мужчин…
– Да и женщины изменились чрезвычайно. Нет в них энергии, которая необходима для отношений. Красавиц мало даже среди актрис, хотя это «отобранные» представительницы женского пола. Не говоря уже о секс-символах. После Любови Полищук у нас так и не появилось ни одного секс-символа. Эпоха настоящих красавиц, умных собеседниц, впечатляющих интересом к жизни, а не желанием самоутвердиться, по-моему, прошла. Хотя в театр постоянно приходят показаться молодые актрисы, в том числе прославленные сериальщицы. Но я их не узнаю в лицо – все одинаковые, разница только в цвете волос.
– Красавиц, может быть, и мало. Но и Аполлонов среди вашего брата, прямо скажем, не косой коси. А вот глядишь иной раз, мужчинка вроде бы неказистый, а по нему женщины сходят с ума. Выходит, и здесь дискриминация по половому признаку?
– Я, между прочим, тоже никогда не поражал внешностью, рано начал лысеть… Но женщины любят не красивых, а талантливых. Если талантливый человек хочет, чтобы его полюбили, он добьется этого без особых усилий. Бездарь должен потрудиться или взять красотой.
– Сейчас часто говорят о кризисе среднего возраста. Вы этот период пережили?
– У меня кризис среднего возраста проявился в диком самоутверждении на любовном поприще. В сорок лет я пережил клиническую смерть. Я выжил, но очень испугался, что моя жизнь может внезапно оборваться. Из этого состояния меня вынесло в сторону ненасытности, когда все легко дается и вопросы решаются молниеносно, – я не придумываю, есть свидетели. Я влюблялся – всегда очень сильно и сразу. Можно это назвать иначе – влечение, желание, но я все-таки настаиваю – одержимо любил. Жил на полную катушку.
– По части женского пола?
– Я бы сказал, по части личной свободы. Я ушел из семьи. Семейный быт был для меня не важен. Дети? Они, слава богу, всегда со мной, всегда поддерживали. Странно об этом вспоминать, но эта жизнь была безумно интересной. Кстати, сегодня многие так живут: гуляй вовсю, пей вовсю, живи вовсю. Но это происходит не в результате каких-то жизненных катаклизмов, а из-за абсолютной глупости, распущенности и самонадеянности.
– И это говорите вы!
– Если бы можно было что-то изменить, я бы сейчас жил по-другому.
– Вы – о семейных ценностях?
– Необязательно создавать семью, пока ты для этого не созрел. Масса людей прекрасно живут в одиночестве. Так называемые семейные радости часто оказываются вовсе не радостями. В одном из интервью моя бывшая жена (Ольга Остроумова. – Авт.) назвала меня «не мужем, а жильцом». Пришел – переночевал – ушел. Я действительно не боготворю семью, хотя трижды женат. В семье всегда нужно трудиться. От женщины требуется жертвенность, от мужчины – помощь и строгая забота. Нужно выполнять некие правила, не капризничать, не становиться бабой. Семейные узы многих мужчин тяготят.
– Тогда в чем счастье любви?
– В самой влюбленности. Это счастливая пора в жизни, которая даже косметически очень полезна. Как подмечают иногда мои артисты: «Михаил Захарович в полном порядке. Не будем интересоваться подробностями, но глаза у нашего режиссера, слава богу, горят». Любовные переживания украшают, даже если влюбился в полную идиотку, и всего на один день. Хотя с годами понимаешь, что счастье не в количестве любви, а в тонкости отношений. В искусстве, как и в любви, нужно действовать медленно. К цели прийти не торопясь.
– Вы сами заговорили об «идиотке на один день». Зачем с ней вообще связываться, когда вокруг – толпы необъятых любовью достойных женщин?
– С идиоткой легко, иногда бывает смешно. Можно душу не вкладывать, не вникать, не привыкать, сразу забыть, ну как будто бы не было. И это для нее не является катастрофой. Она всю жизнь любовью занимается, как спортом, зарядкой, поводом поговорить с подругой, душу не вкладывая в эту тему.
– Ха-ха, по моим наблюдениям, к подобным женщинам как раз и попадаются в сети опытные сердцееды. Вроде бы она, эта маромойка, живет на периферии сознания, но наступает момент, когда оказывается, что мужчина без нее – как инвалид без костыля…
– Ну это те мужчины, которым требуются медсестры или «Скорая помощь». Нормальный может обойтись, как вы это называете, и без маромойки. Обычно все мы клюем на скромность. Или когда хищная рыба притворяется беспомощным мальком. И многие женщины нашей слабостью пользуются, зная, что кротость на первых порах – залог успеха. А дальше уж как получится…