Миансарова тамара биография личная жизнь
Биография
Песню «Черный кот» поют часто совершенно разные люди. А ведь это показатель популярности исполнителя! Тамара Миансарова однажды спела – и песня «пошла в народ», да так здесь и осталась. А у певицы получилась долгая интересная жизнь.
Тамара Григорьевна Ремнева (первая фамилия певицы) родилась 5 марта 1931 года в украинском городе Зиновьевске (теперь Кропивницкий), в семье, где ценили песни. Впервые Тамара вышла на сцену в 4 года. Отец был артистом театра, мама работала на заводе, но выиграла конкурс вокалистов и переехала с дочерью в Минск, став оперной певицей.
Тамара Миансарова | Официальный сайт
Детство Тамары прошло в Минске, там же застала ее война. Училась в музыкальной школе при Минской консерватории. В 1951 году Тамара поехала в Москву, поступила на отделение фортепиано в консерваторию. Однако она так хорошо пела, что через год ее взяли и на вокальное отделение. После окончания консерватории в 1957 году работала концертмейстером, но жизнерадостной девушке явно мешали рамки классического исполнения. Ей хотелось большего.
Карьера эстрадной певицы
В 1958 году на III Всесоюзном конкурсе артистов эстрады Миансарова получает третью премию. Далее она выступает с концертами. Солирует в Мюзик-Холле, в спектакле «Когда зажигаются звезды».
Руководитель джазового квартета Игорь Гранов в 1958 году искал солистку. Красавица Тамара, с уникальным голосом, высшим консерваторским образованием (по сути – с двумя) и желанием петь, не могла остаться незамеченной. И она стала выступать с квартетом.
И вот с 1958 года начинается новый этап жизни певицы. Теперь интересные факты ее побед выстраиваются один за другим. Будет триумфальное шествие по Советскому Союзу и ряду стран (особенно ее полюбят в Польше). Песни Миансаровой станут звучать из каждого раскрытого окна, песня “Глаза на песке” заставит прослезиться не одну поклонницу ее таланта.
В 1962 году коллектив в составе делегации советских артистов едет на VIII Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Хельсинки. И песня Л. Лядовой и Б. Брянского «Ай-люли» в исполнении Тамары Миансаровой так зацепила сердца зрителей и жюри, что певица получила первую премию и золотую медаль.
Через год, в 1963, Миансарова отправляется в Сопот, на Международный фестиваль песни, задолго до того, как там покорила публику Алла Пугачева. И здесь стала победительницей. Она спела «Солнечный круг» так, что зал почувствовал все, что можно было выразить этой песней: и страх маленькой девочки, очутившейся среди ужаса оккупированного Минска, и стремление людей к миру, и желание счастья для каждого человека, независимо от веры, национальности и гражданства. С той минуты Миансарова стала кумиром польских слушателей, снялась в музыкальном фильме, давала концерты, записывала диски, а песня превратилась в ее визитную карточку.
С 1964 года Тамара Миансарова – популярная исполнительница в Советском Союзе. Для нее собрана группа «Три плюс два» Леонидом Гариным. Ее с восторгом встречают, фото раскупают вмиг. Она поет в новогодних передачах «Голубой огонек».
И снова польская слава из Сопота обогрела Миансарову своими лучами – песня «Рыжик» (кавер-версия песни полячки Хелены Майданец «Rudy rydz») стала супер популярной в нашей стране. А через год появился и «Черный кот» (Авторы – Ю.Саульский и М.Танич).
Закат карьеры
В 1966 году среди 6 социалистических стран Европы проходил песенный фестиваль. СССР, ГДР, Чехословакия, Венгрия, Болгария и Польша принимали у себя певцов, в каждой стране по туру с песней этой страны. Тамара Миансарова выиграла 4 тура из 6 и оказалась победительницей этого музыкального марафона. Так продолжается до 1970 года. А потом ее просто перестали приглашать в эфир, на концерты, прошел негласный запрет на Миансарову, как иногда бывало с артистами.
Тамара Миансарова | Официальный сайт
1970-ый год принес полное разочарование. По словам самой Миансаровой, карьеру ей сломал один высокопоставленный чиновник, постоянно и безрезультатно ее преследовавший. Не стало концертов, исчезли песни из эфира радио и ТВ. Миансарова была вынуждена уволиться из Москонцерта и уехать из Москвы. Далее была Донецкая филармония. 12 лет поездки с концертами по Украине. Тамара Миансарова пела во многих шахтерских городах, в 1972 году получила звание Заслуженной артистки Украинской ССР.
Тамара Миансарова | Официальный сайт
Возвратившись в 1980-х, певица, которую носили на руках и плакали от звука ее живого голоса, артистичного исполнения каждой песни, уже не смогла подняться до прежних высот, но и сейчас ее любят и с удовольствием слушают в нашей стране. К этому времени в Киеве сняли фильм про певицу в молодости, а в Польше журнал «Панорама» объявил 4 самых популярных певцов за 25 лет. Ими стали Азнавур, Пиаф, Готт и Миансарова.
Тамара Миансарова | Официальный сайт
Однако на родине былого блеска и популярности уже не получилось. Были концерты, но гораздо меньше, чем прежде. Миансарова учила вокалу студентов в в ГИТИСе, приглашалась в жюри конкурсов, участвовала в программах, посвященных ретро-музыке, получила звание Народной артистки России в 1996 году, написала книгу.
В 2016 году отметила свое 85-летие.
Личная жизнь
Яркая певица, жизнерадостная брюнетка, Тамара Миансарова всегда пользовалась успехом у мужчин, четырежды была замужем, появились дети. Она прожила достаточно бурную жизнь, о которой написала в своей книге.
Эдуард Миансаров и Леонид Гарин
Первый муж – Эдуард Миансаров был другом детства певицы и отцом ее сына Андрея, после рождения которого молодая семья распалась. Далее короткий брак с Леонидом Гариным, погибшим через полгода после свадьбы. С Игорем Хлебниковым, своим администратором, Тамара Миансарова прожила дольше, появилась дочь Екатерина.
Последние 30 лет ее муж – Марк Фельдман. Внуки: Андрей, Тамара и Анна. Увы, талант мамы и бабушки им не передался.
Тамара Миансарова | Официальный сайт
На склоне лет семья Миансаровой оказалась замешанной в скандалах с квартирами и взаимоотношениями с детьми.
Смерть
Вечером 12 июля 2017 года, в среду, Тамара Миансарова скончалась в Первой градской больнице Москвы. По словам Марка Фельдмана, за неделю до этого Тамару Григорьевну госпитализировали с воспалением легких. Врачи пытались спасти певицу, однако болезнь оказалась сильнее.
С детства Тамара Миансарова мечтала связать свою жизнь с музыкой. Она окончила фортепианный факультет Московской консерватории и стала известной благодаря победам на международных вокальных конкурсах. В репертуаре певицы была почти сотня композиций, а одна из самых известных в ее исполнении песен — «Черный кот» на стихи Михаила Танича — была переведена на чешский, польский и немецкий языки.
«Засыпала на рассвете, устроившись под роялем»: учеба и первые выступления
Тамара Ремнева родилась 5 марта 1931 года в украинском городе Зиновьевск (сейчас — Кропивницкий) в семье музыкантов. Ее отец Григорий Ремнев был актером и художником-оформителем, а мать будущей исполнительницы Анастасия Алексеева работала на радио. Вскоре после рождения дочери Ремнев и Алексеева развелись. Певицу воспитывала мать.
Под фамилией Миансарова Тамара Ремнева стала выступать в 1950-х, после того, как вышла замуж за пианиста Эдуарда Миансарова.
С ранних лет Тамара Миансарова увлекалась музыкой. Мать учила ее играть на фортепиано и петь, брала с собой на репетиции хора. Певица вспоминала: «Засыпала на рассвете, устроившись под роялем на специально сшитом мамой тюфячке». Уже в четыре года Миансарова впервые выступила перед публикой на сцене Кировоградского дома культуры.
В начале 1940-х семья Миансаровой переехала в Минск. Туда на работу, на белорусское радио, пригласили мать будущей артистки. Вскоре после начала Великой Отечественной войны Минск захватили немцы. Миансарова вспоминала: «Война была кошмарным, порой стоящим жизни уроком, но этот урок был усвоен нашим поколением, и мы многое в своей дальнейшей жизни меряли именно этой горькой памятью». Когда советская армия освободила Минск, мать арестовали. Анастасию Алексееву осудили за сотрудничество с немцами и сослали на несколько лет на Урал. Все это время Миансарова прожила у родственников и почти не занималась музыкой.
Я пришла в ужас, я же маленькая, мне-то как быть? Но это никого не волновало. Маму увозили, а я бежала в глубокой темной ночи за удаляющейся машиной и на всю улицу не своим голосом, полным ужаса, истошно кричала: «Мама, мамочка моя, мама!» — потом бросилась на землю и, впиваясь в нее своими ручонками, причитала: «Куда мне идти, что делать? Милая моя, хорошая, где ты?»
Когда мать вернулась, Миансарова поступила в музыкальную школу. А в 1951 году она отправилась в Москву, где стала студенткой фортепианного факультета Московской консерватории. Миансарова училась в классе пианиста Льва Оборина. В свободное от учебы время она подрабатывала на студиях звукозаписи — аккомпанировала популярным тогда певцам и музыкальным ансамблям. Со второго курса исполнительница дополнительно занималась вокалом у профессора Доры Белявской.
Консерваторию Миансарова закончила в 1957 году. По распределению будущая певица попала концертмейстером в Государственный институт театрального искусства им. А.В. Луначарского (сейчас — Российский институт театрального искусства, ГИТИС). Там она проработала недолго — около трех месяцев.
В 1958 году Тамара Миансарова решила поучаствовать во Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. В конкурсной программе она представила необычный номер — исполнила один из вальсов Иоганна Штрауса — сына, аккомпанируя себе на рояле. Жюри оценило и исполнительское мастерство, и лирическое сопрано певицы: она получила третью премию конкурса. Миансарова вспоминала: «На Всесоюзный конкурс артистов эстрады я пришла как музыкант, а уходила уже певицей. Спела там просто так, без надежды на успех, и вдруг все завертелось, закрутилось».
«Московский соловей». Главные песни Тамары Миансаровой
«Пусть всегда будет солнце». Музыка Аркадия Островского. Слова Льва Ошанина. Исполняет Тамара Миансарова, 1962 год
Уже в 1960 году Тамара Миансарова выступала на одной сцене с известными певцами — Марком Бернесом, Львом Мировым и Кирой Смирновой. Вместе они играли в спектакле «Когда зажигаются звезды» в Московском мюзик-холле. А через два года Миансарова вместе с Муслимом Магомаевым и Александрой Стрельченко отправилась на VIII Всемирный фестиваль молодежи и студентов. В журнале «Советская эстрада и цирк» писали: «На этот фестиваль Тамара поехала, так сказать, в пожарном порядке, заменив заболевшего исполнителя. Она даже не успела испугаться — так стремительно все произошло — и, наверное, поэтому чувствовала себя на сцене легко и раскованно». Миансарова выступила с песней композитора Людмилы Лядовой на стихи Бориса Брянского «Ай, люли». На фестивале артистка получила первую премию и золотую медаль.
В следующем году Миансарова поучаствовала в Международном фестивале песни в Сопоте. Она выступила с песней «Солнечный круг» («Пусть всегда будет солнце») композитора Аркадия Островского.
Певица должна была исполнить другую песню, так как «Солнечный круг» посчитали слишком несерьезной для международного конкурса. Руководитель советской делегации Игорь Гранов даже отказался репетировать эту композицию с Миансаровой. Однако артистка настояла и спела «Солнечный круг» на фестивале. В польской прессе писали: «Большой зал Гданьской верфи истекает сентиментальностью и через минуту, кажется, поплывет на приливной волне меланхолии… Но, к счастью, ситуацию спасает обаятельная представительница Советского Союза».
С этой композицией Миансарова стала лауреатом международного конкурса — первым в истории советской эстрады. В польской прессе ее называли «московским соловьем». На парфюмерной фабрике даже выпустили духи под названием «Тамара», а на киностудии сняли фильм о творчестве артистки «25 minut z Tamarą Miansarową» («25 минут с Тамарой Миансаровой»).
С 1964 года Миансарова выступала с музыкальной группой «Три плюс два». В репертуаре коллектива были лирические композиции о любви, шуточные и детские песни, среди которых «Рыжик», «Глаза на песке» и «Ключик золотой». Музыковед Галина Баранова писала: «Тамара Миансарова, столь разносторонне одаренная, пыталась «открыть» в себе те черты, которые помогли бы ей стать не только яркой и индивидуальной артисткой, но и сказать с эстрады что-то важное и нужное людям».
Появлялась Миансарова и на телевидении. В 1965 году в эфире программы «Голубой огонек» артистка исполнила ставшую легендарной песню Юрия Саульского на стихи Михаила Танича «Черный кот». Композиция так понравилась публике, что вскоре ее перевели на чешский, польский и немецкий языки.
В следующем году Миансарова вновь стала лауреатом международного конкурса. Артистка победила на фестивале эстрадной песни «Дружба». Этапы конкурса проходили в шести государствах — СССР, ГДР, Венгрии, Польше, Чехословакии и Болгарии. По регламенту участники должны были петь на государственном языке страны, в которой проходит этап конкурса. Миансарова слушала песни на нужном языке, чтобы повторить интонацию, скопировать произношение и правильно расставить ударения. Певица победила в четырех турах из шести.
В конце 1960-х Миансарова была одной из самых популярных певиц. Она гастролировала по СССР и социалистическим странам, появлялась в программах «Песня года» и «Голубой огонек». Критики хвалили ее за артистизм и манеру исполнения.
Что же отличает творческий почерк Миансаровой? Прежде всего выразительный вокал. Обладая от природы высоким голосом, она отлично владеет низким грудным регистром, открытым горловым звуком. Ей присущи особая пластика, безошибочное чувство ритмического рисунка песни.
С годами пришла исполнительская мудрость, заставляющая тщательно и строго отбирать жест, мимику, позу.
Личная жизнь и увлечения
Тамара Миансарова (в центре). 1963–1964. Москва. Фотография: Всеволод Тарасевич / Мультимедиа Арт Музей, Москва
Тамара Миансарова четыре раза выходила замуж. Ее первым супругом стал пианист и композитор Эдуард Миансаров. Они вместе учились в музыкальной школе, а затем в Московской консерватории у Льва Оборина. В 1956 году у супругов родился сын Андрей. Как и родители, он занялся музыкой: стал пианистом и композитором. В интервью Миансарова говорила о сыне: «Талантливый пианист, занявший второе место после Вана Клиберна на Конкурсе имени Чайковского, он чаще бывал на гастролях, чем дома, жил музыкой, пренебрегая земными проблемами».
Во второй раз Миансарова вышла замуж за аккордеониста и композитора Леонида Гарина. Они познакомились в середине 1960-х. Гарин был создателем группы «Три плюс два», с которой часто выступала Миансарова. Этот брак артистки продлился недолго — всего полгода.
Со звукорежиссером Игорем Хлебниковым Миансарова познакомилась в 1970 году. В 1971 году у них родилась дочь Екатерина. Вскоре после этого звукорежиссер и певица расстались. Их дочь Екатерина Хлебникова стала поэтессой.
Последним, четвертым супругом Миансаровой стал скрипач Марк Фельдман. С ним певица встретилась во время гастролей в Виннице в 1975 году. В 1979 году по просьбе Миансаровой Фельдман стал участником ее музыкального ансамбля, а еще через несколько лет певица и скрипач поженились. Вместе они прожили больше тридцати лет, до смерти артистки в 2017 году.
Тамара Миансарова увлекалась шитьем и вязанием. Артистка сама придумывала и создавала платья, в которых выступала на концертах. А некоторые ее изделия продавали и в магазинах.
Артистка Донецкой филармонии, преподавательница ГИТИСа и мемуаристка
«Ай, люли». Музыка Людмилы Лядовой. Слова Бориса Брянского. Исполняет Тамара Миансарова, 1970 год
В конце 1960-х Тамару Миансарову перестали звать на радио и телевидение, ей запрещали записывать новые пластинки и отменяли концерты. Из-за недопонимания с руководством в 1970 году артистка была вынуждена уволиться из «Москонцерта». Но без работы она пробыла не долго: Тамару Миансарову пригласили стать артисткой сразу несколько региональных филармоний. Певица выбрала Донецк. Позднее она вспоминала: «Здесь, между прочим, в то время была лучшая филармония из всех в СССР. Миансарова, Ободзинский, квартет «Четыре Ю», симфонический оркестр — очень сильный был состав». С гастролями артистка побывала в других городах и шахтерских поселках Украины. Ее наградили знаком «Шахтерская слава», а в 1972 году присвоили звание заслуженной артистки этой республики.
В Москву артистка вернулась только через 12 лет, в начале 1980-х. В ее репертуаре к тому моменту было больше ста песен, в том числе «Топ-топ, топает малыш», «Береза» и «Бабушка, научи танцевать чарльстон». Миансарова давала концерты, однако они проходили не с аншлагами, как раньше.
С 1988 года Миансарова преподавала вокал в ГИТИСе, вела занятия в Московском институте современного искусства и доме творчества «На Таганке». Среди учеников артистки — певицы Алика Смехова и Лариса Гордъера, актриса Лада Марис.
В 1996 году Тамару Миансарову удостоили звания народной артистки Российской Федерации за «большие заслуги в области искусства».
В 2000-х Миансарова написала книгу воспоминаний о своей музыкальной карьере. Она вышла в 2012 году под названием «И в жизни, и на сцене». В книге артистка рассуждала о значении искусства: «Только благодаря высокому и очеловеченному искусству мы преодолевали беды, болезни, войны. Это происходило потому, что высокое искусство созвучно высоким струнам человеческого духа, его чистоте и требовательности к самому себе».
Тамары Миансаровой не стало 12 июля 2017 года. Похоронили ее на Троекуровском кладбище в Москве.
Тамара Миансарова
Тамара Григорьевна Миансарова (урождённая Ремнёва). Родилась 5 марта 1931 года в Зиновьевске (ныне Кропивницкий Кировоградской области, Украина) – умерла 12 июля 2017 года в Москве. Советская и российская эстрадная певица (лирическое сопрано). Заслуженная артистка Украинской ССР (1972). Народная артистка России (1996).
Тамара Ремнёва, получившая широкую известность под фамилией Миансарова, родилась 5 марта 1931 года в украинском городе Зиновьевск, позже ставшим Кировоградом, а ныне переименованном в Кропивницкий.
Отец – Григорий Матвеевич Ремнёв (1903-1982), работал артистом Одесского музыкального театра драмы и комедии, позже стал художником.
Мать – Анастасия Федоровна Алексеева (1905-1988), певица, работала солисткой в Минском оперном театре.
С детства увлекалась музыкой, собиралась стать пианисткой. Училась в музыкальной школе при Минской консерватории. Как она вспоминала, была буквально одержима музыкой: “Засыпала на рассвете, устроившись под роялем на специально сшитом мамой тюфячке”.
По ходатайству директора школы ей как подающей большие надежды пианистке в послевоенном Минске выделили персональную двухкомнатную квартиру (позже, став студенткой Московской консерватории, она обменяла ее на комнату в московской коммуналке).
Окончила музыкальную школу при Минской консерватории в 1951 году.
В том же 1951 году поступила на фортепианное отделение Московской консерватории, в класс профессора Л. Н. Оборина. Одновременно со 2-го курса факультативно занималась на вокальном отделении у профессора Д. Б. Белявской.
В 1957 году, после окончания консерватории, работала концертмейстером в ГИТИСе, но вскоре перешла на эстраду и стала выступать со своими сольными концертными номерами. Произошло это после того, как в 1958 году она была удостоена третьей премии на III Всесоюзном конкурсе артистов эстрады, исполнив вальс Штрауса под собственный аккомпанемент на фортепиано.
“На Всесоюзный конкурс артистов эстрады я пришла как музыкант, а уходила уже певицей. Спела там просто так, без надежды на успех, и вдруг все завертелось, закрутилось”, – вспоминала она.
Тамара Миансарова в молодости
После конкурса Тамара Миансарова некоторое время выступала с оркестром Лаци Олаха, а с 1960 года стала солисткой Московского Мюзик-Холла, участвуя в спектакле «Когда зажигаются звёзды» вместе с Бернесом, Мировым, Новицким и Капитолиной Лазаренко.
В 1958 году Игорь Гранов создал джазовый квартет (фортепиано, контрабас, ударные, гитара). Репертуар ансамбля составили произведения советских композиторов в его собственной обработке и джазовая классика. В поисках солистки Гранов обращает внимание на недавно покинувшую мюзик-холл Тамару Миансарову — молодую певицу с двумя высшими музыкальными образованиями и высоким голосом классического диапазона.
Поработав над её манерой исполнения, Игорь Гранов подготовил Тамару к исполнению эстрадного репертуара.
Как рассказывала певица, поначалу у нее были проблемы с репертуаром, потому что композиторы писали для известных уже певцов. “Я садилась у радиоприемника, ловила зарубежные мелодии и тут же записывала их по нотам — мне как профессиональному музыканту это не составляло труда. А потом заказывала у поэтов стихи на эту музыку. Так родилась «Летка-Енка», «Бабушка, научи танцевать чарльстон»”, – вспоминала она.
Она тесно сотрудничала с Леонидом Дербеневым, тогда начинающим поэтом-песенником.
В 1962 году на VIII Всемирном фестивале молодежи и студентов в Хельсинки была удостоена первой премии и золотой медали. Она выступала с ансамблем Игоря Гранова и исполнила веселую песенку Л. Лядовой на стихи Б. Брянского «Ай-люли». “В финских газетах меня так потом и называли. «Девушка Ай-люли» — им трудно было разобрать мою фамилию”, – делилась певица.
В 1963 году Миансарова стала лауреатом Международного фестиваля песни в Сопоте за исполнение песни А. Островского на стихи Л. Ошанина «Солнечный круг» («Пусть всегда будет солнце»). Начиная с этого времени, на многие годы песня останется визитной карточкой певицы.
В 1963 году, на волне большой популярности в Польше, певица снялась в музыкальном фильме «25 minut z Tamarą Miansarową» (TVP).
С 1964 года выступала с созданной специально для неё Леонидом Гариным группой «Три плюс два» (Виктор Прудовский — фортепиано, Адольф Сатановский — контрабас, Александр Гореткин — ударные).
В 1965 году певица исполнила несколько песен в фильме-концерте (TVP) с участием польских и зарубежных исполнителей, в разное время выступавших на сопотском фестивале (H. Hegerová, H. Kunicka, E. Rutten, Z. Sośnicka, V. Villas, B. Wilke).
Хитом стала в ее исполнении японская народная песня «Ключик золотой». При первом исполнении в сопровождении ансамбля п/у В.Пищальникова Тамара Миансарова использовала чёрный веер, а песня была снята на чёрно-белую пленку.
Тамара Миансарова – Ключик золотой
31 декабря 1964 года на Новогоднем «Голубом огоньке» Тамара Миансарова исполнила знаменитую песню про гриб «Рыжик» (музыка Б. Климчука, слова А. Эппеля).
В 1965 году на Новогоднем «Голубом огоньке» Тамара Миансарова исполнила свою знаменитую песню «Черный кот» (Ю.Саульский — М.Танич). Песня получила чрезвычайную популярность на долгие годы.
Тамара Миансарова – Чёрный кот (1965)
В 1966 году она победила на конкурсе эстрадной песни социалистических стран «Дружба». Конкурс состоял из шести туров, проходивших в шести странах (СССР, ГДР, Чехословакии, Польше, Болгарии, Венгрии), и по условиям которого каждый участник должен был исполнить песню той страны, где проходил тур. Тамара Миансарова завоевала сразу 4 первые премии, опередив свою основную конкурентку, болгарскую певицу Лили Иванову.
В 1966 году на польском ТВ был снят киноконцерт «Поет Тамара Миансарова».
В 1970 году, во время работы в «Москонцерте», Тамара Миансарова попала в немилость у влиятельных руководителей культуры, и её постигла незавидная участь, которую не раз испытывали на себе многие представители отечественной эстрады. В результате негласного запрета она сразу попала в разряд «невыездных», её выступления исчезли из теле- и радиоэфира, а гастрольная концертная деятельность стала окончательно невозможной.
Фактический запрет на профессиональную деятельность привёл к тому, что она вынуждена была уволиться из Москонцерта и в поисках работы покинуть столицу. К счастью, работа нашлась в Донецкой областной филармонии, куда она была приглашена, и где впоследствии проработала 12 лет. “Здесь, между прочим, в то время была лучшая филармония из всех в СССР. Миансарова, Ободзинский, квартет «Четыре Ю», симфонический оркестр — очень сильный был состав”, – вспоминала певица. Тамара Миансарова – полный кавалер орденов Шахтерской Славы.
В 1974 году в Киеве был снят фильм-концерт «Поёт Тамара Миансарова». Музыкальное сопровождение — ансамбль под управлением Евгения Дергунова.
В репертуаре Тамары Миансаровой более 400 песен (на русском, украинском, польском языках), многие из которых стали шлягерами («Чёрный кот», «Ай-люли», «Пусть всегда будет солнце», «Летка-енка», «Рыжик», «Топ-топ», «Бабушка, научи меня танцевать», «Давай никогда не ссориться», «Коханий», «Дикие гуси», «Золотой ключик» и многие другие), но большинство из них были размагничены в хранилище в 1970-х гг. согласно указанию руководства.
В 1980-е годы вернулась в Москву, преподавала вокал в ГИТИСе (с 1988 по 1996 год), в доме творчества молодёжи «На Таганке» и в Московском институте современного искусства. Профессор Российской академии театрального искусства (бывшего ГИТИСа).
О своей педагогической практике рассказывала: “Талантливые ученики были. Лариса Гордьера, Юлиан, Алика Смехова, Лада Марис, которая поет в спектакле «Иисус Христос — суперзвезда». Я горжусь тем, что дала им что-то в плане профессии”.
В 1980-е годы польский журнал «Панорама» назвал четверку самых популярных певцов за 25 лет. По версии журнала список лучших составляли: Эдит Пиаф, Карел Готт, Шарль Азнавур и Тамара Миансарова.
В 1988 году была членом жюри Международного фестиваля песни в Сопоте.
С 1991 года принимала участие в программах-ретро, посвящённых советской песне совместно с другими исполнителями 1950—1970-х годов – Капиталиной Лазаренко, Ириной Бржевской, Владимиром Трошиным. Часто она исполняла попурри из своих самых известных песен и ей подпевали, как и прежде, преданные слушатели просили у неё исполнить песню про Чёрного кота. Эта песня входила в репертуар многих современных исполнителей – Валерия Сюткина и группы «Браво», Жанны Агузаровой, Евгения Осина.
Тамара Миансарова – Чёрный кот
Тамара Миансарова — автор музыки к трем песням: «Моя Россия», «Песня о песнях» и «Руки». В 1994 году с Оркестром театра эстрады под управлением В. Старостина исполнила и записала песню «Как будто вчера» (Музыка М. Райко, слова Б. Шифрин).
В 1994 году по приглашению известного американского телеведущего Олега Фриша выступила в Америке.
В 2004 году на «Площади звёзд» в Москве была установлена именная звезда Миансаровой, а 9 февраля 2005 года прошёл юбилейный вечер в концертном зале «Россия».
В сентябре 2007 года в рамках выставки «Блошиный рынок» было выставлено собрание концертных платьев эстрадной певицы Тамары Миансаровой.
В 2012 году вышла книга Тамары Миансаровой «Тамара Миансарова. И в жизни, и на сцене». Она представляет из себя воспоминания о жизни и карьере.
21 февраля 2014 года подписала, вместе с Василием Лановым, Иосифом Кобзоном, Элиной Быстрицкой и космонавтом Александром Волковым, призыв к тогдашнему президенту Украины В.Ф. Януковичу «применить всю власть и силу, которая есть в Ваших руках, чтобы навести порядок в стране».
Певица скончалась 12 июля 2017 года в одной из московских клиник. Причиной смерти стали последствия тяжелого перелома шейки бедра.
17 июля похоронена на Троекуровском кладбище Москвы.
Рост Тамары Миансаровой: 165 сантиметров.
Личная жизнь Тамары Миансаровой:
Четыре раза была замужем.
Первый муж – Эдуард Арсенович Миансаров (род. 24.10.1933), пианист, Заслуженный Артист России, лауреат Первого Международного Конкурса им. П.И. Чайковского. После замужества взяла его фамилию, которую оставила на всю жизнь и под которой стала известной.
В браке 29 января 1956 года родился сын Андрей. Расстались почти сразу после рождения сына. “Талантливый пианист, занявший второе место после Вана Клиберна на конкурсе имени Чайковского, он чаще бывал на гастролях, чем дома, жил музыкой, пренебрегая земными проблемами. Ну и любовная лодка разбилась о быт”, – рассказывала певица.
Эдуард Миансаров – первый муж Тамары Миансаровой
Сын Андрей Эдуардович Миансаров – пианист, композитор, аранжировщик, с 1980-го по 1988-й играл на клавишных в ВИА «Самоцветы».
Внуки: Андрей Миансаров – музыкант, диджей; Тамара Миансарова – художник, дизайнер; Анна Миансарова – экономист.
С сыном Андреем отношения певицы не сложились. Ее четвертый муж Марк Фельдман рассказывал: “Андрея грызет старая обида. Так получилось, что она выступала по всей стране, сына воспитывала бабушка – впоследствии ему досталась ее квартира. Тамара Григорьевна покупала мальчику все необходимое. Пока деньги зарабатывала, мать нужна была, а потом все. Он всю жизнь обманывал ее. Еще до перестройки она хотела обеспечить дочь Катю приданым – купить ей кооператив на деньги, вырученные с продажи дачи. Тогда Андрей предложил: «Мам, ну что ты будешь чужим людям продавать, давай я куплю». Она переписала дачу на Андрея, в итоге не увидела ни денег, ни дома. Тамара Григорьевна до последнего отказывалась верить, что ее мог предать родной сын. Когда она просила Андрея отвезти ее на кладбище, чтобы убраться на могиле матери, он потом брал с нее деньги за бензин”.
Тамара Миансарова с сыном Андреем и внуком
Второй муж – Леонид Семенович Гарин (род. 27.09.1937), композитор. Брак длился полгода. Гарин погиб 21 сентября 1979 года в Сочи при невыясненных обстоятельствах.
Леонид Гарин – второй муж Тамары Миансаровой
Третий муж – Игорь Андреевич Хлебников, звукорежиссёр, администратор концертной группы. У пары 26 августа 1971 года родилась дочь Екатерина Хлебникова, поэтесса.
Четвертый муж – Марк Михайлович Фельдман (1945 г.р.), скрипач, директор концертных групп. Он младше Миансаровой на 14 лет.
Тамара Миансарова и Марк Фельдман
Болезнь и смерть Тамары Миансаровой
В 2013 году Тамара Григорьевна упала, когда надевала юбку. Как рассказывал ее муж Марк Фельдман, он в это время разговаривал по телефону в соседней комнате и услышал крик. В больнице поставили диагноз – перелом шейки бедра. После операции жизнь Миансаровой превратилась в сплошное мучение.
После этого певица на три года была прикована к постели, не могла вставать – выскакивал сустав. Она ни разу не была на улице. Тем более, что в ее доме нет лифта, а в квартире – балкона.
В 2016 году ей была сделана повторная операция, на которую деньги собирали всем миром.
Муж Миансаровой рассказывал: “Спасибо огромное благотворительному фонду «Артист», который нашел нам сиделку и ежемесячно оплачивает ее. Сами мы бы не потянули, так как на нашем попечении частично находится 45-летняя дочь Катя. Судьба у нее тяжелая – ни супруга, ни детей. Много лет назад Катю сбила машина, она повредила таз. У нее проблемы с ногами, но инвалидность не дали. Работать не может, мужа убили в драке. Половину продуктов из холодильника и обезболивающие передаем ей через сиделку”.
Еще до перелома шейки бедра певица пережила инфаркт. Кроме того, почти утратила зрение.
Певица живет на грани нищеты. Пенсии на лекарства и сиделку не хватает. Друзья Миансаровой бьют тревогу, ведь родные дети, которым она все отдала, забыли мать, не навещают и не помогают.
А вот сын певицы Андрей утверждает, что мама стала заложницей в руках своего мужа Марка Фельдмана, который намного младше ее самой. Якобы он никого к ней не пускает и даже не дает говорить по телефону.
В плену домашнего тирана: блеск и нищета Тамары Миансаровой
После смерти певицы начался спор за ее квартиру между Марком Фельдманом и ее сыном Андреем.
«То, что произошло с Тамарой — вина Андрея. Дочь приходила к ней, а сын нет. Она очень переживала. За два месяца до смерти она звонила ему, просила приехать, но он так и не появился», – говорил Марк Фельдман.
Фильмография Тамары Миансаровой:
1964 – Голубой огонёк 1964 (фильм-спектакль) – песня “Рыжик”
1965 – Эскадра уходит на запад – песня “Уснувший Париж”
1970 – Солнечная баллада
2005 – Пёстрая лента. Аркадий Островский. Песня остается с человеком (документальный)
2007 – Пусть всегда буду я. Лев Ошанин (документальный)
2010 – Спето в СССР (документальный)
Песни Тамары Миансаровой:
«Ай-люли»
«Аленький цветочек»
«Бабушка, научи меня танцевать»
«Багульник»
«Вальc расставания»
«Глаза на песке»
«Гроздья рябины»
«Давай никогда не ссориться»
«Дикие гуси»
«Золотой ключик»
«Кохай мене»
«Коханий»
«Крылья удачи»
«Лебеди мои»
«Летка-енка»
«Мамин праздник»
«Нас копируют дети»
«Парасольки»
«Последний звонок»
«Пусть всегда будет солнце»
«Рассветные года»
«Рыжик» (кавер-версия песни «Rudy rydz», оригинал исполняла польская певица Хелена Майданец)
«Топ-топ»
«Чёрный кот»