Меньшикова биография личная жизнь

Меньшикова биография личная жизнь thumbnail

Оле́г Евге́ньевич Ме́ньшиков (род. 8 ноября 1960 года, Серпухов, Московская область, РСФСР, СССР) — советский и российский актёр театра и кино, театральный режиссёр и педагог.

Народный артист Российской Федерации (2003). Трижды лауреат Государственной премии Российской Федерации (1995, 1997, 1999)[2][3][4].

Художественный руководитель и директор Московского драматического театра имени М. Н. Ермоловой с 2012 года[5].

Биография[править | править код]

Олег Меньшиков родился 8 ноября 1960 года в городе Серпухове Московской области в семье военного инженера Евгения Яковлевича Меньшикова (род. 1934) и врача-невропатолога Елены Иннокентьевны Меньшиковой (род. 1933)[6].

После окончания общеобразовательной и музыкальной школ (1977 год) поступил в Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина, на курс Владимира Монахова.

Дебют в кино состоялся в 1980 году в картине Сурена Шахбазяна «Жду и надеюсь». Затем последовали фильмы «Родня» Никиты Михалкова и «Полёты во сне и наяву» Романа Балаяна, где Олег Меньшиков обратил на себя внимание даже в эпизодических ролях.

Во время учёбы на последнем курсе Театрального училища был приглашён Михаилом Козаковым на роль Костика в картине «Покровские ворота». На экраны этот телефильм вышел в 1982 году, и именно эта роль принесла актёру популярность и любовь зрителей.

После роли Костика последовал ряд разноплановых ролей, в том числе в фильмах «Капитан Фракасс» (1984), «Володя большой, Володя маленький» (1985), «Мой любимый клоун» (1986), «Моонзунд» (1987). Роль в последнем фильме принесла актёру Серебряную медаль имени А. П. Довженко.

После окончания театрального училища в 1981 году поступил в Малый театр. Через год был призван в Советскую армию и проходил службу в Центральном академическом театре Советской армии. Одна из самых ярких ролей, сыгранных им в этом театре, — это роль Ганечки в спектакле по роману Фёдора Михайловича Достоевского «Идиот».

В 1985 году Меньшиков перешёл в труппу театра имени Ермоловой, где проработал до 1989 года. Наиболее заметными ролями здесь стали роли в спектаклях «Спортивные сцены 1981 года» и «Второй год свободы» (реж. Валерий Фокин).

За роль римского императора Калигулы в одноимённом спектакле Петра Фоменко, поставленном в 1990 году, получил премию и диплом Фестиваля «Московские сезоны».

Став свободным актёром, в 1991 году сыграл роль Сергея Есенина в спектакле «Когда она танцевала» Лондонского театра «Глобус» с Ванессой Редгрейв в роли Айседоры Дункан. В 1992 году был удостоен за эту роль премии Лоренса Оливье Британской Академии искусств. Затем там же актёр участвовал в спектакле по Н. В. Гоголю «Игроки» в роли Ихарева.

Следующей театральной ролью, также имевшей большой успех, стала роль великого русского танцовщика Вацлава Нижинского в спектакле «N» («Нижинский») (1993 год, антреприза «Богис»), где он также выступил и в качестве режиссёра. А годом позже он снова сыграл Есенина в спектакле «Когда она танцевала», но уже в постановке парижского театра Комеди Франсез на Елисейских полях.

Продолжая сниматься в кино и сыграв главную роль в фильме Александра Хвана «Дюба-дюба» (1992), Олег Меньшиков в 1994 году снялся в фильме Никиты Михалкова «Утомлённые солнцем». Роль в фильме-лауреате американской премии «Оскар» (1994) стала одной из самый ярких в творческой биографии актёра и принесла ему несколько премий.

Следующая роль — в фильме режиссёра Сергея Бодрова-старшего «Кавказский пленник» (1996) — была также отмечена наградами.

В 1998 году вновь снялся у Никиты Михалкова в фильме «Сибирский цирюльник», за работу в котором удостоился Государственной премии России.

В 1995 году организовал антрепризу «Театральное товарищество 814», где в качестве постановщика и актёра создал спектакли «Горе от ума» (1995), «Кухня» (2000, по заказу Товарищества пьесу написал Максим Курочкин), «Игроки» (2001) и сыграл главную роль в спектакле Кирилла Серебренникова «Демон» (2003).

В 2001 году учредил премию для российских театральных критиков — «Лучший критик сезона» имени А. Кугеля, в жюри которой входят актёры и режиссёры Москвы, Петербурга, Воронежа.

Входил в постоянный состав независимого жюри премии в области литературы и искусства «Триумф».

В 2005 году состоялась свадьба с актрисой Анастасией Черновой[7]. В начале этого же года выступил ведущим Новогоднего шоу — «Первая ночь с Олегом Меньшиковым».

В начале 2008 года поставил свой первый моноспектакль «1900» на сцене Театра имени Моссовета в рамках фестиваля «Черешневый лес». На этом же фестивале в 2011 году прошла презентация духового оркестра Олега Меньшикова (главный дирижёр — Денис Виноградов)[8].

4 апреля 2012 года назначен художественным руководителем драматического Театра имени Ермоловой[9][10]. В том же году появился в образе хоккейного тренера Анатолия Тарасова в фильме «Легенда № 17».

Исполнил роль полковника (во втором фильме — генерала) Валентина Лебедева, отца главной героини, в фантастических фильмах Фёдора Бондарчука «Притяжение» и «Вторжение».

Также снялся в фильмах «Гоголь. Начало», «Гоголь. Страшная месть» и в телесериале «Гоголь» в образе следователя Якова Петровича Гуро.

18 апреля 2018 года открыл собственный канал на YouTube, где стал выпускать ежемесячное шоу «ОМ» в формате интервью один-на-один[11]. Однако вышло всего несколько выпусков, героями которых были Данила Козловский, Михаил Ефремов, Алла Пугачёва, Слава Полунин, Фёдор Конюхов и Виктор Сухоруков. 15 апреля 2019 года, в день 70-летия Аллы Пугачёвой, на Первом канале после программы «Время» было показано её интервью Олегу Меньшикову. В практике канала это был первый случай, когда в эфир вышла полная версия проекта, созданного дня интернета[12].

В 2018 году был доверенным лицом кандидата в мэры г. Москвы Сергея Собянина[13].

Играет на фортепиано, скрипке, гитаре.

С 2018 года — профессор кафедры мастерства актёра, художественный руководитель мастерской на актёрском факультете ГИТИСа[14].

Театральные работы[править | править код]

Малый театр[править | править код]

  • 1980 — «День рождения Терезы» Г. Мдивани — Хосе
  • 1980 — «Заговор Фиеско в Генуе» Ф. Шиллера — эпизод

Центральный театр Советской Армии[править | править код]

  • 1981 — «Часы без стрелок», по повести Б. Л. Рахманина. Режиссёры: Ю. И. Ерёмин, Н. Петрова — Васюков[15]
  • 1981 — «Лес» А. Н. Островского. Режиссёр: В. Я. Мотыль — Алексей Буланов
  • 1983 — «Идиот» по роману Ф. М. Достоевского. Режиссёр: Ю. И. Ерёмин — Ганя Иволгин[16][17]
  • 1985 — «Рядовые» А. А. Дударева. Режиссёр: Ю. И. Ерёмин — Лёнька-«Одуванчик»[18][19]

Московский драматический театр имени М. Н. Ермоловой[править | править код]

  • 1985 — «Говори!», инсценировка А.Буравского по очеркам В. В. Овечкина «Районные будни». Режиссёр: В. В. Фокин — Секретарь
  • 1986 — «Спортивные сцены 1981 года» Э. С. Радзинского. Режиссёр: В. В. Фокин — Серёжа[20]
  • 1988 — «Второй год свободы» А. М. Буравского. Режиссёр: В. В. Фокин — Робеспьер[21][22][23]

Театр имени Моссовета[править | править код]

  • 1990 — «Калигула» Альбера Камю. Режиссёр: П. Н. Фоменко — Калигула[24]

Прочие театральные проекты[править | править код]

Олег Меньшиков в спектакле «1900»

  • 1991 — «Когда она танцевала» Мартина Шермана. Режиссёр: Роберт Алан Акерман — Сергей Есенин (Театр «Глобус», Лондон). Премия Лоренса Оливье Британской Академии театральных искусств, — «за выдающееся исполнение роли второго плана», 1992[25]
  • 1992 — «Игроки» Н. В. Гоголя. Режиссёр: Далия Ибелгауптайте — Ихарев (Театр «Трайсекл», Лондон)[26]
  • 1993 — «N» / «Нижинский», по дневникам В. Нижинского, автор драматургической основы А. А. Бурыкин — Нижинский (Театральное агентство «БОГИС»)[27]
  • 1994 — «Когда она танцевала» Мартина Шермана. Режиссёр: Патрис Кербра — Сергей Есенин (Театр Комедии на Елисейских Полях, Париж)[28]
  • 2008 — «1900» моноспектакль по сценарию Алессандро Барикко. Режиссёры: О.Меньшиков и др. («Театральное товарищество О. Меньшикова») — Трубач, друг Новеченто[29][30][31]
Читайте также:  Егор крутоголов биография и личная жизнь

Театральное товарищество 814[править | править код]

  • 1998 — «Горе от ума» А. С. Грибоедова. Режиссёр: Олег Меньшиков — Чацкий[32][33]
  • 2000 — «Кухня» М. А. Курочкина. Режиссёр: Олег Меньшиков — Гюнтер[34]
  • 2001 — «Игроки» Н. В. Гоголя. Режиссёр: Олег Меньшиков — Утешительный[35]

Режиссёрские работы в театре[править | править код]

  • 1998 — «Горе от ума» Александра Грибоедова / «Театральное товарищество 814»[36]
  • 2000 — «Кухня» Максима Курочкина / «Театральное товарищество 814»[37][38]
  • 2001 — «Игроки» Н. В. Гоголя / «Театральное товарищество 814»
  • 2008 — «1900», моноспектакль по сценарию Алессандро Барикко[39], реж. О.Меньшиков и др. / «Театральное товарищество О. Меньшикова»[40]
  • 2011 — «Оркестр мечты. Медь» / Театр Ермоловой[41]
  • 2016 — «Счастливчики» по пьесе «Extasy rave» Констанции Денниг в переводе и сценической редакции Валерия Печейкина / Театр Ермоловой[42]

Семья[править | править код]

Жена — актриса Анастасия Чернова (род. 1983), официально брак зарегистрирован в 2005 году. Детей у пары нет.

Фильмография[править | править код]

  1. 1980 — Жду и надеюсь — Шурка Доминиани (Домок)
  2. 1981 — Родня — Кирилл
  3. 1982 — Покровские ворота — Константин Ромин
  4. 1982 — Полёты во сне и наяву — Сергей Синицын, друг Алисы
  5. 1983 — Поцелуй — Мерзляков, поручик
  6. 1984 — Полоса препятствий — Владимир Межиров
  7. 1984 — Капитан Фракасс — барон де Сигоньяк (капитан Фракасс)
  8. 1985 — Володя большой, Володя маленький — Владимир Михалыч Салимович (Володя маленький), военный врач
  9. 1986 — Мой любимый клоун — Сергей Синицын, клоун
  10. 1986 — По главной улице с оркестром — Корольков Ф. С.
  11. 1986 — Михайло Ломоносов — Дмитрий Виноградов
  12. 1987 — Моонзунд — Сергей Николаевич Артеньев, старший лейтенант
  13. 1988 — Брызги шампанского — Сергей
  14. 1989 — Жизнь по лимиту — Алексей Рудаков
  15. 1989 — Лестница — Владимир Пирошников
  16. 1990 — Яма — Василий Васильевич Лихонин, адвокат
  17. 1992 — Дюба-дюба — Андрей Плетнёв
  18. 1994 — Утомлённые солнцем — Дмитрий Андреевич Арсентьев (Митя), сотрудник НКВД
  19. 1996 — Кавказский пленник — Саня (Слай)
  20. 1998 — Сибирский цирюльник — Андрей Толстой / Эндрю Маккрекен
  21. 1999 — Восток-Запад — Алексей Головин
  22. 1999 — Мама — Лёнчик, сын Полины
  23. 2003 — Главный подозреваемый 6: «Последний свидетель» / Prime Suspect 6: The Last Witness — Милан Лукич
  24. 2005 — Статский советник — Эраст Фандорин, статский советник
  25. 2006 — Золотой телёнок — Остап Бендер
  26. 2006 — Доктор Живаго — Юрий Андреевич Живаго
  27. 2010 — Утомлённые солнцем 2: Предстояние — Дмитрий Андреевич Арсентьев, полковник НКВД
  28. 2010 — О чём говорят мужчины — камео
  29. 2011 — Утомлённые солнцем 2: Цитадель — Дмитрий Андреевич Арсентьев, полковник НКВД
  30. 2013 — Легенда № 17 — Анатолий Тарасов
  31. 2017 — Притяжение — полковник Лебедев
  32. 2017 — Гоголь. Начало — следователь Яков Петрович Гуро
  33. 2018 — Гоголь. Страшная месть — следователь Гуро
  34. 2019 — Гоголь — следователь Гуро
  35. 2019 — Вторжение — генерал Лебедев

Озвучивание[править | править код]

  • 1984 — Расставания — шофёр Вениамин Черепанов
  • 1985 — Одиночное плавание — Данилов, матрос
  • 1985 — Поезд вне расписания — Влад
  • 1986 — Легенда о Сальери — Моцарт
  • 1987 — Гардемарины, вперёд! — Александр Белов, гардемарин
  • 1988 — Дорогая Елена Сергеевна — Володя
  • 2011 — Я боюсь, что меня разлюбят. Андрей Миронов — голос за кадром

Ведущий[править | править код]

В 2005 году выступил ведущим новогоднего шоу «Первая ночь с Олегом Меньшиковым» на НТВ[43].

Признания и награды[править | править код]

Государственные награды[править | править код]

  • Кавалер Ордена Академических пальм (2003, Франция).
  • Народный артист Российской Федерации (5 июня 2003 года) — за большие заслуги в области искусства[44][45].
  • Орден Почёта (8 ноября 2010 года) — за большой вклад в развитие отечественного кинематографического искусства и многолетнюю творческую деятельность[46].

Государственные премии[править | править код]

  • За роль в фильме «Утомлённые солнцем» (1994 год) — Государственная премия Российской Федерации 1995 года[2];
  • За роль в фильме «Кавказский пленник» (1996 год) — Государственная премия Российской Федерации 1997 года[3];
  • За роль в фильме «Сибирский цирюльник» (1999 год) — Государственная премия Российской Федерации 1999 года[4].

Премии и призы на фестивалях[править | править код]

  • За роль в фильме «Моонзунд» (1987 год) — Серебряная медаль имени А. П. Довженко;
  • «Зелёное яблоко — Золотой листок» — профессиональная премия за лучшую мужскую роль;
  • Приз Кинопрессы — лучшему актёру года;
  • Гран-при фестиваля «Кинотавр» за лучшую мужскую роль;
  • Профессиональная кинематографическая премия «Ника» 1997 года за лучшую мужскую роль («Кавказский пленник»);
  • Приз за лучшую мужскую роль на международном кинофестивале «Балтийская жемчужина» — 1997 год («Кавказский пленник»);
  • Российская независимая премия «Триумф» — за выдающийся вклад в отечественную культуру (1996 год);
  • Приз «Золотой Овен» по итогам года — «Универсальному актёру — лидеру кинематографического поколения» (1996 год).

Театральные и ведомственные награды[править | править код]

  • За роль в спектакле «Калигула» (1990 год) — премия и диплом Фестиваля «Московские сезоны»;
  • За роль в спектакле «Когда она танцевала» (1991 год) — премия Британской Академии Театральных Искусств имени Лоренса Оливье за 1992 год.
  • За роль в спектакле «N» (1993 год) — театральная премия «Хрустальная роза Виктора Розова».
  • За театральный проект «Тысяча девятисотый» — ежегодная театральная премия «Московского комсомольца» за 2008 год в номинации «мэтры»[47].
  • Золотая медаль имени Льва Николаева (2015) — за существенный вклад в просвещение, популяризацию достижений науки и культуры.

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Лындина Э. Олег Меньшиков. М.: Панорама, 1999. — 496 с. — ISBN 5-85220-441-2 («Мир кино») — рецензия; переиздания: М.: Алгоритм, 2002. — 320 с. — ISBN 5-9265-0052-4; М.: . Эксмо, 2002. — 512 с. — ISBN 5-699-00975-2; 2005 — ISBN 5-699-09300-1

Ссылки[править | править код]

  • Неофициальный сайт Олега Меньшикова
  • Олег Меньшиков на сайте Театра имени Ермоловой
  • Олег Меньшиков на сайте ГИТИСа
  • Олег Меньшиков // Энциклопедия «Кругосвет».

Источник

Биография Олега Меньшикова

Олег Евгеньевич Меньшиков – один из самых непредсказуемых и «закрытых» актеров, чья игра никого не оставляет равнодушным. Его прославила роль Костика из еще советской музыкальной драмы «Покровские ворота».

Зрители помнят его по ролям барона де Сигоньяк из «Капитана Фракасса», Синицына из мелодрамы «Мой любимый клоун», НКВДшника Мити из «Утомленных солнцем» и прапорщика Сани из «Кавказского пленника». Остап Бендер, доктор Живаго, Эраст Фандорин… Какие еще звездные роли были в фильмографии Меньшикова и каким был путь актера к славе?

Детство

Олег Меньшиков не любит давать интервью, поэтому нам мало что известно о его детстве. Родился он в подмосковном Серпухове 8 ноября 1960 года. Папа актера был военным инженером, а мама трудилась невропатологом.

После рождения сына семье выделили «хрущевку» неподалеку от Каширского шоссе. Здесь, на юге столицы, в районе Коломенского, и прошли детство и ранняя юность актера. В 1967 году он отправился в первый класс общеобразовательной школы №866, за партами которой прилежно просидел все 10 лет. Учился хорошо, отличником не был, но обостренное самолюбие не могло позволить ему хватать тройки. Параллельно он посещал музыкальную школу (класс скрипки).

Одноклассница актера Мария Копосова вспоминала, что с первых лет учебы все девочки класса были без памяти влюблены в Олега. Он был красив, вежлив, остроумен и всегда опрятен, мог удивить какой-нибудь музыкальной импровизацией. Вместе с тем он был весьма обидчив и, хотя относился ко всем с симпатией, вел себя сдержанно. Например, когда в начальных классах к нему за парту подсадили девочку, он провел мелом черту на середине и следил, чтобы соседка ее не пересекала.

Читайте также:  Кристина орбакайте биография личная жизнь фото

Страстью Олега Меньшикова в школе стала оперетта. Он два раза в неделю ездил на спектакли Театра оперетты. «Графа Люксембургского» и «Марицу» он посмотрел несколько раз. Увлечение опереттой привело к тому, что в выпускных классах Олег начал ставить спектакли. Он сделал пьесу к Новому году, куда включил отрывки из своих любимых оперетт. А соединял любимые спектакли он собственными литературными опусами с музыкой.

Он был у нас объединяющим началом. Большую роль в этом сыграли его музыкальные способности. Во многих классах и кабинетах у нас стояло фортепьяно. На переменах Oлeг Меньшиков садился и начинал играть, играл с огромным удовольствием. Мы подпевали. Вокруг него группировались разные ребята – отличники, хулиганы, лентяи, спортсмены. Он ладил со всеми, никогда не дрался. Вообще трудно себе представить, что на него кто-то мог поднять руку! На Меньшикова – да никогда! Он так и остался – особенным

,

Годы студенчества

Талант Меньшикова как актера был замечен в девятом классе. Вместе с родителями молодой человек пришел на свадьбу девушки, чья мама была художницей по костюмам в Малом театре. На торжестве он словно превратился в человека-оркестра: играл на фортепиано, аккомпанировал танцорам и певцам. Среди гостей оказался преподаватель Высшего Театрального училища имени Щепкина Владимир Монахов. Он неотрывно наблюдал за мальчиком, а в конце вечера пригласил Олега на прослушивание.

Меньшиков представил педагогу «Желания славы» Александра Пушкина. «Конечно, это было несовершенно, да и откуда взяться совершенству в его возрасте? Но главным было то, что в эти минуты я видел, как Олег сам становится поэтом. Я понял, что он одарен актерски. И одарен незаурядно. Он напоминал мне Жерара Филипа, великого романтика, принца французской сцены и экрана…» – вспоминал Монахов.

Когда в 1977 году Меньшиков получил школьный аттестат, вопрос «Кем быть?» перед ним не стоял. Он подал документы в «Щепку» и поступил с первого раза. Его зачислили на курс ректора училища, Николая Афонина. Внимание к талантливому мальчику было приковано уже с первого курса. Олег с однокурсниками постоянно создавал различные юмористические номера, а студенческие капустники с Меньшиковым в училище запомнили на долгие годы. Тонкий юмор и наблюдательность юного актера помогали воплощать на сцене забавные события из жизни вуза.

На выпускном курсе Олег Меньшиков сыграл в спектакле «Нашествие», который поставил Николай Агафонов. Причем главная роль писалась именно для Олега, но сам он попросился на второстепенного персонажа. «Он играл чванливого, туповатого, самоуверенного офицера с тайной иронией, и очень точно по рисунку», – вспоминал режиссер спектакля, – В результате Олег создал шедевр. Я и тогда не боялся этого слова, отмечая его работу, и теперь смело повторяю. Все училище сбегалось посмотреть Меньшикова в роли Вернера, так было интересно наблюдать за ним».

После окончания театрального, в 1981 году, Меньшиков пошел служить в Малый театр, а через год перешел в театр Советской армии.

Первые роли в кино

Дебют Олега Меньшикова в кино пришелся на 1980 год. Сыграл он Шурку из драмы «Жду и надеюсь» Сурена Шахбазяна. На съемках этой картины талант Олега заметил режиссер Роман Балаян. По просьбе Сурена он отсмотрел отснятый материал, оказался жутко недоволен игрой Меньшикова и почти уговорил режиссера поменять актера, но перед этим решил сам навестить Меньшикова в гримерной.

«Смотрю, там сидит какой-то молодой человек, играет на гитаре, поет и пританцовывает. Делал он это, надо отметить, замечательно», – вспоминал Балаян, пораженный отличием Меньшикова «в динамике» от того, каким он получился на пленке. – Просто его неудачно сняли. Так бывает в кино. А что было бы, если бы я не увидел его в гримерке?».

Через 10 дней после начала съемок «Жду и надеюсь» Балаяну позвонил Никита Михалков и попросил его выслать ему Меньшикова для съемок в картине «Родня» с Нонной Мордюковой и Светланой Крючковой.

Следующей ролью Олега Меньшикова стал Сергей Синицын из драмы о кризисе среднего возраста «Полеты во сне и наяву» Романа Балаяна. Изначально его персонаж был прописан в сценарии невнятно, но впоследствии был укрупнен – бойко ухаживал за девушкой Алисой (Елена Костина) и клал влюбленного в нее главного героя (Олег Янковский) на лопатки.

«Покровские ворота»

Михаил Козаков уже почти утвердил актерский состав мелодрамы «Покровские ворота», рассказывавшей о жизни столь непохожих людей в пределах одной коммунальной квартиры. Был найден поэт и ценитель женской красоты Велюров (Леонид Броневой), и меланхоличный интеллигент Равикович (Лев Хоботов), однако на роль молодого «прожигателя жизни» Костика Козаков не нашел никого.

Он уже испытал полтора десятка актеров, но никто не подходил. Козаков уже отчаялся, когда на помощь ему пришла супруга, случайно увидевшая по телевизору первый фильм с Меньшиковым – «Жду и надеюсь». Молодой актер ей понравился, она записала его имя и посоветовала супругу. И как только Олег появился на съемочной площадке, всем стало ясно – вот тот самый Костик.

Интересно, что в это время Меньшикова утвердили на роль в картине «Частная жизнь» Юлия Райзмана, но режиссеры договорились, что Меньшиков все-таки останется в «Покровских воротах».

Фильм был снят по одноименной пьесе Леонида Зорина – пьесе автобиографичной, однако даже самый дотошный зритель не нашел ни единого зазора между автором и героем Меньшикова. Долгое время после премьеры Олега воспринимали исключительно как Костика, олицетворявшего собой беззаботный дух молодости. И сегодня этот образ многие считают одним из самых удачных в фильмографии Меньшикова.

После первого триумфа режиссеры начали наперебой звать Меньшикова к себе. В 80-х годах актер играл самые разноплановые роли: был и романтическим героем в ленте «Капитан Фракасс», и рассеянным волокитой в картине «Володя большой и Володя маленький», и морским офицером в фильме «Моонзунд».

Удачно в это время складывалась и театральная карьера. Меньшиков сыграл одну из самых заметных ролей – Ганечку в «Идиоте», в 1985 году оставил Театр Советской Армии, далее работал в театре имени Ермоловой, куда перешел вместе с Татьяной Догилевой и Александром Балуевым.

Олег Меньшиков никогда не боялся сложного материала, однако его настрой был сломлен руководителем театра Валерием Фокиным. Вскоре после неприятности с постановкой по Набокову «Приглашение на казнь» (Меньшиков, жаждущий сыграть Цинцинната, отказался от роли Пьера и в итоге не участвовал в спектакле вообще), актер покинул театра и разорвал отношения с бывшими коллегами. Позже он перешел в театр им. Моссовета, где был занят в постановке «Калигула» (1990).

Читайте также:  Сергей соколов биография личная жизнь

90-е годы

В 90-х Олег Меньшиков работал в многочисленных театральных антрепризах. И здесь его ждала удача: за роль Есенина в постановке «Когда она танцевала» актера наградили премией Лоуренса Оливье Британской академии искусств. Ему посчастливилось играть вместе с Ванессой Редгрейв. К слову, когда в России произошел августовский путч, актеру предложили стать подданным Британии, но он отказался.

В кино актер снимался уже реже. Он тщательно отбирал и сами роли, и режиссеров, так что каждая его новая работа становилась событием. Именно он, по мнению многих критиков, вытянул картину «Дюба-дюба» Александра Хвана (1992) – ленту даже номинировали на золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля.

Через два года Меньшиков сыграл одну их своих самых сильных ролей – Митю в «Утомленных солнцем» Никиты Михалкова – в прошлом интеллигента, затем солдата, иммигранта поневоле, участника белого движения и, наконец, НКВДшника, приехавшего арестовать Сергея Котова.

Олегу удалось создать сложный и противоречивый образ человека, который опустошен местью: его вырвали из дома, отобрали его любимую женщину, разрушили его жизнь, погрузив в боль и отчаяние.

Лента с участием Меньшикова, Никиты Михалкова, 7-летней дочери режиссера Нади, Ингеборги Дапкунайте, Вячеслава Тихонова и целой плеяды других замечательных актеров была удостоена «Оскара» как лучший фильм на иностранном языке.

Следом – еще одна неоспоримая удача: прапорщик Саша Костылин из «Кавказского пленника» Сергея Бодрова, современной адаптации одноименного рассказа Льва Толстого. Вместе с сослуживцем Иваном Жилиным (Сергей Бодров-младший) он попадает в чеченский плен. Картина получила номинации на «Оскар» и «Золотой глобус», а режиссер и ключевые актеры были удостоены премии «Ника» (всего же лента собрала 5 статуэток «Ника» из семи номинаций), а Бодров и Меньшиков получили приз Кинотавра в номинации «Лучшая мужская роль».

В 1998 году вновь последовала совместная работа с Никитой Михалковым. На этот раз Меньшиков исполнил главную роль в фильме «Сибирский цирюльник». Как всегда – работа на высшем уровне. Роль юнкера Андрея Толстого Михалков и сценарист Рустам Ибрагимбеков писали специально для него. В той же ленте он играл героя на 20 лет моложе его реального возраста – 18-летнего кадета-американца Эндрю Маккрекена, потомка Андрея Толстого. По признанию зрителей, это была первая столь возвышенная и романтичная роль актера.

О своем герое сам Меньшиков в одном из своих немногочисленных интервью говорил следующее:

Ценность его в том, что это человек, который сумел не изменить себе. Вроде бы слова такие ничего не значащие, но значение у них огромное… Человек, который прожил свою жизнь так, как должен был прожить. Я лично не знаю таких людей.

В 1999 году актер вместе с Катрин Денев и Сандрин Боннэр снялся в драме российско-французского производства «Восток-Запад», где сыграл советского репатрианта Алексея Головина. Фильм был номинирован на «Оскар».

Новый век

В 2000 году Меньшиков сам посидел в режиссерском кресле, результатом чего стал фильм-спектакль «Горе от ума» по Грибоедову, в котором он сам предстал в роли Александра Чацкого.

В драме Филиппа Янковского «Статский советник» по мотивам романа Бориса Акунина Меньшиков исполнил главную роль – статского советника Эраста Фандорина.

Затем он попробовал себя в роли Великого комбинатора в очередной экранизации романа Ильфа и Петрова «Золотой теленок» (режиссер Ульяна Шилкина). Увы, проект не «выстрелил» и на актера, не избежавшего сравнений с Андреем Мироновым и Арчилом Гомиашвили, обрушился шквал критики.

«Остап Бендер – один из самых ярких и неоднозначных типажей в отечественной литературе XX века. Об этом свидетельствует хотя бы то, насколько разные артисты воплощали его образ на экране. Роль Остапа Бендера – это не просто возможность воскресить в памяти зрителя текст романа Ильфа и Петрова, который, я уверен, так же остроумен и актуален сегодня, как и полвека назад, но и профессиональный вызов. Очевидно, что нынешний Бендер не может быть точно таким же, как и первый Остап российского кино, блистательно сыгранный Сергеем Юрским. Существует мнение, что телевизионный формат не достаточно хорош для серьезного актера театра и кино, но я так не думаю. Ведь все зависит от материала. В этом смысле Остап Бендер близок мне как минимум одним качеством – авантюризмом», – рассказывал о своем герое Олег Меньшиков.

Следующая довольно интересная и сложная роль последовала в сериале «Доктор Живаго» по роману Бориса Пастернака, где Меньшиков вновь сыграл главную роль. Примечательно, что сниматься в «Живаго» он не желал, и переубедить его смог лишь режиссер Александр Прошкин, обвинивший его в «простаивании таланта» в длинном письме.

В 2010 году актера можно было видеть в проекте «О чем говорят мужчины» Леонида Бараца и компании – он появился в врезке «Сто умных мыслей от ста умных мужчин».

Далее же последовали съемки в продолжении эпопеи «Утомленные солнцем» Никиты Михалкова. «Сиквел» легендарной картины вышел аж в трех экземплярах: «Предстояние» (2010), «Цитадель» (2011) и сериал «Утомленные солнцем» (2011). Однако отзывы на «грандиозное возвращение» были выдержаны в яростно-негативном ключе.

В 2012 году Меньшиков сыграл «отца русского хоккея», тренера Анатолия Тарасова, в биографической ленте о Валерии Харламове «Легенда №17». Фильм вмиг сделал Данилу Козловского звездой первой величины, а работу Меньшикова назвала «грандиозной» дочь тренера Татьяна Тарасова.

В 2016 году Меньшиков появился в образе полковника Лебедева в ленте Федора Бондарчука «Притяжение» с Ириной Старшенбаум и Александром Петровым. Многие зрители, например, видеоблогер Евгений Баженов, недоумевали, как столь разборчивый и искусный актер согласился участвовать в откровенно некачественной, сырой молодежной фантастике о вторжении инопланетян в Чертаново.

Личная жизнь Олега Меньшикова

Личная жизнь Олега Меньшикова всегда была тайной покрытой мраком. Из-за чрезмерной закрытости актера фанаты часто сомневались в его традиционной сексуальной ориентации, однако эти слухи оказались беспочвенными. В 2005 году 43-летний актер втайне женился на 24-летней актрисе Анастасии Черновой. Супруги счастливо живут и сохраняют в неприкосновенности свою частную жизнь.

Познакомились они в 2003 году, на концерте Михаила Жванецкого, приуроченному ко Дню святого Валентина.

Детей у пары нет, однако летом 2013 года папарацци засекли Анастасию с мужем в Перинатальном центре, где занимаются вопросами искусственного оплодотворения.

Актер любит футбол, иногда принимает участие в любительских матчах фестиваля «Черешневый лес», будучи верным амплуа полузащитника.

Олег Меньшиков сейчас

В августе 2017 года актера можно было видеть в блокбастере «Гоголь. Начало» – мистическом детективе о жизненном пути Николая Васильевича Гоголя. Фильм представил новое видение классика в исполнении Александра Петрова. Олег Меньшиков же предстал в образе эксцентричного пижона-следователя Якова Гуро, с упоением потрошащего трупы.

Источник