Матлюба алимова биография личная жизнь фото
Биография
Узбекистан – Россия – Узбекистан. Затем снова Россия, а потом – опять родной Узбекистан. В первый раз Матлюба Алимова приехала в Москву, движимая мечтой об актерстве. Во второй – чтобы как-то прожить. И всегда возвращалась назад. Любимица миллионов, одна из самых экзотически красивых артисток Советского Союза на пике популярности не знала отбоя от поклонников и ролей, а в итоге какое-то время вынуждена была перебиваться случайными заработками.
Детство и юность
12 августа 1954-го в Андижане, городе, подарившем миру поэта Мухаммада Юсуфа, хирурга Рената Акчурина, командира Валентина Комарова, на свет появилась девочка, которая позднее оказалась объектом восхищения советских граждан.
Матлюба Алимова в молодости
И хотя многие из них потом, ориентируясь на главные роли Матлюбы (Матлубэ), не сомневались, что она действительно цыганка, на самом деле ее отец Фархат узбекской национальности, а предками матери являлись и немцы, и поляки, и грузины, и русские. Вероятно, результатом смешения такого немалого количества кровей и стала необычная чувственная внешность актрисы.
Родители познакомились случайно – в башкирской столице Уфе во время прохождения срочной службы солдат Алимов страстно влюбился в белокурую красавицу. И увез к себе на родину – создавать семью и воспитывать детей. Но многочисленная родня воспротивилась «чужой», и вскоре, несмотря на трех дочерей (Матлюба – средняя из них), супруги развелись.
«Когда мама отправила папу к другой жене, мы, все три сестры, взяли сторону мамы. Но на отца никогда обиды не было. Папа всегда хорошо к нам относился, так что моя душа сейчас свободна от злобной памяти», – рассказывала актриса Татьяне Устиновой.
Интервью, где Алимова делилась неизвестными фактами своей биографии и редкими фотографиями с писательницей, произошло на телевизионной программе «Мой герой» в апреле 2017-го.
Матлюба Алимова в программе «Мой герой»
В молодые годы Матлюба и не догадывалась о собственной привлекательности – мальчишки то и дело обижали и подтрунивали над соседкой, а в школьном кабинете, когда шла перекличка, все оборачивались посмотреть, на месте Алимова или нет.
По личному комментарию, ощущение себя «гадким утенком» – это следствие детского сада, вернее, инцидента, когда ее до рыданий и внутренней ломки довели нравоучения суровой воспитательницы в присутствии остальных малышей. То, что что-то в ней изменилось, девушка осознала в 9-м классе, когда, вытянувшись за лето до роста 176 см, столкнулась в коридоре с двоечником и модником Сашкой Самойленко – парень чуть шею не сломал.
Матлюба Алимова
Узбекистан ее детства – цветущие вишни весной, красные маки, мята, разноцветье трав, солнце и неизменный гул от пчёл. И, конечно, тутовник – лакомство для ребят. С ранних лет Матлюба всегда могла придумать себе занятие самостоятельно – шила наряды для кукол, играя с водой, представляла, что это водопады, а добавив вокруг немного цветов, фантазировала о сказочном мире.
В среднем учебном заведении предпочтение отдавалось исключительно русскому и литературе, которые вела «прекрасная душа» – классный руководитель Василина Петровна.
Актриса Матлюба Алимова
Серьезное решение – поступать в столичный театральный институт – пришло неосознанно, как будто сверху направили на истинный путь. Плюс – доверие матери, не ставшей препятствовать дочери. В то время старшая сестра уже жила в Москве с семьей, и Матлюба остановилась у нее. Документы подавала в единственный вуз – ВГИК, выучив для вступительного экзамена монолог Земфиры из «Бахчисарайского фонтана».
К концу 1-го курса студентку Алимову отчислили – за профнепригодность. Но вскоре вернули обратно. А потом пришел обожаемый Алексей Баталов, кардинально перевернувший жизнь и работу в институте.
Фильмы
Дебют в кино пришелся на 1979-й. Алимовой доверили роль в пушкинских «Маленьких трагедиях», где ее партнерами значились признанные мэтры – Иннокентий Смоктуновский, Сергей Юрский, Владимир Высоцкий. Рассказывая о сотрудничестве с последним, Матлюба Фархатовна вспоминала:
«Он не фальшивит, открыт на всю катушку. Не было такого, чтобы он был как-то надут или нес себя – ни секунду, мне было с ним легко, как будто давно работаем вместе».
Матлюба Алимова в фильме «Цыган»
В том же году на экраны вышел «Цыган» и принес начинающей актрисе бешеную всесоюзную популярность. В том числе признание «своей» среди кочевого народа. Чтоб не разочаровать многомиллионную советскую аудиторию, режиссер даже решился на изменение финала – Будулай, как известно, вернулся.
Впрочем, в фильмографии артистки немало работ, где она перевоплощалась не только в цыганок – в «Василии Буслаеве» она византийская императрица, в «Изобретателе фараона» – египетская царица. Снималась Матлюба активно и много до лихих 90-х.
Матлюба Алимова в фильме «Василий Буслаев»
После развала страны Алимова уехала на родину и занялась реставрацией национальной старинной вышивки. Ее пропажу с телеэкранов некоторые СМИ и зрители связывали с алкоголизмом и нищенствованием, но эта информация далека от истины.
Когда это дело перестало приносить прибыль, а квартира на окраине Ташкента оказалась арестована в виду неуплаты коммунальных услуг, женщина снова подалась в Москву. От охватившего отчаяния помог найти путь московский священник. Вскоре Матлюба решилась на принятие православия. Но даже в минуты душевного надлома ей и в голову не приходила мысль поступиться своими принципами и согласиться на роль не по душе – такова «баталовская» выправка.
Матлюба Алимова в купальнике
В нулевых она вернулась к съемкам, сыграв в «Балладах о гусарах» и «Тарасе Бульбе», посещала кинофестивали. Например, в 2003-м на «Киношоке» от нее не могли оторвать взгляд не только на официальном приеме, но и на пляже, где она была в белоснежном купальнике.
Личная жизнь
Матлюба рано вышла замуж – когда только-только начала осваивать азы любимой профессии. Главный наставник Алексей Баталов никак не прокомментировал новость о замужестве студентки-отличницы, а просто смерил взглядом. Но девушку захлестнули сильные чувства, устоять перед которыми не смогла, к Мурату Ахметову.
Матлюба Алимова в 2018 году
За 3 года брака от них ничего не осталось. И виной тому – беспричинная ревность супруга, приведшая к разводу. В дальнейшем красавица получала немало предложений руки и сердца, но на вопросы о личной жизни отвечала лаконично:
«Моего первого опыта хватило, чтобы не захотеть замуж во второй раз».
Матлюба Алимова сейчас
Матлюба Фархатовна охотно принимает приглашения поговорить по душам с журналистами, приезжая специально для этого из Ташкента, например, с Юлией Меньшовой в «Наедине со всеми» или с Андреем Малаховым в «Сегодня вечером».
Матлюба Алимова в программе «Наедине со всеми»
Женщина также занимается дизайном, изредка соглашается на съемки в кино: к началу 2019-го последней работой значились «Мухаморы» 3-летней давности.
Фильмография
- 1979 – «Маленькие трагедии»
- 1979 – «Цыган»
- 1983 – «Василий Буслаев»
- 1983 – «Сказка о Звёздном мальчике»
- 1986 – «Возвращение Будулая»
- 1989 – «Маленький человек в большой войне»
- 1991 – «Дикое поле»
- 1992 – «Снайпер»
- 1992 – «Они»
- 1993 – «Красный поезд»
- 2005 – «Баллады о гусарах»
- 2009 – «Тарас Бульба»
- 2010 – «Подарок судьбы»
- 2010 – «Точка кипения»
- 2016 – «Мухаморы»
Матлюба Алимова
Матлюба Фархатовна Алимова (Матлубэ Ахметова). Родилась 12 августа 1954 года в Андижане (Узбекская ССР). Советская, узбекская и российская актриса. Исполнительница роли Насти в фильме «Цыган».
Матлюба (Матлубэ) Алимова родилась 12 августа 1954 года в узбекском городе Андижан.
Отец – Фархат Алимов, по национальности узбек.
Мать имеет русские, грузинские, немецкие и польские корни.
У нее есть две сестры.
Ее родители познакомились в Уфе, откуда родом мать. Отец же проходил там срочную службу. Когда он привез свою жену в Андижан, то родственники восприняли невестку в штыки из-за ее неузбекской национальности. Они не смирились с выбором и регулярно приводили отцу Матлюбы других невест. В итоге у отца все-таки появилась другая семья. Ее родители расстались.
Однако на отца девушка зла не держала. Она говорила: “Когда мама отправила папу к другой жене, мы, все три сестры, взяли сторону мамы. Но на отца никогда обиды не было. Папа всегда хорошо к нам относился, так что моя душа свободна от злобной памяти”.
Узбекского языка она не знает. По ее словам, это из-за того, что в детстве ее очень часто обижали сверстники-узбеки.
После окончания школы с первого раза поступила во ВГИК. Изначально училась на курсе Бориса Бабочкина. Но после первого года обучения решением мастера курса Алимову в числе ещё семерых сокурсников выгнали за профнепригодность. Она вспоминала: “У меня был маленький платочек, я утирала им слёзы, выжимала и снова вытирала слезы. А вскоре Борис Андреевич скончался, и нас четверых, кто не перевёлся на другие факультеты, восстановили”. Ее новым мастером курса стал Алексей Баталов. И у него ранее профнепригодная Матлюба Алимова стала отличницей.
В 1978 году окончила актерский факультет ВГИКа, мастерская А. Баталова.
С 1978 года – актриса киностудии «Узбекфильм».
В кино дебютировала еще будучи студенткой – в 1975 году сыграла небольшую роль в фильме «Баллада о белогривой».
Первой заметной работой стала роль Лауры в «Маленьких трагедиях» режиссёра Михаила Швейцера. Партнёром Матлюбы стал Владимир Высоцкий. Она запомнила съемки на всю жизнь. Матлюба Алимова говорила: “У меня был трепет: главное, чтобы я своей игрой ничего в фильме не испортила. С Владимиром Семёновичем мне было легко. Мы с ним быстро перешли на “ты”, и это как-то получилось само собой”.
Матлюба Алимова в фильме “Маленькие трагедии”
В 1980 году сыграла свою первую главную роль – Малику – в мелодраме Зиновия Ройзмана «В стремнине бешеной реки».
Матлюба Алимова в фильме “В стремнине бешеной реки”
По-настоящему широкая известность и любовь зрителей пришли к ней после роли цыганки Насти в телеэпопее про Будулая – фильмах «Цыган» и «Возвращение Будулая».
После роли Насти в «Цыгане» она – узбечка – стала своей для цыган. Актриса вспоминала: “Когда я видела на улице цыган, сразу переходила на другую сторону улицы. Сказать, что они меня полюбили – ничего не сказать. Цыгане меня своей считали. Так и говорили: «Настя, ты наша». Надо хорошо знать эту нацию, чтобы понять: такие слова дорогого стоят. Цыгане чужаков не признают и своими просто так не называют”.
Матлюба Алимова в фильме “Цыган”
1980-е стали пиком карьеры актрисы. Она сыграла заметные (часто – главные) роли в лентах «Встреча у высоких снегов» (Зебо), «Василий Буслаев» (Ирина), «Жаркое лето в Кабуле» (Сухейль), «О том, чего не было» (Матлюба), «Восточный коридор, или Рэкет по…» (Линда), «Дикое поле» (Фатима).
Матлюба Алимова в фильме “Дикое поле”
Распад СССР и кризис отечественного кино сказался и на судьбе Матлюбы Алимовой. Работы на экране не стало. В 1990-е она занималась реставрацией бухарских и шахрисабских вышивок, чтобы заработать деньги.
В 2000-е исполнила несколько небольших ролей в фильмах и телесериалах. Снялась в картинах «Баллады о гусарах», «Закон и порядок: Отдел оперативных расследований -1», «Тарас Бульба», «Подарок судьбы», «Судмедэксперты», «Мухаморы» и др.
Живет в Москве.
Матлюба Алимова. Мой герой
Рост Матлюбы Алимовой: 173 сантиметра.
Личная жизнь Матлюбы Алимовой:
Один раз была замужем. Детей нет.
Бывший муж – Мурат Ахметов, наполовину русский, наполовину казах. Познакомились во ВГИКе. Мурат был студентом режиссерского факультета. Как говорила Матлюба, она выходила замуж по большой взаимной любви. Однако брак не сложился. Муж был очень ревнив. Она вспоминала: “Чудовищно ревнив. Причем абсолютно без повода. Он постоянно во мне сомневался, цеплялся к каждой ерунде, все время пытался уличить в какой-то мнимой измене. Самый невинный мужской взгляд в мою сторону приводил его в бешенство. А мне приходилось оправдываться. Мерзко, унизительно, несправедливо!”.
В итоге брак распался. О своем бывшем муже Матлюба вспоминает редко, даже не интересовалась его дальнейшей жизнью. “Мурат сильно постарался, чтобы испортить наши отношения. Я человек преданный, мягкий, и меня надо действительно очень жестоко обидеть, чтобы выпасть из моей жизни навсегда”, – говорила она.
Опыта, полученного в браке, ей хватило, чтобы не захотеть идти замуж во второй раз.
В последние годы она обратилась к вере – во многом из-за неудач в личной жизни. “Не было бы духовной жизни, я давно бы спилась или в петлю влезла”, – признавалась она.
В какой-то момент, когда у актрисы не было жилья, ее приютил настоятель московского храма Святых Ирины и Екатерины. “Отец Тихон, игумен Сретенского монастыря – ВГИКовец. Мой однокурсник Леонид Каюров учился в семинарии с Андреем Кураевым, он священник”, – делилась она.
Все предки Алимовой были мусульманами, но самой ей ислам не по душе. Матлюба Алимова поясняла: “Мне тесно там. Мне неинтересно, меня сжимает все, сдавливает”.
Фильмография Матлюбы Алимовой:
1975 – Баллада о белогривой
1976 – Седьмой джинн – эпизод (нет в титрах)
1979 – Цыган – Настя, цыганка
1979 – Маленькие трагедии – Лаура
1980 – В стремнине бешеной реки – Малика
1981 – И с вами снова я… – цыганка Таня
1981 – Встреча у высоких снегов – Зебо, жена Ураза
1982 – Сегодня и всегда (Имрӯз ва ҳамеша) – Парвина
1982 – Василий Буслаев – Ирина, императрица византийская
1983 – Сказка о Звёздном мальчике – ясновидящая и цыганка
1983 – Жаркое лето в Кабуле – Сухейль, молодой врач, выпускница мединститута
1984 – Фраги – разлученный со счастьем – эпизод
1985 – Возвращение Будулая – Настя (как Матлюба Ахметова)
1986 – О том, чего не было – Матлюба
1989 – Шакалы – Шабатаева
1989 – Маленький человек в большой войне – мать
1990 – Восточный коридор, или Рэкет по… – Линда
1991 – Дикое поле – Фатима
1992 – Снайпер – секретарша Саланте (в титрах – Матлюба Ахметова)
1992 – Они
1992 – Изобретатель фараона
1993 – Красный поезд (Qırmızı qatar)
2002 – Товарищ Бойкенджаев (Ўртоқ Бойкенжаев) – Умарова
2005-2007 – Баллады о гусарах – цыганка Зара
2007 – Закон и порядок: Отдел оперативных расследований -1 – мать Луизы (нет в титрах)
2008 – Талгат Нигматулин. Притча о жизни и смерти (документальный)
2008 – Алексей Баталов. Дорогой наш человек (документальный)
2009 – Тарас Бульба – служанка Эльжбеты, татарка
2009 – Подарок судьбы – цыганка
2010 – Точка кипения – 1-ая жена Бахтияра
2010 – Судмедэксперты – Стелла Гулиева
2016 – Мухаморы
Приветствую всех читателей и посетителей своего канала. Подписывайтесь, чтобы иметь в своей ленте интересные материалы
Яркой, экзотической красотой актриса обязана смешению многих кровей – её отец был узбеком, а в мамином роду были и немцы, и поляки, и русские, и грузины. Когда она появилась на свет, папа назвал её красивым именем Матлубэ, что в переводе – желанная.
Она и была очень желанным ребёнком для родителей, потом – желанной женщиной для мужчин, но из-за резкого, бескомпромиссного характера не сумела устроить свою судьбу и закрепить успех в карьере.
Матлюба с детства была очень красивой девочкой, но с несколько необычной внешностью для Андижана, в котором родилась и выросла. Она хотела быть артисткой, уехать из родного города, вырваться вообще из Узбекистана – её манила Москва.
В старших классах девочка очень вытянулась (рост 176 см), стала тоненькой, как тростинка, её красота так расцвела, что мальчишки сворачивали головы, глядя ей вслед. Получив аттестат, Матлубэ отправилась покорять отечественный кинематограф, и с первого раза поступила во ВГИК.
Её самостоятельная жизнь начала именно так, как она и мечтала – с большой любви. Девушка познакомилась с казахом Муратом Ахметовым – он учился на режиссёрском факультете. Начался бурный, продолжительный роман, и через год влюблённые решили пожениться.
После свадьбы молодым выделили отдельную комнату в институтской общаге, а ещё через два-три месяца все соседи стали свидетелями их шумных скандалов с битьём посуды.
Парень оказался патологически ревнив, мог вскипеть от любого случайного взгляда, брошенного на его красавицу-жену. Все увещевания и клятвы Матлюбы были тщетными, тем более её ещё в ВУЗе стали приглашать на съёмки, и она иногда приезжала домой за полночь. В гневе Мурат был неуправляем – в некоторых случаях доходило до рукоприкладства, но девушка терпела, любила очень.
«А я по натуре верная и преданная. До неприличия. Даже мысли дурной не допускала» – рассказывала актриса.
Она сделала в этом браке несколько абортов – негде и не на что было жить с ребёнком, оба были ещё студентами; и потом больше не смогла забеременеть. Они с трудом протянули 3 года, и в конце концов развелись. Горького опыта этого брака хватило Алимовой на всю жизнь – она так и не решилась больше переступить порог ЗАГСа.
Зато, как казалось сначала, ей повезло с карьерой, старт был ярким и стремительным – сразу после получения диплома её пригласили на роль Лауры в «Маленькие трагедии», где партнёром был Владимир Высоцкий.
Девушка неплохо справилась с задачей, и её мгновенно утвердили на роль Насти в сериале «Цыган». Эта работа стала судьбоносной для актрисы, она принесла ей всесоюзную известность и любовь зрителей – даже цыгане принимали её за свою.
После такого успеха режиссёры завалили актрису интересными предложениями, снялась она через несколько лет в продолжении картины «Цыган», «Возращение Будулая».
За десятилетие Матлюба успела сняться в двадцати фильмах, а потом, в начале 90-х, приглашать вдруг резко перестали. А если и звали в мыльные оперы, она отказывалась – не могла играть в никчёмных фильмах, без сюжета и содержания. Начались новые времена, старое кино умерло, а в этом новом «ширпотребе» места для неё не нашлось.
Ахметова уехала в Ташкент, но и в «Узбекфильме», актрисой которого она считалась, для неё работы не нашлось. Она взялась за реставрацию старинных ковров ручной работы, благо обучаться не надо было – в восточных семьях это должна уметь каждая девочка.
Больших денег эта работа не приносила, актриса скучала по съёмкам в кино, мучилась от невостребованности, от невозможности реализовать свои стремления.
В те времена союзные республики отделялись, дошло до того, что в городах не стало продуктов, а если что-то и появлялось, многим не на что было это купить. К этому большинству принадлежала и Матлюба – настало время, когда её квартирку арестовали за неуплату коммуналки.
В отчаянии, на последние деньги, она уехала к сестре в Москву. В дороге мечтала, что, возможно, вернётся в кино, станет сниматься, не споря с режиссёрами и не отказываясь больше ни от каких предложений, и всё наладится. Но неудачи преследовали актрису, началось с того, что сестра ей не обрадовалась – сами ютились в тесной квартире, её только не хватало.
Всё же Матлюбе удалось уговорить родственницу потерпеть пару дней, пока она устроится на работу, и снимет комнату. Но и на «Мосфильме» она оказалась никому не нужна, попросту говоря – забыта. Ей улыбались, обещали золотые горы, и потихоньку подталкивали к дверям.
От сестры пришлось уйти – гордая Матлубэ не хотела быть приживалкой и нахлебницей. Жить ей было негде, и она поехала в Тверь, где уже много лет жила её вторая сестра и 80-летняя мама. Но и там ей оказались не рады – родня считала, что она тогда на съёмках заработала миллионы, все их разбазарила, с ними не поделилась, а теперь приехала давить на жалость.
Встретив такой «тёплый» приём, актриса вернулась в Москву, и нашла приют в келье Сретенского монастыря. Находясь в страшной депрессии, она приняла крещение, отказавшись от ислама, и обратилась к Богу.
«Если бы не игумен отец Тихон, я давно бы спилась, или в петлю влезла» – делилась Алимова.
Она попросила приюта на месяц, но прожила в предоставленной каморке долгих 6 лет. От безнадёжности начала ходить по различным ток-шоу, давала интервью в надежде, что заметят, позовут в кино.
Позвали, и даже предложили неплохие роли, хоть и небольшие. Матлюба снялась в нескольких фильмах, но заработанных денег хватило лишь на еду, и купить кое-что из одежды.
Она пыталась найти другую работу, всё равно какую, но без гражданства и регистрации никуда устроиться не могла. Можно было купить документы за 60 тысяч рублей – но ей негде было взять такие деньги, только заработать. В общем, получался замкнутый круг.
Последний фильм, в котором она снялась в 2010 году, «Точка кипения», принёс сущие копейки – раз от раза ей платили всё меньше. Больше предложений от режиссёров не поступало, и актриса вернулась в Ташкент, к своим коврам. Сейчас ей 65 лет, она живёт одна, получает пенсию, но не оставляет свои мечты – сниматься в кино и жить в России, пусть даже и не в Москве.
Спасибо, что читаете. Если материал понравился, отблагодарите автора лайком ????
Вам может быть интересно:
Как сейчас живёт и выглядит 54-летняя Валерия Голино – звезда фильмов «Человек дождя» и «Горячие головы»
Заслуженный отдых Владимира Гостюхина – дача в заповедных лесах Белорусской Швейцарии
«У нас с отцом девиз был: умри, но будь! – стараюсь следовать» – сегодняшняя жизнь 65-летней актрисы Елены Папановой