Марис лиепа биография личная жизнь фото
Биография
Марис-Рудольф Лиепа – советский артист балета латвийского происхождения. В 1976 году за заслуги перед культурой был удостоен звания Народного артиста Советского Союза. Кроме того, Лиепа в качестве киноактера знаком многим любителям отечественного кино по таким фильмам, как «Детство Бэмби» и «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона».
Детство и юность
Марис родился в Риге, в семье мастера сцены местного театра оперы и балета Эдуарда Лиепы и его супруги Лилии. Он стал вторым ребенком у своих родителей. При этом – ребенком довольно болезненным. Мальчик рос очень худеньким, часто простужался и оказывался в больнице.
Звезда балета Марис Лиепа
Врачи посоветовали чете Лиепа отдать мальчишку в какую-либо спортивную секцию. Марис хотел играть в футбол или плавать в бассейне, но отец настоял на специализированном балетном классе при рижском хореографическом училище.
Будущая звезда советского балета с первых дней невзлюбил занятия и даже начал прогуливать уроки. Но мама, которая изначально планировала, что сын станет медиком, нашла подходящие слова для сына. Она объяснила, что никогда нельзя бросать дело на полдороге, а нужно доказывать себе и другим свою состоятельность.
Марис Лиепа в детстве
Такие речи настолько впечатлили юного Лиепу, что до конца своих дней он будет отличаться упорством и целеустремленностью. Когда же кроме работы у станка началось освоение характерного танца, Марис буквально проникся искусством классической хореографии.
К 13-ти годам подросток уже выступал не только в детских спектаклях, но и исполнял мазурку и краковяк в «Бахчисарайском фонтане», играл шута в «Ромео и Джульетте», танцевал сегидилью в «Дон Кихоте» и изображал половецкого мальчика в опере «Князь Игорь».
Юный танцовщик Марис Лиепа
Но нужно заметить, что помимо учебы в балетной школе юноша все же посещал и спортивные секции. Он имел неплохие результаты в такой дисциплине, как спортивная гимнастика, а в плавании вольным стилем даже становился чемпионом Латвии.
Когда Марису было 14 лет, его в числе других учеников отправили на Всесоюзный смотр хореографических училищ, и там Рижская балетная студия вместе с московскими, ленинградскими и алма-атинскими «коллегами» была признана самой перспективной. Три года спустя Лиепе предлагают продолжить обучение в Москве, и он с радостью соглашается.
Марис Лиепа
Правда, столичное училище не выделило для него стипендии, поэтому, чтобы сын мог заниматься в престижном вузе, родители продали свой дачный домик на Взморье. Марис отблагодарил их тем, что за два года не только не пропустил ни одного занятия, но и приходил к каждому уроку раньше преподавателя и отдавался работе полностью и с воодушевлением.
В качестве выпускного экзамена Лиепа станцевал на сцене филиала Большого театра главную партию в спектакле «Щелкунчик». Новоиспечённый танцовщик мечтал остаться на главной сцене страны в качестве члена труппы, но в СССР принято было распределять кадры по национальным республикам, поэтому Марис возвращается в Ригу.
Балет
Впрочем, в Латвии он задержался лишь на полгода. Затем в столице состоялась декада прибалтийского искусства, и Лиепа танцевал русского воина Никиту в балете «Лайма», а также деревенского музыканта Тотса в постановке «Сакта свободы». В последнем из них на Мариса обратила внимание прима Майа Михайловна Плисецкая, которая дала выступлению похвальный отзыв и пригласила юношу быть партнером во время турне по Венгрии.
Марис Лиепа в спектакле “Лебединое озеро”
В Будапеште Лиепа станцевал партию Зигфрида в «Лебедином озере», о которой мечтал долгие годы. Его не остановило даже то обстоятельство, что на генеральной репетиции он получил серьёзную травму ноги. После ряда выступлений танцовщик отправился в Сочи для восстановления поврежденной голени, и прямо в санатории его нашел главный балетмейстер Московского академического музыкального театра Владимир Бурмейстер и предложил работу с очень высоким окладом.
Именно в этом театре Марис-Рудольф превратился в звезду советского балета. Московские любители балета шли «на Лиепу», заваливали его цветами и подарками, по нескольку часов ждали у служебного входа ради автографа. В то же время артист завоевал золотую медаль на Всемирном фестивале молодёжи и студентов. Его талант отметила лично председатель жюри Галина Уланова.
Танцовщик Марис Лиепа
Летом 1960 года, после грандиозных гастролей в Польше, Лиепа наконец-то получает приглашение перейти в труппу Большого театра. Далеко не сразу Марис узнал, что одобрение руководства он удостоился на том основании, что при собеседовании даже не заикнулся о зарплате и материальных благах, а задал только один вопрос балетмейстеру:
«Какие партии я буду танцевать?».
В итоге он был занят во всех самых прославленных постановках – от «Дона Кихота» до «Спартака». Через четыре года в Большом театре меняется главный хореограф. Балетмейстером становится Юрий Григорович, которые пытается привнести свое видение в спектакли.
Марис Лиепа в спектакле “Спартак”
Например, в «Спартаке» Лиепа всегда танцевал главную роль, но Григорович дал ему другого персонажа, Красса. Успех превзошёл все ожидания, труппа даже удостоилась высочайшей в стране Ленинской премии, а на зарубежных гастролях артистов носили буквально на руках. Кстати, в Англии советскую звезду назвали «Лоуренсом Оливье в балете».
Но такое благополучное начало неожиданно оканчивается крахом. Лиепа дал интервью газете «Правда», в которой позволил себе покритиковать уровень хореографического мастерства Юрия Григоровича, и балетмейстер не простил обиды. Танцовщику дают роли только в старых постановках, а в новинках места ему не находится. За последующие 14 лет Марис лишь четыре раза участвовал в новых партиях.
Марис Лиепа
28 марта 1982 года он в последний раз танцует Красса из балета «Спартак». Публика аплодирует стоя, но триумф оканчивается решением художественного совета о профнепригодности танцора. С тех пор на сцену Лиепа выходит только на творческих вечерах и в антрепризных спектаклях. И те, и другие по-прежнему собирают огромную аудиторию, но Марис, попытавшись найти себя в новом деле, уходит в кинематограф.
Фильмы
На самом деле работать на съемочной площадке Лиепа начал довольно давно. Еще в 1959 году он дебютировал как актер в мелодраме рижской киностудии «Илзе». А через 10 лет его исполнение Гамлета в одноименном фильме-спектакле произвело фурор не только в СССР, но и во всем мире.
Марис Лиепа в фильме «Детство Бемби»
Затем Марис преображался в князя Всеслава из исторической картины «Могила льва» и Джека Уиллера в шпионской ленте «Четвёртый». В этом проекте, где блистал также Владимир Высоцкий, танцовщик поставил оригинальный хореографический номер, который в шутку назвал «Икар на три минуты».
Особо яркими получились главные роли актера в романтической комедии «Галатея», сказках «Детство Бемби» и «Юность Бемби», где он сыграл отца олененка, и в криминальной драме «Дорога в ад».
Марис Лиепа в фильме «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»
Также зрители запомнили Мариса по роли полковника Валентайна Уолтера в детективе «Двадцатый век начинается» из цикла фильмов о приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона, а также по образу императора Николая I в историко-биографической драме «Лермонтов».
В 2006 году на экраны вышла картина «Воспоминания о Шерлоке Холмсе», в которой с помощью монтажа вновь появился актер Лиепа. В тот же период увидели свет два документальных фильма о танцовщике – «Поединок с судьбой» и «MARIS».
Личная жизнь
Первой супругой знаменитого танцовщика стала другая легенда сцены – Майя Плисецкая. Они поженились в 1956 году, когда ему было 20, а ей – 31 год. Но прожили вместе Майя и Марис всего три месяца.
Марис Лиепа и Майя Плисецкая
Позднее, на съемках фильма «Илзе», он познакомился с актрисой Маргаритой Жигуновой. В этом браке родилось двое детей – сын Андрис и дочь Илзе. Имена детям супруги дали в честь персонажей вышеупомянутой картины. И сын, и дочь пошли по стопам отца и стали артистами балета.
Марис Лиепа и Маргарита Жигунова
В конце 70-х годов Лиепа едет на гастроли с молодой балериной Ниной Семизоровой, с которой у него начинается роман. Вскоре Марис оставляет семью и женится на девушке, которая младше его почти на 20 лет. Впрочем, этот союз оказался непрочным. По инициативе балерины в 1985 году супруги разводятся, хотя уже давно не живут вместе.
Евгения Шульц и ее дочь Мария Лиепа
Четвертой женой Лиепы, хотя и фактической, была художник по костюмам Евгения Шульц. У них родилась дочь Мария, но так как в те времена признание знаменитости о незаконнорожденном ребенке было равносильно краху карьеры, Марис скрывал существование младшей дочери очень долгое время.
Марис Лиепа и Галина Брежнева
Помимо официальных и неофициальных браков, у Мариса были довольно длительные и весьма бурные отношения с Галиной Брежневой, дочерью Леонида Ильича Брежнева, которая была старше танцовщика на 11 лет.
Смерть
Когда в Рижском оперном театре освобождается место балетмейстера, Лиепа подает заявление на замещение вакансии, но ему отказывают. Более того, «сверху» приходит приказ запретить Марису создавать свой собственный театр в Риге, как он планировал. Даже хорошо знакомый танцовщику Раймонд Паулс, занимавший тогда пост министра культуры Латвийской республики, никак не смог повлиять на ситуацию.
Памятник танцовщику Марису Лиепе в Риге
На мужчину накатывает депрессия, но в тот момент спасительной нитью стало решение из столицы СССР: было разрешено создать театр «Балет Мариса Лиепы» в Москве. После долгих проволочек был назначен отбор в труппу, но 26 марта 1989 года, в возрасте 52-х лет, Марис-Рудольф Эдуардович скончался. Официальный вердикт врачей – инфаркт.
Известно, что легендарный артист балета умер в машине «Скорой помощи». Но поговаривают, что накануне он заходил в любимый Большой театр, а там охранник отобрал у него пропуск и не впустил в служебное помещение. И именно в тот момент у мужчины не выдержало сердце.
Могила Мариса Лиепы
Но и после кончины Лиепы не успокоилась суета вокруг его имени. Почти неделю шла борьба за место прощания со звездой. Только спустя пять дней гроб с телом установили в фойе Большого театра, рядом со сценой, на которой он демонстрировал величайшее искусство на протяжении 20 лет. Захоронили Мариса Эдуардовича на Ваганьковском кладбище в Москве, а в Риге рядом с могилами отца и матери установили камень, на котором написано:
«Марис Лиепа, который вдали».
Фильмография
- 1969 — «Гамлет»
- 1972 — «Четвёртый»
- 1974 — «Имя твоё»
- 1977 — «Галатея»
- 1978 — «Бенефис Людмилы Гурченко»
- 1985 — «Детство Бемби»
- 1986 — «Лермонтов»
- 1986 — «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Двадцатый век начинается»
- 1988 — «Дорога в ад»
- 1988 — «Корабль»
Марис Лиепа
Марис-Рудольф Эдуардович Лиепа (латыш. Māris Rūdolfs Liepa). Родился 27 июля 1936 года в Риге – умер 26 марта 1989 года в Москве. Советский и латышский артист балета, балетный педагог, актёр. Народный артист СССР (1976). Лауреат Ленинской премии (1970).
Марис Лиепа родился 27 июля 1936 года в Риге.
Отец – Эдуард Лиепа, пел в либавском хоре, потеряв голос, работал мастером сцены в Театре оперы и балета в Риге.
Марис имел хороший голос. Друг тца – директор театра Р. Берзиньш – предложил Марису петь в хоре мальчиков в постановке оперы «Кармен». Так состоялся его сценический дебют.
Рос болезненным ребенком и по совету еще одного друга отца, директора балетной студии Б. Милевича, в целях укрепления здоровья, родители отдали сына в балетную студию при Латвийской опере, впоследствии преобразованную в Рижское хореографическое училище. В ней бывший танцовщик Б. Милевич состоял завучем. И хотя мать мечтала, что сын станет преуспевающим врачом, отец настоял на своём, желая, чтобы хилый мальчик окреп и развился физически.
В училище преподавали артисты балета. Солист В. Блинов первым обратил внимание на маленького Мариса как на будущего характерного танцовщика. В 13 лет Марис уже танцевал не только роли в детских балетах, но и выступал во взрослых партиях, исполняя краковяк и мазурку в «Бахчисарайском фонтане», сегидилью в «Дон Кихоте», китайского кули в «Красном маке», половецкого мальчика в опере «Князь Игорь», страшилище в «Аленьком цветочке». А в «Ромео и Джульетте» исполнил роли Шута, друга Тибальда, слугу Монтекки и юношу из толпы. Всего таких ролей в его биографии было около сотни. Наряду с работой занимался спортивной гимнастикой и плаванием, завоевал титул чемпиона Латвии по плаванию вольным стилем на средние дистанции.
Весной 1950 года несколько учеников и в их числе Марис были направлены на Всесоюзный смотр хореографических училищ в Москве. Вместе со Г. Ждановой и И. Карулис танцевал па-де-труа из «Щелкунчика» и «Мазурку» в постановке своего учителя В. Блинова. Рижское хореографическое училище заняло на смотре первое место вместе с училищами Москвы, Ленинграда и Алма-Аты.
В 1953 году, набирая мужской класс, Н. Тарасов пригласил в Москву Мариса. И 2 сентября 1953 года 17-летнего рижанина приняли в Московское хореографическое училище (ныне Московская академия хореографии). Театр не дал ему стипендии, и родители продали дачу на Взморье, чтобы сын мог учиться.
1 мая 1955 года на выпускном вечере Марис станцевал спектакль «Щелкунчик» целиком. Спектакль прошёл на сцене филиала Большого театра (ныне Театр оперетты). Хотя он был отличником, его не приняли в Большой театр, разъяснив, что национальные кадры должны закрепляться на местах. И Марис вернулся в Ригу.
Участие в конкурсе во время VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов принесло Лиепе золотую медаль. Председателем жюри была Галина Уланова.
Летом 1960 года Марис вместе с коллективом Большого театра побывал на гастролях в Польской Народной Республике, где танцевал с Ольгой Лепешинской.
После гастролей последовало приглашение в легендарную труппу Большого театра. Позже Лиепа узнал, что решил свою судьбу, задав главному балетмейстеру Л. Лавровскому вопрос: «Что я буду танцевать», не спросив ни о зарплате, ни о квартире. Официальный дебют состоялся в начале сезона 1960/1961 годов в партии Базиля в балете «Дон Кихот». Вскоре Лиепа перетанцевал почти весь тогдашний репертуар: «Тропою грома», «Жизель», «Раймонду», «Лебединое озеро», «Золушку», «Шопениану», «Ночной город», «Ромео и Джульетту» и «Спартака» в своеобразной постановке Л. Якобсона.
В роли Ромео впервые выступил в Лондоне на сцене Ковент-Гардена в 1963 году.
В том же 1963 году его пригласили преподавателем в Московское хореографическое училище, где он преподавал до 1980 года.
В первой половине 1960-х годов Марис Лиепа танцует Вакха в балетной сцене «Вальпургиева ночь» оперы «Фауст», Армена в «Гаянэ», Георгия в «Страницах жизни», встречается с изысканной хореографией М. Фокина в «Шопениане», танцует принца Дезире в «Спящей красавице» и Принца в «Золушке». А к гастролям 1963 года в Англии Лиепа готовит роль Ромео. «Ромео с головы до ног», «абсолютный Ромео» оценит его английская критика. А сам Лиепа скромно заметит, что самой сложной задачей было обучение тела шекспировскому языку. Техническая сторона партии была отработана без малейших скидок.
В 1964 году в Большой театр пришёл новый главный балетмейстер Юрий Григорович. Поначалу сотрудничество складывалось удачно. В балете «Легенда о любви» Марис станцевал Ферхада. В балете «Спартак» он получил партию заглавного героя, но вскоре Юрий Григорович перепоручил ему роль Красса и работал над ней, ориентируясь на индивидуальность актёра. Успех превзошёл все ожидания, в 1970 году творческая группа балета удостоилась Ленинской премии.
В 1966 году Лиепа восстановил балет М. Фокина «Видение розы» на музыку К. Вебера и получил возможность показать его на сцене Большого театра. Триумфальные гастроли были по всему миру. Английская критика нарекала Мариса Лиепу «Лоуренсом Оливье» в балете.
В 1971 году за исполнение роли Альберта в «Жизели» Серж Лифарь вручил Лиепе премию имени Вацлава Нижинского.
Но благополучная биография неожиданно обрывается. Нелицеприятные высказывания Лиепы об уровне хореографии в новых балетах не понравились Юрию Григоровичу, а статью, опубликованную в «Правде» в декабре 1978 года, балетмейстер не простил никогда. Григорович не находит Лиепе места в новых версиях «Лебединого озера», «Ромео и Джульетты», в «Иване Грозном», в «Ангаре». За 14 последних лет в Большом театре Лиепа танцует лишь четыре новые партии: Вронский и Каренин в «Анне Карениной», Принц Лимон в «Чиполлино» и Солист в балете «Эти чарующие звуки».
Марис пытался найти себя в кино. В 1972 году играет князя Всеслава в историческом фильме «Могила льва», в 1973 году – Джека Уиллера в фильме «Четвёртый». Для фильма «Четвёртый» ставит оригинальный хореографический номер, который сам называет «Икаром на три минуты». Далее следует бесцветный фильм-балет «Имя твоё», сериал «В одном микрорайоне», несомненная удача – роль Хиггинса в фильме-балете «Галатея» по пьесе Б. Шоу «Пигмалион» и целый букет забавных образов в «Бенефисе Людмилы Гурченко».
Своё 40-летие Лиепа отмечает в Афинах, впервые исполняя партию Хозе в балете «Кармен-сюита» на сцене античного театра.
В 1977 году в Дании Лиепа танцует Гирея в «Бахчисарайском фонтане», а в Исландии Клавдио в балете «Любовью за любовь». В Австралии Лиепа выходит на сцену Гансом в «Жизели». Творческие вечера в Москве по-прежнему собирают огромную аудиторию. Год Лиепа работает с балетмейстером Б. Эйфманом, танцуя Рогожина в балете «Идиот» и Солиста в «Автографах». Первое исполнение Рогожина состоялось на сцене Дворца Съездов в июне 1981 года. В этот же день Андрис Лиепа удостаивается золотой медали на IV Международном конкурсе артистов балета.
Окончив ГИТИС, Марис Лиепа ставит в Днепропетровске «Дон Кихота».
Марис Лиепа последний раз выходит на сцену Большого 28 марта 1982 года – он танцует Красса. Его последний партнёр-Спартак – техничный, молодой и мощный Ирек Мухамедов. Последний триумф завершается решением художественного совета о профнепригодности танцора.
30-летие творческой деятельности Лиепа празднует в Болгарии. В Софийской народной опере, где в 1983-1985 годах он был художественным руководителем балетной труппы, ставит «Дон Кихота» и «Спящую красавицу» и танцует там злую фею Карабос и величественного короля Флорестана.
В 1980-е годы активно снимался в кино. Сыграл главные роли в фильмах «Детство Бемби» (отец Бемби) и «Дорога в ад» (Отто Штиммер).
Марис Лиепа в фильме “Детство Бемби”
Марис Лиепа в фильме “Дорога в ад”
Сфера его деятельности не ограничивалась драматическим и танцевальным искусством – в конце 70-х годов он записал пластинку с песнями Давида Тухманова.
В течение всей своей творческой биографии Лиепа активно сотрудничал с прессой, писал статьи в газетах, журналах, сборниках, выпустил книги «Я хочу танцевать 100 лет» (1980) и «Вчера и сегодня в балете. Марис Лиепа» (1986).
Взлеты и падения Мариса Лиепы
Осенью 1986 года Лиепе не доверяют вакантный пост балетмейстера в Рижском театре оперы и балета и не позволяют создать в Риге новый театр балета на Тихой улице. Министр культуры Латвии Раймонд Паулс вмешаться не хочет, зато Моссовет принимает решение: создать Театр Мариса Лиепы в столице. В «Советской культуре» 4 марта 1989 года появляется объявление о конкурсе в театре «Балет Мариса Лиепы». Он должен был состояться 15 марта. Но не вышло.
Скончался в Москве 26 марта 1989 года в машине «Скорой помощи» от инфаркта. В Москве ходили слухи, что охранник не впустил его в Большой театр и отобрал пропуск, отчего сердце не выдержало.
Почти неделю шла борьба за место прощания с Лиепой. Лишь после вмешательства Союза Театральных деятелей 31 марта 1989 года гроб устанавливают в фойе Большого театра неподалеку от сцены, на которую он выходил больше 20 лет.
Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. На Большом кладбище в Риге, рядом с могилами родителей Лиепы, есть кенотаф с надписью «Марис Лиепа, который вдали».
В 1996 году основан Благотворительный фонд содействия развитию хореографического искусства имени Мариса Лиепы, которым руководят его дети: народный артист России Андрис Лиепа и народная артистка России Илзе Лиепа.
Марис Лиепа. Прощание
Личная жизнь Мариса Лиепы:
Первая жена – Майя Михайловна Плисецкая (1925-2015), артистка балета, прима-балерина Большого театра СССР в 1948-1990 годах, народная артистка СССР. Они прожили в браке всего три месяца. После развода оба о совместной жизни не распространялись.
Марис Лиепа и Майя Плисецкая
Вторая жена – Маргарита Ивановна Жигунова (1937 г.р.), актриса Московского драматического театра им. А. Пушкина. Они познакомились в самолете, который летел из Риги. Маргарита снималась на рижской киностудии в фильме «Илзе». Эта пара считалась одной из красивейших в СССР. А на западе их называли «Русский Лоуренс Оливье и Мэрилин Монро».
В браке родилось двое детей, ставших звездами балета: сын Андрис Лиепа (род. 1962) и дочь Илзе Лиепа (род. 1963).
Марис Лиепа и Маргарита Жигунова
Марис Лиепа с сыном Андрисом и дочерью Илзе
Брак с Маргаритой Жигуновой стал для Мариса самым долгим. Они прожили вместе больше 20 лет, но в конечном итоге Маргарита устала – как от необходимости жертвовать собой ради мужа, так и от его непростого характера и эмоциональных всплесков, наконец, от его частых романов на стороне.
Сам Марис Лиепа писал в дневнике: «А вообще я «выгнан из дома, который строил 10 лет. Да, я один уже 18 дней. Смешно, но факт. Опять холостяцкая жизнь, к которой трудно привыкнуть. Маргарита раскрыла себя до предела. Обнажила свою сущность».
У Маргариты были все основания ревновать супруга: его роман с Галиной Брежневой развивался у нее на глазах.
Марис Лиепа и Галина Брежнева
Третья жена – Нина Львовна Семизорова (род. 1956), балерина Большого театра, балетный педагог, народная артистка РСФСР. Поженились сразу после его развода с Жигуновой. Вместе прожили 5 лет.
Марис Лиепа и Нина Семизорова
Нина Семизорова – третья жена Мариса Лиепы
У Мариса Лиепы были отношения с Евгенией Николаевной Шульц, работавшей в Большом театре художником по костюмам. Она шила костюмы для всех его спектаклей.
От этих отношений в 1979 году родилась дочь Мария Лиепа.
Именно с Евгенией Шульц он провел последние годы жизни. Незадолго до смерти даже сделал ей предложение, но пожениться они так и не успели. Он умер внезапно, от инфаркта. Дочь Мария рассказывала, что хорошо помнит вечер, когда отцу стало плохо с сердцем. Когда приехала «скорая» Маша обняла папу и сказала: «А привези мне куклу в костюме медсестры». Он рассмеялся, но из больницы уже не вернулся.
Евгения Шульц и дочь Мария Лиепа
Партии Мариса Лиепы:
Латвийский театр оперы и балета:
1955 – «Сакта свободы» А. П. Скулте (хореография Е. Я. Чанги) – Тотс;
1955 – «Лайма» А. Я. Лепина (хореография Е. А. Тангиевой-Берзниек) – Никита;
1955 – «Раймонда» А. К. Глазунова (хореография М. И. Петипы) – солист в гран-па;
1956 – «Корсар» А. Адана, Л. Делиба, Р. Дриго, Ц. Пуни (хореография М. И. Петипы и Ж. Перро) – солист в Па-д’экслав;
1956 – «Лебединое озеро» П. И. Чайковского (хореография М. И. Петипы, Л. И. Иванова) – Принц Зигфрид;
1979 – «Кармен-сюита» А. Алонсо в оркестрокве Р. К. Щедрина (хореография А. Я. Лемберга) – Хозе (гастроли театра в Москве)
Московский музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко:
1956 – «Лебединое озеро» П. И. Чайковского (хореография А. А. Горского, А. М. Мессерера) – Принц Зигфрид;
1956 – «Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева (хореография Р. В. Захарова) – Вацлав;
1956 – «Эсмеральда» Ц. Пуни – Феб;
1957 – «Жанна д’Арк» Н. И. Пейко (хореография В. П. Бурмейстера) – Лионель;
1957 – «Корсар» А. Адана, Л. Делиба, Р. Дриго, Ц. Пуни (хореография Н. Г. Гришиной) – Конрад;
1958 – «Лесная фея» П. Герлеля (хореография А. В. Чичинадзе) – Чабан;
1958 – «Шехеразада» на музыку Н. А. Римского-Корсакова (хореография В. П. Бурмейстера) – Синдбад;
1958 – «Штраусиана» на музыку И. Штрауса (хореография В. П. Бурмейстера) – Поэт
Большой театр:
1960 – «Дон Кихот» Л. Ф. Минкуса (хореография А. А. Горского) – Базиль;
1960 – «Тропою грома» К. А. Караева (хореография К. М. Сергеев) – Ленни;
1961 – «Вальпургиева ночь» в опере «Фауст» Ш. Гуно (хореография Л. М. Лавровского) – Вакх;
1961 – «Жизель» А. Адана (хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. И. Петипы) – Граф Альберт;
1961 – «Ночной город» Б. Бартока (хореография Л. М. Лавровского) – Юноша;
1961 – «Лебединое озеро» П. И. Чайковского (хореография А. А. Горского, А. М. Мессерера) – Принц Зигфрид;
1962 – «Гаянэ» А. И. Хачатуряна (хореография В. Вайнонена) – Армен;
1962 – «Класс-концерт» (хореография А. М. Мессерера) – солист;
1962 – «Шопениана» на музыку Ф. Шопена (хореография М. М. Фокин) – Юноша;
1962 – «Страницы жизни» А. М. Баланчивадзе (хореография Л. М. Лавровского) – Георгий;
1962 – «Спартак» А. И. Хачатуряна (хореография Л. В. Якобсона) – Спартак;
1963 – «Золушка» С. С. Прокофьева (хореография Р. В. Захарова) – Принц;
1963 – «Раймонда» А. К. Глазунова (хореография Л. М. Лавровского по М. И. Петипу и А. А. Горскому) – Жан де Бриен;
1963 – «Спящая красавица» П. И. Чайковского (хореография Ю. Н. Григорович по М. И. Петипу) – Принц Дезире;
1963 – «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева (хореография Л. М. Лавровского) – Ромео;
1964 – «Сказке о Солдате и Чёрте» И. Стравинского (хореография Э. В. Суве) – Чёрт;
1965 – «Легенда о любви» А. Меликова (хореография Ю. Н. Григорович) – Ферхад;
1967 – «Видение розы» на музыку К. Вебера (хореография М. М. Фокина) – Дух розы;
1967 – «Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева (хореография Р. В. Захарова) – Вацлав;
1968 – «Спартак» А. И. Хачатуряна (хореография Ю. Н. Григорович) – Красс;
1970 – «Лебединое озеро» П. И. Чайковского (хореография Ю. Н. Григорович) – Принц Зигфрид;
1972 – «Анна Каренина» Р. К. Щедрина (хореография Н. И. Рыженко, В. В. Смирнова-Голованова и М. М. Плисецкой) – Вронский;
1974 – «Спящая красавица» П. И. Чайковского (хореография Ю. Н. Григоровича по М. И. Петипу) – Принц Дезире;
1976 – «Анна Каренина» Р. К. Щедрина (хореография Н. И. Рыженко, В. В. Смирнова-Голованова, М. М. Плисецкой) – Каренин;
1976 – «Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева (хореография Р. В. Захарова) – Хан Гирей;
1976 – «Любовью за любовь» Т. Н. Хренникова (хореография В. Боккадоро) – Клавдио;
1977 – «Чипполино» К. С. Хачатуряна (хореография Г. А. Майорова) – Принц Лимон;
1978 – «Эти чарующие звуки…» на музыку А. Корелли, Дж. Торелли, В. А. Моцарта, Ж. Ф. Рамо (хореография В. В. Васильев) – солист;
1979 – «Жизель» А. Адана (хореография Ж. Перро, Ж. Коралли, М. И. Петипы) – Ганс
Ленинградский «Новый балет» (Театр балета под руководством Б. Эйфмана):
1981 – «Идиот» на музыку П. И. Чайковского (хореография Б. Я. Эйфман) – Рогожин;
1981 – «Автографы» на музыку А. Вивальди (хореография Б. Я. Эйфман) – солист
Партии, исполненные с труппами других театров, концертные номера:
1955 – «Баядерка» Л. Минкуса (хореография М. И. Петипы) – Солор (выпускной концерт в Московском хореографическом училище);
1979 – «Сильвия» Л. Делиба (хореография Ф. Аштона) – па-де-де (творческий вечер М. Лиепы);
1981 – «Спартак» А. И. Хачатуряна – Красс (Новосибирский театр оперы и балета);
Хореографическая миниатюра «Весенние воды» на музыку С. В. Рахманинова (хореография А. М. Мессерера)
Софийская народная опера:
1984 – «Спящая красавица» П. И. Чайковского (редакция М. Э. Лиепа по М. И. Петипа) – Король Флорестан, Фея Карабос
Фильмография Мариса Лиепы:
1959 – Илзе (Ilze)
1961 – СССР с открытым сердцем (документальный)
1964 – Майя Плисецкая (документальный)
1965 – Новогодний календарь
1969 – Гамлет (фильм-спектакль) – Гамлет
1971 – Могила льва – Всеслав, князь полоцкий
1971 – Марис Лиепа (документальный)
1972 – Четвёртый – Джек Уиллер (озвучил Вячеслав Тихонов)
1974 – Имя твое (фильм-спектакль) – Анри
1975 – Спартак (фильм-балет) (фильм-спектакль) – Красс
1976 – В одном микрорайоне (фильм-спектакль) – Яунис Берзинь
1977 – Орех Кракатук – Мышиный Король (вокал – Михаил Боярский)
1977 – Галатея – Генри Хиггинс, профессор
1978 – Бенефис Людмилы Гурченко (фильм-спектакль)
1980 – Большой балет (фильм-концерт) (фильм-спектакль)
1981 – Я начинаю новый монолог (документальный)
1985 – Детство Бемби – отец Бемби
1986 – Юность Бемби – отец Бемби
1986 – Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона – Валентайн Уолтер, полковник
1986 – Миф
1986 – Лермонтов – Николай I
1987 – Балет от первого лица (документальный)
1987 – К расследованию приступить – Хрунин
1988 – Корабль – Штоль
1988 – Дорога в ад – Отто Штиммер
2000 – Воспоминания о Шерлоке Холмсе
Библиография Мариса Лиепы:
1982 – Лиепа М. Вчера и сегодня в балете
1996 – Лиепа М. Я хочу танцевать сто лет
Награды и звания Мариса Лиепы:
1964 – Заслуженный артист РСФСР;
1968 – Народный артист Латвийской ССР;
1969 – Народный артист РСФСР;
1976 – Народный артист СССР (25 мая 1976 года) – за большие заслуги в развитии советского музыкального и хореографического искусства и в связи с 200-летием Государственного академического Большого театра СССР;
1970 – Ленинская премия – за исполнение партии Красса в балетном спектакле «Спартак» в постановке Ю. Н. Григоровича;
1986 – орден Дружбы народов;
1957 – золотая медаль на I Всесоюзном конкурсе артистов балета VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве;
1962 – медаль имени К. С. Станиславского за актёрское мастерство в роли Спартака («Спартак» в постановке Л. Якобсона);
1971 – премия имени В. Нижинского «Лучший танцовщик» Парижской академии танца за роль Альберта «Жизель»;
1977 – премия имени М. Петипа Парижской академии танца;
1981 – золотая медаль на IV Международном конкурсе артистов балета