Марк розовский биография личная жизнь

Марк розовский биография личная жизнь thumbnail

Биография

Марк Григорьевич Розовский – советский и российский театральный режиссер, драматург и сценарист, композитор, прозаик и поэт. С 2004 года – Народный артист Российской Федерации, создатель и бессменный художественный руководитель театра «У Никитских ворот». Академик трех академий: американской Пушкинской, российских Академии искусств и Академии Эстетики и свободных искусств, член ПЕН-клуба, дважды «Россиянин года».

Детство и юность

Будущий драматург родился весной 1937 года. Родителей, молодых инженеров-строителей, после окончания института отправили на Дальний Восток, в Петропавловск-Камчатский, строить судоремонтный завод. Там и появился первенец.

Драматург Марк РозовскийДраматург Марк Розовский

Отца Марка Григорьевича – Семена Шлиндмана – арестовали по обвинению в контрреволюционной деятельности, когда сыну не было и года, так что родителя Марк Розовский запомнить не успел. Реабилитировали Шлиндмана после смерти Иосифа Сталина. В северных лагерях он провел 18 лет.

Услышав об аресте зятя, маленького Марка забрала в Москву бабушка. Вскоре переехала в столицу и мама. Женщина повторно вышла замуж за сослуживца Григория Розовского. Позже Марк Розовский рассказал, что это был формальный брак по расчету, ведь мама продолжала любить отца до конца жизни. Отчим усыновил мальчика: режиссер носит его отчество и фамилию.

Марк РозовскийМарк Розовский

В жилах Розовского течет еврейская кровь отца и русско-греческая по линии матери. Бабушка, забравшая внука в столицу, была русской, а дед – греком.

В середине 1950-х Розовскому вручили аттестат зрелости, и он направился в главный вуз страны – МГУ, выбрав журналистику. Диплом получил в 1960-м и тут же поступил на курсы сценаристов. Спустя 4 года – в 1964-м – вышел дипломированным сценаристом и режиссером.

Театр

Творческая биография сценариста и режиссера началась в 1958-м: 21-летний Марк Розовский возглавил студенческий театр, организованный при МГУ и получивший название «Наш дом». Худруком «Нашего дома» Марк Григорьевич работал 10 лет: в 1969-м слишком смелый репертуар молодежного театра не понравился чиновникам «от культуры», и его закрыли, несмотря на популярность.

Драматург Марк РозовскийДраматург Марк Розовский

В «Нашем доме» молодой худрук срежиссировал постановку «Целый вечер, как проклятые» – первый спектакль в СССР абсурдистского направления. Спектакль отметили премией Всесоюзного фестиваля студенческих театров и вручили главную награду фестиваля в Варшаве. Но премии и награды не спасли театр от закрытия.

В 1970-м Марк Розовский создал новый театр при столичном Литмузее. Спустя 4 года стал главным режиссером московского мюзик-холла и одновременно режиссировал постановки для Театра им. В. Маяковского, МХАТа и БДТ.

Марк Розовский на сценеМарк Розовский на сцене

Кипучая творческая энергия била в Розовском через край: режиссер успевал радовать театралов Москвы и северной столицы. В городе на Неве он ставил спектакли в «Мариинке», Театре им. Ленсовета. Режиссировать постановки Марка Розовского звали и на подмостках театров Риги и Вроцлава.

В 1983 году с легкой руки Марка Григорьевича в Москве появился новый театр, названный «У Никитских ворот». На его подмостках талантливый режиссер ставил спектакли на сочинения Михаила Зощенко, Исаака Бабеля, Николая Карамзина. Шли на подмостках и постановки по пьесам Розовского.

Спектакль Марка Розовского «Доктор Чехов»Спектакль Марка Розовского «Доктор Чехов»

Искушенные московские театралы помнят блестящие спектакли «Доктор Чехов», «Романсы с Обломовым», «Майн кампф». А музыкально-драматические постановки «Песни нашего двора» и «Песни нашей коммуналки» стали визитной карточкой театра.

Пьесы Марка Розовского «Красный уголок», «Триумфальная площадь», «Красный уголок» ставились на сценах Советского Союза и Европы. Пьесу «Кафка. Отец и сын» увидели зрители нью-йоркского театра «Ла Мама», а «Красный уголок» поставили на подмостках Дюссельдорфа и Бонна.

Спектакль Марка Розовского «История лошади»Спектакль Марка Розовского «История лошади»

Одним из первых в СССР Марк Розовский взялся за постановку мюзиклов. Благодаря ему в середине 1970-х советские зрители увидели рок-оперу «Орфей и Эвридика». В том же году он поставил на сцене БДТ «Историю лошади». Позже мюзикл взяли в репертуары театры Бродвея, Лондона и Стокгольма.

В 2016 году в содружестве с Юрием Ряшенцевым Марк Розовский поставил мюзикл по роману Ги де Мопассана «Милый друг».

Фильмы

Известно имя Марка Розовского и телезрителям. Впервые театральные постановки экранизировали в конце 1970-х. Первые ласточки – фильмы-спектакли «Кто есть кто?» и «Мораль пани Дульской». В 1982 году на экраны вышел нашумевший телеспектакль «Кафедра», снятый Розовским. Главные роли в фильме достались Михаилу Ульянову, Лие Ахеджаковой, Людмиле Ивановой и Александру Филиппенко.

Фильм Марка Розовского «Кафедра»Фильм Марка Розовского «Кафедра»

В середине 1980-х зрители увидели телеспектакль «Золотая рыбка», в основу которого легли произведения Ильи Ильфа, Григория Горина, Михаила Зощенко. Фильм стал последней работой для Владимира Басова. Главных героев сыграли Михаил Боярский, Роман Карцев и Александр Калягин.

Под 1980-ми режиссер подвел черту телеспектаклем «История лошади». Блестящая постановка омрачилась скандалом: инсценировку сделал Розовский, приглашенный в БДТ Георгием Товстоноговым. Но после поставленного первого акта Товстоногов вмешался, сделал изменения в первом и поставил второй акт.

Читайте также:  Группа пара нормальных биография личная жизнь

Фильм Марка Розовского «Страсти по Владимиру»Фильм Марка Розовского «Страсти по Владимиру»

В 2006-м Розовский опубликовал мемуары «Дело о «конокрадстве», где рассказал, что Товстоногов ухудшил постановку и внес незначительные правки. На защиту мэтра выступили сестра покойного режиссера Натела Товстоногова и Олег Басилашвили.

В 1990-м Марк Розовский снял комедию «Страсти по Владимиру» по своей пьесе. Лента о коллективе НИИ, вопреки воле директора организовавшем в институте концерт опального барда Владимира Высоцкого, пришлась по душе зрителям.

Фильм Марка Розовского «Д'Артаньян и три мушкетера»Фильм Марка Розовского «Д’Артаньян и три мушкетера»

Мэтр – автор сценариев для 12 фильмов и телеспектаклей. Среди них наиболее популярные кинохит «Д’Артаньян и три мушкетера», режиссером которого стал Георгий Юнгвальд-Хилькевич, и вышеупомянутые «Кафедра», «Золотая рыбка», «История лошади» и «Страсти по Владимиру».

Марк Розовский преподает. В Институте русского театра он возглавляет мастерскую кафедры актерского искусства. Первая специальность – журналист – пригодилась мэтру: Розовский член Союза писателей и ПЕН-клуба. В печати появились более 2 сотен его публикаций, 12 книг мемуаров и поэтические сборники.

Личная жизнь

Драматург и режиссер побывал в браке 4 раза. От первых союзов у него остались дочери Маша и Саша.

Четвертой супругой Розовского стала Татьяна Ревзина, которая родила мэтру сына Семена. Ревзина и жена, и соратник Марка Григорьевича – она директор и музыкальный руководитель его театра.

Марк Розовский с женой и сыномМарк Розовский с женой и сыном

Дочь Мария Розовская, как и отец, получила диплом журналиста в МГУ и трудится в театре отца: руководит литературной частью. Младшая дочь Александра Розовская стала театральной актрисой.

Марк Розовский сейчас

Марк Георгиевич продолжает трудиться в созданном театре и радует зрителей новыми постановками. В 2016-17 годах театралы увидели на подмостках «Театра у Никитских ворот» спектакли «Человек-Волк» и «…и Цирк!». В основу первого легли сочинения Зигмунда Фрейда, в основу второго – рассказ Василия Шукшина.

Марк Розовский в 2018 годуМарк Розовский в 2018 году

2018 год ознаменовался для мэтра безобразным скандалом, грянувшим после прихода на передачу Андрея Малахова «Прямой эфир» бывшей артистки Фатимы Абаскулиевой, которая обвинила режиссера в изнасиловании. По словам Фатимы, это случилось 12 лет назад, после чего она покинула театр.

В том же выпуске проекта Малахова мэтра обвинила в сексуальных домогательствах еще одна театральная актриса Екатерина Кмит. Ее «история» имеет 11-летний срок давности.

Фатима Абаскулиева и Екатерина КмитФатима Абаскулиева и Екатерина Кмит

Марк Розовский не откликнулся на приглашение Малахова, но прокомментировал произошедшее. По его словам, побороть «похабщину» с помощью пошлости нельзя, а противостоять гадости необходимо не «желтизной», а искусством.

Фильмография (режиссер)

  • 1977 — «Кто есть кто?»
  • 1978 — «Мораль пани Дульской»
  • 1982 — «Кафедра»
  • 1985 — «Золотая рыбка»
  • 1989 — «История лошади»
  • 1990 — «Страсти по Владимиру»
  • 1992 — «Гамбринус»
  • 1999 — «Два Набокова»

Фильмография (сценарист)

  • 1967 — «Семь нот в тишине…»
  • 1972 — «Синие зайцы, или Музыкальное путешествие»
  • 1974 — «Приключения в городе, которого нет»
  • 1978 — «Д’Артаньян и три мушкетера»
  • 1978 — «Будьте готовы, Ваше высочество!»
  • 1982 — «Кафедра»
  • 1985 — «Золотая рыбка»
  • 1990 — «Страсти по Владимиру»
  • 1992 — «Гамбринус»
  • 1999 — «Два Набокова»

Источник

Марк Розовский

Марк Розовский

Марк Григорьевич Розовский. Родился 3 апреля 1937 года в Петропавловске-Камчатском. Советский и российский режиссер, драматург, сценарист, композитор, актер, прозаик, поэт. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1994). Народный артист Российской Федерации (2004). Художественный руководитель театра «У Никитских ворот».

Марк Розовский родился 3 апреля 1937 года в Петропавловске-Камчатском в семье инженеров-строителей.

Имеет еврейские, греческие и русские корни.

Отец – Семен Михайлович Шлиенгер, инженер-строитель, еврей.

Мать – Лидия Михайловна, инженер-строитель, имела греческие и русские корни.

Отчим – Григорий Захарович Розовский, инженер.

Родители Марка окончили Московский инженерно-строительный институт и в 1930-е годы приехали на Камчатку работать по специальности. Его отца арестовали через полгода после его рождения в 1937 году. Семен Шлиенгер много лет провел в лагерях (отсидел в общей сложности 18 лет).

После ареста отца мать уехала в Москву к своей матери, Александре Даниловне. В столице она развелась с отцом Марка и вышла замуж за инженера Григория Розовского. Именно от него Марк получил свое отчество и фамилию.

Сам себя Марк Розовский определяет как еврея, при этом отмечает: “Я вырос в России, получил русскоязычное образование, поэтому в большей степени чувствую себя человеком русской культуры”.

Жили в центре Москвы. Во время войны были в эвакуации сначала в Анапе, затем в Махачкале, далее на пароходе перебрались в туркменский городок Красноводск, а затем отправились к родственникам в Куйбышев. После окончания войны вернулись в столицу.

С 1958 года руководил студенческим театром МГУ «Наш дом», получившим широкую известность.

В 1960 году окончил факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова.

Марк Розовский в молодости

Марк Розовский в молодости

После закрытия театра «Наш дом» в 1969 году ставил спектакли во МХАТе, в Большом драматическом театре в Ленинграде, в московском Театре русской драмы, Театре оперы и балета им. Кирова, Академическом театре им. Пушкина, Театре им. Ленсовета в Ленинграде, Театре им. Маяковского, в Театре кукол им. С.В. Образцова, театре Польском во Вроцлаве.

Читайте также:  Биография актера михаила казакова личная жизнь

В 1960-е годы сотрудничал в «Литературной газете». Работал в журнале «Юность», где вёл популярные рубрики сатиры и юмора.

В 1964 году окончил Высшие сценарные курсы.

В 1975 году поставил первую в СССР рок-оперу «Орфей и Эвридика».

Член Союза писателей СССР с 1976 года.

В 1983 году Розовский организовал Театр «У Никитских ворот» и стал его художественным руководителем. Поставил множество спектаклей. Показал себя как первопроходец и первооткрыватель. Он создал абсолютно новые формы инсценировки русской классической прозы, дерзко превратив в мюзиклы «Бедную Лизу» Карамзина и «Историю лошади» Толстого, и удивил всех при этом еще и тем, что всю музыку, песни на стихи Юрия Ряшенцева, он тоже придумал сам. Среди лучших спектаклей, поставленных Розовским, – «Доктор Чехов», «Говорит Москва, или День открытых убийств», «Майн кампф», «Романсы с Обломовым», «Дядя Ваня». У Розовского есть множество спектаклей, где присутствует еврейская тематика. Например, «Гамбринус» – мюзикл, который идёт с невероятным успехом, также есть постановка по роману Зингера «Фокусник из Люблино», где главный герой, пройдя сложный путь, возвращается к истокам, к своей религии.

Автор пьес «Концерт Высоцкого в НИИ», «Кафка: отец и сын», «Триумфальная площадь» (о Мейерхольде), «Песни нашего двора». Спектакль Марка Розовского «История лошади» (по рассказу Л.Толстого) поставлен на Бродвее (США), в Национальном Лондонском театре, в Мадриде, Стокгольме, Токио, Сеуле, Риге, Хельсинки и др.

Работал в кино. Является автором сценария кинофильма «Д’Артаньян и три мушкетёра», либретто оперы «Пятое путешествие Колумба».

Сыграл несколько ролей в кино. Наиболее известной является роль аптекаря Орла в военной драме «Тяжёлый песок» по мотивам одноименного романа Анатолия Рыбакова.

Марк Розовский в сериале “Тяжелый песок”

Марк Розовский Тяжелый песок

Член общественного совета Российского еврейского конгресса. Лауреат премии Федерации еврейских общин России «Человек года» (2006).

Имеет благодарность Президента РФ за активное участие в работе Комиссии по помилованию при Президенте РФ (2002).

Дважды лауреат национальной премии «Россиянин года» (2006 и 2012).

В 2007-2008 годах член Высшего Совета политической партии «Гражданская сила».

Марк Розовский – Когда фонарики качаются ночные

Рост Марка Розовского: 168 сантиметров.

Личная жизнь Марка Розовского:

Четыре раза был женат.

О первых трех браках он рассказывать не любит. От них у него две дочери – Мария и Александра.

Александра родилась в браке с актрисой Светланой Сергиенко.

Марк Розовский и Светлана Сергиенко с дочерью Александрой

Марк Розовский и Светлана Сергиенко с дочерью Александрой

Дочь Мария Розовская окончила факультет журналистики МГУ имени Ломоносова, работает заведующей литературной частью Театра «У Никитских ворот». Муж – Владислав Флярковский, журналист, ведущий «Новостей культуры» на телеканале «Культура». У Марии двое сыновей: Илья (1989 г.р.) и Вениамин (1999 г.р.).

Дочь Александра Розовская – актриса Российского молодежного театра. Ее артистическая деятельность началась с 13 лет в мюзикле «Норд-Ост», где она играла Катю Татаринову и во время захвата заложников чеченскими террористами находилась на сцене театрального центра на Дубровке. С 2014 года у нее начались отношения с коллегой Денисом Шведовым. 21 июня 2016 Александра родила от Шведова дочь, а в апреле 2018 года у них родился сын.

Четвертая жена – Татьяна Иосифовна Ревзина. Она почти на 25 лет младше его. Познакомились, когда Татьяна пришла устраиваться на работу в Театр «У Никитских ворот». Оба тогда состояли в браке, но покинули свои семьи и создали новую. Позже Татьяна стала директором и музыкальным руководителем театра. Пара воспитывает сына Семена.

Марк Розовский и Татьяна Ревзина

Марк Розовский и Татьяна Ревзина

Марк Розовский и Татьяна Ревзина с сыном Семеном

Марк Розовский Татьяна Ревзина сын Семен

Обвинение в изнасиловании

В 2018 году, в эфире телепередачи «Прямой эфир» бывшая актриса театра «У Никитских ворот» Фатима Абаскулиева обвинила Розовского в изнасиловании, якобы имевшем место в 2006 году.

Фатима Абаскулиева – азербайджанская актриса и певица. Она заявила, что 12 лет назад театральный режиссер принудил ее вступить с ним в интимную связь. Но лишь в марте 2018-го она нашла в себе силы заговорить об этом.

Фатима родилась в Азербайджане, с раннего возраста начала петь, в 19 лет юная артистка поехала покорять Москву.

Она рассказывала: «Я была юной наивной студенткой. На третьем курсе ГИТИСа я перевелась в мастерскую Марка Григорьевича Розовского – народного артиста, профессора. Была принята с распростертыми объятиями. Как-то раз он подошел ко мне и сказал, что хочет поговорить о моей карьере. Вне театра. Я приехала по указанному адресу и последовала за ним. Мы стали спускаться вниз, это было подвальное помещение. Он начал говорить, какая я замечательная и что должен меня почувствовать», – поделилась Абаскулиева. Затем Розовский провел ее в комнату, где стояла большая кровать, там она якобы вступила в интимную связь с режиссером. «Он заказал чай и сказал, что это наш секрет. Что я должна молчать об этом и всегда быть готовой увидеться с ним, когда он захочет. Я не понимала, как такое возможно. Я относилась к нему как к своему учителю, который разглядел во мне талант. После этого я начала обвинять во всем себя и решила, что нужно об этом забыть», – поведала Фатима.

Читайте также:  Актриса евгения брик биография личная жизнь

В дальнейшем Абаскулиева, по ее словам, старалась не искать встречи с Розовским. Это продолжалось до тех пор, пока режиссер снова не вышел с ней на связь. «Я его боялась и не могла ему ничего сказать. Это была вторая и последняя встреча. Мне казалось, что я виновата, я думала, может быть, все дело в моем внешнем виде. Тогда я одевалась достаточно ярко», – сказала актриса.

Марк Розовский и Фатима Абаскулиева

Марк Розовский и Фатима Абаскулиева

Обращаясь к Розовскому Фатима, заявила: «Противный, отвратительный, двуличный. Я оказалась жертвой своего педагога. Марк Розовский домогается своих студенток, говорит о сауне и групповых сексуальных контактах. И не только говорит, но и делает. Марк Григорьевич, пришло возмездие. Нельзя было так поступать со мной и мучать меня на протяжении шести лет и шантижировать. Вы склоняете своих студенток и актрис театра к сексуальному рабству. Я не уважаю метод ваших постановок и вас как человека».

«Я хочу наказать этого человека», – добавила Абаскулиева.

Актриса Екатерина Кмит, работавшая с Розовским, также заявила, что подверглась домогательствам со стороны режиссера. По словам артистки, как-то раз он якобы предложил лечь с ним в кровать: «На следующий день он сказал: «Я жду тебя». Это говорит о его поведении в театре. Весь театр это прекрасно знал».

Сам Марк Розовский отверг обвинения со стороны Фатимы Абаскулиевой, отметив, что с Абаскулиевой вообще не общался, а из театра она была уволена за неудовлетворительную работу.

«Бред сивой кобылы. Вы меня обескуражили. Не то, чтобы общения, а даже намека на общение не было. Нигде, ни в кафе, ни в каком-то доме не был с ней наедине. Она действительно немножко тронутая. Была выгнана из театра за то, что начала что-то изображать на сцене. Она неадекватная дама, поэтому была исключена», – заявил Розовский.

Марк Розовский и Фатима Абаскулиева. Прямой эфир

Болеет за московский «Спартак».

Фильмография Марка Розовского:

1972 – Синие зайцы, или Музыкальное путешествие – эпизод
2005 – Эпизоды. Виктор Славкин (документальный)
2007 – Культурный слой. МиМы. Искусство пантомимы (документальный)
2008 – Человек в кадре. Владимир Фёдоров (документальный)
2008 – Человек в кадре. Илья Рутберг (документальный)
2008 – Алексей Арбузов. Сказки и быль (документальный)
2008 – Тяжёлый песок – Орёл, аптекарь
2009 – Бриллиантовая ручка короля комедии. Яков Костюковский (документальный)
2009 – Александр Филиппенко. Неугомонный (документальный)
2010 – Спето в СССР. Песня мушкетёров (документальный)
2012 – Пятая графа. Эмиграция (документальный)
2012 – Человек (короткометражный)
2017 – Тайны кино. Д’Артаньян и три мушкетера (документальный)

Режиссерские работы Марка Розовского:

1970 – Бедная Лиза (фильм-спектакль)
1977 – Кто есть кто? (фильм-спектакль)
1978 – Мораль пани Дульской (фильм-спектакль)
1982 – Кафедра (фильм-спектакль)
1983 – Золотая рыбка (фильм-спектакль)
1988 – Мертвые души (фильм-спектакль)
1989 – История лошади (фильм-спектакль)
1990 – Страсти по Владимиру
1992 – Гамбринус (фильм-спектакль)
1999 – Пир во время чумы и другие стихи поэта (фильм-спектакль)
1999 – Два Набоковых (фильм-спектакль)
2011 – Носороги (фильм-спектакль)

Сценарии Марка Розовского:

1966-1987 – Фитиль (короткометражный)
1967 – Семь нот в тишине… (документальный)
1972 – Синие зайцы, или Музыкальное путешествие
1974 – Приключения в городе, которого нет
1975 – Какого рожна хочется? (анимационный)
1978 – Будьте готовы, Ваше Высочество
1979 – Д’Артаньян и три мушкетёра
1982 – Кафедра
1983 – Золотая рыбка (фильм-спектакль)
1990 – Страсти по Владимиру
1992 – Гамбринус (фильм-спектакль)
1999 – Два Набоковых (фильм-спектакль)

Вокал Марка Розовского в кино:

1979 – Д’Артаньян и три мушкетёра – песня “Шпионы кардинала”

Работы Марка Розовского как композитора:

1992 – Гамбринус (фильм-спектакль)

Библиография Марка Розовского:

1970 – Театр живой газеты
1973 – Режиссёр зрелища
1976 – Самоотдача: Из опыта работы одной студии: Размышления и документы
1983 – Превращение
1989 – Театр из ничего
1996 – Чтение «Дяди Вани»
2003 – К Чехову…
2006 – Дело о «конокрадстве»
2008 – Сказки для Саши
2008 – Штучки
2010 – Изобретение театра
2013 – Папа, мама, я и Сталин
2013 – Новые штучки
2015 – Ставлю Гамлета

Источник