Михаил царев биография и личная жизнь
Биография
Коллеги актера уважительно называли его Царь. Причиной тому служили не только занимаемые посты, звания и награды артиста, которых у Михаила Царева было не счесть, и не намек на «царскую» фамилию, а талант, мастерство и неподдельный аристократизм.
Детство и юность
В декабре 1903 года до провинциальной и спокойной Твери доносились раскаты революционных бурь, сотрясавших Москву и Петербург. Со старой и новой столицами город соединяла Николаевская железная дорога и станция. Рядом с ней, в казенном двухэтажном доме, появился на свет будущий актер. Глава семейства — станционный фельдшер Иван Царев — круглосуточно пропадал на службе, оставив на попечение супруги четверых отпрысков: девочку и троих мальчиков.
Актер Михаил Царев (кадр из фильма-спектакля “Пигмалион”)
Царевы-старшие, страстные театралы, пользовались правом на бесплатный проезд по ЖД, и когда выпадало свободное время, садились на поезд и ехали в Москву, в знаменитый МХТ. Восторженных впечатлений хватало надолго. Возможно, они и возбудили интерес к театральным подмосткам у маленького Миши.
В 1908 году глава семьи получил назначение в Таллин (тогда Ревель). Михаилу на тот момент не было и 5 лет. В новом городе мальчик отправился в гимназию. Старшая сестра, работавшая учительницей, научила его читать. Царев-младший проявил склонность к гуманитарным наукам, любил уроки истории, русского и английского языков, географии.
Михаил Царев в молодости (кадр из фильма “Первый взвод”)
Позже артист признался, что первый урок по системе Станиславского получил в начальных классах от учителя русского языка Тюленева. Тот посоветовал мальчику, декламируя известный стих Н. Некрасова, после слова «гляжу» бросать взгляд в окно, а затем продолжать читать о поднимающейся в гору лошадке.
В 10 лет на вопрос о будущей профессии Михаил Царев уверенно отвечал: «Хочу стать актером». Он блестяще декламировал Пушкина и Лермонтова. Александр Сергеевич вызывал в юном артисте священный трепет. Вскоре 14-летний подросток получил возможность прикоснуться к наследию великого поэта: в 1917-м семья перебралась в Царское Село. Каждый день по дороге в Царскосельскую гимназию Миша проходил мимо мест, неразрывно связанных с Пушкиным.
Театр
В Царском Селе юношеское увлечение окрепло: в гимназии Михаил стал артистом самодеятельного театра. В 1919-м, после окончания гимназии, талантливого юношу приняли в Школу русской драмы, образованную при Александринском театре Петрограда. Спустя год наставник и знаменитый актер Юрий Юрьев дал ученику рекомендацию, благодаря которой того приняли в труппу Большого драмтеатра.
Михаил Царев в роли племянника Дикого (кадр из фильма-спектакля “Гроза”)
Но в длинной творческой биографии артиста это лишь первая страница: Михаил Царев долго искал свою сцену. Он выходил на подмостки театров Москвы и Махачкалы, Казани и Симферополя. В 1931-м актер вернулся в Ленинград, откуда начиналась его карьера, и поступил на службу в Академический театр драмы.
А через 3 года перешел под крыло знаменитого режиссера-новатора Мейерхольда, ставившего «Горе от ума» и доверившего Цареву роль Чацкого. Актер запомнился тонким ценителям театрального мастерства и работой в «Даме с камелиями», где Михаила узнали в образе Дюваля.
Михаил Царев в роли Чацкого (кадр из фильма-спектакля “Горе от ума”)
После ареста Мейерхольда и расформирования труппы в 1937-м артист вместе с коллегами влился в московский Малый театр, найдя свою сцену на 4 десятилетия. Царев сыграл десятки главных ролей в спектаклях, в основу которых легли пьесы российских и мировых классиков. В его репертуаре появились образы Дона Сезара де Базана, Андрея Болконского, доктора Хиггинса, Макбета и Арбенина.
Во время Великой Отечественной войны, с 1941 по 1942 годы, труппу Малого театра эвакуировали в Челябинск. Артисты давали спектакли и концерты на фабриках и заводах, в воинских частях и даже в колхозах. В сентябре 1942-го МТ возвратился в столицу, а в ноябре состоялась премьера спектакля.
Михаил Царев в роли король Лира (кадр из фильма-спектакля “Король Лир”)
В 1950 году Михаила Царева назначили директором Малого театра. 13 лет он руководил труппой, удерживая традиции и уровень мастерства на высочайшем уровне. В середине 1980-х Царев становится художественным руководителем. Среди актеров, работавших под началом мэтра, была Ирина Печерникова.
Сменивший Михаила Ивановича Юрий Соломин восхищался талантом предшественника и бескорыстием. После кончины Царев не оставил семье ни роскошного дома, ни дачи под Москвой, ни сберкнижек. Он жил искусством, остальное считал суетой.
Фильмы
Михаил Царев был театральным актером, но немногочисленные роли в кино и сила кинематографа принесли ему всесоюзную славу. Фильмография артиста — немногим больше 10 картин, причем треть из них — фильмы-спектакли.
Впервые Царев появился на экране в 1932 году, сыграв поручика в ленте «Первый взвод». Затем вышли картины «Победители ночи» и «Гроза». Наибольшим успехом увенчался приключенческий фильм режиссера Владимира Вайнштока «Остров сокровищ», вышедший в 1937-м. Михаилу досталась главная роль — доктора Ливси.
Михаил Царев в роли доктора Ливси (кадр из фильма “Остров сокровищ”)
Благодаря телевидению и экранизации спектаклей зрители и сегодня могут увидеть великого артиста на экранах телевизоров. Царев снялся в фильмах-постановках «Горе от ума», «Доходное место», «Дети Ванюшина» и «Оптимистическая трагедия».
В кинодраме Юлия Солнцева «Поэма о море» Михаил Иванович появился в роли директора стройки Аристархова. А ключевые образы в ленте, премьера которой состоялась в 1958 году, представили Борис Ливанов, Борис Андреев и Зинаида Кириенко.
Последняя роль на экране — король Лир в одноименном фильме-спектакле, вышедшем в 1982 году.
Личная жизнь
О личной жизни артиста известно немного. Жена Царева в юности была актрисой, но после замужества посвятила себя семье, родив мужу в 1936 году дочь Екатерину. Фото, где бы супруги были запечатлены вместе, в Сети не отыскать.
Михаил Царев (кадр из фильма “Поэма о море”)
Дочь, как и родители, выбрала искусство, но не театр и кино, а музыку. Екатерина Царева окончила музыкальное училище при столичной консерватории и стала преподавательницей. На этой почве достигла многого: Царева — доктор искусствоведения и заслуженный деятель искусств, профессор.
После себя Михаил Царев оставил мемуары о театре, наиболее известная из книг — «Неповторимые мгновенья». В ней автор в непринужденной форме рассказывает читателю о сценическом искусстве, развитии театра, о шедеврах драматургии и постановках последних лет.
Смерть
Скончался великий артист и режиссер в ноябре 1987-го, на 84-м году жизни. Причина смерти неизвестна.
Михаил Царев читает стихи русских поэтов
Мэтра похоронили на Ваганьковском кладбище, а на доме в Спиридоньевском переулке появилась мемориальная доска.
Фильмография
- 1932 — «Победители ночи»
- 1934 — «Гроза»
- 1936 — «Гобсек»
- 1937 — «Остров сокровищ»
- 1942 — «Концерт фронту»
- 1952 — «Горе от ума»
- 1952 — «На всякого мудреца довольно простоты»
- 1956 — «Крылья»
- 1957 — «Пигмалион»
- 1958 — «Поэма о море»
- 1974 — «Перед заходом солнца»
- 1981 — «Доходное место»
- 1982 — «Дети Ванюшина»
msm023
Эксперт + Психолог
3379
4 подписчика
Спросить
11 декабря 2018
В театральной среде Михаила Царёва так и называли – Царь. И в этом прозвище не были ни тени насмешки или иронии. Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда и в самом деле царствовал на сцене театра. Его любили и уважали за редкий дар перевоплощения и высокое исполнительское мастерство.
Будущий актер и режиссер появился на свет в Твери 18 ноября (по новому стилю – 1 декабря) 1903 года. Отец Михаила был железнодорожным фельдшером. Мальчик на всю жизнь запомнил гудки, ночной шум поездов, яркие снопы искр, вылетавшие из труб паровозов.
В 1917 году, когда германские войска приближались к Ревелю, семью эвакуировали в Царское Село. Той осенью Михаил отправился в седьмой класс Царскосельской гимназии. Каждый день он проходил мимо мест, которые были связаны с Пушкиным. Этот период в жизни будущего актера был очень непродолжительным. Однако именно в гимназии, во время школьных спектаклей, Царёв получил первые навыки режиссуры и актерского мастерства.
В годы Гражданской войны Михаил учился в Петроградской школе русской драмы у педагога Ю.М. Юрьева. На вступительном экзамене в школу Михаил решил прочесть монолог Городничего из бессмертной пьесы Грибоедова «Ревизор». И угодил в самую точку – его трактовка экзаменаторам пришлась по душе.
В труппу Большого театра Царёв вошел в 1920 году – еще будучи студентом. Несколько лет работал в Василеостровском театре.
С 1924 по 1926 год Михаил Иванович играл в бывшем театре Корша (Москва). Потом участвовал в постановках, которые давали театры Симферополя, Махачкалы, Казани.
С 1931 по 1933 год Царёв – актер Академического театра драмы имени Пушкина в Ленинграде. Впоследствии работал в Театре Мейерхольда, а после его закрытия в 1937 году перешел вместе с группой ключевых актеров в Малый театр. Именно с Малым театром была связана последующая судьба Царёва: долгие годы Михаил Иванович был его директором, а с 1985 года – художественным руководителем. Актер и режиссер считается одним из самых выдающихся мастеров школы Малого театра. Основной упор Царёв-режиссер делал на бережном отношении к речи и детальной отработке пластики движений.
Удачно сложилась карьера Михаила Царёва и в кино. С 1932 года Михаил Иванович стал сниматься в кинокартинах. Первой его успешной работой стал фильм «Победители ночи». В дальнейшем Царев не раз участвовал в экранизациях спектаклей.
С начала 40-х годов Царёв попробовал силы в преподавательской деятельности: он работал со студентами Театрального училища имени Щепкина. С 1962 года Михаил Иванович – профессор.
Перу Царёва принадлежат книги «Что такое театр», «Мир театра», «Неповторимые мгновения». Серьезно литературной деятельностью Михаил Иванович стал заниматься в конце 50-х годов.
Знаменитый актер и режиссер был членом коммунистической партии. Партийный билет получил в 1949 году.
Актер ушел из жизни 10 ноября 1987 года.
Войти на сайт
или
Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
ЦАРЁВ Михаил Иванович (18.11 (1.12).1903, Тверь — 10.11.1987, Москва), актёр, народный артист СССР (1949), Герой Социалистического Труда (1973). В 1919 — 1921 учился в Петроградской школе русской драмы. Уже во время учёбы наметились две линии актёрских интересов Царёва: роли героико-романтические и роли характерные (как драматические, так и комические). В 1924—26 в Москве; играл в бывшем театре Корша, затем в других театрах страны; с 1931 в Ленинграде, во время работы над восстановлением спектакля «Дон Жуан» Мольера произошла встреча актёра с В.Э. Мейерхольдом, пригласившим Царёва в свой театр в Москву. Именно в Театре имени В.Э. Мейерхольда в ролях Армана Дюваля («Дама с камелиями» А. Дюма-сына, 1934) и Чацкого («Горе уму» по А.С. Грибоедову, 1935) Царёв заявил о себе как о зрелом мастере. С 1937 в Малом театре (в 1950—67 и 1970—85 директор, с 1985 художественный руководитель). Играл Чацкого (1938), затем Фамусова («Горе от ума», 1963, 1975), Глумова («На всякого мудреца довольно простоты», 1939), Незнамова («Без вины виноватые», 1940, обе пьесы — А.Н. Островского), Хиггинса («Пигмалион» Б. Шоу, 1945), Протасова («Живой труп» Л.Н. Толстого, 1951), Иванова («Иванов» А.П. Чехова, 1960), Арбенина («Маскарад» М.Ю. Лермонтова, 1962). Среди лучших работ: Ростанев («Село Степанчиково и его обитатели» по Ф.М. Достоевскому, 1957), Маттиас Клаузен («Перед заходом солнца» Г. Гауптмана, 1972), Веррина («Заговор Фиеско в Генуе» Ф. Шиллера, 1977), Урс («Человек, который смеётся» по В. Гюго, 1986). В 1935—37 преподавал в школе при Театре имени В.Э. Мейерхольда, с 1941 — в Театральном училище имени М.С. Щепкина (с 1962 профессор). В 1964—86 председатель правления Всероссийского театрального общества. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Сочинения:
Неповторимые мгновенья, М., 1975;
Малый театр, М., 1976.
Литература:
Зубков Ю., Михаил Царев в Малом театре, М., 1978.
Коржевич Л., Путь актера, М., 1981;
Царев. Сборник, М., 1983.
РОЛИ НА СЦЕНЕ МАЛОГО ТЕАТРА:
Сезон 1938/39 г.
Чацкий «Горе от ума» А С. Грибоедова
Сезон 1939/40 г.
Незнамов — «Без вины виноватые» А. Н. Островского,
Шарль Гранде — «Евгения Гранде» О Бальзака,
Глумов — «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского,
Алексей — «Дети Ванюшина» С. А Найденова.
Сезон 1940/41 г.
Уриэль Акоста — «Уриэль Акоста» К.Гуцкова.
Сезон 1941/42 г.
Андрей Волконский — «Отечественная война» И. Я Судакова по роману Л. И. Толстого «Война и мир».
Сезон 1942/43 г.
Огнев «Фронт» А. Е Корнейчука.
Сезон 1944/45 г.
Генри Хиггинс — «Пигмалион» Б. Шоу.
Сезон 1946/47 г.
Боровский — «За тех, кто в море!» Б. А. Лавренева,
Гарри Смит — «Русский вопрос» К. М. Симонова.
Сезон 1947/48 г.
Черемисов — «Минувшие годы» Н. Ф. Погодина,
Жадов — «Доходное место» А. Н. Островского.
Сезон 1948/49 г.
Дон Цезарь де Базан — «Рюи Блаз» В. Гюго,
Макс Вента — «Заговор обреченных» Н Е. Вирты.
Сезон 1949/50 г.
Пушкин — «Наш современник» («А.С. Пушкин») К Г. Паустовского,
Батура — «Калиновая роща» А. Е. Корнейчука.
Сезон 1951/52 г.
Федя Протасов — «Живой труп» Л. Н. Толстого.
Сезон 1953/54 г.
Аллан — «Шакалы» А. М. Якобсона,
Гонзага — «Эмилия Галотти» Г.Лессинга.
Сезон 1954/55 г.
Ромодан — «Крылья» А. Е. Корнейчука.
Сезон 1955/56 г.
Макбет — «Макбет» В. Шекспира.
Сезон 1956/57 г.
Ростанев — «Село Степанчиково и его обитатели» Ф. М. Достоевского, инсц. Н. Р. Эрдмана.
Сезон 1959/60 г.
Иванов — «Иванов» А. П. Чехова.
Сезон 1961/62 г.
Арбенин «Маскарад» М. Ю. Лермонтова.
Сезон 1963/64 г.
Мэр Оурден «Луна зашла» Д.Стейнбека
Сезон 1962/63 г.
Фамусов — «Горе от ума» А. С. Грибоедова,
Юлий Константинович — «Нас где-то ждут» А. Н. Арбузова.
Сезон 1966/67 г.
Вожак — «Оптимистическая трагедия» В. В. Вишневского.
Сезон 1967/68 г.
Мастаков — «Старик» М. Горького.
Сезон 1968/69 г.
Старик — «Старик» М. Горького
Сезон 1969/70 г.
Илья Репнин — «Признание» С. А. Дангулова.
Сезон 1971/72 г.
Маттиас Клаузен — «Перед заходом солнца» Г. Гауптмана.
1975 г.
Фамусов – «Горе от ума» А.С. Грибоедова
1977 г.
Веррина – «Заговор Фиеско в Генуе» Ф.Шиллера
1979 г.
Король Лир – «Король Лир» У.Шекспира
1983 г.
Ванюшин – «Дети Ванюшина» С.Найденова
1986 г.
Урс – «Человек, который смеется» В.Гюго
РЕЖИССЕРСКИЕ РАБОТЫ В МАЛОМ ТЕАТРЕ:
1942 г. «Осада мельницы, по Э. Золя (cовместно с Е. И Велиховым)
1964 г. «Светит, да не греет» А. Н. Островского и Н. Я. Соловьева
ФИЛЬМОГРАФИЯ
1932 «Победители ночи»
1933 «Гроза» – Борис Григорьевич
1936 «Гобсек»
1937 «Остров сокровищ» – доктор Ливси
1942 «Концерт фронту»« (фильм-концерт)
1952 «Горе от ума» (фильм-спектакль) – Чацкий Александр Андреевич
1952 «На всякого мудреца довольно простоты» (фильм-спектакль) – Егор Дмитриевич Глумов
1956 «Крылья» (фильм-спектакль)
1957 «Пигмалион» (фильм-спектакль) – Генри Хиггинс
1958 «Поэма о море» – Аристархов
1974 «Дом Островского» (фильм-спектакль)
1974 «Перед заходом солнца» (фильм-спектакль) – Маттиас Клаузен
1974 «Старик» (фильм-спектакль)
1976 «Признание» (фильм-спектакль) – Илья Репнин
1977 «Горе от ума» (фильм-спектакль) – Павел Афанасьевич Фамусов
1977 «Оптимистическая трагедия» (фильм-спектакль) – Вожак
1980 «Заговор Фиеско в Генуе» (фильм-спектакль) – Верина
1981 «Доходное место» (фильм-спектакль)
1982 «Дети Ванюшина» (фильм-спектакль) – Александр Егорович Ванюшин
1982 «Король Лир» (фильм-спектакль) – король Лир
1988 «Продление рода»
В средневековом городе Шартре строился знаменитый собор. У трех строителей, возивших тяжелые тачки с камнями, спросили, что они делают. Один ответил, что возит тяжелые тачки, другой – что зарабатывает себе на хлеб, третий сказал, что строит самый красивый в мире собор.
Вот такие же разные мнения бывают при оценке того или иного человека, а уж артиста – тем более.
Кто-то видел в Михаиле Ивановиче Цареве человека доброго, кто-то – злого; кто-то считал его красавцем, а кто-то – нет.
Кто-то упивался его голосом, а кому-то он был неприятен; некоторые принимали его за отзывчивого, сердечного человека, а некоторые – за замкнутого сухаря. Как общественного деятеля его то поносили последними словами, то возносили до небес. Были такие, кто считал, что он занимается саморекламой, а другие – что он был чрезвычайно скромен. Многие считали его блистательным артистом, но не меньшее количество театралов относились к его способностям иронично. Одним он делал добро, к другим же был равнодушен, но был способен и приглушить, запретить, осмеять, принизить. В разных ситуациях он проявлял совершенно противоположные качества: мог быть простым, доступным, мог быть барином, мог быть шумным в застолье, но и, если это было нужно, молчаливым дипломатом.
Одним словом, был он человеком, сложенным из противоречий, а люди выбирали те, которые нужны им были или для защиты его, или для нападения на него. Я не принадлежу ни к тем, ни к другим. Но не могу не согласиться с тем, что был Михаил Иванович человеком ярким, личностным. Когда же затрагивали проблему наличия или отсутствия юмора в этом редко и как-то отрывисто-скрипуче смеявшемся человеке, я, отбрасывая все нюансы наших прохладных взаимоотношений, становился и сейчас остаюсь его защитником, защитником человека, обладавшего своеобразным и большим чувством юмора. Я часто говорил о том, что напрасно Михаил Иванович Царев не попробовал себя в комедийных ролях, даже таких, как Фальстаф и Мальволио. Я убежден, это имело бы большой успех. А исполнение им в острохарактерном ключе роли Вожака «Оптимистической трагедии» укрепило мое глубокое убеждение в том, что Царев – неиспользованный комедийный артист!
Есть примеры неожиданных, парадоксальных актерских проявлений. Академичный Яхонтов очень смешно читал Зощенко. Маленького роста, с постоянным румянчиком на лице замечательный артист МХАТа Владимир Васильевич Грибко убедительнейшим образом читал в концертах отрывки из гоголевского «Тараса Бульбы». А клоун Юрий Никулин – артист ведь трагикомический! Попадись ему соответствующий драматургический материал – наверняка стал бы первым трагическим, так как у нас нет ни первого, ни второго, ни десятого.
Итак, многоликий, парадоксальный, наделенный большим чувством юмора Михаил Царев.
«Штатная доносчица». Михаил Иванович, от артиста пахнет водкой!
Царев. А может быть, коньяком?
«Штатная доносчица». Может быть.
Царев. У меня к вам просьба: в следующий раз, «если обнаружите что-либо подобное, узнавайте поточнее; что ваш объект пил.
«Штатный блюститель порядка». Михаил Иванович, сейчас только десять утра, а наши сапожники уже под мухой!
Царев. Дорогой мой, а если бы вы были сапожником, под чем же еще находились бы вы к десяти утра?
После этих диалогов невольно вспоминаешь слова Алексея Денисовича Дикого: «Если театр начинает искать пьющих – это значит, что театру больше нечего искать».
Михаила Ивановича очень трудно было рассмешить. Почти пределом его оценки чего-либо смешного были слова «ничего», «смешно» или «забавно». Но, если он все же начинал скрипеть своим особым, по-царевски эмоциональным смехом, значит, высоко оценил юмор, и уж тут никаких слов не нужно было!
Общее собрание театра. Михаил Иванович – в президиуме. На трибуне – очень часто выступающий по любому поводу артист:
– Вот, скажем, артист Х. Позволяет себе приходить на спектакль и играть, так сказать, не в форме. Ведь видно, что он пригубил и закусил солидно шашлычком. Красный, потный… А ведь, товарищи, не забывайте, что наш зритель иной раз с трудом накопит денег на билет, ведь он стоит два с полтиной.
– Вы хотели что-то сказать? – спрашивает выступающий у меня, поднявшего руку.
– Да, хочу. (Я знал, что артист X. был гипертоником, болен диабетом, скрывал это и никоим образом о «пригубить» речи быть не могло.) Вот вы всегда играете не пригубив, не закусив, не красный и не потный. Как вы думаете, ваша игра стоит два с полтиной?
После собрания председатель президиума рассказал мне, что сидевший рядом с ним Царев после моей реплики чуть-чуть нагнулся к нему и шепотом спокойно сказал: «Нокаут!»:
Диалог после этого собрания:
– Ну-с, Евгений Яковлевич, во сколько же вы оцениваете мои выступления в спектаклях?
– Скажу вам совершенно искренне. С возрастом вы делаетесь все более дорогим.
– Спасибо! Вы приятный покупатель! – был ответ.
Я был искренен в своем ответе. С возрастом и пришедшим опытом Михаил Иванович уходил все дальше и дальше от укоренившихся штампов амплуа героя-любовника, да ещё с элементами искусственного пафоса. Он становился актером все более глубоким и скупым на средства выражения, проявлявшим большое мастерство в наивысшем назначении актерского творчества – перевоплощении. Царев всю свою творческую жизнь увлекался художественным словом – выступал с чтецкими программами, и тем, кто слушал его, наглядно была видна его эволюция, его рост и в этой области актерского проявления. В чтении общеизвестных классических произведений появились неожиданные интонации, акценты, трактовки – очень глубокие и интересные, делавшие его мастерство все более и более высокого класса.
Жаль, что с возрастом не пришло к нему повышенное чувство меры, ибо чрезмерная творческая жадность, желание как можно больше быть на виду притупляли самоконтроль и позволяли появиться на свет наряду в отличными ролями работам, не украшавшим на старости лет его большой послужной список. Мне кажется, более умеренная общественная работа на разных должностях, почетных и реальных, помогла бы Михаилу Ивановичу стать еще более весомой фигурой на артистическом поприще. Это мое сугубо личное мнение.
Закончились гастроли Малого театра в Алма-Ате. Прощальный банкет. Мне необходима резолюция Михаила Ивановича, улетавшего в Москву рано утром, разрешающая взять с собой трехлетнего сынишку в Дом творчества «Щелыково». На банкет не пошел. Дождался его окончания. Царев увидел меня с заявлением в руке.
– Вы что, объявили бойкот банкетам?
– Нет, мне нужна ваша резолюция, а после застолья как-то неловко обращаться с такой просьбой. – И объясняю суть дела.
– Голубчик! Я с трезвыми о «Щелыково» не разговариваю!
– Что же делать, Михаил Иванович?
– Возьмите с собой коньяк и – ко мне в номер. Через три часа улетаю.
Сижу в его номере гостиницы. Михаил Иванович читает стихи, собирает чемодан, показывает подарки и покупки. Понемногу пригубливаем коньяк. Я слегка хмелею. Уже утро. Дежурная сообщает: «Михаил Иванович! Машина за вами прибыла!»
– Михаил Иванович, – чуть заплетающимся языком обращаюсь к Цареву, – а как же с ребеночком? В «Щелыково», а?
– А я и с охмелевшими о «Щелыково» не разговариваю! – скрипуче закудахтал он. – Давайте заявление!
Я протянул бумажечку, он поставил на ней краткую резолюцию и провел синим карандашом стрелку в сторону фамилии директора Дома творчества. И все! Улетел. Что значила стрелка – загадка! Решили с женой ехать: не разрешат отдыхать с ребенком – снимем комнатку рядом в деревне.
Приехали. Директор увидел синенькую стрелочку и без слов распорядился предоставить нам гостевой двухкомнатный номер «люкс»…
Я был одним из немногих, кому удавалось рассмешить народного артиста СССР Михаила Ивановича Царева, и, очевидно, поэтому он охотно шел со мной на диалог в любых обстоятельствах…
Я. Михаль Иваныч (когда-то кто-то из сотрудников театра именно так обращался к Цареву и я взял себе это буквозвучание на вооружение, так как оно безошибочно облекало предстоящий диалог в юмор, иронию), а ведь несправедливо Бог организовал эволюцию человеческой жизни…
Царев. Вы, друг мой, хотите сказать, что не согласны с Богом? Поделитесь…
Я. Вот напрасно человек появляется на свет махоньким комочком, потом взрослеет, слабеет, старится и уходит…
Царев. Что бы сделали вы на месте Бога? Очень интересно…
Я. Я сделал бы так, чтобы человек появлялся на свет дряхлым стариком, молодел бы, молодел, превращался в ребеночка и кончал бы свою жизнь в утробе матери…
Царев. Вариант благородный, но зачем вам тратить себя на Богу неугодный процесс развития?
Я. Вы представляете себе, какая молодая была бы сейчас труппа Малого театра?!!
Царев заскрипел своим отрывистым, с частыми придыханиями, только одному ему присущим смехом…
Царев. Ах, шутник, шутник… Если учесть, что около тридцати народных артистов имеют за плечами шлейф в 75 и более лет, и я в том числе, то будет не молодая труппа Малого театра, а просто школьный драмкружок… для начальных классов! Ах, мой друг, все это смешно, но и печально… Скоро мы все уйдем… Ваше поколение возьмет в руки театр…
Я. Михаль Иваныч, я раньше уйду…
Царев. Почему, мой друг? Не пугайте меня…
Я. Да потому, что вы воспитаны на хорошем удобрении, на чистой воде, а я… на политзанятиях!
Царев. Нет-нет, вы не умрете… Я вас на политзанятиях за 25 лет ни разу не видел!
В заключение два маленьких эпизода.
После большого успеха премьерного спектакля «Господа Головлевы» с Виталием Дорониным в главной роли Иудушки Михаил Иванович тихонько сказал мне, постановщику спектакля: «Эх, вы! Не могли мне предложить эту роль!» Я промолчал, но был удивлен его неожиданной реакцией на успех спектакля.
К моему 60-летию Михаил Иванович разрешил на основной сцене в честь юбилея спектакль с моим участием и широкую его рекламу в городе с моим портретом. Подобным подарком ни один из актеров моего поколения, насколько хватает памяти, не одаривался!
Я был снова удивлен, но теперь уже его вниманием ко мне, тем более что взаимоотношения наши были, повторяю, прохладными. Но именно такие взаимоотношения, мне кажется, могли быть объяснением его щедрости в мой адрес. Одним словом, сложный, загадочный человек!
Должен признаться, когда я глядел на Михаила Ивановича или общался с ним, мною всегда овладевало какое-то странное чувство. Мне казалось, что вот-вот он снимет с лица маску и предо мной предстанет другой, неожиданный, и, главное, да простит меня Всевышний, более симпатичный мне человек!
Отдав голос за данное произведение, Вы оказываете влияние на его общий рейтинг, а также на рейтинг автора и журнала опубликовавшего этот текст.