Машковская татьяна олеговна биография личная жизнь

– Татьяна Олеговна, вы руководите первым в России президентским кадетским училищем с самого его основания. Что доказало время: такие училища востребованы или нет?
– Необходимость создания президентских училищ была продиктована временем. И Министерство обороны России, исходя из государственных интересов, в 2010 году приступило к реализации уникального проекта – созданию в стране президентских кадетских училищ. Вначале в Оренбурге, а затем и в других городах стали открывать специализированные общеобразовательные учреждения пансионного типа для поддержки талантливых детей и подготовки всесторонне образованных и патриотически настроенных ребят для дальнейшей военной и гражданской государственной службы.
Сегодня в стране уже семь президентских училищ, где кроме общеобразовательных предметов особое внимание уделяют информационным и компьютерным технологиям, военному делу, иностранным языкам и, конечно же, спорту.
В масштабах всероссийского общего и военного образования президентские училища – это одни из лучших на сегодня учебных заведений с достойной, современной материальной и учебной базой, с новейшими технологиями, с высококвалифицированными кадрами.
– За счет чего это удается достичь? Ведь не секрет, что сегодня система общеобразовательной школы подвергается критике и оставляет желать лучшего?..
– Главным нашим успехом мы считаем создание работоспособного, творческого коллектива педагогов-единомышленников, способных решать самые трудные задачи. Одна из этих задач – максимальное использование всех имеющихся средств для эффективного образования и воспитания наших кадет. Добиваемся этого благодаря хорошо отлаженной системе взаимодействия с родителями, местными органами власти, военными частями, офицерским и педагогическим сообществом.
Инновационный подход к преподаванию – актуальное требование для любого современного педагога. Для наших педагогов это является обязательным! Например, такой известный всем учебный предмет как «Технология», мы преобразовали в курс робототехники и аудиовизуальных технологий. Эти курсы включены в обязательный учебный план и полностью являются авторскими. На занятиях кадеты изучают возможности компьютера, учатся работать в различных программах.
Авторские программы у нас активно используются по всем без исключения курсам дополнительного образования, включая физическую подготовку. Кстати, занятия по ней ведут выпускники Военного института физической культуры, кадровые офицеры вооруженных сил, прикомандированные к училищу. Помимо трех обязательных часов в неделю, кадеты в рамках дополнительного образования обязательно занимаются одним-двумя видами спорта.
Одной из наших визитных карточек является робототехника. Кадетские роботы участвуют в многочисленных соревнованиях и конкурсах. Их знают не только в России. Роботостроители с погонами Оренбургского президентского на третий год существования училища вошли в сборную страны и заняли шестое место на Всемирном фестивале робототехники в Джакарте. А через год съездили в индонезийскую столицу Куала-Лумпур!
Следующее отличие – каждый кадет 8 класса в течение учебного года обязательно пишет исследовательскую или проектную работу, которая потом проходит защиту перед экспертным советом, состоящим в основном из кандидатов наук. Таким образом, воспитанник учится публично выступать и отстаивать свою точку зрения, повышает собственную мотивацию к самообразованию и саморазвитию.
Восьмые-десятые классы летом проходят двухнедельную курсантскую практику в военных вузах страны. По решению Главного управления кадров Министерства обороны России кадеты ежегодно выезжают в 10-12 городов – Москва, Санкт-Петербург, Воронеж, Новосибирск, Серпухов, Челябинск… Они не раз бывали в Военном университете Министерства обороны России, Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского, Военно-медицинской Академии имени С. М. Кирова, Военной академии войск ПВО имени Маршала А. М. Василевского, Михайловской военной артиллерийской академии, Вольском институте Военной академии материально-технического обеспечения и других прославленных учебных заведениях.
Для 5 и 6 классов четыре года подряд уже действует военно-образовательный модуль «Передовой отряд» в форме военно-спортивной игры, к которой они готовятся весь год. Состязания включают в себя интеллектуальные, спортивные, военные и творческие задания, закладывающие основы знаний и навыков будущего офицера. Заканчиваются игры стрельбами на военном полигоне.
– Это происходит только с вашими кадетами, или вы взаимодействуете с другими училищами в рамках довузовского образования?
– Управление военного образования Главного управления кадров Министерства обороны России четко планирует нашу совместную деятельность. Руководители довузовских образовательных организаций регулярно встречаются, постоянно общаются, знают, что у кого происходит, что нового и интересного появилось, обмениваются опытом.
Все довузовские образовательные организации проходят внешнюю экспертизу качества знаний по физике, математике, русскому и иностранным языкам. Педагоги участвуют в конференциях и вебинарах. Ежегодно проходят специализированные сборы психологов, преподавателей-предметников, практико-ориентированные семинары…
Для воспитанников создано широкое поле деятельности во всех сферах образовательной, спортивной, творческой и научной жизни. Это и Спартакиада довузовских организаций, и всеармейские фестивали и чемпионаты, и конкурсы научно-исследовательских работ – всего не перечислишь… Плюс крупные всеармейские фестивали и олимпиады.
Наши кадеты очень много ездят по стране, я об этом уже говорила. Это положительно влияет на их развитие, помогает реализоваться, а педагогам позволяет расти профессионально, приобретать неоценимый опыт.
– Под Вашим началом педагогический коллектив, более трети которого составляют мужчины, офицеры запаса… Как Вам, единственной в Минобороны России женщине-руководителю мужской довузовской образовательной организации, удается ими руководить?
– Офицер запаса продолжает нести службу – теперь уже на другом фронте – воспитывая молодое поколение, будущих офицеров, передавая им знания и опыт.
Как учил Суворов: «Тщательно обучай подчиненных тебе солдат и подавай им пример!» Кадеты Оренбургского президентского каждый день видят перед собой живые примеры доблести и мужества. Восемь наших офицеров-наставников награждены государственными наградами – орденами Мужества, «За военные заслуги», «За заслуги перед Отечеством», медалью Суворова… Они участники боевых действий на Северном Кавказе, в Афганистане, Таджикистане. Один офицер принимал участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС…
Это их заслуга, что около 70 процентов наших выпускников выбрали дорогу в высшие учебные заведения Министерства обороны РФ, ФСБ, МВД и МЧС.
В канун Дня российской науки, который отмечается 8 февраля, у нас особенный гость – доктор исторических наук, профессор, начальник Оренбургского президентского кадетского училища Минобороны РФ Татьяна Олеговна Машковская.
Вряд ли ошибемся, если скажем, что именно Татьяна Машковская была одним из самых ярких и известных представителей региональной власти в Кузбассе, поэтому, когда в 2003 году она покинула этот пост, многие были, прямо скажем, очень удивлены. Сегодня Татьяна Олеговна снова связана с родным городом Кемерово – оказывает методическую помощь руководству и сотрудникам президентского кадетского училища, открытого в областном центре 1 сентября 2019 года. На этот раз ее визит в наш город связан с подготовкой и проведением в стенах Кемеровского президентского кадетского училища II Всеармейского чемпионата по шахматам среди обучающихся довузовских образовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации. Журналисту нашего издания удалось встретиться с Татьяной Машковской накануне соревнований и побеседовать за чашечкой кофе о жизни после Кузбасса, о том, кого она считает своими учителями, и, конечно, о любимой работе.
Всегда родной регион
– Татьяна Олеговна, в Кузбассе вы прожили практически 30 лет. Потом – Москва, Оренбург. Сейчас, хотя и с рабочими визитами, бываете в Кемерове. Где ваш «дом №1»?
– Самый мой любимый вопрос. До Оренбурга я ведь семь лет прожила в Москве. И, откровенно, даже тогда не собиралась возвращаться жить в Кузбасс, хотя связей с регионом никогда не теряла. Особенно – в первые годы после отъезда. В силу своего характера, искала интересные проекты, которые можно было бы запустить в Кузбассе, пыталась «достучаться» до региональной власти. Но – не сложилось.
А Оренбург… Я его полюбила всей душой. Это город, который дал мне новые крылья, новые возможности. В первую очередь, позволил выполнять суперответственное задание – создавать первое в стране президентское училище.
Когда мы открывали наше Оренбургское президентское кадетское училище, это было абсолютно новое дело, всё нужно было создавать с нуля. И оказанная на всех уровнях поддержка – это областная и городская власть, депутаты, педагогическое сообщество и, конечно, Министерство обороны Российской Федерации – дали возможность реализовать свои идеи, предложения, проекты. Всё это случилось в Оренбурге. Помню, поначалу губернатор Оренбургской области на мое: «ваш Оренбург», поправлял: «Татьяна Олеговна, теперь наш». И сегодня говорю совершенно искренне: я оренбуржец, и этим горжусь! Оренбург – мой дом. Хотя у меня нет там собственной квартиры – живу в служебном жилье. Только кадеты, офицеры, педагоги училища. Словом, моя работа в субботу, воскресенье, праздники… И я ее люблю. Это приносит огромное удовлетворение. Все мои родные и друзья, которые приезжали в Оренбург, сходятся во мнении: там хочется остаться. В конечном итоге, сын переехал в Оренбург, там женился. Дочка тоже замужем, но живет в Москве, как и мама. У меня четверо внуков, и все они приняли и полюбили Оренбург.
Но с Кузбассом у нас связь сохранялась всегда: здесь моя внучка, здесь мои друзья, здесь могила мужа. И сейчас, – ведь, как мы знаем, история движется по спирали, – я снова связана с Кемерово уже по работе. Губернатор Сергей Евгеньевич Цивилев добился решения министра обороны Российской Федерации строить президентское кадетское училище на кузбасской земле и, конечно, хорошо, что я снова могу быть полезна родному региону. Тем более что руководство Минобороны России уделяет такое достойное внимание образованию и воспитанию будущей военной и гражданской элиты страны.
– То есть, вы сейчас своего рода куратор ПКУ в Кемерове?
– Не так. У нас есть такое правило: поддержка и взаимопомощь на всех уровнях при создании новых учебных заведений. Поручили это новое дело Оренбургскому президентскому кадетскому училищу. Наверное, сыграло роль то, что я сама из Кузбасса, знаю людей, и то, что мой опыт может пригодиться коллегам. Приказы не обсуждаются, благодарю Минобороны за такое ответственное задание. Уверена: создание Кемеровского президентского кадетского училища может стать своего рода прорывом в образовании в моем родном Кузбассе.
Для меня стала неожиданностью оценка региональной власти. Орден «За обустройство земли Кузнецкой», врученный Сергеем Евгеньевичем на церемонии открытия Кемеровского президентского кадетского училища, считаю авансом, который нужно отрабатывать.
– Не страшно было создавать ПКУ в Оренбурге с нуля?
– Так уж получается, что мне часто в жизни приходилось начинать с нуля. Еще в Кемеровском госуниверситете это был первый профком студентов. Потом – первый комитет по науке и высшей школе в администрации Кемеровской области…
Создание в 2010 году первого в России инновационного учебного заведения нового типа – президентского кадетского училища, это, конечно, уже другой уровень ответственности. Инициатором появления президентских училищ в России стал статс-секретарь – заместитель министра обороны Российской Федерации генерал армии Николай Александрович Панков. Считаю его своим учителем и наставником. У нас сложилось понимание, что такое учебное заведение должно быть современным, с использованием всех новых образовательных технологий для развития личности воспитанника. И сегодня президентских кадетских училищ в нашей стране уже семь!
– Но ведь в структуре Минобороны России есть и суворовские, и нахимовские училища…
– Да. И пансион для воспитанниц – всего 32 довузовских образовательных организации. До 2013 года в наши учебные заведения принимали только детей военнослужащих. Сегодня наши двери открыты для каждого желающего ребенка. Естественно, для тех, у кого всё в порядке со здоровьем, кто пройдет вступительные испытания и будет зачислен приказом министра обороны Российской Федерации.
Президентские кадетские училища рассчитаны на 840 воспитанников каждое. Весь образовательный процесс довузовских образовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации подчинен Главному управлению кадров, в которое входит Управление военного образования. Жизнь кадет, суворовцев, нахимовцев, воспитанниц очень насыщенная и интересная: Всеармейский кинофестиваль «Кадетский взгляд»; Всеармейский фестиваль инновационных идей «Старт в науку», где награда для воспитанников – не только грамоты и ценные подарки, но и реальная возможность представлять свои изобретения на главной международной военно-технической выставке в Москве, в парке «Патриот»; Всеармейский шахматный турнир. А также конференции, конкурсы, олимпиады, спортивные соревнования. Это Всеармейские мероприятия, но у каждого училища есть свои особенности, своё лицо.
В нашем Оренбургском президентском кадетском училище это авторские программы по курсу «робототехника», аудиовизуальные технологии, изучение которых для кадет обязательно, конкурс «Оружейных дел мастер», литературные баттлы, чемпионаты по устному счету и многое другое. В рамках дополнительного образования (а оно охватывает 100% кадет) – 13 видов спорта, теле-фотожурналистика, художественная, музыкальная, театральная студии, кадетские конструкторские бюро, технические площадки и т.п.
Ежегодно актуализируются программы обязательного для кадет внеурочного блока: ментальная арифметика, наглядная геометрия, психологика, медиаграмотность и другие. Наша визитная карточка – летняя учебная практика с 1 по 14 июня, это продолжение учебного процесса. Военные историко-географические экспедиции в города Севастополь, Владивосток, Мурманск, Тула, в которые выезжают все 7-е классы; кадеты 8-х и 10-х классов проходят курсантскую практику в 10-12 высших военных учебных заведениях страны; 5-е и 6-е классы в училище проходят военно-спортивные испытания в рамках образовательного модуля «Передовой отряд»…
Думаю, достаточно, меня надо остановить, так как о своём училище могу рассказывать очень долго.
Высокая планка
– И, конечно, желающих поступить в училище такого уровня немало…
– Да, у нас стабильный конкурс – 4 человека на место. Принимаем только 120 мальчишек и только в 5-е классы. В Минобороны России создана Центральная приёмная комиссия для всех довузовских образовательных организаций: единая методика приёма экзаменов, экзаменационные билеты по математике, русскому и английскому языкам, проверка конкурсных списков и подготовка проекта приказа министра обороны о зачислении. Большая проблема – здоровье детей, психоэмоциональное состояние, слабая физическая подготовка, да и предметная за курс начальной школы. К сожалению, такая картина складывается по всей стране. В целом в образовании гораздо больше проблем, но, думаю, это отдельная тема для разговора.
Сегодня учителей, как говорят, не пинает только ленивый. Почему в сельской школе нередко учитель физкультуры ведет физику, а учитель биологии – английский язык? Почему молодые педагоги не идут в школу? Почему учитель имеет учебную нагрузку по 36-42 часа в неделю? Почему учитель не хочет или не может совершенствовать своё мастерство? «Кто виноват и что делать?» – наш извечный вопрос.
Думаю, одной из причин такого положения дел в образовании является то, что образование оказалось услугой. Но школа – это не магазин, где покупатель всегда прав. Роль педагога, его статус слишком упали, и вернуть учителю достойное место в обществе должны и власть, и само общество, и сами учителя.
Для меня как для руководителя очень важно создать условия для постоянного совершенствования педагогического мастерства не только в области своего учебного предмета, но и личностного развития. Такие возможности у нас есть. Все офицеры запаса училища получили педагогическое образование, часть из них – степень магистра, 27 педагогов защитили кандидатские диссертации, плюс своя система корпоративного обучения, которая поощряет стремление к постоянному развитию.
– Оренбургское президентское кадетское училище уже имеет выпускников. Как складывается дальнейшая судьба ребят?
– Министр обороны Российской Федерации ставит задачу: не менее 70% воспитанников должны учиться на «хорошо» и «отлично». Мы стремимся к такому результату. Ребята приходят разные, без навыков самостоятельной работы, с большими пробелами в знаниях, да и у мальчишек «не модно» учиться хорошо… Но наши педагоги обязаны найти педагогические технологии для выполнения поставленных министром задач, создать, не побоюсь этого слова, «культ знаний». Практически 100% выпускников Оренбургского президентского кадетского училища поступают в вузы, из них в военные – 63-65%. Остальные – в гражданские, но очень высокого уровня, престижные высшие учебные заведения страны.
– А могут ли преподаватели ПКУ оказать, скажем, методическую помощь, поделиться опытом с учителями в регионах?
– Безусловно! Наши преподаватели выезжают в школы области для проведения мастер-классов и обмена опытом, на базе наших предметно-методических кафедр проходят занятия с учителями города по математике, информатике, робототехнике. В этом плане мы не можем быть закрытыми. Уверена, должны быть вот такие своеобразные анклавы, которыми и являются наши довузовские организации в разных регионах России. Одним словом – постоянное профессиональное взаимодействие с регионом, конечно, обогащает и ту, и другую стороны, но в этом взаимодействии есть два момента, на которые хотелось бы обратить внимание. Кадет нередко приглашают на разные мероприятия для «простого присутствия», для «красивой картинки», «посидеть на галерке». Этого делать нельзя. И ещё один момент: во время учебных занятий отвлекать кадет для участия в каких-либо мероприятиях просто недопустимо. Эту нашу позицию в Оренбургской области поняли.
– Сейчас преподавательский коллектив в Кемеровском президентском кадетском училище сформирован. Ваши оценки?
– Формирование коллектива – очень длительный и трудный процесс. Но работа эта, конечно, уже началась. Уверена, что всё получится у Юрия Михайловича Гордеева, начальника Кемеровского президентского кадетского училища. Это профессионал, умный, интеллигентный человек, кандидат педагогических наук, мастер спорта по армейскому рукопашному бою. Благодарна руководству региона, Сергею Евгеньевичу Цивилеву лично за поддержку – все-таки Юрий Михайлович человек неместный. Такое отношение региональной власти, тем более на старте, дорогого стоит.
Кемеровское президентское кадетское училище сегодня – лучшее по оснащению современным учебным оборудованием. А военные строители в срок и с большой любовью, на новой площадке, построили замечательный кадетский городок.
Но и вклад Кузбасса тоже очень достойный: в городе появилась прекрасная парковая зона вокруг училища. А на открытие училища Сергей Евгеньевич Цивилев сделал очень нужный, замечательный подарок: две с половиной тысячи великолепных книг по истории государства российского, военной истории страны, классика мировой литературы. Все запомнили 1 сентября и огромный праздничный салют в честь открытия Кемеровского президентского. И уже сегодня руководство Минобороны поручило Кемеровскому ПКУ проводить Всеармейское мероприятие – шахматный турнир. Это знак большого доверия. Поэтому верю: всё получится.
Благодарна за опыт
– Татьяна Олеговна, по одной из версий, причиной вашего ухода с поста замгубернатора в 2003 году стало то, что по результатам одного федерального социологического исследования ваша фамилия оказалась в списке влиятельных политиков страны. Я задавала вам этот вопрос сразу после отставки, и тогда вы не дали однозначного ответа. А сейчас?
– Сейчас скажу то же самое. Думаю, на этот вопрос, наверное, может ответить только бывший губернатор. Да это уже неважно. Такие исследования московской фирмы действительно были (не знаю их цели). Когда мне показали их результаты осенью 2002 года, многие понимали – это к отставке. Честно скажу: было горько, долго сидела обида. Но смотреть надо вперед, а не зацикливаться на прошлом – так поддерживали меня друзья. Давно это было, всё прошло, появились новые возможности, новые старты… Но я искренне уважала Амана Гумировича, благодарна за его понимание, поддержку в работе, его уроки. Он научил четко аргументировать свои предложения, проекты, принимать решения и отвечать за них, уметь говорить просто о сложном. Своим учителем считаю и ректора Кемеровского государственного университета Юрия Александровича Захарова, с которым у нас всегда были деловые отношения. Он научил меня масштабности мышления, творческому полету… Человек он удивительной работоспособности, большой и настоящий ученый. Хочу сказать спасибо Нине Васильевне Бублик – мы с ней и воевали, и дружили, и сходились в главном – отношении к образованию. Она настоящий профессионал, боец за детей, учителей, Кузбасскую школу. Её рекорд знания школ области до сих пор никто не побил.
Та ситуация 2003 года, конечно, была болезненной, но, наверное, это было необходимо. В такие жизненные моменты ты понимаешь, кто остался твоим другом, кто ценил только «должность и корону», кто был просто попутчиком. Но у меня первых было больше. Кстати, и журналисты Кузбасса в то время держали очень нужную мне паузу, не кидали вслед камни. Сегодня с удовольствием общаюсь с разными людьми и искренне благодарна кузбассовцам – это придает силы.
– С 2003 года вы бывали в регионе лишь эпизодически. Сейчас частый гость. Поменялся ли Кузбасс?
– К сожалению, я приезжаю только в Кемерово, очень хочу в Новокузнецк – там заканчивала 81-ю школу. Говорят, здание уже снесли… Было бы интересно пройти своей школьной дорогой, она сейчас, наверное, совсем другая. Остались новокузнецкие одноклассники, однокурсники, близкие люди, но встречи пока не получается. А Кемерово, мне кажется, стал краше: новые микрорайоны, парки, магистрали… И в городе я вспоминаю ещё одного моего учителя. Мы не так часто встречались с Владимиром Васильевичем Михайловым, главой Кемерова. Но его взгляд, немногословие, иногда даже молчание, говорили о многом. Глубоко уважала и уважаю его как руководителя, он сильный хозяйственник. Иногда я на разные хозяйственные ситуации смотрю его глазами и сверяю: «Как бы поступил Владимир Васильевич?». Для моей теперешней работы это очень важно.
Цели моих официальных визитов в Кемерово, конечно, связаны с созданием Кемеровского президентского кадетского училища. Моими старшими командирами поставлена задача: помочь организационно, методически развитию наших коллег. Губернатор Кузбасса Сергей Евгеньевич Цивилев говорит, что нужно сделать так, чтобы Кемеровское президентское стало лучшим в мире. Мы с ним пошутили. Я говорю: «А как же Оренбургское?». Он отвечает: «Вот оно пусть будет лучшим в России, а наше – в мире!».
– Так, может, всё-таки вернуться жить в Кузбасс?
– Кузбасс – это мои университеты, но сердце сейчас в Оренбурге. Наше училище отмечает в этом году своё 10-летие. Работы очень много, важно создать задел хотя бы на следующее десятилетие.
– Вы были в числе тех, кто одним из первых отреагировал на трагедию в «Зимней вишне»…
– Да, это тяжелейшая трагедия, потрясение было сильным. Наш министр обороны Сергей Кужугетович Шойгу сразу предложил пострадавших детей взять под наше крыло. Тогда по горячим следам родственникам было трудно принять такое решение. Сегодня Серёжа Москаленко – все знают его историю – это кадет Кемеровского президентского кадетского училища.
– Татьяна Олеговна, вопрос банальный: вы счастливый человек?
– Ой, если бы ты спросила меня об этом году этак в 1999-м, я бы однозначно сказала: «Безусловно!» Есть прекрасная семья, интересная работа, жизнь кипела! А потом – потеря мужа, через несколько лет – отставка, непростой переезд. Сейчас мне очень комфортно: я занимаюсь делом, которое люблю, у близких всё в порядке. Но от категоричных определений далека. Просто, когда засыпаю, говорю: «Благодарю, благодарю, благодарю». И когда просыпаюсь – тоже. Благодарю за то, что именно так в моей судьбе сошлись звезды. Во всех смыслах этого слова.
За чашкой кофе с Татьяной Машковской беседовала Наталья Гузева.